Связь основных свойств нервной системы с темпераментом и характером

tipy_temperamentov.jpgЕщё с античных времён наблюдалась связь темперамента с физиологией. Отец медицины Гиппократ, живший в V веке до нашей эры, выделял четыре типа темперамента. По его мнению, они определялись той или иной жидкостью, преобладающей в организме человека. Для сангвиников — это кровь, для холериков — жёлчь, для флегматиков — слизь, а для меланхоликов — чёрная жёлчь. То есть темпераменты рассматривались как исключительно физиологические явления. Какие изменения в их понимании произошли с тех пор? — Об этом и пойдёт разговор.

Оглавление:

Что такое темперамент

Темперамент — в психологии это индивидуальная особенность человека, которая в большей мере зависит от его врождённых, психофизиологических качеств. Темперамент — строго индивидуальная черта, основанная на психической деятельности, скорости и интенсивности психофизиологических процессов.

Это интересно: честолюбивый и честолюбие — что означают эти термины?

Выделяют три области, в которых проявляется темперамент:

  • Степень активности человека в общем смысле.
  • Отличия в области движений.
  • Степень внешнего выражения чувств.

takoe_halerik.jpgОбщая активность характеризуется интенсивностью, с которой человек взаимодействует с окружающей природной или социальной средой. Здесь существует две крайности: одни люди слишком вялые, пассивные, а другие — очень быстры и активны.

Двигательная активность (моторика) выражается в том, насколько быстрыми и резкими являются движения, речь или, наоборот, насколько они медленны, а человек молчалив.

Выражение чувств, или эмоциональность, проявляется в том, насколько быстро меняется эмоциональное состояние, восприимчивость к внешним воздействиям, к чувствам другого человека.

Это интересно: какие этапы проходит личность в процессе становления?

Виды темперамента

В начале XVIII века виды темперамента, описанные Гиппократом, сопоставили с четырьмя психотипами, что и послужило началом психологического направления в исследовании темпераментов. На сегодняшний день простые представления древних людей практически не отличаются от тех, что были в XVIII веке.

  • Холерический тип определяют как раздражительный.
  • Сангвинический тип связывают жизнерадостностью.
  • Флегматический тип определяют, как спокойный.
  • Меланхолический тип связывают с печалью и чрезмерной впечатлительностью.

В нынешней психологии темперамент описывают как стабильные и устоявшиеся природные качества личности, которые определяют скорость психической жизнедеятельности вне зависимости от её внутреннего наполнения.

Это интересно: деградация — это что такое?

Экстраверты и интроверты

В роли качеств темперамента выступают интроверсия и экстраверсия, темп происходящих реакций, ригидность (неподатливость) и пластичность.

Экстраверсия и интроверсия — это качества темперамента, которые ввёл как понятия швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

  • Экстраверт ориентируется на собственное проявление в окружающем мире, то есть на внешние впечатления, возникшие в данный отрезок времени. К ним относят холерика и сангвиника.
  • Интроверт — на свой внутренний мир, психологическое состояние, то есть внутренняя реальность для него более важна, чем внешняя. Это флегматики и меланхолики.

Скорость реакций, ригидность, пластичность

Скорость реакций является характеристикой темпов, в которых происходят психические процессы и реагирование организма. К ним можно отнести быстроту ума, речи и жестов. Скорость реакций является высокой у людей, относящихся к сангвиникам и холерикам, а также у меланхоликов — если они хорошо отдохнули. У меланхоликов, которые устали, и флегматиков она понижена.

Иногда это вносит проблемы в общение людей с разными темпераментами. Люди с быстрыми реакциями не всегда замечают, что люди, более заторможенные, не имеют возможности прослеживать ход их мыслей. Из-за этого они приходят к необоснованным выводам о том, что у последних низкие умственные способности. Особенно это может помешать деловым отношениям.

Ригидность и пластичность. Первое качество свидетельствует о том, что человек с трудом приспосабливается к внешним воздействиям, а второе — напротив, говорит о хорошей адаптации. Наиболее высокой пластичностью отличаются сангвиники. Ригидность характерна для меланхоликов, флегматиков и холериков.

