Внешние проявления эмоциональных состояний

Под действием испытываемых человеком чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур. Они определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать. Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки своих рабочих имитаций.

Об искренности человеческих эмоций обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как, чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно: например, усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке.

📌 Реклама

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:<object><object>6fb3977429e3100712a8a989f66c2879.jpgОртикон ГруппПодтвержденный профильАвтоматизация «1C:ERP»«1С:ERP» использование аналитического учета по направлениям деятельности.Узнать больше</object></object>
Реклама на Клерке

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.📌 Реклама

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.📌 Реклама

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.<object><object><object>
Аудиторская компания КАМЕРТОНПодтвержденный профильПомощь аудиторовПроконсультируем, поможем исправить ошибки, выдадим заключениеУзнать больше</object>Реклама на Клерке</object>

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул, — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход, — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не , соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:📌 Реклама

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
  • собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).
<object>4e526c96009dc694f17ae6490425d57b.jpg</object><object> Онлайн-курс Маркировка товаров: все, что нужно знатьРазбираемся с нюансами на практических примерах и избегаем штрафов за неправильную маркировку </object>Записаться58509750 ₽ –40%

Подборка полезных мероприятий

⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 36Следующая ⇒

Физиология эмоций. Эмоции и чувства являются результатом деятельности мозга. Переживание человеком чувств обеспечивается совместной деятельностью коры и подкорковых центров: возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (пари восприятии человеком какого-то объекта как приятного или неприятного) распространяется на подкорку, где находятся различные центры физиологической деятельности организма – дыхательный, сердечно-сосудистый и др. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов. По опыту известно, что сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических изменений, например, изменения происходят в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов – при сильном испуге человек бледнеет, при смущении часто краснеет, от стыда «вспыхивает»; в дыхательной системе – дыхание ускоряется или замедляется, при испуге прерывается; в железах внешней секреции – усиление потоотделения, усиление деятельности слезных желез (при горе, а иногда и сильной радости).

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями.

Внешнее выражение эмоций и чувств. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражается в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч.Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших предков – обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при силоном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Подвижность мышц лица позволяет ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли , но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет здесьинтонация. Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обусловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассматриваться с одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности.

Классификация чувств. Виды эмоциональных состояний

Классификация чувств. Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявления, в силу чего рассматривается несколько классификаций их по определенным основаниям:

— по степени интенсивности: слабые (например, печаль) и сильные (например, радость);

— по степени продолжительности: длительные (например, любовь) и кратковременные (например, волнение);

— по субъективному переживанию: положительные (связанные с удовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие удовольствие) и отрицательные (связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие);

— по содержанию (в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются): простые (гнев, страх, радость и др.) и сложные (моральное чувство, эстетическое чувство).

Виды эмоциональных состояний. По форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Рассмотрим каждое из них.

Чувственный тон – простейшая форма эмоционального переживания, эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающий субъект к их сохранению или устранению. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и предварительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия и т.д. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.д. Настроение, во-первых не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей характера и т.д. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней, недель (даже может стать устойчивой чертой личности). В то же время, настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте.

Настроение накладывает существенный отпечаток на поведение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Человек способен управлять своим настроением.

Эмоциив узком значении слова – это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками на трибуне стадиона, чувство любви к футболу, хоккею нельзя назвать эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием восхищения при наблюдении хорошей игры или состоянием негодования при неопытном судействе.

Сточки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил, побуждают его к поступкам, а астенические – характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью. В зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у одного человека чувство страха может вызвать повышение мускульной силы, он может броситься навстречу опасности, а у другого, наоборот, -полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

                Американский исследователь К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции»:        

o интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение;

o радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случае неопределена;

o удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие чувства;

o страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

o гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

o отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными, эстетическими принципами и установками субъекта;

o презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства;

o страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности;

o стыд – отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес-возбуждение.

Аффект (от лат. affectuctus – «душевное волнение», «страсть») – сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимой группы, и аффективный гнев болельщиков на стадионе и т.д. Аффект возникает в виде вспышки, порыва, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Отличительная черта аффекта – ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии.

Стресс (от англ. stress – «давление», «напряжение») – эмоциональное состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы – усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Г.Селье выделил в развитии стресса 3 этапа:

1. Реакция тревоги – фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию.

2. Стабилизация – все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

И если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, то наступает третий этап:

3. Истощение – значительное ухудшение самочувствия, возможны различные заболевания и даже смерть.

Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение – «стресс кролика».

Фрустрация (от лат. frustratio – «обман», «расстройство», «разрушение планов») – состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, чувство безысходности, внешнюю и внутреннюю агрессию.

  Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Она органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоминать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным (например, страсть ученых к науке).

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. 

Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 909; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая27282930313233343536Следующая ⇒

Мы поможем в написании ваших работ!

—>

Переживания эмоциональных состояний — радости, любви, дружбы, симпатии, благосклонности или боли, горя, страха, ненависти, презрения, отвращения и т.п. — всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями.

Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Внешнее выражение эмоций и чувств проявляется в движениях, позах, в двигательной и вокальной мимике, интонациях речи, движениях глаз и т.п. Внутренняя выраженность переживаний ярко проявляется в сердцебиении, дыхании, кровяном давлении и т.д.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего – это вербалика (слово) и невербалика (жесты, мимика). Причем важно

не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

Характеристики эмоций и чувств

Эмоции и чувства характеризуются:

качеством (одни эмоции и чувства отличаются от других; например, радость отличается от гнева, стыда, возмущения, любви и т.п.);

полярностью (каждая эмоция, каждое чувство имеет разные полюса, т.е. чувства биполярны: «радость — горе», «любовь — ненависть»,

«симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство»; амбивалентность чувств – одновременное переживание противоположных эмоций и чувств);

активностью (условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности: стенические эмоции и чувства — те, которые усиливают активность человека, подталкивают к деятельности, астенические — переживания, которые угнетают человека, снижают его активность);

интенсивностью (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными).

Функции эмоций и чувств

Эмоции и чувства осуществляют:

1. сигнальную функцию (эмоции сигнализируют о полезных или вредных влияниях на организм человека, об удовлетворении или неудовлетворении потребностей человека);

2. регуляторную функцию (осознав свои потребности, человек приступает к их удовлетворению / переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды).

Виды эмоций

Критерий Виды
По сложности · простые эмоции (радость, страх, удивление; они свойственны и людям, и животным); · сложные эмоции (возникают в результате осознания предмета, вызвавшего их, понимания их жизненного значения; например, переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа).
По знаку «плюс»/«минус» (по специфическому содержанию) · положительные (радость, восторг); · отрицательные (злость, гнев, страх, обида, отвращение)
По степени мобилизации организма · стенические (усиливают активность человека, подталкивают к деятельности; · астенические (угнетают человека, снижают его активность)

640-1.png

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 51Следующая ⇒

При повышении психической нагрузки

Виды эмоционального состояния

оптимальное перевозбуждение заторможенное
Рот, брови, общее выражение лица Небольшое движение губами. Более строгое выражение лица Губы сильно сжаты, челюстные мышцы напряжены, озабо- ченное выражение лица, брови сильно сдвинуты у переносицы Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у перено- сицы. Страдальческое выражение лица

Окончание табл. 4

Виды эмоционального состояния

оптимальное перевозбуждение заторможенное
Глаза Спокойный, внимательный взгляд Горящие, беспокойные глаза, напряженный взгляд, частое моргание Унылый, недовольный взгляд
Цвет кожи Легкое покраснение Значительное покраснение или побеление Заметное покраснение и появление пятен
Движение рук Небольшая дрожь Ярко выраженное дрожание рук, увеличенная амплитуда и скорость их движения, понижение точности, суетливость Вялые, пассивные, снижение амплитуды, скорости и точности движений, за- крепощенность
Дыхание Заметное учащение Учащенное, неглубокое Урежение, иногда с задержкой
Интонация голоса Повышение громкости и быстроты речи. Сохранение ее обычной эмоциональной выразительности Более громкая и быстрая, чем обычно, речь. Усиление высоких тонов, интонации гнева. Нарушение порядка слов в предложениях. Внезапные остановки речи Эмоционально невыразительная, более тихая и медленная, чем обычно, речь. Растягивание слов, переход на шепот. Появление пауз, интонации не-довольства, подавленности
Особенности поведения Увлеченность выполнением задачи, разговором с сослу-живцем Плохой самоконтроль. Ярко выраженная бравада, грубость, самоуверенность Стремление к ограничению контактов. Апатия, сонливость, безразличие

Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

Лицо как источник испытываемых в эмоциях чувств

Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, бледности. Радость выражается в блеске глаз, покраснении лица, ускорении движений и т.д.

Ч. Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков-обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и человека. Так, при сильном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Имеются доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций. Так, у маленьких детей ? слепых и зрячих – мимика одинакова. К таким инстинктивным выразительным движениям относятся, например, поднятие бровей при удивлении. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепых она постепенно исчезает. Наиболее наглядно отражены чувства в мимике. Подтверждением этому может служить поговорка «Лицо – зеркало души». Подвижность мышц лица позволяет придавать ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека.

Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных – в сторону от него. Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содержит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль играет интонация. Даже слушая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек. При различных эмоциональных переживаниях изменяется скорость речи, нарушается ее правильность.

Отражение чувств на лице приобретает такое же выразительное значение, как и человеческая речь, и поэтому мимику называют также языком (невербальным). Существуют, таким образом, два языка: язык мысли, или членораздельная речь, и язык чувства, или мимика.

Лицевую мимику делят на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям, то есть уму, воле и чувству. Мышцы, окружающие глаза, являются свидетелями или выразителями умственных актов, мышцы окружности рта связаны с актами воли; все мышцы лица способы выражать чувство. По наблюдению Прейгера, глаз закрывается под влиянием неприятных (резких, внезапных) впечатлений и открывается широко для приятных. Такое же значение имеет закрывание и открывание рта. Душевное состояние и сокращение верхней орбитальной мышцы выражаются следующим отношением:

умеренное сокращение мышцы = мысль, мышление;

сильное сокращение = дума;

очень сильное сокращение = сосредоточенность мысли, сосредоточенная дума.

Люди, привычно напрягающие эту мышцу, выглядят моложавыми; древние греки говорили, что занятия науками отдаляют старость.

Глава 4. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 715; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

edugr4.jpgМы поможем в написании ваших работ!

Используемые источники:
  • https://www.klerk.ru/boss/articles/409640/
  • https://studopedia.net/10_10966_fiziologicheskie-osnovi-i-vneshnee-virazhenie-chuvstv-i-emotsiy.html
  • https://studopedia.ru/19_222692_virazhenie-emotsiy-i-chuvstv.html
  • https://studopedia.net/8_29815_vneshnie-proyavleniya-emotsionalnih-sostoyaniy.html

Скажите что-нибудь