Социальные потребности — что это такое

Социальные потребности – это особый вид нужды для человека. Он проявляется в том, что индивид стремится стать частью общества и получить признание социума. Без этого он чувствует себя неполноценным.

kartinka-1.-socium.jpg

Развитие личности происходит только при активном взаимодействии с людьми

Понятие

Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.

Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.

Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением. Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей.

Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.

Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.

Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.

Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.

Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.

Основные виды

Социальные нормы — что такое, как они образуются

В психологии выделяют несколько вариантов классификаций. Каждая группа основывается на одном признаке, но даже такое разделение не дает полного ответа на вопрос, что такое социальные потребности.

kartinka-2.-samoutverzhdenie.jpg

Часть специалистов считает, что это стремление человека быть значимым для определенной группы людей

Психологи выделяют классификацию по направленности воздействия:

  1. На себя – индивид хочет самоутверждаться, получать признание от власти и других людей.
  2. На других – человек способен отказаться от чего-то личного в пользу других. Ему хочется защищать слабых и получать общение.
  3. Вместе с другими – индивид испытывает стремление объединиться с какой-то большой группой, которая поможет осуществить глобальные идеи, например, революцию.

Эрих Фромм предложил свой список социальных потребностей. Психолог предложил следующую классификацию:

  1. Связи – стремление человека быть частью группы.
  2. Привязанности – желание индивида любить и делиться любовью.
  3. Самоутверждение – потребность быть значимым.
  4. Самосознание – нужда в самоопределении, индивидуальности.
  5. Ориентир – человек хочет иметь ориентир (личность, которая будет служить примером).

Психолог Макклелланд предложил свою классификацию. В ее основе лежат типология личности и мотивация. В первую группу он включил людей, которые стремились господствовать. Во вторую – тех, кто хочет быть успешным. В третью – попали личности с тягой к причастности (им нужно избегать конфликтов и со всеми дружить).

Базовые потребности

Когда человек живет в обществе, то он испытывает определенные потребности. Первая – это необходимость трудиться.

Важно! С ее помощью индивид чувствует стремление к профессиональной самореализации, которая дает признание общества.

Вторая – развитие. В основе человека лежит желание получать знания. Он обучается в течение всей жизни. Третья группа – это общение. Индивид не сможет полноценно существовать без контакта с другими личностями. Изоляция от социума неизменно приводит к деградации.

Пирамида Маслоу

Психолог Маслоу создал свою классификацию потребностей. Он изобразил ее в виде пирамиды, где базовые нужды находятся внизу, а более сложно достижимые – на вершине.

Далеко не каждый человек сможет дойти до конца

Специалист утверждал, что без реализации одной ступени невозможен переход на другую. Уровни:

  • Первый уровень – это физиология. К ней относится потребность в еде, воде, отдыхе, сексе;
  • Второй – чувство защищенности;
  • Третий – реализация в обществе;
  • Четвертый – получение признания;
  • Пятый – стремление к знаниям;
  • Шестой – эстетические потребности;
  • Седьмой – самоактуализация и самовыражение.

Через пирамиду Маслоу можно наглядно увидеть, что для реализации духовных стремлений нужно пройти предыдущие этапы. Современная психология не до конца признает теорию Маслоу, так как иерархия ценностей имеет низкую валидность.

Способы удовлетворения современного человека

Духовные потребности — что это такое для людей

Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.

Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои.

Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.

Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.

Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.

Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.

Некоторые примеры

Мотивация человека — что это такое

Для того чтобы лучше понимать, что такое социальные потребности, нужно разбирать их на примерах. В обществознании эта тема изучается подробно, так как она пригодится в жизни.

В развитии

По сути, все изобретения человека появились для удовлетворения определенной нужды: это одежда, инструменты, посуда и многое другое. Кто-то стремился сделать открытие в науке для того, чтобы стать знаменитым.

В общественном порядке

Пример – любой политик, который заинтересован в получении общественного признания. Еще один пример – волонтер, организатор мероприятий и другой активный человек. Особенность такого вида деятельности будет в том, что она направлена не на получение материальной выгоды, а на оказание помощи людям.

Предпринимательская деятельность тоже может быть полезной обществу. Простой пример – владелец магазина отдает какое-то количество товара на благотворительность.

В альтруизме

Подсознательно все люди стремятся делать то, что им выгодно, и защищают себя. Отказаться от этого сложно, но можно. Бескорыстная помощь, самопожертвование – это примеры реализации социальных потребностей. Человек в них не ищет какой-либо выгоды для себя, он поступает так из-за желания получить общественное признание.

