Содержание:
Contents
- 1 Виды причин возникновения конфликтов
- 2 Причины конфликтов в организации
- 3 Причины межличностных конфликтов
- 4 Что это такое?
- 5 Какие типы и виды конфликтов существуют
- 6 Сфера проявления конфликтных ситуаций
- 7 Типы конфликтов по степени выраженности
- 8 Виды направленности конфликтов
- 9 Потребности конфликтующих сторон
- 10 Число конфликтующих сторон
- 11 Причины конфликтов
- 12 6 способов разрешения конфликтов
- 13 Что такое причина конфликта
- 14 Основные причины
- 15 Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт
- 16 Причины с точки зрения психологии
- 17 Видео
- 18 Что такое конфликт и как он проявляется
- 19 Объективные причины конфликтов
- 20 Личностные причины возникновения конфликтов
Виды причин возникновения конфликтов
Выделяют следующие причины появления конфликтов (рисунок 1):
- личностные;
- объективные;
- социально-психологические;
- организационно-управленческие.
Рисунок 1 — Причины возникновения конфликтов
Личностные причины конфликтов
Конфликты связаны с индивидуальными психологическими особенностями его сторон. Данные конфликты обуславливаются спецификой процессов, которые происходят в психике личности в процессе его взаимодействия с окружающими его людьми.
Основными причинами возникновения конфликтов являются:
- невысокий уровень социально-психологической компетентности;
- акцентуация характера, тип темперамента;
- оценка поведения другой личности как недопустимой;
- недостаточный уровень психологической устойчивости;
- заниженный или завышенный уровень притязаний;
- плохо развита способность к эмпатии у человека;
- и др.
Объективные причины конфликтов
Объективными факторами возникновения конфликтов выступают те обстоятельства социального взаимодействия, которые приводят к столкновению их установок, мнений, интересов и т.д. Объективные причины становятся исходной точкой в создании предконфликтной ситуации. Данные причины настолько различны, что не поддаются жесткой классификации. Можно выделить следующие объективные причины конфликтов:
- образ жизни, который связан с радикальными масштабными, быстрыми переменами и материальной неустроенностью;
- естественный конфликт интересов личностей в процессе их жизнедеятельности;
- слабая разработанность правовых и иных нормативных процедур разрешения социальных противоречий, которые возникают в ходе личностного взаимодействия;
- стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий;
- недостаток важных духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Организационно-управленческими причинами конфликта являются обстоятельства, которые связаны с созданием, функционированием и развитием групп, коллективов, организаций. Можно выделить 4 вида таких групп:
Рисунок 2 — Группы организационно-управленческих причин конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов
Социально-психологические причины конфликтов обуславливаются непосредственным воздействием личностей, причинами их включенности в социальные группы. Социально-психологическими причинами конфликтов могут выступать:
- различные подходы в способах оценки результатов деятельности друг друга;
- непонимание сторонами того факта, что при обсуждении проблем различия в позициях может быть вызвано не расхождениями во взглядах, а подходами к проблемам с разных сторон;
- искажение и потери информации в процессе межгрупповой и межличностной коммуникации;
- разбалансированное ролевое взаимодействие личностей;
- проблемные межличностные отношения;
- фаворитизм внутри группы, т.е. предпочтение членов своей группы членам других социальных групп;
- стремление к власти;
- ограниченные способности личности к децентрации, т.е. к способности поставить себя на место другого и понять его круг интересов;
- конкурентный характер сотрудничества с другими группами и людьми;
- психологическая несовместимость.
Есть 4 уровня психологической несовместимости:
- психофизиологический;
- индивидуально-психологический — отражается в неудачном сочетании характеров и темпераментов взаимодействующих личностей;
- социально-психологический — имеется противоречие в жизненных мотивах, целях деятельности, идеалах и ценностях;
- социальный — может отражаться в несовпадении идеологических установок, мировоззрений, убеждений и др. Чаще всего социальная несовместимость отражается в больших различиях в социальной принадлежности, образовании и др.
