Творческое мышление: понятие, примеры, особенности и 10 упражнений

Творческое мышление дарит миру не только художников, но и лауреатов Нобелевской премии. Ценные черты этого направления – созидательность, поиск и открытие новых идей, предметов и т. д. Важно и то, что не обязательно «родиться» творческим деятелем, это свойство мышления можно развивать.

1-kreativnost-1.jpg

Креативность – это создание всего нового

Творческое мышление в психологии

В психологии творчество трактуется, как некая мыслительная деятельность, практическая или теоретическая, в результате которой возникают новые гипотезы, предложения, методы их решения. Оно большую роль занимает в науке, где творческие люди оказывают серьезную помощь в открытиях в силу того, что они мыслят шире и действуют смелее.

Обратите внимание! Творческое мышление – созидательное, задачей которого является открывать все новое, уникальное.

Психология подчеркивает основную нестандартную характеристику данного мыслительного процесса, которая заключается в его креативности. Широту мышления можно обеспечивать за счет развития воображения, начиная с младшего возраста у дошкольников. Обучением можно заняться и со взрослыми, но процесс займет больше времени.

Определение

Креативное мышление — что это такое в психологии

Творческое мышление человека – это процесс ознакомления с информацией, ее обработка и создание новых идей. В педагогике отмечается важность данного типа мышления ввиду того, что индивид самостоятельно стремится к получению новых знаний и скорейшему применению их на практике. Это относится не только к урокам музыки, рисования, но и истории, обществознанию и др. Кроме того, говоря о детях с предрасположенностью к такому мыслительному типу, отмечается важность наличия данного критерия для учебы, а также социализации.

Особенности творческого мышления

Дивергентное мышление — что это такое

Творческое мышление мало связано с актерами, художниками и музыкантами, не все люди такого склада ума являются артистами. Индивид может обладать несколькими чертами мышления, которые предопределяют его творческое направление.

Среди особенностей творческого мышления выделяют:

  • Уникальность. Желание создать новинку, будь то идея или предмет. Человек творчества не основывается на чужих примерах, он вырабатывает нечто свое собственное;
  • Понятийная гибкость. Умение применить к некоторому явлению другую точку зрения в попытке рассмотреть его шире, в непривычных вариациях с целью сделать его уникальным;
  • Спонтанность. Свободное переключение от одной мысли к другой. Восприятие информации из разных источников. Спонтанность возникновения идеи в ситуации, которая не располагала к этому;
  • Эвристика. Преобразование привычного, выход за рамки – необходимые навыки в творческом мышлении.
2-vyhod.jpg

Важное свойство креативности – выход за рамки привычного

Можно ли управлять творческим мышлением

Логическое мышление — что это такое и как его развить у взрослого и ребенка

О возможности управления мышлением можно сказать однозначно – она есть. Однако многое зависит от индивида, который хочет начать его тренировать или уже имеет, но с проблемами контролирования.

В первую очередь, необходимо принять решение о желании управлять своими мыслительными процессами. Сила воли срабатывает как глобальная закупка мотивацией – без нее не обойтись. Затем стоит следовать некому плану, методам контроля творческого мышления, будь то его развитие или ограничение.

Что способствует развитию творческого мышления

Черта творчества может проявиться у ребенка, а может «запоздать», и креативный ум созреет позже. Важно уделять внимание данному вопросу в процессе воспитания, тогда творческая жизнедеятельность будет иметь плоды совсем скоро.

Обратите внимание! Все то, что отличается от привычного восприятия индивида, что способно спровоцировать на самостоятельный выход из зоны комфорта, способствует формированию творческой направленности мышления. Например, новые знакомства с людьми другого круга общения, а также посещение незнакомых мест. Важно пробудить исследовательский интерес, чтобы у индивида возникали мысли по поводу того или иного явления.

Методы развития творческого мышления

Эксперты предлагают разные способы, которые помогут развить творческие способности.

Латеральное мышление

Немаловажно развивать литеральное мышление, т. е. «перенаправленное». Существует три этапа данного метода: фокус-разрыв-установление связи, где:

  1. Необходимо выбрать «точку отсчета» – объект, на котором индивид сфокусируется;
  2. Выбрав объект для фокусировки, нужно «нарушить логику» этого предмета. Отталкиваясь от привычного шаблона, его нарушают, изменяют;
  3. Не исключено получение абсурдной идеи о предмете, далее нужно отыскать нечто логичное в получившемся результате.

Метод шести шляп

Развитому мышлению поспособствует ролевая игра «шесть шляп». Головные уборы обычно выдуманные, суть в том, чтобы придать отдельной шляпе цвет и наделить ее ролью. «Надевая» ту или иную шляпу, индивид включает соответственный режим мышления. Иными словами, метод не только развивает воображение, но и помогает решить возможную проблему, взглянув на нее с разных сторон и применив отличающиеся точки зрения.

