Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это

Содержание:

Виды причин возникновения конфликтов

Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):

  1. личностные;
  2. объективные;
  3. социально-психологические;
  4. организационно-управленческие.

1_T6f3tGO.jpg

Рисунок 1 —  Причины возникновения конфликтов

Личностные причины конфликтов

Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.

Основными причинами возникновения конфликтов являются:

  • невысокий уровень социально-психологической компетентности;
  • акцентуация характера, тип темперамента; 
  • оценка поведения другой личности как недопустимой;
  • недостаточный уровень психологической устойчивости;
  • заниженный или завышенный уровень притязаний;
  • плохо развита способность к эмпатии у человека;
  • и др.

Объективные причины конфликтов 

Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:

  • образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
  • естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
  • слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
  • стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
  • недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.

Организационно-управленческие причины конфликтов 

Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:

2.png   Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:

  • различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
  • непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
  • искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
  • разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
  • проблемные межличностные отношения;
  • фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
  • стремление к власти; 
  • ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
  • конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
  • психологическая несовместимость. 

Есть 4 уровня психологической несовместимости: 

  • психофизиологический;
  • индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
  • социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
  • социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.

Причины конфликтов в организации

В организациях причинами конфликтов могут выступать:

  • различия в целях;
  • плохая координация или ее отсутствие;
  • распределение ресурсов;
  • взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
  • различия в восприятии;
  • различия в манере поведения и жизненном опыте;
  • различия ожидания;
  • различия в ценностях и представлениях;
  • различия в потребностях;
  • неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).

Причины межличностных конфликтов

Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).

  Рисунок 3 —  Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)

Информационные факторы

Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.

Наиболее частыми информационными факторами являются:

  • неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
  • нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
  • недооценка фактов и их значения;
  • ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
  • слухи;
  • невольная дезинформация;
  • посторонние факты или группы фактов;
  • подозрение в умышленной утайке фактов;
  • вопросы качества;
  • вопросы количества;
  • вопросы «лучшего доказательства»;
  • ценность авторитетных источников;
  • спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
  • произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.

 

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!  

Поведенческие факторы

Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.

По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:

  • угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
  • задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
  • постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
  • кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
  • безответственно;
  • непредсказуемо;
  • насильственно либо вызывает страх;
  • неуместно, грубо, преувеличенно;
  • эксплуатирует отношения;
  • нарушает обещание;
  • не оправдывает положительных ожиданий;
  • эгоистично;
  • является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.

Факторы отношений

Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.

Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • основа отношений (принудительные/добровольные);
  • ценность отношений для различных сторон;
  • совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
  • ожидания от взаимоотношений;
  • вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
  • длительность отношений;
  • сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
  • важность взаимоотношений;
  • обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
  • дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
  • уровень авторитетности и доверия;
  • баланс сил в отношениях;
  • негативный остаток от предыдущих конфликтов;
  • история отношений;
  • ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.

Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.

Пример 1. Конфликт взаимоотношений

В одно из подразделений конструкторского бюро приняли нового сотрудника высокой квалификации – профессионала своего дела. Сотрудники данного подразделения зачастую нерабочее время проводили вместе. Лидером всегда являлся руководитель данного подразделения.

Новый принятый сотрудник в неформальной обстановке перенес центр внимания на себя и стал душой коллектива.

Это выступило причиной конфликта между руководителем подразделения и новым сотрудником, что отразилось на завышении требований к данному сотруднику и занижении уровня оценки результатов его деятельности.

Пример 2. Важность фактора отношений

Математик выявил метод оптимального раскроя материала и пришел на производство, чтобы экспериментальным путем проверить его.

Директор завода его выслушал, но предложение не принял.

Математик тогда пришел в цех завода, сел играть в домино с рабочими, обыграл рабочих и тем самым приобрел авторитет. Ему уже после этого не составило труда предложить рабочим завода раскроить материал по его разработанному методу.

Ценностные факторы

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).

Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Ценности обычно описывают как:

  • личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
  • системы верований и поведения всего общества;
  • общие нормативные ценности;
  • групповые системы верований и поведения;
  • профессиональные ценности и нужды;
  • культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
  • идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
  • традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
  • представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
  • терпимость в отношении других ценностей;
  • в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
  • методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
  • отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
  • этические аспекты ситуации.

Структурные факторы

Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.

Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:

  • численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
  • природа законной власти;
  • географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
  • структура подотчетности;
  • возраст;
  • статус, права и роли женщин и мужчин;
  • религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
  • роль традиций;
  • фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
  • законодательство;
  • политика/принципы и образы действий;
  • существование первичных и/или вторичных референтных групп;
  • системы безопасности;
  • система передачи сведений;
  • системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
  • понятие собственности;
  • договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
  • роль религии, ее ритуалы;
  • линии подотчетности;
  • компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
  • мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
  • различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
  • доступность техники и эффективность ее применения;
  • фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
  • частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.

Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.

Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.

Пример1. Конфликт из-за противоречия в юридических положениях

После выхода закона об образовании имели место конфликты между налоговой инспекцией и частными школами. Согласно Закона об образовании школа освобождается от налогов, но налоговая инспекция в соответствии с инструкциями Министерства финансов требует их оплаты.

Пример 2. Конфликт, вызванный рядом структурных факторов

В детском доме девочку четырех лет, худенькую и маленькую, которая выглядела младше своих лет, перевели в группу младших трехлетних детей.

Девочка себя там чувствовала прекрасно, стала любимицей и лидером и воспитателей, и детей.

Согласно инструкции, через два года ее перевели в подготовительную группу, т.к. по возрасту на следующий год она должна была идти в школу. Так как она была в младшей группе до сих пор и занималась по ее программе, то выяснилось, что у нее нет навыков и знаний, которые есть у детей ее группы.

Ей не удалось занять лидерское положение. У девочки в результате произошел срыв, поведение ее стало неуправляемым, она перестала заниматься, стала непослушной и капризной.

Пример 3. Конфликт из-за попытки нарушения существующей инструкции

В здание штаба хотел войти Маршал Жуков. Часовой потребовал предъявить документы. Генерал, сопровождавший Жукова, стал отчитывать солдата: «Ты что, не видишь, кто это?» Но Жуков сказал, что часовой прав и действует в соответствии с уставом.

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. 26 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.

Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.

Что это такое?

Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:

  1. ссора;
  2. разногласие;
  3. столкновение;
  4. поединок;
  5. противостояние;
  6. баталия.

Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.

Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.

Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:

  1. Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
  2. Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
  3. Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.

Какие типы и виды конфликтов существуют

В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:

  1. Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
  2. Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.

Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.

Сфера проявления конфликтных ситуаций

Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:

  1. организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
  2. экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
  3. социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
    » alt=»»>
  4. политический (характеризуется применением соответствующих инструментов борьбы, предполагающей победу в сфере политики).

Типы конфликтов по степени выраженности

  1. Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
  2. Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.

Виды направленности конфликтов

  1. Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
  2. Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.

Потребности конфликтующих сторон

  1. Борьба интересов. Основой выступают личные интересы индивида или общие интересы группы людей.
  2. Когнитивное противостояние. Характеризуется столкновением противоположностей во мнениях, суждениях, высказываниях, знаниях.

Число конфликтующих сторон

  1. Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
  2. Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
  3. Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.

Причины конфликтов

В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:

  1. несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
  2. несвоевременное получение сведений, их неточность и несоответствие действительности;
  3. логические ошибки, недосказанность, непонимание, недоразумения в процессе общения;
  4. нестыковки между словами и действиями людей, неоправданность ожиданий. Пример: человек предполагал, что его товарищ придет на встречу вовремя, как и обещал, но этого не случилось;
  5. социальное неравенство людей;
  6. противоположность ценностей, интересов, понятий, стремлений и восприятия окружающей действительности.

