В XX веке теории личности в психологии развивались одновременно в нескольких направлениях. И сегодня, основные концепции и подходы, несмотря на довольно противоречивые выводы, позволяют составить наиболее полное представление о личности человека.Дают возможность рассмотреть его психику с разных сторон. Относительность этих теорий можно представить, как различные проекции одного непростого и многопланового предмета.
Contents
Классификация теорий личности
В современной науке «личность» — это уникальное сочетание психофизических особенностей человека, вкупе с полученным социокультурным опытом и приобретенными знаниями. Большое значение в определении личности имеют выработанные индивидуумом привычки и имеющиеся предпочтения, психический тонус. Все это определяет его поведение и жизнь в социуме. Использование выбранного набора «поведенческих масок», предназначенных для решения поставленных задач и взаимодействия с различными общественными объединениями и группами.
Статьи по теме- Шесть столпов самооценки — лестница, по которой придется подниматься
- Как добиться успеха: способы бесконфликтного общения
- Почему мы часто чувствуем одиночество в толпе
- Чем опасно расстройство адаптации в армии и можно ли его преодолеть
В психологии теории личности построены на данных, подтверждающих особенности ее формирования с учетом материального положения, достигнутого человеком, его социального статуса и морального сознания, понимания прав и обязанностей.
Все современные теории можно разделить на две группы:
- Рассматривающие человека как индивидуума, со своими особенностями характера и психики. Это, прежде всего, теории Эрика Хомбургера Эриксона, известного психоаналитика и специалиста, изучающего психологию развития, а также Абрахама Маслоу, являющегося основателем гуманистической психологии.
- Теории, в которых исследуются классы людей. К этой группе можно отнести работы Карла Густава Юнга, основоположника аналитической психологии. И Гордона Олпорта, психолога из США, разработавшего теорию черт личности.
Теории личности оказывают непосредственное влияние на развитие науки о человеке и способствуют дальнейшему продолжению работы в выбранном направлении.
Основные теории личности в психологии
Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.
Психодинамическая теория
В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.
Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:
- Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
- Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
- Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.
Все концепции психоанализа нацелены на изучение бессознательного. Они способствуют наиболее полному пониманию человеком особенностей своей личности.
Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).
Аналитическая теория
Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.
К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.
В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:
- бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
- бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
- сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.
Архетипы различны, они могут быть универсальными и определяться одинаково для всех народов, например, понятия о добре и зле. Но есть и нестандартные варианты.
Гуманистическая теория
Абрахам Маслоу изучал преимущественно позитивные стороны поведения людей, стремящихся наиболее полно выявить и развить свои личностные возможности. Это позволило ему продвигать гуманистический взгляд на человеческую природу и направить внимание научной общественности на здоровых, самореализовавшихся индивидуумов.
Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:
- любовь;
- альтруизм;
- творческий подход в решении многих задач;
- создание нетрадиционных идей.
Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.
Маслоу представляет следующие модели личности:
- идеальное «Я» — мысли и чувства, настроения и размышления, к которым человек стремится ради раскрытия своего внутреннего резерва;
- реальное «Я» — переживания и размышления, характерные для настоящего момента.
Согласно гуманистической теории Маслоу, личность — это представление внутреннего человеческого «Я». А ее структура — сочетание идеального с реальным «Я».
Основные теории личности в психологии — видео
Каждый индивид уникален
Теории личности в психологии
Данные теории занимаются изучением общих элементов поведения индивида. Их основу составляют вопросы, с помощью которых отечественные и зарубежные представители психологии и социологии составляют новые теории или совершенствуют старые. Сами вопросы заключаются в следующем:
- Механизм личностного развития – врожденный или приобретенный;
- Наиболее важный возрастной период его формирования;
- Доминирующие процессы личностной структуры – сознательные или бессознательные;
- Наличие свободы воли, контроль человека над своим поведением;
- Внутренний мир человека – объективное или субъективное понятие.
