Агностицизм

Не следует путать с гностицизмом.

Агностици́зм (от др.-греч.ἄγνωστος — непознанный) — философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах)[1][2][3][4][5]. Для агностиков существование Бога, божественного или сверхъестественного неизвестно или непостижимо[6][7][8].

Сторонники агностицизма в широком смысле считают принципиально невозможным познание объективной действительности через субъективный опыт и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Отрицается также возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылах. Этот термин используется в философии, теории познания и теологии[5].

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии, считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения[9]. Научный агностицизм существует как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта, то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира, то есть, хотя познание возможно, но оно всегда остаётся неточным.[10]

Этимология

im244-365px-ThomasHenryHuxley.jpgТомас Генри Гексли

Слово агностицизм означает «непознаваемый» и состоит из древнегреческого ἀ- (а-), что означает «без», и γνῶσις (гно́зис), что означает «знание». В общеупотребительном смысле (особенно в англоязычной литературе) агностицизм нередко смешивают с атеизмом, со скептицизмом в отношении религии вообще[1][2][4]. Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году[5], когда «Метафизическое общество» предложило Гексли стать участником его заседаний[11]. «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Гексли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек — я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего»[12]. По его определению, агно́стик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик — это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано — либо на данный момент развития человечества, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Уильяма Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин[13]: «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса, которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов».

В раннехристианской традиции греческое слово гнозис («знание») использовалось для описания «духовного», мистического знания. Агностицизм не следует понимать как религиозные взгляды, противопоставленные конкретно религиозному движению гностицизма; Гексли использовал этот термин в более широком, более абстрактном смысле[14]. Гексли определил агностицизм не как кредо, а скорее как метод скептического исследования, основанного на фактах[15].

В последние годы в англоязычной научной литературе, посвящённой нейробиологии и психологии, это слово использовалось для обозначения «непостижимого»[16]. В англоязычной технической и маркетинговой литературе «агностицизм» также может означать независимость от некоторых параметров, например, «платформно агностический» (платформно независимый)[17] или «аппаратно агностический»[18].

История

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности, у софистаПротагора, утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов, а также в античном скептицизме. Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры, высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти[19][20][21][22]. В «Ригведе» есть гимн Насадья Сукта с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира[23][24][25].

Отношение к религиям

Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования богов, вечной жизни, сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально возможности существования божественных сущностей, как и возможности отсутствия их. Отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких утверждений рациональным путём. Поэтому агностик может верить в Бога, но не может быть приверженцем догматических религий (как христианство, иудаизм, ислам), поскольку догматизм этих религий противоречит убеждению агностика о непознаваемости мира — агностик, если и верит в Бога, то лишь в рамках допущения возможности его существования, зная, что может ошибаться, так как считает приводимые аргументы в пользу существования или несуществования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу[26][27].

В то же время некоторые религии изначально не имеют учения о персонифицированном боге (буддизм и даосизм), что устраняет основной конфликт религии и агностицизма.

Есть ещё игностики — они не могут сказать, атеисты они или теисты, пока спрашивающий не даст определение «бога/богов» и уже в зависимости от этого определения решают, верят в такого бога или нет.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога»[28]. А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“»[29]. В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