Неактивность и активность

Неактивность является показателем непроизвольной реакции на раздражители как внешние, так и внутренние. Она представляет собой защитную реакцию на критику, обиду, повышенный тон. Неактивность присуща флегматикам и меланхоликам и редка для холериков и сангвиников.

Активность — это противоположность неактивности, она является характеристикой возможностей человека к преодолению препятствий и достижению целей.

Её выражением являются:

  • целенаправленность;
  • настойчивость;
  • высокая концентрация внимания.

Высокой активностью отличается флегматик, но так как у него низкая реактивность, то включение его в работу происходит медленно. Флегматик не переутомляется. Холерик проявляет высокую активность в сочетании с реактивностью. Достаточной активностью обладают и сангвиники, но они могут потерять интерес к однообразной деятельности. Низкой активностью характеризуются меланхолики.

От того, как соотносятся в человеке активность и реактивность, во многом зависит его деятельность. От случайных обстоятельств, внешних либо внутренних (настроение, незапланированные, незначительные события) или же от целеполагания, сильных желаний, убеждённости в чём-либо.

Эмоциональная возбудимость

Она является отражением той черты минимального воздействия, за которой возникает эмоциональная реакция, а также — быстроты её развития. Повышенной возбудимостью отличаются сангвиники, меланхолики и холерики. У флегматиков она является пониженной.

Особенности темперамента, присущие индивидууму, обусловлены своеобразием сочетания активности и выраженностью эмоциональных реакций в той или иной степени. Активность определяется тем, насколько интенсивно человек взаимодействует с окружающей средой.

На сегодняшний день в научной среде сохраняется уверенность, что рассмотренные свойства человеческого поведения основаны на физиологии. То есть их определяют некоторые особенности в работе физиологических структур. Но что это за структуры пока непонятно. Однако бесспорным является то, что темперамент — это врождённое свойство, служащее базой большинства личностных черт, в число которых входит и характер. А чувственную основу характера составляет темперамент.

Флегматик и меланхолик

Флегматик — это человек, который нетороплив, безразличен ко многим вещам, имеет стабильную целеустремлённость и настроение, внешне крайне сдержанно проявляет свои эмоции. В работе он проявляет настойчивость и твёрдость при этом остаётся спокойным и прилежным.

Меланхолик — это тип личности, отличающийся ранимой психикой, он всё время переживает разные события. Человеку с таким темпераментом трудно удерживать внутри свои переживания, он очень впечатлителен и не имеет достаточной силы воли, чтобы справиться с чувствами.

Холерик и сангвиник

Холерик — это резкий, быстрый и порывистый тип, при этом он крайне неуравновешен, с молниеносным изменением в настроении и эмоциональными всплесками. В нервных процессах у холерика нет баланса, что отличает его от сангвиника. Люди с таким темпераментом безрассудно растрачивают свои эмоциональные силы и истощаются.

Сангвиник — это человек оживлённый, яркий, очень подвижный, с высокой частотой изменения настроения и впечатлительности, со скоростной реакцией на любые события, происходящие в окружающем его мире. Сангвиник очень легко смиряется с любыми неудачами и проблемами. Как правило, он отличается живой мимикой, успешен в своей деятельности. Это происходит, когда он заинтересован в процессе, от которого он сильно возбуждается. Если же работа не представляет для него особого интереса, то сангвиник становится безразличным и начинает скучать.

Каждый из видов темперамента включает и положительные, и отрицательные черты. От чрезмерного проявления отрицательных свойств, заложенных природой, человека может оградить его воспитанность и доброе отношение к другим людям.

Темперамент сангвиника по Павлову

Физиолог Павлов в своей характеристике отличительных черт темперамента сангвиника говорит, что это продуктивный работник, энтузиаст, но только в том случае, когда у него много интересных дел, вызывающих непрестанное возбуждение. При отсутствии подобного дела он вялый и скучный. Сангвиник легко приспосабливается к меняющимся жизненным ситуациям. Он отличается общительным характером, позволяющим ему хорошо контактировать с большим количеством людей. Его чувства возникают с лёгкостью и быстротой, сменяя друг друга.