Основные концепции
Гипертимный тип личности — что это в психологииЛичность – это общественный индивид, совокупность отношений, деятельности и поведения, характеризующая человека.
Обратите внимание! Теории личности это в психологии набор гипотез, определений, с помощью которых изучаются механизмы личностного развития. Их главная задача – объяснить поведение человека, а также научиться его предопределять.
Структурные элементы теории личности в психологии
Автором структурной теории и структурного принципа развития личности считается З. Фрейд. Он условно подразделил модель личности на 3 составляющие:
- Ид (Оно). Врожденный элемент, возникающий при появлении ребенка на свет. При этом малыш стремится получить то, от чего он будет чувствовать себя хорошо здесь и сейчас, не взирая ни на что. Например, громкий плач до тех пор, пока потребность (есть, общаться) не будет восполнена;
- Эго (Я). Формируется в течение первых 3 лет жизни. Ребенок осознает, что его поведение имеет отклик. Например, прежде, чем совершить нечто запрещенное, Эго начинает напоминать о возможных негативных последствиях;
- Супер-эго (Сверх Я). Имеет форму уже к 5 годам. Данный личностный элемент основан на принципах и идеалах, полученных от родителей и окружения. Считается эквивалентом совести ввиду умения оценить «хорошо» и «плохо».
Классификация теорий
Типы личности в психологии — разновидностиПсихологи составляют личностные теории на основе вышеописанных вопросов. На сегодняшний день имеется довольно устойчивая классификация теорий, которая раскрывает разные стороны личности, ее поведение в обществе.
Психологи занимаются личностными проблемами
Человек как индивидуальность
Краткое описание понятия индивидуальности гласит, что это своеобразная личностная форма человека, имеющая уникальные особенности, отличающие его от других представителей социума. К ним относятся такие личностные элементы, как темперамент, интересы, интеллект, потребности и навыки человека. Кроме индивидуальности, данные качества личности определяют место и роль человека в социальном обществе, а также его стремление к социальной мобильности.
Теории, изучающие классы людей
Изучением классов людей занимается социология. Отмечается отдельная ее отрасль – социальная стратификация, которая разделяет людей на «слои», объединяя социальные статусы по некоторым обособленным критериям. Людей делили на классы уже очень давно, началось все с сословий, основанных на происхождении человека, статусе семьи и т. д. После индустриального периода возникло понятие социальной мобильности, т. е. возможности «перемещаться» между классами, отныне это стало зависеть только от индивида.
Основные теории личности
Направленность личности — что это такое в психологии, ее видыЛичностные гипотезы необходимо изучать и развивать с целью познания самого человека, последовательности его реакций на раздражители.
Психодинамическая теория
Начало психодинамической гипотезы положил З. Фрейд, заявив, что человек лишен воли и руководствуется агрессивными, сексуальными и защитными мотивами. Отечественный психолог В. Н. Мясищев охарактеризовал организационный личностный рост индивида через совокупность таких его качеств, как темперамент, направленность, уровень развития, целостность, мотивация и т. д.
Аналитическая теория
В аналитическую личностную гипотезу большой вклад внес К. Юнг, поэтому она во многом схожа с психодинамической. Личностью он называл совокупность архетипов – врожденных и приобретенных. Личностной структуре Юнг дал определение индивидуальной своеобразности разных элементов сознательного и бессознательного поведения, подкрепленных склонностью к интроверсии или экстраверсии.
Гуманистическая теория личности
Гуманистическая гипотеза, где себя проявил К. Роджерс, основывается на том, что человеку свойственно иметь врожденные тенденции к самоактуализации, находящиеся изначально в скрытом виде. Роджерс выделил и второй (отслеживающий) личностный механизм. Вместе они формируют у индивида целостную личностную структуру «Я», «идеальное Я» и «реальное Я». Эти элементы могут находиться в полной гармонии или, напротив, сильнейшей дисгармонии.
