Часть 6. Утилизация.

Окружающий мир воздействует на наш мозг с помощью множества раздражителей или, как говорят психологи, стимулов. Ответом на это воздействие являются разнообразные психические реакции, которые так или иначе проявляются в поведении. Формула «стимул – реакция» (S→R) является ключевой в одном из старейших направлений психологии – бихевиоризме.

Что такое триггер

Переводится этот термин с английского как спусковой крючок или механизм, и первоначально он использовался в психиатрии. Триггером называли какой-то внешний стимул (действие, слово, событие, картинку и т. д.), который приводил к обострению болезни или запускал болезненную реакцию у людей с отклонениями в психике. Например, человек, страдающий таким редким видом фобии, как трипофобия (боязнь маленьких отверстий), вел себя как совершенно нормальный человек до тех пор, пока не встречался с объектом своей фобии. Один вид, например, пчелиных сот мог вызвать у него приступ неуправляемой паники.

В последнее время понятие «триггер» стало употребляться значительно шире и использоваться в самых разных областях, причем не только в психологии, но и, например, в маркетинге, в рекламе, в политике. Этим термином сейчас обозначают любое внешнее воздействие, которое вызывает у человека плохо контролируемую реакцию, то есть подталкивает его к совершению определенного действия.

Триггеры сами по себе кажутся безвредными, но могут вызвать довольно сильные эмоциональные реакции, в том числе травмирующие психику. Психический механизм возникновения и закрепления связи между триггером и определенной поведенческой реакцией имеет свои закономерности.

Механизм работы триггера

Сознание человека и его психические, физические реакции – это отражение внешних раздражителей. Но воздействия эти имеют различную значимость для человека, отличаются по силе и характеру. Часть из них носит рефлекторный характер, например, вспышка света вызывает рефлекс моргания, а попавшая в дыхательные пути крошка – кашель. Эти реакции одинаковы для всех людей, и вызывающие их стимулы не имеют отношения к рассматриваемым нами «спусковым крючочкам».

Но механизм включения триггеров отчасти напоминает формирование условно-рефлекторных реакций. Только в случае триггеров имеет значение не столько многократное повторение связки «стимул-реакция», сколько эмоциональное подкрепление.

Триггеры отличает ряд особенностей:

  • Индивидуальный характер. Эти специфические стимулы связаны с конкретным опытом человека и его индивидуальными особенностями, воспитанием, культурными традициями и т. д. Поэтому у разных людей одни и те же раздражители могут вызывать различные реакции. Так, у человека, привыкшего курить после утренней чашки кофе, даже его запах вызывает потребность в сигарете. Или, например, у того, кто пережил автокатастрофу, звук тормозов на перекрестке может вызвать приступ паники.
  • Триггеры связаны с эмоциональной сферой. Именно эмоции работают как спусковой механизм, включающий поведенческую реакцию. И чем сильнее эмоции, тем прочнее связь между триггером и поведением человека. Даже если мы сознательно сдерживаем себя, то реакция все равно появляется, например, потребность в сигарете, куске сладкого торта, в покупке какого-то товара и т. д. А негативные эмоции бывают настолько сильны, что они буквально парализуют индивида, препятствуют его активности. Так, упавший с лошади человек может очень долго переживать чувство панического страха даже при мысли о том, что нужно снова на нее сесть. Эти «спусковые крючки» как бы вновь и вновь возрождают в сознании сильные чувства, и если эмоции отрицательные, но они могут привести к психической травме.
  • Связь с сенсорной памятью. Чаще всего триггером становится не любое внешнее воздействие, а то, которое оказывает сильное влияние на сенсорную сферу. Так как наша сенсорная память очень устойчива и надолго сохраняет опыт, то и возникающие связи тоже устойчивы и существуют продолжительное время.
  • Действия триггеров с трудом поддаются сознательному контролю, и человек не всегда о них догадывается. В ряде случаев, связанных с сильными негативными эмоциями, индивид даже переживает искаженное состояние сознания и не отдает отчет в своих действиях и поступках.

