Примеры из жизни для сочинения 15.3: Что такое нравственный выбор (ОГЭ по русскому языку)

Автор: · 09.03.2019

Как объяснить, что такое нравственный выбор? Самый простой вариант – привести примеры из жизненного опыта. Но не у всех учеников 9 класса набралось достаточно опыта, чтобы привести аргументы из жизни. Многомудрый Литрекон поможет Вам наверстать упущенное и аргументировать свою позицию в сочинении 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

  1. Личный опыт: Моя прабабушка рассказывала, как ее тетя жила во время войны. Однажды ей пришлось сделать серьезный нравственный выбор. К ней в избу постучался раненый партизан. Деревня была оккупирована, и женщине было строго запрещено оказывать помощь русским военным. Но она спрятала бойца и даже смогла его вылечить втайне от нацистов. Рискуя жизнью, наша родственница спасла соотечественника от смерти. Это решение я считаю в высшей степени нравственным.
  2. Русская история: Известно, что с нравственным выбором столкнулся русский полководец М. Кутузов. Когда Наполеон напал на Российскую империю, главнокомандующий все время не давал боя и отступал, навлекая на себя гнев императора и его придворных советников. Они считали полководца трусом. Однако эти маневры измотали и дестабилизировали врага, и Кутузов сохранил тысячи жизней, дав бой с такой форой. Ему тяжело дался этот шаг, но он был правильным, прежде всего, с точки зрения морали.
  3. СМИ: В газете я прочитала историю пенсионерки Татьяны Зайцевой, которой пришлось сделать нелегкий выбор. Ее племянница пострадала при аварии. Она могла бы остаться инвалидом, если бы не дорогие операции, оплаченные тетей. Чтобы помочь родственнице, женщина продала квартиру и переехала в общежитие. На это жилье она копила всю жизнь. Но о своем решении она не пожалела, ведь речь шла о спасении человеческой жизни.
  4. Кино: В фильме Стивена Савалича «Музыка внутри» (2006 год) герой вернулся с войны инвалидом. Он потерял смысл жизни и тяжело переносил собственную беспомощность. В конце концов, он встал перед выбором: жизнь и мучения или смерть и покой? Он, несмотря ни на что, выбрал борьбу и труд, а не забытье. Герой стал защищать права людей с ограниченными возможностями, нашел в себе силы на помощь другим. Его деятельность облегчила реабилитацию тех, кто только начал свой тернистый путь к выздоровлению. Это и есть нравственный выбор.
  5. Кино: В фильме Питера Хеджеса «Вернуть Бена» герой вернулся из клиники для лечения наркоманов раньше срока: он хотел отпраздновать рождество с семьей. Однако в городе его ожидают соблазны, ведь его прежние знакомые не забыли о нем. Бен должен выбирать: либо отдаться желанию, которое сильнее его, либо терпеть и смириться с невозможностью жить, как прежде. Герой изо всех сил пытается сделать правильный выбор. Его решимость вдохновляет меня, и хоть ему не в полной мере удалось победить зависимость, я считаю, что его стремление к семье и нормальной жизни – это и есть единственно возможное нравственное решение.
  6. Личный опыт: Моя подруга вынуждена была сделать судьбоносный выбор. Она получила возможность представлять свой регион на федеральных соревнованиях. Однако в этот же момент ее мама потеряла работу. Семья переживала очень тяжелые времена, и у родителей не было возможности оплатить переезд в другой город и другие расходы. В итоге моя подруга отказалась от участия в соревнованиях, зато устроилась на работу промоутером. Так, она помогла маме и папе пережить те ужасные обстоятельства. Ни упреков, ни жалоб они не услышали. За этот нравственный поступок я и уважаю свою подругу.
  7. Русская история: Во время Великой Отечественной войны родной сын И. Сталина попал в немецкий плен. Нацисты предложили обменять его на пленного маршала Паулюса. Однако отец ответил: «Мы рядовых на маршалов не меняем». Невероятно тяжело было ему давать такой ответ, но он справился с этим горем, понимая, что тысячи людей остаются в плену, и никто не помогает им выбраться такой ценой. Это было одно из немногих справедливых решений Сталина, но оно не может не вызывать уважения к честному отцу.
  8. СМИ: Рыбак из Коста-Рики Чито оказался перед дилеммой: спасти раненного крокодила, рискуя жизнью, или уйти и забыть о случившемся. Мужчина все же решил помочь животному: он вытащил его из воды и вылечил у себя дома. Все это время он подвергался большой опасности. Но когда крокодил оправился, он не покинул доброго человека, стал домашним животным и даже научился выполнять команды. Нравственный выбор рыбака спас жизнь хищнику и показал всему миру, что доброта вознаграждается не только людьми, но и животными.
  9. Личный опыт: Однажды мой друг попал в сложную ситуацию: по его вине собака напала на старушку. Он выгуливал ее без поводка, забыв о технике безопасности выгула больших питомцев. Когда пес набросился на пожилую женщину, она упала и сломала руку. Мой приятель мог бы уйти, испугавшись последствий, но он сам вызвал скорую и объяснил, что случилось. После этого он даже отказался от покупки нового велосипеда, чтобы родители направили эти деньги на помощь пострадавшей. За этот поступок я очень уважаю его: не все могут предпочесть нравственность личной выгоде.
  10. Русская история: После неудачной попытки декабристского восстания жены людей, осужденных на каторгу, пожертвовали связями, титулами, своим роскошным образом жизни и другими благами, чтобы поехать вслед за мужьями и разделить их муки. Мария Волконская, Александра Давыдова, Камилла Ивашева и другие дворянки стали «женами ссыльно-каторжных», но не покинули своих супругов в час расправы. Их выбор в пользу нравственного решения воспет многими поэтами, писателями и историками.
Содержание статьи

