Буллинг в школе: что делать родителям и жертве

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника коллектива другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Суть проблемы

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление агрессии и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в подростковой среде.

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить его себе. Достигается это за счет запугиваний, психологического и физического притеснения.

Таким образом, для буллинга характерно:

  • Намеренные и неспровоцированные попытки одного человека или группы людей причинить вред (моральный, физический, психологический) другому человеку или людям.
  • Психологическая и физическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

Особенности современного буллинга

Современный буллинг осложнен активностью подростков в социальных сетях. Дети не просто издеваются, а записывают это на видео и распространяют в сети интернет. Не исключено, что в некоторых случаях идея снять видео («хайпануть») является первичной, а уже затем выискивается жертва и составляется сценарий «крутого» видео.

Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности (видео – прямое доказательство). Мало кто из агрессоров признает свою вину, чаще звучит «он заслужил», «он сам виноват».

К другим особенностям буллинга в наши дни относится:

  • В средних и старших классах распространена косвенная травля.
  • Мальчики отличаются сменой ролей, чаще бывают хамелеонами.
  • Девочки чаще страдают от сплетен, негативных высказываний и жестов. Мальчики подвергаются физическому насилию, угрозам, принуждению, хищению вещей.
  • Девочки чаще бывают провоцирующими жертвами.
  • 89 % учащихся сталкиваются с буллингом. Из них 8 % – агрессоры, 22 % – жертвы, 43 % – хамелеоны, 16 % – наблюдатели.
  • Девушки чаще вовлечены в буллинг, чем юноши. Но они же чаще становятся наблюдателями.

Виды буллинга

Буллинг бывает прямым и косвенным. Первый тип предполагает открытое воздействие, избиения, оскорбления в лицо. Второй тип предполагает скрытые издевательства, например, распространение слухов или объявление бойкота человеку.

По направленности буллинг бывает между учеником и учеником, учениками и учеником, учителем и учеником, учителем и учениками, учениками и учителем, учеником и учителем.

По специфике содержания можно выделить:

  • Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны такое распространение оправдано юридически. 14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.
  • Вербальная травля: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Чаще встречается в студенческой молодежной среде.
  • Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции. Этот тип актуален для всех возрастов, но чаще других остается незамеченным. Между тем именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный дистресс у жертвы.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Причины буллинга

Буллинг – неадекватная асоциальная попытка самоутверждения. К истинным мотивам буллинга относится:

  • привлечение внимания;
  • демонстрация силы;
  • утаивание неуверенности и страхов;
  • удовлетворение потребности во власти и доминировании.

Агрессия – защитная реакция психики, соответственно, можно предположить, что агрессоры тревожны внутри, не чувствуют безопасность, нуждаются в защите.

Однако это далеко не единственная причина буллинга. А. А. Реан разработал следующую классификацию мотивов (причин) буллинга:

  • Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые индивиды испытывают потребность в доминировании, при неудовлетворении которой страдают от чувства проигрыша.
  • Агрессия. Самый популярный тип зачинщиков – агрессивные булли. Это жестокие люди, как правило, с высоким социальным статусом и высокой самооценкой.
  • Тревожность. При этом типе булль сам боится оказаться на месте жертвы, отчего защищается нападением. Альтернативное название данного типа – хамелеоны. Их особенность заключается в том, что они при определенном стечении обстоятельств могут быть как агрессорами, так и жертвами. Нередко агрессорами становятся бывшие жертвы. Индивидуально-личностные особенности этих людей пограничны, занимаемая роль зависит исключительно от внешних условий и обстоятельств.
  • Пассивные булли. Они похожи на предыдущий тип, но не боятся оказаться в роли жертвы, а хотят заслужить авторитет и признание в коллективе. Им не доступны другие способы самоутверждения.

Особенности участников буллинга

Жертва, агрессор и наблюдатели (участники буллинга) имеют ряд психологических особенностей.

Жертва

Что касается жертвы, то психологические особенности точно не установлены. Исследования выделяют роль самооценки, физического развития и успеваемости, но не установлено, что первично: заниженная самооценка или буллинг. На практике поводом для буллинга становится что угодно: неполная семья, родимое пятно, отличные от коллектива взгляды на мир и т. д. Тем не менее, психологи выделяют одну характерную для всех жертв особенность – невозможность проявлять защитную агрессию, противостоять травле.

Жертвами чаще становятся чувствительные, тревожные, подозрительные, обидчивые, неуверенные в себе, склонные к слезам дети. Для травли выбирают замкнутого ребенка с поведенческими и социальными нарушениями, негативными установками в отношении самого себя. Жертвы склонны к самоуничижению, у них низкий уровень самоуважения. Все нападки они считают заслуженными; слишком нерешительны, чтобы дать сдачу. Но остается открытым вопрос о том, что первично: эти особенности или буллинг.

