Что такое эмоциональная депривация в психологии

ТолкованиеПереводЭмоциональная депривация</dt> (англ. deprivation – утрата, лишение) – лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви, это может повлечь серьёзные нарушения эмоционального развития.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

</dl>

Смотреть что такое «Эмоциональная депривация» в других словарях:

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — Общий термин для обозначения любой ситуации, когда индивид лишен эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Этот термин используется почти исключительно в отношении детей, которые растут в ситуации отсутствия любви, привязанности и… …   Толковый словарь по психологии

  • Эмоциональная депривация — (лат. deprivatio лишение) продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений …   Психология человека: словарь терминов

  • Депривация — (англ. deprivation лишение, утрата) – 1. лишение или ощущение появления существеннго дефицита объектов удовлетворения основных потребностей; 2. психологическое состояние, непосредственно вызванное утратой объектов актуальных потребностей; 3. в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • депривация сенсорная — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, реализуемое с экспериментальными целями (см. психология экстремальная). Ее воздействие изучается путем погружения человека в воду в специальном оборудовании… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ДЕПРИВАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — (от лат. deprivatio потеря, лишение чего либо) психическое состояние страдания, к рое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная,… …   Педагогический словарь

  • ДЕПРИВАЦИЯ — – лишение, недостаточность; материнская Д. – отсутствие или недостаточность материнского ухода; эмоциональная Д. – недостаточность эмоций, эмоциональных связей, адресованных субъекту …   Терминологический ювенологический словарь

  • Депривация эмоциональная — лишение детей тепла, сочувствия, эмоционального отклика и вообще адекватной душевной атмосферы, что, как считают многие психологи, необходимо для разностороннего и успешного эмоционального развития. Рассматривается как один из важнейших аспектов… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • сенсорная депривация — (от лат. sensus чувство, ощущение и deprivatio лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями (см. экстремальная психология). Воздейс …   Большая психологическая энциклопедия

  • Половая жизнь — I Половая жизнь у человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль… …   Медицинская энциклопедия

  • Мастурбация допубертатная —         патологическая: одна из форм привычных действий (например, сосание пальца, кусание ногтей, раскачивание во сне, выдергивание волос и др.) у детей, не достигших возраста начала полового созревания (не менее чем за год до пробуждения… …   Сексологическая энциклопедия

Найдено 6 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

—> Эмоциональная депривация

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

—> Эмоциональная депривация

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

—> Эмоциональная депривацияЭто состояние развивается вследствие такой жизненной ситуации, при которой субъекту не предоставлены условия для удовлетворения его основных (витальных) психических потребностей в полной мере и длительное время.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

—> ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

—> ДЕПРИВАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯобщее название психологических состояний человека, характеризующихся невозможностью возникновения нормальных эмоциональных реакций человека на такие действия других людей, которые в обычных условиях вызывают у него отчетливые эмоциональные реакции. Состояния Д.э. нередко наблюдаются у детей, которые выросли в условиях лишения любви и внимания со стороны взрослых людей. См. депривация.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

—> Депривация эмоциональная

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Показать еще…

С целью конкретизации этой гипотезы вновь вернемся к двум рассмотренным ранее феноменам полярно-неадекватного родительствования — эмоциональной депривации и эмоционального симбиоза, равно переживаемым ребенком как потеря или насилие. Напомним, что эмоциональная депривация, т.е. лишение ребенка попечения, заботы и тепла в самые сензитивные для удовлетворения аффилятивной потребности периоды младенчества и отрочества, способствует развитию хронического и неутолимого эмоционального голода, стремления к эмоциональной подпитке через примыкание или присасывание к значимому Другому. Каким же будет складывающийся в этих условиях образ Я? Представим себе, что его формирование происходит согласно тем же закономерностям, что и формирование перцептивного образа любого другого объекта. Известно, что одним из базовых качеств перцептивного образа является его константность, возникающая благодаря активному взаимодействию субъекта с объектом. В онтогенезе восприятие младенцем внешнего мира и себя самого опосредовано его отношениями со взрослыми; подростковый кризис Я вновь делает эти отношения критически значимыми. Мы решаемся предположить, что только постоянное присутствие эмоционально значимого Другого в качестве поддержки и опоры создает необходимые условия для формирования устойчивого позитивного самоотношения, сохраняющего свою стабильность и определенность, несмотря на естественные и эксклюзивные фрустрации, неудачи и страдания, сопутствующие самой жизни.

