Психические познавательные процессы — краткое описание

Познание – неотъемлемая часть развития человека. Оно влияет на умственную работу, настроение, общение и т. д. Познавательные процессы развиваются во взаимосвязи друг с другом, начиная с младенческого возраста.

1-mladenchestvo.jpg

Познавание начинается во младенчестве

Определение можно выразить кратким описанием. Психические познавательные процессы – это в психологии каналы общения с миром. Они имеют своеобразные характеристики, их совокупная деятельность составляет объективную картину мира. Таким образом, человек познает мир через ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, память, внимание.

Место познавательных процессов в психике человека

Познание занимает важное место в развитии человека, его психики. Знания определяют способность индивида думать, вспоминать, предвидеть и т.д.

Особенности психических познавательных процессов определяют уровень развития мышления, памяти человека. Примечательно, что при недостаточной познавательной активности, наличии ослабленного эмоционально-волевого напряжения у индивида наблюдается слабая эффективность данных процессов.

Виды психических познавательных процессов

Стадии конфликта — краткое описание основных этапов в психологии

Ниже описаны примеры того, какие психические процессы относятся к познавательным:

  1. Начальная ступень познания – это ощущение, т.е. отражение свойств объектов, воздействующих на органы чувств. Возникает ощущение ввиду раздражимости нервной ткани мозга, которая с ходом эволюции переросла в чувствительность.
  2. Восприятие может быть процессом либо результатом познавательной деятельности. Оно отражает целостность мира, создает картины действительности. Итогом восприятия является целостный образ окружающего мира, возникший при воздействии раздражителей на органы чувств индивида.
  3. Представление – это воспроизведение образов, появившихся в результате полученного ранее опыта. Результат представления – извлеченные из памяти сигналы, образы. Это связующее звено между такими процессами, как образы ощущений и восприятия. Однако человеку свойственно иметь только поверхностные представления, которые не всегда совпадают с действительностью.
  4. Воображение – это создание образа объекта, явления посредством перестройки имеющихся представлений.

Обратите внимание! Воображение является комбинацией образного и абстрактного содержаний.

2-voobrazhenie.jpg

Воображение – важная составляющая познания

Воображение может быть активным, пассивным, продуктивным и репродуктивным. Данный процесс происходит по разным направлениям:

  • путем создания образов, соединяя части, свойства и качества некого предмета или явления;
  • выделяя определенную часть из единого целого;
  • создавая конкретный эпизод, формируя целый литературный образ.
  1. С помощью мышления отражается действительность. Она может быть как процессом, так и иметь результат. Индивид способен сформировать и усвоить какое-то понятие, а также решить некие задачи с его помощью. Мышление бывает теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное).

Сенсорно-перцептивная сфера

В основе психики заложено ощущение, т.е.сенсорно-перцептивнаясфера, призванная обеспечить правильные отражение и восприятие действительности внешнего и внутреннего мира.

Обратите внимание! Процесс познания происходит наряду с использованием речи.

Ощущение и восприятие, как части сенсорно-перцептивной сферы, составляют единство познания, чувственно отображая объективную реальность. При этом ощущение первично, хотя и определяется восприятием.

Высший уровень познавательных процессов

К высшему уровню познания относят мышление, которое помогает понять суть предметов и явлений. Они, в свою очередь, могут быть опознаны непосредственно или с помощью ощущений и восприятия. Мышление имеет ряд особенностей, среди которых выделяют:

  1. Опосредованный характер. То, что не может быть изучено непосредственно, индивид изучает косвенно, с помощью теоретических знаний.
  2. Обобщенность. Свойства некоторых предметов связаны между собой. Выражается в форме речи, языка, иногда ограничивается наглядностью (если обобщенное мышление представлено образами).

Результат познавательной деятельности – это понятие, отражающее характер признаков предмета. Понятие возникает на основе суждений, выводом которых выступает умозаключение.

Внимание и память

Вниманием называют направленность психической деятельности человека на некий объект. Сюда относят следующие его виды:

  1. Непроизвольное, при котором человек отвлекается на что-либо без усилий.
  2. Произвольное, когда индивид прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на объекте.
  3. Послепроизвольное – индивид сосредоточен на объекте интереса, и ничто его не отвлекает.

