Социальная фасилитация — что это такой за феномен

Принципы и правила фасилитации

fasilitatsiya-min.jpgЛегко ли вам вести процесс обсуждения рабочих вопросов? Пленарные заседания, конференции, совещания — любой тип встреч, на которых люди высказываются в строго определенном порядке, неизбежно выключаются из процесса обсуждения в ожидании своей очереди. В результате многие идеи оказываются не озвучены, не все возможности рассмотрены. В лучшем случае люди начинают скучать, а в худшем появляется раздражение и неудовлетворенность результатом. На помощь придет метод фасилитации.

Это инструмент, которым можно пользоваться при проведении совещаний, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов. Разбираемся в тонкостях инструмента ниже.

Что такое фасилитация

Фасилитация (от англ. facilitate – помогать, направлять, облегчать) – одновременно процесс, группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение.

Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно. Иными словами, это специальные действия, направленные на организацию групповой работы.

Обсуждение рабочих вопросов обычно происходит в одной или нескольких группах. Групповая фасилитация – процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.

peresborka-post-min-1024x768.jpg

Кто такой фасилитатор

Личность фасилитатора – уже мощный инструмент влияния сам по себе. Это тренер, который обучен технологиям эффективной коммуникации. По мнению Тони Манна (автор нескольких книг по фасилитации), фасилитатор должен уметь:

    • направлять и структурировать дискуссию в нужное русло;
    • отбирать действительно удачные решения группы;
    • брать на себя риск, выходить самому и выводить участников фасилитации из зоны комфорта;
    •  работать с разного рода группами;
    • ориентироваться во всех форматах бесед и встреч;
    • сочетать разные инструменты и техники в процессе работы с группой;
    • быстро реагировать на изменение обстановки, затруднения участников – и, соответственно, быстро их преодолевать;
    • противостоять стрессу;
    • открываться людям, мотивировать их на личностные изменения.

Профессионал превыше всего ставит интересы группы, отказываясь от собственной экспертизы, не позволяет участникам увязать в обсуждении, но в то же время и не форсирует события и не оказывает давления на участников. Он несет ответственность за организацию обсуждения, позволяющую участникам всецело сфокусироваться на содержании объекта дискуссии.

Важно! Фасилитатор поддерживает конструктивный диалог и оказывает одинаковое внимание всем участникам обсуждения, эффективно управляя дискуссией, но не вступая в нее. Результатом такой встречи является принятие группой лучшего из возможных решений.

Отличие фасилитации от модерации

Существуют разные взгляды на то, что такое фасилитация и модерация. Одними экспертами они признаются как одинаковые процессы, а различие в терминах объясняются разным языковым происхождением (модерация – немецкое, фасилитация – английское). Другие специалисты находят эти процессы смежными, но имеющими различия:

    1. Фасилитация буквально означает “облегчение”, модерация – “обуздывание”. Модерация – более жесткая технология. У нее определен формат – беседа, в ходе которой нет возможности отвлечься на другую тему.
    2. Фасилитация – гибкая технология. В процессе применяются множество различных техник и инструментов: зарисовки, коллажи, даже конструкторы Лего. Участники не ограничены одной темой.
    3. Модерация используется в формате встречи: “обсуждение проблемы”, совещание у руководителя.
    4. Фасилитация подходит для решения конфликтных ситуаций, при принятии сложных решений и внедрении новых технологий.
Пять правил фасилитации
    • исследование процесса в противовес всеведению;
    • открытость и искренность к людям;
    • все участники процесса равны;
    • каждое мнение важно;
    • все люди умны и могут эффективно решать задачи.
Техники фасилитации

Инструментов фасилитации много, но существует несколько базовых техник:

    1. Future Search (“Поиск будущего”). Технология используется, когда различным заинтересованным подразделениям компании необходимы общая основа для сотрудничества и создание будущего всей организации.
    2. Work Out (“Выход за рамки”). Метод используется для разработки инновационных способов взаимодействия, преодоления бюрократизации компании, усовершенствования бизнес-процессов и способности достигать результатов, необходимых компании.
    3. Brainstorming (“Мозговой штурм“). Метод применяется, когда необходимо суммировать имеющуюся информацию и найти новые, свежие идеи.
    4. Polarization of opinion (“Поляризация мнений”). Метод применяется, когда необходимо уменьшить/«вылить» негативное отношение к теме, которая будет обсуждаться дальше; необходимо определить пессимистичный и оптимистичный прогноз развития ситуации.
    5. Open Space (“Открытое пространство”). Метод используется, когда большой группе сотрудников необходимо ответить на много частных вопросов или найти решения проблем в рамках одной темы. Шаги техники вытекают один из другого, как на схеме ниже:
Фасилитация в бизнесе

Фасилитация активно используется при проведении совещаний, круглых столов в компаниях и корпорациях. Что фасилитация дает в этом случае?