Эмоциональный опыт разнообразен, поэтому не все триггеры связаны с отрицательными эмоциями, некоторые из них могут вызывать и «приятные» или нейтральные реакции. Так установившаяся связь между кофе и сигаретой приводит к тому, что без порции никотина удовольствие от ароматного напитка будет неполным. Или есть множество «спусковых механизмов», включающих поведенческие реакции, связанные с покупательскими потребностями. Триггеры, которые часто используют маркетологи, не сопровождаются негативными эмоциями, не оказывают разрушительного воздействия на психику человека. Правда, и польза от них сомнительная.

Виды триггеров

ExternalLink_shutterstock_1150971305-730x466.jpg

Триггеры – понятие в психологии новое, поэтому единой классификации их нет. Мы с вами рассмотрим две наиболее распространенные.

Положительные и отрицательные триггеры

Положительные триггеры не просто связаны с позитивными эмоциями – образ сигареты у курильщика или запах спирта у человека, злоупотребляющего алкоголем, тоже не вызывают негатива. Особенность этого вида триггеров в том, что они стимулируют полезные для личности психоэмоциональные реакции. Пожалуй, самым ярким примером такого рода триггера является плач маленького ребенка, который заставляет проснуться его мать, даже если она крепко спит. Кстати, здесь срабатывают отнюдь не положительные эмоции – беспокойство, страх, тревога за благополучие малыша. Но это, несомненно, полезная реакция. К сожалению, естественным путем такие триггеры возникают нечасто. Но они активно используются в практике психотерапии, создаваясь целенаправленно психологом.

Отрицательные триггеры значительно более распространены, и они нередко оказывают разрушительное действие на психику, побуждают человека к неадекватному или асоциальному поведению. Это связано со стремлением избежать то, что порождает сильные негативные эмоции. Причем деструктивное воздействие этих эмоций таково, что могут быть сломаны даже самые прочные барьеры в мозгу. Тогда на поверхность сознания вырываются стихийные побуждения, хранящиеся на древних уровнях нашего мозга, например, в R-комплексе. Это первобытная, дикая агрессия, поведение сексуального доминирования, жажда насилия. С одной стороны, они помогают справиться, например, со страхом или отчаянием, с другой – делают поступки человека асоциальными и неуправляемыми. Это хорошо заметно, например, в ситуации паники, когда крик «Пожар!» может превратить группу людей в дикую толпу.

Недостаток этой классификации проявляется в том, что есть множество триггеров, которые невозможно отнести ни к первой, ни ко второй группе. Некоторые из них часто используются в рекламе, и о них мы будем говорить ниже. Оценка этих триггеров может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от ситуации или ракурса зрения. Так, использование привлекательного образа успеха – распространенный триггер для активизации покупательской активности. Но ведь польза или вред этой активности зависит от того, что покупают люди.

Классификация по характеру раздражителей

Роль триггеров могут выполнять самые разные объекты внешнего мира, которые можно условно разделить на три группы.

  1. Внешние объекты и ситуации, которые вызывают воспоминания и эмоциональные реакции.
  2. Слова. Они обладают большой силой воздействия на сознание человека, причем в роли триггеров они нередко оказываются сильнее реальных объектов. И мы сами обычно не подозреваем, сколько слов вызывают у нас неосознанные поведенческие реакции.
  3. Сенсорные раздражители: звуки, запахи, краски, тактильные ощущения и т. д.

Все эти триггеры связаны с процессами восприятия, то есть так или иначе продуцируются внешним миром. Но нередко роль спусковых крючков, запускающих психические реакции, играют спонтанные воспоминания, мечты, сновидения, то есть порождения нашего собственного мозга.

