В чем отличие принципов от ценностей?

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна. Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных. Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища. А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным. То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так. Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д. Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

ExternalLink_shutterstock_339274715-730x471.jpg

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры. Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения. А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина. Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

ExternalLink_shutterstock_699585925-730x730.jpg

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, оценок, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности. Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами. Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности. Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал». По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности. Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения. Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

Личностные ценности — это то, что для данного человека дорого в жизни.

Существуют общечеловеческие ценности. К ним относятся жизнь, здоровье, семья, родители, дети, родина, свобода, справедливость и т. п. Выделяют также ценности личные: убеждения, принципы, интересы, увлечения, привязанности, профессия, занятия и др. В самосознании личности все ценности существуют в виде чувств, представлений, мыслей, отношений, оценок. Все они располагаются во внутреннем мире человека в виде пирамиды и строго (иерархически) подчинены друг другу. На вершине пирамиды в каждый период жизни и даже в каждый ее конкретный момент находятся те ценности, которые определяют мотивы поступков и поведения. Образ жизни связан с самыми главными ценностями, формирующими лейтмотивы поведения. Основные ценности составляют жизненные установки, позиции, воззрения, отношения. Это те личностные ценности, которыми представлено содержание личности, ее богатство, степень ее зрелости и духовности, ее жизненная направленность и основательность. Они являются системообразующими и определяют цельность личности и ее смыслы жизни.

Л. И. Божович выдвинула положение о том, что ценностная структура личности определяется именно ее направленностью. В основе направленности, по ее мнению, лежит устойчивая доминирующая система мотивов, в которой ведущие мотивы (основные) подчиняют себе все остальные. Возникновение такой иерархической системы, по мнению Божович, обеспечивает устойчивость личности.

В. Н. Мясищев отмечал, что в зависимости от того, какие у личности преобладают цели, мотивы или потребности, обычно говорят о ее направленности. Однако этот термин, с точки зрения В. Н. Мясищева, не вполне удовлетворителен, так как правильнее говорить о направленности интересов, а не личности. Применительно к личности в сущности, речь идет о доминирующих отношениях. Отношения проявляются в форме активности, реактивности, аффективности, интересов к тем или иным объектам.

Б. Ф. Ломов подчеркивает, что слово «отношение» включает момент оценки и выражает пристрастность личности. Понятие «субъективное отношение личности» близко по смыслу к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд», но является по отношению к ним понятием родовым. Субъективные отношения охватывают широкий круг жизненных сфер — семейных, экономических, политических, идеологических, культурных, научных и т. д. В процессе жизни в обществе у каждого индивида формируется многомерная, многоуровневая и динамическая система субъективно-личностных отношений, многомерное субъективное пространство, каждое измерение которого соответствует отношению личности (к труду, семье, себе, другим и т. п.). Изменение положения личности в обществе неизменно ведет к перестройке ее субъективных отношений.

Г. А. Мюррей к личностным ценностям отнес также тело (физическое благополучие), собственность (полезные объекты, благосостояние), власть (сила принимать решения), аффилиацию (межличностная привязанность), знание (факты и теория, наука, история), эстетические формы (красота, искусство), идеологию (система ценностей, философия, религия). Анализ ценностей важен для понимания личности и ее поведения. Однако при этом кроме ценностей, по мнению Мюррея, следует учитывать также широкий спектр физических и психологических направлений активности — векторы. К векторам ценностей относятся принятие, подчинение, отвержение, обретение, выражение, исключение, сохранение, конструирование, избегание др. Соединение ценностей и векторов углубляет понимание мотивов и динамики поведения.

По Д. А. Леонтьеву, основное в личности — ценностно-смысловое измерение ее существования. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности, личностные ценности и отношения. В них представлены все смыслы, образующие основу внутреннего мира. При этом смысл жизни занимает особое место вследствие своей глобальности и той роли в жизни человека, которая обеспечивает его жизнеустойчивость. На бессознательном уровне определенность жизни складывается уже к 3—5 годам. Дальнейшее формирование смысла жизни во многом зависит от объективных условий, от самой жизни и в меньшей мере связано с интеллектуальным обоснованием. Важнейшими факторами, способствующими осознанию и утверждению смысла жизни, являются свобода, ответственность и духовность.

