Эффект Зейгарник: незавершённая деятельность запоминается лучше

Эффект Зейгарник — психологический механизм, при котором незавершённая деятельность запоминается лучше, чем зверёшнная.

Эффект исследуется как часть нарушений мотивационного компонента памяти. Данную закономерность изучала советский учёный Зейгарник, Блюма Вульфовна, в честь которой названо определение.

Как работает этот эффект?

Например:

Вы поставили цель написать заметку в блог, приступили к работе и у вас уже готов первый абзац. Однако ваша работа была прервана и вы были вынуждены отвлечаться на другие дела.

Эффект Зейгарника в этом случае проявляется в том, что вы будете отлично помнить практически всю информацию относительно прерванной деятельности, в нашем случае это написание статьи. Более того, незавершённая задача вызывает психологический дискомфорт, мысль о её завершении постоянно всплывает в сознании. По результатам практических исследований, незавершённая деятельность вспоминалась на 90%.

Феномен воспроизведения незавершённых действий также исследовался Куртом Левином. Согласно его Теории психологического поля доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

В экспериментах Курта Левина творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.

Bluma Zeigarnik

Блю́ма Ву́льфовна Зейга́рник (урождённая Герштейн;[1] нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основательница советской патопсихологии (практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов).

Справка на википедии

Мотивационное видео по теме:
“Начало — это 50% успеха”

Кстати очень интересный youtube канал по личностному росту — ОпытХ