Что такое эго? Психология, эго. Значение слова «эго»

ego-chto-eto-7.jpg

Здесь я расскажу про ЭГО — что это такое простыми словами. Вы узнаете, как проявляется ЭГО и как с ним справиться. Составляя половину слова ЭГОИСТ, на сколько оно наполняет ЭГОИСТА смыслом?

ЭГО есть у всех — у тех, кто стыдится его и отрицает, и у тех, кто им гордится и выпячивает его. Давайте же разберемся, то ли это выпячивается, и то ли это отрицается, или, может, кто-то что-то путает.

ego-chto-eto-6.jpg

Содержание:

Эго  — что это?

ЭГО – это живущая внутри личности субличность (личность в личности), основанная на принятых личностью и устоявшихся убеждениях и верованиях.

Основная функция ЭГО заключается в оберегании личности от любого неудобства (дискомфорта). Защитная функция ЭГО активируется каждый раз при:

  • попытках личности изменить или уйти от своих убеждений или привычек
  • сознательном желании личности изучить или понять что-то новое
  • попытках прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать свои истинные потребности и цели
  • попытках выделиться из толпы. Резко игнорировать стиль жизни, одежды и поведения, принятые в той социальной группе, к которой относит себя личность (принадлежность к этой социальной группе определило ЭГО)
  • попытках разобраться в истинных (психосоматических) причинах своих заболеваний

ЭГО – это такой «стабилизатор», поддерживающий человека в постоянном, привычно-удобном состоянии.

Эго в психологии

ЭГО, как самостоятельная, живущая внутри каждого из нас личность, имеет огромное влияние на наши мысли, поведение и всю нашу жизнь. ЭГО существует, большей частью, на уровне нашего подсознания – там, где хранятся все наши сформированные убеждения и привычки.

Человеку бывает трудно решиться на какие-либо перемены в жизни – завести новые знакомства, перейти на новую работу, переехать в другой город. Что-то все время мешает ему. Что-то сдерживает. Вынуждает придумывать какие-то отговорки. В то время, как его сознание понимает необходимость и пользу перемен.

Это вмешивается ЭГО. Оно же не любит дискомфорт. Не любит чувствовать «себя» глупым и неопытным новичком.

ЭГО управляет нами. Оно бывает настолько сильным и убедительным, что мы и сами легко верим в свои отговорки и оправдания невозможности что-либо изменить в своей жизни. Наше ЭГО обычно сильнее нас.

Мне понравилось описание ЭГО(откроется в новой вкладке), предложенное известным психологом и автором множества книг по психологии и психосоматике — Луз Бурбо .

Как проявляется ЭГО?

Как обнаружить влияние своего ЭГО?

Вот примеры его проявлений:

  • Ты все всегда знаешь сам. Тебе трудно признаться, что ты чего-то не понимаешь, спросить кого-нибудь о чем-то, слушать чужие мнения или советы.
  • Ты должен окончить хороший ВУЗ. И желательно с красным дипломом! Я помню, как когда я учился в первом своем ВУЗе, девчонки с экономического факультета выпрашивали у преподавателей пятерки. «Я иду на красный диплом! Не портите мне жизнь!» — Железный аргумент.

Я, кстати, получил потом еще и второе высшее – моё ЭГО решило, что одного мне мало.

  • Ты хочешь доказать всем чего ты стоишь. Должен победить в соревнованиях или конкурсах. Грамоты, кубки и медали поставить на видном месте, чтобы все знали, кто ты такой и что из себя представляешь.
  • Ты добился чего-то и перестал развиваться и двигаться дальше. Гордишься своими прошлыми достижениями, остановился на достигнутом.
  • Тебе трудно признать свою ошибку и извиниться.
  • Ты покупаешь себе новую машину, потому, что у кого-то машина лучше и дороже. Хотя твоя машина тебе нравится и устраивает тебя.
  • В своей плачевной ситуации ты винишь любые обстоятельства (семья, дети, небогатые родители, отсутствие блата и пр.).

Эгоист – кто это такой?

Все мы знаем, что эгоист – это тот, кто свои личные интересы ставит превыше всех остальных и думает только о себе.

А всегда ли эгоизм является проявлением ЭГО? Наверное, не всегда. То, что мы называем эгоизмом, часто бывает проявлением какого-нибудь инстинкта, невнимательностью, жадностью или особенностями воспитания.

С другой стороны, и ЭГО и эгоизм могут проявляться в альтруизме.