В то время как эмоциональная депривация, создавая “разрывы” в отношениях, дестабилизирует их, вызывает непрогнозируемые флуктуации образа Другого, а через него оказывает аналогичное воздействие на образ Я1. Обращенные ко взрослому улыбка, гуление или крик боли ребенка не встречают отклика, а только пустоту. Его активность, отражающая насущную потребность Я быть “обласканым”, “облизанным” (в том числе в чисто телесном выражении), его витальная нужда находиться в постоянной “кормящей”, “подпитывающей” связи с Другим, удовлетворяющей само его существование и с молоком матери придающей “вкус жизни”, не достигает цели и не приносит удовлетворения. В зависимости от характера депривации, ее постоянства, длительности, повторяемости, — образ Другого либо навсегда приобретает черты чуждости и потенциальной угрозы, либо флуктуирует от “хорошего” к “плохому”. Таков, по-видимому, механизм расщепления образа Другого. Что происходит в этих условиях с формирующимся образом Я? Теория “объектных отношений”, уделяющая большое внимание описанию этого феномена, не раскрывает, однако, психологического механизма его перехода с интер- на интра-психический уровень (М.Клейн, У.Фейрберн, Дж. Мастерсон). Указание на его интернализацию, на наш взгляд, также мало что проясняет в генезе “расщепленного Я”. Логика концепции Л.С.Выготского, подкрепленная, в частности, экспериментальными исследованиями А.В.Запорожца, М.И.Лисиной с сотр., позволяют соотнести закономерности формирования в онтогенезе предметных действий с процессом развития образа Я и образа Другого. Так, показано, что у детей, воспитываемых в Домах ребенка и испытывающих дефицит эмоционально-насыщенного общения, предметные действия формируются с задержкой и имеют иную структуру, чем у детей, воспитываемых в эмоционально благоприятном семейном климате. В частности, это касается качества опосредования — т.е. разнообразия, дифференцированности и означения усвоенных средств обращения с объектами, или в более широком смысле слова — с реальностью. Так же, на наш взгляд, обстоит дело, когда в качестве “объекта” реальности выступает другой человек или собственное Я ребенка. Здесь уместно вспомнить известную метафору Л.С.Выготского: “Только через других мы становимся самими собой”. Малыш, жизнь которого почти целиком зависит от постоянного наличия ухаживающего за ним взрослого, вдруг, по неизвестным, непонятным и непредсказуемым причинам обнаруживающий пустоту там, где был тот, прикосновения которого приносили с собой тепло и безопасность, переживает утрату этого Другого “всей кожей”, на чувственно-телесном уровне как лишение себя безопасности, теплоты и ласки. Иными словами, ребенок, интериоризуя лишающие способы общения с ним взрослого и обращая их в средства ауто-общения, “теряет” самого себя. Не находя постоянства в принимающем отношении Другого, он теряет его в адрес собственного Я. У взрослого “детский” страх “быть потерянным”, страх пустоты и смерти, растерянность перед неизвестностью и страх быть поглощенным ею, так же, как и чувства вины (“за что?”), стыда (“Что во мне такого дурного?”), — суть не что иное, как интериоризация разрушенных интерпсихических связей. Не случайно жалобы пациентов с синдромами агорафобии и паническими атаками в ходе психотерапии осознаются как страх потери и пустоты2.