Б. С. Братусь также считает основным в личности прежде всего смысловую сферу. Он отмечает, что смыслы жизни не определяются путем рефлексии и анализа. Они далеко не всегда носят осознанный характер. Истоки смыслов теряются в межлюдских связях и отношениях, они принадлежат человеческому обществу, а в сознании субъекта существуют в основном в виде общих представлений. В то же время, если личностный смысл осознается, он становится личностной ценностью.

Таким образом, личностные ценности — это осознанные и принятые человеком смыслы его жизни. Их следует отличать от декларируемых, назывных ценностей, не обеспеченных эмоционально-пере- живаемым отношением личности и не соответствующих истинным устремлениям личности. Личностные смыслы и ценности — это подлинное содержание личности. В интегрированном виде оно формируется и существует в виде нравственной позиции. Такая позиция тем прочнее, чем больше ее смыслов осознается, т. е. чем больше смыслов трансформируется в личностные ценности. И смыслы, и ценности проявляются в отношениях и генерализованных направленностях. Они, по Б. С. Братусю, могут быть четырех уровней:

  • — нулевой (прагматические, ситуационные смыслы, логика достижения цели в данных конкретных обстоятельствах);
  • — первый (эгоцентричный уровень: поведение личности связано прежде всего с личной выгодой, удобствами, престижем и т. п., а люди рассматриваются либо как «хорошие», если они помогают, либо как «плохие», если они препятствуют осуществлению указанных достижений);
  • — второй (группоцентрический: человек отождествляет себя с определенным окружением и окружение с собою, либо даже ставит группу выше себя, подчиняя ей свои интересы и устремления; люди делятся на «своих» и «чужих»);
  • — третий уровень (коллективистский, общественный: нравственные смысловые ориентации, общечеловеческие интересы; принцип самоценности становится всеобщим).

Б. Г. Ананьев отмечал, что личностные ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, т. е. второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является, с одной стороны, характер человека, а с другой — склонности и социальная направленность личности.

Анализ ценностных ориентаций позволяет понять активность личности и ее зависимость от конкретных социальных структур. Ценностные образования регулируют межличностные отношения, социальные контакты и определяют нормальный ход человеческой жизни. Весьма важным представляется замечание Б. Г. Ананьева о том, что далеко не все ценностные ориентации, из множества принимаемых личностью, входят в ее структуру, а только те, которые многократно были подтверждены жизненным опытом. При этом доминирующее влияние всегда остается за теми интересами, направленностями и ценностями, которые связаны с мировоззрением, идеалами, моральными и эстетическими качествами.

Оценить сложнейшую структуру ценностей, потребностей, мотивов и направленностей личности чрезвычайно трудно. При этом следует понимать, что те или иные тесты выявляют лишь те потребности и мотивы, которые обрели статус самодвижения личности, статус ее свойств.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте определение личности с позиций теории функциональных систем.
  • 2. В каких соотношениях находятся человеческая «самость» и человеческая «личность»?
  • 3. В чем состоит процесс созревания личности?
  • 4. В чем проблема разграничения личностной нормы и патологии?
  • 5. Какие свойства личности следует считать базисными при ее патологии?
  • 6. Охарактеризуйте личностные поведенческие свойства.
  • 7. Охарактеризуйте личностные ценности.

Добрый день, дорогие читатели! Вы когда-нибудь задумывались о том, почему у одних людей жизнь складывается легко и радостно, а другие как будто притягивают в свою жизнь всякого рода нелепые моменты, попадают в неприятные жизненные ситуации? Огромную роль в выборе жизненного пути и правильного следования по нему играет система ценностей человека. Это – ориентир каждого, правила и представления о нормальной жизни, работе, учебе, досуге, общении. Эти характеристики играют ключевую роль в каждом действии, намерении, поступке, а также в реакции на ситуации и даже слова людей.

