Психоаналитическая теория: основные принципы, этапы развития

Каждая личность – сложный симбиоз знаний, практического опыта, страхов и комплексов. Такой «багаж» оказывает свое влияние на поведение человека. Порой истинные мотивы не всегда понятны ни окружающим, ни самому индивиду. Разобраться в этом поможет психоанализ Фрейда.

1-osnovatel-psihoanaliza.jpg

Основатель психоанализа

Кратко о теории

Когда Зигмунд Фрейд занялся психоанализом и представил миру свое видение душевных проблем, общественность восприняла учение «в штыки». Новая теория противоречила всем канонам: религии, науке, философии, социальным устоям, культуре. Но, зародившись в конце 19 века, и поныне теория используется ведущими психиатрами мира.

Ученый посвятил свою жизнь тому, чтобы понять психику человека и определить составляющие, мотивирующие его действия. Основная идея теории – убеждение, что душевная природа не имеет перерывов, и из одного события рождается следующее.

Не всегда можно проследить цепочку последовательностей. Но то, что произошло в детстве, обязательно окажет свое влияние (хоть и неосознанно) в дальнейшей жизни. Теория Фрейда кратко интерпретируется так: каждый поступок, желание, мысль – это сознательное либо бессознательное намерение, «растущее» из прошлого.

Обратите внимание! Задача аналитика – разобраться в душевных переживаниях, найти скрытые связи событий и установить истинные причины поступков.

Что такое классический психоанализ

Архетип — это что такое в психологии и философии

Зигмунд Фрейд основал теорию, позволяющую интерпретировать неосознанные мотивы поведения людей. Под классическим психоанализом в современном понимании подразумевают:

  • дисциплину, основанную на научных исследованиях;
  • комплекс мер, изучающих психические процессы;
  • методику, применяемую в лечении невротических нарушений.

Терапия основывается на общении врача с пациентом, в ходе которого последний делится своими сновидениями, мыслями, ассоциациями. Специалист анализирует собранную информацию, стараясь определить бессознательные конфликты.

2-na-prieme-u-psihoanalitika.jpg

На приеме у психоаналитика

Затем гипотеза трансформируется и выводится на осознанный, понятный уровень. В таком виде она передается исследуемому, который должен принять ее на веру.

Что входит в основу

Сознание — что это в психологии

Кратко психоанализ можно представить, как метод исследования психологических процессов, находящихся за гранью сознания. Теория учитывает взаимосвязь всех гипотез о функциях и строении психического аппарата и рассматривает их в целом.

В основе современного психоанализа лежат такие направления:

  • Теория, дающая определения поведению и развитию индивида;
  • Исследования мотивов через свободные ассоциации, толкование сновидений. Это позволяет извлечь наружу скрытые предпосылки, приведшие к расстройству психики;
  • Методика лечения, включающая:
  1. анализ переноса и сопротивления;
  2. толкование источника конфликтов (интерпретацию);
  3. проработку, как заключительный этап, приводящую к перестройке психики.

Основная цель аналитика – избавление психики исследуемого от скрытых механизмов, породивших конфликтные ситуации. Это позволяет перенаправить пациента на реализацию позитивных желаний и помочь ему адаптироваться в обществе.

Что скрыто за гранью сознания

Дополнительная информация. В ходе психодинамического подхода специалист старается добиться от пациента осознания существования бессознательных конфликтов, благодаря чему повлиять на поведение и персональные отношения.

Теоретические основы психоанализа по Фрейду

Психология личности человека

Душевная жизнь человека представлена 3-мя уровнями, расположенными вертикально относительно друг друга. Изучение этих областей составляет основу психоанализа.