Его стереотипы не являются устоявшимися, а условные рефлексы вырабатываются с большой скоростью. В незнакомой обстановке он не ощущает стеснённости, может быстро переключать внимание и менять виды деятельности. В своих чувствах сангвиник устойчив. Людям с таким темпераментом особенно подходят виды деятельности, требующие больших усилий, высокой скорости реакций, распределения внимания между несколькими объектами.

Темперамент холерика

По мнению Павлова, холерик — это человек боевитый, находящийся на подъёме, он подвержен скорой раздражительности. Когда он увлекается каким-либо делом, то использует свои силы по максимуму и в итоге чувствует сильное истощение или даже изнеможение.

Холерику присуща высокая эмоциональная реактивность и двигательная резкость. В неблагоприятной ситуации повышенный уровень возбудимости, характерный для людей холерического темперамента, может сыграть с ними злую шутку. Они могут вспылить из-за пустяка, став агрессивными.

Когда у холерика есть необходимая мотивация, он может преодолеть большие трудности, страстно отдаваясь своему делу. У него резко меняется настроение. Наибольшего результата холерик добивается в ситуации, в которой необходимы высокая реактивность и одномоментное напряжение сил.

Флегматический темперамент

Флегматик всегда ведёт себя ровно, спокойно, он является тружеником жизни, упорным и настойчивым. Так охарактеризовал его И. П. Павлов . Реакции флегматичного человека отличаются замедленностью и устойчивостью настроения. Он мало выражает свои чувства, в трудных ситуациях спокоен и выдержан. Импульсивные и порывистые движения отсутствуют, так как в его нервной системе возбуждение уравновешивается торможением.

Флегматик обладает умением правильно рассчитать силы, настойчив и доводит дело до конца. Переключать внимание и переходить на другой вид деятельности ему нелегко. У него устойчивые стереотипы, а поведение не отличается гибкостью. Человек с флегматическим темпераментом может быть успешен в тех областях деятельности, в которых нужно равномерно распределять силы, обладать усидчивостью, большим терпением, умением концентрироваться.

Темперамент меланхолика

По Павлову, темперамент меланхолика — это тип нервной системы, являющийся тормозным. Меланхолик никому не верит, не питает никаких надежд видит во всём дурное и опасное. Его отличает ранимость в повышенной степени, склонность к сильным переживаниям, иногда на пустом месте. Его чувства быстро проявляются, он не может их сдерживать, поэтому окружающим они всегда заметны. Деятельность меланхолика часто затрудняется сильными воздействиями извне.

Он ярко выраженный интроверт, замкнут на собственных переживаниях, избегает контактов с незнакомцами и перемены обстановки. Он склонен к нерешительности, застенчивости, является робким, а иногда и трусливым. Если же меланхолик находится в привычной, благоприятной обстановке, то он способен добиться хороших результатов в деятельности, требующей высокой чувствительности, наблюдательности, реактивности, хорошей обучаемости.

В заключение нужно отметить, что не бывает людей, обладающих тем или иным темпераментом в чистом виде. Но общая тенденция, как правило, просматривается. По мнению исследователей, характер человека может меняться на протяжении жизни, но темперамент — никогда. Меланхолик, сангвиник, холерик,  вы можете узнать по ссылке.

