Психологическая структура общения

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

1-kommunikacija.jpg

Коммуникация

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

2-shema.jpg

Схема

Стороны общения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

</ol>
  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Функции общения в психологии и их краткая характеристика

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Перцептивная сторона общения в психологии

30. Структура общения

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения – реципиент;

3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

—>

Любому человеку важно знать структуру общения, так как от правильно организованного общения во многом зависит личная и профессиональная успешность.Структура общениявключает следующие компоненты: коммуникативный, интерактивный перцептивный.

Коммуникативная сторона общения подразумевает передачу информации. При этом происходит активный обмен информацией, в процессе которого партнеры по общению могут активно влиять друг на друга. Причем, передача информации может осуществляться как при помощи вербальных средств(при помощи слов), так и невербальных(при помощи жестов, мимики, интонации, внешнего вида человека и т.д.). В последнее время психологи пришли к выводу, что в большей степени на процесс общения влияет невербальная коммуникация. Первоначальную роль в передаче информации играет мимика (движения мышц лица). Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.

С мимикой тесно связан взгляд, т.е. визуальный контакт. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Надо помнить, что когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова, — на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, — больше.

Можно сделать вывод: если на нас во время беседы смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это вызов или настороженность. Если во время разговора собеседник опускает веки, то это подсознательный жест «убрать» вас из своего поля зрения, потому что вы ему стали неинтересны. Если прикрытые веки сочетаются с откинутой головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока», то ваш партнер подчеркивает свое превосходство над вами.

И, наконец, поза — положение человеческого тела, типичное для данной культуры. В силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие закрепляются. Поза (руки раскрыты, ладони вверх) соответствует фразе: «Как мы рады вас видеть!» — ее не произнесешь, используя наполеоновскую позу (руки скрещены на груди, голова опущена вниз).

Вывод: если человек заинтересован в общении, он будет наклоняться в сторону собеседника (это воспринимается как любезность, внимание), если нет, то откинется назад или развалится в кресле. Нужно знать, что кивание головой слушающего вас помогает разговору, хотя это не всегда означает согласие. Кивок головой действует на говорящего одобряюще и в групповой беседе, поэтому говорящий обычно обращает свою речь непосредственно к тому, кто постоянно кивает.

С позой тесно связаны жесты — разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Во всех культурах есть сходные жесты:

а) коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.

б) модальные — т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности).

Необходимо отметить, что невербальное общение в разных странах может иметь свою специфику, так как один и тот же жест в разных странах означает иногда разные понятия. Тем самым невербальное общение задает тон всему разговору.

Интерактивная сторона общения– это взаимодействие людей при организации совместной деятельности. При этом большую роль играет психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга в процессе общения.

Перцептивная сторона общения– это процесс восприятия другого человека: его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков. При этом в большей степени речь идет не о восприятии, а о познании другого человека.

640-1.png



Концептуальные основы разработки теории общения связаны с трудами С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, А.А. Бодалева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.Структура общенияВ структуре общения традиционно принято выделять три компонента: — когнитивный (познавательный); — аффективный (эмоциональный); — конативный (поведенческий).Кроме того, Г.М. Андреева предложила аналитическую модель общения, которая получила широкое признание.В соответствии с этой моделью структура общения включает в себя: — коммуникативную; — перцептивную; — интерактивную стороны.Коммуникативная сторона общения – использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные.Перцептивная сторона – процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа взаимопонимания.Интерактивная сторона – взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).Уровни общения:Первый уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.Второй уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.Третий уровень – микроуровень: есть акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический и пантомимический акт).Типология общения Существует множество различных типологий общения. Приведем одну из наиболее популярных из них.Классификация по участникам общения 1. Общение с реальным партнером: — межличностное общение – это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. — ролевое (представительское) общение. Люди рассматриваются не как носители индивидуальных особенностей, а как выразители интересов и намерений, стоящих за ними общностей. — межгрупповое общение. Единицами такого общения выступают не отдельные люди, а группы и коллективы (негласное соревнование параллельных классов по уровню успеваемости). 2. Общение с субъективированным объектом: — животные; — явления природы. Это определенный панпсихизм, когда данные категории мы иногда наделяем человеческими качествами, усматриваем в них черты, схожие с нашими собственными. 3. Общение с воображаемым партнером: — свое второе Я – внутриличностные формы общения; — религиозные и мифические сущности, литературные персонажи; — образы людей, которые реально в пространстве-времени общения отсутствуют (территориально отдалены, умерли или идеализированы).