Если примерить разные роли, не только развивается творчество, но и решаются проблемы

Обратный мозговой штурм

Данный прием довольно противоречив, поскольку нужно искать не решение некоторой проблемы, а ее ухудшение. Вместо того, чтобы задать вопрос о том, «как это исправить», формулировку меняют на «как это ухудшить». Нужно составить все возможные варианты, которые могут привести к полному провалу, и рассмотреть их. Корень проблемы может крыться в предложенных вариантах. Поэтому решение адекватное, способное помочь может найтись быстрее, чем при обычном мозговом штурме.

Чтение надписей наоборот

Обратным чтением лучше заниматься минимум в паре. Когда человек читает слова с конца, мозг буквально активирует творческие способности, чтобы понять, о чем речь. Так, один человек читает наоборот, другой – угадывает оригинальную фразу.

Игра слов

Игра слов имеет множество вариантов, например:

  • Самый распространенный – назвать два мало похожих слова и искать их схожесть в свойствах, цветах и т.д.
  • Детская игра, требующая подобрать рифму к слову, чаще к имени, не проигрывает и для тренировки взрослого.
  • Есть и такой вариант, в котором человеку предлагают некоторое число слов, например, 15. Используя каждое из них, меняя их местами, добавляя новые, нужно придумать рассказ.
  • На первый взгляд простая, но на деле сложная игра, когда дается одна буква алфавита, и в течение 15 минут нужно написать максимально большое количество слов на нее.

Творческий характер мышления ценится за его способность создавать нечто уникальное. Несмотря на ассоциацию творчества с музыкантами, артистами, представители данного типа мышления далеко не ограничены этими профессиями. Оно имеет большое значение в науке, педагогике, экономике, практически везде. Важно то, что такую мыслительную направленность можно натренировать.

Видео

Часть 1. Что такое креативное мышление и как его измерить

Креативное мышление считается одним из ключевых навыков XXI века. О важности его развития говорят все просвещённые люди. Увы, они не говорят о том, как оценить свою креативность и можно ли её повысить. Мой пост — попытка дать ответы на эти вопросы, используя достижения современной науки.

Для начала нужно понять, а что такое креативное мышление. Мне понравилось следующее определение: креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это определение разбивает процесс креативного мышления на два этапа:

  1. создание необычных решений
  2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой

По такому принципу выделяют два типа креативного мышления:

  1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи
  2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся

Основной способ измерить работу дивергентного мышления: дать задачу на придумывание способов применения предметов. Например, “придумайте как можно больше способов использования кирпича”. Если вы читали книгу Гарри Поттер и методы рационального мышления, то можете вспомнить следующий эпизод. В главе 16 “Нестандартное мышление” профессор Квиррел просит Гарри придумать десять необычных способов применения предметов в учебной комнате для ведения боя. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Результаты оцениваются по следующим 4-м критериям:

  1. Гибкость — количество уникальных категорий использования. Использование кирпича как орудия убийства или способ отправить человека в бессознательное состояние засчитаются как одна категория использования. А вот использование кирпича как утюга попадёт в новую категорию.
  2. Новизна — оригинальность использования. Этот параметр измеряется двумя способами: субъективным и объективным. Субъективный метод довольно прост: каждый из проверяющих ставит оценку от 1 до 5, исходя из своих собственных представлений и опыта. Как ни странно, такой метод имеет широкое научное валидирование. Объективный метод — проверяющие выписывают, сколько раз участники предложили использовать предмет определённым способом. Например, кирпич как орудие убийства. А дальше считают относительную новизну предложенного варианта.
  3. Полезность — практичность в использовании. Здесь всё довольно просто. Если вы можете использовать предложенные идеи в реальной жизни, то у них высокая оценка полезности. Вы вряд ли будете использовать кирпич в качестве утюга. Как орудие убийства кирпич можно использовать, если для жертвы это станет неожиданностью. А как замену табуретки — очень вероятно, что вы так уже делали хотя бы раз в жизни. Профессор Квиррел упрекал Гарри именно в низкой полезности предлагаемых им идей.
  4. Беглость (fluency) — общее количество неповторяющихся вариантов. Если вы написали “использовать кирпич как подставку для ног” и “использовать кирпич как табуретку”, то два варианта засчитаются как один.

Работу конвергентного мышления проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается тройка слов. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова “гражданская”, “великая” и “мировая” объединяет слово “война”. В оригинальном тестировании часто используются слова разных частей речи: прилагательное, существительное, наречие и т.д.

Другой способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Классическая задача: соединить девять точек, используя 4-е прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно. Чтобы не обламывать кайфа тем, кто сначала скроллит всю статью перед прочтением, я не буду давать правильный ответ на задачу. Его довольно легко найти в Интернете.

Часть 2. Как повысить свой креативный потенциал

У каждого из нас разная способность придумывать креативные решения. К счастью, эту способность можно улучшить. Существуют два основных пути:

  1. изменение окружающей среды
  2. применение специальных техник

Я поделюсь несколькими принципами по работе со средой, которые использую сам и имеют научное подтверждение. На тему специальных техник написано несколько толковых книжек. Поделюсь списком в конце статьи.