1 А.Н.Леонтьев любил ссылаться на следующую воображаемую ситуацию. Если бы вдруг, в силу каких-то общепланетарных катастроф, сохранились все памятники и достижения цивилизации, но среди человеческого сообщества по каким-то причинам в живых остались бы только дети, им никогда бы не удалось расшифровать послания этой цивилизации, они оказались бы отброшенными на уровень варварства. Нечто подобное было описано У.Голдингом в его романе “Повелитель мух”.

2 Одна из моих пациенток поделилась своими фантазиями: она видит себя в годовалом возрасте, ползающей по полу между подушками и зовущей маму. Появившаяся на пороге комнаты мать говорит, зажимая пальцами нос: “Фу! какая ты грязная!”.

Методы психотерапии – предыдущая | следующая – Диффузная самоидентичность

Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях

Консультация психолога при депрессии

24122018-1024x749-978x715.jpg

Простыми словам эмоциональная депривация – это длительное неудовлетворение эмоциональных потребностей человека.

Ребенок нуждается в том, чтобы на него был эмоциональный, живой отклик от родителей, а отклика нет.

И он живет «голодным» или «впроголодь» — когда изредка слышит скупое «молодец», или соседка ему улыбается и угощает конфетами.

Депривация – это потеря, лишение.

Эмоциональная депривация – это потеря, лишение эмоционального контакта.

А для человеческого детеныша, для ребенка потребность в эмоциональном контакте – базовая, необходимая для жизни.

У «благополучных» равнодушных родителей ребенка как бы нет в эмоциональном поле семьи.

Его чувственное присутствие игнорируется.

И он потихоньку научается быть вне вовлеченного контакта с собой и людьми.

Такой ребенок может быть интеллектуально развит, особенно, если это поощрялось хоть как-то родителями или кем-то в школе.

Он может проживать свою чувственную жизнь в фантазиях, поселяться в чужих историях – рассказах, фильмах, книгах.

Но он отучен улыбаться в ответ на улыбку. Плакать когда грустно, и утешать когда сочувствует.

У него чаще всего стоят запреты на выражение злости прямо и искренне и он вовсю пользует пассивной агрессией.

Упрямство и вредность – то, что видят окружающие.

Беззащитность, растерянность и перманентный шок – то, что он проживает внутри.

Эмоции для людей – словно бензин для машины. Вася чувствует равно Вася живет.

Наш герой, не-Иванов, грезит о жизни, размышляет о жизни, анализирует жизнь, фантазирует о жизни, может быть даже «делает жизнь» и «делает себя», но не живет.

Не потому что не хочет, хочет и очень сильно, но не умеет выражать свое чувственное состояние.

На работу пришла новенькая барышня. Симпатичная блондинка, загорелые плечи и шея, на руке татуировка и надпись «остановите Землю, я сойду».

Сотрудники улыбаются, перешептываются, кто-то позвал сходить вместе на обед, кто-то узнал, «замужем и есть-ли-дети».

Новенькая реагирует в ответ: на чью-то тупую шутку явно напряглась, на предложение вместе сходить на перекур – обрадовалась, стеснялась, когда второй раз спрашивала что-то по работе, раздражалась, что не получилось сразу заполнить нужную бумажку для допусков в локальную сеть.

Никто из них не делал ничего специально, но через несколько дней Светик уже словно была частью коллектива.

Не-Иванов не участвовал в общей суете. Он хотел, но не знал, что сказать. Страшно боялся брякнуть что-то не уместное, попасть в глупое и смешное положение.

Полгода он молча наблюдал за ней, и ужасно огорчился, когда у нее разгорелся яркий роман с инженером из техподдержки.

Еще через год роман довольно печально завершился.

Не-Иванов очень хотел как-то подержать ее, может быть предложить свою помощь. Но по-прежнему молчал и смотрел, не понимая, как сделать простую вещь – как остальные мужчины умудряются оказываться в отношениях, когда для него непосильной задачей было предложить симпатичной коллеге подвезти ее после работы.

