Успех и успешность

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падежед. ч.мн. ч.
Им.успе́шность успе́шности
Р.успе́шности успе́шностей
Д.успе́шности успе́шностям
В.успе́шность успе́шности
Тв.успе́шностью успе́шностями
Пр.успе́шности успе́шностях

успе́шность

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: .

ПроизношениеПравить

БиблиографияПравить

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналВестник Университета Российской академии образования2008ВАКОбласть наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of a success: psychological components

The article contains an analysis of this concept in terms of its content and gives a review of standpoints relating the issue of how to be successful. Interestingly, the author has outlined «general success assessment criteria».

Текст научной работы на тему «Психологические составляющие понятия «успех»»

7.Психотерапевтическая энциклопедия // Уроки социальной психологии. М., 1999.

/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1998.9.ФернхемА.,ХейвеП. Личность и со-

8. Росс Л., НисбеттР. Человек и ситуацияциальное поведение. СПб., 2001.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОНЯТИЯ“УСПЕХ”

Крамаренко Н.С.

Такие понятия, как “достижение успеха”, “жизненный успех”, “успешность”, “успех” являются неотъемлемой частью жизни современного общества. Слово “успех” мы встречаем и в рекламных роликах, и в выходящей в большом количестве литературе, посвященной этой теме. На книжном рынке появилось немало работ зарубежных и отечественных авторов, пытающихся осмыслить различные аспекты достижения успеха (Л. Браун, С. Дип, Н. Хилл, Б. Швальбе, Е.Д. Малинин, С.Ю. Ключников и другие). Проблема достижения успеха особенно часто обсуждается в последнее время на страницах газет и журналов, затрагивается в телепередачах разной направленности (от развлекательных до сугубо научных), муссируется во всемирной Сети, где пользователям предлагаются различные обучающие курсы и тренинги, а также даются советы о том, каким образом стать человеком успешным, как научиться достигать поставленных целей. Такое внимание к проблеме успеха и успешности свидетельствует о несомненной актуальности данной проблемы, ее важности для современного общества.

В обыденном понимании успешный человек — это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий их достигать. Если посмотреть на понятие “успешный человек” более детально, то “успешные люди в глубоком понимании этого слова — это не баловни судьбы, которым все само плывет в руки, но люди, умеющие с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Их преуспеяние связано именно со способностью успевать во время, не опаздывать, с умением чувствовать ситуацию,

применять средства, адекватные поставленной задаче, а не противоречащие ей. Каждая ступенька, ведущая к поставленной цели, достигается своевременно, и это приносит чувство глубокого удовлетворения” [1]. Безусловно, получение удовлетворения от достигнутого является необходимым условием для постановки цели и стремления к достижению новых целей.

В житейской психологии проблема успешности связывается, прежде всего, с материальными благами: успешный человек — это человек материально независимый. В научной психологии понимание успеха в большей степени связано с таким понятием, как активность и самоактуализация. Ведь подлинный успех — это не только возможность удовлетворения базовых потребностей, но и с личностный рост и развитие. Что касается материальных ценностей (интересные результаты получены в исследовании А.В. Степановой), то однозначной взаимосвязи между степенью самоактуализации и ориентацией на потребление не наблюдается. Ориентация на потребление воспринимается как способствующая достижению некоторых ценностей, связанных с высшими потребностями (по иерархии А. Маслоу) и ведущих к самоактуализации. Доказано, что значимость ценности “материально обеспеченная жизнь” в иерархии ценностей человека(ориентация на потребление понимается как терминальная ценность) отрицательно коррелирует с тем, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности [2].

Рассматриваемая проблема является широкой и многоаспектной, а содержание понятия “успех” является достаточно объ-

© Крамаренко Н.С., 2008 1122

емным и может быть рассмотрено с разных точек зрения. Так, для кого-то понятие “успех” ассоциируется с достижениями в профессиональной деятельности, карьерным ростом, для других оно связано с семейными ценностями, среди которых выделяется и так называемая родительская успешность (успешность детей воспринимается как достижение личного успеха). Общим здесь является понимание успеха как достижения определенных целей, благополучия, обретение чего-либо желаемого и очень значимого.

