индивидуальность

Индиви́д (лат. individuum «недели́мый») — отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода[1]. Индивид есть то, что есть «человек вообще».

Триада «индивид», «индивидуальность», «личность» используется социологией, социальной философией и философией для описания и отражения разных ипостасей бытия человека.

Понятие «индивид» тесно связано с понятиями «человеческий организм», «личность», «субъективность», «индивидуальность» и «духовность», которые используются для обозначения совокупности качеств, способностей отдельно взятого человека, сущностных уровней человеческого развития в онтогенезе[2]. Однако, сущность понятия «индивид» можно понять лишь посредством отделения его свойств от свойств «личности» и/или «индивидуальности».

«Индивид» можно представить отправным понятием триады, дав определение остальным её элементам через базовый:

Индивид ― единичный представитель человеческого рода, безотносительно к его антропологическим особенностям.

Индивидуальность ― совокупность физиологических, психологических особенностей индивида, составляющих его своеобразие, отличие от других людей.

Личность ― совокупность социально значимых качеств индивида. Проявление этих черт носит индивидуальный характер.

Особое значение дефиниция «индивид» имеет для биологии, правоведения, философии.

Античная история термина

Термин «индивид» (лат. individuum «недели́мый») был впервые использован в I веке до н. э. Цицероном[3] для передачи греческого ἄτομος, «атом» (от др.-греч.ἄτομος «неделимый, неразрезаемый»), введённого в свою очередь атомистомДемокритом в V веке до н. э., который под атомами понимал мельчайшие неделимые «элементы», бесконечные по числу и не воспринимаемые чувствами, которые вместе с пустотой образуют частицы материи. «Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим», ― передаёт учение Демокрита Диоген Лаэртский[4].

Исторически individuum и ἄτομος термины восходящие к натурфилософии, физике, в изложении Левкиппа и его ученика Демокрита, для определения минимальных элементов, которым может быть присуще истинное бытие, то есть возможность быть не разрушаемыми и не возникающими.

Методологическая польза идеи атомов Демокрита для общественных наук заключается в том, что введение в предмет психологии, социологии, социальной философии категории «неделимости», «атомарности», «индивидуума» позволяет определить структурные границы единицы социального организма, дальнейшее «дробление» которого неизбежно приводит исследование к пересечению либо с индивидуальностью и/или личностью, либо с предметами естественных дисциплин.

Биология

В биологии «индивид» редуцируется до понятия «организма», продукта полового или бесполого размножения. Выступает синонимом понятия «особь», структурная единица популяционно-видового уровня жизни[5].

Антропогенез использует понятие «индивид» по отношению к человеку, как к представителю всей совокупности людей, то есть представителя вида homo sapiens.

Право

В философии права индивид предстаёт как абстракция, юридическая субстанция, актор правоотношений. Право рассматривает индивида как потенцию правоотношений, правовой воли, правовых поступков. В правоведении понятие индивида тождественно понятию физического лица, как субъекта правоотношений, носителя прав и обязанностей.

Таким образом, главным свойством индивида как носителя прав и обязанностей, будет выступать его правоспособность.

Социальная философия и социология

Социальная философия рассматривает индивида как единичного носителя социальности ― специфического способа существования человека, выделяющего и отделяющего его от природы, в основе которого лежит деятельность (противопоставляемая активности животного) ― «целенаправленная, адаптивно-адаптирующая деятельность, то есть приспособление к природной среде путём её масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной „второй природы“»[6].

Социология рассматривает индивида как «техническую» характеристику человека. Если индивидуальность и личность являются статусами достигаемыми, то индивид ― предписанный[7].

Идея tabula rasa («чистая доска»), восходящая к труду Аристотеля «О душе́» и закреплённая в Джоном Локком в трактате «Опыт о человеческом разумении», наилучшим образом коррелирует с идеей индивида, как изначально чистого носителя социальности, элементы которой ему предстоит усвоить в процессе индивидуализации и становления его личности.

В концепции Эмиля Дюркгейма, индивид ― носитель «изначальной социальности», социальный артефакт, сконструированный людьми и культурой[7].

Примечания

  1. Индивид // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. Украинская психологическая терминология: словарь-справочник. — К.: «Информационно-аналитическое агентство», 2010. — 302 с.
  3. Marcus Tullius Cicero.De Fato // M. Tulli Ciceronis scripta quae manserunt omnia, Fasciculus 46, De divinatione. De fato. Timaeus. — Berlin, Boston: De Gruyter. — ISBN 978-3-11-095254-4.
  4. Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. (Книга IX, §7 Демокрит) (неопр.).
  5. Организм (рус.) // Википедия. — 2019-11-20.
  6. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. — М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. — 448 с. — ISBN 5-06-003347-3ISBN 5-8013-0003-1.
  7. 12Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. — М.: Инфра-М, 2005. — 960 с. — ISBN 5-16-001546-3.