Примеры нравственности в жизни

  1. Нравственная система современного американского общества. В основе общества — индивидуализм и личность. Главная ценность человека — его личный успех, которого человек добился сам через опору на собственные качества и силы.
  2. Во многих произведениях Ф. М. Достоевского поднимаются вопросы нравственности. Например, в произведении «Преступление и наказание» Родион Раскольников решается пойти против всех нравственных принципов и совершает убийство.

Как и в чем проявляется нравственность

    • Профессиональная деятельность. Нравственному человеку легче доверять и строить деловые отношения.
    • Отношения. Нравственный человек — человек, на которого можно опереться.
    • Личностный рост. Нравственность характеризует человека как сложившуюся глубокую интересную личность.
    • Психологическое здоровье. Нравственность создает в человеке основу и внутренний стержень, даёт спокойствие и уверенность. Такому человеку легче справляться с различными жизненными ситуациями.
    • Творчество. Собственная система ценностей формирует свой взгляд на мир. Это является основой творчества.

Почему нравственность важна и нужна, чем полезна

Зрелая личность

Нравственность характеризует человека как сложившуюся глубокую интересную личность.

Отношения

С нравственным человеком интересно общаться, у него своя индивидуальная точка зрения.

Уважение

Нравственный человек вызывает уважение.

Индивидуальность

Нравственность формирует индивидуальность человека. Нравственный человек не слепо следует навязанным извне правилам, а сам формирует те принципы, на основе которых он хочет жить.

Внутренний стержень

Нравственность является своеобразным внутренним стержнем, на основании которого строится личность во всех ее проявлениях.

Мнение экспертов про нравственность

«Крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется прежде всего нравственным и духовным уровнями его населения»«Нравственная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовывать в различных условиях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям. При такой трактовке понятия «нравственная устойчивость личности» и «устойчивость личности» в сущности совпадают, ибо суть личностной позиции составляет ее нравственная основа, доминирующие нравственные принципы и установки».
Крайне полезное качествоОказывает влияние на личностный ростИмеет важное значение в обществе

Цитаты известных людей

</i>»,»nextArrow»:»</i>»,»rtl»:false}’ dir=»ltr»>Э. ДюркгеймАльберт ЭйнштейнАристотельКонфуцийСтанислав Ежи ЛецМарк АврелийЛао-Цзы

Способы развития нравственности

Книги про нравственностьТренинги по нравственностиБлоги, YouTube-каналыПриложения на телефонСамостоятельное развитие

Книги по Нравственности

41215869-immanuil-kant-metafizika-nravov-ty-dolzhen-znachit-ty-mozhesh.jpg
Иммануил Кант

Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь»

18306362-evgeniy-ilin-psihologiya-sovesti-vina-styd-raskayanie.jpg
Е. П. Ильин

Психология совести. Вина, стыд, раскаяние

В. В. Кафтан, П. В. Петрий

Этика

Курсы и тренинги по нравственности

Как стать нравственным

Ниже вы найдете несколько советов о том, как развить нравственность самостоятельно