Наиболее часто об успехе и успешности деятельности говорят в связи с рассмотрением процесса профессионального становления личности, изучением которого занимается психология труда (В.Г. Зазы-кин, Э.Ф. Зеер, А.Н. Демин, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.К. Маркова и другие). Для теоретического анализа психологических основ профессионального развития личности особый интерес представляют работы ученых Дж. Сьюпера, Дж. Холланда, теория самоактуализации А. Маслоу.

Существует мнение, что при рассмотрении объективной и субъективной сторон процесса профессионального становления, успешность скорее связана с субъективной стороной, так как обусловлена переживанием успехов и неудач в профессиональной деятельности, переживанием своего профессионального статуса [3, с. 101 — 102].

Большой и важный вклад, внесенный психологической наукой в разработку данной проблемы, состоит в выявлении ключевых качеств личности успешных руководителей. Проведены многочисленные психологические исследования, направленные на опеределение качеств, наиболее часто встречающихся у успешных руководителей. Перечень этих качеств достаточно большой, назовем основные: инициативность, целеустремленность, яркая индивидуальность, трудолюбие, высокий уровень общей и интеллектуальной активности.

Активно изучается и влияние гендерного фактора на профессиональную успешность. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной,сферы власти и других профессиональных сфер, отмечается, что менее выраженная про-

фессиональная успешность женщин связана не столько с их детородной функцией, сколько с более низкой самооценкой и более низким уровнем притязаний, нежели у мужчин (Н.В. Самоукина). Женщины чаще смиряются с более низким должностным положением, с меньшей заработной платой за труд, одинаковый с мужчиной, с меньшими карьерными перспективами и более жесткой критикой со стороны руководства. При этом, автор считает, что четких, проверенных специальными исследованиями гендерных различий совсем немного и можно с уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в поведении мужчин и женщин (социальных ожиданий и стереотипов) [4].

Проблемой достижения успеха в различных видах деятельности, в том числе и деятельности руководителей, активно занимается сравнительно новое направление в психологии — имиджелогия. Здесь проведено большое количество исследований, направленных на изучение того, каким должен быть имидж успешного человека, каковы психологические механизмы построения имиджа (Ф.А. Кузин, А.А. Калюжный, Е.А. Петрова, В.М. Шепель и другие). Безусловно, изучение данного аспекта является очень важным для профессионального становления человека.

Каково содержательное наполнение понятия успеха, его критерии? Рассматривая успешность в трудовой деятельности, исследователи выделяют внутренний и внешний критерий. К внешним относится результативность труда, эффективность взаимодействия с коллегами по работе, степень инициативности профессионала. Внутренняя оценка успешности складывается с учетом сопоставления представлений субъекта труда о результативности своей деятельности, эффективности взаимодействия с коллегами, инициативности с затратами на реализацию деятельности, с получаемым вознаграждением и мотивационно-оценочными структурами личности (О.Н. Родина). Что касается успешности руководителя, то таким критерием может выступать его карьера.

Итак, если говорить о внешней стороне, внешнем проявлении успешности, то успешность предполагает материальное и

социальное благополучие человека: высокий материальный достаток, определенный (высокий) социальный статус, возможность карьерного роста, положительные жизненные обстоятельства. Внутренними критериями успешности являются умение жить в гармонии с окружающим миром и самим собой; оценка своей жизни как гармоничной; удовлетворенность от того, что человек имеет; позитивное мировосприятие.

В гуманистической психологии К. Роджерса мы встречаем такое понятие как “хорошая жизнь”, которое, на наш взгляд, вполне согласуется с понятием успешности. Понятие “хорошая жизнь” К. Роджерс рассматривает, говоря о полноценно функционирующем человеке. Достижение успеха предполагает естественное стремление к “хорошей жизни”, несмотря на субъективные представления о последней. К. Роджерс, опираясь на свою практику психотерапевтической работы, отмечает, что понятие “хорошая жизнь” — это не застывшее состояние (оно не является состоянием добродетели, довольства, нирваны и счастья), это и не условия, к которым человек приспосабливается, в которых он реализуется и актуализируется. “Хорошая жизнь — это процесс, а не состояние бытия” [5, с. 234 — 247]. Автор подробно рассматривает характеристики этого процесса, его качественные особенности, делая заключение о том, что процесс хорошей жизни — не для малодушных. Он связан с

расширением и ростом возможностей человека, это процесс творческий, зависимый от процесса его становления.