6 способов разрешения конфликтов

Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.

  1. Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
  2. Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
  3. Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
  4. Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
    » alt=»»>
  5. Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
  6. Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (7)

«>

Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.

Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.

«>

Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?

«>

Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.

«>

Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.

«>

У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.

«>

Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.

«>

По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.

Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих. Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду). Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.

Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь

Что такое причина конфликта

Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:

  • Неумения уступать друг другу;
  • Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
  • Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
  • Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
  • Повышенного уровня агрессивности и тревожности.

Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.

Противоречия у коллег и одноклассников часто возникают «на пустом месте»

Основные причины

Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения

Чаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:

  • Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
  • Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
  • Вечным противостоянием отцов и детей;
  • Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
  • Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.

Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.

Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям

Межличностные конфликты

Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).

Профессиональные

Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.

Между детьми в школе

О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).

Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане. В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.

Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт

Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан

Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупреждения

Если говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:

  • Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
  • Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
  • Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
  • Никогда не повышать голос во время разговора.

Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.

Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.

Причины с точки зрения психологии

Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признаки

Не все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам. С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение. Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.

У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера

Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию. Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия. Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.

Видео

</ul> Просмотров: 1 297prichiny_i_usloviya_vozniknoveniya_konfliktov_min.jpg20 ноября, 2019 — Комментариев нет

У человека есть уникальный дар — речь. Тем не менее мы часто не можем договориться о простых вещах, не говоря уж о серьезных и масштабных проблемах. Недопонимания, искаженное восприятие, неверные суждения вносят во взаимоотношения людей раздор. Конфликтов не избежать ни на работе, ни в магазине, ни в семье, ни в себе самом. Мы хотим быть услышанными и в то же время не слышим других, мы требуем понимания и отказываемся понимать. Что это: двойные стандарты или инфантилизм?

Попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины возникновения конфликтов, пользуясь знаниями, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Что такое конфликт и как он проявляется

Понятие «конфликт» довольно однозначно. С латинского этого слово переводится как «столкновение», мы же добавляем — интересов. Любое противостояние, сопровождающееся сменой ровного состояния человека негативными переживаниями, можно смело назвать конфликтом. Это могут быть мелкие размолвки, хамское поведение в общественном транспорте или очереди, давление со стороны руководителя, невыполнение поставленных задач подчиненным, скандалы в семье, недопонимания с детьми и т. д. У конфликта нет возраста, пола и степени образованности: если что-то складывается не так, как мы то запланировали, если кто-то идет наперекор нашей воле, если обстоятельства отдаляют нас от желаемого, а не приближают к нему, — это плодородная почва для конфликта.

Рассматривая данный термин с точки зрения процесса, можно сказать, что конфликт — это действие или бездействие, направленное на противостояние оппоненту и защиту своих интересов. То есть не обязательно человек должен использовать громкие бранные слова и агрессивно размахивать руками, но и злостное невыполнение возложенных на него обязанностей может квалифицироваться как протест и провокация конфликтной ситуации.

Три составляющих конфликта

Для возникновения конфликта необходима триада условий:

— противоречие как почва для прорастания зерна раздора;

— противодействие в общении, поведении или деятельности;

— переживание обоими оппонентами негативных состояний, которое станет триггером для дальнейшего развития проблемной ситуации.

Несмотря на многочисленные исследования и попытки систематизировать наблюдения разнообразных конфликтных ситуаций на разных уровнях (человек-человек, человек-группа, группа-группа), конфликтологами и психологами не выведено четкого алгоритма действий во время конфликта. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только вовремя исчерпать конфликт, но и предупредить его. Посмотрим на основные причины возникновения конфликтов с нового ракурса.

prichiny_vozniknoveniya_konfliktov_1.jpg

Основные причины конфликтов и их виды

В конфликтологии выделяют четыре группы причин конфликтов:

— объективные,

— организационно-управленческие,

— социально-психологические,

— личностные.

Остановимся на каждой из них подробнее.