Что может повысить креативный потенциал:

Блуждание ума считается важным процессом в креативном мышлении. Этот процесс позволяет найти нетривиальные связи между идеями. Противоположным ему считают cognitive fixation — процесс, когда вы буквально зациклились на выбранном решении проблемы, не видите альтернативных подходов.

Само креативное мышление принято разделять на два вида: дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление — способность найти несколько решений для одной и той же задачи. Конвергентное мышление — выбрать из этих решений самое эффективное.

Исследование 2017 года показало, что переключения между задачами способны снизить cognitive fixations и повысить эффективность обоих типов креативного мышления. Причём для конвергентного мышления эффект был сильнее.

Испытуемых разбили на три группы. У каждой из групп было по 12 минут на выполнение задания. Первая группа должна была переключаться между задачами каждые 30 секунд. Вторая работала в комфортном ей режиме. Третья должна была работать 6 минут без переключений над первой задачей, затем 6 минут над второй задачей.

Первая группа справилась с заданием значительно лучше двух других. Что интересно, вторая группа показала такой же результат, как и третья. То есть инстинктивно мы выбираем неэффективную стратегию работы над креативными задачами.

Мне сразу вспоминается мультик про Винни-Пуха, где Винни говорит: «Это какие-то неправильные пчёлы, и они делают неправильный мёд». Так и с мозговым штурмом: он какой-то неправильный. Остаётся осадок после встречи, что ничего нового ты не узнал и потратил время впустую.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило «новизну» предлагаемых решений.

Почему это сработало: групповая работа склоняет человека к принятию конформных решений и возникновению cognitive fixation. Это тенденция излишне фокусироваться на одном единственном решении. Во время групповой работы участники начинали раскручивать уже имеющиеся идеи, вместо поиска принципиально новых решений.

Исследователи решили посмотреть, как музыка разных типов будет влиять на креативное мышление. Они подобрали четыре режима музыки: спокойную, счастливую, печальную и тревожную. Контрольная группа работала в тишине.

Работу дивергентного мышления тестировали с помощью задания «придумайте как можно больше способов использования кирпича». А работу конвергентного мышления — через тест вербальной креативности на поиск связующего слова для трёх других.

Оказалось, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное. Увы, по остальным типам музыки не нашёл результаты влияния на креативность. Если найдёте, буду очень рад и добавлю в статью.

Здесь можете найти оригинальные композиции из исследования.

Спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

Юмор положительно влияет не только на качество самих решений, но и на их количество. В исследовании MIT импровизационные комики придумали на 20% больше идей и на 25% более креативные решения, чем профессиональные продуктовые дизайнеры.

У профессиональных импровизаторов можно многому научиться. Так и вышло с участниками эксперимента в MIT. Испытуемые, которые прошли специальный воркшоп, на 37% лучше справились с заданием, чем до прохождения тренинга.

Один из самых эффективных приёмов в импровизационной комедии — “Да, и”. Задача: продолжить историю за партнёром так, чтобы она не потеряла интерес. Вы должны одновременно соглашаться с предыдущим партнёром и давать зацепку для следующего, чтобы он тоже мог интересно продолжить историю.

5. Воспроизведение идей (recall)

За воспроизведение информации и создание новых идей отвечает одна и та же зона мозга. Одна из выгод воспроизведения: создание ассоциативных связей с другими идеями. Воспроизведение информации создаёт больший потенциал для рождения новых идей.

По своей сути креативное мышление — это соединение двух обычных объектов необычным способом. Воспроизведение помещает информацию из долговременной в рабочую и позволяет производить активные мыслительные операции. Так вы можете соединить старую информацию с только что изученной и получить новое решение.

Я активно использую эту методику с помощью личного дневника. Выписываю на бумагу любую мысль, которая пришла в голову. За полтора месяца активного использования техники придумал идеи для 15-ти проектов, которые хочу реализовать в будущем. Я положительно оцениваю полезность этих идей.

Часть 3. Какие книги почитать

Тут буду краток. В сети полно отзывов и обзоров на эти книги. Некоторые я уже прочитал и активно внедряю техники оттуда, другие ждут своей очереди.

Читайте книги, применяйте техники на практике и используйте их для создания креативных решений.

Надеюсь, эта статья приоткрыла завесу тайны над понятием “креативное мышление”. В своём канале в телеграм я пишу про обучение, развитие когнитивных функций и работу с информацией. Буду рад видеть всех заинтересованных людей.

Человеческое мышление – сложный и во многом таинственный процесс, прошедший длительный путь эволюции. Мы пользуемся им постоянно, но очень редко задумываемся о его сущности. Почему одни люди оказываются в растерянности, когда жизнь ставит перед ними сложные задачи? А другие, вроде бы и не особо напрягаясь, находят совершенно оригинальные решения, которые позволяют им не только решить возникшую проблему, но и добиться успеха, сделать карьеру, стать лидером? Потому что вторые умнее первых?