Отзывы и комментарии

Это интересно
  • Известная картина Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна “ — анализ композиции
  • Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания
  • О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
  • Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
  • Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
«Эффект восприятия четырех разных темпераментов» Даниель Ходовецкий, 1767

Темпера́мент (лат. temperamentum — «соразмерность», «надлежащее соотношение частей«) — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности[1][2]. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.[3]

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Темперамент составляет основу формирования и развития характера; относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям как человека, так и животных.[4]

Теория темперамента по Гиппократу и Галену

Средиземноморская цивилизация развивала учение о четырёх темпераментах («магия чисел»), в то время как на Востоке сформировалась пятикомпонентная «система мира».[5]

Четыре темперамента, слева направо, сверху вниз: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик (гравюра Иоганна Лафатера, XVIII век)

Слово «темперамент» (лат. temperamentum) и слово «красис» (др.-греч.κράσις, «слияние, смешивание») ввели врачи античности Гиппократ и Гален. Они предположили, что существуют устойчивые индивидуальные различия в соотношениях между химическими системами, регулирующими поведение человека. Несмотря на то, что Гиппократ среди первых указал на роль мозга в общей регуляции поведения, наиболее устойчивые индивидуальные различия он приписывал различиям в смесях нейро-гуморальных жидкостей тела. В то время теории химических факторов (humors) описывали в основном климатические и природные факторы. В отличие от этих теорий Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент как индивидуальное отношение внутренних химических систем человеческого организма, с преобладанием одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Эта страница в последний раз была отредактирована 12 января 2021 в 19:23. Скульптура «Сангвиник» Иоганна Готфрида Кнёффлера (1715—1779)

Сангвиник (лат. sanguis [сангвис], «кровь»[1][2][3], «жизненная сила»[1][2]) — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание крови). Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности[3][4]. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт, а также Наполеон Бонапарт[3]

Сангвиник — это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи[4][5]. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен[4][5]. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются[4][5]. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми[3]. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство[3].

Иван Петрович Павлов считал, что у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны[5]. Он [Павлов] относил данный тип темперамента к сильному типу[6]. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность[5].

См. также

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 ноября 2020 в 16:47.

Самое близкое по содержанию к типу нервной системы его психологическое проявление — темперамент. В свойствах темперамента физиологическая обусловленность психики проявляется с наибольшей очевидностью.

И. П. Павлов отождествлял эти два термина, противопоставляя их характеру. Как уже отмечалось, тип нервной системы (темперамент) рассматривался им как конституциональный, наследственный. Также как конституционально-обусловленный темперамент понимался и в допавловской психологии, философии, медицине — у Аристотеля, Галена, в средние века у алхимиков, у Галля и других френологов. Однако психологическая характеристика «темперамент» не может быть тем же, что и физиологическая характеристика высшей нервной деятельности.

Многие определения темперамента, которые давались отечественными психологами (Б. Г. Ананьевым, А. В. Запорожцем, Н. С. Лейтесом и др.), подчеркивали его обусловленность типом высшей нервной деятельности. Темперамент рассматривается как психологическое проявление общего типа нервной системы. Однако свойства темперамента нельзя выделить только на основе их зависимости от типа высшей нервной деятельности. Необходимо описать психологические признаки темперамента: каковы они, как теоретически подойти к их выделению из всего многообразия психологических особенностей.

Главный критерий таков: они должны выполнять в психической деятельности ту же функцию, что и основные свойства нервной системы в высшей нервной деятельности. От свойств нервной системы зависит динамика высшей нервной деятельности, а от свойств темперамента должна зависеть динамика психической деятельности. Поэтому С. Л. Рубинштейн определил темперамент как «динамическую характеристику психической деятельности индивида» [39. — С. 212]. Это наиболее широкое по содержанию определение темперамента. Теплов видел ценность этой характеристики темперамента в том, что в ней разделены темперамент как динамическая сторона психической деятельности и содержание психической жизни личности.

Такое определение темперамента поддерживают многие отечественные психологи. Если принять его за основу, то главная стратегия в его изучении должна состоять в выявлении тех психологических особенностей, которые являются проявлениями основных свойств нервной системы; для этого жизненные индикаторы должны сопоставляться с экспериментальными показателями свойств нервной системы.

Какие же динамические особенности характеризуют психическую деятельность человека? С. Л. Рубинштейн выделяет силу и напряженность психической деятельности, скорость протекания, ритм и темп психических процессов и др. Особенно ярко темперамент проявляется в психомоторике: походке, мимике, движениях и пр. Поскольку в динамике деятельности и поведения проявляются такие же индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, многие психологи относят к свойствам темперамента эмоциональность, тревожность, впечатлительность, импульсивность и др.