Когда маленький ребенок искреннее улыбается, его мама расцветает улыбкой ему в ответ.

Он проживает свой чувственный опыт в ее эмоциональном поле.

Она помогает ему справляться со слишком сильными эмоциями, отзывается на его присутствие.

Обычный день. Звонок в дверь. Вася вернулся из школы, он первоклассник.

Бабушка радуется, как будто бы ей дали орден. Тормошит, просит рассказать, как и что была, а какая учительница, а что ребята, а какие девочки.

Гонит мыть руки и срочно обедать.

Тут же звонит с работы мама, испереживавшаяся и одновременно довольная.

Положил трубку и новый звонок – отец интересуется «как первый день в школе прошел, сын».

Обычные люди редко-редко замечается в каком роскошном эмоциональном богатстве они живут каждый день.

Так жители прекрасного климата считают, что это нормально, когда тепло бывает больше, чем пара месяцев в году.

Дети из семей, в которых испытывали длительную эмоциональную депривацию, как северяне без солнца и тепла.

Оно им жизненно необходимо, но попав на юг, еще нужно суметь пережить акклиматизацию, научиться помнить про крем от загара, не выбегать на солнцепек «погреться» на несколько часов до теплового удара.

В отношениях мы не только получаем «солнечный свет» или «грозу и бурю» от других людей, но и сами являемся источниками любви и тепла.

Или холода и дождя.

Или тумана…

Наш не-Иванов научился с самого детства быть «нейтральной стеной». От него нет ни тепла, любви и сочувствия, ни страстной ненависти, не стеснения или чего-то еще.

Он не испытывает сильных страданий в прямом смысле слова, ему скорее «никак», чем больно или радостно, грустно или весело.

Другие люди могли бы сказать, что не-Иванов не позволяет им проявить любовь и заботу, интерес к себе.

Он не откликается, не подает сигналов на уровне невербального отклика.

Его окружение считывает эти сигналы, и понимает их как «не подходи, проходи мимо».

Что и делает.

А ему плохо.

Но он это свое одиноко, грустно и отчаянно хочется близости проживает на уровне «головы», а тело ведет себя как «робот», спокойно-заморожено.

Еще один негативный аспект людей, выросших в семьях с эмоциональной депривацией – это то, что в быту называют «неблагодарностью».

Они словно не чувствуют симпатию к себе и не признают симпатию окружающих, что считывается как отвержение, обесценивание и та самая «неблагодарность».

Человек, переживший эмоциональную депривацию в детско-родительских отношениях, считает, что люди не смогут его любить, искренне с ним дружить, заботиться и интересоваться им.

Он и отчаянно боится остаться в одиночестве.

И, одновременно, на уровне чувственной вовлеченности не показывает свою заинтересованность, готовность быть в близких отношениях.

У детей, переживших эмоциональную депривацию очень часто развивается один из ненадежных типов привязанности.

У ребенка, «которого нет» — это избегающий тип.

Он означает, что какие сильные страсти не кипели бы у него в душе, во внешний контакт пойдет только «маска равнодушия».

А теперь представьте, какой путь в отношениях нужно пройти в терапии, и психологу и клиенту, чтобы научить не-Иванова не только чувствовать и понимать свои переживания, но и показывать их спонтанно, разделять с другими, уметь справляться с негативными и получать наслаждение от самого процесса живой вовлеченности.

Можно сравнить это с тем, как человека все детство учили играть в шахматы – думать и сдерживаться в любой ситуации общения, а оказалось, что ему нужно научиться петь и танцевать.

Совсем другое состояние, другие «правила игры».

А до этого ему еще нужно суметь разрешить себе осваивать чувственный мир, свой и других людей.

Ведь в его благополучной, приличной, достойной семье работал закон «у нас так не принято», «эмоционирование – это для слабаков» и им подобные.

