Роль невербальных средств в общении

Невербальная коммуникация предполагает включение в процесс общения не речевых, а иных средств взаимодействия индивидов между собой. Ее можно условно разделить на три большие группы средств сообщения:

1) движения тела;

2) вокабулярная характеристика речи (скорость, уровень высоты, ритмика, громкость);

3) использование в общении объектов вещного мира (например, цветы в качестве сообщения о влюбленности или уважении).

Функции невербального общения

Психологи определяют три основных функции невербального взаимодействия, в ходе которых она сопровождает вербальный контакт:

1) дополнение (в том числе, усиление и повторение вербального посыла);

2) опровержение словесных сообщений;

3) регуляция взаимодействия.

Так, дополнение свидетельствует о том, что невербальное послание расцвечивает речь, придает ей выразительности, вносит уточнения или помогает лучше понять ее содержание (один человек сообщает другому, что очень рад его встретить, и при этом обнимает – осуществляется усиление эмоции).

Опровержение указывает на противоречие невербального посыла вербальному. Например, в ответ на вопросительную фразу: «Вам нравится?» оппонент смущенно улыбается, отводит взгляд и произносит: «В целом — да». Его невербальные проявления в данный момент говорят о том, что ответ «да» не полностью правдив. Невербальное сообщение чаще всего спонтанно и менее управляемо сознанием.

Следовательно, оно в большей мере аутентично. При расхождении смысловой или эмоциональной направленности невербальных и вербальных сигналов искать истину следует в первых.

Замещение – это использование средств невербальной коммуникации взамен словесной (например, в очень шумном помещении один человек не словами, а взглядом и жестами зовет к себе другого).

Регулирование – это употребление возможностей невербальных взаимодействий, разных невербальных знаковых символов для регуляции коммуникации между индивидами (повороты головы и корпуса, касания, высота и тон голоса собеседника и т.д.).

Невербальное сообщение как коммуникативная единица

1. Коммуникация акустическая – посредством звуков. Она подразделяется на:

— экстралингвистику (вздохи, интонационные паузы, покашливание, варианты смеха, плач);

— просодику (уровень громкости и высоты голоса, его темп, тембровый дипазон).

2. Оптическая коммуникация (или кинесика) – общение посредством изменения жестов, мимического «рисунка», разнообразных выражений глаз и лица в целом. Она предполагает:

— «говорящие» движения (контакт, устанавливаемый взглядом, различные позы и жесты);

— физиогномику (характерные изменения лица и тела, основанные на анатомическом строении тела человека).

3. Тактильно-кинестетическая коммуникация – взаимодействие посредством прикосновений. Данное общение называют еще такесикой, предполагающей похлопывающие и поглаживающие жесты, пожатие рук, поцелуи и т.п.

4. Ольфокторная коммуникация, основанная на межличностном взаимодействии при помощи запахов (запах духов, одеколона и т.д.).

Перечисленные виды невербального взаимодействия между индивидами, разумеется, не изолированы один от другого. Они находятся в непрерывном взаимодействии, иногда один вид дополняет другой, а порой они вступают в противоречие.

Чтобы понять истинный эмоциональный настрой собеседника, необходимо внимательно воспринимать все посылаемые им невербальные сообщения и в зависимости от контекста определить доминирующее среди них.

VN:F [1.9.20_1166]iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналПедагогика и психология образования2012ВАКОбласть наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic elements of nonverbal behaviour are various movements and attributes of a person’s appearance. They are closely related to dynamics of psychological state changes of an individual. Formation of these skills and acquired habits are important for professional training of specialists of the «person-to-person» sphere.

Текст научной работы на тему «Роль невербальных средств в межличностном общении»

Проблемы практической психологии

А.А. Оксюта

Роль невербальных средств в межличностном общении

Основные элементы невербального поведения представлены как разнообразные движения и атрибуты внешности человека, связанные с динамикой изменений психологического состояния индивида. Формирование данных умений и навыков имеет большое значение для профессиональной подготовки специалистов сферы «человек-человек».