Умение сосредоточить внимание помогает в работе

Внимание обладает свойствами, определяющими способности, возможности человека:

  • концентрированность характеризует уровень сосредоточенности индивида, предполагая образование фокуса его психологической активности;
  • интенсивность, она же – эффективность мышления, памяти;
  • устойчивость – высокий уровень концентрации, определяется темпераментом, мотивацией, внешними условиями деятельности личности;
  • объем – количество объектов, находящихся в фокусе индивида одновременно (у взрослого – 4-6 элементов, у ребенка – до 3);
  • переключение – умение переводить внимание от объекта к объекту без излишнего стресса.

Память – это способность закреплять, сохранять и по необходимости воспроизводить полученные опыт и знания. Ее основная особенность – связывать прошлое субъекта с настоящим и будущим.

Показатель хорошей памяти определяется по уровню развития таких ее элементов, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Обратите внимание! Люди пользуются разными методами запоминания информации.

В пример можно привести ассоциативную память. Чтобы запомнить цвета радуги, была придумана песенка «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первая буква каждого слова – это первая буква цвета. Следуя цепочке ассоциаций, можно получить «красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый».

Нарушение познавательных психических процессов

Когнитивные процессы в психологии

Нарушение познавательных процессов является причиной заторможенного развития индивида. С психологической точки зрения, данные нарушения ведут к проблемам не только в мышлении и познании, но и дальнейшем контактировании с окружающими. Они касаются каждого отдельного элемента познавательной функции, выражаются в поведении, чувствительности, внимании человека к объектам и явлениям.

Развитие познавательных психических процессов

Темперамент — что это такое, описание

Развитие познавательных процессов начинается еще с первых лет жизни ребенка. Оно происходит в определенных условиях взаимодействия с окружающей средой и людьми. У детей развитие начинается с элементарных явлений: ребенок видит, узнает, запоминает, воспроизводит. В школьном возрасте процесс развития контролируется учителями и наставниками. Во взрослом возрасте все эти процессы поддаются тренировке.

Познание развивают на протяжении всей жизни

О том, что относится к психическим познавательным процессам, написано огромное количество статей, все источники сходятся в важности этого явления. Познание определяет уровень развития человека, его память, навыки запоминания и др.  Важно то, что его можно развивать, тренировать на протяжении всей жизни.

Видео

—>

Познавательные процессы:

1) процессы чувственного познания

· ощущения;

· восприятие;

· внимание;

· память;

· воображение;

2) процессы рационального познания:

· мышление;

· речь.

Ощущение – простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы.

Основные механизмы ощущения:

Воздействие -> рецептор -> проводящие пути -> центр в коре головного мозга -> ощущение

1) предопределяет познание окружающего мира и мира в себе;

2) является основой познания и адаптации;

3) выступает потребностью живого организма.

Функции ощущения:

— предопределение познания окружающего и внутреннего мира

— основа познания и адаптивного поведения

— потребность живого организма

Классификация ощущений:

1) по качеству:

· вкусовые;

· обонятельные;

· осязательные;

· слуховые;

· зрительные;

2) по локализации:

· экстероцептивные (возникающие при воздействии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела);

o дистантные;

o контактные;

· интероцептивные (сигнализирующие о внутренних процессах организма);

· проприоцептивные (возникающие при движении, ощущения в мышцах).

Свойства ощущений:

1) качество;

2) интенсивность;

3) длительность;

4) пространственная локализация раздражителя;

5) адаптация;

6) компенсация.

Сентизивность – природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов.

Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием опыта.

Синестезия – при воздействии одного раздражителя возникает ощущение от другого анализатора.

Восприятие – целостное отражение предметов, явлений и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителя.

Продукт восприятия – целостный образ.

Основная функция восприятия – обеспечение пространственно-чувственной ориентации в мире.

Свойства восприятия:

— предметность – отношение сведений, получаемых из окружающего мира к этому миру

— целостность

— структурность – не является простой суммой ощущений, обобщенная их сумма

— константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.

— осмысленность – подчиняется контролю сознания

— избирательность – определение объектов по сравнению к другим

Иллюзии восприятия:

— специфические формы искажения образов, обусловленные расположением и действие раздражителем

Особенности образа восприятия:

1) полимодальность (в одном образе сосредоточено множество качеств);

2) тесно связан с интеллектуальными процессами;

3) включает действенный компонент.

Законы восприятия:

1) фигуры и фона;

2) близости элементов.