Как не слушаться своего ЭГО?

ЭГО далеко не всегда бывает нам добрым помощником. Часто, оберегая нас от всего нового и неизвестного, оно оказывает нам медвежью услугу. Мы перестаем развиваться, и, не смотря, на то, что порой наша жизнь нам не нравится, мы не в силах что-либо изменить. И виним в этом обстоятельства или самих себя.

Переживание чувства вины или обиды на внешние обстоятельства – не лучший способ меняться и менять свою жизнь. Длительное нахождение в такой ситуации может способствовать апатии (откроется в новой вкладке), депрессии и развитию психосоматических заболеваний.

Хотите научиться управлять своим ЭГО или избавиться от его негативных проявлений? Тогда вам сюда.

Чтобы научиться жить полноценной жизнью, развиваться, все время узнавать и принимать что-то новое, стоит осознать свое ЭГО, его проявления в твоей жизни и его влияние при принятии важных решений.

Нужно понять, что ЭГО основано на убеждениях, большинство из которых сформировано в далеком детстве, под влиянием родительских установок или личного опыта.

Многие убеждения, сыграв свою положительную роль на каком-то этапе твоей жизни, не являются столь же полезными или нужными в настоящем. Они могут быть ограничивающими или вредными.

Научившись слышать свое истинное Я, ты сможешь следовать своему внутреннему голосу и действовать, в соответствии со своими истинными целями и потребностями. Твое ЭГО перестанет управлять тобой. У тебя больше не будет возникать ощущение, что ты живешь не своей жизнью.

Ты научишься быть самим собой и обретешь внутреннее спокойствие.

Заключение

Надеюсь, Вам теперь понятно, что такое ЭГО и как оно проявляется. Если статья Вам понравилась, поделитесь ею с друзьями или оставьте свой комментарий.

Если у Вас не получается самостоятельно разобраться со своим ЭГО (убеждениями), мы можем проработать это у меня на сеансах-консультациях. Записывайтесь и приходите!

П.С. Загляните в БЕСПЛАТНО, там может быть кое-что полезное для Вас.