Психологические триггеры как инструмент манипуляции

ExternalLink_shutterstock_1054376315-730x487.jpg

Роль триггеров в психической деятельности людей еще не до конца изучена, и, наверное, какой-то рациональный смысл в них природа заложила. Например, они могут использоваться как вид защитных механизмов. Но неосознанный характер большинства реакций на действие триггеров приводит к тому, что эти спусковые крючочки активно используются для манипуляции людьми.

Они дают возможность стимулировать, подталкивать людей к определенным действиям как бы в обход их сознания. Это используется и в политике, и в рекламе. Сфера маркетинга вообще во многом построена на использовании триггеров. Конечно, они связаны с личным опытом человека, но и общих для всех людей «крючочков» тоже достаточно много. Вот наиболее распространенные триггеры, которые используются в рекламе:

  • Страх – это один из сильнейших стимулов, но используется он в рекламе осторожно. Ведь вместо побуждения к покупке товара или услуги можно отпугнуть покупателя. Но все же довольно распространены такие триггеры, как страх заболеть или потерять близкого человека, страх стать толстой, утратить популярность, красоту, успех.
  • Стремление быть как все или не хуже других. Человек – существо социальное, если не сказать стадное. Поэтому потребность быть частью социума у него очень сильна. Многие из нас «ведутся» на рекламный трюк, когда рекламщики убеждают, что не купив ту или иную вещь, мы отстанем от моды, станем аутсайдерами и т. д.
  • Потребность выделиться. Как ни странно, но эта потребность тоже сильна, так как наряду со стремлением быть частью социума в нас силен страх смешаться с толпой, раствориться в ней, потерять себя. Этим с успехом пользуются маркетологи, которые делают акцент на уникальности товара.
  • Любовь к халяве. Лень – это естественное состояние любого животного, поэтому мы так стремимся получить разные блага, не прилагая к этому усилий. И даже многовековая мудрость, гласящая, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, не мешает нам гнаться за халявой. Этот триггер действует и в виде акций, обещания скидок и бонусов. Поэтому на распродажах люди не просто покупают больше, они еще и покупают то, что им не нужно.
  • Ограниченность во времени. Дефицит времени – это характерная особенность современного общества и в то же время то, что заставляет людей нервничать, торопиться и покупать, часто не вникая в нужность товара, его качество и цену. Слоган: «Покупай сейчас – завтра не будет!» может спровоцировать многих людей на дорогие и бесполезные покупки или на приобретение большего, чем нужно, количества товара.
  • Обещание позитивных эмоций. Связь покупки с чем-то радостным (счастливой любовью, здоровьем, поездкой к морю, праздником и т. д.) делает эту покупку привлекательной и стимулирует приобрести вещь, даже если она не слишком нужна.

Это основные триггеры, которые используются в рекламе. Но есть и много других, в том числе не такого общего характера, выбранных с учетом потребностей, интересов и страхов конкретной целевой аудитории.

Как справляться с воздействием триггеров

Хоть триггеры и являются естественной частью нашей жизни, формируются без нашего сознательного контроля и желания, но их действие часто вызывает настороженность. Даже в том случае, когда эти «крючочки» запускают вполне нормальную поведенческую реакцию, становится не по себе от понимания того, что мы себя не контролируем. Не говоря уже о неадекватном поведении, вредных привычках, или когда мы становимся жертвами социальных манипуляций.

Можно ли справиться с воздействием триггеров? Да, можно, если речь не идет о каких-то психических патологиях.

Самое главное – понимать, что является триггером, какой внешний раздражитель вызывает у вас ту или иную реакцию. Если слушая рекламу и чувствуя жгучую потребность купить какую-то вещь, вы осознаете, что к этому вас подталкивает собственное тщеславие или желание быть как все, то контролировать свое поведение значительно легче. Поэтому могу дать несколько советов:

  • будьте внимательны к себе, своим мыслям, побуждениям и поступкам;
  • анализируйте причины тех или иных своих поведенческих реакций, и если объективных причин не находится, значит, ищите триггеры;
  • не ленитесь размышлять над своим прошлым опытом – как правило, рождение триггеров связано именно с ним; установив изначальную связь между стимулом и реакцией, вы сможете ее контролировать;
  • триггеры связаны с эмоциями, поэтому выработайте у себя привычку рационально оценивать ситуацию, в которой у вас срабатывает тот или иной триггер; чаще всего здравый смысл является очень хорошим лекарством от власти триггеров.