Таким образом, понятие успеха связано, прежде всего, с активной жизненной позицией человека, его стремлением к самореализации, самоактуализации. Безусловно, представления об успехе могут быть субъективны так же, как и средства достижения успеха. Но, говоря об успехе с “положительной социальной направленностью”, есть основания утверждать, что он связан с гуманистической направленностью личности, с гармоничным взаимодействием с окружающими людьми и миром в целом, и что особенно важно — с активностью самого человека.

Литература

1.Ключников С.Ю. Фактор упеха: Новая психология саморазвития М., 2002.

2.Степанова А.В. Ориентация на потребление как элемент ценностной структуры личности: Автореф. дис. … канд. пси-хол. наук. М., 2007.

3.Елдашева О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. 2006. № 7.

4.http://www.elitarium.ru/2005/07/07/ у|уате_ро1оуо^_рппасНе21то8^_па_ргоТе8 sionalnuju_uspeshnost.html .

5.К. Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

РЕФЛЕКСИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)

Раевская Е.А.

Подростковый и ранний юношеский возраст, вызывая непреходящий интерес у исследователей, всегда представлял собой серьезную практическую проблему. Этот период сензитивен для становления необходимых качеств и

черт личности взрослого человека — “подлинного рождения личности”. События, порождаемого ее собственными мотивами и внешними социальными условиями, и изменяющего, по определению А.Н. Леонтьева, “весь ход последующего психи-

© Раевская Е.А., 2008 1124

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

7-sostavlyaushih-uspeha.jpgХотите достичь успеха? Ознакомьтесь с 7 составляющих успеха, которые сформировал Брайан Трейси в своей книге «Достижение Максимума». Эти сформулированные принципы, конечно же, вряд ли являются истиной в последней инстанции, но фундамент у этого списка довольно зрелый и правильный. Поэтому, предлагаю ознакомиться с ним.

1. Внутреннее спокойствие

Внутреннее спокойствие — это самая важная составляющая успеха. Внутреннее спокойствие — это свобода от негативных эмоций и деструктивных мыслей. Это ваше естественное, нормальное состояние. Все ваши цели должны исходить от того, что все мы стремимся к внутреннему спокойствию.

Ключевые вопросы: В каких случаях вы достигаете внутреннего спокойствия? Как можно достичь большего спокойствия, на ваш взгляд?

2. Здоровье и энергия

Это, пожалуй, сам очевидный компонент успеха. Без здоровья все остальные составляющие просто не имеют смысла. Вспомните пирамиду Маслоу. Американский психолог неспроста поставил физиологические потребности человека на самую низшую ступень. От удовлетворения этих потребностей зависит ваша жизнь. А что может быть ценнее жизни?

Подумайте над тем, как улучшить свое здоровье. Сходите к профилирующим врачам, проконсультируйтесь. Избавьтесь от вредных привычек. Питайтесь правильно. Ведите активный образ жизни. И тогда это позволит вам уверенно достигать своих целей.

Ключевые вопросы: Как бы вы хотели выглядеть? Какой вы хотите рост, вес? Какие упражнения вы бы делали? Как бы питались? От каких привычек стоит отказаться?

3. Отношения с окружающими

Как известно, человек — существо биосоциальное. Ключевым в данном случае является слово «социальной». Это значит, что человек не может жить без других людей, не могут не общаться. Иначе, нас ждёт верная гибель. Поэтому так важно выстраивать положительные отношения с окружающими. Вместо «я и они» говорите «мы». Каждый человек — это клетка общего организма, под названием человечества. И если вы хотите, чтобы организм был здоровым, начните с себя. Будьте доброжелательны, вежливы и открыты к общению с людьми. Помните, что отношения должны быть гармоничными.

Ключевые вопросы: Какие отношения для вас являются идеальными? С кем бы они были идеальными и на что были бы похожи?

