Психологическая иммунная система

Наш мозг устроен так, что зацикливаться на плохом, искать в себе причину всех бед нам проще, чем замечать хорошее в себе и других.

Поэтому большую часть времени мы недовольны ― неудачами в своём целеполагании, несоответствию собственным представлениям об идеальном человеке.

Мысли, от которых портится настроение, известный норвежский психолог и писательница Ханне Брурсон называет «мыслевирусами» и предлагает действенный способ избавления от них. Простые и полезные рекомендации автора помогли тысячам людей навсегда распрощаться с неуверенностью в себе и стать счастливее.


Каждый человек обладает психологическим иммунитетом, который защищает его психику, подобно тому, как иммунитет поддерживает здоровье тела. Однако в то время, как иммунная система должна противостоять любым недугам, от катарального воспаления до раковой опухоли, психологический иммунитет должен справляться со всевозможными напастями и бедами, начиная с небрежно брошенного критического замечания и заканчивая потерей родных и близких. Все по-разному переносят перегрузки. Возможно то, на что вы и вовсе не обратите внимания, способно вызвать депрессию у вашего соседа. Почему все так устроено?

Человек воспринимает внутренний и внешний мир, пропуская его через головной мозг; то есть для восприятия окружающего мира необходимо проецировать этот мир к себе в сознание. Но там можно хранить только ментальные образы. Поэтому необходимо преобразовывать окружающий мир именно в них.

Ментальные образы, создаваемые большинством из нас, довольно точно соответствуют окружающей действительности.

Поэтому мы по большей части эффективно взаимодействуем с миром. Однако дело принимает другой оборот, если наши ментальные образы перестают соответствовать действительности. Тогда мы дезориентируемся и сталкиваемся с непредвиденными проблемами. Точность создаваемых нами ментальных образов зависит от качества:

  • нашего внимания;
  • наших мыслей.

Внимание

Давайте сначала поговорим о внимании. Оно является связующим звеном между вами и миром. Всю информацию об окружающем вы получаете при посредничестве внимания. Оно действует как своего рода прожектор. То, что оно высвечивает, становится зримым для вас и перемещается к вам в голову. То, на что ваше внимание не направлено, остается для вас незримым. Вот, например, сейчас вы пропускаете мимо ушей какие-то доносящиеся извне звуки, потому что сосредоточены на чтении этой книги. Или все как раз наоборот? Ваше внимание направлено на эти самые звуки и поэтому вы не совсем понимаете то, о чем читаете?

Внимание выхватывает определенные элементы действительности, какие именно — зависит от человека. Это значит, что, даже находясь в одной и той же ситуации, мы с вами будем акцентировать свое внимание на разных ее аспектах. Ваш «прожектор» высвечивает не совсем то, что высвечивает мой. В целом результаты исследований говорят о том, что люди со сниженным психологическим иммунитетом в большей степени склонны фокусироваться на негативной информации, например на:

  • печальных, трагических или опасных событиях;
  • грустных, гневных или выражающих отвращение лицах людей;
  • словах, имеющих негативное значение (к примеру, «война», «насилие» или «убийство»).

Из этого следует, что если ваш «прожектор» обычно направлен на все грустное или опасное, то и картина мира соткана для вас сплошь из напастей. Тогда неудивительно, что вы нередко ощущаете беспокойство и подавленность.

Мысли

Второй процесс, который непосредственно воздействует на качество создаваемых нами ментальных образов, — мышление. Внимание как таковое не соотносит поступившую информацию с тем значением, которое она для нас имеет. Эту оценку производит мышление.

В человеческом мозгу связи организованы в сети: одна из них содержит позитивную информацию о нас самих и об окружающем нас мире, другая — негативную. Если в результате ваших умозаключений информация определяется как негативная, то она включается в негативную сеть, а у вас возникают отрицательные эмоции, такие как ощущение безысходности, страх, гнев и т. д. Если ваши мысли определяют информацию в позитивную сеть, у вас появляются положительные эмоции, такие как радость, любопытство, восторг и т. д.