Литература

  • Индивид / Гайденко П. П. // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 221. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
  • Чепа М.-Л. А.  Розвиток людини як результат диференціації та інтеграції психічних процесів /Збірник наукових праць Інституту психології імені Г. С. Костюка НАПН України «Проблеми загальної та педагогічної психології». — К., 2003. — Т. 5. — Ч. 2. — С. 284—297.
  • Індивід // Фармацевтична енциклопедія.
  • Фундаментальная социология: В 15 т. — Т. 7: Человек. Индивид. Личность. ― М.: Инфра-М, 2005. ― 960 с. ― ISBN 5-16-001546-3.
Большая норвежская · Большая российская · Брокгауза и Ефрона · Малый Брокгауза и Ефрона · В. Даля · Universalis
Нормативный контрольGND: 4026751-9 · LCCN: sh85065694, sh85065689
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 8 октября 2020 в 06:15. ТолкованиеПереводиндивидуальность</dt>— человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личностииндивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.</dd>

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

</dl>индивидуальность</dt>1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (см.восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности — анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>индивидуальность</dt>Этимология.Происходит от лат. indiduum — неделимое.Категория.Уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.</dd>

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

</dl>ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ</dt>(от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.</dd>

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

</dl>индивидуальность</dt>   ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (с. 263)   В большинстве психологических трудов индивидуальность определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности. Такое определение оставляет без ответа ряд важных вопросов. Всякая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Следует ли относить к свойствам индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности человека? Как оценить черту, выступающую предметом сходства для одних людей и различием для других?   На научном, а не на житейском уровне понятие индивидуальности требует более глубокого содержательного анализа, который и был осуществлен рядом отечественных психологов. Так, В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности.   Согласно этой теории, индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации — от биохимического до социального. Мерлиным выделяются три иерархических уровня.   Нижний уровень индивидуальности составляют биохимические, общесоматические (телесные) и нейродинамические свойства организма.   Средний уровень представлен индивидуальными психическими свойствами (особенности темперамента и черты личности).   Высший уровень занимают социально-психологические свойства, составляющими которых выступают социальные роли данного человека в малых (например, семья) и больших (например, народ) группах.   Такое представление снимает вопрос о том, с какого возраста человек выступает как индивидуальность. В момент рождения индивидуальность человека ограничивается только свойствами его организма. По мере того как у него проявляются особенности темперамента, формируются черты личности, его индивидуальность расширяется и охватывает все более высокие уровни. Зрелый человек занимает определенное общественное положение, и в его поведении представлена вся иерархия его индивидуальности, что, однако, не означает ее неизменности. При выполнении новых ролей, приобретении нового опыта и индивидуальность претерпевает изменения.   Индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека обладают одинаковыми наборами свойств (что само по себе крайне маловероятно), то они все равно будут различаться своим мироощущением и поведением, поскольку связи между свойствами будут разные.   Следует отметить, что не все психологи разделяют такое широкое понимание индивидуальности. Так, А.Г.Асмолов относит индивидуальность к уровню свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают», — утверждает он. Этим подчеркивается, что индивидуальность отвечает за решение вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, личностной позицией человека. При решении этих вопросов закономерно возникновение конфликтов — как внутренних (внутриличностных — например, конфликт противоборствующих мотивов и побуждений), так и внешних (между личностью и окружающими). В процессе этой борьбы и формируется индивидуальность, а результаты борьбы определяют ее стойкость и масштаб.   Как же соотнести понятия «личность» и «индивидуальность»? Их можно графически представить как два круга, наложенных друг на друга таким образом, что, не совпадая полностью, они имеют общую площадь пересечения. Данная площадь и отражает те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся часть круга, символизирующего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. Оставшуюся часть круга индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, эти понятия равновелики, но совпадают по содержанию лишь отчасти.</dd>

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

</dl>Синонимы: Другие книги по запросу «индивидуальность» >>avatar.png11 месяцев назад

Как проявляется индивидуальный характер потребностей ответы 6 класс?

9 ответов:

Проявление индивидуального характера потребностей зависит от воспитания и той среды, в которой человек находится, от личного таланта, от духовного развития, от материального достатка. Например если у ребёнка родители музыканты, то обучают его музыке и ребёнок начинает испытывать потребность в музыке. Другой пример, когда вокруг ребёнка все курят и ребёнок начинает тоже курить, а впоследствии испытывает потребности в курении. То есть индивидуальные потребности существуют разумные и неразумные. Курение мы относим к неразумным потребностям, а потребности в музыке — это разумные потребности. К разумным потребностям относятся потребности, которые его развивают.

Для полного понимания потребностей приведу их классификацию, а так же слайды для наглядности:

У каждого человека есть потребности, но для каждого человека они имеют свои особенности, свои черты, которые напрямую связаны с индивидуальностью человека.

Все мы разные, у каждого в жизни свои интересы, у каждого своя мечта, у каждого свое отношение к тем или иным событиям. Именно так мы проявляем себя как индивидуальность, как личность.

Соответственно и наши запросы оказываются разными. Вернее разным оказывается оценка значимости этих запросов. Так, одним кажется более важным удовлетворение материальных потребностей, деньги, машины, дома. Другие больше ценят потребности духовные, для них важнее духовное развитие и духовные ценности. Третьим кажутся наиболее важными потребности социальные и они стремятся делать карьеру, заполучит вес в обществе.

Поэтому индивидуальный характер потребностей проявляется в различиях системы жизненных ценностей, имеющейся у каждого человека.

Используемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/индивид
  • https://psychology.academic.ru/794/индивидуальность
  • https://otvet.ws/questions/2745707-kak-projavljaetsja-individualnyj-harakter-potrebnostej-otvety-6-klass.html

Скажите что-нибудь