Ключевые слова: невербальное поведение, внешность, мимика, речь, голос.

Неотъемлемой составляющей взаимодействия людей в группе является взаимное влияние друг на друга участников процесса коммуникации вне зависимости от ее целей и направленности, причем влияние это оказывается как при помощи вербальных, так и невербальных средств.

Альбер Мерабян в 50-е гг. XX в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% передается вербально, 38% — вокально (тоном голоса, ударением и артикуляцией) и 55% -невербальными сигналами. Рэй Бердвистелл обнаружил, что вербальный компонент межличностного общения составляет менее 35%, а свыше 65% информации передается невербально [4, с. 14].

Основные элементы невербального поведения представляют собой разнообразные движения и атрибуты внешности человека, такие как мимика, жесты, взгляд, позы, интонация, прическа, макияж, предметы одежды и аксессуары, которые тесно связаны с динамикой изменений психологического состояния индивида.

В общении мы выражаем себя и познаем окружающих путем наблюдения и анализа их поведения. Наши действия и экспрессивные выражения в процессе совместной деятельности с другими людьми имеют значение не только для нас, но и для наших партнеров. Они формируют

Проблемы практической психологии

отношение других людей к нам, т.к. становятся общими аспектами и могут повлиять на протекание и результат нашей с ними общей жизненной активности. По словам А.А. Бодалева, «каждый человек выступает по отношению к партнерам по общению не только как объект и субъект воздействия, но одновременно и как объект и субъект познания» [Цит. по: 2, с. 22].

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, отражающее переживаемые эмоции. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в выражении шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови и губы.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом) или спонтанно (непроизвольно). Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря этому при наличии соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Но надо обратить внимание, что непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

В создании впечатления о воспринимаемом человеке большую роль играет и его речь. И устной, и письменной речи любого человека присущ ряд индивидуальных особенностей. К ним относятся характерная для данного человека скорость говорения, длина фраз, типичные для него конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и пр. Стиль речи, характерный для воспринимаемого человека, оценивается другой личностью с точки зрения соответствия определенным речевым эталонам, сформировавшимся у этой личности, и сказывается на общем мнении, которое складывается у нее о воспринимаемом человеке.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на характер впечатления, которое складывается у взаимодействующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид и зависит от привычного положения корпуса и головы. Определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности.

Походка человека, отраженная нами, может быть сигналом его эмоционального состояния, иногда может оворить о перенесенных болезнях, о роде занятий. Походка характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения как сиюминутного состояния, так и индивидуальных особенностей человека, например, темперамента, некоторых черт характера. Голосу также присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании.

Г. Олпорт попытался установить связь между голосом и некоторыми чертами физического и психического состояниея человека. Испытуемые Г. Олпорта «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертиро-ванный или интравертированный тип личности характерен для его владельца. По словам Г. Олпорта, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека [Цит. по: 1, с. 24].

Помимо признаков, образующих физический облик человека и его выразительное поведение, компонентом внешнего облика человека являются его одежда, прическа, украшения и прочие предметы и признаки,

Педагогика и психология

Проблемы практической психологии

с помощью которых достигается то или иное внешнее «оформление» облика человека. Этот компонент облика может говорить о роде деятельности человека, национальной принадлежности служить дополнительным признаком возраста, свидетельствовать о вкусах и привычках и т.д.

В рамках эмпирического исследования по данной теме на тренингах со студентами мы применяли следующие упражнения:

-приглашение профессионального актера, задачей которого было изобразить основные эмоции (гнев, радость, печаль), чтобы студенты могли постараться идентифицировать выражение лица, это значительно помогло студентам в работе над выражением своих эмоций;

-приглашение незнакомого человека на практическое занятие, чтобы студенты могли по внешнему виду определить темперамент, характер этого человека, образ жизни и модель поведения;

-определение по фотографиям эмоционального состояния изображенных на них людей, предположения по поводу того, что за ситуация изображена на снимке;

-работа студентов в парах и группах во время тренингов, что также способствует формированию навыков и умений интерпретировать невербальные средства общения.