В психологии важны концепция «Я» и ее составляющие
Когнитивная теория
Основоположник когнитивной теории, Дж. Келли, предположил, что человек живет одним желанием – знать обо всем, что с ним происходило, и то, что будет в будущем. Также Келли определил, что человеку важна социальная среда, поскольку когнитивная теория усиливает интеллектуальное влияние на других людей, что сравнимо с научными деятелями, занимающимися гипотезами и прогнозированием.
Поведенческая теория
Поведенческая, она же «наученческая» теория, гласит, что личность человека – продукт научения, структура, состоящая из условных рефлексов, социальных навыков, которые играют здесь ведущую роль.
Концепции личности являются широко обсуждаемым вопросом, несмотря на то, что существует множество их определений. Психология придает значение отличиям в человеческом поведении, они выражаются через темперамент, поведение, специфику интересов.
Видео
Зарубежная психология
В зарубежной психологии можно выделить несколько подходов, в рамках которых трактуется феномен личности.
Биологизаторский подход
В основе – идея о биологических процессах созревания организма, разбитых на универсальные стадии.
Теория С. Хола
В своей концепции автор ориентировался на закон рекапитуляции, то есть утверждал, что в своем развитии каждый человек проходит стадии развития всего общества.
Теория Э. Кречмера
Автор утверждает, что существует связь между конституцией человека и его личностным развитием.
Теория З. Фрейда
Согласно этой концепции, все поведение и развитие человека пронизано бессознательными влечениями и инстинктами, особенно сексуальными.
Социогенетический подход
Представители этого направления ориентируются на взаимосвязь развития личности и социализации, развития общества, взаимоотношений индивида с окружением. То есть человек становится личностью только в обществе, в процессе социальных отношений.
Теория Э. Торндайка и Б. Скиннера
Жизнь личности – результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков.
Теория К. Левина
Автор разработал «теорию поля», или «жизненного пространства». Согласно концепции, личностью управляют стремления и намерения. Они в свою очередь выражаются в направленности, величине и точке прикосновения к полю личности.
Психогенетический подход
Представители этого направления не исключают влияния обоих факторов (биологического и средового). Но на первое место по значимости выносится развитие психических процессов.
Теория Э. Эриксона
Психодинамическая концепция, согласно которой ведущими элементами личности являются внерациональные, например, эмоции и стремления.
Теории Ж. Пиазже, Дж. Келли
Когнитивистские концепции, акцентирующие внимание на познавательном развитии личности.
Теории Э. Шпрангера, К. Бюллера, А. Маслоу, К. Роджерса
Персонологические концепции, авторы которых рассматривали развитие личности в целом, а не по категориям.
Теории специфики личности
Некоторые авторы посвятили свои исследования выявлению характерных черт личности, факторов поведения, особенностей.
Теория Р. Кеттела
Автор выделил 16 факторов (устойчивых черт), по которым можно предсказывать поведение личности (рисунок ниже).
Теория Г. Айзенка
Английский психолог рассматривал 2 отличительных направления личности:
- экстраверсия (интроверсия);
- нейротизм (стабильность или нестабильность эмоциональной сферы).
Совокупность этих элементов создает тип личности. В результате можно выделить 4 типа личности (рисунок ниже).
Даже на фоне анализа этих концепций можно отметить размытость границ между понятиями личности, индивида, индивидуальности, характера, темперамента, врожденного и приобретенного.
Отечественная психология
Отечественная психология пронизана идеей взаимоотношений человека и мира.
Теория Н. А. Бердяева
Согласно концепции, личность нельзя отождествлять с обществом. Общество – часть личности. Сама личность – этическая и духовная категория. В каждой личности заключено что-то общее для всех людей и что-то отличное.
В восприятии личности как чего-то духовного есть доля мистицизма, однако эта теория послужила базой для многих нынешних положений о феномене человека как личности.
Теория отношений В. Н. Мясищева
Согласно концепции, человек как личность характеризуется через систему сознательных отношений. Автор выделяет отношение человека к миру природы и вещей, людям и обществу, к самому себе как личности. При этом система отношений подчинена определенной иерархии, где отражена значимость объектов отношений для человека.