Уровни человеческой психики

ОбластьОпределения
Бессознательное
ПредсознаниеОпределяется, как память, лежащая на поверхности бессознательной области. Поэтому является доступной и легко извлекается наружу. На таком «складе» хранится информация о недавних событиях. Здесь же находятся приятные воспоминания, любимые мелодии, профессиональные навыки и т.п.
СознаниеЭта область вмещает в себя то, что человек чувствует, переживает, осознает в конкретный момент своей жизни. Данный участок психики постоянно обновляется. Предыдущие элементы сознания не испаряются – одни оседают в предсознании, другие (наиболее неприятные) уходят в глубокое забытье и хранятся в бессознательном до определенного момента

Если описать кратко Фрейда теорию, то личность – это айсберг, в основании которого лежат инстинкты, побуждения, психическая энергия. Верхушку венчает ясное сознание, под ней прослойкой располагается предсознательная масса.

Уровни психики человека

Из всех 3-х областей основную роль в психике индивида играет именно бессознательная часть. Человека к достижению целей направляют инстинкты:

  • основной – жизненная энергия (или либидо), зиждется на сексуальной природе;
  • инстинкт смерти – агрессивная составляющая.

Количество живой энергии, ее появление, распределение, перемещение оказывают влияние на особенности поведения, мышления, переживания, а также приводят к психическим расстройствам. Инстинкт смерти включает механизмы защиты.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Разделение психики на сознательную и бессознательную составляющие приводит к внутрипсихологическим конфликтам. Сознание вытесняет дурные желания и влечения. Но они не исчезают, а прячутся в «закромах» бессознательной области.

Обратите внимание! Из-за неудовлетворенности возникают напряжения, с которыми и должен справиться психоаналитик.

Способы решения внутренних конфликтов

СоставляющаяОсобенности
СновиденияОни отражают скрытые нереализованные желания. Когда один и тот же сон повторяется многократно, это свидетельствует о конкретной потребности. Если желание не воплотить, оно становится помехой на пути самовыражения
СублимацияОсознанное перенаправление жизненной энергии с сексуальной темы на социальные, творческие, интеллектуальные цели. Это определенная форма защиты психики от внутренних конфликтов. Сублимированную энергию можно назвать двигателем цивилизации
КомпенсацияЧтобы неудовлетворенные желания не приводили к тревожному состоянию, их нейтрализуют. Если энергия не может найти выход, она перенаправляется на преодоление препятствий. Благодаря напористости и работоспособности, личность достигает успеха
ЗащитаВ психике существуют механизмы, начинающие включаться на фоне возникших напряжений. Они подавляют, искажают или отвергают ситуацию, провоцирующую конфликт

Последняя составляющая в преодолении внутреннего душевного напряжения мешает исследовать бессознательную область. Чтобы справиться с подобной трудностью, психология Фрейда предлагает метод анализа, помогающий пациенту осознать причину неудовлетворенности и справиться с конфликтом.

Защитные механизмы

Психологическая тактика личности направлена на сглаживание аффективных неприятных состояний. Механизмы защиты удерживают конфликты на бессознательном уровне, не допуская их на вершину «айсберга». Компенсацию и сублимацию можно считать составляющими защитной тактики. Кроме них, психика пользуется и другими механизмами:

  • проекция помогает переложить ответственность на других людей, приписывая им свои проблемы;
  • замещение использует перенаправление агрессии на иной объект, более безответный и приемлемый на текущий момент;
  • регрессия возвращает к модели поведения, свойственной раннему периоду, менее тревожному;
  • отрицание – это игнорирование угрозы жизнедеятельности;
  • подавление блокирует сознание или вытесняет из него тревожные моменты;
  • рационализация – почти творческий процесс, позволяющий создать легенду, оправдывающую настоящие мотивы собственного поведения и возникших неудач;
  • реактивная формация подменяет факторы, спровоцировавшие напряженность, на противоположные.

Защитный механизм психики

Не каждый индивид способен полностью противостоять конфликтам. Бывает сложно сдерживать защитные механизмы, из-за чего возникает риск развития невротической тревоги, импульсы которой способны захлестнуть сознание.