См. также

20px-Atom_of_Atheism-Zanaq.svg.png  Портал «Атеизм»</td></tr> Эта страница в последний раз была отредактирована 5 марта 2021 в 04:04. Ответы на тесты по философии: Теория познания. Философия науки.
Ответы:Скачать:teoriya-poznaniya.rar [18,32 Kb] (cкачиваний: 4268)teoriya-poznaniya.docx [20,81 Kb] (cкачиваний: 2100)В Просмотр(открыть спойлер)В В Показать / Скрыть текстВ Просмотр: Теория познания. Философия науки 1. Гносеология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной; в) о бытии как таковом; *г) о сущности познания, о путях постижения истины; д) о сущности человеческой истории. 2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ): а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; *г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) скептицизма; *г) сенсуализма; д) гедонизма. 4. Дедукция — это: *а) логический путь от общего к частному; б) передача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 5. Индукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) подача ложного знания, как истинного; *в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения; д) относительная, неполная истина. 6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам: а) индукция; *б) дедукция; в) анализ; г) синтез. 7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: а) слово; *б) категория; в) дефиниция; г) термин; д) имя. 8. Эмпиризм — это: а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; *б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 9. Агностицизм — это: а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека; *б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира; в) учение о развитии мира; г) учение о всеобщей причинной связи; д) учение о сущности человеческой истории. 10. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; *в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) сомнение в возможности познания; д) метод познания. 11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это: а) рассудок; *б) разум; в) чувство; г) переживание; д) интуиция. 12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты): *а) агностицизм; б) эмпириокритицизм; *в) скептицизм; *г) гносеологический оптимизм; д) гедонизм. 13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется: а) материализм; *б) скептицизм; в) эмпиризм; г) идеализм; д) рационализм. 14. Какое из понятий лишнее в данном перечне? а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) скептицизм; *г) антропоцентризм. 15. Уровни научного познания (укажите все варианты): *а) эмпирический; б) религиозный; *в) теоретический; г) мифологический; д) диалектический. 16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это: а) чувственное отражение; б) познавательный контакт с объектом познания; *в) представление; г) объяснение; д) ноумен. 17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится: а) представление; б) восприятие; *в) идея; г) ощущение. 18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: а) понятие; *б) представление; в) умозаключение; г) суждение; *д) восприятие. 19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: а) абстрактным; б) теоретическим; *в) обыденным; г) научным; д) божественным. 20. Практика по своим функциям в процессе познания не является: а) основой познания и его движущей силой; б) целью познания; в) критерием истины; *г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества. 21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: а) абстрактна; *б) объективна; в) субъективна; г) абсолютна; д) божественна. 22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) пропаганда; *б) заблуждение; в) суждение; г) предрассудок; д) иллюзия. 23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: *а) методика; б) развитие; в) навык; г) механизм; д) процесс. 24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле? *а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) парадигма; д) модель. 25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: а) античности; б) средних веков; в) Возрождения; *г) Нового времени; д) в ХХ веке. 26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты): *а) проблема; б) боль; в) вера; *г) гипотеза; *д) теория. 27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется: *а) конвенционализм; б) релятивизм; в) рационализм; г) агностицизм; д) скептизизм. 28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода: а) аналогии; б) индукции; *в) дедукции; г) анализа; д) математического анализа. 29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название: а) категорий; б) универсалий; в) модусов; *г) антиномий; д) законов. 30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного? а) расчет адекватных средств для данной цели; б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам; в) логическая обоснованность правил деятельности; *г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности. 31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; *б) наблюдение; *в) эксперимент; *г) измерение; д) моделирование. 32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): *а) анализ; б) наблюдение; *в) идеализация; г) измерение; *д) моделирование. 33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками: а) индукции; б) дедукции; *в) идеализации; г) наблюдении; д) анализе. 34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): *а) точностью; *б) обоснованностью; *в) большой предсказательной способностью; г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной); д) своей исключительной эстетической ценностью. 35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как: а) абсолютная истина; б) эмпирически достоверное знание; в) математически обоснованное знание; г) заблуждение; *д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование. 36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость: а) доклассическая; б) классическая; *в) неклассическая; г) постнеклассическая. 37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы): *а) мировоззренческая; *б) методологическая; в) эстетическая; г) политическая; *д) предсказательная. 38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как: а) научное; *б) обыденно-практическое; *в) игровое; г) философское; *д) мифологическое. 39. К основным концепциям истины относят: *а) конвенциональную; *б) прагматическую; в) системную; *г) соответствия; д) аналитическую. 40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ): а) действие; б) познание; *в) опыт в целом; г) физическая жизнь; д) истина. 41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок: 2 а) «Я верю, чтобы знать»; 1 б) «Я знаю, что ничего не знаю»; 3 в) «Я мыслю, следовательно я существую»; 4 г) «Мы живем внутри языка». 42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки: а) сциентистские направления 4,5 1) неотомизм; б) антисциентистские направления 1,2,3 2) экзистенциализм; 3) «философия жизни»; 4) неопозитивизм; 5) неокантианство. 43. Соотнесите термин с определением: В 1. Абсолютная истина а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову вселенной; б 2. Относительная истина б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе); а 3. Истина как откровение в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку. 44. Какое определение истины соответствует исторической эпохе? а) Античность 2 1. Истина — это соответствие чувств и идей фактам; б) Средние века 3 2. Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель); в) Новое время 1 3. Бог, вот что является истиной; г) XX в.4 4. Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтика). 45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки: а) романтический; 2 1) XVII в. б) классический; 1 2) XVв. в) неклассический; 3 3) XXI в. г) постнеклассический. 4 4) XX в. 46. Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель? а) Эмпирический 2,3 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; б) Теоретический 1,4 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 3. Добыть новые экспериментальные факты; 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. 47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению: а) мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны;1 1) скептицизм; б) наука является лишь описанием потока наших восприятий и 2) агностицизм; не дает никакого знания о мире;2 в) предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются;4 3) прагматизм; г) философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед 4) солипсизм. конкретными людьми в жизненных ситуациях.3 48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению: а) непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом;3 1) неопозитивизм; б) верифицируемость;1 2) диалектический материализм; в) практика.2 3) конвенционализм.