Общение как обмен информацией

Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.Широкое признание получила аналитическая модель общения Г.М. Андреевой, в соответствии с которой структура любого акта общения включает в себя коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны.Рассмотрим коммуникативную сторону общения.Выделяются следующие особенности человеческой коммуникации: 1. Коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации передающей системой и прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. 2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. 3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (говорят на одном языке). 4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.Коммуникация определяется как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка. Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.Выделяются три вида речи: 1) Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Она является основным инструментом мышления. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности. У ребенка сначала формируется внешняя речь и затем на ее основе внутренняя. 2) Внешняя речь. Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Устная речь – внешняя, произносимая воспринимаемая на слух речь. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Письменная речь осуществляется посредством письменных знаков. 3) Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – устная речь, направленная на самого себя. Она особенно заметна у детей дошкольного возраста, когда они играют и разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы эгоцентрической речи можно встретить и у взрослого человека, когда, решая сложную задачу, размышляет вслух.

Вербальная и невербальная коммуникация

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, поза, интонации, одежда, даже предметы, окружающие нас.Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.Выделяют следующие виды невербальной коммуникации: 1. Паранлигвистика – темп речи, тембр, громкость и высота голоса. 2. Экстралингвистика – вздохи, кашель, паузы в речи, смех. 3. Кинесика – жест, мимика, поза, походка, взгляд. 4. Такесика – статические и динамические прикосновения людей друг к другу в процессе общения. 5. Ольфакторика – вкус, обоняние. 6. Проксемика или пространственная психология – включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.

Особенности невербальной коммуникации:

Невербальная коммуникация

Вербальная коммуникация

Полисенсорная природа (осуществляется с участием разных сенсорных систем: слуха, зрения, кожно-тактильного чувства, хеморецепции, терморецепции)

Моносенсорная природа (осуществляется с участием одной сенсорной системы – слуха)

Ситуативность (обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступающими в непосредственное взаимодействие)

Неситуативность (обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека (например, в пересказе или в виде текста), позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях)

Целостность (невербальное сообщение с трудом можно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые разные движения тела, лица, голоса, пространственных перемещений)

Дискретность (составные элементы вербального сообщения (буквы, слова, предложения) четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам)

Непроизвольность (невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над сознаваемыми)

Произвольность (вербальные высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать)

Усваивают сами (невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами путем наблюдения, копирования, подражания)

Учат специально (говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил)

Специфика профессионального общения современного психолога

Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в психологической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.Профессиональное общение психолога может быть рассмотрено из нескольких позиций, каждая из которых определяет свою специфическую точку зрения и задает особенную логику размышления.С позиции внешнего наблюдателя компетентность в общении во многом рассматривается как эквивалент профессионализма. В обыденном сознании данная точка зрения может быть сформулирована так: «Умеешь общаться – хороший психолог». Основные требования непсихолога к компетентности психолога в общении сводятся как минимум к двум: должен «видеть людей насквозь» и уметь добиваться своих целей, пусть даже используя психологические трюки, уловки и пр.С позиции партнера по общению компетентность психолога в общении нередко представляется довольно опасным оружием. В результате возникают подозрения, обвинения, прямые выпады – применяется широкий арсенал средств упреждающей межличностной психологической защиты.С позиции самого психолога его общение может рассматриваться как инструмент, которым психолог работает, как одно из средств из профессионального арсенала, которым обязан владеть.С позиции коллеги-психолога общение рассматривается как предмет профессиональной оценки. Правда, требования к общению в данном случае растворены в технологии профессионального взаимодействия и рассматриваются как средство решения профессиональных задач. Лучше всего разработаны процедуры и нормы профессионального общения применительно к психологическому консультированию, психодиагностике и групповым тренингам.Характеристики профессионального общения психолога:Сензитивностъ – способность в одних и тех же событиях различать больше деталей, чем это может сделать непрофессионал.Гибкость в средствах — способность подбирать такие средства достижения целей, которые точно соответствуют особенностям ситуации общения, являющиеся при этом экономичными и экологичными.Целенаправленность — умение помнить цель и соотносить с ней свои действия. В частности, удерживать тему беседы в русле продвижения к намеченной цели.Проницательность — способность видеть мотивы поступков, распознавать намерения, выявлять индивидуальные особенности партнера по общению и пр. То есть, владеть психодиагностикой без использования специфически профессиональных инструментов.Умение занимать рефлексивную позицию – умение быть не только участником взаимодействия, субъектом отношений, а еще и наблюдателем за процессом и содержанием.Психология

Общение бывает разным, межличностным, межгрупповым и порождается всегда совместной деятельностью людей. Структура общения, рассматриваемая с позиций социальной психологии, имеет три стороны.