Не забывайте о других людяхНравственность развивается, когда человек начинает думать об интересах других людей. Если происходящее касается не только вас, старайтесь учитывать интересы окружающих. Ваша свобода кончается там, где начинается свобода другого человека. Что нравственность значит для васПодумайте, что нравственность значит для вас. Разберитесь, каким нравственным принципам хотели бы следовать лично вы. Когда вы поймете это, вам будет легче сопоставить эти качества с собой и начать применять на практике. Напоминайте себе о том, какова роль нравственности в вашей жизниКогда информация свежа в памяти, ваши действия будут скоординированы с мыслями. Читайте больше о нравственных качествах, например об эмпатии, отзывчивости, доброжелательности, честности и т.д Проявляйте уважение и добротуУважайте любого человека так, как вы бы хотели, чтобы уважали вас и ваши интересы. Проявляйте доброту и уважение ко всем людям, неважно, знаете вы человека или нет.

Расшифровка термина нравственность, синонимы

  • Определение с Википедии: Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой. Ссылка на источник. 
  • Определение с dic.academic: Нравственность — Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Ссылка на источник. 
  • Синонимы: беспорочность, мораль, благородство, добродетель, целомудрие, честность, этика, этические нормы.

Почему золотое правило нравственности называется, собственно, золотым? Быть может, потому что оно золотой нитью проходит через все религии и встречается во многих древних книгах. А может быть, золотое правило нравственности называется так потому, что оно является важнейшим из наставлений, подобно тому, как ценнейшим из металлов является золото.

Золотое правило нравственности гласит: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Эти слова в различных вариациях часто приписываются Иисусу в различных Евангелиях. Также эти слова произносили апостол Павел, Иаков и многие другие. Тому же учил и пророк Мухаммад: он говорил, что следует делать людям то, что мы желали бы получить сами, и избегать делать то, чего мы сами бы не хотели для себя. Более того, пророк Мухаммад называл это главным принципом веры. В сущности, он прав.

Правило, которое позволяет кратко сформировать принцип гармоничных взаимоотношений с окружающими, гораздо важнее наставлений о том, как правильно одеваться, сколько раз молиться и какой рукой принимать пищу. Потому что соблюдение всего этого не имеет никакого смысла, если мы ненавидим ближнего и желаем ему зла. Об этом также говорил Иисус: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга. Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга».

Золотое правило нравственности упоминается также в «Махабхарате» — одном из древнейших писаний. Так, перед Битвой при Курукшетре Видура даёт такое наставление своему брату Дхритараштре: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма, прочее проистекает от желания». Тут упоминается такое понятие, как «дхарма», оно имеет множество трактовок и значений, но в данном контексте речь идёт о законе, порядке и так далее. И как точно подмечено: «прочее проистекает от желания». А желания человека — что уж греха таить — чаще всего эгоистичны и направлены на достижение личного блага, хорошо, если не за счёт других.

О золотом правиле нравственности говорил и Конфуций — восточный философ: не делай другим то, чего не желаешь себе. Таким образом, как мы можем видеть, данная идея встречается во всех религиях, что это значит? Наши предки говорили: чтобы познать суть, надо найти то, что всё объединяет. Каждая религия в чём-то правдива, в чём-то ложна. Утверждать, что есть какая-то супер-правильная религия, а все остальные занимаются глупостями по меньше мере наивно. И как верно подмечено, нужно искать не разногласия, а то, что всё объединяет. И если золотое правило нравственности встречается во всех религиях, значит, оно и является важнейшим из наставлений для гармоничной жизни.

Примеры применения золотого правила нравственности

Какие можно привести примеры золотого правила нравственности? К примеру, можно рассмотреть такую неоднозначную тему, как «ложь во благо». Уже столько копий сломано в полемике о том, можно или нельзя врать во благо, а ответ-то прост: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. И тут всё индивидуально. Если человек желает всегда знать правду, какой бы она ни была, значит, и другим нужно всегда говорить правду. Если же человек был бы не против, чтобы от него скрывали что-то неприятное, так же и ему следует поступать с другими.

Другой пример: стоит ли наказывать детей и насколько сурово? Опять-таки, следует поступать так, как мы желали бы, чтобы поступили с нами. Если мы готовы получать суровые и порой довольно жёсткие уроки от внешнего мира и окружающих людей, значит, и детей следует воспитывать в строгости. А если же мы считаем, что путь наш должен быть усеян только розами, причём желательно со срезанными шипами, значит, детям нужно только дарить конфеты и гладить их по головке.