Но если триггеры вызывают неадекватное поведение, особенно сопровождающееся измененным состоянием сознания, то лучше обратиться к психотерапевту. Такие психические механизмы – не просто источник неприятных эмоций, они могут привести к серьезным психическим заболеваниям, неврозам, фобиям и т. д.

16 684

Замечали ли вы, что определенные ситуации вызывают у вас бурную реакцию? Он не позвонил — и вы в печали весь вечер. Или вас пронзает мысль: «А вдруг с ребенком что-то случится?» — и вы в тревоге не можете найти себе места несколько часов. У каждого из нас свои индивидуальные стимулы, вызывающие сильные эмоции. Их понимание поможет увидеть искру прежде, чем из нее разгорится пламя, и выбрать наилучшее действие.

Познать себя
Шизофрения: когда начать беспокоиться?1 520 460«Муж настоял на разводе»664 63236 вопросов, чтобы (снова) влюбиться2 338 378

Маше 30 лет, и она хочет замуж. Ну, теоретически. В то же время она совсем не бывает там, где могла бы познакомиться с мужчиной. Мероприятия вызывают у нее страх. Каждый раз она придумывает себе причину, почему осталась дома. Смотрит мелодрамы и расстраивается, что годы идут, а семьи все нет.

Люся любит мужа и каждый вечер на ужин готовит что-то вкусное. Однако, когда он опаздывает, она очень злится. Она же для него старается! И никакие объяснения — пробки на дорогах или совещание на работе — для нее не убедительны. Захотел бы прийти вовремя, пришел бы. Что она ему каждый раз и говорит. Очевидно, что это не способствует семейному счастью.

Для Антона работа — приоритет номер один. Он жаждет карьерных успехов, но при этом очень уязвим к любой критике. Стоит начальнику выразить недовольство его работой, как Антон впадает в уныние на несколько дней. Ругает себя и чувствует себя неспособным работать вообще.

Каждый сталкивается с ситуациями, которые провоцируют сильные эмоции. Это наши эмоциональные триггеры. Они запускают нашу тревогу, вгоняют в депрессию или заставляют светиться от радости. Такими спусковыми механизмами могут быть также и люди, мысли, условия окружающей среды, запахи, звуки, образы, вкусы и тактильные ощущения. Триггеры формируются на основе прошлого опыта, негативного и позитивного, закрепляются в мозгу и воспроизводятся при сходных обстоятельствах.

Зная свои триггеры, можно регулировать свое эмоциональное состояние и делать сознательный выбор — как именно реагировать на ситуацию. Мало кому нравится испытывать гнев, отчаяние или тревогу. Все мы любим чувствовать себя радостными и счастливыми.

Знание своих триггеров отрицательных эмоций поможет их быстро заметить и решить, как с ними поступить

Создать себе хорошее настроение помогут триггеры положительных эмоций. Какие они у вас? Может быть, звонок другу, любимая песня, счастливое воспоминание, объятие близкого человека — у каждого свой набор. Замечайте, что доставляет вам радость, и пополняйте свой «банк» хороших триггеров.

Знание своих триггеров отрицательных эмоций поможет их быстро заметить и решить, как с ними поступить. Хотите ли вы так себя чувствовать? Соотносится ли такая реакция с вашими целями и ценностями?

Так, Машин страх мероприятий мешает ей познакомиться с мужчиной и создать семью. Люся старается с ужином для мужа, чтобы укрепить их отношения, однако их ссоры на почве его опозданий этому явно не способствуют. Болезненная реакция Антона на критику выбивает его из колеи и препятствует профессиональному росту.