    1. Повышение эффективности деятельности сотрудников.
    2. Увеличение мотивации персонала.
    3. Развитие интеллектуального потенциала сотрудника.
    4. Создание безопасного психологического пространства.
    5. Внедрение новых технологий в бизнес.

Успешная фасилитация — это совместная качественная работа как участников, обсуждающих по-настоящему важные для них вопросы, так и фасилитатора, принимающего темп и уровень, на котором находится группа и использующего тщательно подобранные инструменты. Именно это позволяет получить максимальный результат.

Читайте также:
ТолкованиеПеревод
Фасилитация
b>Фасилитация от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать.

Фасилитаторами — называют психологов, консультантов, терапевтов.[1]

Фасилитация

Слово «фасилитация» в английском языке происходит от глагола facilitate — облегчать, помогать, способствовать.. «Краткий психологический словарь» разъясняет это понятие так: «повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида». Помощь нейтральной стороны (фасилитация). [1]

Фасилитация отличается от простого управления тем, что её способ не дерективный, то есть таковой, который не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы. Если при традиционных формах управления (например, группой) субъект побуждает её выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией её субъект должен сочетать в себе признаки не только функции руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Таким образом в случае фасилитации мы имеем дело с принципиально отличной управленческой ситуацией.[2]

Отличие психологической фасилитации

Фасилитация как психологическая техника очень похожа на симбиозклиент-центрированной психотерапииКарла Роджерса , она так же использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие со стороны психолога к клиенту, и позитивной психологии, помогает раскрыть в клиенте оптимизм, доверие, и те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно. Отличие от психотерапии Роджерса и позитивной психотерапии в том, что психолог-фасилитатор:

  • В случае отказа от прямого управления ситуацией, психолог-фасилитатор переходит на недирективное, коллективное («клиент-психолог») управление ситуацией, что помогает справиться с трудностями клиента.
  • Психолог-фасилитатор использует «позитивную конфронтацию», во взаимодействии между психологом-фасилитатором и клиентом в процессе которой выражается сомнение в ограниченности ресурса клиента или ресурсов совместной работы психолога и клиента.
  • Фасилитативное действие может включать в себя целую палитру как условно негативных, так и условно позитивных состояний (использует любые ресурсы), для достижения поставленной цели.
  • Психолог-фасилитатор и клиент, в процессе работы, толерантны к неопределённости.

Процессинг

  • Процессинг — это деятельность фасилитатора по изменению клиента; работа с чем-то (проблемой клиента), и его преобразование.
  • Преобразующий процессинг — это система принципов и техник, которые помогают людям изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонами своей жизни и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят.[3]

Это деятельность, в ходе которой фасилитатор поощряет человека изменить свои отношения с миром. Эта работа состоит в том, что фасилитатор показывает клиенту, как он представляет себе и структурирует мир, и изменяет это представление на лучшее для клиента.

Всё что фасилитатор говорит и делает, предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиента и продолжать его до успешного завершения. Мастерство фасилитатора состоит в том, чтобы уметь определить, когда следует начать процесс, как содействовать его протеканию и каковы признаки завершения процесса.[4]

Одна из частей преобразующего процессинга — СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССИНГ — это одна из частей преобразующего процессинга, которая ориентированна на реакцию людей по отношению к миру. Семантический процессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении.

В процессе работы фасилитатора с клиентом происходит личностное изменение.