Содержание:

Благодаря этому каждый человек точно знает, что занимает в жизни центральное место, а что не так уж и важно. Следовательно, на этом строится и модель его поведения в разных ситуациях.

Какие бывают ценности?

В зависимости от сферы, к которой относятся ценности, их можно условно разделить на:

  • культурные;
  • общечеловеческие;
  • индивидуальные.

Все ценности, кроме индивидуальных, формируются на основании мнения окружающих, а также особенностей местности, в которой родился человек, традициями и тенденциями в общении. А вот к индивидуальным ценностям относятся исключительно субъективные особенности мировоззрения индивидуума. Рассмотрим подробно каждый вид.

Общечеловеческие

К системе общечеловеческих жизненных ценностей относятся:

  • Здоровье. Наверное, для каждого здравомыслящего человека оно является неоспоримой ценностью жизни, без которой абсолютно не нужны ни материальные, ни духовные блага. Очевидно, когда у нас что-то болит, нам не нужно ничего, кроме как избавиться от недуга. Мы тратим любые деньги, сколько угодно времени и сил на восстановление привычного здорового состояния нашего организма.
  • Жизненный успех. Конечно, начинается все со школьного образования. Каждый из нас стремится хорошо учиться в школе, чтобы в будущем поступить в престижное высшее учебное заведение, а дальше – найти хорошую работу по специальности. Все это сулит нам хороший заработок и, как следствие, успешную карьеру. Мы чувствуем, что реализовались в жизни и получаем от этого удовольствие. Хотя в наши дни многие, добившись таких результатов, не выдерживают социального прессинга и прибегают к так называемому дауншифтингу – возвращению к простой жизни, подальше от густонаселенных городов и поселков и поближе к природе.
  • Семья. Для многих карьера не представляет собой никакой ценности, если этот успех не с кем разделить. Многие чувствуют необходимость трудиться и достигать результатов не для себя, а в целях заботы и обеспечения своей семьи. Ведь родные и близкие – это те, кто тебя всегда ждут, поймут, услышат. Формирование семьи у таких людей может начинаться уже со старших классов школы или с института.
  • Дети – цветы жизни. И многие живут, следуя этому принципу. Они видят в них свое отражение и продолжение. Им мы передаем свой жизненный опыт и силы, часто даже в ущерб себе. Стоит отметить, что хотя в наши дни имеет место пропаганда отказа от потомства под названием «чайлдфри», для многих дети были и остаются главной ценностью жизни.

Как итог вышесказанному важно отметить, что такая система имеет стремление к самореализации. Кто-то реализует себя в карьерном росте, кто-то – в семье, кто-то – в детях. Это все преследует одну цель – закрепление собственной значимости и трансляция ее в будущее.

Культурные

К культурным жизненным ценностям относятся:

  • творчество и духовность;
  • тесное общение с родственниками;
  • друзья;
  • свобода суждений;
  • самооценка и уверенность в собственных силах;
  • независимость;
  • уважение окружающих;
  • работа, отвечающая интересам;
  • смелость и мужественность;
  • ответственность;
  • реализация в творчестве и работе;
  • путешествия и т.д.

Индивидуальные

К индивидуальным жизненным ценностям относятся самые важные для каждого человека вещи. Их основа формируется в детстве благодаря окружению. Для кого-то это будет правда, честь и справедливость, для кого-то – много денег и хорошая работа, для кого-то – здоровая семья и счастье близких ему людей.

Все люди имеют свой психологический тип. Именно поэтому мы думаем и ведем себя по-разному в идентичных ситуациях, стремимся к разным целям.

Правильное формирование жизненных ценностей

Жизненные ориентиры и ценности начинают формироваться еще в раннем детстве. Процесс и результат зависят от условий, в которых находится ребенок. Ключевую роль играет, конечно же, семья, а также близкие люди и друзья, с которыми малыш проводит больше всего времени.

