Познание – неотъемлемая часть развития человека. Оно влияет на умственную работу, настроение, общение и т. д. Познавательные процессы развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с младенческого возраста.
Познавание начинается во младенчестве
Определение можно выразить кратким описанием. Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.
Contents
Место познавательных процессов в психике человека
Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.
Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.
Виды психических познавательных процессов
Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологииНиже описаны примеры того, какие психические процессы относятся к познавательным:
- Начальная ступень познания – это ощущение, т.е. отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Возникает ощущение ввиду раздражимости нервной ткани мозга, которая с ходом эволюции переросла в чувствительность.
- Восприятие может быть процессом либо результатом познавательной деятельности. Оно отражает целостность мира, создает картины действительности. Итогом восприятия является целостный образ окружающего мира, возникший при воздействии раздражителей на органы чувств индивида.
- Представление – это воспроизведение образов, появившихся в результате полученного ранее опыта. Результат представления – извлеченные из памяти сигналы, образы. Это связующее звено между такими процессами, как образы ощущений и восприятия. Однако человеку свойственно иметь только поверхностные представления, которые не всегда совпадают с действительностью.
- Воображение – это создание образа объекта, явления посредством перестройки имеющихся представлений.
Обратите внимание! Воображение является комбинацией образного и абстрактного содержаний.
Воображение – важная составляющая познания
Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Данный процесс происходит по разным направлениям:
- путем создания образов, соединяя части, свойства и качества некого предмета или явления;
- выделяя определенную часть из единого целого;
- создавая конкретный эпизод, формируя целый литературный образ.
- С помощью мышления отражается действительность. Она может быть как процессом, так и иметь результат. Индивид способен сформировать и усвоить какое-то понятие, а также решить некие задачи с его помощью. Мышление бывает теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).
Сенсорно-перцептивная сфера
В основе психики заложено ощущение, т.е.сенсорно-перцептивнаясфера, призванная обеспечить правильные отражение и восприятие действительности внешнего и внутреннего мира.
Обратите внимание! Процесс познания происходит наряду с использованием речи.
Ощущение и восприятие, как части сенсорно-перцептивной сферы, составляют единство познания, чувственно отображая объективную реальность. При этом ощущение первично, хотя и определяется восприятием.
Высший уровень познавательных процессов
К высшему уровню познания относят мышление, которое помогает понять суть предметов и явлений. Они, в свою очередь, могут быть опознаны непосредственно или с помощью ощущений и восприятия. Мышление имеет ряд особенностей, среди которых выделяют:
- Опосредованный характер. То, что не может быть изучено непосредственно, индивид изучает косвенно, с помощью теоретических знаний.
- Обобщенность. Свойства некоторых предметов связаны между собой. Выражается в форме речи, языка, иногда ограничивается наглядностью (если обобщенное мышление представлено образами).
Результат познавательной деятельности – это понятие, отражающее характер признаков предмета. Понятие возникает на основе суждений, выводом которых выступает умозаключение.
Внимание и память
Вниманием называют направленность психической деятельности человека на некий объект. Сюда относят следующие его виды:
- Непроизвольное, при котором человек отвлекается на что-либо без усилий.
- Произвольное, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на объекте.
- Послепроизвольное – индивид сосредоточен на объекте интереса, и ничто его не отвлекает.
Умение сосредоточить внимание помогает в работе
Внимание обладает свойствами, определяющими способности, возможности человека:
- концентрированность характеризует уровень сосредоточенности индивида, предполагая образование фокуса его психологической активности;
- интенсивность, она же – эффективность мышления, памяти;
- устойчивость – высокий уровень концентрации, определяется темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности личности;
- объем – количество объектов, находящихся в фокусе индивида одновременно (у взрослого – 4-6 элементов, у ребенка – до 3);
- переключение – умение переводить внимание от объекта к объекту без излишнего стресса.
Память – это способность закреплять, сохранять и по необходимости воспроизводить полученные опыт и знания. Ее основная особенность – связывать прошлое субъекта с настоящим и будущим.
Показатель хорошей памяти определяется по уровню развития таких ее элементов, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Обратите внимание! Люди пользуются разными методами запоминания информации.
В пример можно привести ассоциативную память. Чтобы запомнить цвета радуги, была придумана песенка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это первая буква цвета. Следуя цепочке ассоциаций, можно получить «красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый».
Нарушение познавательных психических процессов
Когнитивные процессы в психологииНарушение познавательных процессов является причиной заторможенного развития индивида. С психологической точки зрения, данные нарушения ведут к проблемам не только в мышлении и познании, но и дальнейшем контактировании с окружающими. Они касаются каждого отдельного элемента познавательной функции, выражаются в поведении, чувствительности, внимании человека к объектам и явлениям.
Развитие познавательных психических процессов
Темперамент — что это такое, описаниеРазвитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.
Познание развивают на протяжении всей жизни
О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др. Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.
Видео
—>Познавательные процессы:
1) процессы чувственного познания
· ощущения;
· восприятие;
· внимание;
· память;
· воображение;
2) процессы рационального познания:
· мышление;
· речь.
Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.
Основные механизмы ощущения:
Воздействие -> рецептор -> проводящие пути -> центр в коре головного мозга -> ощущение
1) предопределяет познание окружающего мира и мира в себе;
2) является основой познания и адаптации;
3) выступает потребностью живого организма.
Функции ощущения:
— предопределение познания окружающего и внутреннего мира
— основа познания и адаптивного поведения
— потребность живого организма
Классификация ощущений:
1) по качеству:
· вкусовые;
· обонятельные;
· осязательные;
· слуховые;
· зрительные;
2) по локализации:
· экстероцептивные (возникающие при воздействии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела);
o дистантные;
o контактные;
· интероцептивные (сигнализирующие о внутренних процессах организма);
· проприоцептивные (возникающие при движении, ощущения в мышцах).
Свойства ощущений:
1) качество;
2) интенсивность;
3) длительность;
4) пространственная локализация раздражителя;
5) адаптация;
6) компенсация.
Сентизивность – природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов.
Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием опыта.
Синестезия – при воздействии одного раздражителя возникает ощущение от другого анализатора.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя.
Продукт восприятия – целостный образ.
Основная функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.
Свойства восприятия:
— предметность – отношение сведений, получаемых из окружающего мира к этому миру
— целостность
— структурность – не является простой суммой ощущений, обобщенная их сумма
— константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.
— осмысленность – подчиняется контролю сознания
— избирательность – определение объектов по сравнению к другим
Иллюзии восприятия:
— специфические формы искажения образов, обусловленные расположением и действие раздражителем
Особенности образа восприятия:
1) полимодальность (в одном образе сосредоточено множество качеств);
2) тесно связан с интеллектуальными процессами;
3) включает действенный компонент.
Законы восприятия:
1) фигуры и фона;
2) близости элементов.
Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в определенный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.
Основные функции внимания:
1) селекция (позволяет отделять значимые объекты от незначимых);
2) улучшение интенсивности восприятия;
3) обеспечение контроля за деятельностью и регуляция движения;
Виды внимания:
1) по направленности:
· внутреннее внимание (направлено на образы внутреннего мира и сосредоточено на каком-либо из них);
· внешнее внимание (направлено на внешний объект);
2) по модальности:
· зрительное внимание;
· слуховое внимание;
· обонятельное внимание;
· осязательное внимание;
· тактильное внимание;
3) по степени участия воли:
· непроизвольное внимание (внешний объект управляет вниманием человека);
· произвольное внимание (участие воли, человек сам определяет объект внимания);
· послепроизвольное внимание (привлечение внимания начинается с усилия воли, которое постепенно нивелируется вследствие появления интереса к данному предмету или явлению).
Свойства внимания:
— концентрация – степень сосредоточения на объекта
— объем – количество объектов, которые могут быть охвачены одномоментно
— переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, осознанно
— распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов
— устойчивость – длительность сосредоточения на объекте
Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации, полученной в результате его индивидуального опыта.
Основная функция памяти: синтез психических актов в единое целое.
Виды памяти:
1) по характеру психической активности:
· двигательная память (запоминание двигательных актов и двигательных комплексов);
· эмоциональная память (память на чувства и переживания);
· образная память (образы и сюжеты);
· словесно-логическая память (мысли);
2) по степени произвольности:
· непроизвольная память (информация запечатлевается и сохраняется без усилия воли, спонтанно);
· произвольная память (запоминание является целью человека):
o опосредованная память (запоминание с помощью специальных средств);
o непосредственное запоминание (путем механического повторения);
3) по степени сохранения информации:
· мгновенная память (предполагает запоминание образа, который обеспечивает восприятие);
· кратковременная память (запоминание информации на непродолжительное количество времени – от нескольких секунд до 10 минут; обеспечивает ориентацию в пространстве; Vкр.памяти = Vвнимания = 5-7 единиц);
· долговременная память (запечатление информации на длительный период времени; информация носит стратегическое значение для человека);
· оперативная память (запоминание информации на какой-либо период с целью ее воспроизведения в специальных условиях).
Законы памяти:
1) закон конца и края;
2) связь памяти с эмоциональной сферой;
3) чем более осознано запоминание, тем дольше информация хранится в памяти
Мышление – социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и создания существенно нового в процессе отражения окружающей действительности.
Основные функции мышления:
4) установление всеобщих взаимосвязей;
5) понимание сущности конкретного явления;
6) обобщение свойств однородной группы явлений.
Виды мышления:
1) по форме:
· наглядно-действенное мышление (мышление при манипуляции с каким-либо объектом или предметом);
· наглядно-образное мышление (с помощью образов и сюжетов);
· абстрактное мышление (мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей предмета при одновременном отвлечении от несущественных свойств)
2) по степени новизны:
· репродуктивное (воспроизводящее) мышление;
· продуктивное (творческое) мышление (осознание поступающей информации и стимулов, их ассимиляция через внутренний мир)
3) по характеру решаемых задач:
· теоретическое мышление;
· практическое мышление;
4) по степени развернутости:
· дискурсивное мышление (мышление с помощью логических умозаключений);
· спонтанное (интуитивное) мышление.