4. Финансовая независимость

Кто бы что не говорил, но необходимо понимать, что без денег и материальных ресурсов сейчас никуда. Вы вряд ли сможете быть спокойным и уверенным человеком, если все время будете думать о том, где достать деньги. Необходимо понимать, что корень зла — не деньги, а ихотсутствие. Поэтому, необходимо быть финансово независимым человеком, чтобы жить спокойнее и увереннее.

Ключевые вопросы: Сколько вы хотите зарабатывать? Какой работой вы хотите заниматься? Сколько бы вы хотели иметь денег? Какое количество денег заставляло бы вас чувствовать себя комфортно?

5. Достойные цели и идеалы

Чтобы достичь огромных высот, нужно стать приверженцем чего-то очень важного. Чего-то, что важнее и значительнее вас. Чего-то, к чему вы хотите стремиться всю жизнь. Все мы с рождения имеем право на счастье и на построение интересной и яркой жизни. Все дело в том, что далеко не все пользуются этим правом. Верьте в себя, знайте, что вы достойны большего!

6. Самопознание и самоанализ

На протяжении всей нашей жизни мы стараемся изучать и понять себя. Кто-то более усерднее, кто-то менее, но все мы изучаем себя в какой-то степени. Знакомясь с людьми, читая книги, получая образование, занимаясь спортом, мы понимаем себя, свой потенциал и свои возможности. Необходимо понять себя, свой характер. Изучить то, что сильнее всего мотивирует вас делать что-либо. Примите себя таким какой вы есть, со своими положительными и отрицательными сторонами и работайте над собой.

Ключевые вопросы: кто я? Для чего и зачем я здесь? Какой у меня характер? Я достаточно хорошо знаю себя?

7. Самореализация

Во всем известной пирамиде американского психолога Абрахама Маслоу, на высшей ступени стоит самоактуализация. В данном случае, самореализация и самоактуализация являются синонимами. Что же такое самореализация (самоактуализация)? Это осознание того, что вы становитесь тем, кем хотите стать. Это осознание того, что вы стремитесь к своему «идеальному я», к тому человеку, которым вы хотите стать.

Брайан Трейси с незначительными добавлениями Александра Марфицина

Урок.

Прежде всего я понял, что успех — это определенная система, совокупность положительных ситуаций в разных областях жизни. Успех может быть только целостным. Если вы больны, но у вас много денег — это не успех. Если у вас отличные отношения с окружающими, но вы не стремитесь к чему-то важному — это не успех. Неважно, как Брайан Трейси обозначил компоненты успеха. Я бы, возможно, сделал бы это иначе, чем он, но суть в том, что подлинный успех — это достижение положительного результата во всех сферах жизни.

Источник

Будем благодарны, если поделитесь статьей:Читайте также:Самое популярное и лучшее:

Добавить комментарий

—>

В психологических, акмеологических, педагогических исследованиях, посвященных вопросам общего профессионального развития, профессиональ­ной подготовки, профессионального обучения, освещены факторы профес­сиональной и карьерной успешности, успешности профессионального обуче­ния. При этом определение самого понятия «успешность» сложно, хотя оно активно используется в теоретических и эмпирических работах.

Этимологическая близость понятия «успешность» понятиям «успех», «успешный» предполагает анализ содержания названных категорий.

Понятие «успешный», по определению С.И. Ожегова, означает заключающий в себе успех, удачный», а понятие «успех» — «удача в дости­жении чего-нибудь». «Удача», в свою очередь, трактуется автором как «нужный, желательный исход дела».

Исследование успеха в истории западноевропейской гуманитарной мысли возникло и развивалось как важная составляющая проблемы человека. Потребность в успехе и в достижении во многих концепциях рассматривается как одна из фундаментальных. Она понимается как стремление ставить все дальше идущие цели и стремиться к их достижению, отражает постоянное соревнование человека с другими и самим собой в стремлении превзойти ра­нее достигнутый уровень. Многие авторы склонны связывать не только осо­бенности развития личности, но и уровень цивилизации с потребностью в ус­пехе, с успехом как ведущей жизненной ценностью индивида (Вебер, Дюркгейм).