Поделиться:

Просмотров: 388 312 В |В  Комментариев: (0) В |В  | Обсудить на форуме

of your page —>

ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Помощь в написании работ Подробнее

Главная » Бесплатные рефераты » Бесплатные рефераты по философии »

Тема: Тест с ответами по философии

Раздел: Бесплатные рефераты по философии

Тип: Тест | Размер: 14.81K | Скачано: 95 | Добавлен 03.10.13 в 21:53 | Рейтинг: +2 | Еще Тесты

Вопросы к тесту:

1.Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

б) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

в) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний;

г) значимая информация в аспекте деятельности.

2. Гносеология — это учение:

а)  о сущности познания, о путях постижения истины;

б) о ценностях, об их происхождении и сущности;

в) о развитии вселенной;

г) о бытии как таковом;

д) о сущности человеческой истории.

3.В современной гносеологии объект познания:

а) существует «сам по себе»;

б) является частью самопознающего субъекта;

в) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

г) противостоит субъекту познания.

4.Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:

а) объяснение;

б) познавательный контакт с объектом познания;

в) представление;

г) чувственное отражение.

5.Практика по своим функциям в процессе познания не является:

а) основой познания и его движущей силой;

б) критерием истины;

в) целью познания;

г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.

6.Агностицизм — это:

а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;

б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;

в) учение о развитии мира;

г) учение о всеобщей причинной связи;

д) учение о сущности человеческой истории.

7.В философии «агностицизм» понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) рассмотрение объектов познания;

в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

г) сомнение в возможности познания;

д) метод познания.

8.Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:

а) материализм;

б) скептицизм;

в) эмпиризм;

г) идеализм;

д) рационализм.

9.Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) теоретический;

в) религиозный;

г) мифологический;

д) диалектический.

10.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

а) абстрактна;

б) объективна;

в) субъективна;

г) абсолютна;

д) божественна.

11.Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

а) пропаганда;

б) заблуждение;

в) суждение;

г) предрассудок;

д) иллюзия.

12.К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) парадигма;

д) модель.

13.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:

а) рационализма;

б) реализма;

в) скептицизма;

г) сенсуализма.

14.Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) Нового времени;

в) Возрождения;

г) средних веков;

д) в ХХ веке.

15.Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?

а) логическая обоснованность правил деятельности;

б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;

в) расчет адекватных средств для данной цели;

г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

16.Соотнесите термин с определением:

1. Абсолютная истина              а) Знание, проникающее и охватывающее бесконечную духовную первооснову  вселенной;

2. Относительная истина          б) Неполное знание о предмете (сложноорганизованной естественной системе);

3. Истина как откровение         в) Истина, которая тождественна своему предмету, прошедшая многолетнюю проверку.

17.Предложение «Волга впадает в Каспийское море» в философии может быть рассмотрено как форма мышления, а именно, как:

а) понятие;

б) категория;

в) суждение;

г) умозаключение.

18.Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:

а) индукция;

б) дедукция;

в) анализ;

г) синтез.

19.Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:

а) слово;

б) дефиниция;

в) категория;

г) термин;

д) имя.

20.Эмпиризм — это:

а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;

б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;

в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;

г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;

д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.

Ответы к тесту:

 1-В;

 2-А;

 3-В;

 4-В;

 5-Г;

 6-Б;

 7-В;

 8-Б;

 9-А,Б;

10-Б;

11-Б;

12-А;

13-Г;

14-Б;

15-Г;

16-1-В;2-Б;3-А;

17-В;

18-Б;

19-В;

20-Б.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

03.10.13 в 21:53 Автор:zubastik

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Похожие работы

Помощь в написании работ ПодробнееМатериал из Posmotre.li Перейти к:навигация, поиск

Агностицизм — течение, считающееся «золотой серединой» между религией и атеизмом. На деле, естественно, всё немного сложнее.