Формы мышления:
1) понятие (мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, а также позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними);
2) суждение (мысль, выраженная повествовательным предложением, которая может являться истиной или ложью);
3) умозаключение (мыслительный процесс, в ходе которого из 1 или нескольких суждений выводится новое индивидуальное суждение).
Основные мыслительные операции:
1) анализ (мысленное расчленение предметов, явлений или ситуаций и выявление их составных частей);
2) синтез (мысленное соотнесение, сопоставление и установление связей между различными элементами);
3) абстракция (отличение существенных свойств предмета от несущественных);
4) сравнение (мысленное соотнесение каких-либо объектов, а также выделение в них общего и различного);
5) обобщение (мысленное соотношение и выделение общего в нескольких различных явлениях, предметах или ситуациях).
Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка.
Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средства общения, реализуемые в речи.
Речь обуславливает все сознание человека, с помощью речи формируются: самосознание, взгляды, убеждения, интеллект, моральные и эстетические чувства, воля и характер.
Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми.
Свойства речи:
1) содержательность (характеризуется объемом высказанных в ней мыслей, а также подготовленностью говорящего);
2) понятность (обуславливается объемом знаний слушающих и обеспечивается избирательным объемом материала);
3) выразительность (связано с эмоциональной насыщенностью речи, обеспечивается интонацией и акцентом);
4) действенность (определяется влиянием на мысли и чувства, поведение человека).
Функции речи:
1) функции в общении:
· коммуникативная (обеспечивает передачу информации);
· экспрессивная (эмоциональное отношение к передаваемой информации);
2) функции в мышлении:
· обобщение;
· сигнализирующая функция
Виды речи:
1) внешняя речь (обеспечивает общение между людьми при помощи разговора или с помощью технических устройств);
2) внутренняя речь (направлен на себя, носит свернутый сокращенный характер);
3) устная речь (наличие грамматической конструкции и сокращенным количеством слов);
4) письменная речь (четкий замысел и сложная смысловая программа);
5) диалогическая речь (возникает при взаимодействии 2 или нескольких людей, характеризуется ответом на вопросы либо высказыванием на суждения; не требует специальной подготовки);
6) монологическая речь (высокие требования к говорящему, т.к. требует тщательного отбора слов и словесных оборотов);
7) аффективная речь (не имеет замысла, очень проста и ограничена).
Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.
Основные функции воображения:
1) представление действительности в образах;
2) регулирование эмоциональных отношений;
3) формирование внутреннего плана человека;
4) планирование и программирование деятельности.
Формы воображения:
1) построение образа;
2) создание программы поведения;
3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;
4) создание образов, которые соответствуют описанию объекта;
Виды воображения:
1) по предмету деятельности:
· эмоциональное воображение;
· образное воображение;
· концептуальное воображение;
2) по виду деятельности:
· художественное воображение;
· техническое воображение;
· музыкальное воображение.
3) по способам активности:
· активное воображение (мечта – осознание желаемого будущего)
· пассивное воображение (грезы)
· преднамеренное воображение
· непреднамеренное воображение
4) по результату:
· творческое воображение (создание образов, которые не существуют в действительности, либо модифицируются имеющиеся образы)
· воссоздающие образы.
Эмоции – интегральная реакция организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, результаты собственной деятельности, которая проявляется:
1) Субъективные переживания
2) Специфических сдвигах деятельности внутренних органов
3) Специфических двигательных реакциях
Функции эмоций:
— приспособительная
— сигнальная
— оценочная
— регуляторная
— коммуникативная
Характеристики эмоций:
— Знак, валентность
— модальность
— динамика протекания, длительность, интенсивность
— динамика внешнего выражения (мимика, жесты, пантомимы, внешняя речь)
Виды эмоциональных состояний:
— настроение – относительно длительное эмоциональное состояние, которое подвержено существенным колебаниям в результате воздействия среды
— аффект – предельно выраженная кратковременная эмоция, которая сопровождается бурным эмоциональным переживанием, которое блокирует работу сознания
— страсть – интенсивное длительное эмоциональное состояние, преопределенное значимостью объекта или предмета для человека
— чувство – устойчивое эмоциональное состояние, которое отражает в сознании человека его отношение к действительности, предопределяющее (не/)удовлетворение его потребностей.
Виды чувств:
— моральное
— интеллектуальное
— эстетические
— праксические (отношение к другому человеку)
Воля – форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий.
Функции:
— выбор мотивов и целей
— регуляция, побуждающая к действию при недостаточной или избыточной мотивации
— мобилизация психики и физических возможностей при преодолении препятствий
ТолкованиеПереводПознавательный процесс</dt>b>Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структурепсихики.Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в наукеXIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные
Другие книги по запросу «Познавательный процесс» >></dd>Используемые источники:- https://srazu.pro/teoriya/psixicheskie-poznavatelnye-processy.html
- https://studopedia.ru/5_48962_poznavatelnie-protsessi-cheloveka.html
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1098948