Ориентация на успех и стремление к славе очень высоко оценивалось уже в древней Греции и признавалось одной из движущих сил цивилизации. В работе Платона есть анализ мотивов поиска славы, признания тех или иных заслуг, возможности оценки реальных и мнимых достоинств человека.

Очень ярко ориентация на успех прослеживается в американской куль­туре, в которой личность рассматривалась, прежде всего, как субъект эконо­мической соревновательной деятельности. В связи с этим, такие качества личности, как честолюбие, стремление побеждать, трудолюбие, дисциплини­рованность, прилежание, склонность к риску, независимость, самостоятель­ность, упорство в достижении цели получали позитивную оценку. В амери­канском менталитете формировался образ личности, имеющий жизненную ориентацию на достижения.

Успех– это наличие положительного соци­ально-значимого результата в деятельности.

Успешность– это сочетание актуального уровня социально значимых достижений и индивидуальных возможностей к усвое­нию значимой информации и выполнению деятельности.

Впоследствии высокая потребность в достижении становится в северо­американской культуре традиционной социальной установкой. Стремление к успеху стало рассматриваться в психологии одним из главных мотивов чело­веческой деятельности. В аналитической психологии А. Адлера стремление к превосходству и достижению является фундаментальной движущей силой в развитии человека.

Исследование успеха продолжалось в социальной психологии во второй половине XX века (работы Д. Мак-Клеланда, Дж. Аткинсона и др.). В этот период успех стал трактоваться как следствие кооперации, т.е. совместности, когда люди избегают конфликтов, помогают друг другу, выстраивают более дружеские отношения, развивают доверие. Такая модель поведения позволяет человеку чувствовать себя психологически более комфортно.

В. Фридрих и А. Хофман рассматривали направленность на успех как осознанное и целенаправленное поведение, которое определяется способно­стями, диспозициями к достижениям, мотивами. С точки зрения авторов, су­щественную роль в возникновении мотивации успеха играют ценностные структуры личности, оценка достигнутого. В то же время со стороны общества к личности предъявляются требования в форме норм, ценностей, стандартов.

Понимание успеха как фундаментальной социальной потребности, ко­торая формируется под влиянием социальных факторов, характерно и для оте­чественной психологии. Ю.М. Орлов определяет потребность в успехе как соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достиг­нутый уровень. Именно эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Им введено понятие «достигающая лич­ность», которая составляет «золотой фонд человечества».

640-1.png

Отечественные исследователи, изучающие как индивидуальную, так и групповую деятельность малых групп и коллективов, соотносят понятие «ус­пешность» с результатом деятельности (А.Л. Журавлев, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов). В публикациях указанных авторов по отношению к резуль­тату используются и такие понятия, как «результативность», «продуктив­ность», «эффективность», «производительность». А.Л. Журавлев, учитывая

соотношение результата с затратами на его достижение, употребляет термин «эффективность». Г.М. Андреева ука­зывает на то, что эффективность нужно рассматривать в системе двух взаимо­связанных показателей – производи­тельности труда группы (продуктивности) и удовлетворенности членов груп­пы трудом в коллективе, или эмоциональная удовлетворенность индивида группой.

А.В. Петровский отмечает, что понятие «эффективность» следует отли­чать от «результативности». В том случае, если принимаемые для оценки эф­фективности критерии могут быть количественно измерены, то можно гово­рить о результативности как синониме эффективности. Если же в качестве критериев добавляются психологические моменты, не поддающиеся количественному измерению, то для них, как правило, используется понятие «успешность». При этом «эффективность» как «отношение дос­тигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижи­мому или заранее запланированному результату» однозначно не предполагает положительный результат. Таким образом, оценка выпол­няемой деятельности как успешной предполагает наличие положительного социально значимого результата и высокой эмоциональной удовлетворенно­сти субъекта деятельности процессом и результатом выполняемой деятельно­сти. Разделение успеха на объективный и субъективный прослеживается и в подходах к определению профессионального успеха.

640-1.png

Используемые источники:
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/успешность
  • https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-sostavlyayuschie-ponyatiya-uspeh
  • https://www.vitamarg.com/konsultacii/uspeh/1631-7
  • https://studopedia.ru/3_196039_uspeh-i-uspeshnost.html

Скажите что-нибудь