Важно понимать, что во Вселенной нет понятия «нельзя». Суть в том, что каждое действие имеет обратную сторону. Можно ли сказать, что нельзя делать зло людям? Тут каждый сам решает: что нельзя, а что можно. Но проблема в том, что всё возвращается. Как с боксёрским мешком — чем сильнее мы ударим, те сильнее прилетит. Вот это поворот, правда? Мы-то думали, что это актуально только в случае с мешком. Но не всё так просто.

Проблемы золотого правила нравственности, или При чём тут карма?

Наверное, сегодня сложно найти человека, который не слышал о карме. Мало кто имеет представление о том, что это такое, но в шутливом контексте это понятие слышал каждый. Кто-то понимает под этим словом судьбу, кто-то наказание и так далее. Суть кармы в том, что это судьба, которую мы выбираем сами, и наказание, которого мы заслуживаем. Важно понимать, что нет никакого злого Бога, который то и дело нас наказывает, потому что ему больше нечем заняться.

Закон кармы — это вовсе не религиозная догма, это чётко работающий принцип, суть которого можно изложить в поговорке «Что посеешь, то и пожнёшь». Проще говоря, совершать зло не то что «нельзя», а скорее банально невыгодно. Исаак Ньютон в своём «третьем законе» чётко отразил принцип кармы: любому действию всегда есть противодействие. Таким образом, золотое правило регулирует нашу нравственность через понимание того, что нам вернётся всё то, что мы делаем. И именно поэтому говорится, что не нужно делать другим то, что не хотим получить сами. Ведь всё, что мы делаем, нам вернётся. Поэтому золотое правило нравственности просто предостерегает нас, заставляет задуматься: готовы ли мы, совершая зло, в ответ получить то же самое?

Золотое правило нравственности: где граница?

И тут может возникнуть резонный вопрос: а где граница между добром и злом? Как говорил один мудрый учёный (тоже, кстати, физик), всё относительно. Может быть, родители, которые балуют своего ребёнка, не замечая, что растёт эгоист, думают, что они поступают хорошо. И прозрение чаще всего наступает тогда, когда этот ребёнок спустя несколько десятков лет сдаёт своих родителей в дом престарелых. И можно возразить: дескать, почему же тут не работает золотое правило нравственности? Ведь родители выполняли все капризы ребёнка, а в итоге оказались в доме престарелых…

И тут возникает такая проблема, как относительность понятий добра и зла. Баловать ребёнка — это не самое лучшее решение, ведь такой метод воспитания не ведёт к развитию. Проще говоря, за внешней благостной формой в отношении ребёнка совершается зло. И не только в отношении ребёнка, ведь, если он растёт эгоистом, он причинит людям немало зла. И первыми, на кого это зло прольётся, будут его родители. И если под этим углом посмотреть на ситуацию, то всё вполне справедливо.

Таким образом, золотое правило нравственности — это главный принцип, позволяющий выстраивать гармоничные отношения с людьми. Для того чтобы быть нравственным, вовсе не обязательно читать сотни книг на тему того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тем более что представления эти могут отличаться в зависимости от места, времени и обстоятельств. Чего нельзя сказать о золотом правиле нравственности: оно работает, и всегда, потому что созвучно с законом кармы, который, в общем-то, и обуславливает всё, что происходит в этом мире.

Причинно-следственные связи, которые мы создаём своими поступками, — вот что влияет на нашу жизнь, а не звёзды, гороскопы и карты Таро. Каждый из нас — сам творец своей судьбы. И чтобы теория не легла мёртвым грузом где-то на пыльную полочку в нашей памяти, надо начать применять знания прямо сегодня.

В самом деле, что вы теряете? Попробуйте хотя бы пару недель прожить, руководствуясь принципом «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». И вот увидите: ваша жизнь кардинально изменится. Неприятные ситуации станут происходить всё реже и реже, а все люди вокруг вдруг станут доброжелательными и приятными в общении. Нет, конечно, это произойдёт не вдруг, но постепенно реальность будет меняться в лучшую сторону, вы и сами это почувствуете.