Что такое творческое мышление

О том, насколько важно творческое мышление, креативность, творческий подход к делу, сегодня можно услышать повсюду. Эти качества указываются в вакансиях на престижные должности, их предлагают развивать на многочисленных семинарах, тренингах, коучингах. О них говорят учителя родителям, руководители подчиненным. Но к сожалению, эти понятия для многих так и остаются туманными и малопонятными. Давайте разберемся в них.

Творчество как деятельность

Начнем с того, что способность к творчеству присуща исключительно человеку, а потребность в творческой деятельности есть у всех людей от рождения. Да-да, дети рождаются с этой потребностью. Потенциал, конечно, у всех разный, но он есть, и его можно развить в любом возрасте.

Творчество в психологии определяется как духовно-практическая деятельность, направленная на созидание чего-то нового. Это новое может родиться в любой сфере, а не только в области искусства или науки. В строительстве и педагогике, в кулинарии и менеджменте – везде возможно творчество.

Любая человеческая деятельность может быть двух видов:

  • Репродуктивная – это воспроизводящая деятельность по заданному образцу. Например, когда ребенок пишет диктант, хозяйка печет пирог по рецепту, строитель строит дом по чертежу, или рукодельница вяжет шарф по схеме. Это очень важная и нужная деятельность, необходимая часть обучения, без нее невозможен профессионализм. Да и в обыденной жизни нет никакого смысла каждый раз «изобретать велосипед».
  • Творческая деятельность – это то, что называют креатив, ее отличает новизна результата или методов. Она строится на основе репродуктивной, но, освоив профессиональные приемы, человек начинает испытывать потребность сделать что-то свое, оригинальное, новое, так как ему скучно и неинтересно следовать только чужому образцу.

Но творчество недаром называют духовно-практической деятельностью. Потребность создать новое рождает у человека идею, замысел, проект. Вот возникновение новой, оригинальной идеи и осмысление способов ее воплощения и есть творческое мышление.

«Открытие» творческого мышления

В течение продолжительного времени, вплоть до середины XX века высшей формой мыслительной деятельности безоговорочно считалось абстрактно-логическое мышление. Его строгие законы, выведенные еще античными философами, изучались в школе, а к людям, не склонным к логическому мышлению, относились снисходительно. Даже тесты на уровень интеллекта (IQ), разработанные еще в начале прошлого века, были ориентированы на проверку владения логикой и развитости абстрактно-логического мышления.

Но оказалось, что среди личностей с уровнем интеллекта выше 135 % почти не встречается выдающихся ученых, всемирно известных деятелей культуры, художников, писателей и тех, кто добился больших успехов в бизнесе. Люди, получившие высокие оценки по этим тестам, неспособны решать нестандартные задачи, они не могут придумать ничего нового и оригинального. А динамично развивающаяся индустрия, появление новых отраслей промышленности и сферы услуг и возрастающая конкуренция требовали именно нестандартных решений.

Тесты дорабатывались, усовершенствовались, ими занимались целые научные коллективы, например, в Стэндфордском университете США, но все равно это не решало проблемы. Люди с высоким IQ, ответственные, эрудированные, высокоинтеллектуальные профессионалы оказывались неспособны выйти за рамки строгих инструкций и придумать что-то свое. А вот успехов добивались середнячки, те, чей уровень интеллекта разве что чуть-чуть превышал допустимую границу нормы.

Вот тогда-то и стало ясно, что логическое мышление не панацея и есть более продуктивное и эффективное мышление – творческое. Оно позволяет человеку:

  • находить выход из казалось бы безвыходных ситуаций;
  • решать нестандартные задачи, не поддающиеся алгоритмическим методам;
  • открывать новые научные законы;
  • создавать новые вещи;
  • видеть любую проблему под совершенно нестандартным углом зрения.

Ведь недаром А. Эйнштейн сказал: «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления».

Мышление «в разные стороны»

Что показательно, одним из первых об особом типе мышления заговорил исследователь интеллекта и разработчик тестов IQ Дж. Гилфорд. Многолетние исследования привели его к выводу, что самые потрясающие научные открытия и оригинальные изобретения делаются не на основе логики, а вопреки ей. А классическое логическое мышление, как дедуктивное, так и индуктивное, не в состоянии решить нестандартные задачи, в которых нет одного единственно правильного ответа.

  • Особый вид мышления, которое противоречит логическому, но является основой творческого, Гилфорд назвал «дивергентным» – расходящимся, идущим в разные стороны, разнонаправленным.
  • Это мышление отличается от стандартного логического, которое является линейным, то есть направленным в одну сторону, ориентированным на достижение единственно верного или оптимального решения.

Всю вторую половину XX века творческое мышление активно изучали психологи, так как поняли, что человеческая цивилизация существует, а государство процветает благодаря креативным людям, наделенным творческими способностями. Тем, кого долгое время снисходительно называли чудаками.