поделиться ссылкой: (21 оценок, среднее: 4,57 из 5) —>

оцените статью

ТолкованиеЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ)</dt>        Направление психоанализа, представители которого (в отличие от ортодоксального психоанализа, рассматривающего инстинкты, влечения как доминирующую часть личности) считают, что наиболее важную и независимую роль в функционировании личности играет «Я», которое осуществляет борьбу с влечениями, регулирует взаимоотношения личности со средой и при этом является автономным образованием с определенными структурами и защитными механизмами. В персоналистской теории считается, что психологическая защита — это следствие противоречий в структуре «Я». Целью защитного процесса является согласование между реальным содержанием сознания и Я-концепцией. В англоязычной литературе это направление определяется как Эго-психология. Понятие «конфликт», характерное для классического психоанализа, в Эго-психологии может заменяться понятием «диалог индивида со средой». Среда рассматривается при этом как ближайшее окружение индивида. Процесс развития «Я» сводится к адаптации. Главными представителями Эго-психологии являются А. Фрейд (Freud А.), Хартманн (Hartmann H.), Эриксон (Erikson E.).        Для Эго-психологии характерно стремление к самостоятельности и стабильности личности. Ее сторонники пытаются преодолеть расщепленность человеческой индивидуальности, характерную для теории Фрейда (Freud S.). Они придают «Я» некоторые структурные характеристики, снабжают его механизмом ориентации в среде (перцепции), построения понятий, а также управления двигательными актами. Предполагается, что функции «Я» не зависят от влечений, они автономны. Влечения запускают в ход аппарат «Я», т. е. процессы восприятия, памяти, действия, однако не определяют характер их функционирования. Источником энергии для этих аппаратов либо являются они сами, либо возможно переключение первичной энергии влечений на нужды «Я» (Ярошевский М. Г., 1974).        Новая ориентация психоанализа, получившая наибольшее признание в США, помогала пациенту адаптироваться, обеспечивала ему хорошее самочувствие, укрепляла его защитные механизмы, формировала сильное Я, способное противостоять различным угрозам.        Развитие теоретических положений Эго-психологии принадлежит Хартманну, а также Крису (Kris Е.), Ловенштейну (Loewenstein R.). В 1939 г. Хартманн опубликовал статью «Эго-психология и проблема адаптации». В ней говорилось, что адаптивная психология может основываться лишь на признании решающей роли «Я», которое должно занять место Оно. «Я» стало в теории Хартманна центральной инстанцией, состоящей из 2 компонентов. Одна часть «Я» независима, не является следствием конфликта между Оно и Сверх-«Я» и формируется постепенно, следуя за этапами организаций психики. Это «автономное «Я»», которое нужно укреплять, чтобы помочь пациенту противостоять трудностям, возникающим при контакте с внешним миром. Наряду с этим «Я» выступает носителем «нейтрализованной» энергии, являющейся результатом уничтожения агрессивности влечениями либидо. Хартманн преобразовал «Я» в нейтральную инстанцию. Он создал концепцию о врожденных корнях развития «Я», существующих независимо от инстинктивных влечений в форме «аппаратов первичной автономии» перцепции, мобильности и памяти. Со временем эти физиологические задатки начинают регулироваться психическими процессами, они не развиваются на почве внутреннего конфликта, а скорее служат целям адаптации и овладения, однако могут участвовать в инстинктивных и конфликтных процессах, как, например, в случае, когда визуальное восприятие сексуализируется, что ведет к истерической слепоте. Эти первичные автономные функции являются филогенетическими гарантами координации в отношении «среднего ожидаемого окружения». С течением времени другие функции «Я», имеющие отношение к конфликту и защите, могут подвергнуться изменению путем десексуализации и автоматизации, т. е. могут утратить инстинктивное качество и стать полезными в адаптивном смысле. Они носят название вторичных автономных функций. Как первичные, так и вторичные автономные функции обеспечивают фундамент относительной автономии «Я» от влечений и тем самым служат адаптивным целям. Вместе с Крисом и Ловенштейном Хартманн работал над использованием некоторых идей о расширенном взгляде на «Я» в психоаналитическом лечении. Крис создал концепцию регрессии на службе «Я», которая нашла применение в изучении творчества в искусстве и литературе. Такие бессознательные силы могут генерировать творческие идеи и формироваться под интегративным контролем «Я».        Работа А. Фрейд «Эго и механизмы защиты» (1936) явилась значительным вкладом, который помог консолидировать прогрессивные идеи — предвестники понятия об адаптивных функциях «Я». В этой книге она разработала концепцию специфических защит, дополняющих основной механизм подавления, подчеркнула значение аффектов и показала отношение между ответными реакциями на внешнюю опасность и защитными формами против внутренней инстинктивной опасности. А. Фрейд указала на 9 защитных механизмов: регрессию, подавление, реактивное образование, изоляцию, уничтожение, проекцию, интроекцию, обращение против себя, реверсию; кроме того, выделила еще один, переходный, — сублимацию. Она полагала, что психоанализ детей ставит такие ситуационные проблемы, которые не имеют ничего общего с практикой лечения взрослых. А. Фрейд обосновывала, по существу, «квазиморальное» лечение, заостряя существующие у ребенка трудности и вызывая у него чувство виновности, чтобы доступными для него путями реализовать эквивалент желания, побуждающий взрослого прибегать к психоанализу. Она полагала, что Сверх-«Я» маленького ребенка еще малоэффективно, а психоанализ слишком быстро привел бы к удовлетворению его желаний. Будущая же его взрослая жизнь не сулит подобных быстрых удовлетворений, поэтому нужно укреплять Сверх-«Я» ребенка, готовить его к тому, чтобы в дальнейшем он мог успешно противостоять неудовлетворенным желаниям.        Третий из главных представителей этого направления, Эриксон, много лет работал над сближением культурных влияний и индивидуальной психологии. Начав с положений теории либидо, он изучал сложное взаимодействие социальных и культурных форм с силами становления зрелости, раскрывающимися в индивиде. Эта эпигенетическая концепция развития подчеркивает значение специфической для каждой фазы эволюционной задачи и врожденной координации со «средним ожидаемым окружением». В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества Эриксон подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой является психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождественности», психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу («потеря себя»). На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл психотерапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности. Им были выделены 8 стадий человеческой жизни:        1) доверие — недоверие (1 год);        2) самостоятельность — нерешительность (2-3 года);        3) предприимчивость и чувство вины (4-5 лет);        4) умелость и неполноценность (6-11 лет);        5) идентификация личности и путаница ролей (12-18 лет);        6) близость и одиночество (начало зрелости);        7) общечеловечность и самопоглощенность (зрелый возраст);        8) цельность и безнадежность (после окончания основной работы жизни).        С точки зрения Эго-психологии индивид рассматривается с позиций способности к адаптации, испытанию реальностью, к защите и их использованию в клинической ситуации и жизни вообще, для того чтобы обратить внимание на внутренний мир побуждений, чувств и фантазий и внешний мир реальных требований. Способности к адаптации, испытанию реальностью и защите в своем эволюционном развитии рассматриваются как медленно достигаемые и формируемые со временем. В то время как исторически большинство Эго-концепций развивались из психологии влечений — конфликтов и оставались тесно связанными с ней посредством концепций защиты от влечений, работа Хартманна (1939) перенесла акцент на адаптацию к «среднему ожидаемому окружению». Концепция развития функционирования «Я» использовалась также для выделения понятия «дефект «Я»». Поскольку взрослые (и старшие дети) имеют способности к адаптации, испытанию реальностью и защите, которых у детей младшего возраста нет, можно допустить их возникновение на промежуточной стадии. То, что развивается с трудом или путем, отклоняющимся от нормы, неудачи развития в сфере адаптивных способностей могут рассматриваться как «дефект «Я»», например аффективная вспышка, неспособность к отдалению импульсов и контролю над ними, неудачи в достижении постоянства. Такие дефекты связаны с конфликтом; конфликт может влиять негативно, и они в любом случае будут включены в фантазии индивида и его опыт и, следовательно, станут элементами конфликта, выполняя многочисленные функции (Waelder R., 1930), но при этом они могут быть с успехом (с рабочей, клинической точки зрения) приняты во внимание как дефекты — неспособность к адаптации.        Эти концепции, сгруппированные под общим названием Эго-психологии, оказали огромное влияние на направление развития теории и практики психоанализа. В последние годы они подверглись нападкам как слишком биологические и механистические, недостаточно уделяющие внимания смысловой стороне и внутреннему опыту. Кроме того, акцент на психической энергии и ее сложной изменчивости, по мнению многих психоаналитиков, слишком отдаляет Эго-психологию от клинических феноменов. В настоящее время наблюдается тенденция скорректировать этот акцент за счет контракцента на субъективном опыте, смысле и эмпатической интеракции. Вклад Эго-психологии в психоанализ был очень важным, так как она дала много полезных концепций, например таких, как первичная и вторичная автономность «Я», изменение функции, обоснование теорий объектных отношений и адаптации, врожденные социальные способности и взаимосвязь индивидуального развития с окружением (Curtis H. С.,1991).</dd>