Группу риска составляют дети с синдромом гиперактивности, признаками аутизма, диабетом, трудностями в обучении, любыми хроническими и острыми заболеваниями или физическими особенностями.

Еще одна категория жертв – сознательные провокаторы. Кстати, они же часто выступают сразу в двух ролях (в разных условиях): жертвы и агрессора. Провоцирующие жертвы:

  • импульсивные;
  • гиперактивные;
  • неуклюжие;
  • вспыльчивые;
  • незрелые для своего возраста.

Для жертв-агрессоров характерен слабый самоконтроль, низкая социальная компетентность, тревожность и депрессивность, слабая способность к сосредоточению, трудности в учебе и школьной адаптации. Им свойственно суицидальное и аутоагрессивное поведение. Это самая немногочисленная группа, но самая сложная в работе.

Агрессоры-жертвы имеют самый высокий уровень агрессии и гнева. Самоуважение – защитный механизм при неадекватно завышенной самооценке. Когда реальность не соответствует ожиданиям и самооценке, просыпается агрессор. Если преобладают черты самоуничижения, то просыпается жертва, ребенок считает наказания заслуженными. Однако агрессия все равно остается на высоком уровне, потому в любой момент он в состоянии ответить на нападки. Это самое опасное для личностного развития состояние (неопределенность, разрозненность, нестабильность).

Агрессоры

ExternalLink_shutterstock_209032141-730x486.jpg

Психология буллей отличается готовностью к самоутверждению за счет насилия. Это агрессивно настроенные ко всему миру люди, грубые, легко подверженные фрустрации, с трудом соблюдающие правила, раздражительные и неуравновешенные, отличающиеся быстротой реакций (не раздумывают). Они выглядят как одиночки с недостатком социальных навыков, но на самом деле менее тревожные и депрессивные, чем их сверстники. Им не знакомо сострадание, но хорошо развита эмпатия. Это позволяет чувствовать других людей, манипулировать их эмоциями и состояниями. Агрессоры не реагируют на критику окружающих, склонны к лидерству.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения конфликтов. Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных семей (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Проблемы жертв тоже вытекают из семьи, в которой тип воспитания способствует формированию виктимной психологии. Для жертв характерно:

  • низкая самооценка;
  • комплекс неполноценности;
  • замкнутость;
  • подавленность;
  • застенчивость;
  • тревожность;
  • осторожность;
  • неуверенность.

Таким образом, нужно помогать ребенку в адаптации к школьной среде и миру. Кто чаще всего оказывается изгоем в классе? Тот, кто не такой как все, «белая ворона». В группы риска попадают все дети со слабыми социальными способностями, сторонники изоляции, интровертированные личности.

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. Семейное насилие с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

banner_where_kid.png

Содержание:

5

Согласно информагентству ТАСС, каждый третий российский ребёнок сталкивается с таким явлением как буллинг в школе, и лишь каждый десятый родитель знает об этом. Этой статистики достаточно, чтобы как минимум задуматься об этой проблеме и чуть лучше в ней разобраться.

Буллинг — как с ним бороться?

Что такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества и другое.

Обычно организовывается одним или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Три основных особенностей буллинга:

  • Повторяемость,
  • Намеренность действий обидчика
  • Неравенство сил.

Если в этом описании вы увидели что-то знакомое, то это уже сигнал о возможной угрозе.

Когда пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры, после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность, появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в происходящем себя.
  7.  Изоляция жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы развивается хронический стресс.
  9.  Исключение жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль, проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть мысли о суициде.

Если дело дошло до пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем, кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с психологами и учителями. К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО. Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

При физическом насилии необходимо:

  • Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
  • Собирать доказательства (справки о здоровье, испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
  • Написать заявление в полицию прокуратуру;
  • Обратиться к чиновникам (местное Управление образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
  • Привлечь внимание общественности.

Совсем не лишним будет прислушаться к советам экспертов и обратиться к ним за помощью. Не все проблемы можно решить самостоятельно. Например, активисты АНО «БО «Журавлик» создали антибуллинговую программу для школ «Травли.Net». На сайте организации можно найти подробные инструкции по борьбе с буллингом для детей и для родителей.

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников – возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает». 

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене. Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания.Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Владислав К.:

Начал рофлить тех, кто рофлил меня, и перестал реагировать на их шутки сердечно.

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников.Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?». После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же. Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй,  гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Ольга Щ. (мама):

Сын пошел на карате. Все вопросы в школе быстро кончились.

И напоследок

Если вы столкнулись с буллингом в школе, вам нужно обратиться за помощью. Каждый день под гнетом страха и унижения ухудшает ваше душевное состояние, забирает силы и подрывает базовое доверие к людям. Вы в силах остановить это. Вы можете. Если вам плохо — не терпите.

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html
  • https://findmykids.org/blog/ru/bulling-v-shkole
  • https://blog.maximumtest.ru/post/bulling.html

Скажите что-нибудь