Суть[править]

Основная идея агностицизма — окружающий мир непознаваем в принципе. Всегда найдётся хоть что-то тайное, а некоторые вопросы человечеству и вовсе неподвластны — по крайней мере, на нынешней ступени развития. Конкретно религиозный агностицизм полагает неподвластными нам вопросы касаемо существования Творца или загробной жизни.

Зачастую и атеисты, и верующие агностиков не любят.

Некоторые атеисты считает, что агностики своей неопределённостью лишь потворствуют религии, поскольку допускают существование Бога[1] Другие полагают, что агностиками себя часто называют не в меру вежливые атеисты. Некоторым такая деликатность представляется излишней, с учетом, что ответная деликатность наблюдается не слишком часто. Кроме того, агностиками часто себя ошибочно называют люди, пытающиеся занять позицию над спором верующих и атеистов: «неизвестно, есть ли бог, или же его нет». Вот только это никакой не агностицизм, а «слабый» атеизм: считающий так, вовсе не считает вопрос о существовании бога неразрешимым, он лишь считает, что в настоящий момент на него нет ответа. Ну нелюбовь к людям, которые без всякого на то основания пытаются занять позицию интеллектуального превосходства, вполне понятна.

Верующие же не любят агностиков за то, что те утверждают: если Бог существует, то он настолько непознаваемое, чуждое и могущественное создание, что впаять его в рамки существующих религий практически невозможно. Поэтому же многие агностики зачастую являются антиклерикалами: сама идея о установке общественных правил согласно мнению, что так желает некое недоказанное существо, кажется им невероятно глупой и даже опасной. Впрочем, некоторые верующие умудряются успешно сочетать агностицизм с приверженностью конкретной религии, делая финты ушами вида «бог, конечно, непознаваем, но наш великий пророк превозмог/через апофатическое богословие мы сумели…»

Агностицизм в культуре[править]

Представлен слабо. Самым заметным случаем можно считать произведения Карла Сагана (он же один из самых известных агностиков). Также в агностики заносят таких людей, как Альберт Эйнштейн (хотя сам про себя он писал, что верит в бога Спинозы, т. е. пантеист) и Чарльз Дарвин — но утверждение достаточно спорное даже потому, что и христиане, и атеисты также считают данных учёных «своими». Ричард Докинз про себя говорит, что он тоже агностический атеист, потому что не утверждает, что «бога нет и быть не может», а только лишь то, что «бога почти наверняка нет».

Принцип непознаваемости мира имеет немало общего с принципом радикального сомнения, так что Декарта можно считать агностиком. Даже несмотря на то, что он умер за 200 лет до того, как появился термин «агностицизм».

Примеры[править]

  • «Перелётный кабак» Г. К. Честертона — агностиком является главный антагонист, лорд Айвивуд, решивший продвинуть в Англии некоторые принципы ислама вроде трезвенничества (правда, со всякими оговорками, по которым получалось, что высшим классам пить можно), что не понравилось простым англичанам.
  • «Дюна» Фрэнка Герберта — среди источников верований Арракиса, наряду с собственно религиями, назван агностицизм правящих классов, включая Гильдию Космогации. Правда, это не совсем тот агностицизм: «…для которого религия всегда была чем-то вроде кукольного театра — чтобы развлекать публику и держать ее в узде, — и который полагал, что все и всякие явления, не исключая и явления религиозные, можно, в сущности, свести к объяснениям механистического плана».
  • Роман Желязны «Создания света и тьмы». Проповедник и боец Мадрак — последовательный агностик; например, отпущение грехов в его исполнении начинается так: «Насколько я могу быть услышан кем-либо или чем-либо, могущим прислушаться или не прислушаться к тому, что будет сказано мною, я прошу, если прощение значит хоть что-то, чтобы был ты прощен за всё, что совершил ты или не совершил и что требует прощения». Ещё любопытнее он молится: «Отче наш или не отче наш, иже еси, возможно, на небесех, да святится имя твое, если есть у тебя имя и желаешь ты, чтоб оно святилось…» Впоследствии Мадрак помогает уничтожить нечто, похоже, являющееся настоящим божеством; осознание этого повергает Мадрака в глубокий кризис.
  • «Наследие» — эльфы Алагейзии придерживаются таких взглядов (никому и ничему не поклоняются и считают, что нет никаких доказательств существования каких бы то ни было богов, а Вселенная развивается согласно собственным законам, но согласны изменить свои взгляды, если, «к примеру, перед ними появится бог Хельцвог»), что поначалу шокирует протагониста.
  • «South Park» — семья агностиков, в которой вообще не принято утверждать что-либо наверняка, и потому их семейный напиток — Доктор Пеппер, ибо толком неясно, у него вкус колы или нет.
  • Фильм «Исход: Цари и Боги» — с прикрученным фитильком довольно-таки агностичен. Явления Бога Моисею можно интерпретировать как галлюцинации после удара головой, а все чудеса — как удачно подвернувшиеся природные явления (хотя Тьму Египетскую и гибель египетских первенцев, пожалуй, можно объяснить только большим совпадением), а в конце Бог говорит Моисею, пишущему заповеди на скрижалях: «Если не согласен — не пиши».
  • Метавселенная Рудазова — ктототамизм, квазирелигия с агностической философией: мы не знаем, есть ли на самом деле Кто-То Там, а если есть, то что из Себя представляет, но не исключаем никаких вариантов, а потому никогда не забудем поблагодарить Кого-То Там — а вдруг Он (Она? Оно? Они?) всё-таки есть и делает для нас что-то хорошее? Никто ведь толком не знает.