Личностное изменение

  • Личностное изменение, в свою очередь, представляет собой некоторую способность, которая может изначально задаваться и развиваться в процессе социализации личности.
  • Психолог экофасилитатор — это не только интегратор, это ещё и зеркало. Зеркало, в котором видно то, что скрывается в личности клиента: то, на чём он стоит, и потому не замечает.
  • Если исходить из того, что практически любая группа выступает в качестве открытой динамической и самоорганизующейся системы, которая определяет свои цели и способы их достижения, то обнаруживаем ещё один тип фасилитации, который мы обозначили термином экологическая фасилитация (или экофасилитация).[5]

Виды фасилитации

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — представляет собой процесс управления и одновременно конструкции/реконструкции управляемой системы. При этом данный процесс является вероятностным, нелинейным и необратимым, что соответствует природе личностного изменения. Психологическая фасилитация обусловлена парадоксальным контролем над процессом самореконструкции и самоорганизации открытой динамической системы личности. .[6]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — вид педагогической деятельности в процессе которого ребёнок осознаёт свою самоценность, поддерживаеться стремление к саморазвитию, самореализации, самосовершенствованию, раскрытию способностей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — присутствие наблюдателя заметно влияет на деятельность человека или группы людей. Это явление зафиксированно в конце ХIХ в. в опытах французкого физиолога К. Фере, в дальнейшем изучалось В. М. Бехтеревым. (было доказано, что присутствие «наблюдателей» облегчает выполнение простых (механических), и ухудшает выполнение сложных задач.)

СПОРТИВНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ — это поиск, поддержка и усиление эффективных процессов в организации как команды в целом, так и отдельных спортсменов.

ЭКОФАСИЛИТАЦИЯ — происходит от понимания личности как динамической и открытой системы, которая находится в коммуникации с окружающей средой, включая не только социальную, природную, но и все другие уровни сред, которые, по сути составляют уровни социальной системы. Фасилитатор проводит клиента через процессы. (преобразующий процессинг)

Ссылки

Другие книги по запросу «Фасилитация» >>

Фасилитация – методика ведения дружественной беседы с сотрудниками некоторой компании. Она имеет место в психологии, педагогике и других сферах наук. Кроме того, у фасилитации есть виды, техники и инструменты работы, которые гарантируют положительные результаты ее проведения.

Фасилитация – важный инструмент для изменения компании в лучшую сторону

Что такое социальная фасилитация

Фасилитация – это в психологии термин, включающий в себя инструментарий, навыки, а также процессы для эффективной организации группового обсуждения имеющихся вопросов. Необходимость в данном явлении возникла относительно недавно, основной целью является нахождение некого способа сплотить группу людей в направлении достижения результативной цели. Групповая фасилитация – процесс обсуждения вопроса с помощью фасилитатора, который разъясняет суть тех или иных моментов, помогая принять единогласное решение.

Фасилитатор – сам по себе мощный инструмент процесса фасилитации, который должен обладать определенными навыками. Среди них выделяют:

  1. Умение направить и структурировать обсуждение в нужное русло.
  2. Выбор удачных идей.
  3. Правильное достижение психологического выхода из зоны комфорта с целью расширения кругозора.
  4. Работа с разнообразными группами.
  5. Реагирование и преодоление конфликтных ситуаций, затруднений участников в ведении разговора.
  6. Сочетание разных инструментариев и техник работы с группой.
  7. Исключение стресса.
  8. Открытость перед людьми, мотивирующая на личностные изменения.

Определение феномена в психологии

Определение фасилитации в психологии трактуется как изменение поведения индивида в присутствии посторонних людей. Если рассматривать ее как инструмент, то трактовка меняется: это модель управления, призванная облегчать общение. В противоположность от фасилитации прочие методики более директивны, строги. Таким образом, привычное течение собрания, когда начальник раздает собственные распоряжения, сменяется фасилитацией, которая подключает каждого члена группы к обсуждению дальнейших действий.

Обратите внимание! Участники группы с большим энтузиазмом выполняют задания.

Суть в том, что задача, поставленная перед ними, становится увлекательной, необычной. Кроме того, в данном случае собственный вклад в развитие организации ощущается острее, что вызывает сильную отдачу от сотрудников.

Фасилитатор умеет настроить сотрудников на полную отдачу в работе

Психологическая характеристика понятия отмечает особый интерес у группы к тому, какую роль она может сыграть в формировании прогресса организации, – это социальная фасилитация. Примечательно, что психолог, занимающийся налаживанием взаимодействия и взаимовлияния членов группы, должен отдавать себе отчет в следующем: окончательный результат может быть положительным, но не исключен и такой исход, где фасилитация обернется преградой, из-за которой цели не будут достигнуты.