Причины конфликтов в организации
В организациях причинами конфликтов могут выступать:
- различия в целях;
- плохая координация или ее отсутствие;
- распределение ресурсов;
- взаимозависимость задач (функциональная организационная структура – каждая функция акцентирует внимание в своей области специализации; матричная – нарушен принцип единоначалия;);
- различия в восприятии;
- различия в манере поведения и жизненном опыте;
- различия ожидания;
- различия в ценностях и представлениях;
- различия в потребностях;
- неудовлетворительные коммуникации (причина и последствие конфликта).
Причины межличностных конфликтов
Рассмотрим причины межличностных конфликтов (рисунок 3).
Рисунок 3 — Причины межличностных конфликтов (по В. Линкольну)
Информационные факторы
Информационные факторы, которые вызывают конфликт – это та информация, которая является приемлемой для одной стороны и является неприемлемой для другой стороны. Данные факторы включают искажение информации, неточные факты, несвоевременную передачу информации, неточные акценты, ненадежные источники, противоречивую и обильную информация.
Наиболее частыми информационными факторами являются:
- неполные и неточные факты, в том числе вопросы, связанные с представлением об истории и возникновении проблемы конфликта;
- нежелательное раскрытие информации, которая способна оскорбить ценности какой-либо из сторон, оставить неприятные воспоминания и нарушить конфиденциальность;
- недооценка фактов и их значения;
- ненадежность свидетелей, экспертов, источников данных или информации, в том числе спорные результаты по экспертизе и вопросы, которые касаются неопробованных новых технологий, а также неточность сообщений средств массовой информации и переводов;
- слухи;
- невольная дезинформация;
- посторонние факты или группы фактов;
- подозрение в умышленной утайке фактов;
- вопросы качества;
- вопросы количества;
- вопросы «лучшего доказательства»;
- ценность авторитетных источников;
- спорные вопросы политики/доктрины, законодательства, порядка действий, правил, практики, стереотипов;
- произвольная интерпретация языка, в частности выражений такого рода как: «приблизительно», «по оценкам», «много», «слишком много», «около», «существенно», «достаточно», «значительно», «намеренно», «всеобщее согласие», «достаточно точный», «довольно честный», «чрезмерно», «приемлемость» и т.п.
Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Поведенческие факторы
Поведенческие факторы дают бесконечный список частных примеров. В данную группу можно включить агрессивность, эгоизм, бестактность, грубость, невыполнение данного обещания, стремление к превосходству.
По отношению к конфликту нас интересует поведение, которое:
- угрожает нашей безопасности (финансовой, физической, социальной или эмоциональной);
- задевает лично наши ценности либо ценности тех, кто нам не безразличен;
- постоянно (либо часто) отвлекает нас, подрывает самооценку, вызывает неудобство, стресс, смущение, дискомфорт;
- кажется односторонним, беспричинным, несправедливым;
- безответственно;
- непредсказуемо;
- насильственно либо вызывает страх;
- неуместно, грубо, преувеличенно;
- эксплуатирует отношения;
- нарушает обещание;
- не оправдывает положительных ожиданий;
- эгоистично;
- является результатом прошлого конфликта и потому, возможно, является неуместным в данной ситуации.
Факторы отношений
Факторы отношений связаны с удовлетворением от взаимодействия между двумя и более сторонами, либо его отсутствием. Это любая неуравновешенность в отношениях, к примеру, разный уровень образования, классовые различия, манеры поведения, несовместимость интересов, разные ценностные ориентиры в жизни, низкий уровень авторитетности и доверия.
Необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- основа отношений (принудительные/добровольные);
- ценность отношений для различных сторон;
- совместимость сторон в сфере поведения, ценностей, профессиональных и/или личных целей и личного общения;
- ожидания от взаимоотношений;
- вклад обеих сторон в отношения (деньги, время, надежды и мечты, эмоции, репутация и энергия);
- длительность отношений;
- сущность отношений (зависимые, взаимозависимые, независимые);
- важность взаимоотношений;
- обещание, подразумеваемое или данное непосредственно, нарушенное, сдержанное, либо еще не выполненное;
- дифференциация в образовательном уровне, классовые различия, профессиональном и жизненном опыте;
- уровень авторитетности и доверия;
- баланс сил в отношениях;
- негативный остаток от предыдущих конфликтов;
- история отношений;
- ценности групп, общества, религии, к которым относятся стороны, и оказываемое ими давление на отношения данных сторон.
