Психологические особенности личности

Психология изучает не только общие законы и закономерности психических процессов и состояний. Мы все разные, уникальные и неповторимые личности, поэтому знание индивидуально-психологических особенностей человека не менее важно, чем механизмы и процессы психики, характерные для всех людей. Изучением этой области занимается раздел психологии, который называется дифференциальная психология, или психология индивидуальных различий.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа – потемки». Это верно только в отношении тех, кто совсем не знает психологию. А эта наука довольно точная, и она утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только сходство физиологического строения, но и общность особенностей психической сферы позволяет отнести всех людей к одному виду Homo sapiens. Даже этапы своего развития мы проходим схожие и все переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности взросления.

В психологии есть понятие нормы, хоть и достаточно зыбкое. Слишком сильное отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако все же люди разные, и это заметно, можно сказать, невооруженным глазом даже неискушенному в психологии человеку. Мы по-разному ведем себя в схожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия и в протекании познавательных процессов, и в уровне интеллекта, и в волевой сфере, и в моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но они играют важную роль в создании неповторимого образа личности. И в то же время помогают понять ее мотивы, желания, прогнозировать поведение. То есть индивидуальное проявляется в общем, причем не только через особенности поведения, внешней деятельности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявления нашей психики, когда говорят о индивидуально-психологических особенностях, имеют в виду в первую очередь три сферы: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивидуальное лишь надстройка, дополнение к общим закономерностям, то темперамент, характер и способности можно рассматривать как проявление неповторимой уникальности каждого человека.

Темперамент

Природной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, в первую очередь, темперамент. Сам этот термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». И действительно, темперамент представляет собой комплекс качеств человека. Различные их сочетания порождают разнообразие психической деятельности людей, которое проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные виды темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей в их теле жидкостью.

  • Сангва – кровь дает человеку силу, активность, упорство в достижении цели, общительность и качества воина и лидера.
  • Флегма (слизь) проявляется в спокойствии, медлительности и невозмутимости.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым сменам настроения и общительным до навязчивости.
  • Мелан холи (черная желчь) порождает мрачность, настроение упадка и нерешительности; люди, у которых преобладает эта жидкость, угрюмые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), и до сих пор являются самыми популярными, хоть, конечно, в их характеристики были внесены коррективы. И сейчас никто не связывает особенности темперамента с преобладающей в теле жидкостью.

Темперамент в современной психологии

На самом деле, темперамент – это динамическая характеристика психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Эта связь была открыта и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, которая в основном совпадает с гиппократовской.

Для сангвиника характерна высокая скорость и сила нервных процессов, а также равновесие возбуждения и торможения. Это делает сангвиников активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и устойчивое настроение при довольно ярких и сильных эмоциях. Они общительны, но разборчивы в выборе друзей и прагматичны. Дело для них превыше всего.

Флегматику при силе и возбуждения, и торможения свойственна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертность. Это, в прямом смысле слова, тормозной тип. Флегматики не любят смены деятельности, они неэмоциональны и необщительны. Это тугодумы, но упорные труженики.

Холерикам свойственна высокая скорость и сила нервных процессов, но чрезмерная их подвижность, неустойчивость. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и не могут долго заниматься чем-то одним.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому смены настроения у них не выражены, и кажется, что они постоянно пребывают в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде этих типов не встречается, потому что темперамент – это сложное сочетание свойств и качеств, и он оказывает влияние на все сферы психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделяют несколько наиболее важных характеристик, составляющих темперамент.

  • Сензитивность – чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность – степень работоспособности и способность к поддержанию состояния возбуждения.
  • Темп реакций или скорость психических процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мышления и т. д.
  • Экстраверсия и интроверсия – уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность – легкость смены видов деятельности и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
  • Ригидность – устойчивость к изменениям, верность привычкам, упрямство.

Темперамент в значительной степени обусловлен врожденными факторами и в течение жизни практически не изменяется. Правда, какие-то наиболее яркие в молодости черты с возрастом могут сглаживаться, маскироваться и адаптироваться к обстановке.

Характер

Темперамент является биологической основой другого индивидуально-личностного свойства – характера.