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

</dl>

Смотреть что такое «ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ)» в других словарях:

  • Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • Персонология — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 ноября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

Э́го (лат. ego, др.-греч.ἐγώ «я») — согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения[1].

Эго в психоанализе Фрейда

Эго является, наряду с Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я), одной из трёх психологических сущностей, предложенных Зигмундом Фрейдом для описания динамики человеческой психики. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эго не совпадает ни с психикой, ни с телом, хотя телесные ощущения формируют ядро раннего опыта индивида. Эго, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

По мере развития любого индивида происходит дифференциация Эго и развитие Супер-Эго. Супер-Эго включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов. И, таким образом, возникает нравственный конфликт, необходимый для роста и взросления личности. Эго играет роль посредника между Супер-Эго и Ид путём бессознательного создания защитных механизмов: отрицания, замещения, проекции, рационализации, реактивной формации, регрессии, подавления, сублимации и др.[2] При осознании одного защитного механизма, он уступает место другим. Есть мнение, что по мере использования, сила Эго снижается.

Прогресс от немедленной реакции к контролируемому поведению, от дологического к рациональному мышлению происходит медленно и осуществляется в виде многих последовательных стадий на протяжении детства. Даже достигнув физической зрелости, люди существенно различаются между собой в формах и эффективности деятельности эго. Это важное качество было названо Фрейдом «силой эго». Человеку с «сильным эго» свойственны следующие характеристики: он объективен в своих оценках окружающего мира и себя; его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс. С другой стороны, индивид со «слабым Эго» более схож с ребёнком: его поведение импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Эго в аналитической психологии Карла Юнга

В аналитической психологииК. Юнга эго понимается как комплекс, включающий всё содержимое сознания[3], входящий в структуру психики наряду с бессознательным, состоящем из личного и коллективного бессознательного.