При альтруизме индивид приносит в жертву свои интересы

Социальные потребности очень важны для полноценной жизни. При их отсутствии никто не умирает, но и наслаждаться происходящим не удастся.

Видео

Существование человечества немыслимо вне общества, в котором формируется и развивается полноценная личность. Помимо биологических потребностей у любого индивида также существуют желания или нужды, направленные на жизнь в социуме. Чтобы узнать, что представляют собой социальные потребности человека, необходимо дать определение основным терминам и ознакомиться с мнениями известных психологов и социологов.

Прежде чем переходить к рассмотрению желаний и нужд, присущих лишь человеческому виду, нужно отметить, что человек является полноправной частью природы. Таким образом, любой индивид сочетает в себе как чисто животные потребности, сфокусированные на выживании, так и социальные, которые могут реализовываться только в социуме. Современные психологи, социологи и биологи выделяют следующие важные пункты, относящиеся к биологическим или первичным нуждам:

  1. Потребность в воздухе, пище, воде, одежде и жилище. Питьевая вода должна быть не только не загрязнённой, но и приятной на вкус. Необходимо наличие калорийной и разнообразной пищи, насыщенной различными микроэлементами, необходимыми для комфортного существования. Важен чистый состав воздуха.
  2. Безопасность для жизни, отсутствие угроз со стороны внешнего мира (в том числе стихийных бедствий).
  3. Нахождение в тепловом, электромагнитном и акустическом комфорте.
  4. Размножение и продолжение рода, а также получение сексуального удовлетворения.

Сюда же можно отнести полноценный отдых и релаксацию, нахождение в комфортной природной среде. Важным первичным аспектом также является потребность в свободе, называемая пространственным комфортом.

К вторичным потребностям относятся все стандартные примеры социальных нужд, которые можно вкратце перечислить: движение в иерархической структуре общества (стремление к доминированию), потребность в труде, уважении, общении, заботе о других людях, а также в желании постигать мир и обучаться новому. Подобные примеры соц. потребностей человека свойственны многим высшим млекопитающим.

Есть также категория псевдопотребностей, то есть желаний, которые присутствуют только у вида Homo Sapiens. Сюда можно отнести потребность в роскоши, излишнюю агрессию с целью получения лидерства либо же, напротив, стремление избегать соперничества и любых потенциально сложных ситуаций.

Обществознание 10 Потребности как мотив деятельности

Суть определения социальной потребности заключается в том, что это нужды и желания, возникающие у людей в процессе их взаимодействия и коммуникации с другими индивидами при жизни в обществе. Желания, направленные на то, чтобы социализировать личность, не являются врождёнными и приобретаются в течение всего жизненного пути. К ним, как правило, относят:

  1. Эгоистические нужды. Они направлены на самого индивида. Их удовлетворение может быть полезным либо вредным (в зависимости от ситуации): саморазвитие, стремление к лидерству и власти, желание прославиться, обогатиться, стать лучше других и пр. Практически все эгоистические нужды тесно связаны с самооценкой человека и непосредственно влияют на неё в случае их успешной или неуспешной реализации.
  2. Альтруистические желания. Направленность только на других людей без учёта самого себя. Сюда относятся потребности во взаимовыручке и помощи. В эту группу также следует добавить разного рода подвиги, связанные с самопожертвованием ради других.
  3. Обоюдные нужды, общие для всех членов общества. Сюда можно причислить потребность в общении, мире, предсказуемом поведении (регламентированном правилами этикета), порядке и дисциплине.

К последнему пункту можно добавить требование справедливого распределения ресурсов и товаров, а также производства и свободы информации. Чтобы понять, какие бывают социальные потребности человека в современном обществе, достаточно вспомнить себя и свои характерные нужды в обществе. Это желание одобрения, любви, дружбы, совместной деятельности и принадлежности к определённой социальной группе (например, к автолюбителям, фанатам футбола или демократам).

Огромное значение в жизни личности играет творчество, благодаря которому человек не только имеет возможность выражать своё внутреннее состояние посредством той или иной формы (к примеру, в виде музыки или танца), но и может полноценно взаимодействовать с другими людьми. Хоть эти желания называют вторичными (по времени их появления), по важности они практически не уступают биологическим потребностям, так как именно они придают смысл человеческой жизни.