Зависимость перечисленных динамических характеристик психической деятельности от основных свойств нервной системы подтверждается в экспериментальных исследованиях, проводившихся последователями Теплова. Так, Н. С. Лейтес нашел зависимость некоторых качественных характеристик психической активности (особенности включения и завершения деятельности, широта охвата разнообразных условий, напористое преодоление трудностей и др.) от силы нервной системы. Э. А. Голубева и ее сотрудники установили зависимость динамики непроизвольного запоминания от лабильности нервной системы, а также способов запоминания (степени использования анализа смыслового содержания текстов) — от слабости нервной системы.

По данным В. С. Мерлина, черты темперамента, обусловленные типологическими особенностями, влияют на силу ощущений, сосредоточенность, устойчивость и переключаемость внимания, легкость мобилизации образов памяти и др. В его лаборатории была установлена зависимость тревожности учащихся от слабости нервной системы, а также связь экстравер- тированности с подвижностью [31]. Л. А. Шварц нашла, что ригидность, понимаемая как трудность изменения привычек и сформировавшихся способов деятельности, измеренная с помощью одной из методик оценки когнитивного стиля, коррелирует с инертностью нервных процессов.

Еще один признак отнесенности психологической особенности к темпераменту — ее относительная устойчивость, постоянство. Поэтому не все, например, особенности эмоциональноволевой сферы, а только относительно консервативные можно отнести к проявлениям темперамента. Так, если человек в разнообразных обстоятельствах по отношению ко многим людям на протяжении достаточно длительного периода жизни ведет себя сдержанно, спокойно, если эти особенности эмоциональной сферы характеризуют его индивидуальность, то их можно считать чертами темперамента данного человека.

Однако свойства темперамента — не статические психологические особенности, а очень медленно изменяющиеся под влиянием внешних факторов, а также содержательных характеристик личности свойства. Это признают многие отечественные психологи (А. В. Запорожец, П. А. Рудик, Ю. А. Самарин, И. В. Страхов и др.). А немецкий психолог В. Вундт, например, считал, что у человека в разное время могут проявляться все четыре типа темперамента. За счет этой изменчивости люди самого разного темперамента могут приспосабливаться к очень разным и изменяющимся условиям действительности. В. С. Мерлин называет свойства темперамента динамическими тенденциями, характеризуемыми определенными пределами, в которых они могут проявляться.

Темперамент взаимосвязан с другими сторонами личности. Поэтому его проявления зависят от содержания жизни и деятельности человека. Например, впечатлительность и эмоциональная возбудимость человека могут проявляться не во всех ситуациях, по отношению не ко всем явлениям, людям, предметам, а опосредованы его убеждениями, вкусами, значимостью, ценностью воспринимаемых объектов и пр. В то же время динамика деятельности и поведения определяется не только темпераментом, но и содержательными психологическими характеристиками. Так, при отсутствии положительного мотива к общению спокойный, уравновешенный человек может начать нервничать, раздражаться, вести себя агрессивно.

Таким образом, динамические характеристики поведения и деятельности нельзя относить к темпераменту. Они могут быть обусловлены и отношениями личности, ее направленностью, характером и другими содержательными психологическими чертами. Свойствами темперамента считают лишь те динамические особенности психической деятельности, которые зависят от общих основных свойств нервной системы и остаются консервативными, относительно устойчивыми.

Темперамент неразрывно связан с характером. Согласно Теплову, темперамент как психологическое проявление основных свойств нервной системы имеет непосредственное отношение к природной основе характера. Эту точку зрения разделяют многие психологи. Так, С. Л. Рубинштейн называл темперамент предпосылкой характера, его «чувственной основой». Н. Д. Левитов считал, что темперамент определяет эмоциональный стиль направленности личности, которая проявляется в характере.