«Это комплекс данных, конструированный прежде всего общей осведомленностью относительно своего тела, своего существования и затем данными памяти; у человека есть определённая идея о его прошлом бытии, определённые наборы (серии) памяти. Эти две составляющие и есть главные конституэнты Эго. Поэтому можно назвать Эго комплексом психических факторов. Этот комплекс обладает огромной энергией притяжения, как магнит; он притягивает содержания из бессознательного, из этой темной неведомой области; он также притягивает впечатления извне, и когда они входят в связь с Эго, то осознаются.»

Карл Юнг, «Тэвистокские лекции»[4]

Эго в других направлениях

После Зигмунда Фрейда и Карла Юнга понятие эго раскрывали и другие учёные. Эго рассматривается как «источник поведения и связующий центр личности в её человеческом окружении» (Metzger, Psychologie, 1941). Эго, в процессе развития человека, выделяется из единого изначального сознания, которое охватывает «внешний мир» и собственную личность в нераздельном единстве. Оно постоянно сопровождается сознанием «с-самим-собой-идентичного-бытия»; таким образом, если человек отчётливо познаёт свои телесные и душевно-духовные изменения, то он знает, что, несмотря на них, он «в своей основе» (то есть в глубине своего Эго) всегда остаётся одним и тем же. К наглядной сфере Эго относятся тело и всё, что может служить расширению этой сферы (являющемуся предметом постоянного стремления): одежда, украшения, а также имущество, в которое Эго может «врастать». Часто в Эго видят творческое единство; действительность приобретает смысл только будучи соотнесена с ним; наиболее чётко это выражено у Фихте: «Эго требует, чтобы оно обнимало собой всю реальность и достигало бесконечности». Ницше, наоборот, в отношении Эго говорит: «Эго — это множество личных (personenarten) сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план».

См. также

Примечания

  1. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М. — 1998.
  2. Лекция 22. Психоанализ. Фрейд. (неопр.). StudFiles. Дата обращения: 30 января 2018.
  3. К. Юнг, «Aion», гл.1 Эго
  4. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: её теория и практика / пер. с англ. В. И. Менжулина. — М: АСТ, 2009. — 252 с.

Литература

  • Алексеев С. А., Оршанский И. Г.,.Я, в философии и психологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Эта страница в последний раз была отредактирована 10 января 2021 в 14:35.

Эго-психология

Важным толчком в развитии теории и практики психодинамической терапии явилось появление в 1936 г. работы дочери З. Фрейда, представительницы континентальной школы психоанализа, Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты», а в 1939 г. – книги Хайнца Хартмана «Психология эго и проблема адаптации».

В своей работе Анна Фрейд рассматривала роль защитных механизмов в условиях нормального психического функционирования личности. Она расширила понятие защиты, включив в него как защиту против опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира, так и против угроз, связанных с внутренними инстинктивными импульсами.

Хартман уделял особое внимание врожденному развитию того, что он называл сферой «Эго», свободной от конфликтов. В противоположность Фрейду, которого интересовали прежде всего клинические данные индивида и возможности развития у него специфических навыков и способностей, помогающих справиться с конфликтной ситуацией, Хартман придерживался точки зрения о том, что существует множество сторон нормально функционирующей психики, которые следуют автономному курсу развития и не являются результатом интрапсихического конфликта.

В дальнейшем эгопсихология как направление стала отражать взгляды тех психоаналитиков, которые сосредоточили свое внимание на процессах нормального и патологического функционирования «Эго».

Основываясь на структурной модели, представители эгопсихологии предложили новые пути в понимании некоторых типов патологии. По их мнению, каждый индивид развивает защитные реакции «Эго», которые могли быть адаптивными в детстве, в семье, но могут оказаться неадаптивными во внесемейной реальности.

Важным нововведением как для терапии, так и для психодинамической диагностики явилось представление о том, что «Эго» обладает широким диапазоном действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В рамках этого представления сложилась рабочая модель, согласно которой в течение процесса психоаналитической терапии «наблюдающее Эго» – сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует терапевтический альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего «Эго», в то время как «переживающее Эго» вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

«Терапевтическое расщепление Эго» стало рассматриваться как необходимое условие эффективной аналитической терапии. В случае если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более глубинных эмоциональных реакциях, первой задачей становилась помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего «Эго» стало прогностическим критерием первостепенной важности, поскольку дистонность (чуждость наблюдающему «Эго») симптома или проблемы делала процесс психотерапии гораздо более быстрым и эффективным, нежели синтонность проблем, то есть восприятие их пациентом как вполне органичных и в связи с этим не заслуживающих внимания. Это открытие привело к появлению таких терминов, как «Эго-дистонный» или «Эго-синтонный» личностный стиль.