Особенности творческого мышления

Сегодня к этому виду мышления относятся с должным почтением, о нем написано множество книг. И мы с вами можем выделить его особенности и даже «примерить» их на себя.

Ассоциативность

Дж. Гилфорд, назвав это мышление дивергентным, подчеркнул его нелинейный характер. Оно подчиняется не законам логики, а законам ассоциаций. Процесс творческого мышления выглядит примерно так: какая-то мысль, идея, задача, вспыхнув в мозгу человека яркой искрой, рассыпается сотнями импульсов по нейронным цепям. Эта мысль вызывает множество ассоциаций, и к решению задачи привлекается самая разнообразная, казалось бы, совсем несвязанная с ней информация.

Творческое мышление по структуре напоминает разветвленную сеть, паутину, связывающую разные участки и отделы головного мозга. И в такую паутину не может не попасться гениальная идея, а то и не одна. Нелинейное мышление обеспечивает человеку возможность увидеть проблему с разных сторон, находить различные пути ее решения. Известный американский поэт и литературный критик Эзра Паунд писал: «Гений…это способность видеть десять вещей там, где обычный человек видит одну, а талантливый человек две или три, плюс способность отражать это множественное восприятие в материале своего искусства».

 Нестандартность

Это одна из важнейших характеристик творческого мышления, которое избегает любых стандартов или шаблонов, не подчиняется строгим правилам и законам алгоритма. Человек, владеющий этим мышлением, способен найти нестандартное решение даже самой банальной, обыденной и скучной задачи.

Причем оригинальные решения креативные люди выдают даже тогда, когда в этом нет особой необходимости. Потому что творческое мышление во многом спонтанно, так как оно связано с подсознанием, с областью интуиции.

Образный характер

Творческое мышление опирается на образы, а не на понятия. Именно в форме яркого образа появляется идея или замысел, а воображение для творчества имеет большее значение, чем рациональное мышление. Ведь воображение отвечает за процесс рождения новых образов. Кстати, неслучайно центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за операции с образами.

Но это не значит, что в творческом мышлении не участвуют слова, понятия. Они необходимы и для того, чтобы осмыслить, проанализировать, проверить правильность рожденной идеи, и для того, чтобы познакомить с ней других людей.

Проблемность

Источник и аккумулятор творческого мышления – проблема. Она может быть порождена и процессом развития науки, и потребностями совершенствования технологии, и эволюцией искусства, и развитием бизнеса, и просто жизненными обстоятельствами.

Если у человека есть склонность к творчеству, но нет проблемы, то он ее придумает или найдет и будет рад ей, так как любую проблему креатив оценивает, как ступеньку к успеху, к реализации собственного «я». И иногда само обнаружение проблемы является подлинным открытием и зависит от степени одаренности первооткрывателя.

Открытость новому

Творческое мышление требует разнообразных знаний, причем чем больше областей жизни или науки подключены к процессу мышления, тем лучше. Это связано с ассоциативным характером творческого мышления. Чем более спонтанный, легкий процесс рождения ассоциаций, тем выше у человека способности к творчеству.

Но ассоциации – это связи между различными блоками информации, хранящейся в нашей памяти. Поэтому интерес ко всему новому, жадное (а иногда и неразборчивое) поглощение новых знаний – это характерная особенность креатива. Ведь осмысление нового – это стимул для творческого мышления, а информация – строительный материал для творчества.

Можно ли управлять творческим мышлением

Многие исследователи в течение долгого времени считали творчество спонтанным процессом, а творческое мышление интуитивным, неуправляемым и подчиненным вдохновению.

В чем-то они правы, конечно. Творчество плохо подчиняется холодному рассудку. Но большей частью подобными рассуждениями пытались оправдать стихийность деятельности творцов. Так было до тех пор, пока не решили поставить творческое мышление на службу бизнесу.

В середине XX века в США появляется множество проектных бюро, фирм, контор, специалисты которых были обязаны рождать новые, оригинальные и желательно гениальные идеи для продвижения бизнеса, организации рекламы, маркетинга и т. д. Естественно, те, кто платил зарплату этим специалистам, не намерен был ждать, когда на его сотрудников снизойдет вдохновение и их озарит гениальная идея.

Вот тогда-то психологи и занялись исследованием творческого мышления всерьез. Кстати, не только на западе, но и у нас в стране. Более того, потребности в новых идеях и гениальных открытиях у нас носили государственный характер, и исследования тоже поддерживались государством.

Как выяснилось, творческое мышление действительно связано с подсознанием, но воздействовать на него можно, хоть и тоже оригинальными методами.