На сегодняшний день существует множество работ социологов и психологов, цель которых — определить наиважнейшие человеческие потребности, а также составить схему базовых нужд человека от ключевых до второстепенных. Некоторые теории используются по сей день с небольшими поправками и дополнениями. Чтобы понять важность удовлетворения социальных потребностей, будет полезно ознакомиться с наиболее известными точками зрения.

Американский психолог и социолог Абрахам Маслоу создал теорию иерархии потребностей, в соответствии с которой каждое жизненно важное желание располагается по мере возрастания. В первом варианте пирамиды подразумевалось, что ступень, находящаяся вверху, не может быть достигнута до тех пор, пока не будут преодолены, то есть удовлетворены, все нижестоящие уровни. Впоследствии Маслоу изменил своё мнение. В доступном виде это может выглядеть так (первый пункт является основанием треугольника, седьмой — его вершиной):

  1. Физиологические желания и нужды — жажда, голод, сон, половое влечение.
  2. Потребность в безопасности — чувство защищённости. Сюда некоторые исследователи добавляют отсутствие страхов и тревоги.
  3. Нужда быть принятым в обществе, желание любви и комфортных взаимоотношений с окружающими людьми.
  4. Стремление к уважению, славе и почитанию — достижение профессионального успеха и известности.
  5. Познание мира и его исследование — освоение новых профессий, получение знаний.
  6. Потребности эстетического характера — красота, гармония и порядок. Сюда может относиться интерес к искусству и созерцанию прекрасных ландшафтов мира (иначе говоря — тяга к путешествиям).
  7. Духовные нужды и желания — самоактуализация, личностный рост, нравственное развитие. На этом уровне интерес человека переходит с него на других людей. Здесь начинает реализовываться золотой принцип этики «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Несмотря на широкую популярность этой пирамиды, существует множество материалов и исследований, которые критикуют либо даже открыто опровергают некоторые её положения. В частности, теория Маслоу не может объяснить, почему некоторые ступени пирамиды продолжают играть огромную мотивирующую роль в жизни человека даже после их удовлетворения. Любопытно, что сам социолог и основатель теории считал, что только 2% людей имеют в своей жизни возможность достичь седьмой ступени пирамиды.

Социальные потребности это что? Психология высокого уровня функционирования, часть 1

Исследователь мотивации труда Фредерик Херцберг был убеждён, что бо́льшую часть социальных потребностей (примеры которых можно прекрасно наблюдать в стандартном рабочем коллективе) можно разделить на 2 основных типа — мотивация и гигиена. Первый пункт иллюстрирует важность финансового вознаграждения, статуса и престижности работы, а также возможность продвижения по карьерной лестнице (не формальное, на бумаге, а реально наблюдаемое среди коллег).

Мотивация по Херцбергу является фактором, который действует длительное время. Второй пункт — так называемая гигиена — представляет собой взаимоотношения в коллективе, общую психологическую обстановку, условия работы, методы управления.

Социолог отмечал, что гигиена зачастую оказывает решающее воздействие на получение удовлетворения от деятельности. Для большинства людей важней оказаться в дружелюбном коллективе с плохой работой и не самой лучшей зарплатой, чем попасть в престижную компанию на перспективную должность, но при этом находиться в состоянии перманентной войны с коллегами.

В отношении общих социальных потребностей этот факт играет значительную роль, так как он лишний раз подтверждает важность взаимодействия человека в обществе. Это объясняется тем, что психологический комфорт является производным от чувства защищённости, которое, в свою очередь, считается базовой потребностью человека.

Прославленный немецкий психолог и социолог полагал, что важнейшим фактором для формирования и последующего удовлетворения человеческих нужд является ориентир — некий эталон, позволяющий личности сравнивать и оценивать свои действия. Таким маяком для людей служат, как правило, религиозные и философские идеи, культура и искусство, а также национальные традиции. Современные последователи Фромма к ориентирам добавили медиапространство, включающее в себя телевизор и интернет.