Никто не знает, как определить, что будет главным. Все зависит от собственных представлений индивидуума. Личностная система ценностей ребенка будет создаваться и совершенствоваться не только по его личному опыту, но и по вашим подсказкам и примеру.

Чтобы правильно сформировать жизненные ценности малыша, нужно стараться делать следующее:

  • личным примером показывать, что в жизни важно, а что можно пустить на самотек;
  • окружить ребенка добротой и пониманием;
  • смотреть хорошие фильмы и читать книги с моральным смыслом, где наказывается жадность и ложь, а поощряется честность, щедрость, правда;
  • помогать и давать советы в выборе друзей и людей, на которых стоит ровняться, подкрепляя слова сравниванием достижений этих личностей;
  • выслушать ребенка даже если он неправ, говорить с ним и давать ненавязчивые советы.

Ценности формируются с годами не только из вашего личного опыта, но и с мнений значимых для вас людей. Это могут быть как родители, так и наставники, преподаватели, школьные друзья и т.д. Это те люди, которыми вы восхищаетесь и которых безмерно уважаете.

Косвенно на процесс влияют религия, тенденции в социуме, культурные особенности территории, на которой проживает человек, и много других факторов. Важно пытаться окружать ребенка хорошими и добрыми людьми. Главное, по возможности, как можно дольше изолировать его от негативно влияющих личностей.

Как определить свои жизненные ценности?

Собственные ценности определяются в 3 шага:

  •  Возьмите лист бумаги и запишите на нем все, что считаете важным. Неважно, насколько большой или маленький получится этот список.
  •  Пересмотрите его детально и проанализируйте каждый пункт. Постоянно задавайте себе вопрос: это точно важно или без него можно обойтись? Если возникает хоть малейшее сомнение, смело вычеркивайте этот пункт.
  •  Повторяйте действия из предыдущего пункта, сокращая перечень до 7-10 пунктов – это и есть ваши личные ценности.

Стоит отметить, что люди, которые отличаются веселым характером и оптимизмом, в любой ситуации стараются учитывать действие факторов, влияющих на их жизненные ценности, отсекают все лишнее. Такой подход позволяет со временем сформировать из них по-настоящему мощный механизм, диктующий направление движения в любой, даже самой запутанной жизненной ситуации.

Четкое понимание своих ценностей важно, так как это позволяет обдуманно и направлено формировать свой характер, контролировать действия, желания и, конечно же, решения. У всех нас разные установки. Но, посмотрев вглубь себя, проанализировав свои действия и поступки, мы безошибочно сможем определить, что для нас важнее всего, что является ориентиром каждого нашего решения. Это поможет делать только взвешенный выбор, самостоятельно принимать решения, обдумывать и моделировать результаты и только потом действовать.

Рекомендация

Если вас не устраивают, те ценности которые вам привили в детстве, то это необходимо исправлять. Опираясь на свой опыт, я скажу, что это очень не просто. Как уже написано выше, ценности прививаются с детства и откладываются в нашем подсознании.

Одним из очень эффективных методов замены установок, является работа с подсознанием. Для начала можете почитать, вот эти 30 бесплатных уроков. Я думаю, что этих уроков вам вполне хватит.

Заключение

Также, если вам интересна тема развития человека, то я рекомендую посмотреть статью про чакры человека и их раскрытие.

Всего хорошего, друзья! Надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное для себя, что сможете с успехом применить в своей жизни. Будьте честными сами с собой. Помните всегда о том, что важно, и не зацикливайтесь на второстепенных вещах. До встречи за новой интересной беседой!

Читайте далее:serdce-v-rukah.jpg

Статья от читателей 1: Ценность жизни для человека, какой она была раньше и какая сейчас

A-gtd-200x100.jpg

GTD система Дэвида Аллена: как управлять своим временем?

chelovechki-200x100.jpg

Статья от читателей 2: Семья и её ценности в современном мире

A-value-200x100.jpg

7 главных ценностей жизни, которые должны быть у каждого человека

sakura-200x100.jpg

Японская система кайдзен: ключ к успеху на каждый день

3<di>

В чем отличие, скажем, принципов компании от ее ценностей?