  • Нужна проблема. Именно она запускает процесс мышления. И чем более сложной и нестандартной будет эта проблема, тем больше гарантии, что мышление перейдет на творческий уровень. Проблема, точнее размышление над ней, активизирует мозг, создает десятки, а то и сотни очагов возбуждения в коре головного мозга. Без активной работы мозга невозможно рождение ассоциаций, подключение подсознания и творческого мышления. Просто лежа на диване ждать вдохновения бессмысленно.
  • Нужен толчок. В обычных, комфортных условиях наше мышление линейно. Так проще, легче, тратится меньше энергии. Мысль, как пучок электрохимических импульсов, тоже легче движется по проторенному пути в нейронных цепях головного мозга. И приводит к шаблонному решению или к выводу, что решения вообще нет. Поэтому в настоящее время разработано множество методик, заставляющих мысль уйти с протоптанной дороги стандартных решений и тем самым активизирующих творческое мышление. Но иногда для такой активизации достаточно внешнего толчка: необычного события, яркого образа, каскада ассоциаций.
  • Нужен положительный стимул. Стимул может быть разным – от ожидаемой похвалы, до солидного гонорара или даже удовольствия, которое получают многие люди от самого процесса творчества.

Оказалось, что эффективным стимулом может быть зависть. Да-да, обыкновенная зависть – когда, читая об успехах других, рассматривая результаты чужого творчества (изданные книги, картины, поделки и т. д.), человек начинает думать, что он так тоже мог бы.

Творческое мышление – это очень важный и нужный психический процесс, но это не дар Божий, присущий отдельным избранным. Творчество доступно абсолютно каждому, развить способности к нему можно в любом возрасте, главное – пробудить в себе потребность к этому.

Как творческое мышление работает на практике — узнайте из видео.

Мышлениеtvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Рассматривая картины знаменитых художников, читая литературные произведения, восхищаясь новаторскими разработками в какой-либо области, мы порой задумываемся – как у людей рождаются такие идеи? Где они берут вдохновение? Почему лишь единицы способны мыслить нестандартно и совершать революцию в той или иной сфере? Ответ прост: у них отлично работает творческое мышление. Что это такое и можно ли его развить самостоятельно – читайте далее.

Что это такое?

На самом деле, каждый человек потенциально обладает творческим мышлением. Иногда его приравнивают непосредственно к творчеству, но в действительности данное понятие охватывает более широкую область мышления, а именно – способность нахождения альтернативных путей решения любой поставленной задачи. В психологии такое мышление называют дивергентным (от лат. divergere – расходиться), подразумевая снятие любых ограничений и зашоренности, отказ от шаблонов и любых привычных ходов, выход за рамки рутины.

Результатом такого мышления является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-1.jpg

Рассмотрим основные особенности такого мышления:

  • любая идея, возникшая у индивидуума с развитым творческим мышлением, является нетривиальной и оригинальной, во всяком случае он стремится к этому;
  • творческая личность способна рассматривать объект с другого ракурса, использовать его по-новому, находить иные функции и применять их на практике;
  • творческий характер мышления означает наличие способности у индивидуума к продуцированию идей даже тогда, когда ничто во внешней среде не располагает к этому и не является ориентиром.

Факторы, которые влияют на творческую деятельность:

  • визуализация;
  • метафора;
  • аналогия;
  • юмор;
  • эмоциональность.

От людей, чья профессия так или иначе связана с творчеством, часто можно услышать, что самые важные и интересные идеи приходят к ним внезапно, а не после многочисленных раздумий и рассуждений. Таким образом работает механизм сверхсознания, отвечающий за сферу эмоций, чувств, интуиции.

Этапы творческого процесса:

  • появление идеи, интересной задумки;
  • использование различных умозаключений, даже самых невероятных, для объяснения данного явления;
  • проведение анализа и выбор лучших решений.
tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-2.jpg

Методы активизации

В настоящее время существует множество способов активизации творческого мышления. Мы остановимся на некоторых из них.

Игра слов

Выберите 2 слова, используя при этом подручные средства: книжку, которую читаете, полученную СМС-ку, рекламное объявление на столбе или что угодно другое. Теперь свяжите их в одном контексте, найдите между ними нечто общее, сочините небольшую историю с их использованием. Возьмём, к примеру, такие слова: «мышь» и «провод». Что между ними общего?

Ну, во-первых, речь может идти о компьютерной мышке. Во-вторых, мышь вполне может перегрызть проводку в доме и устроить замыкание. Или же перебежать по проводам с одной крыши на другую и сменить местожительство.

При применении фантазии можно придумать и более замысловатую историю.

Латеральное мышление

Это рассматривание объекта со всевозможных ракурсов и нахождение необычного способа его применения. Пример: все знают, что такое зонт и для чего он нужен – для защиты от намокания во время дождя. Но если взять большой зонтик и покрывало, то можно сконструировать детскую палатку для игр дома. Из сломанного чёрного зонта получатся крылья летучей мыши для карнавального костюма.

tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-3.jpg

«6 шляп»

Довольно интересная методика, требующая присутствия как минимум шести человек. Во время проведения дискуссии по поводу решения поставленной задачи, каждый из этих людей выбирает определённый цвет «шляпы» и действует согласно ему:

  • белая «шляпа» отвечает за логику – «примеривший» её будет всё «раскладывать по полкам»;
  • жёлтая – оптимистичная, тот, кому она достанется, будет смотреть на задачу только с положительной точки зрения и выделять плюсы;
  • чёрная – критичная, человек в этой «шляпе» будет разносить предложения «в пух и прах», выискивая минусы и слабые стороны;
  • зелёная – творческая, индивидуум, «примеривший» её, будет генератором идей;
  • красная – эмоциональная, задачей её обладателя станет описание эмоций, возникших у него в процессе выполнения задания;
  • синяя – философская, как правило, достаётся наиболее опытному специалисту, обобщающему предложения и мысли всех остальных.