Характер как биосоциальный склад личности

Будучи членом социума, человек с момента рождения взаимодействует с другими людьми, усваивает нормы поведения, впитывает культуру и традиции. В результате каждая личность – это уникальный сплав биологического и социального, и формирование характера протекает во взаимодействии этих двух начал. Поэтому в одной и той же среде у людей складываются разные характеры. Они отличаются даже у близнецов, которые имеют очень схожую биологическую основу.

Все дело в опыте. С момента рождения мы оказываемся в ситуациях, на которые реагируем по-разному не только в зависимости от черт темперамента, но и от внешних обстоятельств. В итоге накапливаем разнообразный, но абсолютно уникальный опыт, который влияет на формирование характера не меньше, а скорее всего, больше, чем свойства физиологии и нервной системы.

Характер – это совокупность особенностей и черт личности, которые проявляются во всех сферах жизни и накладывают отпечаток на общение с другими людьми, интересы, характер деятельности и т. д. Недаром термин «характер» с древнегреческого можно перевести как отличительная черта, печать, знак.

Черты характера довольно устойчивы, они закладываются в детстве и являются своеобразной визитной карточкой человека. Но все же это свойство личности более изменчиво, чем темперамент, так как на его содержание влияет жизненный опыт. И часто, встретив человека после нескольких лет разлуки, мы с удивлением замечаем изменения в его характере.

Характер – комплексное образование, которое имеет сложную структуру. Поэтому существует множество его типологий или наборов основных черт, которые описаны разными психологами.

Теория черт

ExternalLink_shutterstock_790686877-730x487.jpg

Английский психолог Г. Олпорт – один из авторов теории черт, считал, что каждый человек – это уникальное и неповторимое сочетание отдельных свойств характера или диспозиций (черт). Под диспозицией он понимал устойчивую особенность поведения, готовность индивида вести себя определенным образом в той или иной ситуации. То есть характер всегда проявляется в поведении или деятельности, и чтобы узнать человека, надо вступить с ним во взаимодействие, посмотреть, каков он в деле.

Есть центральные диспозиции или черты, которые определяют весь психический облик человека, и они сразу бросаются в глаза. Кто-то явный трудоголик, а другой стремится избежать тяжелой работы. Один веселый, жизнерадостный балагур, а другой вечно всем недоволен и на все жалуется. Кто-то смелый до безрассудства, а кто-то осторожный и нерешительный. Это все центральные диспозиции, их мы называем в первую очередь, когда нас просят охарактеризовать какого-то человека.

Наряду с центральными, есть множества вторичных черт. Они не сразу бросаются в глаза и требуют большего времени для распознавания. К вторичным, например, относятся интересы, увлечения, предпочтения в одежде, вкусы и т. д.

Олпорт выделяет также общие и индивидуальные черты. Являясь частью социума, человек с рождения усваивает качества, присущие большинству людей из его окружения, например, то, что мы называем национальным характером. Итальянцы и латиноамериканцы легко возбудимые и эмоциональные, норвежцы и шведы, напротив, очень спокойны, рассудительны и медлительны, а для японцев характерна созерцательность и выдержанность.

Индивидуальные черты характера – это то, что отличает человека от других людей. Чем более сильно они выражены, тем более яркой индивидуальностью является субъект. Однако если индивидуальные черты противоречат общим, то социум может применить к такому человеку социальные санкции, выразить порицание, например.

На основе теории черт Г. Олпорта были созданы методики психологической диагностики личности, например, факторный анализ, тесты Г. Айзенка, Р. Кеттела и т. д.

Структура характера

В силу сложности этого свойства и разнообразия его проявлений существует много разных классификаций черт характера. Так, в зависимости от сферы психики, которая играет важную роль в поведении человека, выделяют следующие группы черт:

  • Эмоциональные, связанные с особенностями сферы эмоций и чувств: жизнерадостность или угрюмость, эмоциональная возбудимость или холодность и т. д.
  • Волевые: решительность и нерешительность, настойчивость, упорство, независимость, самостоятельность и т. д.
  • Моральные: честность или лживость, доброта и жестокость, отзывчивость, смелость и т. д.
  • Интеллектуальные: любознательность, находчивость, сообразительность, вдумчивость и т. д.