Кроме знания своих триггеров важно понимать и их происхождение. Почему, например, Маша боится мероприятий? Неуверенность в себе, травмирующее переживание прошлого или бессознательный страх отношений с мужчинами? Возможны разные варианты. Выявление источника происхождения триггеров поможет взять их под контроль или вообще устранить.

Каким образом можно выявить свои эмоциональные триггеры и ими управлять?

1. Запишите все факторы, способные вызвать у вас ту или иную эмоцию

Перечислите те эмоции, которые считаете нужным. Это могут быть, например, печаль, гнев, радость, страх, тревога, стыд, вина. Запишите мысли, которые сопровождают каждую эмоцию, и свои обычные действия.

Например, когда муж Люси опаздывает, ей кажется, что ему на нее наплевать. Когда он наконец возвращается, она устраивает ему сцену. Антон, когда его работу критикует начальник, думает: «Я полный неудачник» и «У меня ничего не получится».

2. Ведите дневник эмоций

Возможно, у вас не получится сразу же выявить все значимые триггеры, ведь часто мы не осознаем связи «ситуация — реакция — мысли — действия». Наблюдайте за собой. Каждый вечер записывайте свои интенсивные эмоции, что послужило их причиной, какие возникли мысли, как вы отреагировали. Со временем вы начнете видеть повторяющиеся паттерны и лучше понимать, что вгоняет вас в депрессию, что злит, а что вызывает тревогу.

3. Выявите причины происхождения своих триггеров

Это не так просто, но выведет вас на новый уровень в управлении вашими эмоциями и жизнью. С психологом или самостоятельно вы можете попытаться осознать, когда подобные ситуации впервые начали вызывать такие эмоции. Что общего между текущей и прошлой ситуациями? Понимание прошлого поможет вам перестать проигрывать его в настоящем.

Однако в самоанализе есть опасность «закопаться», поэтому не тратьте на это слишком много времени. Останавливайте себя, если мысли начинают «ходить по кругу». Лучше вернитесь в настоящее и приятно проведите время.

4. Осознайте связь между эмоциями и телесными ощущениями

Когда вы переживаете сильную эмоцию, замечайте, что при этом происходит в теле. Учащается дыхание? Руки становятся холодными? Сдавливает в груди? Знание телесных проявлений чувств поможет замечать первые признаки эмоциональной бури и принимать меры по снижению накала.

5. Возьмите паузу

Если вас захлестнули эмоции, подождите, не реагируйте сразу. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Понаблюдайте за телесными ощущениями. Подождите, пока сердцебиение и дыхание придут в норму, а уже потом решайте, как поступить.

6. Проанализируйте мысли и поставьте их под сомнение

Речь в первую очередь о мыслях негативного характера. «Я неудачник», «я всегда буду одна», «ему на меня наплевать». Подобные мысли могут усиливать и укреплять вашу эмоциональную реакцию. Если они не помогают вам лучше себя чувствовать и достигать целей, зачем они вам? Посмотрите на ситуацию под новым углом, выберите другие мысли и действия.

Выявление и проработка триггеров потребует времени и усилий, однако в результате вы будете понимать и чувствовать себя гораздо лучше и увереннее. Вы сможете управлять заряженными ситуациями и выбирать ответные действия в соответствии с вашими жизненными целями и ценностями. А триггеры положительных эмоций станут эффективным инструментом самопомощи для создания себе хорошего настроения.

Об эксперте

Анна Соколова — психолог, психотерапевт, доцент НИУ ВШЭ. Автор и ведущая онлайн-тренинга «Самопознание и управление эмоциями». Ее .

Раздел 2. Якоря и триггеры.

Якоря.