Если вдруг в процессе игры в «6 шляп» индивидууму достанется неподходящая по цвету, это поспособствует его выходу из зоны комфорта и активизирует творческое мышление.

tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-4.jpg

«Мозговой штурм» наоборот

Для начала напомним, что же такое «мозговой штурм». Так называется процесс высказывания любых идей при решении поставленной задачи, даже самых невероятных. К концу дискуссии остаются наиболее подходящие из них.

«Штурм наоборот» – это вынос на обсуждение откровенно неправильных идей, то есть, по сути, размышления на тему, как ухудшить сложившееся положение. При всей кажущейся абсурдности такая методика довольно действенна, и порой в процессе «штурма наоборот» возникают весьма интересные идеи.

Чтение слов задом наперёд

Можете делать это в одиночку, например, во время поездки в автобусе или прогулки по городу: читать слова на билбордах, вывесках не с начала, а с конца. Можно играть с другом: один называет «перевёрнутое» слово, другой старается как можно быстрее его перевести.

Ментальные интеллект-карты

Посередине листа бумаги вы записываете вопрос, который должен быть решён. От него стрелками-«веточками» расходятся ассоциации, связанные с его разрешением. Каждая из этих «веточек» также подразделяется на несколько возможных ассоциаций. Таким способом за достаточно короткий период можно найти отличное решение проблемы.

Арт-терапия

Возможность индивидуума через изобразительное искусство передать свои чувства и эмоции, придать им форму. Иногда подобное творчество раскрывает в человеке настоящий талант.

Вспомним великую Фриду Кало, чьи картины, написанные после перенесённой трагедии, великолепно передают её боль как душевную, так и физическую.

tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-5.jpg

Метод инверсии

Его суть – поиск антирешения задачи, необходимый для понимания того, что точно не будет работать, не принесёт пользы. Рассуждения на тему «как не надо» часто приводят к тому, что человек видит то, чего как раз не хватало для воплощения его идеи.

Упражнения

Теперь давайте немного поговорим о том, какие технологии для развития творческого мышления существуют.

Подбор слов

Можно выполнять двумя способами:

  • подобрать как можно больше существительных, отражающих суть понятия, к примеру, цветок – растение, зелень, бутон, трава и т. д.;

Поиск похожих признаков

Нахождение наибольшего количества схожих признаков для абсолютно разных понятий:

  • мяч-автомобиль;
  • собака-дерево;
  • море-поезд;
  • песок-вода.
tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-6.jpg

Предсказания

Отличное упражнение для развития воображения. Существует много его вариаций.

Придумайте, что может случиться, если…

  • динозавры вдруг появятся на улицах города;
  • люди научатся летать;
  • домашние животные заговорят по-человечьи.

Представьте, что в вашем кошельке осталась последняя «пятисотка», а до зарплаты ещё неделя. Напишите список (или представьте его мысленно) из 10 продуктов, которые вы сможете купить на эти деньги и прожить 7 дней, не голодая.

Слова на одну букву

Возьмите любую букву алфавита и за установленный период времени (как правило, даётся 3 минуты, максимум 5) напишите как можно больше слов, начинающихся с неё.

Описание предметов

Находясь в любом месте, задержите взгляд на выбранном предмете. Запишите (или сформулируйте в уме) 5 прилагательных, максимально ему соответствующих, например, ваза – фарфоровая, белая, глянцевая, дутая, перламутровая. Теперь запишите 5 прилагательных, абсолютно не подходящих к выбранной вещи: ваза – пушистая, мягкая, бумажная, резиновая, кирпичная.

tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-razvitie-7.jpg

Рекомендации

Основы формирования творческого мышления у детей лучше всего закладывать в дошкольном возрасте путём решения задач, связанных с поиском предметов по их характеристикам. Если ребёнок справляется, он тем самым формирует свой интеллект, расширяет спектр умственных способностей. Далее малыш узнаёт всё больше нового и по достижении 6-летнего возраста может составить описание многих предметов, придумать историю, загадку, небылицу. Чем чаще он это делает, тем лучше работает его воображение.

Позаботьтесь о том, чтобы мышление ребёнка было:

  • гибким – он должен уметь рассматривать задачу с разных ракурсов;
  • беглым – способным быстро генерировать идеи;
  • оригинальным – чтобы для него не стало проблемой придумать необычную увлекательную историю.

Как родители могут помочь ребёнку при формировании творческого мышления.