Часто можно услышать такое выражение, как «слабохарактерный человек». Что это? Особенности характера человека проявляются не только в сочетании черт, но и в силе их выраженности. Есть люди, которые из-за слабости нервной системы или из-за проблем воспитания обладают неустойчивым характером. Отдельные его черты выражены слабо, особенно проблемы наблюдаются в волевой сфере. Таких людей и называют слабохарактерными.

Способности

Важными особенностями личности считаются способности, которые определяют индивидуальный стиль деятельности и являются основой ее успеха. Есть также качества, которые обеспечивают возможность взаимодействия с другими людьми и необходимы, чтобы завоевать уважение и авторитет у окружающих.

Способности и задатки

Способности – это сложная система качеств и свойств человека. Биологической основой их являются задатки, то есть врожденные физические и психические характеристики, в том числе свойства темперамента. Но не только. Часто задатки связаны с психофизиологическими особенностями организма, они даны человеку от рождения и необходимы для успеха в той или иной деятельности. Но не гарантируют его.

Например, музыкальный слух требуется музыканту, а высокая чувствительность зрительного анализатора – художнику. Но одного этого для овладения деятельностью, тем более для достижения успеха недостаточно. Для этого нужно развивать способности, а это возможно только в деятельности и требует вложения труда и волевых усилий. Мастерство – это не данный природой или Богом дар, а, прежде всего, труд и упорство.

Можно ли развить способности при отсутствии природных задатков? Это очень сложный вопрос, однозначного ответа на него нет. Несомненно, при отсутствии нужных качеств овладеть деятельностью будет сложнее, это потребует больше усилий и, возможно, достижения будут не столь впечатляющи. Но в последнее время все больше психологов поддерживают идею о том, что упорный и настойчивый человек может научиться всему. Главное – дать ему правильные приемы обучения. То есть чтобы научить рисовать любого человека, надо просто знать, как правильно учить.

Виды способностей

Все многообразие человеческих способностей принято разделять на два вида: общие и специальные.

К специальным относятся такие качества, которые требуются для овладения конкретной деятельностью, как, например, музыкальный слух для игры на музыкальных инструментах или фонетический слух для изучения иностранных языков. Для занятия спортом нужна выносливость и подвижность, а для работы с детьми – чувство эмпатии.

Общие способности не менее разнообразны, потому что необходимы в самых разных сферах деятельности. В первую очередь, к ним относятся умственные способности или уровень интеллекта. Хоть интеллект считается врожденной характеристикой человека, умственные способности требуют своего развития, в том числе качества памяти, внимания, мышления, а также волевой сферы и рефлексии.

Иногда высокий уровень умственных способностей в сочетании с обучаемостью называют одаренностью. Это качество человека может компенсировать недостаток у него каких-то специальных способностей и позволить добиться успеха во многих видах деятельности.

Как бы ни были ценны способности, но они только потенциал, возможность для дальнейшего развития и совершенствования человека. Это же можно сказать и о других индивидуально-психологических особенностях. Каждый индивид имеет возможность стать уникальной, неординарной, талантливой личностью, но для этого нужно знать свои психологические особенности, свои сильные и слабые стороны и активно заниматься саморазвитием.

Все люди разные. Индивидуально-психологические особенности личности определяют уникальность каждого человека. Изучению уникальности людей посвящены исследования в области дифференциальной психологии. Достижения этой науки объясняют, почему одни стремятся быть руководителями, другие комфортнее чувствуют себя в роли исполнителей; почему один тяготится шумными компаниями, а для другого одиночество кажется невыносимым.

1-vse-ljudi-raznye.jpg

Все люди разные

Несмотря на то, что люди имеют одинаковое строение мозга, их нервная система способна к торможению и возбуждению, все же не существует двух совершенно одинаковых мужчин или женщин. Их отличают индивидуально-психологические свойства личности.

Проявление индивидуально-психологических особенностей

Уникальные психологические особенности личности проявляются в поведении и деятельности человека. Они выражаются:

  • В скорости выполнения работы;
  • В умении контролировать свои эмоциональные реакции;
  • В общительности или замкнутости;
  • В склонности отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу;
  • В степени выраженности тревожности.

Внимание! Главными компонентами, определяющими уникальность человека, являются темперамент, характер и способности.