Внимание – сосредоточенность и направленность сознания человека в определенный момент времени на определенные объекты при одновременном отвлечении от других.

Основные функции внимания:

1) селекция (позволяет отделять значимые объекты от незначимых);

2) улучшение интенсивности восприятия;

3) обеспечение контроля за деятельностью и регуляция движения;

Виды внимания:

1) по направленности:

· внутреннее внимание (направлено на образы внутреннего мира и сосредоточено на каком-либо из них);

· внешнее внимание (направлено на внешний объект);

2) по модальности:

· зрительное внимание;

· слуховое внимание;

· обонятельное внимание;

· осязательное внимание;

· тактильное внимание;

3) по степени участия воли:

· непроизвольное внимание (внешний объект управляет вниманием человека);

· произвольное внимание (участие воли, человек сам определяет объект внимания);

· послепроизвольное внимание (привлечение внимания начинается с усилия воли, которое постепенно нивелируется вследствие появления интереса к данному предмету или явлению).

Свойства внимания:

— концентрация – степень сосредоточения на объекта

— объем – количество объектов, которые могут быть охвачены одномоментно

— переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, осознанно

— распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов

— устойчивость – длительность сосредоточения на объекте

Память – запечатление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации, полученной в результате его индивидуального опыта.

Основная функция памяти: синтез психических актов в единое целое.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности:

· двигательная память (запоминание двигательных актов и двигательных комплексов);

· эмоциональная память (память на чувства и переживания);

· образная память (образы и сюжеты);

· словесно-логическая память (мысли);

2) по степени произвольности:

· непроизвольная память (информация запечатлевается и сохраняется без усилия воли, спонтанно);

· произвольная память (запоминание является целью человека):

o опосредованная память (запоминание с помощью специальных средств);

o непосредственное запоминание (путем механического повторения);

3) по степени сохранения информации:

· мгновенная память (предполагает запоминание образа, который обеспечивает восприятие);

· кратковременная память (запоминание информации на непродолжительное количество времени – от нескольких секунд до 10 минут; обеспечивает ориентацию в пространстве; Vкр.памяти = Vвнимания = 5-7 единиц);

· долговременная память (запечатление информации на длительный период времени; информация носит стратегическое значение для человека);

· оперативная память (запоминание информации на какой-либо период с целью ее воспроизведения в специальных условиях).

Законы памяти:

1) закон конца и края;

2) связь памяти с эмоциональной сферой;

3) чем более осознано запоминание, тем дольше информация хранится в памяти

Мышление – социально обусловленный и неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и создания существенно нового в процессе отражения окружающей действительности.

Основные функции мышления:

4) установление всеобщих взаимосвязей;

5) понимание сущности конкретного явления;

6) обобщение свойств однородной группы явлений.

Виды мышления:

1) по форме:

· наглядно-действенное мышление (мышление при манипуляции с каким-либо объектом или предметом);

· наглядно-образное мышление (с помощью образов и сюжетов);

· абстрактное мышление (мышление, основанное на выделении существенных свойств и связей предмета при одновременном отвлечении от несущественных свойств)

2) по степени новизны:

· репродуктивное (воспроизводящее) мышление;

· продуктивное (творческое) мышление (осознание поступающей информации и стимулов, их ассимиляция через внутренний мир)

3) по характеру решаемых задач:

· теоретическое мышление;

· практическое мышление;

4) по степени развернутости:

· дискурсивное мышление (мышление с помощью логических умозаключений);

· спонтанное (интуитивное) мышление.

Формы мышления:

1) понятие (мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, а также позволяющая отличать эти предметы и явления от смежных с ними);

2) суждение (мысль, выраженная повествовательным предложением, которая может являться истиной или ложью);

3) умозаключение (мыслительный процесс, в ходе которого из 1 или нескольких суждений выводится новое индивидуальное суждение).

Основные мыслительные операции:

1) анализ (мысленное расчленение предметов, явлений или ситуаций и выявление их составных частей);

2) синтез (мысленное соотнесение, сопоставление и установление связей между различными элементами);

3) абстракция (отличение существенных свойств предмета от несущественных);

4) сравнение (мысленное соотнесение каких-либо объектов, а также выделение в них общего и различного);

5) обобщение (мысленное соотношение и выделение общего в нескольких различных явлениях, предметах или ситуациях).

Речь – процесс взаимодействия людей посредством языка.