Кроме того, учет важной роли «Эго» в восприятии и адаптации к реальности позволил ввести такое понятие, как «сила Эго». Под ним подразумевается способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, без использования более ранних (примитивных) психологических защит (например, отрицания). В связи с этим по мере развития психодинамической практики стали проводиться различия между архаичными и зрелыми психологическими защитами. Под первыми стали понимать психологическое избегание или радикальное отвержение беспокоящих жизненных фактов, а под вторыми – включение в себя большей приспособляемости к реальности.

Эгопсихологи также предположили, что для психологического здоровья необходимы не только зрелые защитные реакции, но и способность использовать разнообразные защитные процессы. Другими словами, стало очевидно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией), не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными способами в зависимости от обстоятельств. В связи с этим в работах данного периода стали использоваться и развиваться такие идеи, как «ригидность» личности или «панцирь характера».

Применение понятий «синтонности» и «дистонности» к Суперэго также имело важное диагностическое значение. Так, например, пациент, заявляющий, что он плохой, поскольку у него возникают негативные мысли и чувства по отношению к собственным родителям, в клиническом плане отличается от пациента, утверждающего, что «часть его» чувствует, что он плохой, когда у него возникают подобные мысли. Обоих пациентов следует рассматривать как депрессивные личности, склонные к самообвинению, но проблема первого пациента намного глубже, чем второго.

Помимо этого развитие концепции Суперэго в рамках эгопсихологии привело к тому, что психотерапевты перестали рассматривать цель психодинамической терапии исключительно как попытку сделать бессознательное содержание сознательным. В рамках эгопсихологии задача психотерапии включает в себя изменение слишком жесткого Суперэго пациента на более адекватное.

Еще одним достижением эгопсихологии стала попытка понимания проблем пациента на основании не только теории фиксации на определенной фазе развития, но и в соответствии с характерными для него способами справляться с тревогой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Что такое эго? Даже для философов этот вопрос является одним из самых сложных. Многие считают, что наше эго состоит из воспоминаний, стремлений и привычек. В этой статье мы, возможно, сломаем ваши представления об этом понятии, или суммируем все знания о нём.

345040.jpg</h2>

Мы не уникальны?..

Давайте сначала выясним, что же подразумевают под «эго». Значение слова вроде бы простое: с латинского оно переводится как «Я» и, по теории ряда психоаналитиков, является одним из компонентов структуры личности. Проще говоря, это набор наших мыслей, убеждений, наши ежедневные привычки. Мы всегда обращаемся к собственной «коллекции» мыслей, чтобы принять то или иное решение, дать оценку чему-либо, сделать выбор, тем самым повернув жизнь в определённое русло. Часто мы утверждаем, и сами свято в это верим, что все мысли – наши собственные, тогда как на самом деле большая их часть перешла к нам от друзей, членов семьи, коллег, знакомых и даже посторонних людей. Чтобы в голове возникла на самом деле оригинальная идея, нужно заниматься глубоким самосозерцанием на протяжении очень долгого времени. Но в повседневной жизни нам трудно это сделать, поэтому мы просто принимаем то, что нам дано. Согласитесь, мы вынуждены идти в ногу с популярными нынче модой, религией, идеалами. На тех, кто как бы отбивается от общей массы, смотрят как на изгоев или чудаков. Обычно мы подкрепляем свои позиции такими заявлениями, как: «Но все другие думают…» или «Что подумают люди…». По сути, это возвращает нас к позиции, которая в психологии называется «стадным чувством».

эго психология</h2>

Стадное чувство и эго

Психология подразумевает под стадным чувством стремление людей принимать определённые типы поведения под влиянием окружающих, следовать тенденциям. Это ярко отражается на том, какие товары мы приобретаем, какие фильмы смотрим, какую одежду носим. Именно на примерах моды на аксессуары, одежду, автомобили, музыку, предметы домашнего декора и даже суеверия и религию можно говорить о том, что люди, по сути, лишены эксклюзивности в плане эго. Ярким примером современности является широкое распространение всевозможной рекламы. И вот люди уже не задумываются над тем, чего именно они хотят: выбор давно сделан за нас, остаётся лишь пойти и купить, высказать чужое мнение, согласиться с толпой… Социологи и психологи изучают соответствующие разделы группового интеллекта, мудрость толпы и децентрализованность принятия решений.