Какой бывает темперамент

Психология личности человека

Темперамент – это врожденный компонент структуры личности. Принято различать 4 типа темперамента:

  1. Холерик – человек порывистый, эмоциональный. Его чувства быстро вспыхивают, затем также быстро угасают. Импульсивность холеричных особ проявляется в речи, живой мимике, размашистых жестах. Такие люди часто конфликтны, не умеют идти на компромисс и выстраивать конструктивные отношения с окружающими.
  2. Меланхолик – особа крайне чувствительная, которую очень легко расстроить. Такие люди обладают низкой стрессоустойчивостью, болезненно и долго переживают неудачи.
  3. Сангвиник – жизнерадостный весельчак, который легко относится к жизненным неурядицам, не переживает из-за пустяков. Для него крайне важно получать различные впечатления, иначе он заскучает. Чувства таких людей поверхностны, а контакты многочисленны.
  4. Флегматик – медлительный, задумчивый человек. Он обладает уравновешенным характером, разозлить его практически невозможно. Его мимика скудна, а переживаемые эмоции внешне никак не проявляются.

Индивидуальность

Свойства темперамента определяют такие черты индивидуальности и характеристики человека, как:

  • Чувствительность (одни люди устойчивые к давлению со стороны, а другие – ранимы);
  • Восприимчивость к критике, деструктивному поведению окружающих;
  • Познавательную активность, энергичность, работоспособность (на пути к достижению успеха встречается много препятствий, кто-то легко справляется с трудностями, а кто-то впадает в отчаяние и отказывается от выполнения задуманного);
  • Умение сосредоточиться в любых условиях;
  • Относительный баланс в процессах нервной системы, который обеспечивает успешность взаимодействия с людьми;
  • Скорость психических процессов (она выражается в сообразительности, скорости успешного запоминания информации, темпе речи, скорости письма, ходьбы);
  • Экстравертированность (для таких людей общение и многочисленные контакты с разными людьми являются необходимым условием хорошего самочувствия);
  • Интровертированность (направленность человека на собственный внутренний мир обеспечивает ему комфортное пребывание в одиночестве);
  • Способность быстро адаптироваться к новой обстановке, меняющимся условиям (данное качество является профессионально важным для таких профессий, как следователь, психолог, врач);
  • Личностная гибкость в общении с людьми, умение найти общий язык практически с любым человеком;
  • Ригидность, консерватизм, стремление следовать стереотипам.

Типом темперамента определяется не только уникальный набор личностных качеств, но и характер человека.

Дополнительная информация. До сегодняшнего дня сохранились названия типов темперамента, придуманные Гиппократом. Однако определяют это индивидуальное качество теперь не по пропорциональному распределению жидкостей в теле, а по нейропсихологическим характеристикам.

Характер и его классификация

Качества личности — что это такое в психологии, характеристика

Характер состоит из устойчивых черт, которые объясняют поведение и особенности деятельности человека. Типология характера человека проявляется в его работе, общении с людьми, почерке.

Проявление характера в общении

В психологии существует несколько научных подходов к пониманию характера:

  • Конституционно-биологический подход. Основателем данной концепции является Э. Кречмер. Согласно его воззрениям, характер представляет собой совокупное сочетание особенностей телосложения и темперамента человека.
  • Психоаналитический подход. Данную характерологическую теорию разработали мастера психоанализа З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер. Проявления характера они объясняли наличием у человека бессознательных влечений.
  • Идеологический подход. Автор данной концепции – Робек, который полагал, что характер формируется в результате того, что человек подчиняет свои желания установленным правилам и нормам общества. Кроме того, Робек полагал, что социальное положение личности во многом определяет его характерологические черты.

Занимаясь изучением структуры характера, Б.Г. Ананьев выделил в ней такие компоненты, как направленность личности, уровень развития коммуникативных навыков, привычки, особенности эмоционально-волевой сферы.

Н.Д. Левитов полагал, что характер образуется на основе отношения человека к обществу и другим людям, к самому себе и своей деятельности, вещам.

Сходство разных подходов усматривается в том, что все исследователи с уверенностью заявляли о том, что характер зависит от условий жизни человека и его темперамента. Основу характера составляют устойчивые черты, которые человек может принимать и осознавать, а может и отрицать или не осознавать.

