Понятие конфликта в психологии

26 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.

Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.

Что это такое?

Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:

  1. ссора;
  2. разногласие;
  3. столкновение;
  4. поединок;
  5. противостояние;
  6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

  1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
  2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
  3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Какие типы и виды конфликтов существуют

В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:

  1. Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
  2. Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.

Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.

Сфера проявления конфликтных ситуаций

Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:

  1. организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
  2. экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
  3. социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
    » alt=»»>
  4. политический (характеризуется применением соответствующих инструментов борьбы, предполагающей победу в сфере политики).

Типы конфликтов по степени выраженности

  1. Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
  2. Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.

Виды направленности конфликтов

  1. Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
  2. Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.

Потребности конфликтующих сторон

  1. Борьба интересов. Основой выступают личные интересы индивида или общие интересы группы людей.
  2. Когнитивное противостояние. Характеризуется столкновением противоположностей во мнениях, суждениях, высказываниях, знаниях.

Число конфликтующих сторон

  1. Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
  2. Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
  3. Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.

Причины конфликтов

В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:

  1. несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
  2. несвоевременное получение сведений, их неточность и несоответствие действительности;
  3. логические ошибки, недосказанность, непонимание, недоразумения в процессе общения;
  4. нестыковки между словами и действиями людей, неоправданность ожиданий. Пример: человек предполагал, что его товарищ придет на встречу вовремя, как и обещал, но этого не случилось;
  5. социальное неравенство людей;
  6. противоположность ценностей, интересов, понятий, стремлений и восприятия окружающей действительности.

6 способов разрешения конфликтов

Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.

  1. Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
  2. Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
  3. Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
  4. Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
    » alt=»»>
  5. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
  6. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (7)

«>

Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.

Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.

«>

Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?

«>

Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.

«>

Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.

«>

У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.

«>

Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.

«>

По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.

Опубликовано 11.08.2014 — 12:40 —

Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngstatya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конфликтные ситуации и конфликты.

Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

относятся:

•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

•учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

•учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

•осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Фазы развития конфликта

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответноеконфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо, убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

лишне быстро;

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина  Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-41867.jpgПЕДСОВЕТ»Профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.»

Ознакомление педагогов с понятием конфликта, изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных пр…

Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций

Материал помогает разобраться в типах  конфликтов и дает рекомендации по их разрешению….

Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения академ. часов: 6 Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2013

Сертификат о прохождении модульных курсов…

Конфликты в деловом общении. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

Психологический практикум по разрешению конфликтов. Знакомство со стратегиями решения конфликтных ситуаций конструктивным способом….

Работа психолога по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой среде. Занятие с элементами тренинга для подростков «Подросток и конфликты»

В подростковом и юношеском возрасте происходит поиск и становление своего «Я». Подростки стремятся освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками Без конфликтов жизнь невозмо…

Конфликт. Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации.

Родительское собрание для 5-9 классов…

Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.

    Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…  В результа…

  • Мне нравится
 

Каждый человек из собственного опыта имеет представление о конфликтах. Это неизбежное жизненное явление возникает на почве недопонимания, неприятия чужих идей между людьми и даже государствами. Конфликтология – отрасль науки, которая занимается изучением и обобщением знаний о конфликтных столкновениях и способах их разрешения, подробно рассматривает различные виды конфликтов.

Конфликт

Разновидности конфликтов

Все люди – уникальные личности со своими убеждениями, интересами, потребностями. Поэтому так сложны и многогранны человеческие взаимоотношения. Конфликты в социуме практически неизбежны. Они проявляются в разнообразных сферах деятельности, личных, деловых и социальных отношениях, политике, экономике.

В литературе даются разные определения социального явления с упором на противоречия. То есть конфликт – это острое проявление объективных или субъективных противоречий на почве расхождения взглядов, несоответствия суждений, интересов в процессе социального взаимодействия.

Конфликты принято воспринимать как нежелательное явление и ассоциировать с негативными эмоциями, спорами, агрессией, враждебностью противоположных сторон. Укоренилось понятие, что их надо избегать или немедленно разрешать.

Негативные конфликты

Важно! Все виды конфликтов в современной психологии рассматриваются не только в негативном, но и в позитивном ключе, как генератор новых идей, способ развития отдельной личности, группы, организации.

Пока не разработана универсальная схема описания конфликта. Есть некоторые разногласия в созданных понятийных группах. Для облегчения классификации сложного социального явления введены опорные понятия и основные характеристики.

Структура конфликта:

  • объект – сама проблема возникшего спора (ресурсы, статусы, духовные ценности);
  • субъекты – непосредственно участники (отдельные личности, группы, организации);
  • условия – (семейные споры, деловая обстановка);
  • масштаб (межличностный, региональный, локальный);
  • стратегии поведения;
  • итоговые результаты.