Один из главных принципов закона кармы гласит: чтобы изменить последствия, надо изменить причину. Чтобы изменилось то, что мы получаем в ответ, надо изменить то, что мы излучаем. Всё просто, на самом-то деле. Как говорил ещё один физик, Эйнштейн, самая большая глупость в жизни — совершать одни и те же действия и ждать другого результата.

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

Путь каждого человека к нравственности начинается с детства. Он, человек, рождается на свет чистым и невинным ребенком, для которого все в этом мире ново. И люди, которые прививают ему нравственность, это семья, самые близкие. Именно в семье закладывается тот самый фундамент, на котором будут строиться последующие убеждения и ценности человека, фундамент, который сформирует его нравственность. Ведь, по сути, нравственность – это воспитание, которое дается человеку родителями. Влияние общества, конечно, неоспоримо, но оно вторично, и в данном случае правильно воспитанный человек будет непосредственно сам оказывать влияние на общество: привносить что-то хорошее, совершать добрые дела и поступки.

Нравственность характеризуется объективным отношением человека к вещам, возвышением его объективной сущности над субъективной. Это, по сути, выбор, который стоит перед каждым человек, и который каждый человек волен избрать самостоятельно – выбрать путь морали и нравственности или безнравственности.

Нравственность очень тесно пересекается с моралью и этикой. Они как ее внешние регуляторы с позиций добра и зла, прекрасного и безобразного. В то время как нравственность –этоВ  внутренние качества человека, которые определяют его поведение в обществе. Некие внутренние установки, которые ведут человека по пути сотворения добра и блага,В  неписаный закон любви, ответственности, совести души, которому следует человек на протяжении всей жизни.

К сожалению, грустно признавать, но в своем истинном понятии нравственность чаще всего не известна современному обществу, порой значение ее бывает настолько искажено, что самые фундаментальные установки и ценности рушатся, стираются и больше не признаются современным поколением. Стараясь идти в ногу со временем, молодые люди чаще всего не замечают, как происходит насаждённая, искусственная подмена ценностей, которые, по сути, должны были бы быть неизменной основой мировоззрения. Современные нравственные искажения, такие, как использование мата, отсутствие стыда, неряшество во внешнем виде и другие, обязательно влекут за собой не только внешние эффекты, но и психические деформации. Таким образом, это очень пагубно воздействует на здоровье общества, его нравственное состояние, его ценности.

Нравственные ценности довольно часто неразрывно связывают с семьей, ведь семья – очень влиятельная малая группа, которая выступает важнейшим фактором формирования нравственности у человека, передавая свои традиции, культуру, ценности, тем самым воспитывая в человеке тягу к благому бытию.

Здесь мне хочется вспомнить об одном случае, произошедшем в реальности. Во времена Великой Отечественной войны фашисты, чтобы вернуть в строй своих солдат, решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. На защиту совсем еще маленьких мальчиков и девочек, подростков, встал директор детского дома. Однако он понимал, что для фашистов жалость, сострадание и сам факт вершившегося зверства – пустой звук. Их нравственная база была абсолютно уничтожена их крайней идеологией, навязываемыми ценностями. Поэтому директор детского дома решил, что весомым аргументом может стать болезненность, слабость и недостаток витаминов у детей – какие же они доноры? И когда немецкое командование с этим согласилось, началась тщательная подготовка к перевозу детей в партизанскую зону, а затем и их спасение. И вот в одну из ночей воспитанники детского дома вышли из села, где их держали фашисты. Благополучно добравшись всем составом до партизанского тыла, ребятишки теперь должны будут быть эвакуированы за линию фронта. На помощь пришли летчики, которые начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Но данная история сводится лишь к одному полету, самому последнему. Александр Мамкин был уже очень опытным летчиком, и тот рейс в этой операции был для него девятым. Сначала все шло хорошо, но при подлете к линии фронта, его самолет подбили. один на борту, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но за его спиной сидели перепугавшиеся мальчишки и девчонки, жизнь которых он не собирался отдавать в руки смерти. Тем более после всего, что они пережили. И Мамкин продолжал вести самолет. Когда пламя добралось до кабины пилота, от температуры начали плавиться очки, намертво прикипая к коже. От ног почти оставались только кости… За его спиной раздавались крики и плачь, и он продолжал управлять самолетом, уже практически вслепую. Взмахнув косой, смерть так и не смогла опустить ее. Все пассажиры выжили. Посадив самолет и как-то выбравшись из кабины, он лишь успел спросить, живы ли дети, и, услышав ответ, потерял сознание. Никто не мог объяснить, что заставляло его преодолевать ту страшную боль и шок, какими усилиями он продолжал оставаться в сознании до самого конца. Откуда черпал он такую неимоверную духовную и физическую силы. Он, что рос все детство без отца, но который всем сердцем любил детей. Он, который носил фамилию Мамкин и самостоятельно, словно мать, подарил детям жизнь.

Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Человек, чьи моральные ценности и установки не позволили ему эгоистично спастись, позволив детям умереть. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма. И случаев, похожих на подвиг Александра Мамкина, в военные годы было очень много. Поэтому нам также не стоит и забывать об общественном воспитании, когда на примерах таких Героев мы учимся добру, состраданию, перенимаем от них нравственные ценности. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, особенно учебные заведения. Они должны стараться формировать у ребенка внутренние стимулы развития личности, стремление совершать благие дела, добрые поступки, прививать такие качества как долг, толерантность, любовь, честь, достоинство, милосердие и прочее. Когда ребенок на примере взрослых, учителей видит, как проявляются данные качества в повседневной жизни, ему самому хочется быть похожим на них, вести себя также и поступать также.

В основном, если говорить о школе, нравственное воспитание происходит на уроках литературы, риторики, искусствоведения и таком прочем. Мы учимся воспринимать окружающее и смотреть на мир сквозь призму истинно нравственного, прекрасного, до нас это донесено через книги, картины, музыку.

Одним из самых запоминающихся моментов на уроке литературы стало для меня знакомство с произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». На примере Раскольникова мы ясно видим, насколько важна моральная база ценностей и понятий, чтобы не совершать ужасные преступления против человека. Мы видим, что в вопросах нравственности никак нельзя полагаться только на расчетливость, но нужно прислушиваться к сердцу, к своей совести. «Есть один закон – закон нравственный», — утверждает , и, осознав это, главный герой возвращает себе душевное спокойствие и равновесие, которые были отняты у него совершенным преступлением. В процессе взросления на человека ложится ответственность за самостоятельное нравственное воспитание, что на своем примере продемонстрировал нам Раскольников. Благодаря своему преступления он, в какой-то степени, вырос нравственно, осознал, что никто не вправе распоряжаться чужими человеческими жизнями. Никто не имеет права играть в Бога, отбирая жизнь ни в чем не повинных людей.

В заключение хочу сказать, что в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Ведь, как я уже говорила ранее, нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

Русский язык

Литература

Культура

Искусство

ЛитератураЛитература: Герои • Жанры

Как объяснить, что такое нравственный выбор? Самый простой вариант – привести примеры из жизненного опыта. Но не у всех учеников 9 класса набралось достаточно опыта, чтобы привести аргументы из жизни. Многомудрый Литрекон поможет Вам наверстать упущенное и аргументировать свою позицию в сочинении 15.3 на ОГЭ по русскому языку.