Внимание! В отличие от типа темперамента, характер не является врожденным свойством личности, он формируется в процессе жизни.

Понятие способностей

Психологические тренинги для взрослых

Способности – это особые свойства личности, позволяющие человеку достигать успеха в конкретном виде деятельности. Способности формируются на основе природных задатков. Особенности функционирования мозга, степень чувствительности анализаторов являются главными задатками развития способностей.

Уникальная способность

Уровень развития способностей человека определяет успешность выполнения им той или иной деятельности. В школьных классах учитель именно по уровню развития способностей делит учеников на слабых и сильных. В производственном коллективе уровень развития способностей определяет скорость продвижения по карьерной лестнице. В спортивной секции тренер на основе развития способностей юных спортсменов собирает команду для участия в соревнованиях.

Интересно. Обладая разным уровнем развития способностей, люди используют отличные способы достижения цели, методы решения задач. Посредством способностей человек может переносить полученные навыки из одной сферы применения в другую, используя проверенные средства для разных практических задач.

Общие и специальные способности

Психофизиологи классифицируют способности на общие и специальные. Общие способности необходимы для успешного овладения такими навыками, как чтение, письмо, счет, навыки самообслуживания. Специальные способности определяют успех человека в творческих видах деятельности и спорте.

Важно! В основе развития специальных способностей лежат общие способности. Не овладев общеучебными навыками, ребенок не сможет состояться в творческой деятельности.

Чувства и эмоции

Чувства и эмоции отражаются в индивидуально-типологических особенностях индивида. Их проявления зависят от силы или слабости нервной системы, ее подвижности или инертности, а также уровня культуры и воспитанности человека.

Моральные, интеллектуальные и эстетические

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства, степень их выраженности определяются условиями жизни человека и его воспитанием.

Моральные чувства индивида проявляется, если он оценивает чей-то поступок с позиции его нравственности или аморальности. Кроме того, наличие или отсутствие у человека чувства долга, доброжелательности, эмпатии указывает на степень развития его моральной стороны личности.

Также люди различаются по степени развития интеллектуальных чувств. К ним относятся эмоциональные переживания, которые возникают в момент осуществления умственной деятельности: познавательный интерес, жажда открытия новых знаний, увлеченность научным поиском.

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства выражают умение человека замечать и ценить прекрасное в обыденной жизни. Люди отличаются друг от друга по способности удивляться, умиляться, испытывать радость и грусть, наслаждаться созерцанием природы или сопереживать литературному герою.

Воля чем характеризуется

Сила воли определяет умение людей справляться с трудностями, стремиться к поставленной цели. В качестве индивидуально-типологической характеристики воля определяет произвольность и самоконтроль поведения людей.

Сила воли определяет наличие или отсутствие у человека таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержка, инициативность, смелость, дисциплинированность, исполнительность, организованность.

Внимание! Воля выражается в поведенческих, когнитивных и эмоциональных особенностях личности. Наблюдать проявление воли можно, когда человек анализирует свои поступки и несет ответственность за свои действия.

Индивидуально-психологические особенности личности делают людей непохожими друг на друга. Уникальность каждого человека делает его неповторимым в деятельности и общении. Примечательно, что можно целенаправленно развивать у себя те или иные стороны характера, чтобы привлекать к себе нужных людей.

Привлекательная индивидуальность

Видео

Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.

  • биологические особенности психики;
  • физическое состояние;
  • среда (условия), в которой человек родился и вырос
  • темперамент;
  • характер;
  • интересы;
  • склонности;
  • способности;

Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.

Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ

Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека:

1. Сангвиник

2. Холерик

3. Флегматик

4. Меланхолик

Это деление не лишено физиологической основы.

И.П.Павлов писал, что в основе высшей нервной деятельности человека лежат 3 базовых компонента:

  1. сила — индивид работоспособен даже при интенсивной,  напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;

  2. уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;

  3. подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.

Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.

Сангвиник:

  • живой, сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • активный, энергичный, легко приспосабливающийся, легко сходится с людьми, богатая мимика и жестикуляция

Холерик

  • легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный тип внд;
  • активный, гиперэнергичный, настойчивый, трудно контролирует эмоции

Флегматик

  • спокойный, сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, медленно и тяжело приспосабливающийся к новым условиям, слабо проявляет эмоции

Меланхолик

  • слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, легко утомляющийся, приспосабливается очень трудно, эмоционально чувствителен

Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

Темперамент — врожденная характеристика, характер  — приобретается, формируется в течение жизни человека.