В самом общем виде характер можно рассматривать как «основные, стержневые, наиболее существенные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение» [39. — С. 211]. Содержание характера неразрывно от направленности личности. Его становление происходит по мере формирования направленности, т. е. иерархической и устойчивой системы мотивов и отношений личности. Действенный и устойчивый мотив поведения — «это в потенции будущая черта характера в ее генезисе» [39. — С. 223]. В чертах характера проявляется специфическое отношение личности к другим людям, окружающему миру, себе.

Характер формируется в зависимости от условий жизни на основе темперамента в результате действий и поступков человека, в которых характер и проявляется.

Итак, характер отличает личность с ее содержательной стороны. Но проявления характера выражаются в специфически своеобразных формах поведения, поступках, действиях, в избирательности ситуаций и, следовательно, имеют и динамическую сторону.

Каково же взаимное влияние темперамента и характера в единстве конкретной личности? Как уже отмечалось, в темпераменте многие психологи видят динамическую основу свойств характера. Каждая черта характера реализуется в деятельности и поведении, динамические особенности которых часто представляют собой проявления темперамента. Это, однако, не означает, что темперамент и стоящие за ним основные свойства нервной системы обусловливают определенные черты характера. Образуя динамическую основу характера, свойства темперамента не предопределяют содержания его черт.

При одинаковых темпераментах, на базе одних и тех же типологических свойств высшей нервной деятельности могут возникнуть разнообразные характеры. С. Л. Рубинштейн приводит следующий пример: на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от воспитания и жизненных обстоятельств у одного человека может сформироваться привычка «рубить сплеча», действовать под влиянием аффекта, безудержность поступков, а у другого разовьются решительность, уверенность в своих действиях, готовность к неожиданным поступкам.

Вместе с тем динамические проявления одной и той же черты характера могут у разных людей существенно различаться в зависимости от их темперамента. Так, по данным А. И. Ильиной (сотрудницы лаборатории Мерлина), общительность как черта характера по-разному проявляется у подвижных и инертных старшеклассников. Подвижные быстрее, активнее и инициативнее в установлении контактов с новыми, малознакомыми людьми, но отличаются непостоянством и изменчивостью в общении и сохранении контактов. Инертные, напротив, медленнее устанавливают контакты с людьми, но сохраняют их в течение длительного времени.

Итак, типы высшей нервной деятельности, обусловливая типы темпераментов, лежат в основе разных характеров, но связи между ними сложно опосредованы условиями жизни, особенностями воспитания и развития и другими факторами.

Опубликовано 06.03.2020 — 11:06 —

Темперамент подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngtemperament_podrostka.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Темперамент

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию. “Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. 

Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими. Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают.  Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенностиобучения обучающихся

с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны  контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу,

учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать. Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

 Как помочь сангвинику

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Как помочь флегматику

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Как помочь меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, а дети нет. Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темперамент. Типы темперамента.

Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента….

Темпераменты во внешности и поведении, профориентация темпераментов

Материал содержит презентацию и теорию для проведения классного часа…

picture-366128-1386829065.jpgисследованиеСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ…

picture-609637-1426622920.jpgЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.

ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ  СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ….

picture-174002-1361193421.jpgОсобенности творческой направленности личности подростков с различным типом темперамента

Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи творческой направленности личности и темперамента в подростковом возрасте….

picture-766929-1457716857.jpg«Как определить тип темперамента. Профориентация по темпераменту»

Профориентация. Презентация включает в себя диагностику темперамента. Презентация помогает определить какой вид профессии подходит каждому виду темперамента…

picture-1005217-1522401490.jpgУчебно — проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно — проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)&raquo…

  • Мне нравится
  Используемые источники:
  • https://obrazovanie.guru/psihologiya/flegmatik-melanholik-sangvinik-holerik-vidy-temperamenta.html
  • https://wiki2.org/ru/темперамент
  • https://wiki2.org/ru/сангвиник
  • https://studme.org/319711/psihologiya/svyaz_osnovnyh_svoystv_nervnoy_sistemy_temperamentom_harakterom
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/03/06/temperament-podrostka

Скажите что-нибудь