То, как человек воспринимает других людей, во многом зависит от его предыдущего опыта общения и индивидуальных особенностей личности. В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя [Цит. по: 3, с. 275].

Лишь человек, чутко и грамотно воспринимающий других, может способствовать успешному созданию, развитию и функционированию малой группы. Формирование умений и навыков интерпретировать невербальные средства общения, особенно мимику, играет важную роль в становлении специалистов различных видов деятельности, связанных с постоянным межличностным общением и воспроизведением человеческого общения в творчестве, таких как практические психологи, преподаватели, адвокаты, судьи, актеры, филологи, управленцы и т.д.

Библиографический список

1.Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

2.Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2009.

3.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-изд. СПб., 2008.

4.Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М., 2008.

5.Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практического психолога: Интерактивный учебник: Игры, тесты, упражнения. 2-е изд. М., 2008.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальности

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Восприятие — что это такое в психологии

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

</ul>
  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Развитие личности — что это такое в психологии

Невербальные средства общения это система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

Эффект плацебо — что это такое в психологии

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Поза

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

</ol>
  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео

Содержание:

Роль невербальной коммуникации

В реальности коммуникация представляет собой намного больше, чем то, что мы говорим. Слова – это лишь малая часть нашего межличностного общения.

Научные исследования показывают, что 55% всей информации во время презентации мы получаем при помощи телодвижений: контакта глазами, жестов, положения в пространстве, поз; тоном голоса передается 38% информации и только 7% передается содержанием речи. 

Именно поэтому важно не только то, что именно мы говорим, но и то, как мы говорим. К примеру, учащихся специально обучают в школах актерского мастерства правильно передавать информацию не только своими словами, но и телодвижениями, голосом. При помощи невербальной коммуникации информацию можно считывать со своего собеседника непосредственно. 

Еще Ф. Шиллер писал: «Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле – приходится угадывать из его мимики, ужимок при высказывании слов, из тех, следовательно, движений, которые он делает непроизвольно». 

Мимика, позы, интонационные характеристики речи, пантомимика содержат в себе огромное количество информации о человеке. К тому же невербальный язык интернационален: у многих народов все основные эмоции воспринимаются и выражаются практически одинаково. Невербальное поведение человека является очень информативным из-за высокой степени его достоверности. Известно, что оно практически не осознается человеком и его нельзя целиком контролировать. Конечно, какие-то позы, жесты можно сымитировать, но есть большое количество поведенческих признаков, которые сознательному контролю не поддаются, поэтому, их невозможно фальсифицировать никоим образом. 

К таким признакам можно отнести признаки, которые основаны на функционировании вегетативной нервной системы (потоотделение, побледнение и покраснение кожных покровов, изменение дыхания (оно может быть редким или частым, поверхностным или глубоким и т.п.), изменения в тонусе мускулатуры человека (тело может напрячься непроизвольно), покашливание, глотательные движения). По невербальным признакам именно поэтому можно судить о ложности или истинности предоставляемой собеседником информации. По данным признакам можно судить насколько соответствуют действительности сказанные слова. Зачастую тон голоса или непроизвольный жест намного правдивее, чем произнесенные слова.

Психологические механизмы невербальной коммуникации активно изучаются в настоящее время. Поведение человека является единой биосоциальной системой, поэтому имеется связь между психикой и поведением человека. Мысль о единстве поведения человека и психики занимает центральное место в работах ведущих ученых. 

Невербальное поведение неотделимо от личности. Использование невербального поведения как инструмента познания другого человека возможно потому, что оно выступает частью мира этой личности.

Основы изучения невербального поведения заложены в работах русского выдающегося ученого И. М. Сеченова. Изучением невербального поведения занимались также такие знаменитые ученые, как В. Райх, Ч. Дарвин, П. Экмап, Д. Эфрон, Е. Холл, Р. Бердвистелл, и другие. Конкретные методы анализа отражены в работах популярных в настоящее время ученых А. Пиза, Г. Калеро, Д. Пиренберга и других.