Расти в поле эмоциональной депривации – это как цветку пробиться через трещину в асфальте. Как растению из солнечной и жаркой страны перебиваться крохами тепла в тенистом месте в Сибири.

Очень трудно.

Если вдруг читатель узнал себя в «равнодушном родителе» и понимает, что вряд ли обратится к психологу и будет учиться удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка, то можно хотя бы, как минимум, найти для него няню, помощницу, воспитательницу или может быть, родственника –наставника, любого взрослого человека, который будет эмоционально теплым, заботливым и стабильным в жизни ребенка.

Это даст ему возможность получать доступ к человеческому участию и любви и в детстве и в будущем, когда он станет взрослым человеком.

Эмоциональная депривация – это когда в ответ на ваши чувства, симпатию вы получаете отвержение и равнодушие.

Любому человек будет неприятно пережить отказ.

Взрослому человеку будет достаточно трудно пережить, если его отвергают раз за разом, день за днем.

Эмоциональная депривация через некоторое время приводит к унынию, бессилию, снижению самооценки.

Ненужность любимому человеку достаточно болезненный опыт.

Тому, кто отвергнут может искренне казаться, что так будет всегда. Одиночество – его приговор.

А теперь представьте, что через подобный опыт проходит маленький ребенок.

Ребенок, который не может сказать себе что-то вроде «да, грустно, что эта мама отвергает. Жаль, что моя мама равнодушна. Ну, да ладно. У меня было еще две мамы, которые меня любили, и еще одна, которую я сам отверг. И будут еще мамы в будущем…»

Дико звучит, правда?

Мама – она единственная.

И если она отторгает своего ребенка на эмоциональном, чувственном уровне, то ему приходится очень и очень не сладко.

Снижение жизненной энергии – только часть его проблемы.

Не умение вступать в контакт, дарить и получать любовь – еще часть его проблемы.

Низкая самооценка, убежденность, что он сам, в его неповторимости и уникальности не ценен, не нужен и не может быть любим – третий «кусок» проблемы эмоциональной депривации ребенка.

Есть три типичных способа, которыми люди справляются с последствиями эмоциональной депривации от равнодушных «благополучных» родителей.

Самый простой вариант – избежать проблемной ситуации.

Нет отношений, значит нет необходимости контактировать с другими людьми, учиться быть в близких отношениях, что-то чувствовать, ошибаться, получать опыт, расстраиваться и огорчаться.

Примерно такие подсознательные идеи приводят к решению: избегать контакта всеми доступными способами.

Избегать не только в реальных действиях:

— в выходные едем за город все вместе!

— нет, я не могу

— ладно

Пара-тройка отказов и люди привыкают, что можно никуда не звать равнодушного человека.

Второй способ совладать с проблемой – это пассивная покорность.

Сказали «ты тумбочка» — значит, тумбочка.

Не могут запомнить имя – откликаемся на чужое. Иванов? Значит будут Ивановым.

Не позвали к общему столу – не подходить и не обижаться. Позвали – подошел, проигнорировали – промолчал.

Нет отношений –значит нет отношений. Здравствуй, одиночество.

Решила замначальница, что человек «надежный, вроде не пьющий» должен сходить на свидание с одинокой Петровой под ее покровительством, значит идем на свидание. И не важно, нравится Петрова или нет.

Иногда даже у  самого терпеливого и выносливого человека наступает «край» и тогда он может сорваться и начать гиперэмоционально требовать что-то у окружающих, высказывать им накопившиеся обиды, а позже сгорать от стыда и вины за свой поступок.

Это третий вариант поведения – гиперкомпенсация.

Еще один из его видов – повышенная фальшивая эмоциональность.

Когда «ой, сочувствую», «держись, я с тобой, ты только держись» и прочие вещи, что ценны лишь тогда, когда звучат от души говорятся пафосно, с надрывом по поводу и без.

Людей хоть сколько-нибудь искренних коробит от подобного способа проявлять чувственный контакт.