Этот механизм можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте себе спокойно спящего мужчину — назовем его Оливер. Внезапно его будит какой-то звук, донесшийся из гостиной. Оливер думает, что к нему в дом забрался вор, пугается, хватает мобильник и напряженно прислушивается, в любой момент готовый вызвать полицию.

А теперь представьте себе несколько иную ситуацию. Спокойно спящая женщина — Анна — вдруг просыпается от какого-то звука, донесшегося из гостиной. Она думает, что это, возможно, хлопнула форточка. Анна чувствует себя в безопасности и вновь засыпает.

Внимание Оливера и Анны направлено на один и тот же объект — звук, донесшийся из гостиной, но они мыслят по-разному, думая об этом звуке. Таким образом, мы добрались до главного: наши мысли не являются чем-то однозначным. Оливер и Анна по-разному истолковывают звук, и поэтому у них складываются различные ментальные образы ситуации. Ментальный образ Оливера говорит ему об опасности, в то время как ментальный образ Анны не несет в себе никакой угрозы. И, как мы только что убедились, это имеет свои последствия для каждого из них: Анна спокойно засыпает, а перепуганный Оливер, лишившись сна, продолжает сжимать в руке мобильник.

Если создаваемые вами ментальные образы негативны сверх меры, то, возможно, ваше мышление инфицировано мыслевирусами. Мыслевирусы — это практически незаметные механизмы, которые, встраиваясь в ваш мыслительный процесс, воздействуют на него. Инфицированные мысли зачастую внушают доверие и имеют в своей основе реальный опыт, однако они чрезмерно негативны. Из книги вы узнаете о том, что представляют собой мыслевирусы, и, что немаловажно, о том, каким образом им удается ввести в заблуждение ваш психологический иммунитет.


Дэниел Гилберт в своей книге «Спотыкаясь о счастье» изложил механизм достижения успеха, когда черная полоса в жизни способствовала дальнейшему значительному успеху .

Автор является профессиональным психологом и проведя многочисленные лабораторные эксперименты, он пришёл к следующему выводу:

Существует больше способов думать о переживаниях, чем самих переживаний, и люди необыкновенно изобретательны, когда им нужно найти лучший из всех возможных способов.

И, однако, если это правда, почему же мы все не бродим тогда с широко распахнутыми глазами и блаженными улыбками на лицах, вознося Господу благодарность за чудо геморроя и прелесть тещи? Потому что разум наш, может быть, и легковерен, но он не простачок.

Мир такой, а мы хотим, чтобы он был этаким, и наше переживание мира — каким мы видим его, помним и воображаем — это смесь непреклонной реальности и комфортной иллюзии. Мы не отделяем одно от другого. Если бы мы были вынуждены переживать мир в точности таким, какой он есть, по утрам мы испытывали бы такую депрессию, что не могли бы подняться с постели. А если бы мы переживали мир в точности таким, каким мы хотим его видеть, мы пребывали бы в таком заблуждении, что не могли бы найти собственные тапочки. Мы смотрим на мир сквозь розовые очки, но нельзя сказать, что они непрозрачны или ясны.

Они не могут быть непрозрачными, потому что нам нужно видеть мир достаточно хорошо, чтобы действовать в нем — водить вертолеты, выращивать кукурузу, нянчить детей, — словом, делать все, что необходимо разумным млекопитающим вроде нас с вами для выживания и преуспевания. Но они не могут быть и ясными, потому что нам нужен розовый цвет, чтобы побуждать нас конструировать вертолеты (≪Я уверен, эта штука будет летать≫), сажать кукурузу (≪В этом году будет рекордный урожай≫) и терпеть детские шалости (≪Зато сколько радости!≫). Мы не можем жить без реальности и не можем жить без иллюзии. Каждое отвечает своей цели, каждое накладывает ограничения на влияние другого, и наше переживание мира — это искусный компромисс между двумя вечными конкурентами.

Скажите что-нибудь