  • Не ругайте малыша за выдумки. Поймите, он не хочет вас обмануть – он сам верит в свои фантазии, и для него это важно. Если он описывает, какую красивую фею видел на лужайке, не прерывайте его, а лучше подыграйте: попросите рассказать подробности этой волшебной встречи.
  • Творите совместно с ребёнком. Создавайте наряды куколкам, постройте гараж для машинок, сочините и разыграйте сказку, используя игрушки.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у малыша всегда были краски, карандаши, мелки, фломастеры, альбомы; приобретите пластилин, кинетический песок, не скупитесь на конструкторы – всё это способствует развитию творческих способностей.

Можете выполнить и несколько упражнений.

  • Нарисуйте несколько произвольных геометрических фигур и попросите ребёнка дополнить рисунок.
  • Предложите малышу описать выбранную игрушку пятью наиболее подходящими прилагательными, а после – подобрать пятёрку самых неподходящих.
  • Покажите ребёнку облако на небе, спросите, что или кого оно ему напоминает.
  • Поиграйте в «стройку». Запишите на бумаге слова: кошка, помидор, кирпич, комод, вода. Теперь малыш должен использовать их при строительстве домика. Например, кирпичи пригодятся для кладки стен, помидор – красный, краской такого цвета можно выкрасить фасад. Комод он поставит в гостиной, заведёт кошку и наберёт в ванну воды, чтобы её искупать. Слова можно использовать самые разные.

Занятия с ребёнком-дошкольником нужно проводить регулярно и лучше делать это в игровой форме, чтобы ему не стало скучно. Развитием творческого мышления у младших школьников занимаются и учителя, проводя различные внеклассные мероприятия, а также на уроках рисования, музыки, труда, литературы и русского языка. Здесь важно помнить, что правильный ответ «по шаблону» не всегда хорош, так как связан с зазубриванием, а не с творчеством. Поэтому педагоги должны давать ученикам возможность высказывать свою точку зрения и поправлять их только в случае грубых ошибок, но уж никак не высмеивая «за глупость» перед всем классом.

В возрасте от 6 до 11 лет у ребёнка формируется осознание собственной значимости в обществе, и подобного рода критика может заставить его замкнуться в себе.

Развитию творческого мышления у детей и подростков способствует хождение на дополнительные кружки и секции: в клуб робототехники, художественную и музыкальную школы, на танцы.

Насколько важно наличие творческого мышления у взрослых? Можно сказать, что очень важно, особенно для тех, кто хочет стать:

  • дизайнером;
  • психологом;
  • менеджером по рекламе;
  • писателем;
  • художником;
  • архитектором;
  • скульптором и т. д.

Взрослому человеку мыслить креативно часто мешает зашоренность его взглядов. Ему довольно сложно увидеть нечто необычное в обыденном, отойти от привычных методов решения каких-либо задач. Однако это вполне возможно, и есть определённые рекомендации по развитию творческих способностей у взрослых людей.

Выполняйте следующие упражнения.

  • Представьте самый обычный предмет, находящийся у вас дома, например, табурет. Придумайте, как его можно использовать ещё, кроме сидения на нём.
  • Составьте рассказ из ограниченного числа слов. Он необязательно должен быть реалистичным – чем больше вы вложите в него фантазии, тем лучше.
  • Придумайте фразы-оксюмороны, то есть сочетайте несочетаемые, противоречащие друг другу слова: живой труп, горячий снег, бесконечный тупик.
  • Читайте задом наперёд слова на билбордах, вывесках, рекламных плакатах, визитках.
  • Попробуйте начать чтение книги не с начала, а с середины или даже конца. Так вы сначала узнаете развязку, а только потом – пролог.
  • Учите иностранные языки. Это пригодится вам не только в путешествиях по миру, но и в развитии творческого мышления. Можете иногда мысленно переводить увиденные фразы с родного языка на иностранный по пути на работу или на прогулке.
  • Чаще используйте в своей речи синонимы – они делают речь богаче.
  • Заведите «идейный дневник» и держите его всегда при себе – тогда, как только у вас в голове возникнет интересная идея, вы сможете её тут же зафиксировать на бумаге, а после обдумать и, возможно, воплотить в жизнь.
  • Расширению кругозора способствует постоянное узнавание чего-то нового. Путешествуйте, знакомьтесь с культурами разных народов, интересуйтесь историей, литературой, кинематографом.

Но только не забивайте голову ежедневными новостями, взятыми из интернета или увиденными по телевизору: ничто так не способствует зашоренности и ограниченности мышления, как формирование «стадного эффекта» при помощи масс-медиа.

Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/tvorcheskoe-myshlenie-v-psixologii.html
  • https://habr.com/ru/post/506620/
  • https://psychologist.tips/220-tvorcheskoe-myshlenie-osobennosti-i-problemy.html
  • https://vplate.ru/myshlenie/tvorcheskoe/
</h2></ul></h2></h2>

Скажите что-нибудь