Любой человек периодически переживает опыт некоего видения, слышания, чувствования, обоняния или вкуса, которое немедленно переносит его к какому-то опыту или событию в прошлом. Возможно, вам приходилось поймать запах цветка, который вдруг напоминал вам о девушке, ранее не вспоминавшейся годами. Или указующий перст босса, направленный на вас, и крик напоминали вам времена детства, когда вы трепетали перед отцом. Или, возможно, гуляя по пляжу, вы возвращались к тому времени, когда вы дружили «с тем малым». И разумеется, вам доводилось вспомнить какой-то определенный рождественский праздник при мыслях о праздниках вообще. Эти отдельные фрагменты опыта являются якорями для более крупных прошлых (часто забытых) фрагментов опыта.

В вышеприведенных примерах якорями являются: запах цветка, сцена и интонация, ощущение песка под ногами, какой-то определенный праздник. Эти якоря прошлых опытов являются, понятно, главным образом субмодальными репрезентациями н созвездиями этих репрезентаций, которые могут привести вас к листам книги вашего прошлого. Воскресая иногда в виде картин, иногда — как звуки, иногда — как рельефная лепка, нанесенная на эти листки, они представляют собой приятные или полезные переживания вашей жизни. В других случаях якорь извлекает наружу переживания, которые не только болезненны, но и не являются больше полезными.

Другим важным свойством якорей является то, что несмотря на их дискретное перцептуальное происхождение, нет необходимости их осознания для того, чтобы они функционировали. Якоря ежедневно н ежечасно проводят каждого из нас к каким-то предшествующим переживаниям. Многие из наших ежедневных ощущений и восприятий, которые мы переживаем и по необходимости игнорируем, оказываются отдельными членами созвездий субмодальностей, репрезентируя различные прошлые опыты. Мы сидим за столом, и вдруг вспоминаем «то путешествие», не подозревая, что где-то над нами только что пролетел самолет, звук которого был явно слышен. Или мы вспоминаем какой- нибудь вечер, проведенный в компании друзей и закончившийся ссорой, не подозревая (или не связывая эти две вещи), что кто-то только что разорвал бумажный пакет. Или вдруг ощущаем тоску и не понимаем ее причину, не замечая, что в соседней комнате в телевизионной программе плачет какая-то женщина.

Итак, якоря могут представлять собой средство для быстрого возвращения к прошлым эмоциям и поведениям, и часто преподносят нам приятные и стимулирующие сюрпризы — а также продолжают вызывать прошлые эмоции и поведения, которые в настоящее время неприемлемы или болезненны. Тому, как «выдергивать» такие нежелательные якоря, главным образом и посвящается эта книга.

С другой стороны якоря можно намеренно использовать для увеличения эффективности терапевтических метафор. Для того, чтобы клиент надлежащим образом описал какой-либо опыт, он в первую очередь должен репрезентировать его — по крайней мере, в одной из сенсорных систем. При репрезентации опыта («воспоминания») человек на каком-то уровне переживает этот опыт, поскольку «репрезентация опыта» и «опыт» являются идентичными процессами.

Поэтому, когда человек описывает какой-то личный опыт, он в определенной степени на самом деле переживает эмоции и поведения, о которых сообщает. То, что он сообщает, является созвездием субмодальных различений, каждое из которых способно действовать в качестве якоря для всей системы опыта. Когда по внешнему виду, интонации и словам клиента вы заключаете, что он полностью «вернулся» в этот опыт, вы можете использовать эту возможность для целей якорения посредством введения его в созвездие какого-либо дискретного на субмодальном уровне ощущения. Например, вы можете надавить на колено клиента, издать какой-то отрывистый звук (фыркнуть, причмокнуть, стукнуть по столу, изменить вашу интонацию); или, если вы установили в основном визуальный контакт, вы можете сделать очевидное и резкое движение телом или мышцами лица (резко наклониться или подвигать бровями). Будучи повторенными один-два раза, якоря приобретут способность перевызывания якорированного опыта (точно так же, как «настоящие»). Реакция на использование якоря может быть минимальной; тем не менее в весь опыт клиента вводится некоторое влияние.

