АППЕРЦЕПЦИЯ

Апперцепция (лат. ad — к и лат. perceptio — восприятие) — это процесс, в результате которого элементы сознания становятся ясными и отчетливыми.

Это одно из фундаментальных свойств психики человека.

Данное свойство выражается в том, что человек воспринимает предметы и явления внешнего мира обусловленно — в тесной взаимосвязи друг с другом. Человек осознает то, как он воспринимает внешний мир. Данное восприятие зависит от запаса определенных знаний и опыта, а также от конкретного психического состояния его личности. Восприятие внешнего мира обусловлено особенностями общего содержания психической жизни в целом.

В то время как Лейбниц употреблял термин перцепция, как простое, ещё не дошедшее до сознания впечатление, которое известное явление производит на органы наших чувств (хотя в современной психологии перцепция — то же, что и восприятие), апперцепция означает ощущение, уже воспринятое сознанием. Так, например, если раздающийся вблизи нас звук потрясает барабанную перепонку нашего уха, но до нашего сознания этот звук не доходит, тогда имеет место простая перцепция; когда же мы обращаем на него своё внимание и сознательно его слышим, тогда имеем факт апперцепции; поэтому апперцепция — сознательное восприятие известного чувственного впечатления и является переходом от впечатления к познаванию. Термин этот употребляется в узком и широком смысле. Прежде всего впечатления сводятся к одному общему представлению о предмете, и таким образом из впечатлений вырабатываются основные и простейшие понятия. В этом значении Кант говорит о синтезе апперцепции, причем старается доказать, что формы этого синтеза, роды сочетания впечатлений, понятия пространства и времени и основные формы понятий о категориях составляют прирождённое достояние человеческого духа, не вытекающее из наблюдения. С помощью этого синтеза новое впечатление посредством сравнения, сопоставления и т. д. вводится в круг уже выработанных понятий, впечатлений, наблюдений, удержанных в памяти, и получает между ними своё место. Этот процесс усвоения и слияния понятий, который постоянно все более и более обогащает наше сознание, представляет апперцепцию в широком смысле этого слова. Гербарт сравнивал этот процесс с перевариванием пищи в нашем желудке. Оба рода этой апперцепции не совсем отделяются друг от друга, так как вообще восприятие отдельного впечатления обусловлено деятельностью, основанной на сопоставлении, сравнении, соединении, что, например, видно при определении величины предмета.

Трансцендентальная апперцепция Канта включает оба её значения; она есть деятельность чистого интеллекта, посредством которой он, с помощью существующих в нём форм мышления, из воспринятого материала впечатлений может создать весь объём своих понятий и представлений. Это понятие Фихте назвал иначе продуктивной силой воображения (produktive Einbildungskraft).

См. также

Ссылки

  • Аперцепция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Апперцепция // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 21 января 2021 в 22:39. ТолкованиеПереводапперцепция</dt>(от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельностичеловека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. — универсальный объяснительный принцип, «внутренняя духовная сила», обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния ({{}}эмоции, экспектации, установки и т. п.). Петровский Артур Владимирович</dd>

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

</dl>апперцепция</dt>— свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Отражает зависимость восприятия от прошлого опыта и установок индивида, от общего содержания деятельности психической человека и его индивидуальных особенностей. Термин предложен немецким философом Г. Лейбницем, понимавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. Он развел перцепцию — как смутную презентацию некоего содержания, и апперцепцию — как ясное и отчетливое, осознанное видение душой этого содержания, как состояние особой ясности сознания, его сосредоточенности на чем-то. В гештальт-психологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия. Согласно Беллаку, апперцепция понимается как процесс, посредством коего новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Такое понимание учитывает природу стимульных воздействий и описывает собственно процессы когнитивные. Апперцепция трактуется как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие воспринимаемого объекта и выдвижение гипотез о его особенностях. Различаются:1) апперцепция устойчивая — зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, образованности и пр.;2) апперцепция временная — в ней сказываются ситуативно возникающие состояния психические: эмоции, экспектации, установки и пр.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>апперцепция</dt>Этимология.Происходит от лат. ad — к + perceptio — воспринимаю.Автор.Г.Лейбниц.Категория.Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.Специфика.Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания. После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.</dd>

Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

</dl>АППЕРЦЕПЦИЯ</dt>(от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — старый философский термин, содержание которого на языке современной психологии можно интерпретировать как психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.).Термин «А.» ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и А., понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации к.-л. содержания («многого в едином»), а под А. — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. А., по Лейбницу, включает памятьи вниманиеи является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие А. развивалось в основном в нем. философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, А. рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая А., подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что А. обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную А. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший А. в универсальный объяснительный принцип, считал, что А. — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности.Представители гештальт-психологии сводили А. к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.Добавление: А. — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии к.-л. предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. (Т. П. Зинченко.)</dd>

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

</dl>апперцепция</dt>   АППЕРЦЕПЦИЯ (с. 57) (от лат. ad — как + perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «апперцепция» введен Г.В.Лейбницем. И.Ф.Гербарт считал, что всякое новое представление осознается и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, которые он назвал апперцепцирующей массой. Сам же процесс соединения и есть апперцепция. Именно апперцепция определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гербартом понимание апперцепции явилось теоретической основой его педагогического учения о принципах и приемах усвоения знаний. Учение Гербарта об апперцепции применительно к педагогике использовалось У.Джемсом, П.Ф.Каптеревым. Понятие апперцепции получило широкое распространение в психологии благодаря работам В.Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от апперцепции сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.   Современная психология сохраняет название апперцепции для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психическом процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, профессиональной принадлежности, социального опыта. Сущест вуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творческий процесс познания, в котором отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности.</dd>