Язык – система словесных знаков, опосредующих психическую и интеллектуальную деятельность, а также средства общения, реализуемые в речи.

Речь обуславливает все сознание человека, с помощью речи формируются: самосознание, взгляды, убеждения, интеллект, моральные и эстетические чувства, воля и характер.

Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми.

Свойства речи:

1) содержательность (характеризуется объемом высказанных в ней мыслей, а также подготовленностью говорящего);

2) понятность (обуславливается объемом знаний слушающих и обеспечивается избирательным объемом материала);

3) выразительность (связано с эмоциональной насыщенностью речи, обеспечивается интонацией и акцентом);

4) действенность (определяется влиянием на мысли и чувства, поведение человека).

Функции речи:

1) функции в общении:

· коммуникативная (обеспечивает передачу информации);

· экспрессивная (эмоциональное отношение к передаваемой информации);

2) функции в мышлении:

· обобщение;

· сигнализирующая функция

Виды речи:

1) внешняя речь (обеспечивает общение между людьми при помощи разговора или с помощью технических устройств);

2) внутренняя речь (направлен на себя, носит свернутый сокращенный характер);

3) устная речь (наличие грамматической конструкции и сокращенным количеством слов);

4) письменная речь (четкий замысел и сложная смысловая программа);

5) диалогическая речь (возникает при взаимодействии 2 или нескольких людей, характеризуется ответом на вопросы либо высказыванием на суждения; не требует специальной подготовки);

6) монологическая речь (высокие требования к говорящему, т.к. требует тщательного отбора слов и словесных оборотов);

7) аффективная речь (не имеет замысла, очень проста и ограничена).

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.

Основные функции воображения:

1) представление действительности в образах;

2) регулирование эмоциональных отношений;

3) формирование внутреннего плана человека;

4) планирование и программирование деятельности.

Формы воображения:

1) построение образа;

2) создание программы поведения;

3) продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность;

4) создание образов, которые соответствуют описанию объекта;

Виды воображения:

1) по предмету деятельности:

· эмоциональное воображение;

· образное воображение;

· концептуальное воображение;

2) по виду деятельности:

· художественное воображение;

· техническое воображение;

· музыкальное воображение.

3) по способам активности:

· активное воображение (мечта – осознание желаемого будущего)

· пассивное воображение (грезы)

· преднамеренное воображение

· непреднамеренное воображение

4) по результату:

· творческое воображение (создание образов, которые не существуют в действительности, либо модифицируются имеющиеся образы)

· воссоздающие образы.

Эмоции – интегральная реакция организма на воздействие факторов внешней и внутренней среды, результаты собственной деятельности, которая проявляется:

1) Субъективные переживания

2) Специфических сдвигах деятельности внутренних органов

3) Специфических двигательных реакциях

Функции эмоций:

— приспособительная

— сигнальная

— оценочная

— регуляторная

— коммуникативная

Характеристики эмоций:

— Знак, валентность

— модальность

— динамика протекания, длительность, интенсивность

— динамика внешнего выражения (мимика, жесты, пантомимы, внешняя речь)

Виды эмоциональных состояний:

настроение – относительно длительное эмоциональное состояние, которое подвержено существенным колебаниям в результате воздействия среды

аффект – предельно выраженная кратковременная эмоция, которая сопровождается бурным эмоциональным переживанием, которое блокирует работу сознания

страсть – интенсивное длительное эмоциональное состояние, преопределенное значимостью объекта или предмета для человека

чувство – устойчивое эмоциональное состояние, которое отражает в сознании человека его отношение к действительности, предопределяющее (не/)удовлетворение его потребностей.

Виды чувств:

— моральное

— интеллектуальное

— эстетические

— праксические (отношение к другому человеку)

Воля – форма психического отражения, проявляется в способности к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Функции:

— выбор мотивов и целей

— регуляция, побуждающая к действию при недостаточной или избыточной мотивации

— мобилизация психики и физических возможностей при преодолении препятствий

640-1.png

ТолкованиеПереводПознавательный процесс</dt>b>Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структурепсихики.

Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в наукеXIX — начала XX века.

В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Виды психических процессов

Познавательные

Другие книги по запросу «Познавательный процесс» >></dd>Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/psixicheskie-poznavatelnye-processy.html
  • https://studopedia.ru/5_48962_poznavatelnie-protsessi-cheloveka.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1098948

Скажите что-нибудь