Примечания[править]

  1. Впрочем, не стоит забывать, что категорическое отрицание самой возможности существования бога, свойственно далеко не всем атеистам.
[изменить]Религиозные штампы
Основы

Монотеизм • Оммёдо • Политеизм (Верховный бог • Дофига богов) • Синкретический культ • Шаманизм • Язычество против авраамизма (Неоязычество) Нерелигиозность:Агностицизм • Атеист-диссидент (Воинствующий атеист/Атеисты верят в мистику) • Глупый атеист • Плоскоземельный атеист • Деизм • Пантеизм • Религия без веры в бога (Церковь атеизма)

Антиклерикализм • Не в ладах с богословием •
160px-La_croix.png
Мнения

Боги — сволочи • Вера делает вас идиотами • Все верующие — фундаменталисты • Духовность — это хорошо • Инквизиция — это смешно • Мир — игрушка богов • Наука — хорошо, а религия — плохо • Религия — это смешно • Христианство — это католичествоРелигиозная крутизна: Буддизм — это круто! • Католичество — это круто! • Православие — это круто • Протестантизм — это круто! • Ислам — это круто! • Иудаизм — это круто! • Язычество — это круто! vs Атеизм — это круто!Религиозная мудрость: Буддисты — мудрые! • Духоносный старец • Индуисты — мудрые! • Иудеи таки да • Мусульмане и прочие верующие Востока — тоже

Религия — это плохо: Буддисты плохие • Мусульмане плохие • Католики плохие • Православные плохие • Протестанты плохие • Язычники плохие • А иудеи нет, что ли? • Религия Смерти vs Атеисты плохие
Высшие силы

Боги:Анти-Бог • Безумный бог • Бог во плоти (Аватар • Бог в облике человека • Бог-Император • Дедушка на облаке) • Бог-Творец vs Бог-Разрушитель • Богиня (Великая Мать vs Богиня-дева) • Божественный дракон • Единый Бог vs Злой Яхве (Злой бог, злой дьявол • Хороший Бог, плохие ангелы) • Зверобог • Каббалистический Бог • Ками • Ложный бог • Маленькая мисс Всемогущество • Прометей • Совет богов • Тёмные боги • Титаны • Тот, кто выше Бога • Фэнтези-пантеон (Аид • Арес • Афродита • Гелиос и Селена • Гефест • Дионис • Зевс • Посейдон • Три лика Гекаты)

Ангелы:Жуткий ангел • Лоа и ориша • Небожители • Падший ангел • Пери • Совет ангелов • Шкала опасности

Демоны:Дьявол (Бог создаёт — Чёрт портит • Посрами дьявола • Чёрт — второй лик многоликого бога • Чёрт — санитар леса) • Сатанинский архетип • Утренняя Звезда • Чёрт с рогами vs Демон в облике человека • Шайтан

Кальмары:Дразнить Ктулху (Не дразните Ктулху) • Завести роман с Ктулху • Ктулху уничтожил динозавров • Милый Ктулху • Набить морду Ктулху (Сломал руку о Ктулху) • Разбудить Ктулху • Ручной Ктулху • Смерть Ктулху

