Типы общения: конструктивность VS деструктивность — Terra Tunguska — LiveJournal

Деструкти́вное поведе́ние – практические или вербальные проявления внутренней деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо. Такое поведение в некоторых случаях является следствием защитного механизма идентификации с агрессором, который используется «то против внутренней, то против внешней силы». В качестве объектов деструктивного поведения субъект чаще всего выбирает коммуникацию между людьми, отношения между ними, собственное эмоциональное и физическое состояние, предметы материального мира и т.д. Субъект деструктивного поведения вводит опасность в свой внутренний психический мир и стремится защититься от нее, в связи с чем происходит отождествление с агрессивным окружением. Для убеждения в этом отождествлении человек действует деструктивно. Деструктивное поведение может быть подчинено различным ритуалам. Часто деструктивное поведение определяется как синонимичное девиантному поведению.

История изучения

Научные проблемы, связанные с деструктивным поведением человека, стали объектом исследований достаточно давно, еще до появления психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Представление о деструктивном поведении как действиях человека, противоречащих нормам человеческого общества, развивали крупнейшие мыслители Античности: Платон, Аристотель, Гиппократ и некоторые другие. Философское осмысление деструкции позволило сформировать несколько подходов к ней.

Прежде всего необходимо выделить морально-нравственные аспекты деструктивного поведения, которые исследовались в рамках философских школ стоиков и эпикурейцев (IV в. до н. э.). Деструктивное поведение трактовалось как отклонение от идеала личности, в котором гармонично сочетаются «естественное и чувственное». В рамках второго направления, естественно-научного, наиболее значительными авторами, изучающими деструктивное поведение, стали Авиценна, Аверрорес, Гален. Их выводы позволили сформулировать предположения о зависимости индивидуального сознания от культурных форм общественной жизни, психического от биологической (как основы), темперамента как формально-динамической структуры организации психической жизни [1].

Изучение психопатологий и психических расстройств продолжилось и в Средние века. В фокусе ученых того времени находились взаимосвязи соматических и психических болезней и их проявлений. Проблемам причин отклоняющегося поведения личности посвящены работы видных ученых-богословов П. Абеяра и Ф. Аквинского.

Также различные проявления деструктивного поведения исследовали и виднейшие ученые эпохи Возрождения (Б. Телезио, Х. Уарте), Просвещения (К. Гельвеций, П. Гольбах, Дж. Локк как представитель естественнонаучного направления). Этическое основание деструктивного поведения было сформулировано Л. Фейербахом, Г. Гегелем, И. Кантом.[2]. Кроме того, этими специалистами был разработан методологический аппарат, позволяющий исследовать различные поведенческие девиации. В рамках антропологии во второй половине XIX в. деструктивное поведение изучали Э. Ротхакер, А. Гаен, М. Шеллер. На современном этапе утверждается, что не существует прямой объективной взаимосвязи между деструктивным поведением и конституционально-биологическими свойствами индивида. При этом формально-динамическими предпосылками выступают индивидуально-типологические свойства личности (особенности темперамента или характера) [3].

Причины деструктивного поведения

В начале развития психологической науки исследования деструктивного поведения проводили З. Фрейд и К.Г.Юнг в рамках психоаналитического подхода. Они изучали влияние неосознаваемых мотиваторов на поведение человека. По Фрейду, деструктивное поведения является следствием негативного отношения человека к самому себе. Он утверждал также, что деструкция является одним из основных влечений; другое – это инстинкт жизни, созидания и любви. Сторонники психоаналитического подхода утверждали, что деструктивное поведение в разной степени свойственно всем людям, отличаются только объекты этого поведения (другие одушевленные и неодушевленные предметы или он сам). Похожей позиции придерживался и А. Адлер, который полагал, что главной причиной деструктивного поведения является ощущение отчужденности и беспомощности. Э. Фромм считал таковой нереализованный потенциал, а также невозможностью использовать плодотворную энергию по назначению. Социальные исследования деструктивного и девиантного поведения начал проводить Э. Дюркгейм, а изучению детерминант, факторов и форм отклоняющегося поведения посвящены работы Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Уорсли и многих других представителей социологии. Так, Мертон утверждал, что причиной девиантного и деструктивного поведения является аномия – особое нравственно-психологическое состояние, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и нравственных идеалов. П. Уорсли исследовал относительность взаимосвязи культурных норм и так называемых абсолютных норм.

Формы деструктивного поведения

Деструктивное поведение имеет множество проявлений, направленных как на самого человека, так и на материальные и нематериальные объекты внешнего мира. Такое поведение может иметь импульсивное, внезапное, или просчитанное влияние на объект. К целям деструктивного поведения, направленного на предметы внешнего мира, Ц.П. Короленко относит:

  • уничтожение живых существ (убийство, издевательства, пытки, каннибализм);
  • сознательное нарушение общественных отношений (террористические акты, государственные перевороты, революции);
  • нанесение вреда объектам природной среды или неодушевленным предметам .[4].