Имейте своё мнение

эго значение слова</h2>

На самом деле иметь так называемое собственное эго очень сложно. Вполне нормально доверять людям — тем, кого мы хорошо знаем. Но, как мы уже выяснили, не все наши мысли являются нашими собственными. Но это не значит, что им не нужно доверять. Не игнорируйте их. Как говорят самураи: «Обнимите своего врага. Тогда он не сможет достать свой меч». Этот простой принцип вполне применим и к нашим мыслям: «обнимайте» любую мысль, которая придёт вам в голову. Идеи приходят и уходят. Помните первое правило фитнеса? После тренировки подождите один час, прежде чем поесть, как бы этого ни хотелось. Так и мысль должна быть обработана. Подождите, посмотрите, что произойдёт в первые несколько мгновений, прежде чем сказать слово, отчитать коллегу или высказать резкое мнение о чём-либо.

Как бороться с быстротой мыслей

Что такое эго с точки зрения «быстроты мысли»? В стрессовой ситуации порой очень сложно собраться и правильно отреагировать на ситуацию. Наверное, каждый из нас замечал, какая череда мыслей посещает нашу голову в переломные периоды. Кто-то что-то говорит, мы вынуждены быстро отвечать, сливая фразы в поток, хотя можно было бы отвечать спокойнее, обдумывая каждое слово. Именно в такие моменты важно, чтобы вы высказывали те мысли, которые близки вам, а не навязаны кем-то. Помните известную фразу: всё, сказанное вами, может быть использовано против вас? Часто мы становимся заложниками чужих идей, чужого эго, а наше просто превращается в ложное эго.

Подсказка

ложное эго

Итак, что же делать, чтобы быстрая чужая мысль не закрепилась у вас в голове и не повлияла на формирование точки зрения на тот или иной факт? Ведь в следующий раз при взгляде на человека, с которым произошёл конфликт или неприятный разговор, у вас в мозгу в первую очередь будет всплывать именно та первая, шальная, мысль и те фразы, которые последуют за ней. В такой ситуации, чтобы не наломать дров, стоит лишь на мгновение остановиться, вдохнуть глубоко три раза и… поискать иные варианты для ответа. Вы заметите, что это не так сложно, как кажется, а диалог станет структурированным, спокойным и результативным. Спокойствие и сосредоточенность — это то, что может выделить вас из толпы и поднять своё эго на ступеньку выше. Итак, что такое эго с точки зрения наших мыслей? Это неразделимые понятия, но среди всей той массы помыслов, что посещают нашу голову ежесекундно, следует вычленять основные, близкие по духу только вам.

Заключение 

Очевидно, что большинство из нас хотели бы иметь оригинальные идеи и взгляды, создавая, таким образом, собственную реальность. В этом случае можно рекомендуется следовать нескольким советам:

  1. собственное эгоКаждый день про себя повторяйте мантру из одного слова, по крайней мере, тридцать минут. Выберите слово, которое носит положительную окраску, и которое вы сможете легко запомнить. Это поможет успокоить внутренний монолог.
  2. Медитация является ключевым фактором в формировании эго. Психология приветствует такой способ: ведь каждый нуждается в том, чтобы ежедневно некоторое время провести в тишине. Молчание обновляет душу и очищает ум.
  3. «Отключите» влияние извне. Подумайте хорошо, прежде чем включить телевизор или радио, даже в фоновом режиме, будьте готовы к тому, что поданные таким образом чужие мысли вы можете принять в какой-то момент за свои.

Если вы будете следовать этим трём правилам каждый день, то через некоторое время заметите, что в голове рождаются новые и оригинальные идеи. Они как бы случайно возникают в вашем мозгу. Да, некоторые из них вполне могут показаться странными, сумасбродными и даже немного сумасшедшими, но часто они — это именно то, что вам нужно. И тогда ответ на вопрос «что такое эго» станет для вас очевидным: эго – это моё лично ощущение мира, это Я.

Используемые источники:
  • https://duhitelo.ru/ego-chto-eto-takoe/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/477/эго
  • https://wiki2.org/ru/эго
  • https://psy.wikireading.ru/76212
  • https://fb.ru/article/133054/chto-takoe-ego-psihologiya-ego-znachenie-slova-ego

Скажите что-нибудь