Важная особенность таких «свежесоздаяных» якорей состоит в том, что они находятся под контролем терапевта. Пока клиент описывает каждый из опытов, относящихся к его проблеме, терапевт устанавливает якоря для каждого из них — из тех, над которыми он хотел иметь некоторый контроль с целью вызова определенных реакций. Каждый раз, когда клиент конгруэнтно выражает один из этих опытов, терапевт повторяет свои действия по установке якоря, чтобы убедиться в том, что данный якорь включен в данное субмодальное созвездие. Для терапевтов, читающих эту книгу, это может быть полезно тем, что про утилизации метафор, установив якорь, вы посредством выборочного его вызывания можете удостовериться, что клиент полностью переживает те части метафоры, которые изоморфны заякоренным эмоциям и поведениям.

Возьмем, к примеру, проблему Сэмюэля. Для начала мы могли бы фыркать каждый раз, когда он описывал свои персональные обязанности, и цокать языком, когда он говорил о своей беспомощности дома. С некоторым предвидением мы можем также спросить его о некоторых по настоящему хороших эпизодах с Кейт, и заякорить эти переживания надавливанием на его колено. В процессе рассказывания Сэмюэлю сказки каждый раз при описании рыцарских обязанностей Ланселота мы вводим одно-два фырканья. В тех частях метафоры, где Ланселот сталкивается с гае-вом Гиневры, мы в соответствующем месте вводим цоканье языком. Целью создания этих якорей является способствовать Сэмюэлю в более личностно-значимом осмыслении метафорических событий, которые он слышит и наблюдает. Убедившись, что предусмотренный якорь является якорем приятного опыта (до непосредственного предъявления сказки), мы можем надавить на колено Сэмюэля в момент описания Ланселота и Гиневры.

Якоря также можно использовать для интегрирования (и, значит, исчезновения) несовместимых эмоций и поведений. В этом случае якоря используются точно таким же образом и по тем же причинам, как это говорилось выше. Разница здесь заключается только в том, что в этой части метафоры, где происходит изменение (связующая стратегия), оба якоря вводятся одновременно. В метафоре Сэмюэля это было бы исполнено в виде одновременного цоканья языком и фырканья (попробуйте, интересный опыт) в той точке метафоры, где Ланселот наконец интегрирует два опыта (после того, как он изменил способ, посредством которого коммуницировал с Гиневрой). В результате два предположительно полярных опыта Сэмюэля, характеризующих «ответственность» и «беспомощность», сталкиваются и взаиморазрушаются, рождая новый опыт, комбинирующий наиболее полезные аспекты каждого из своих предшественников.

Важным аспектом этой стратегии является то, что в точке, где происходит изменение, два несовместимых эмоции-поведения принуждают к одновременному самовыражению. А поскольку это невозможно, они принуждаются к разрыву и переформированию в единое новое созвездие субмодальностей. Это новое созвездие (опыт) будет с необходимостью составлено из совместимых субмодальных восприятий каждого из двух первоначальных наборов. Начиная с этого соединения, первоначальные якоря (субмодальные восприятия), составляющие каждый из первоначальных опытов, больше не будут вызывать переживание этих опытов, поскольку они больше не существуют как первоначальная сеть субмодальностей. (Проверьте это сами: столкнув два несовместимых опыта, включите каждый из первоначальных якорей по отдельности и заметьте, получили ли вы первоначальные реакции. )

Триггеры.

По сути, якоря и триггеры — это две взаимодополняющие части одного и того же процесса. В то время как якорь является человеческим восприятием какого- либо события в его окружении, триггер выступает в роли самого этого события.