Выделяются следующие типы деструктивного поведения:

  • антисоциальное (направленное против социума);
  • аддиктивное (являющееся следствием зависимости);
  • суицидное (направленное против самого себя);
  • фанатическое (являющееся результатом фанатического увлечения чем-либо);
  • нарциссическое;
  • аутическое;
  • конформистское.

Кроме того, по видам действия возможно также выделить несколько видов деструктивного поведения [5].

Прежде всего к деструктивному поведению относится деструктивное интраперсональное поведение, представленное:

  1. самоуничтожением;
  2. самоповреждением (пренебрежение витальными и социальными потребностями, рискованным поведением, понижение социального статуса индивида);
  3. самоизменением (модификациями тела: татуировки, пирсинг, и психического состояния: чрезмерное употребление алкоголя и наркотических веществ).

Такое поведение имеет разнообразный спектр практик и проявлений, обусловленный социально-демографическими характеристиками индивида. Так, к примеру, женщины чаще воспринимают деструктивное поведение как пассивную форму саморазрушения, а мужчины, напротив, выбирают более активные формы (развитие алкогольной зависимости, выполнение опасных работ, экстремальные виды спорта, рискованное управление транспортными средствами и т.д.). Различные формы деструктивного поведения имеют определенную связь с возрастом: к примеру, подростки и молодежь более подвержены самоизменению (нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям и операциям по смене пола).

Вторая категория видов деструктивного поведения – интерперсональное поведение. В речевом поведении деструкция проявляется в завышении статуса говорящего и снижении уважения к собеседнику, что проявляется в использовании критики, угроз и оскорблений. Кроме того, деструктивное поведение проявляется и в действиях индивида. Эти действия также отличаются значительным разнообразием и обусловлены большим количеством факторов. В таком случае деструкцию фактически невозможно отличить от агрессии. Мотивами индивида могут быть низкий уровень социальной интеграции собеседника, стремление сохранить или восстановить положительную самооценку из-за перенесенного ранее воздействия.

Третья категория – деструктивное метаперсональное поведение. Оно направлено на разрушение всего, что связано с ролью индивида в обществе как высокодифференцированной социальной структуре. Обобщение публикаций позволяет выделить две разновидности деструктивного поведения, сфокусированные на отношениях человека и назначенной ему социальной роли:

  1. отрицание, отказ от социальной роли;
  2. сверхпринятие, слияние со своей социальной ролью.

Отказ от социальной роли выражается в антисоциальных, дисфункциональных и контрпродуктивных действиях человека в отношении социальной структуры. Центральный момент разрушительной активности — это нежелание его выполнять социальную роль: трудовую, учебную, служебную, отбывание наказания и пр.

См. также

  • «Анатомия человеческой деструктивности»
  • Самоповреждение
  • Суицид

Примечания

  1. Ярошевский М. Г. История психологии. — М., 1985.
  2. Афанасьев В. С., Гилинский Я. И. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. -СПб., 1995.
  3. Куликов В. Б., Злоказов К. В. Деструктивное поведение: теоретико-методологический аспект // Психопедагогика в правоохранительных органах/ -2006
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. — Москва-Екатеринбург, 2000.
  5. Злоказов К. В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2016
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 10 декабря 2020 в 10:39.

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

conflict_management_cropped.jpg

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи. Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности. Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности. Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека. Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Существует три основных модели поведения в конфликте: деструктивная, конструктивная и конформистская. Рассмотрим каждую из них и разберемся, какая модель поведения в конфликте характеризуется пассивностью.

Деструктивная модель поведения в конфликте

Такой вариант поведения в конфликтной ситуации подразумевает, что личность нацелена на расширение спора, унижение оппонента и его точки зрения, а также проявляет недоверие к сопернику.

Иными словами, деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется следующими приемами:

  • запугивание и угрозы («я пожалуюсь начальнику»);
  • унижение и оскорбление партнера («вы не понимаете, о чем говорите»);
  • отрицание авторитета другого человека, постоянные отсылки на свой авторитет («я лучше в этом разбираюсь, чем вы);
  • уклонение от обсуждения конфликта («я не вижу в этом сложностей»);
  • лесть («вы лучше меня разбираетесь во всем, поэтому сами найдете решение проблемы»).

См. также — Жесткие тактики поведения в конфликте

Приемы могут использоваться и более мягкие. Применяются любые способы манипулирования, позволяющие использовать оппонента для достижения личных целей.

Конструктивная модель поведения в конфликте

В конструктивной модели поведения прослеживается желание уладить конфликтную ситуацию, найти приемлемое для обеих сторон решение. Такой вариант отличается доброжелательностью и выдержкой по отношению к сопернику.