Что снова возвращает нашего не-Иванова к его проблеме тотального глухого одиночества, как следствия эмоциональной депривации в детстве.

***

Записаться на консультацию к психологу, автору текста можно по телефону 

8 913 063 92 73 (Новосибирск, ул.Фрунзе, 5-515) либо написать на wmt1227@yandex.ru для консультации по скайпу или в текстовом формате

***

По времени и стоимости консультаций можно уточнить ВОТ ТУТ 

2706_HbeT2.jpgСкачиваний:27Добавлен:30.04.2015Размер:38.91 КбСкачать☆

Эмоциональная депривация

Эмоции являются необходимой составляющей, обеспечивающей благополучие человека, и его выживание. Также эмоции имеют огромное эволюционное значение, так как именно они обеспечивают новый тип мотивации, поведенческий тенденции, наибольшую вариативность поведения. Известно, что эти качества позволяют индивиду успешно взаимодействовать с окружающей средой, и нормально адаптироваться. Ученые обращают особое внимание на роль эмоций, как в формировании, так и в развитии человека. Что собой представляет эмоциональная жизнь? Прежде всего, это чувства, отражающие действительность, хотя это происходит очень своеобразно.

Человек развивается, и вместе с этим в эмоциональном плане меняется его отношение к окружению, оно приобретает максимальную дифференцируемость, начинает более соответствовать отведенной роли, отражает его устремления и запросы. Эмоции оказывают непосредственное воздействие буквально на каждый компонент сознания. В том числе, на память, воображение, восприятие, мышление. Как характерная закономерность, возникает рост познания действительности, так как развиваются эмоции и чувства, особенно в детском возрасте. Происходит ознакомление личности с социальной сферой, познавательные процессы становятся более углубленными.

При эмоциональной депривации многое из перечисленного отсутствует, лишая человека нормального развития. Одним из существенных факторов, определяющим в дальнейшем детское развитие, считается желание родителей заиметь ребенка, причем, это желание  осознанное. Оно является главным моментом в формировании структуры психо-эмоционального плана детской личности. Уже в пренатальный период у него начинает формироваться позитивный взгляд на жизнь, окружающих, в том числе и на самого себя. В его подсознании заложено, что он любим своими родителями, его ждут. И это является определяющим в дальнейшем развитии ребенка.

Особенности эмоциональной депривации

Эмоциональная депривация представляет собой особую, индивидуальную переработку стимульного обеднения, которого ребенок или взрослый человек достиг в определенной ситуации. Это психическое состояние требует коррекции, и если имеется недостаточность проявления эмоций в окружении человека, то возникают характерные признаки, дающие возможность распознавания эмоциональной депривации. Установление эмоциональных связей является важнейшим условием, которое является гарантом эффективности воспитательных элементов, если речь идет о ребенке. В практике психиатрии имеется немало фактов, на основании которых можно утверждать, что успешное развитие ребенка возможно лишь в том случае, если между ним и взрослым человеком установлены правильные психические отношения.

Известно, что эмоциональная депривация в наибольшей степени свойственна детям, и если они находятся в избыточно изменчивой среде, то развитие происходит таким образом, что ребенок становится социально-гиперактивным. Его привлекают все новые контакты, притом, что не имеет значения, от кого они исходят. Активность детей, испытывающих эмоциональную депривацию, имеет социально-эмоциональную окраску. То есть, они лезут на колени даже к незнакомым людям, стараются привлечь к себе внимание. При подобных контактах всегда устанавливается взаимопонимание, которое характерно большой изменчивостью, хотя и является положительным.

При недостатке эмоциональных переживаний считается, что человек испытывает эмоциональную депривацию, и такой своеобразный голод общения становится причиной возникновения обычных для такого вида депривации последствий. Тем не менее, в обычной жизни патологические состояния психики ребенка можно заметить не всегда, и такая несвоевременность в дальнейшем создает дополнительные осложнения. Ребенок начинает испытывать чувство тоски и одиночества, могут периодически возникать проблемы социального плана, развиваются комплексы, которые обусловлены эмоциональной депривацией любого типа.