Объективные причины конфликтов

Сюда относятся обстоятельства, которые формируют предконфликтную обстановку и не в полной мере зависят от участников конфликта. Примером может послужить ограниченное количество бюджетных мест в вузе, большой конкурс на должность, недостаточно широкий ассортимент товаров в магазине и т. д. Абитуриенты, соискатели и посетители магазина невольно становятся оппонентами. В стрессовой ситуации люди часто начинают выходить за рамки общепринятых норм поведения, и здоровая конкуренция превращается в бои без правил.

Имея знания тренинга «Системно-векторная психология», нам легко оценить ситуацию объективно, увидеть свои перспективы и избежать стресса. Эти знания позволяют прогнозировать дальнейшее поведение человека, основываясь на свойствах его психики, которые считываются за первые минуты знакомства и наблюдений. Таким образом мы перестаем быть втянутыми в конфликтную ситуацию и можем быстро и безошибочно сориентироваться в методах разрешения самого конфликта с минимальными потерями для его участников.

Организационно-управленческие причины конфликтов

Эта группа причин возникновения конфликтов относится к организации коллективов, их структуре и функционированию. При неверном выборе сотрудников, неправильной постановке задач и распределении ресурсов, несоответствии личностных качеств сотрудников поставленным задачам, а также неумелом управлении персоналом функциональность и продуктивность работы коллектива окажется под угрозой.

prichiny_i_usloviya_vozniknoveniya_mezhlichnostnyh_konfliktov_2.jpg

Когда человек находится на своем месте, он способен четко и грамотно справляться с обязанностями. Более того, это будет приносить ему моральное удовлетворение. Он будет ощущать себя полезным и счастливым, а отсюда следует, что такой сотрудник сможет затрачивать достаточное количество энергии для достижения поставленных целей. Умение определять человека по векторам (в терминологии тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана) позволит выбрать лучших кандидатов уже на этапе собеседования и тем самым сформировать коллектив, где усилия каждого его члена будут направлены на результат, а риск конфликтных ситуаций сведется к минимуму.

Социально-психологические

Эта группа включает в себя наиболее обширный диапазон причин возникновения конфликтов, к которым относятся и внутрисемейные, и межличностные, и конфликты внутри коллективов, не связанные напрямую с рабочим процессом. Все они объединены двумя факторами:

— необходимостью социального взаимодействия;

— наличием психологического давления.

Разберем несколько примеров.

Пример 1. Руководитель коллектива определил «любимчиков» и «жертв», в результате чего одним все сходит с рук, а вторые всегда пребывают в немилости? Если человек ощущает себя членом второй группы, он испытывает стресс при каждом выходе на смену.

Способ урегулирования. При помощи знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, мы можем с точностью определить векторальный набор руководителя, понять, какие у него ценности и ориентиры и какую выбрать тактику поведения, чтобы не попасть «в немилость». К примеру, анальный вектор наделяет своего обладателя желанием к справедливости, как он ее понимает (поровну), высоким профессионализмом, стремлением к качеству и перфекционизму. С таким управленцем следует строго соблюдать субординацию и при выполнении требований держать курс на качество, а не количество. Если же лидер группы — обладатель кожного вектора, то здесь важен результат и экономия ресурсов, а разговор о том, что качество может пострадать, будет им восприниматься как нежелание работать.

obektivnye_prichiny_konflikta_3.jpg

Пример 2. Респондентная агрессия, направленная не на источник конфликта, а на близких и друзей. На работе руководитель не подбирает слов при общении с подчиненными. Ответить тем же нельзя — есть риск остаться без средств существования. Накопив ком негативных эмоций, мы возвращаемся домой взвинченные и накаленные до предела. А здесь жена не встречает на пороге с тарелкой борща, да еще и тапочки неизвестно куда подевались. Скандал.