15.10.2019

А действительно,В в чем отличие, скажем принципов компании, брендаВ или человека от их ценностей? Какое из понятий описывать в концепции бренда? Что важно – следоватьВ принципам или следовать за ценностями?В 
   Принцип (максима, аксиома, архэ) – базовое, исходное положение теории, учения, системы. Происходит отВ лат. principium, греч. О±ПЃП‡О®, дословно первейшее) — постулат, утверждение, на основе которого создают нечто.В Принципы лежат в основах и в прошлом опыте. Принципы – это снова убежденности в чем-либо. Доказывая что-либо, всегдаВ апеллируютВ к принципам.В      Ценность – важность, значимость, польза, полезность чего-либо.  

О принципах

ПринципыВ – основа поведения, взглядов и отношений. Принципы бренда илиВ компании – основа коллективного поведения всех, кто отождествляет себя с этими брендом и компаний. Принципы, скажем, сбытовой политики диктуют взаимоотношения с партнерами и покупателями, запрещают то, что нарушает устоявшееся, укоренившееся и регламентирует действия.В Задача принципов:
  • не допускатьВ ошибок – внутренние «стандарты качества» и сверка с ними позволяют не делать ошибок;
  • служить началом, точкой отсчета для последующего;
  • передать и сформировать у окружения и целевой аудитории ощущение целостность натуры, бренда, компании.
Наличие принципов позволяет выстраивать здание собственной убежденности в чем-либо. Ведь постройка каждого из этажей этого здания сверяется с принципами.В Мерило каждого действия или суждения простое –В каждый раз сверяйтесь, действуете ли вы так, как предписано принципами или вы заглушаете внутренний голос и отодвигаете принципы доводами о том, что это временно и не так важно или же наоборот – этоВ ради «великой цели». Не следование принципам, отказ от принципов разрушает целостность восприятия и не позволяет выстраивать стабильные отношения, расти и развиваться. Каждый из принципов, сам по себе, базируется на еще более мощном фундаменте других принципов. Скажем, принцип «я не ворую», исходит из осознанной необходимости следования общепринятымВ законам и нормам, действующим в стране. Эти законы, в свою очередь, базируются на Римском праве –В правовая система, существовавшая вВ Древнем РимеВ и вВ Византийской империиВ с VIII века доВ н.В э. по VI век н.В э. Это же Римское правоВ само выстроено, в большой мере, на основе библейских законов и правил сосуществования людей. Чтобы принципы компании, человека были понятны окружающим, они должны соответствовать и им тоже, должны быть сформулированы понятно и четко, а также должны быть транслируемы массово. Важно и показать, что ваши принципы, в свою очередь, базируются на чем-то большем, более важном, исторически выдержанном и проверенным временем.В 

О ценностях

Ценности – устремление к чему-либо, в настоящем и в будущем.В Ценности помогает расставить приоритеты. В Поверка на соответствие или несоответствие ценностям, позволяет определить важное и неважное, в происходящем или ожидаемом и определяет ценностные ориентиры.В Ценностными ориентирамиВ мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели.В  Ценности сформированы:
  • рациональным объяснением значимости этого для конкретного человека
  • эмоциональным откликом на это.
  • поддержкой окружающими.
Поскольку, со временем, будущее меняет настоящее, развивается индивид, бренд и компания, ценности могут и наверняка будут меняться.В Определенные ситуации и происходящее В способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить ценностные ориентиры. Определение понятия «ценность в маркетинге» дано в словаре маркетолога.

Принципы и ценности – в чем отличие?