Понятие «комплекс» в психоанализе

Поведение человека напрямую связано с развитием психики. На ее формирование оказывают влияние установки, мотивы, представления. Совокупность этих составляющих, сформированных в бессознательной области, в психологии интерпретируется, как комплекс.

Сочетание факторов может формироваться вокруг любого эмоционального состояния (аффекта). Чаще комплекс интерпретируют, как нечто негативное. В психоанализе рассматривается несколько групп подобных образований, определяющих сознательную жизнь индивида.

Распространенные комплексы

ВидОпределение
Эдип (Электра)Указывает на сексуальное влечение мальчика к своей матери, что провоцирует агрессию к отцу. В женской интерпретации это комплекс Электры, когда девочку влечет к папе
НеполноценностиЧувства ограниченности возможностей, собственной недостаточности присущи многим людям. Заменяются компенсацией – стремлением к всевозможным успехам, позволяющим доказать свою значимость
ИоныЗдесь на первое место выходят сомнения, что человек не в состоянии реализовать свои способности и чего-то добиться в жизни. На фоне страхов индивид сознательно занижает свои притязания

Существуют и другие комплексы специфического характера, с помощью которых можно интерпретировать поведенческие реакции человека и психические процессы.

Комплекс неполноценности

Функция «Я» в психоанализе Фрейда

В теории психоаналитического анализа Фрейда существует такое понятие, как структура личности. Ее цель – поддерживать душевное равновесие, повышать уровень удовлетворенности и снижать степень недовольства. Модель включает в себя 3 системы, они неотделимы друг от друга.

Структура личности

ФункцияОсобенности
ИД (или ОНО)Заложена в человеке с рождения и трактуется, как инстинкты или наследственность. Данная функция неорганизованна и хаотична, не подвластна законам логики, но оказывает безграничное влияние на другие системы
ЭГО (Я)
Супер-ЭГО (Сверх-Я)

Все составляющие структуры личности направляют усилия на достижение одной цели и немыслимы друг без друга. В этой тройке Я выступает той составляющей частью, что входит во взаимоотношения с окружающими людьми. Супер-ЭГО определяет границы поведения Я, на котором отражается энергия ИД.

Структура личности

Все составляющие личностной структуры должны приспосабливаться к внешней реальности. Такая притирка не всегда проходит гладко, это провоцирует конфликты внутри личности.

Видео

Психика человека и психология — сложные области изучения, особенные в своем индивидуализме. Но учеными выведены основные положения, касающиеся развития психики в определенные периоды жизни. Сегодняшние психоаналитики, врачи-психиатры и психотерапевты оперируют таким знанием, как психоаналитическая теория, основные моменты которого и рассматриваются ниже.

Истоки психоанализа

Основные этапы становления науки о психическом развитии личности

Психология сегодня имеет прикладное значение как область медицины, философии, педагогики, других наук. Психоаналитические теории развития имеют особое значение в работе с индивидуумом. Каждая такая теория имеет свои нюансы объяснения сложившейся личности и разработана тем или иным специалистом. Но история этой работы протекала в несколько этапов. Самый известный человек, чье имя связано с изучением психических особенностей личности, — Зигмунд Фрейд. Но исследования этой грани человеческого индивида, родственные концепции психоанализа, предложенного Фрейдом, развивались и ранее 19-го века. Сам будущий всемирно известный психолог, невролог и психоаналитик стажировался в клинике Сальпетриер в Париже у невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко, глубоко изучающем нейропсихиатрическое расстройство парез, как последствие сифилиса. В 1985 году в свет выходит работа Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера «Исследования истерии», в которой обосновывается происхождение истерии на подавленных воспоминаниях о каких-либо неприятных для пациента ситуациях, чаще всего основанных на сексуальных ассоциациях. Такое воззрение на одну из психических особенностей личности привело к тому, что от Фрейда отвернулось большинство научной элиты, выставившей начинающего психоаналитика обычным шарлатаном.