Jesus Christ Superstar • Бог на побегушках
Жрецы и священники

Аколит • Апостол • Воскресители • Гроссмейстер Ордена/Магистр Ордена • Демонолог • Женское жречество • Инквизитор • Капеллан • Князь Церкви (Папа римский • Халиф) • Миссионер • Монах (Сестра Фансервис) • Мико • Мессия (Анти-антихрист • Лжемессия • Мессианский архетип • Тёмный мессия) • Первосвященник • Пророк • Проповедник • Святой • Служитель мумии • Фарисей • Экзорцист

Священник:Вредный • Добрый • Крутой • Ксенофоб • Любознательный (Учёный и священник) • Недобрый • Нерадивый • Прагматичный • Хитрый
Верующие

Босоногий верующий • Верующий добряк • Верующий интеллектуал • Верующий, да неверующий (Религия — это традиция) • Верующий чудак • Добрый верующий, злой верующий • Еретик • Набожный лицемер • Раб Божий • Религиозный фанатик (Ассасин • Баран Божий • Кающийся грешник (Епитимья • Не согрешишь — не покаешься) • Крестоносец • Мраккультист • Неверные • Обвинитель братьев • Отшельник • Религиозный садомазохист • Фидайин • Храмовник • Шахид) • Язычник

Now I Lay Me Down to Sleep
ЯвленияDEUS VULT • Аватара • Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Анимешное христианство • Астральная проекция (Астральная проекция, не призрак) • Аутодафе • Белый и золотой — цвета божественности • Бог покинул этот мир • Богостроительство • Божественное вмешательство • Божий суд • В Библии об этом не написано • Воинствующая церковь • Война пантеонов • Готический собор • Двоеверие • Единая мировая религия vs Местные боги этой земли • Жертвоприношение (Пожертвовать любимыми • Ребёнок — лучшая жертва • Ритуальный клинок) • Зависть шамана • Звёздные священники и космические церкви • Знаки • Зловещее святилище • Идолы и истуканы • Иисус одобряет • Культ карго • Мать-Земля, Отец-Небо • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Молитвы — пища богов • Мракократия • Мы переросли эти глупые суеверия • На всё воля Божья vs Каббализм • Награда от Дьявола • Наказать божка (Ктулху с побитой мордой • Сломал руку о Ктулху) • Несовместимая с жизнью набожность/суеверность • Непостоянство в вере (Разуверился • Сменил веру • Уверовал • Эй, вы, там, наверху!) • Нумерология (Чёртова дюжина • Четыре означает смерть • Число Зверя) • Облик, недоступный пониманию • Обманная религия • Одержимость демонами vs Позитивная одержимость • Орден • Осквернение храма • Олимп • Пантеоном ошибся • Пародийный культ • Повышение до бога • Приметы и суеверия • Прогнившая церковь • Просветлённый со сверхспособностями • Псевдовосточная философия • Религиозная школа • Религия зла (Злой бог, злой дьявол • Мистерии зла) • Религия — это магия • Рождество • Сакральная машина • Святыня (Святой Город • Священная реликвия • Священная роща • Священное животное) • Священная книга (Противоречия в священной книге • Библия • Коран) • Священный символ • Сделка с дьяволом • Секта • Сослать в монастырь • Табу • Тайна исповеди • Теократия • Технорелигия • Традиции превыше разума (и не только) • Три мира • У нас не такие души • Храмовая проституция • Церковь скрывает (Апокрифы • Религиозная фантастика • Чудеса от науки) • Шкала могущества богов • Я не бог
Тот свет

Преддверие того света • Загробная канцелярия/Загробный суд • Рай (Воинский рай) • Чистилище • Лимб • Ад

Дофига загробных миров • Нирвана • Хаос • Шеол
СФКНезримый орёл Аллах • Хрустальный дракон Иисус • Могучий лев Яхве • Людоеды во имя солнца • Просветлённый мешок риса • Унифицированное язычество
Вымышленные религииБоконизм • Пастафарианство
Справочные материалыРелигии: Буддизм • Зороастризм • Индо-персидская мифология • Ислам • Иудаизм • Христианство: Католицизм • Православие (Древние Церкви Востока • Старообрядчество) • Протестантизм • Русское сектантство
Высшие силы • Основы
Категории: Используемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/агностицизм
  • https://www.antigtu.ru/997-otvety-na-testy-po-filosofii-teoriya-poznaniya-filosofiya-nauki.html
  • https://studrb.ru/works/entry15217
  • https://posmotre.li/агностицизм