Принципы,В в отличии от ценностей,В В можно смело транслировать и передавать другим людям, как базовые, фундаментальные, а значит, изначально понятные, применимые и употребимые в том обществе, социальной группе, к которой причастны индивиды.В  Принципы, если они фундаментальны, не нуждаются в одобрении или поддержке окружающих, как ценности. Если принципы, в общем-то, понимаемы большинством, то значимые для индивида ценностные ориентирыВ свойственны, в большой мере, только ему. Транслирование собственных ценностей почти всегда вызывает непонимание, поскольку эти ценности, скорее всего, не соответствуют ценностям другого человека иВ аудитории.В  Ценности не могут противоречить принципам, поскольку они – очевидное развитие принципов и отражение этих принципов в сегодняшнем дне, а также приспособление принципов к задачам сегодняшнего дня и перспективному развитию. Принципы неизменны. Ценности осознаются только с позиции сегодняшнего дня и при понимании задач на будущее.

Парадокс общества потребления

Современное общество наполнено парадоксами. Все его противоречия сутью своею исходят из парадоксальности самого человека. Если говорить о принципах и ценностях, то парадоксВ современного человека, вступающего в коммуникацию с другими людьми, заключается в том, что каждый хочет от других четкого следования принципам, даже в ущерб их ценностям («дал слово, держи»). При этом, собственные ценности, довольно легко ставит выше, чемВ В принципы. Почему собственная выгодаВ выше «данногоВ слова», всегда легко объясняется человеком изменившимися обстоятельствами, действиями или бездействиями других, мешающих или не помогающих «держать слово».

Справедливо это и в отношениях между компаниями и между компанией и ее покупателями. Выбирая между принципиальным и фундаментальным маркетинговым: «удовлетворитьВ потребителя» или экономическим: «получить прибыль», подавляющее большинство компаний выбирает собственную выгоду. Больше того, нанеся ущерб потребителю тем или иным образом, компания в любом случае производит оценку возможности выйти из под удара отвественности и снять с себя возможные риски и расходы, в независимости от причин неудовлетворенности потребителя. При этом, требованиеВ исполнения обязательств от партнеров и покупателей – принципиальная позиция той же самой компании.

Избежать парадокса не получится, даже еслиВ возвести в принцип только «собственную выгоду» или только «удовлетворенность потребителя», то все равноВ действовать в каждом конкретном случае придется в состоянии парадокса – противоположная сторона коммуникативного процесса может иметь иное представление о «принципах» такой коммуникации.В В 

Что важнее: следовать принципам или идти за ценностями?

Каждый поступок личности, поведение бренда и компании является отражением их ценностей и базируется на следуемых ими принципах. В В основеВ В правильного принятия решения почти всегда служит дихотомия двух положений:
  • руководствоваться ценностями сегодняшнего дня,В подстраиваясь под ситуацию и
Если только руководствоваться принципами, то этоВ неизбежно приведет к ортодоксии и архаичности –В формированию религиозного мышления и поведения, необходимостиВ следования всегда верномуВ учениюВ иВ мировоззрению, принимающим черты идеологии и безотчетной веры. Если толькоВ следовать за ценностями, то это неизбежно отвратит от цели, заставит шарахаться от одной ценности к другой, в силу неизбежной и перманентнойВ смены ценностной картины. Отступление от базовых принципов запросто приведетВ к преступлениям против законов, игнорированию общепринятых правил, послужит отторжению обществом (все предпочитают общение и контакты с теми, кто следует принципам), приведет к финансовым потерям. Именно поэтому выбирать не приходится, но каждый раз, принимая всею душой некие важные сегодня или в будущем ценности, необходимо сверяться с принципами и не принимать, отменятьВ всякие ценности, противоречащие принципам. В  #маркетинг#блог#принцип#ценность#бренд#брендингИспользуемые источники:
  • https://psychologist.tips/2431-tsennosti-ubezhdeniya-i-ustanovki-lichnosti-ih-vidy-struktura-i-vliyanie-na-razvitie-cheloveka.html
  • https://studme.org/370527/psihologiya/lichnostnye_tsennosti
  • https://qvilon.ru/samorazvitie/sistema-tsennostej-cheloveka.html
  • http://www.marketch.ru/marketing_marginalia/principles-vs-values/
</di>

Скажите что-нибудь