В этот же период будущий психоаналитик пытается сформулировать, выстроить в логическую цепочку нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов. Эта работа осталась незавершенной, а мир узнал о ней только после смерти ученого. Затем Фрейд заинтересовался символикой сна, итогом этих размышлений стала гипотеза о том, что бессознательное, на котором и основывается сюжет сновидений, является «первичным процессом», так как обладает концентрированным и символическим содержанием. «Вторичный процесс», напротив, основан на логическом, осознанном содержании. Эта гипотеза стала основой монографии «Толкование сновидений», опубликованной Фрейдом в 1900 году. Особенностью этой работы психолога, которая нашла свое развитие в последующей работе, стала 7 глава. Здесь описана ранняя «топографическая модель» — из-за социальных сексуальных запретов неприемлемые сексуальные желания выдавливаются в систему «бессознательного», что становится основой тревожности личности.

В нашей стране повсеместное увлечение психоанализом пришлось на 20-е годы 20-го века. Тогда в Москве был открыт Государственный психоаналитический институт. Но постепенно психоанализ перестает быть направлением науки, повергаясь гонениям. Лишь в конце столетия эта область исследований человека вновь обрела жизнь в отечественной психологии и психиатрии. В настоящее время направления психоанализа стали неотъемлемой частью медицинской практики, а сама теория постоянно дополняется новыми теоретическими разработками. Психологи объединяются по всему миру для качественных научных исследований психики человека. так, к примеру, проблемами психоанализа занимается Международная психоаналитическая ассоциация, насчитывающая около 12 000 членов. Современная психология оперирует не одной школой психоанализа, ведь ученики и последователи Фрейда организовали свои школы и направления изучения этой сферы науки, например, Юнг, Фромм, Адлер.

Те, кто пошел дальше

Психоаналитическая теория З. Фрейда — основа одного из направлений в психологии и психиатрии. Но и сам психоаналитик модулировал свою теорию, и его последователи вкладывали в научное понятие собственное видение проблемы. Наиболее известны работы учеников Фрейда — Карла Густава Юнга, Альфреда Адлера, а также неофрейдистов — Гарри Стек Салливан, Эрих Зелигман Фромм, Карен Хорни. На основе работы самого Фрейда и его последователей в формировании принципов психоанализа были созданы несколько направлений этого учения. Они таковы:

  • Классическая теория влечений (З. Фрейд).
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, К. Томпсон).
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу).
  • Селф-психология (Х. Кохут).
  • Структурный психоанализ (Ж. Лакан).
  • Теории объектных отношений.
  • Школа М. Кляйн.
  • Эго-психология.

Каждая из выше перечисленных школ имеет свои нюансы в обосновании развития психики индивида. Основные психоаналитические теории — от классики до неоразработок — говорят о своем видении проблемы психоанализа. Особенности направлений или дополняют истоки или же противоречат друг другу. Помимо классического психоанализа, разработанного Зигмундом Фрейдом, популярна как в практике, так и в теоретическом изучении психоаналитическая теория Юнга. Она дополняет работу Фрейда наличием коллективного бессознательного как дополнения и продолжения бессознательного индивидуального.

Алгоритм психоанализа по Фрейду

Классическая психоаналитическая теория, автор которой всемирно известный психоаналитик З. Фрейд, предполагает работу по определенному алгоритму. методика была разработана на основе длительной, многолетней работы психоаналитика и его учеников. Психоанализ строит на следующих этапах работы с пациентом:

  • Накопление материала.
  • Интерпретация.
  • Анализ «сопротивления» и «переноса».
  • Проработка как заключительный этап.

Результатом работы психоаналитика должна стать перестройка психики пациента. Эта техника была разработана и применялась на практике самим Фрейдом и его последователями. Как говорил основоположник учения, в его практике было более 4 десятков клинических случаев психоанализа. Широко известны 5 из них, каждый из которых связан с тем или иным проявлением психического расстройства личности. Психоаналитическая теория развития личности используется как основа и в современной практике, но имеет множество дополнений и нюансов, разработанных как последователями Фрейда, так и его противниками в вопросах психоанализа как такового. Для многих выдвинутая неврологом-психоаналитиком теория является абсолютно неприемлемой, кто-то воспринимает ее безоговорочно, для других же она стала источником для продолжения процесса развития личности.