Личный опыт: Моя прабабушка рассказывала, как ее тетя жила во время войны. Однажды ей пришлось сделать серьезный нравственный выбор. К ней в избу постучался раненый партизан. Деревня была оккупирована, и женщине было строго запрещено оказывать помощь русским военным. Но она спрятала бойца и даже смогла его вылечить втайне от нацистов. Рискуя жизнью, наша родственница спасла соотечественника от смерти. Это решение я считаю в высшей степени нравственным.</li>Русская история: Известно, что с нравственным выбором столкнулся русский полководец М. Кутузов. Когда Наполеон напал на Российскую империю, главнокомандующий все время не давал боя и отступал, навлекая на себя гнев императора и его придворных советников. Они считали полководца трусом. Однако эти маневры измотали и дестабилизировали врага, и Кутузов сохранил тысячи жизней, дав бой с такой форой. Ему тяжело дался этот шаг, но он был правильным, прежде всего, с точки зрения морали.</li>СМИ: В газете я прочитала историю пенсионерки Татьяны Зайцевой, которой пришлось сделать нелегкий выбор. Ее племянница пострадала при аварии. Она могла бы остаться инвалидом, если бы не дорогие операции, оплаченные тетей. Чтобы помочь родственнице, женщина продала квартиру и переехала в общежитие. На это жилье она копила всю жизнь. Но о своем решении она не пожалела, ведь речь шла о спасении человеческой жизни.</li>Кино: В фильме Стивена Савалича «Музыка внутри» (2006 год) герой вернулся с войны инвалидом. Он потерял смысл жизни и тяжело переносил собственную беспомощность. В конце концов, он встал перед выбором: жизнь и мучения или смерть и покой? Он, несмотря ни на что, выбрал борьбу и труд, а не забытье. Герой стал защищать права людей с ограниченными возможностями, нашел в себе силы на помощь другим. Его деятельность облегчила реабилитацию тех, кто только начал свой тернистый путь к выздоровлению. Это и есть нравственный выбор.</li>Кино: В фильме Питера Хеджеса «Вернуть Бена» герой вернулся из клиники для лечения наркоманов раньше срока: он хотел отпраздновать рождество с семьей. Однако в городе его ожидают соблазны, ведь его прежние знакомые не забыли о нем. Бен должен выбирать: либо отдаться желанию, которое сильнее его, либо терпеть и смириться с невозможностью жить, как прежде. Герой изо всех сил пытается сделать правильный выбор. Его решимость вдохновляет меня, и хоть ему не в полной мере удалось победить зависимость, я считаю, что его стремление к семье и нормальной жизни – это и есть единственно возможное нравственное решение.</li>Личный опыт: Моя подруга вынуждена была сделать судьбоносный выбор. Она получила возможность представлять свой регион на федеральных соревнованиях. Однако в этот же момент ее мама потеряла работу. Семья переживала очень тяжелые времена, и у родителей не было возможности оплатить переезд в другой город и другие расходы. В итоге моя подруга отказалась от участия в соревнованиях, зато устроилась на работу промоутером. Так, она помогла маме и папе пережить те ужасные обстоятельства. Ни упреков, ни жалоб они не услышали. За этот нравственный поступок я и уважаю свою подругу.</li>Русская история: Во время Великой Отечественной войны родной сын И. Сталина попал в немецкий плен. Нацисты предложили обменять его на пленного маршала Паулюса. Однако отец ответил: «Мы рядовых на маршалов не меняем». Невероятно тяжело было ему давать такой ответ, но он справился с этим горем, понимая, что тысячи людей остаются в плену, и никто не помогает им выбраться такой ценой. Это было одно из немногих справедливых решений Сталина, но оно не может не вызывать уважения к честному отцу.</li>СМИ: Рыбак из Коста-Рики Чито оказался перед дилеммой: спасти раненного крокодила, рискуя жизнью, или уйти и забыть о случившемся. Мужчина все же решил помочь животному: он вытащил его из воды и вылечил у себя дома. Все это время он подвергался большой опасности. Но когда крокодил оправился, он не покинул доброго человека, стал домашним животным и даже научился выполнять команды. Нравственный выбор рыбака спас жизнь хищнику и показал всему миру, что доброта вознаграждается не только людьми, но и животными.</li>Личный опыт: Однажды мой друг попал в сложную ситуацию: по его вине собака напала на старушку. Он выгуливал ее без поводка, забыв о технике безопасности выгула больших питомцев. Когда пес набросился на пожилую женщину, она упала и сломала руку. Мой приятель мог бы уйти, испугавшись последствий, но он сам вызвал скорую и объяснил, что случилось. После этого он даже отказался от покупки нового велосипеда, чтобы родители направили эти деньги на помощь пострадавшей. За этот поступок я очень уважаю его: не все могут предпочесть нравственность личной выгоде.</li>Русская история: После неудачной попытки декабристского восстания жены людей, осужденных на каторгу, пожертвовали связями, титулами, своим роскошным образом жизни и другими благами, чтобы поехать вслед за мужьями и разделить их муки. Мария Волконская, Александра Давыдова, Камилла Ивашева и другие дворянки стали «женами ссыльно-каторжных», но не покинули своих супругов в час расправы. Их выбор в пользу нравственного решения воспет многими поэтами, писателями и историками.</li>Используемые источники:
  • https://litrekon.ru/bank-argumentov/iz-zhizni-dlya-sochineniya-15-3-chto-takoe-nravstvennyj-vybor/
  • http://sposobnosti.info/nravstvennost/
  • https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/zolotoe-pravilo-nravstvennosti/
  • https://pandia.ru/text/80/536/93315.php
  • https://sprint-olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/bank-argumentov/219080-primery-iz-jizni-dlia-sochineniia-15-3-chto-takoe-nravstvennyi-vybor-oge-po-rysskomy-iazyky.html