Чем фасилитация отличается от модерации

Фасилитация имеет много общего с понятием модерации. Фасилитатор и модератор – это приглашенные специалисты по межличностным отношениям, которые имеют целью сплотить всех участников группы, чтобы принять одно действенное решение.

Однако фасилитацию можно противоположить модерации по уровню контроля. Модератор предполагает более жесткие рамки и правила проведения совещаний. Фасилитация допускает использование таблиц, зарисовок, даже конструкторов и игрушек, чтобы «урок» был более наглядным.

Методы по праву эффективны, хотя их можно использовать более индивидуально. В качестве примера приводится фасилитация, которая больше нацелена на разрешение конфликтов, тогда как модерация имеет влияние на проблемные вопросы компании в целом.

Социальная фасилитация и ингибиция

Социальная фасилитация – это такой феномен, когда один человек улучшает свои трудовые способности в присутствии других людей. Фасилитатор – лицо, которое облегчает рабочую задачу индивида, способствует усилению показателей не только группы, но и отдельного человека. Сама по себе социология сводится к тому, чтобы изучить закономерности взаимодействия, отношений между людьми. Примечательно, что в жизни животных наблюдаются высокие показатели эффективности действий. Таким образом, социальная фасилитация заключается в том, чтобы усилить результативность деятельности посредством наблюдения за ходом работы индивида.

Одна из загадок метода – как отреагирует человек на контроль со стороны

К данному выводу пришел американский психолог, который обратил внимание на то, что велосипедисты, участвующие в велогонке с соперниками, показывали лучший результат, нежели ездили просто по секундомеру. Это значит, что наличие посторонних людей, тем более конкурентов, заставляет индивида быть лучше в своей работе. Позднее было выявлено, что такой эффект достигается в решении простых задач. В случае с более сложными вопросами человеку свойственна ингибиция – понижение работоспособности человека под наблюдением.

Ингибиция может проявляться по разным причинам:

  • боязнь оценки (как следствие большой страх допустить ошибку);
  • отвлекаемость (индивид обращает больше внимания на реакцию окружающих, но сосредоточенность на работе рассеивается);
  • наблюдатель (который может стать раздражающим фактором).

Социальная фасилитация и леность

Человек, находясь в группе, «расслабляется», считая, что его работа не имеет значения. Это можно описать кратким понятием – леность. Социальная леность – довольно частое явление, проявляется у людей, привыкших работать самостоятельно. Большую роль в данном случае играет фактор культуры. Например, западные типы людей больше полагаются на себя, это индивидуалисты. Азиатский тип считается коллективистским.

Виды фасилитации

Расстройство личности — что это такой за диагноз

Фасилитация подразделяется на несколько видов:

  1. Психологический. Он является процессом управления, в ходе которого происходит конструкция (или реконструкция) некоторой системы. Наряду с происходящими личностными изменениями, данный процесс считается вероятностным, нелинейным, необратимым. Личность, как известно, динамична. Психологическая фасилитация имеет элементы парадоксального контроля за процессом самоорганизации открытой системы личности.
  2. Педагогический. Это вид педагогической деятельности, в ходе которого обучаемый осознает свою самоценность. Учеба призвана поддерживать стремление личности к саморазвитию, раскрытию способностей, самосовершенствованию.
  3. Спортивный. Важная составляющая спорта, нацеленная на то, чтобы суметь сплотить всех членов команды, в то же время показав их ценность по отдельности.

Классический пример успешного фасилицирования в спорте

  1. Экофасилитация. Данный вид фасилитации призван донести до человека понимание, что он, как личность, является открытой динамической системой. Данная система находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой (однако не только социальной и природной). Задача фасилитатора – провести клиента через так называемый преобразующий процессинг.

