Социализация личности — понятие и сущность, агенты, примеры

Содержание:

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей. Рис. 1. Социализация личности</figcaption>Две основы, которые составляют весь процесс социализации:
  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.
Важно! Главные учителя — это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:
  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:
  • Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  • Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  • Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.
Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека. Рис. 2. Стадии социализации личности</figcaption>

Стадии социализации личности

Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества. Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.

Первая стадия — младенчество

Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.

Вторая стадия — раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т.д.

Третья стадия — непосредственно детство

Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение. У него начинает формироваться память, внимание и т.д.
Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия — школьные годы

Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил. В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.
Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь. Рис. 3. Институты социализации личности</figcaption>Подростки познают новый для них мир, и главное на этой стадии помочь им, чтобы они не разочаровались в себе.

Шестая стадия — молодость

По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия — зрелый возраст

Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен. На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Тест для закрепления материала

  1. 1Социализация личности — это:
    • <label>Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе</label>
    • <label>Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам</label>
    Вопрос 1 из 5
  2. 2Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
    • <label>Пять</label>
    • <label>Семь</label>
    • <label>Восемь</label>
    Вопрос 2 из 5
  3. 3Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
    • <label>Родственники и друзья</label>
    • <label>Друзья и органы управления</label>
    • <label>Школы, университеты, и другие масштабные предприятия</label>
    Вопрос 3 из 5
  4. 4Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
    • <label>Незнание норм поведения</label>
    • <label>Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя</label>
    • <label>Проблемы с приспособляемостью, низкая активность</label>
    Вопрос 4 из 5
  5. 5На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
    • <label>На стадии дошкольного возраста</label>
    • <label>На стадии раннего детства</label>
    • <label>В школьные годы</label>
    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Конфликт — понятие, сущность и способы разрешенияОбщение — понятие, виды, функции, средства, целиИнтеллект — понятие, признаки, как развивать, оценкаПамять — виды и типы, свойства, индивидуальные особенности

Я выбрала для написания эссе изречение Б.Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Главная мысль высказывания заключается в том, что «рождение» личности не совпадает по времени с реальным рождением человека, то есть индивида. С автором изречения трудно не согласиться, ведь появлению личности способствует накопление и обобщение общественного многолетнего опыта. Для более подробного рассмотрения вопроса разберем теорию, относящуюся к выбранной мною темы.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, носитель обусловленных свойств. Чем же индивид отличается от полноценной личности? Так, личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт. Как нам известно из курса обществознания, становление личности невозможно без процесса социализации (процесс усвоения и развития индивидом культурных норм и социального опыта). Социализация человека может длится всю его жизнь, на это требуется действительно много времени. Таким образом, мы можем сделать вывод, что автор утверждения прав, говоря о том, что личность появляется намного позже самого индивида.

В доказательство своих слов хочу привести несколько весомых примеров. В науке существует термин «Дети Маугли». Это человеческие особи, растущие вне социума по каким-либо причинам, воспитывающиеся животными или живущие сами по себе. Такие дети не умеют разговаривать на понятном человеку языке, имеют в большей степени животные повадки, инстинкты и уже никогда не станут полноценной частью общества, личностью. Это доказывает, что рождение человека не означает рождение личности, и, учитывая мнение Б.Ананьева, начало личности в данном случае наступит не позже, а, к сожалению, уже никогда.

Примером из истории может служить биография великого полководца – Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился болезненным, слабым, и никто никогда не верил, что он может каким-либо образом связать свою жизнью с военной сферой. Однако, Александр, загоревшись идеей защиты своей родины, поступил в военное училище, с успехом окончил его, а в дальнейшей стал тем, чье имя известно по всей стране заслугами ведения войны, великими стратегиями. Этот факт доказывает, что путем усвоения опыта и собственным развитием можно стать личностью, несмотря на любые врожденные особенности.

Делая вывод, можно сказать, что личностью человек становиться только под влиянием общества и собственной работы и развитием.

Эссе по обществознанию / Примеры эссе по обществознанию ЕГЭ 2019

Задание № 5784

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Показать ответ Комментарий:

Первое суждение верное и отражает стихийный характер влияния общества на личность.

Второе суждение верное и содержит определение социализации.

Третье суждение ошибочное, социализация проходит в течение всей жизни человека.

Четвёртое суждение верное, в нем зафиксирована связь социализации с включением в социальную группу.

Пятое суждение ошибочное, начало трудовой деятельности не означает окончания процесса социализации.

Ответ: 124

Напиши свой вариант решения в комментах 👇🏻

Или зайди на сайт egevpare и подбери репетитора >>

Социализацией называется процесс интеграции (включения) индивида в систему социальных связей через овладения социальными нормами. Социализация необходима для развития общества, так как в отличие от животных, чье поведение регулируется инстинктами, в человеке его «человеческое» не заложено. Социальные качества не являются врожденными, их необходимо приобретать. Социализация человека проходит от рождения и до самой смерти. Это связано с постоянным изменением мира и необходимостью подстраиваться к новым реалиям. Даже самым старым.

Во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

Нужно смоделировать ситуации, в которых происходит усвоение человеком социальных норм и правил. Это должны быть очевидные и яркие ситуации. Сначала следует понять, какие именно нормы должна выражать ситуация, а уже потом иллюстрировать её. Пусть это будут следующие нормы и стратегии поведения в обществе:

  1. Умение трудиться, усидчивость.
  2. Понимание иерархии и умение подчиняться
  3. Сопереживание, сочувствие

Теперь к каждому пункту моделируем 1-2 ситуации, в которых происходит усвоение норм.

  1. В школе ребенка приучают выполнять домашнее задание и работать на уроке. В институте студенту необходимо самостоятельно усваивать большое количество информации и посещать библиотеку, чтобы успешно сдать сессию. Это воспитывает трудолюбие.
  2. Во время службы в армии солдат заставляют подчиняться старшему по званию. В семье бабушка приучает внука к дисциплине и заставляет мыть руки перед едой.
  3. Мама, гуляя с дочерью, подобрала на улице больного котёнка и вылечила его. Этим она подала пример сочувствия к тем, кто слабее и нуждается в помощи.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна, преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Используемые источники:
  • https://nauka.club/psikhologiya/socializaciya-lichnosti.html
  • https://socialtutors.ru/esseobshestvoznanie/primeresse/38-primer-jesse-po-obschestvoznaniju-sociologija-lichnost-i-individ.html
  • https://neznaika.info/q/5784
  • https://kurs-ege24.ru/article/socializaciya/

Скажите что-нибудь