Вербальная и невербальная коммуникации дополняют друг друга и существуют в сложном взаимодействии. Невербальное взаимодействие может:

  • дополнять (усиливать, дублировать) вербальные сообщения;
  • замещать вербальные сообщения;
  • опровергать вербальные сообщения;
  • регулировать разговор.

Таким образом, можно сделать вывод, что знания только вербального общения недостаточно, нам нужно знать и осознавать некоторые невербальные признаки, особенно в эпоху глобализации,  когда происходит взаимодействие и обмен культурами и обычаями. Мы должны помнить о культурных различиях при использовании или интерпретации невербальных знаков. Например, рукопожатие, которое широко принято в западных культурах как приветствие или подтверждение деловой сделки, не может быть принято в других культурах и может вызвать путаницу. Хотя прямой контакт глазами приемлем в западной культуре (что свидетельствует о нашей уверенности), но это может быть неприемлемым в некоторых других частях мира, как в японской культуре.

Функции невербальной коммуникации

В. М. Погольша, Н. В. Казаринова и В. Н. Куницына выделяют ряд функций невербального поведения:

  • его «Я» – образе и самооценке;
  • его эмоциональном состоянии в данной ситуации;
  • его личностных качествах и свойствах;
  • сто социальном статусе;
  • его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, выходит из него и поддерживает);
  • его принадлежности к определенной субкультуре или группе.

2. Оно отражает отношение друг к другу участников процесса коммуникации:

  • о типе или характере отношений (зависимость – доминирование, нерасположение –расположение);
  • о динамике взаимоотношений (выяснить отношения, желание поддерживать общение, прекратить его и т.п.);
  • о желаемом уровне общения (эмоциональная и социальная близость, либо отдаленность).

3. Оно отражает информацию об отношении участников процесса коммуникации к самой ситуации, которая позволяет им регулировать взаимодействие. Она также свидетельствует о включенности в эту ситуацию (спокойствие, комфортность, интерес) или желании выйти из данной ситуации (нетерпение, нервозность).

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!  

Каналы невербальной коммуникации

Рассмотрим основные каналы невербальной коммуникации (таблица 1). Невербальное взаимодействие происходит при помощи различных каналов: 

  • зрение, 
  • слух, 
  • кожнотактильные чувства, 
  • вкус, 
  • обоняние.

Таблица 1 — Структурная схема невербального поведения человека (по В. А. Лабунской)

Акустическая    Оптическая    ОльфакторнаяТактильно-кинестетическая
ЭкстралингвистикаПросодикаКинесикаЗапахиТакесика

Кашель

Паузы

Вздох

Плач

Смех

Тембр

Темп

Громкость

Высота

Контакт глазами

Поза

Выразительные движения

Походка

Мимика

Жесты

Строение лица и черепа

Физиогномика

Строение туловища

Запах косметики 

Запах тела

Поцелуй

Рукопожатие

Похлопывание

Поглаживание

Существует около 1 тысячи устойчивых различных позиций, которые человеческое тело способно принять. Больше иных изучены три группы поз, которые выражают отношение одного человека ко второму:

1) включение или исключение из ситуации (закрытость или открытость). Различные закрытые позы (перекрещенные ноги, руки, отклонение спины назад и т.д.) свидетельствуют и о внутренней закрытости в процессе коммуникации. Одним из способов дистанцирования от собеседника являются максимальное мышечное расслабление. Это дает возможность уменьшить количество личных реакций, что формирует ощущение безопасности. Когда человек расположен к общению, его поза изменяется на прямо противоположную: туловище наклонено вперед, его тело развернуто к партнеру;

2) доминирование (похлопывание по плечу, нависание над партнером и т.п.) или зависимость (ситуативная сутулость, взгляд снизу и т.п.);

3) противостояние (человек стоит боком, выставив плечо вперед, сжав кулаки) или гармония (позы синхронизированы, свободны, открыты).