Техники фасилитации

Социальная дезадаптация в психологии

Фасилитатор использует ряд определенных техник в своей работе. Среди них выделяют следующие:

  1. Поиск будущего, или Future Search. Данная технология практикуется в случаях заинтересованности подразделений организации в крепкой основе для сотрудничества, а также для создания прогрессирующего будущего.
  2. Выход за рамки, или Work out. В данном случае происходит разработка новых способов взаимодействия, снижения бюрократизма, совершенствования бизнес-процессов. Наиболее важный момент – это достижение высоких результатов компанией.
  3. Мозговой штурм, или Brainstorm. Распространенный метод обмена информацией внутри группы с целью сформировать новые свежие идеи.
  4. Поляризация мнений, или Polarization of Opinion. Бывает, что предлагаемая тема обсуждения встречается с негативом. Данная техника призвана, чтобы исключать этот негатив посредством выявления общего прогноза течения беседы.
  5. Открытое пространство, или Open Space. Метод, используемый в больших группах, когда появляется необходимость ответить на большое количество вопросов в поисках решения некоторой проблемы. Данная техника подразумевает пошаговый метод:
  • наводящий вопрос (что хочется, как улучшить/получить и т.д.);
  • концентрация на беседе (что имеется сейчас);
  • непосредственно идеи (с учетом мнения каждого участника);
  • группировка идей (каждой группе дается название);
  • оценка идей (включает конструктивность, эффективность, результативность);
  • план по внедрению окончательного решения.

Причины возникновения эффекта аудитории

Социальная среда — что это в психологии

Эффект аудитории – это знакомое многим явление, характеризующееся тем, как меняется поведение одного человека в присутствии постороннего. Считается, что случаи положительного или отрицательного влияния постороннего человека на некого индивида возникают в силу общего возбуждения.

Обратите внимание! Повышение возбуждения является положительным эффектом тогда, когда индивид выполняет простые задачи, он уверен в себе и своем деле.

Люди по-разному чувствует эффект аудитории

Намного чаще люди сталкиваются с отрицательным влиянием, когда индивид боится совершить ошибку, будучи не уверенным в решении проблемы.

Фасилитацию противопоставляют модерации, это два разных понятия. Фасилитация более гибкая по отношению к ведению бесед с людьми. Поэтому ее проведение чаще заказывают для сотрудников руководители компаний с целью сплотить их, объяснить важность совместной работы для роста успеха организации.

Видео

Опубликовано 12.01.2016 — 21:28 —

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного педагога. Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngfasilitatsiya.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Фасилитация как способ  формирования  инновационной позиции педагога.

Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока что малоизвестен в России. Например, ведущая международная ассоциация фасилитаторов (The International Association of Facilitators), существующая с 1989 года, в настоящее время включает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней в настоящее время зарегистрированы всего несколько человек. Тем не менее, фасилитаторство входит как компонента в практику любого квалифицированного педагога. Иногда термином «фасилитатор» обозначают помощника ведущего круглых столов, семинаров, тренингов, отвечающего за соблюдение регламента и циркуляцию информационных материалов. В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором называют педагога, который помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста».

Фасилитация — от англ. «facilitate» — облегчать, помогать, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижении соглашения к взаимному удовлетворению участников,  процесс, позволяющий эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации и без потерь времени выполнить все пункты повестки собрания или совещания. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала. Таким образом, фасилитация -это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, помощь нейтральной стороны, задача которой — облегчение взаимодействия внутри группы.

Воспитатели-фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку и режим дня, умеют добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Воспитатель-фасилитатор во время родительских собраний или других совместных мероприятий предоставляет родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, беспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента. Он создает фасилитационную группу (родительский комитет), для  разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляет их работу, модерирует результаты. В целом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор — это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор — тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.

Этот термин очень актуален в воспитаельно-образовательном процессе, особенно при взаимодействии педагога с родителями и детьми. Задача воспитателя —  вовлечь родителей, заинтересовать в НОД  и предложить им участвовать  в обучении, вносить  собственный опыт и жизненные ценности.

Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике общения педагога с родителями, родителей между собой иногда вызывает разногласия и непонимание. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия. Такой процесс осуществляет педагог, которому необходимо иметь качества фасилитатора, чтобы грамотно управлять процессом обсуждения и структурировать  работу в группе с родителями и детьми.

Можно  выделить наиболее интересные и полезные для родителей формы работы педагога: круглый стол, анкетирование, совместные с детьми игры, креативные игры,  мозговой штурм,  рисуночные упражнения, примеры из личной практики семейного воспитания, тренинги.