Теория о структуре личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда в 1923 году обрела достаточно четкую структуру. По мнению психоаналитика, психиатра и невролога, личность каждого индивида состоит из трех компонентов:

  • Ид («Оно») — ядро личности, основанное на примитивных влечениях к жизни, смерти. Именно эта основа бессознательна и подчиняется принципу удовольствия.
  • Эго («Я») — эта часть личности отвечает за сознательное мышление, поведение человека, активизирует защитные механизмы психики при необходимости.
  • Суперэго («Сверх-Я») — компонент Эго, функционал которого состоит в самонаблюдении и моральной оценки. Фрейд утверждал, что этот компонент личности образуется как результат интроекции образов отца и матери, а также родительской системы ценностей.

Создание структурной модели психоаналитической теории было огромным продвижением вперед данного направления психологии и психотерапии, позволив расширить и спектр психических отклонений и инструментов для их терапии. Нюансом этой сферы изучения психики индивида стала довольно свободная интерпретация ее аспектов даже сами Фрейдом, не говоря уже о его учениках, последователях и оппонентах. Автор психоаналитической теории развития не успел закончить работу над ее полным структуру по все тем. Его последователи внесли в уже имеющиеся наработки свои новшества.

Основные положения анализа психологического состояния личности

Используемая в практике психиатрии и психологии психоаналитическая теория в своей основе содержит следующие положения:

  • внутренние, так называемые иррациональные влечения человека во многом определяют его поведение, что сказывается на приобретаемом опыте и познании окружающего мира;
  • эти влечения не осознаются человеком, то есть бессознательны;
  • психологическое сопротивление бессознательным увлечениям приводит к активации защитных механизмов;
  • на индивидуальное развитие личности свою роль оказывают события раннего детства;
  • психо-эмоциональные нарушения в своей основе имеют противопоставление осознанного восприятия реальности и бессознательного, вытесненного из памяти материала.

Автор психоаналитической теории развития З. Фрейд считал, что суть помощи специалиста состоит в осознании бессознательного — как освобождение от влияния бессознательного материала.

Самозащита

Психоаналитическая теория личности Фрейда описывает механизмы защиты, при помощи которых психика человека справляется с теми или иными потенциальными проблемами.

  • Замещение — энергия и эмоции перенаправляются на менее опасный объект.
  • Реактивное образование — переживание, которое по мнению индивида недостойно его, подавляется, а затем замещается прямо противоположным чувством.
  • Компенсация — бессознательная попытка справиться с реальными или воображаемыми недостатками, может иметь как социальный, так и антисоциальный характер.
  • Вытеснение — принудительный перенос в сферу бессознательного тех подсознательных влечений и переживаний, которые представляют угрозу для самосознания.
  • Отрицание — нежелание мириться с имеющейся действительностью.
  • Проекция — перенос на других людей собственных переживаний и качеств, неприемлемых как социумом, так и самим человеком.
  • Сублимация — изменение неприемлемых поведения и целей на социально приемлемые.
  • Рационализация — иными самооправдание. Поступки, совершенные под действием бессознательного человек пытается рационально объяснить.
  • Регрессия — возвращение к ранним формам поведения, как иногда говорят человек впадает в детство. Этот способ защиты в основном используют незрелые, инфантильные люди, но в некоторых ситуациях его могут использовать и вполне нормальные взрослые люди.

Но не только психоаналитическая теория развития З. Фрейда содержит в себе описание защитных механизмов психики. Другие психоаналитики, развивая теорию Фрейда или же разрабатывая собственные проекты, расширяли список самозащиты психики индивида, который на данный момент включает в себя около 30 позиций.