Последствия эмоциональной депривации

При возникновении депривации любого типа, в том числе, и при эмоциональной депривации, не должно возникать сомнений в необходимости лечения. Если человек не имеет количества общения, которое необходимо ему по структуре личности, а также, если он не получает необходимых впечатлений, то он рискует получить проблемы, имеющие психиатрический, психологический, а также соматический характер. Причина в том, что индивид испытывает состояние, называемое голодом общения. Ученые доказали, что если в жизни ребенка не появится лицо, к которому малыш будет привязан, его поведение очень быстро меняется.

Малыш становится вялым, снижается его ориентировочная активность, он не стремится к движению, неизменно начинается ослабление здоровья и отставание в развитии по всем параметрам. При эмоциональной депривации возникает развитие «госпитализма». Именно на этом основании детская смертность в приютах, в период с восемнадцатого по девятнадцатое столетие столь высока, и такое положение наблюдалось в различных странах Запада. Сейчас установлено, что подобная статистика обусловлена отсутствием контакта детей с матерью, то есть, имела место эмоциональная депривация.

На основании данных исследований, проводимых ранее, известно, что у детей, воспитывающихся в приюте, нарушения возникали после трехмесячного возраста, когда они переставали получать грудное вскармливание, и были переданы на воспитание в общественные благотворительные организации. В  том числе, такие дети испытывали не только эмоциональную, но и сенсорную депривацию, а также моторную депривацию. Практически, до полутора лет они находились в отдельных боксах. Даже достигнув возраста двух лет, они имели отставание в физическом развитии, страдало и умственное развитие. Если дети не возвращались к матерям, то их состояние становилось хуже, и развивались различные заболевания.

J.Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской де-привации, вводит термин «патогенное родительствование» (pathogenic parenting), определяя его как ключевой этиологический фактор невротических симптомов, личностных расстройств, семейных и супружеских проблем J.Bowlby выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения:

1. Отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение).

2. Отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка.

3. Угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.).

4. Провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной «плохости» у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей.).

5. Тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.

Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby отмечает, что «формирование той или иной психопатологии в этих случаях происходит, так как мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным». Собственный внутренний мир ребенка, границы его тела, полоролевая идентичность также будут диффузными, размытыми, нечеткими, как в случае симбиоза с матерью, так и в случае отвержения.

Таким образом, любая ситуация насилия вряд ли является случайной для жертвы. Вероятнее, что она окажется подготовленной всей предыдущей историей жизни ребенка, и, прежде всего — историей его детско-родительских отношений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
  • #21.11.20181.61 Mб5Экономическая теория.УМК.doc
  • #24.08.2019244.22 КбЭкономическая теория_МУ_контр.doc
  • #09.03.201651.65 Кб40Экономия-зачёт.docx
  • #19.11.2019291.33 КбЭкспериментальная психология курс по выбору.doc
  • #30.04.201583.26 Кб53Электронная таблица.docx
  • #30.04.201538.91 Кб27Эмоциональная депривация.doc
  • #30.04.201525.09 Кб26Эссе.doc
  • #16.09.2019135.68 КбЭтапы исследования от Кры.doc
  • #30.04.2015260.61 Кб36Этнополитология.doc
  • #20.07.2019136.72 КбЮрий Шапорин.docx
  • #12.08.201976.29 Кбюристы.DOC
Используемые источники:
  • https://psychology_pedagogy.academic.ru/21206/эмоциональная_депривация
  • https://vocabulary.ru/termin/emocionalnaja-deprivacija.html
  • https://vprosvet.ru/biblioteka/polyarno-neadekvatnoe-roditelstvovanie/
  • https://wmt1227.ru/emo_deprivaciya/
  • https://studfiles.net/preview/3537013/

Скажите что-нибудь