Иногда участниками конфликта бывают посторонние лица, которые могут быть его подстрекателями, руководителями или случайно вовлеченными людьми.

В конфликте можно выделить четыре стадии его развития:

  • процесс формирования конфликтной ситуации;
  • выявление и осознание противоречий;
  • выбор тактики поведения;
  • разрешение.

Для управления конфликтом требуется целенаправленное воздействие на его развитие. Это возможно путем определения причины разногласий, особенностей и способа разрешения. Все усилия направляются на достижение совместимых целей.

Управление конфликтом

Для правильного понимания сущности, особенности, функций и последствий  выделяют основные типы конфликтов.

По причинам:

  • различие целей и видения желаемого;
  • нехватка ресурсов;
  • расхождение во взглядах и мыслях по поставленному вопросу;
  • особенности психического развития, различие чувств и эмоций, которые раздражают участников.

По способу разрешения:

  • антагонистичные;
  • компромиссные.

По сферам проявления:

  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • экономические;
  • организационные;
  • этнические.

Политические конфликты

По длительности протекания:

  • кратковременные;
  • затяжные.

По направлению воздействия:

  • вертикальные – противоположные стороны находятся на разных уровнях иерархической системы;
  • горизонтальные – происходят между субъектами одного уровня;
  • смешанные.

В зависимости от количества участников, конфликты в обществе и их виды делятся на:

</ul></ul>
  1. Внутриличностные – происходят внутри одного индивида, часто из-за расхождения действий человека с его внутренними установками. Сопровождаются психологическим напряжением и негативными эмоциями.
  2. Межличностные – самые распространенные. Столкновение целей, ценностей, поведения двух или больше оппонентов в процессе социального общения.
  3. Межгрупповые. Противостояние групп на профессиональной или эмоциональной основе может привести к внутриорганизационному конфликту.
  4. Между личностью и группой. Возникают, когда новый в коллективе человек не принимает условий общения.

Межличностные конфликты

Разные типы конфликтных ситуаций по разным причинам могут возникать в сфере торговли и услуг, структурных подразделениях, в социальных учреждениях. Случаются инновационные конфликты, связанные с развитием определенных организаций.

Причины и функции

Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения

Причиной обострения конфликтной ситуации может стать все, что задевает интересы личности или группы, ограничивает деятельность.

Основные причины конфликтов:

  • искаженное представление о себе, сложившейся ситуации, других субъектах;
  • разные характеры и темпераменты;
  • дискриминация по разным признакам;
  • битва за место или блага при их ограниченности.

Функции определяют динамику конфликта и его влияние на внешнюю среду и психологический климат. Бывают конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивный выполняет следующие функции:

  • разрядка напряженной ситуации;
  • информационная и связующая (появление новой информации о субъектах);
  • сплочение коллектива;
  • расстановка приоритетов;
  • стимулирование к дальнейшему развитию;
  • открытое выражение мыслей;
  • диагностика отношений.

Деструктивный выполняет негативные функции:

  • снижение работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений;
  • эмоциональное выгорание;
  • занижение значимости оппонента;
  • эмоциональная тяга на дальнейшую борьбу.

Способы разрешения разных типов конфликтов

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Разрешение конфликтов

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

Как себя вести в различных ситуациях

В конфликтной ситуации следует избегать излишней эмоциональности – это может ее усложнить. Необходимо оставаться спокойным и сдержанным, сохранять уважение к сопернику. Взаимный негатив сделает невозможным урегулирование спорных моментов.

Виды мышления в психологии, их характеристика и примеры

Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы. Здесь действует опасный принцип «кто кого».
  2. Сотрудничество. Совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
  3. Компромисс. Между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
  4. Избегание. Участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
  5. Приспособление. Это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.

Каждое противостояние имеет свои особенности, и нет одинаковых путей выхода из него. Чтобы избежать стресса, нужно придерживаться определенных правил поведения и реагирования. Психологи дают следующие рекомендации, упрощающие урегулирование всех разновидностей конфликтов:

  1. Вести себя сдержанно, следить за движениями, речью и мимикой, избегать закрытых поз.
  2. Нельзя сразу и резко отрицать чужое мнение, перебивать, переходить на повышенные тона.
  3. Внимательно и терпимо выслушать собеседника, повторить его слова для подтверждения, что он услышан.
  4. Выслушав противоположную сторону, привести свои доводы в мягкой доброжелательной форме. Это обезоружит негативно настроенного соперника.
  5. Не следует остро воспринимать словесные оскорбления и относить на свой счет.
  6. В ходе развивающегося конфликта сдерживать ответную реакцию, быть уверенным, что правильно поняли оппонента.
  7. Необходимо остерегаться входить в разногласия с личностями, имеющими психические отклонения или низкий уровень интеллекта. Разумный финал в этом случае исключен.