Способ урегулирования. Понимая природу руководителя, мы можем найти правильные слова, откликающиеся через систему его ценностей, и общаться на одном языке, в результате чего у него не возникнет желания как-то оскорбить или унизить коллегу, который с ним солидарен в вопросах управления и постановки задач. К тому же знание психических особенностей окружающих и своих собственных вызывает ощущение внутреннего комфорта. Перед нами теперь не неизвестный Василий Петрович, а вполне предсказуемый и понятный кожно-звуковой айтишник, живущий своими идеями и читающий бинарный код как книгу. А жене мы звоним по выезде с работы, ведь она — кожная, а значит, знает счет каждой минуте и успеет приготовить ужин к возвращению мужа.

Личностные причины возникновения конфликтов

Во время взаимодействия с окружающим миром мы реагируем на него согласно заданным конфигурациям психики — векторам, обусловливающим наше мировосприятие и мироощущение. Одни из нас ищут изменений, жаждут богатства и материального превосходства, другие не мыслят жизни без семьи, детей, уютного дома и уважения коллег, третьи целиком отдаются поискам любви и ярким впечатления, четвертые погружены в глубины своего «Я» и не замечают, как зиму сменяет лето, а день — ночь.

Через свои системы ценностей мы пытаемся отличать и других людей, видя в них «себя» и «не себя»: если «себя», то оправдываем, видим родственную душу, а если «не себя» — обвиняем. Эти процессы происходят бессознательно. И пока мы не раскрываем психику других людей (вектора), мы не способны понять, а кто же перед нами на самом деле, чем живет наш сосед по лестничной площадке, о чем молчит наш лучший друг, к каким высотам устремлен начальник, о чем мечтает жена.

konfliktah_prichiny_vozniknoveniya_4.jpg

Мы так же наощупь выбираем себе профессию, находим работу, место жительства. Редко кому удается идти по зову сердца и реализовать себя в мире, в социуме, в семье. Нереализованный человек больше несчастен, подавлен, взвинчен, чем счастлив. Наши состояния накладывают оттенки на восприятие мира, и мы уже видим в каждом человеке врага, на которого готовы сбросить напряжение, чтобы стало хоть чуточку легче.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность улучшить уровень социальной адаптации, повысить психологическую устойчивость, видеть других людей такими, какие они есть, и не завышать ожидания. Мы учимся понимать самих себя, объективно видеть свои сильные и слабые стороны, свой потенциал. Нам больше не о чем спорить, не нужно ничего доказывать, не хочется ввязываться в пересуды. Мы просто знаем, кто мы такие, понимаем людей вокруг и осознаем, куда мы движемся.

«…Каждого, с кем общаюсь, анализирую по векторам. Это помогает мне строить взаимоотношения с людьми, избегать конфликты через понимание, кто передо мной и какие его основные ценности и потребности…»

Ольга Г., специалист по обучению и развитию персонала, Торецк

«…Я стала на порядок лучше понимать других, причины их поступков и перестала обижаться по каждому поводу… Обиды и «пережевывание» их — это то, что отравляло мне жизнь многие годы. Чудесным образом люди, с которыми у меня были серьезные конфликты, ко мне потянулись. Искренне потянулись. Я увидела в их глазах желание находиться в моем обществе, чего НИКОГДА не было раньше…»

Юлия Г., Макеевка

Бесплатный цикл онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает причины и условия возникновения конфликтов, а также дает универсальный и математически точный инструмент по их урегулированию.

Автор Юлия Лисицкая, филолог

Редактор Тамара Ткаченко

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Метки: жизнь, общество, системно-векторная психологияПредыдущая статья Как наладить отношения с мужемСледующая статья Если любимый мужчина не любит: как вернуть любовь в отношенияИспользуемые источники:
  • https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/prichiny-konfliktov/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/konflikt-chto-ehto-takoe-vidy-tipy-prichiny-sposoby-razresheniya.html
  • https://srazu.pro/teoriya/prichiny-konfliktov.html
  • http://myvektor.ru/psixologiya-cheloveka/prichini-vozniknoveniya-konfliktov_-ot-proschetov-k-prorivam/
</h2>