Мы реагируем языком, телом и разумом. Это все взаимосвязано, поэтому так или иначе наши мысли находят отображение в нашем теле. Тело не может лгать. Поэтому так важно уметь читать сигналы, поступающие к нам от тела нашего собеседника:

  • изменение интонационных характеристик;
  • изменение громкости и модуляции голоса;
  • изменение тонуса мускулатуры;
  • хаотичные движения или, наоборот, «застывание» (если собеседник хочет себя контролировать);
  • внутреннее напряжение;
  • жестикуляция, которая не свойственна данному человеку;
  • движения глаз (глазодвигательные паттерны).

Проблема интерпретации невербального поведения

На тренингах обычно просят объяснить понятно и четко – что именно обозначает какой жест, т.е. сформировать своеобразный словарь жестов. Такого рода словари пытались неоднократно составить разные ученые. Однако потом выяснялось, что это весьма сложно сделать.

По своей сути невербальное общение является многогранным. Непроизвольные движения в его структуре преобладают над произвольными. Весьма сложно сформировать четкую словесную привязку состояния и слов человека. Целесообразно скорее говорить о некоторых общих закономерностях. Несомненно, определенные правила имеют место быть. Люди обычно им следуют бессознательно и реагируют на нарушение правил.

Выявлено, что одинаковым является только проявление эмоциональных состояний, таких как страх, радость, внимание, презрение, гнев, удивление и др. И именно данные состояния поддаются описанию. Но они и так являются легко узнаваемыми. В целом при оценке невербального поведения человека нужно учитывать большое количество разнообразных факторов, таких как:

  • особенности поведения конкретного человека;
  • общая ситуация общения;
  •  возраст;
  • пол;
  • степень значимости партнеров друг для друга;
  • этнические и культурные нормы выражения индивидуальных особенностей человека.

Именно из-за многогранности невербального поведения его объяснение в высокой степени вероятностно. Интерпретация невербального поведения сложна, так как необходимо учитывать все дополнительные факторы. Для того чтобы обучиться пониманию невербальных знаков других людей, нужно развивать такое качество, как наблюдательность. В этом может помочь искренний интерес к собеседнику и всем людям.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.Психологические термины Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

1582185263_2.jpg

Что такое вербальное общение

Под вербальным общением понимается привычный нам звуковой язык.

Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

Под невербальным общением понимаются такие средства общения, как мимика, жесты, позы, прикосновения, интонации, изменение обстоятельств общения – то есть такие, которые осуществляются без использования слов. Инструментом такого общения становится человеческое тело, имеющее огромное количество выразительных возможностей.

При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.

Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.

Способы невербального общения

Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

  • Интимное расстояние – до полуметра. Так разговаривают собеседники, которые в максимальной степени доверяют друг другу, готовы поделиться самым сокровенным. В частности, очень близко друг к другу стоят влюблённые. Лучшие друзья тоже общаются на максимально близкой дистанции. На таком расстоянии возможны телесные контакты, прикосновения, которые тоже отражают максимально близкие, доверительные и интимные отношения.
  • Межличностное расстояние – от полуметра до 1,2 метра. На такой дистанции ведут дружескую беседу обычные друзья, приятели, близкие знакомые. Здесь также могут допускаться прикосновения, хотя и невозможны такие сильные телесные контакты, как в первом случае.
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 метров. Оно предназначается для неформального взаимодействия в обществе, во время деловой встречи. Чем расстояние больше, тем разговор более формальный. Само собой, что прикосновения на таком расстоянии уже невозможны.
  • Публичное расстояние – более 3,7 метров. Это наиболее подходящее расстояние для лектора, выступающего перед большой группой людей.

Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».

Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение. Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.

Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

1582185571_3.jpg

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Смотреть видео

Используемые источники:
  • http://stimulas.ru/motivators/neverbalnaya-kommunikatsiya-v-mezhlichnostnom-vzaimodeystvii.html
  • https://cyberleninka.ru/article/n/rol-neverbalnyh-sredstv-v-mezhlichnostnom-obschenii
  • https://srazu.pro/socializacia/neverbalnoe-obshhenie-v-psixologii.html
  • https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/neverbalnaja-kommunikatsija/
  • https://psylogik.ru/221-verbalnoe-i-neverbalnoe-obschenie.html
</h2></ol></h2>