Дополнительная информация. Отвлечение оппонента вопросами на другие темы поможет выиграть время для обдумывания дальнейшего поведения.

Таблица с основными видами

Основная классификацияВиды конфликтовКраткая характеристика
По количеству участниковВнутриличностныеНеуверенность в себе, неудовлетворенность работой и жизнью из-за несоответствия личных потребностей и требований со стороны. Сопровождается раздражительностью, раздвоением личности, большим психическим напряжением. Их сложно разрешить самостоятельно.
МежличностныеИх можно отнести к наиболее распространенным во всех сферах человеческих взаимоотношений. Столкновение отдельных индивидов с различными характерами и убеждениями, кандидатов на одну должность, руководителей по поводу ресурсов.
Между личностью и группойКогда отдельная личность не принимает устоявшиеся позиции и нормы поведения группы.
МежгрупповыеДля них характерно многообразие форм проявления. Это производственная сфера, забастовки, митинги.

Так как классификация конфликтов на виды довольно условная, без четких границ, то на фоне сложных социальных взаимоотношений периодически возникают другие разновидности. Неудовлетворенные человеческие потребности делают жизнь немыслимой без разногласий и противоречий. Умение разрешать конфликтные ситуации во многом облегчает жизнь.

Видео

</ol></ol> —>

Конфликт в целом может состоять из одной или несколь­ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде­ление понятию «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация — конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха­рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси­хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще­ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как ре­альными, так и воображаемыми, надуманными, существу­ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.

5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате­риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта.

Повод конфликта — конк­ретное действие со стороны одного или нескольких насто­ящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин­тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей­ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности.

Поводом конфликта служит явление, способ­ствующее его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины по­вод возникает случайно и может создаваться искусствен­но, как говорят, «на пустом месте». Так, например, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосолен­ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами. Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа­ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф­ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек­тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле­ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос­тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз­никшими.

Объективно возникшие конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив­но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер­жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа­ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти­воречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен­но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож­дать какое угодно количество.

640-1.png

8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы­ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи­ческой структурой, нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон­фликта имеются определенные представления о себе (мо­тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти­воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп­ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения.

Исходя из этого, выделяют сле­дующие четыре случая:

— конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик­та как социально-психологического явления пока нет;

— объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна­ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо­го конфликта);

— объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

— конфликтная ситуация объективно существует и по клю­чевым характеристикам адекватно воспринимается участ­никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель­ной степенью сложности и неопределенности. Именно «нео­пределенность» исхода является необходимым условием воз­никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска­жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф­ликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро­щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про­исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос­приятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Вос­приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен­ках по типу «черное-белое», «все или ничего».

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва­ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон­ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива­ются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппо­нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен­ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче­видности фиксировать и мотивы положительной направлен­ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков.

А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив­ная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая со­ставляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я дол­жен победить».

Операциональная составляющая может вос­приниматься в следующих вариантах:

— «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);

— «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);

— «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

— «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

— «все так делают» (размывание ответственности).

Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, без­доказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны состоит в том, чтобы заставить оп­понента уступить или проиграть.

Операциональная составля­ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

— «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

— «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

— «он намеренно так поступает» (непреднамеренные дей­ствия воспринимаются как умышленные).

Исксокение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи­тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют­ся среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игно­рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа­ния о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи­тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хоро­шие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гипербо­лизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра­батывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливает-

ся поиск всего негативного и непривлекательного. В оппонен­те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при­родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При­нимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента фор­мируется «образ врага».

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част­ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо­ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негатив­ная установка на оппонента, фактор времени и др.

Иллюзия «выигрыша проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе­дить». Иллюзия заключается в том, что результат, при кото­ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следу­ющим образом: «Мой конфликт — это прямой результат не­компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конф­ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда­ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия не­примиримы, соглашение невозможно».

Другими наиболее типичными случаями искажения явля­ются:

— иллюзия «собственного благородства» (каждый оцени­вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

— «все ясно» (предельное, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по­зиции противоположной стороны).

640-1.png

Используемые источники:
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/konflikt-chto-ehto-takoe-vidy-tipy-prichiny-sposoby-razresheniya.html
  • https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/08/11/konfliktnye-situatsii-i-konflikty
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-konfliktov-v-psixologii.html
  • https://studopedia.ru/1_105626_ponyatie-konfliktnoy-situatsii.html
</ol></ol></h2></ul></ul></ul></h2></ol></ul></ul></ul></ul></ul>

Скажите что-нибудь