Вместе с этим любое отношение человека наделено следующими признаками:
- возникает, развивается, оформляется и распадается в процессе жизни человека;
- всегда выражает личность в целом;
- содержательно (имеет предмет);
- на определенном уровне осознанно;
- носит непосредственный или опосредованный характер (связано с процессом или местом);
- связано с потребностями;
- имеет три аспекта (волевой, когнитивный, эмоциональный);
- избирательно;
- в разной степени обобщено;
- отличается по значимости и устойчивости.
На первый план автор выдвигал отношения с людьми.
На развитие любых отношений, то есть самой личности оказывает влияние воспитание и самовоспитание на базе врожденных особенностей, а также социальные условия развития и сознательная деятельность человека.
Теория В. С. Мерлина
Мерлин продолжил теорию Мясищева, но дифференцировал понятия «отношение» и «отношение личности», или психические свойства. В концепции автора это звучит так: «Свойствами личности являются только такие свойства, в которых выражаются отношения личности».
Автор одним из первых отечественных исследователей стал рассматривать личность как единство свойств, а не совокупность отдельных элементов. В итоге психолог отметил обобщенность, активность и устойчивость отношений. Это характеристики, отвечающие за то, как именно и как скоро меняется симптомокомплекс (определенные взаимосвязанные свойства личности) в зависимости от изменения внешних условий.
Автор определил, что целостность личности зависит от равного развития и влияния 3 факторов (мотивов):
- идейная направленность;
- стремление к самовыражению;
- удовлетворение материальных потребностей и органических влечений.
Такой подход полезен в изучении природы неврозов, расстройств характера, личности и психики.
Послесловие
Рассмотренные концепции в чем-то схожи, но в чем-то абсолютно разные. В частности, нет однозначного ответа о том, что в итоге первично: человек или общество, природа или среда.
Но если ориентироваться на отечественные концепции, то можно отметить, что личностью человек становится под влиянием социума, через отношения и усвоение культурного опыта.
Подробнее о том, что такое личность, можно прочитать в статьях «Понятие личности в психологии: сущность и структура» и «Направленность личности – что это в психологии».
—>Понятие «личность» является одним из основных в социологии, так же, как и «общество», «социальное». Ведь именно личность является источником всей социальной жизни, ее основным элементом.
Личность изучается всем комплексом гуманитарных наук. Философия изучает соотношение природного (биологического) и социального в человеке, место человека в мире; психология – внутренний мир личности, состояние ее «я»; этика – «мир должного». В социологии проблема личности обычно рассматривается в двух основных ракурсах:
а) как устроена социальная жизнь, как функционируют социальные институты, общности и насколько это соотносится с потребностями конкретной личности;
б) как личность взаимодействует с другими личностями, как проявляет свою сущность, независимость, автономность.
В первом случае мы рассматриваем личность как субъект деятельности, во втором – общения. Но что же такое личность? В общественных дисциплинах мы встречаем много родственных понятий: человек, индивид, индивидуальность, субъект. Для понимания сущности личности нам не обойтись без их определения.
Человек – наиболее фундаментальное понятие обществознания, означающее не только высшую ступень развития живых организмов, но и субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек – это биосоциальное существо в единстве его физических, природных, духовных и социальных качеств. Это понятие родовое, фундаментальное.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода.
Субъект обычно рассматривается по отношению к объекту и означает направленность деятельности (мы говорим: человек – субъект труда, воспитания или объект воспитания).
Говоря об индивидуальности, мы имеем в виду уникальность или неповторимость той или иной личности. Ведь каждый человек в чем-то индивидуален и неповторим. И, наконец, личность. К. Маркс заметил, что сущность личности составляет «…не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч. Т.1. С.242)
Известный психолог С.Л. Рубинштейн считал, что в качестве собственно личностных свойств человека выделяются те, которые обуславливают «общественно значимое поведение и деятельность человека» [42. C. 119-120].