  • экстраверты — общительны, легко осваиваются в новом обществе,
  • интроверты — сосредоточены на своих переживаниях, трудно входят в новое для них общество, неуверенные в себе.

Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания

Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.

Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.

Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности

Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.

Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.

Обсуждение: «Психологические особенности личности человека»

(Правила комментирования) of your page —>

Внешний антураж имеет значение только на первых этапах знакомства. Потом человека оценивают по его внутреннему содержанию. Если оно не гармонирует с красивой «вывеской», люди быстро теряют интерес к такому индивидууму. Чтобы быть желанным в любом окружении, нужно развивать в себе качества личности.

1-kachestva-lichnosti.jpg

Качества личности

Что это такое в психологии

Внутренний мир людей включает в себя особенности характера, приобретенные знания и умения. Под качествами личности человека в психологии подразумевают позитивные особенности и свойства.

Каждый человек – индивидуальность, отличающаяся чертами характера, интересами и потребностями, умением расставлять жизненные приоритеты. Это влияет на общественные отношения и помогает (или мешает) людям добиваться конкретных целей.

Чтобы стать личностью, человек проходит сложный путь формирования. На качества людей влияют регулятивные механизмы:

  • внешние – потребности, интересы, направления;
  • внутренние – самооценка, сознание, уважение и т.п.

Обратите внимание! В человеке важны качества психологические (характер, темперамент, душевное состояние). Они направляют индивида, делают его способным (или неспособным) к взаимодействию с другими, к выполнению определенного вида деятельности.

2-lichnostnye-kachestva.jpg

Личностные качества

В этот мир все приходят с нулевым запасом знаний и способностей, но уже с задатками темперамента, определяемого состоянием нервной системы и физиологическими особенностями. На дальнейшее формирование личностных качеств человека влияют такие аспекты:

  • условия, в которых растет ребенок;
  • предпринимаемые к нему воспитательные меры;
  • взаимоотношения вне семьи;
  • даже перенесенные в детстве болезни.

Под влиянием этих факторов из одних вырастают флегматики и меланхолики, из других – холерики и сангвиники. Кто-то стремится к общению, строя планы на жизнь и добиваясь целей. Иные отгораживаются от мира и зацикливаются на удовлетворении личностных потребностей.

Классификация качеств личности

Особенности людей оценивают по 2-м параметрам: внутренним и внешним. Чтобы рассмотреть первые, нужно пообщаться с человеком некоторое время. Вторые качества – не что иное, как «вывеска», она не всегда несет правдивую информацию.

Внутренний мир

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:

  • позитивно смотреть на мир;
  • уметь свободно мыслить;
  • не зависеть от чужого мнения (быть собой);
  • заботиться об окружающих;
  • легко идти на контакт;
  • реально оценивать ситуацию.

Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться.

Внешний антураж

Людей встречают не только по одежке, но и умению себя преподнести. Красивая вывеска формируется из созданного имиджа и поведения человека. На антураж работают:

  • привлекательная внешность;
  • умение выбрать стиль в одежде;
3-imidzh-rabotaet-na-uspeh.jpg

Имидж работает на успех

  • красивый язык тела;
  • артистичность;
  • способность вести диалог.

Можно иметь красивую вывеску и при этом – отрицательные внутренние свойства. Такая дисгармония не способна привести к настоящему успеху.

Волевые качества личности

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.

Основные волевые качества

ХарактеристикаОсобенности
Целеустремленность
ИнициативностьЯвляется определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло
СамостоятельностьАктивная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов
ВыдержкаУмение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий
РешительностьПроявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой
СмелостьПервый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски
ЭнергичностьПроявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата
НастойчивостьЯвляется чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели
ОрганизованностьНеобходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия
ДисциплинированностьПроявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий
СамоконтрольЯвляется производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам
4-na-puti-k-celi.jpg

На пути к цели

Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.