Фромм также выделял значимость самосознания (то есть желание отличаться от окружающих) и самоутверждения. При этом под последним термином психолог понимал стремление стать полезным для других людей. К другим социальным потребностям человека Фромм причислял:

  1. Укоренённость. Естественное стремление человека привязаться к миру и людям выражается в виде желания создать семью, длительное время работать на одной работе вне зависимости от степени удовлетворённости ею и т. д.
  2. Трансценденция. Потребность личности в преодолении своих животных инстинктов. Психолог был уверен, что это наивысшая социальная потребность, доступная человеку. Интересно, что Фромм считал разум и сознание тяжёлой ношей, которую по силам нести лишь небольшому количеству людей. Остальных тяготит человечность, поэтому они стремятся вернуться к животному началу.
  3. Несмотря на зависимость от общества, человек, который успел сформироваться как взрослая личность и уже не нуждается в опеке родителей или иных людей, может реализовываться, практически не находясь в социуме. Имеется в виду, что индивид способен удовлетворять свои потребности общения в малой группе без острой необходимости искать себе новых знакомых, другое место работы и т. д.

Согласно мнению Фромма, все чисто человеческие потребности стоит назвать врождёнными, а в течение жизни они могут лишь разным способом видоизменяться. Большое значение для формирования характера человека и его поведения имеет общественное устройство, в котором он живёт.

Пирамида Потребностей Маслоу. Мотивация и демотивация НЛП за 10 минут #18

Совершенно иного вида классификацию предлагает американский исследователь, изучавший человеческие побуждения и особенности мотивации. Он считал, что потребности находятся в строгой зависимости от типа личности. Это значит, что у каждого человека они будут разные, хоть люди, казалось бы, живут в одном социуме. МакКлелланд выделял 3 основных потребности:

  1. Достижение успеха. Активность взрослого человека во многом зависит от того, что он стремится успешно завершить каждое действие и получить чувство удовлетворения.
  2. Стремление к власти. Все люди так или иначе пытаются управлять другими, стараются усилить своё влияние на мир либо сохранить уже имеющиеся позиции.
  3. Симбиоз. Многие проблемы невозможно решить в одиночку, поэтому у людей имеется врождённая способность помогать другим, чтобы впоследствии иметь право воспользоваться их помощью.

Психолог отмечал, что в случае неудовлетворения какой-либо из этих трех потребностей у индивида возникает чувство недовольства своей жизнью, способное в итоге стать основой для невроза или депрессии. При этом потребности не должны удовлетворяться в ущерб другим людям, так как это в итоге причиняет вред всем окружающим. В этом случае нет никакой гарантии, что с таким эгоистом не будут поступать подобным образом.

—>

Социальные потребности — особый вид потребностей человека — нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей — естественные и созданные обществом. Естественные потребности — это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Социальные потребности — это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духов ной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение социальные потребности. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальным действиям, направляемым на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т. е. к производственной деятельности.

Без потребностей нет и не может быть производства. Они — исходный побудитель человека к деятельности — выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К социальным потребностям относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и не производственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Целесообразно учитывать следующие важнейшие «роды» потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нормальные условия воспроизводства социальных групп (общностей):

1) в производстве и распределении товаров, услуг и информации, требуемых для выживания членов общества;

2) в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3) в познании и саморазвитии;

4) в коммуникации между членами общества;

5) в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6) в воспитании и обучении детей;

7) в контроле за поведением членов общества;

8) в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества, представляющими собой социальные институты.

Теории человеческих потребностей А. Маслоу и Ф. ХерцбергаТеория трудовой мотивации американского психолога и социолога Абрахама Маслоу (1908-1970) раскрывает потребности человека. Классифицируя потребности человека, А. Маслоу разделяет их на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценке и т. п.) и производные, или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни и т. п.).

Базисные потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от низших материальных до высших духовных:

— во-первых, физиологические и сексуальные потребности — в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т. п.;

— во-вторых, экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизни и деятельности, стремление избежать несправедливого обращения, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. п.;

— в-третьих, социальные потребности — в привязанности, принадлежности коллективу, общении, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности;

— в-четвертых, престижные потребности — в уважении со стороны значимых людей, служебном росте, статусе, престиже, при знании и высокой оценке;

— в-пятых, духовные потребности — потребности в самовыражении через творчество.

Маслоу Абрахам Харольд — профессор пси хологии в Бруклинском колледже и Массачу сетском университете. Совмещал академическую деятельность с предпринимательской, основав собственное предприятие Maslow Cooperage Cor poration. В возрасте 18 лет А. Маслоу поступил в Нью-Йоркский ситиколледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая. Систематические занятия психологией А. Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет.