Итак, личность – это мера социальности человека, его социальная характеристика. Немецкий философ Г.Ф.В. Гегель заметил, что человек, обладая пальцами, может взять в руки кисть и краски, но это еще не означает, что он стал живописцем. Так и человек становится личностью в той или иной мере, в той или иной степени. Что человек должен взять от общества, чтобы стать личностью? Прежде всего – многообразие социальных ролей, направленность способностей и возможность их реализации, ценностные ориентации и др. Стержнем личности является ее сознание и самосознание, способность к самореализации. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. [54. С. 357].
Личность – интегральное понятие, характеризующее человека:
а) в качестве субъекта и объекта социальных отношений;
б) объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое (см. схему № 2).
Схема № 2
Субъект (чувства, мышление, воля) | Индивидуальность (талант, продуктивность деятельности, знания, навыки, жизненный путь) |
ЧЕЛОВЕК | |
Индивид (конституция, половые и возрастные особенности) | Личность (направленность способностей, характер, социальные роли, социальные качества, ценностные ориентации, установки, мотивы поведения, интересы и др.) |
Социологические концепции личности – это собирательное понятие, объединяющее самые разные теории, объясняющие феномен личности, ее структуру, социализацию, взаимодействие с обществом.
Теория «зеркального «Я» – одна из первых теорий в социологии, исходившая из принципа решающей роли взаимодействия между индивидами (У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид). Так, Джеймс (американский философ и психолог-прагматист) выделил «Я» – то, чем признают личность окружающие. Личность в данной теории – сумма психологических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. «Я» включает: а) представления о том, каким я кажусь другому человеку; б) представления о том, как этот другой меня воспринимает, воспринимает «мой образ»; в) собственное чувство «Я» – чувство личной определенности (удовлетворенность, гордость, унижение, самоуважение и др.). Стержнем личности здесь является самосознание.
Широкое распространение в социологии получили варианты различного рода теорий «социального обмена». Эти теории исходят из представления об «экономическом человеке», стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Согласно, например, Дж. Хомансу и П. Блау, социальное поведение рассматривается как личный контакт между двумя индивидами, в котором вознаграждение или проигрыш определяет их поведение по принципу «ты – мне, я – тебе». Под обменом понимается, конечно, не только обмен материальными ценностями, но и духовными. Наиболее влиятельной из теорий обмена является теория «справедливого обмена», то есть пропорционального вознаграждения личности за те или иные результаты ее деятельности. Факторами обмена являются: ожидание выгоды от другого, число вознаграждений при обмене, нарушение взаимных обязательств, соблюдение справедливости при обмене и другие факторы. В этих теориях сфокусировано представление о социальном общении как об обмене активностью индивидов. Теории обмена стимулировали большое количество прикладных исследований, изучающих факторы оплаты труда, распределения, типы личностей, лидерство, власть, отношения руководства и подчинения.
В социологии и социальной психологии значительное место занимают теории, рассматривающие личность в традициях бихевиоризма (от англ. «поведение»). Бихевиоризм в социологии – это целый комплекс теорий, в основе которых лежит понимание личности как совокупности вербальных реакций (ответов) на воздействие внешней среды: «стимул» – «реакция». Отказываясь от анализа внутренних мотивов поведения личности, бихевиоризм изучает только наблюдаемые факторы поведения.
Разновидностью бихевиоризма является «теория поля», суть которой заключается в том, что если хорошо знать психику человека, его индивидуальные особенности, то можно вызвать заранее планируемые реакции (под воздействием определенного «поля» получаются ожидаемые реакции). В «психотерапевтических» теориях бихевиористского толка большое внимание уделяется прошлому опыту личности, который определяет ее сегодняшнее поведение.
Теории «социального научения», обучения, которые получили широкое распространение в медицине, психологии, педагогике, помимо социологии, объясняют поведение человека его индивидуальными особенностями и факторами внешней среды, которая «обучает» человека тем или иным стереотипам поведения. Так, многие медики рассматривают курение, алкоголизм, наркоманию, склонность к перееданию как результат «научения», воздействия социального окружения.