Так, в предыдущем примере, фырканье и надавливание на колено — это триггеры, а аудиальное и кинестетическое восприятие фырканья и надавливания на колено — якоря. Хота в качестве триггера может действовать что угодно, события окружения не являются триггерами до тех пор, пока они не заякорят какой-то определенный опыт. Это уточнение имеет важное значение, поскольку оно привлекает наше внимание к тому факту, что повторяющиеся события окружения являются неотделимой частью эмоций и поведения. Как отмечалось в части 2, при обработке проблемы мы можем изменить либо окружение (триггеры), либо его переживание (якоря), либо последующую реакцию. Хотя изменения, возникшие на любом из этих уровней, будут обобщаться (генерализоваться), мы уверены, что работа с клиентом на уровне его опыта мира является наиболее жизнеспособным выбором в большинстве терапевтических случаев.

Существуют пути, где для облегчения процесса изменения использование триггеров может быть включено в метафору и вообще в весь процесс терапии.

Первый из них состоит в переключении триггера неприятных эмоции-поведения на вызывание приятных или более полезных опытов. Когда клиент специфицирует для вас характеристики его проблемной ситуации, вы часто будете замечать, что в его окружении есть одно особенное событие (триггер), которое всегда действует эффективно для извлечения проблемного опыта. Такими триггерами могут быть указующий палец, грубый голос, какое-то имя, беспокойство от раны, запах табака и т. д. Полагая, что триггеры, которые вы имеете в виду, отвечают за извлечение неприятных (или по меньшей мере, не помогающих) эмоций поведений, можно изменить эту ситуацию посредством использования данного триггера для другого, совершенно отличного опыта.

Изменение в триггерных указателях легко может быть включено в метафору.

Психология bookap

Для этого триггер, указанный клиентом как наиболее (или единственно) способный воссоздать его проблемную ситуацию, нужно включить в вашу метафору в таком же функциональном положении, как это имеет место в «реальной ситуации». После того, как метафорические персонажи пережили свои изменения, переформируйте первоначально беспокоящий триггер для изменений, которые были только что произведены. Например: «И с тех пор, как только босс Вилли повышал свой голос, это напоминало Вилли об этом особенном опыте, давшем ему так много сведений об одиноких людях, которые вопят» (выделена часть, где интонация сообщения повышается). Это быстрое переформирование триггера выковывает для клиента мощное оружие, поскольку обеспечивает его средством немедленного возвращения к соответствующему изученному опыту точно в тот момент, когда он в этом нуждается.

Триггеры, как находящиеся, так и не находящиеся под контролем терапевта, могут быть использованы также для инициирования изменений в соответствующее время в будущем. Может случиться так, что природа проблемы клиента указывает на то, что актуальный процесс изменения будет наилучшим образом обеспечен, если он произойдет в контексте действительной проблемной ситуации. В этом случае все, что нужно сделать терапевту, это отобрать в качестве триггера одно из событий в окружении клиента, характеризующее его актуальную проблемную ситуацию, а затем открыто включить его в качестве триггера для изменений, происходящих в метафоре. Например: «И этого не было, пока позже, когда юноша указал на него, Вилли не понял важность того, что он узнал. Юноша, указывающий на него, вызвал то, что все, происходившее до этого, встало на свои места, так что Вилли смог начать меняться… » Таким способом для клиента создается возможность вернуться к своей проблемной ситуации с триггером для изменения. Когда этот триггер «взведен», он может начать проводить изменения в соответствии с тем, что предложено в метафоре. Отличие здесь заключается в том, что эти изменения производятся в пределах (и в отношении) контекста актуальной проблемной ситуации. Конечно, как терапевт вы можете также установить триггеры, над которыми вы имеете такой контроль, что можете инициировать изменения в последующие (возможно, более уместные) времена (см. для примера «Метафору Вивейс» и «Сказку о двух икотах» в части 7).

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/4307-triggery-v-psihologii-eto-spuskovoj-mehanizm-opredelenie-osobennosti-kak-borotsya.html
  • https://www.psychologies.ru/standpoint/emotsionalnyie-triggeryi-chto-vas-zlit-ili-vgonyaet-v-tosku/
  • https://bookap.info/nlp/gordon/gl32.shtm

Скажите что-нибудь