Затем он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Создал так называемую иерархию потребностей, назначение которой первоначально состояло в объяснении человеческого поведения и которая была быстро взята на вооружение менеджерами, поскольку позволяла понять особенности мотивации работников. А. Маслоу стал одним из первых деятелей менеджмента, которые использовали гуманистический подход к персоналу взамен административного. Учитывая, что именно персонал становится ключевым ресурсом преуспевающих компаний, модель Маслоу в качестве концепции менеджмента становится все более ак туальной.

Достоинство теории А. Маслоу состояло в объяснении, взаимодействии факторов, в открытии их двигательной пружины, в том, что он считал потребности каждого нового уровня актуальными, насущными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Кроме того, А. Маслоу предположил, что физиологические, сексуальные потребности и экзистенциональные — врожденные, а остальные — социально приобретенные.

Дальнейшее развитие концепции А. Маслоу привело к выводу, что любой индивид имеет не одну систему потребностей, а две, которые качественно различны, независимы друг от друга и по-разному влияют на поведение людей.

Первая группа — гигиенические факторы. Они не относятся к содержанию работы, а благоприятствуют комфортным условиям труда и быта, налаженной организации труда и режима работы, обеспечению работников различными льготами и жильем. Факторы способствуют развитию психологически комфортных отношений между работниками, и в итоге — следует ожидать не высокую удовлетворенность работой или заинтересованность в ней, а лишь отсутствие неудовлетворенности.

Вторая группа факторов — мотивы — удовлетворяют, с точки зрения Фредерика Херцберга (р. 1923), внутренние потребности и включают признание и достижение успехов в работе, интерес к ее содержанию, ответственность, самостоятельность и т. п. Именно они определяют удовлетворенность работой и повышают трудовую активность. Поэтому, считает Ф. Херцберг, удовлетворенность — есть функция содержания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда.

Херцберг Фредерик — американский психолог, профессор менеджмента, создал собствен ную теорию мотивации, специалист в области клинической психологии, профессор менеджмента в университете штата Юта. Труды Херцберга посвящены в основном особенностям личности работающего человека, но пользуются популярностью у теоретиков и практиков менеджмента, поскольку расширяют знания менеджмента о персонале и позволяют оптимизировать труд работников. Херцберг создал собственную теорию мотивации, которую можно условно разделить на две части — гигиена и мотивация.

Под гигиеной Херцберг подразумевает политику и методы управления в компании, условия работы, жалованье, степень защищенности; все эти факторы не служат мотивами для повышения производительности, но создают моральное удовлетворение. Вторая часть теории мотивации касается собственно работы, выполняя которую, работник достигает определенных результатов, получает признание окружающих, продвигается по служебной лестнице, повышает свой статус, имеет возможность заниматься любимым делом. Менеджеры должны использовать одновременно оба фактора — фактор гигиены и фактор мотивации, создавая такие условия труда, чтобы работник не испытывал неудовлетворенности.

Если работник сможет добиться результатов, получить признание, найти интерес, продвигаться по служебной лестнице, то он будет работать с максимальной отдачей. Правда, у Херцберга есть еще одна теория, которая называется KITA (a kick in the ass — пинок под зад). Эта теория гласит: самый простой способ заставить человека трудиться — давать ему KITA, потому что улучшение гигиены (повышение жалованья, условий труда, предоставление дополнительных льгот — пенсий, оплаченных отпусков и др.) не дает длительного эффекта мотивации. Мотивация зависит от эффективности использования работников, а не от того, как с ними обращаются.

Основные школы западной социологии труда (Ф. Тейлор, Э. Мэйо, Б. Скиннер). Социология труда (в развитых государствах Запада чаще она именуется индустриальной социологией) начала развиваться в 20—30х гг. XX в. Исследуя проблемы, связанные с социальной сущностью труда, индустриальная социология важным объектом анализа ставит социально-трудовые отношения. Один из известных современных американских социологов Ф. Херцберг считает, что западная социология проанализировала три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственно го поведения работников.

Первый подход — научный менеджмент, базирующийся на разработанной в начале XX в. теории американского инженера Фреда Тейлора (1856-1915). Согласно теории эффективность труда человека увеличивается благодаря сведению производственного задания к простейшим операциям, не требующим сложных трудовых навыков. Поштучная, сдельная, прогрессивно-премиальная системы оплаты труда вызвали повышение производительности труда даже пожилых и ленивых рабочих. Хронометрирование рабочих операций с целью экономии движений и упрощения трудовых функций, подробное описание каждой операции, тщательный инструктаж, почасовая оплата и система бонусов (крупных премий из прибыли предприятий, получаемых обычно один-два раза в год за успехи в труде), сборочные конвейеры — вся эта научная организация производства широко и успешно используется в промышленности и по сей день.