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

</dl>Синонимы: Найдено 25 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

—> апперцепцияв представлении Вундта — отчетливая перцепция, которая достигается силой целенаправленного внимания.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

—> Апперцепция

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of «Personality and Personal Growth», 2002

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика

—> Апперцепция

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

—> апперцепция

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

—> Апперцепция

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

—> АППЕРЦЕПЦИЯ(лат. ар — к, percept io — восприятие) — термину введенный Г. Лейбницем (1646—1716): одно из проявлений избирательности восприятия, его зависимости от общего состояния психической жизни человека, опыта и направленности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

—> Апперцепция(лат. ad — к + perceptio — воспринимаю) — теоретический конструкт (введен Г. Лейбницем) для объяснения активности сознания, описывающий влияние предшествующего опыта и установок индивида на актуальное восприятие явлений мира. В гештальт–психологии А.трактуется как структурная целостность восприятия.

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

—> Апперцепция

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

—> апперцепция

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

—> Апперцепция

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

—> Апперцепция

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

—> Апперцепция

Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

—> АППЕРЦЕПЦИЯзависимость восприятия человеком действительности от его прошлого опыта; избирательность восприятия, связанная с характером его профессиональной или иной деятельности, индивидуальных особенностей. Так, по характерному звуку, издаваемому мотором, военнослужащий может опознать танки или боевую машину пехоты. А. влияет на содержание и характер протекания восприятия, придает ему ту или иную направленность. Влияние на восприятие опыта, качеств, интересов, установок, мировоззрения и т. п. может быть длительным и временным. Устойчивая или длительная А. представляет собой зависимость восприятия от полученного образования, характера, убеждений, а временная А. – от психического состояния человека в данный момент (настроение, ожидание, удовлетворенность, беспокойство и т. п.). Социальная А. – это влияние на восприятие человека группы, коллектива, их мнений, настроений, традиций, взаимоотношений, хода и результатов совместной деятельности. Положительно влиять на А. военнослужащих можно путем заблаговременного ознакомления их со стоящими задачами, с оценками происходящего, с примерами поведения, поддержания готовности к активным действиям, к преодолению трудностей жизни.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

—> АППЕРЦЕПЦИЯ1. В первоначальном смысле, как употреблялось Лейбницем (1646-1716), обозначает заключительную, «ясную» фазу восприятия, когда наступает узнавание, идентификация или понимание того, что было воспринято. Некоторые другие известные теоретики философии и психологии использовали этот термин с небольшими вариациями в его основном значении. 2. Для И.Х. Гербарта (1776-1841) оно характеризовало то, что он считал основным процессом приобретения знаний, посредством которого воспринятые качества нового объекта, события или идеи ассимилируются и связываются с уже существующими знаниями. Он использовал термин апперцептивная масса для обозначения предварительно приобретенного знания. В той или иной форме это основное представление о том, что научение и понимание зависят от осознания связей между новыми идеями и уже существующим знанием, является аксиоматическим почти для всех теорий обучения и для практики. 3. В. Вундт (1832-1920) также употреблял этот термин подобным образом для обозначения активного умственного процесса выбора и структурирования внутреннего опыта, центра внимания внутри сферы сознания. Сейчас этот термин редко используется в экспериментальной психологии. Однако концепции, лежащие в его основе, важны, и усилия опять ввести его в употребление с более современным, когнитивным уклоном были бы оценены многими представителями когнитивной психологии.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

—> АППЕРЦЕПЦИЯтермин, использованный в психологии XVIII и XIX вв. в следующих основных значениях: 1. Совершенно ясное, четкое состояние сознания, мышления или внимания человека. В этом понимании термин А. был введен в научный оборот в XVIII в. немецким ученым Г. Лейбницом, а в современной психологии используется сравнительно редко. Учение Лейбница об А. в свое время называлось монадология. В данном учении термином А. Г. Лейбниц обозначал высшую степень психической активности, высшее состояние, в котором может находиться сознание человека. 2. Спонтанная активность души в учениях Х. Вольфа и И. Канта. 3. Особого рода внутренняя сила, направляющая ход психических процессов. В учении В. Вундта под А. понимался активный процесс организации элементов сознания в единое целое, куда включались ощущения, мысли и чувства. А. по Вундту, управляется волей человека. 4. Для И. Гербарта А. выступала как фундаментальный процесс приобретения человеком знаний, при котором воспринимаемые свойства нового объекта, события или идеи соединяются (ассимилируются) с имеющимися знаниями. Хотя в настоящее время термин А. в указанных значениях используется редко, однако соответствующее явление до сих пор привлекает к себе внимание, особенно когнитивных психологов. См. апперцепция тематическая, апперцепция трансцендентальная, воля, Вундт Вильгельм, Гербарт Иоганн, Лейбниц Готфрид, монадология, мотивация, сознание.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

—> АППЕРЦЕПЦИЯ

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Показать еще…Используемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/апперцепция
  • https://psychology.academic.ru/179/апперцепция
  • https://vocabulary.ru/termin/appercepcija.html

Скажите что-нибудь