Коммуникативная — в момент взаимодействия происходит обмен информацией и понимание полученного ее фрагмента. Эти действия обеспечивается единой знаковой системой для адресата и адресанта, осуществлением взаимного влияния и установлением отношений.

Статьи по теме
  • etiket-obshheniya-6-220x150.jpgЭтикет общения как важная часть коммуникативной деятельности
  • vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-1-220x150.jpgВзаимодействие семьи и школы — единство воспитания и обучения
  • vzaimosvyaz-obshheniya-i-deyatelnosti-1-220x150.jpgЕдинство и взаимосвязь общения и деятельности
  • kak-obshhatsya-s-shizofrenikom-1-220x150.jpgКак общаться с шизофреником: особенности поведения и разговора

Интерактивная — осуществляется между партнерами в момент организации или выполнения совместной работы или другой деятельности. Форма общения дополняется мотивами и целями общения, а также взаимодействием.

Перцептивная — показывает уровень восприятия одним партнером другого.

Процесс общения считается основным в жизни отдельного человека и всего общества. Его главная задача — донесение мыслей и опыта до другого индивида. Все стороны общения взаимосвязаны, и могут перемежаться во время диалога в зависимости от ситуации и уровня взаимопонимания между собеседниками.

Особенности коммуникативных процессов

При коммуникативной структуре общения основной упор делается на обмен информацией. Интерактивная часть подразумевает обмен действиями и опытом в них. При этом происходит не только передача самой информации, но и ее дальнейшее развитие и уточнение. Люди взаимно влияют друг на друга, однако возможно это только в случае совпадения систем кодификации как у человека-коммуникатора, так и реципиента.

Побочная сторона общения — возникновения различных специфических коммуникативных барьеров.

Главная цель интерактивного общения — удовлетворение потребностей, а также реализация идеи или конкретного плана. Взаимодействие может быть разным, как положительным (кооперация, ассоциация, согласие, приспособление), так и отрицательным, что приводит к препятствиям и мешает построению полноценной системы для обмена информацией (конкуренция, оппозиция, диссоциация, конфликт).

Перцептивное общение — процесс познания друг друга. Собеседники стремятся установить взаимопонимание различными способами, чтобы улучшить свое общение.

В самом процессе человек выступает как субъект и объект межличностного восприятия, причем на это оказывают влияние различные факторы:

  • половые различия между субъектами (женщины лучше понимают эмоциональные состояния собеседника, его достоинства, недостатки, а мужчины способны быстро определить интеллект);
  • темперамент (интровертам легче оценить своего собеседника, тогда как экстраверты могут более точно идентифицировать эмоциональное состояние собеседника);
  • возраст;
  • социальный интеллект (чем лучше развиты общие и социальные знания, тем легче будет установить контакт и провести оценку собеседника);
  • физические различия;
  • состояние здоровья;
  • ценностные ориентации.

Кроме указанных факторов, учитываются и другие установки структуры общения, которые ранее влияли на предшествующие оценки объектов восприятия и уровень социально-психологической компетентности объектов:

  • физический облик (рост, вес, цвет кожи, телосложение);
  • функциональные особенности (возраст, осанка, походка и используемые позы);
  • речевые характеристики (мимика, движения, используемый «язык тела», фонетика);
  • отношения между объектом восприятия и субъектом;

Прямое действие на процесс понимания оказывает взаимодействие между собеседниками, их готовность идти на контакт.

Структура общения и ее разделение на уровни

Общение может происходить как на вербальном уровне, так и невербальном, учитывающим движения глаз, головы, тела. На основании мимики, пантомимики и жестов говорящего, человек часто интуитивно понимает достоверную ли информацию он получает.

Уровни общения бывают следующими:

  1. Манипулятивный. Один из собеседников пытается добиться каких-либо выгод, стараясь вызывать у партнера чувство жалости или простого сочувствия, что влияет на принятие решения.
  2. Примитивный. Один человек выступает в роли коммуникатора и подавляет остальных. В этом случае другие объекты выступают как постоянные реципиенты.
  3. Высший. На этом уровне все относятся друг к другу равным образом, вне зависимости от различных факторов.

Общение — сложный процесс, смысл которого изначально заключается именно в передаче информации. Эволюция внесла множество корректив в способы коммуникации, которые человек использует практически подсознательно.

Структура процесса общения — видео

Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/struktura-obshheniya-v-psixologii.html
  • https://psy.wikireading.ru/22014
  • https://studopedia.ru/17_127946_psihologicheskaya-struktura-obshcheniya.html
  • https://xn--b1adef0ban2h.org/psihologiya-obshheniya/
  • https://mind-control.ru/obshhenie-i-vliyanie/struktura-obshheniya/

Скажите что-нибудь