Тренинг — это такая форма обучения, где много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему. Письменные тренинги, где люди пишут  свою мечту на листке бумаги посредством бумажных  корабликов или самолетиков,  на которых пишут свои желания. Креативные игры —  творческие, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей. Это игра ума, идей, на  этой игре мы учим детей фантазировать. Чтобы ребёнок  стал креативным,  нужно чаще с ним играть в сюжетно ролевые игры, разгадывать ребусы и ассоциации, тесты, отгадывать загадки. На мозговом штурме выбирается, задаётся  тема, и принимают участие все участники. Каждый участник предлагает свой вариант ответа, затем эти варианты ответа фиксируются на листке бумаги или экране, отбрасываются ненужные варианты ответов и определяется окончательное решение с доказательством, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и прийти к общему результату. Перечисленные формы работы, позволяют решить актуальные практические проблемы, достичь конкретных результатов, овладеть универсальными технологиями поиска проблемного результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.  Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Чтобы родители включились в интерактивное (взаимное) общение, освоили определённые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные  установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Задача фасилитации- это организованные решения  и предположения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции  фасилитации- стимулирование и актуализация возможностей, инициирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации- сотрудничество, взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации —  различные процедуры, в процессе которых участники делают определённые выводы:

-советы, рекомендации, диагностика( выявление проблем); разработка и внедрение решений,

— постановка проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы,

— поддержка, консультирование, создание условий для творчества,

-конструктивная  деятельность по поиску решений,

— помощь в нужной ситуации,

-выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм.

Фасилитация даёт возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простого освоения нового за счёт использования интеллектуального потенциала всей  группы.

Технология фасилитации стимулируют к напряжённой мыслительной  работе, к организации поиска совместных решений. Повышает их качество, вовлечённость, ответственность каждого родителя (педагога) за принятое решение.  Применение  технологий фасилитации требует от воспитателя умения строить теплые, доверительные отношения с родителями; способность создавать особую атмосферу сотрудничества; стремиться к  взаимодействию, избегая конфликтов; раскрывать возможности  участников образовательных отношений. Педагога, обладающего  всеми этими качествами и умениями  можно назвать  фасилитатором.

При взаимодействии с родителями педагог-фасилитатор обязан придерживаться  следующих правил:  

  1. Помогать родителям, формулировать цели и задачи, стоящие перед всей группой и каждым из них.
  2. Внушать и демонстрировать доверие.
  3. Служить источником опыта.

4. Понимать, что у каждого родителя есть мотивация к взаимодействию.

5. Чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.

6. Быть активным участником группового взаимодействия.

7. Деликатно  и тактично выражать сои мысли и чувства.

8. Владеть стилем культурного общения с родителями

9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

Основное качество фасилитатора — это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, а это напрямую зависит от того, насколько он авторитетен и признан родителями и детьми. Грамотный  фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло,  открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленной цели, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста, преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных этапах роста, облегчить адаптацию в дошкольном учреждении и обеспечить плавный переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. В настоящее время очень важна работа педагога как фалиситатора и с родителями, необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-305210-1380473957.jpgПозиции педагога в управлении детской игрой

Как управлять детской игрой…

picture-379540-1389375443.jpgПозиция педагога как фактор развития детского коллектива

В статье рассказвыается о том, как должен себя вести педагог для правильного и полноценного развития и становления коллектива…

picture-495263-1474988145.jpgЭТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА.

ЭТИЧЕСКАЯ  ПОЗИЦИЯ  ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.Профессиональной этикой, в общем, называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые выте…

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется …

picture-767818-1551765939.jpgорг-проект семинара “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности»

Задачи семинара:Выяснить, какие позиции, занимаемые  педагогом в совместной деятельности с детьми, обеспечивают возникновение  и становление детской инициативности и самостоятельности.Продем…

picture-767818-1551765939.jpgПрезентация к семинару “Позиция педагога как условие возникновения и становления детской инициативности и самостоятельности»

Позволим детям  упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку…

picture-837351-1483726479.jpgПозиция педагога в управлении детской игрой

Для управления д/игрой необходим высокий  профессионализм, который выражается в знании психологии игры, психологии ребенка и наличии определенных качеств и умений у педагога. При управлении игрой…

  • Мне нравится
  Используемые источники:
  • https://donskih.ru/2017/06/metod-fasilitatsii/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1882990
  • https://srazu.pro/upravlenie/socialnaya-fasilitaciya-fenomen.html
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/fasilitatsiya-kak-sposob-formirovaniya-innovatsionnoy