Психологи С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже критиковали бихевиоризм за его примитивизацию поведения личности, игнорирование социальной природы человека и его внутреннего мира. В то же время бихевиоризм внес определенный вклад в социологию, очертив в ней целое направление – социологию поведения.
Основой персоналистической теории личности (У. Джеймс, Ч. Кули) является философия американского прагматизма. В американском персонализме человеческое «Я» делится на три элемента:
1) материальное тело и собственность;
2) социальное «Я» – то, что человек получает от окружающих;
3) духовное «Я» – совокупность собственных способностей и склонностей.
На основе этих трех элементов и складывается жизнь человека, его самочувствие, самоуважение и самоутверждение.
Большое влияние на социологию оказала также психоаналитическая теория личности известного австрийского психиатра и психоаналитика Зигмунда Фрейда. Фрейд впервые попытался описать именно внутренний мир личности как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознательным и бессознательным. Эту теорию он развивает в работах «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Тотем и табу» и др. Личность, согласно Фрейду, состоит из трех подструктур: «Оно» – «Я» – «Сверх-Я».
«Оно» – это резервуар бессознательного в личности, ее неосознанные желания, влечения, инстинкты, главный из которых – сексуальный (либидо). «Я» – это собственно личность, которая постоянно находится под контролем «Сверх-Я» – тех норм, ценностей, ограничений, которые человек получает в социальной жизни. Таким образом, личность, находится в постоянном конфликте между своими желаниями и влечениями («Оно») и общественными, моральными нормами («Сверх-Я»). Часто личность образно сравнивают с всадником, который обуздывает свою лошадь (инстинкты, желания). Мы рассматриваем социологический аспект теории личности З. Фрейда с точки зрения психоанализа. Именно этот конфликт в самой личности является источников неврозов, различного рода психических заболеваний. Личность постоянно находится в конфликте не только с собой, но и с обществом, так как именно оно заставляет ее сдерживать желания, чувства, особенно такие, как злоба, ненависть, агрессия, безудержная тяга к наслаждениям. Фрейдизм – это необходимо еще раз подчеркнуть – как социологическую теорию, следует отличать от самого метода психоанализа, рассмотрение которого не является задачей социологии. В основе же «социологической теории личности» Фрейда лежит представление о внутренней ее противоречивости как источнике ее развития, самореализации, индивидуализации и даже творчества.
Вслед за Фрейдом его последователь А. Адлер рассматривает социальную жизнь личности как самоутверждение и постоянное преодоление комплекса неполноценности. Швейцарский психолог и социолог К. Юнг развивает идеи Фрейда о бессознательном, выделяя понятие «коллективного бессознательного» архетипа (от архе – древний). Коллективное бессознательное – это опыт прежний поколений, традиции, врожденные образы прошлого для народов, наций, определенных сообществ людей. Центром личности, по Юнгу, является «самость», ее внутренняя определенность.
Идеи З. Фрейда постоянно подвергались критике, но вот уже несколько десятилетий они остаются неизменно привлекательными и плодотворными. Ограниченность фрейдизма заключается в подходе к личности как к «окультуренному животному» (через Супер-Эго), в основе деятельности которого лежат инстинкты. Притягательно в идеях З. Фрейда то, что он впервые попытался показать сложный, противоречивый и многоплановый внутренний мир личности и влияние на него подсознания.
Используемые источники:- https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/teorii-lichnosti-v-psikhologii/
- https://studopedia.ru/9_169755_psihologicheskie-teorii-lichnosti.html
- https://srazu.pro/lichnost/teorii-lichnosti-v-psixologii.html
- https://psychologist.tips/733-teorii-lichnosti-otechestvennye-i-zarubezhnye.html
- https://studopedia.ru/7_124773_ponyatie-lichnosti-osnovnie-kontseptsii-lichnosti.html