Этапы психосексуального развития

Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:

  • От момента рождения до полутора лет человек проживает так называемую оральную фазу. Она характеризуется лишь желанием — Ид, так как основной инстинкт — удовлетворение естественной физиологической потребности, которая выражается в сосании. кусании и глотании.
  • В возрасте от полутора до трех с половиной лет протекает анальная фаза, во время которой формируется Эго (Я) — основное требование — справлять физиологическую нужду опорожнения кишечника и мочевого пузыря в отведенном для этого месте — горшок, унитаз, за счет чего формируется способность выполнять запреты социума.
  • Период от трех с половиной до 6 лет характеризуется познанием своего тела и уяснением своей половой принадлежности, потому и называется фаллической фазой. Именно в этот период у ребенка может развиться Эдипов комплекс или комплекс Электры.
  • Ребенок в возрасте 6-12 лет развивается физически, интеллектуально, его сексуальное развитие переживает затишье, поэтому фаза называется латентной.
  • С 12 лет начинается генитальная фаза, характерным признаком которой является пубертатный период, первый опыт половой жизни.

Грани характера

Психоаналитическая теория развития Фрейда, определяя этапы психосексуального развития, останавливает внимание психологов и на характере каждого человека, связывая его с той или иной фазой взросления личности. Последователи психоанализа Фрейда развили концепцию характерологических типов, связывая черты личности с определенными этапами психосексуального развития. Отто Фенихель — психоаналитик, известный своей концепцией развития неврозов, определил несколько типов характера:

  • оральный;
  • анальный;
  • уретральный;
  • фаллический;
  • генитальный.

Особенности того или иного типа Фрейдом, Фенихелем и другими психоаналитиками позиционируются как связь с особенностями развития и воспитания ребенка. Все психоаналитические теории развития в той или иной степени основываются на работах Фрейда, учитывая фазы психосексуального развития ребенка от момента рождения до пубертатного периода, оказывающих самое непосредственное влияние на его характер.

Детство как основа взросления

«Все мы родом из детства» — эта знаменитая фраза великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери правильно раскрывает воспоминания человека и его отношение к окружающей действительности с момента взросления до смерти. Психоанализ говорит о том же не так романтично, разделяя фазы детства в соответствии с основными моментами развития на каждом возрастном этапе. Автором психоаналитической теории детского развития является немецкий невролог, психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд. Именно в его работах была структурирована психика и доказано, что основное влияние на развитие человека оказывает другой человек, непосредственным образом связанный с воспитанием и обучением растущей личности. Работу Фрейда в этом направлении продолжила его дочь Анна. Особенностью ее работы было решение о том, что результатом конфликта между внутренними инстинктивными влечениями ребенка и ограничительными требованиями к нему внешнего социального окружения становятся грани характера индивида. Детская психика развивается как следствие постепенной социализации ребенка, причем на каждом периоде усваивается понятие о том, что желаемое удовольствие не всегда совпадает с реальными требованиями социума. Задача родителей и воспитателей, а также учителей способствовать более сглаженному восприятию реальности, качественно донося до ребенка определенные требования и прививая навыки жизни в обществе таким образом, чтобы психика ребенка не страдала от несоответствия «хочу» и «можно».

Психоаналитическая теория развития человека — длительная, по сей день не прекращающаяся работа психологов, психиатров, психоаналитиков. Научное начало было дано Зигмундом Фрейдом, продолжено его учениками и последователями. Сегодня много споров вызывают некоторые аспекты этого учения, но во многих методиках работы по выявлению и лечению психических отклонений и заболеваний теория психоанализа успешно применяется.

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд
Содержание

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна. Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека. Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.

Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» — одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • сны;
  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме. К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.

Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы. В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/psixoanaliz-z-frejda.html
  • https://labuda.mirtesen.ru/blog/43494221663/psihoanaliticheskaya-teoriya:-osnovnyie-printsipyi,-etapyi-razvi
  • https://ktovdepressii.ru/terminologiya/klassicheskij-psihoanaliz-zigmunda-frejda.html