Социально-психологические качества личности

Развитие личности — что это такое в психологии

Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:

  1. Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
  2. Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
  3. Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.

Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.

Профессиональные качества личности

Мало получить определенные знания в той или иной профессиональной деятельности. Для достижения успеха в выбранной сфере личности должны быть присущи конкретные качества. Независимо от значимости профессии, способности человека классифицируют на несколько категорий:

  • вербальность – владение языком, определение значимости понятий и слов;
  • способность числовая – умение точно и быстро выполнять стандартные арифметические действия;
  • возможность корректировать цифры, буквы, слова;
  • иметь представление о предметах в 2-3-х измерениях;
  • умение детализировать объекты и графические изображения;
  • координация моторная – контроль движения глаз, ног и рук; способность согласовывать их с определенными сигналами;
  • ловкость – умение манипулировать мелкими предметами;
  • восприятие цветовых оттенков, возможность различать и сравнивать их;
  • общий интеллект – способность к обучению, заключающаяся в понимании и принятии изучаемого материала, умении рассуждать и делать правильные выводы.
5-sposobnosti-cheloveka.jpg

Способности человека

На основе описанных свойств составляется перечень психологических качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности. Чтобы стать успешным в деле, необходимы и другие индивидуальные характеристики. Они называются социальным темпераментом и оказывают влияние на уверенность личности в определенных условиях деятельности.

Виды индивидуально-психологических профессиональных качеств:

  1. Типологические свойства, включающие в себя лабильность нервной системы, динамичность, подвижность, силу.
  2. Перцетивные и сенсорные свойства, уровень которых развивается с приобретением навыков.
  3. Внимание индивида, включающее такие элементы, как переключение, распределение, устойчивость.
  4. Психомоторика, основанная на выработке определенных операционных систем, необходимых в решении профессиональных задач.
  5. Мнемоника – свойство запоминать материал, технические приемы и умение развивать профессиональную память.

Обратите внимание! В любой деятельности нужно уметь мыслить и иметь воображение, особенно важны волевые качества. Без них не получится преодолеть сложности в рабочем процессе.

Нравственные свойства личности

На генетическом уровне в человеке закладываются программы нравственности, присущие далеким предкам. Данные свойства корректируются жизнью под влиянием таких факторов:

  • семейное воспитание;
  • влияние школы и дворовой компании;
  • общественные и личностные отношения;
  • жизненный опыт.

Каждый из аспектов подчинен определенным правилам нравственного поведения. Они формируют отношение личности к себе и другим людям. Исходя из того, какие ценности были заложены во внутренний мир, нравственные качества делят на категории: гуманистическая, националистическая, расовая, религиозно-фанатическая.

6-nravstvennost-zakladyvaetsja-v-detstve.jpg

Нравственность закладывается в детстве

К положительным характеристикам относится только первая категория. В ее основе лежит уважение ко всем людям, независимо от их вероисповедания, национальности и расы.

Как человеку развивать качества личности

Формирование личности начинается с первых лет жизни. В последующем качества можно только корректировать. Работа должна вестись в нескольких направлениях: от постановки языка жестов до развития индивидуальных способностей, приоритетных в выбранной профессии.

Без активной жизненной позиции, способа существования, направленности действий, управления эмоциями и желаниями добиться нужного уровня в развитии невозможно. Формирование позитивных личностных черт должно базироваться на развитии интеллекта и повышении уровня культурности.

7-nachni-s-samoanaliza.jpg

Нужно начать с самоанализа

Существует несколько методов, первый шаг всегда один – анализ собственного состояния. Он помогает определиться с теми качествами, которые следует развивать. Адекватная оценка личностной значимости поможет поставить цель, определиться с выбором примера для подражания и разработать пути достижения результата.

Без самодисциплины и уверенности в себе здесь не обойтись. Формирование себя как личности – процесс длительный, но стоит того, чтобы приложить к нему усилия.

Видео

Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/2992-individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti.html
  • https://srazu.pro/lichnost/individualno-psixologicheskie-osobennosti-lichnosti.html
  • https://distant-lessons.ru/psixologicheskie-osobennosti-lichnosti-cheloveka.html
  • https://srazu.pro/lichnost/kachestva-lichnosti-v-psixologii.html
</h2></ul></ol></h2>

Скажите что-нибудь