Тейлор Фредерик Уинслоу — выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной органи зации труда и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления. С 1890 по 1893 г. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеровмехаников, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.

Тейлор умер 21 марта 1915 г. в Филадельфии от воспаления легких. На его надгроб номкамне надпись: «Отец научного менеджмента». С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Он является создателем производственного планирования как дисциплины. Тейлор исследовал факторы, влияющие на производительность, и методы рациональной организации рабочего времени. На основе анализа тысяч экспериментов были сформулированы рекомендации по организации промышленного производства и по обучению кадров. Ф. Тей лор выдвинул идею узкой специализации, выделил планирование как важнейший элемент организации производства и считал, что производственным планированием должны заниматься профессиональные менеджеры.

Основной труд — «Принципы научного менеджмента», 1911.

Началом второго подхода социологии к регулированию производственного поведения работников стали проведенные в 20-30х гг. XX в. американским ученым Элтоном Мэйо (1880-1949) знаменитые Хоторнские эксперименты в «Вестерн электрик компани» близ Чикаго. Изучая влияние различных факторов на повышение эффективности производства (условия и организацию труда, за работную плату, межличностные отношения и стиль руководства и т. п.), Элтон Мэйо показал роль человеческого и группового фактора.

В концепции «человеческих отношений» Элтон Мэйо акцентирует внимание, во-первых, на том, что человек — социальное животное, ориентированное и включенное в контекст группового поведения; во-вторых, жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; в-третьих, руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворение индивида работой. Второй подход назван менеджментом человеческих отношений. Именно со второго подхода началась американская индустриальная социология. В современных условиях в ее пределах исследуются и практически разрабатываются важные проблемы труда.

Мэйо Элтон — американский психолог, основатель школы человеческих отношений в управлении, профессор индустриальной социологии в Гарвардском университете, затем профессор промышленных исследований Высшей школы бизнеса и администрации. Получил философское медицинское образование в Великобритании, затем финансовое — в США. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Филадельфийским и Хоторнским. Основал движение «за развитие человеческих отношений».

Один из основоположников школы человеческих отношений. Выдвинул идею гуманизации труда на промышленном предприятии. Заложил основы модели организации как общины, при этом в качестве ее важнейшей функции рассматривал функцию удовлетворения социальных потребностей человека в условиях кризиса американского общества, распада семьи, падения роли традиционных социальных институтов. Обратил внимание на социальную природу человека (основывался на тезисе о человеке как социальном животном), а также на значение малой группы, лидерства и не формальной организации в регуляции человеческого поведения.

Предложил сделать акцент в управлении на стимулировании мотивации и заинтересованности работника в содержании деятельности. Поставил под сомнение универсальность роли денежного вознаграждения как мотива деятельности. Подчеркивал важность интеллектуализации исполнительских функций, максимально возможного использования богатого человеческого потенциала, самоорганизации.

Хоторнские эксперименты — рабочая группа под руководством Э. Мэйо на Хоторнских заводах под Чикаго в 1927-1932 гг. проводила эксперименты по изучению воздействия различных технических и социальных факторов на производительность труда; изначально цель исследования заключалась в выявлении связи между уровнем освещенности рабочего места и уровнем производительности.

Хоторн Воркс — завод компании «Вестерн Электрик Компани» в Чикаго, на этих заводах собирали телефонное оборудование; количество рабочих составляло 25 тыс. человек; в 1983 г. компания была закрыта.

Третий подход к регулированию производственного поведения работников связан с именем американского социолога Берреса Фредерика Скиннера и назван ситуативным менеджментом. Здесь используются материальные социальные побудительные факторы. Вознаграждение за труд тщательно увязывается с достижением конкретных целей в трудовом процессе, а главной заботой менеджера стала оценка результатов деятельности работника и дотирование материальных и моральных стимулов.

640-1.png

Используемые источники:
  • https://srazu.pro/socializacia/socialnye-potrebnosti.html
  • https://sizozh.ru/socialnye-potrebnosti-cheloveka-primery-i-klassifikacii
  • https://studopedia.ru/6_164941_sotsialnie-potrebnosti.html
</h2></ul>