В конструктивной модели общение партнеров максимально корректное. Оба нацелены на достижение взаимопонимания и открыто выражают свою позицию. Как правило, при таком подходе проблема устраняется.

Конформистская модель поведения в конфликте

В свою очередь конформистская модель поведения личности в конфликте определяется пассивностью, склонностью к уступкам. При таком варианте человек с легкостью соглашается с точкой зрения оппонента и избегает «острых углов».

Опасность этой модели кроется в том, что оппонент, видя незаинтересованность партнера, может начать проявлять агрессивность. По сути конформистская модель является деструктивной.

Однако этот вариант поведения может иметь и положительный аспект. Такое возможно в том случае, когда причина конфликта носит несущественный характер. В подобной ситуации конформистская модель приведет к скорейшему разрешению спора.

Подводя итоги, отметим, что наиболее желательной и приемлемой является конструктивная модель поведения в конфликте.

ТолкованиеПереводДеструктивное поведение</dt> действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла. К деструктивному поведению относятся все формы девиантного и делинквентного поведения. </dd>

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

</dl>Другие книги по запросу «Деструктивное поведение» >>

В 

В  p217_bezyimyannyiy.jpg

В психологии поведение разделяется на две основные категории:В конструктивное и деструктивное поведениеВ или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

</span></p>

<font>Важно!В Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией</font>.

<font>Деструктивная модель поведения</font>

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

</span></p>

·В В В В В В В В  вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;

·В В В В В В В В  не соответствует социальным нормам;

·В В В В В В В В  приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;

·В В В В В В В В  выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;

·В В В В В В В В  связана с отрицательной направленностью личности;

·В В В В В В В В  развивается в результате отсутствия социальной адаптации;

·В В В В В В В В  имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

</span></p>

·В В В В В В В В  отсутствие мотивации;

·В В В В В В В В  неадекватность;

·В В В В В В В В  дезадаптивность;

·В В В В В В В В  аутичность;

·В В В В В В В В  отсутствие результативности.

<font>Причины деструктивного поведения</font>

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

</span></p>

Важно!В Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

</span></p>

·В В В В В В В В  наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);

·В В В В В В В В  ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);

·В В В В В В В В  ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);

·В В В В В В В В  либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

<font>Виды деструктивного поведения</font>

В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

</span></p>

·В В В В В В В В  делинквентное поведение(выход за правовые рамки, нарушения закона);

·В В В В В В В В  девиантное поведение(несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

</span></p>

·В В В В В В В В  агрессивное поведение по отношению к людям;

·В В В В В В В В  враждебность при общении;

·В В В В В В В В  склонность к разрушению вещей;

·В В В В В В В В  желание расстроить уклад жизни близких;

·В В В В В В В В  отсутствие возможности испытывать эмоции;

·В В В В В В В В  угроза чужой и собственной жизни.

<font>Социально-деструктивное поведение</font>

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрируетВ деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

</span></p>

1.В В В В  Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.

2.В В В В  Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.

3.В В В В  Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

</span></p>

Важно!В Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

<font>Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки</font>:

1.В В В В  Поймите своего ребёнка. Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.

2.В В В В  Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу. Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.

3.В В В В  Активируйте личностные ресурсы подростка.В Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.

4.В В В В  Решайте задачу взросления. Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.

5.В В В В  Проявляйте меньше агрессии. Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.

6.В В В В  Использовать телесно-ориентированный подход. Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.

</span>

В ИнформацияВ о мерах, принимаемых субъектами Российской федерации по предупреждению распространения деструктивных движений и криминальных субкультур среди несовершеннолетних

Презентация

Психологические особенностиВ вовлечения несовершеннолетних в экстремистские группировки

ПрофилактикаВ вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры и секты

ПрофилактикаВ вовлечения подростков в неформальные группы деструктивной направленностиВ 

История селаИмею правоАрхив новостей

В В 

</colgroup></td></td>

В </td></tr></td>
</td>

1 Инструкция по регистрации на портале госуслуг

2. Актуальные версии информационных материалов по вопросам предоставления услуг в электронной форме

</td>logotiptelefonadoveriya.png</td></tr></tbody></table>В Наши координаты:В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В  </p>

356701

Ставропольский край

Апанасенковский район

с. Манычское

ул. Ленина 50

e-mail: sсhool8ap@yandex.ru

</td></tr></tbody></table></div>Используемые источники:
  • https://wiki2.org/ru/деструктивное_поведение
  • https://onona.online/psihologiya/destruktivnost
  • https://z-motiv.ru/konstruktivnaya-i-destruktivnaya-model-povedeniya-v-konflikte/
  • https://spiritual_culture.academic.ru/639/деструктивное_поведение
  • https://26314-sosh8-manicheskoe.edusite.ru/p217aa1.html

Скажите что-нибудь