Приведем пример дисбаланса в отношениях сторон.
Ценностные факторы
Ценностные факторы – это те принципы, которые мы отвергаем или провозглашаем, которых мы придерживаемся или пренебрегаем ими, о которых мы забываем либо нарушаем сознательно или даже намеренно; следования, которые другие люди от нас ожидают, а мы от них. Ценностные факторы в социальную группу вносят порядок, цель существования и сознательность. Они различны по силе действия (от цензуры до санкции) и по степени важности (от обычаев или общепринятых действий до мандата).
Ценностные факторы включают различные культурные, религиозные, политические ценности, различные воспитание, представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Ценности обычно описывают как:
- личные системы верований и поведения (предпочтения, предрассудки, приоритеты в отношении принадлежности, стремлений, нужд и опасений);
- системы верований и поведения всего общества;
- общие нормативные ценности;
- групповые системы верований и поведения;
- профессиональные ценности и нужды;
- культурные, религиозные, местные, региональные и политические вариации данных ценностей;
- идеологию, методы и способы действия, которые свойственны отдельным профессиям, институтам, организациям;
- традиционные системы поведения и убеждений и ожидания, связанные с ними;
- представления о неправильном и правильном, плохом и хорошем;
- терпимость в отношении других ценностей;
- в чрезвычайных ситуациях восприятие отхода от ценностей;
- методы и способы оценки практичности, уместности, реалистичности, справедливости, эффективности;
- отношение к переменам или прогрессу, «статус-кво», сохранению старого;
- этические аспекты ситуации.
Структурные факторы
Структурные факторы – это относительно постоянные обстоятельства, которые невозможно или трудно изменить. К данным факторам можно относить достаточно стабильные объективные обстоятельства, которые практически не поддаются изменению: система управления, нормы поведения, право собственности, социальная принадлежность и др.
Обычно они связаны с существованием неформальной или формальной организации социальной группы, к ним можно отнести:
- численность, деньги, время, земля, персонал и иные конечные ресурсы;
- природа законной власти;
- географическое положение, открытость или вынужденная/добровольная изоляция, а также интенсивность и частота контактов;
- структура подотчетности;
- возраст;
- статус, права и роли женщин и мужчин;
- религиозные установления, системы получения и сдерживания клятв, получения работы, обещаний и др.;
- роль традиций;
- фиксированные время, даты, меры (количество часов в сутках, ограничения скорости, праздники и т.д.).
- законодательство;
- политика/принципы и образы действий;
- существование первичных и/или вторичных референтных групп;
- системы безопасности;
- система передачи сведений;
- системы правосудия (закон, правонадзор, наказания/поощрения, доступность и равенство);
- понятие собственности;
- договоры, контракты, обещания и меморандумы о взаимопонимании;
- роль религии, ее ритуалы;
- линии подотчетности;
- компенсация за труд, распределение ресурсов, в том числе денежная система, распределение услуг и товаров, накопление товаров или денег и др.;
- мнения людей, которые имеют тот же статус, либо широкой общественности;
- различные стандарты и социальные нормы (уважение к старшим, почитание родителей);
- доступность техники и эффективность ее применения;
- фиксированные расходы, доходы, обстоятельства (взаимоотношения между государствами, дефицит бюджета);
- частные и общие институционализированные, либо просто подразумеваемые «правила игры» и иные стандарты поведения, в том числе этические нормы.
Часто структурные факторы можно рассматривать в качестве структурных ограничений: формальные, организационные, законодательные. Факторы конфликта могут быть структурными в том случае, когда нужно изменить то, что зафиксировано. Структурный конфликт при этом не обязательно взаимосвязан с законом.
Рассмотрим примеры конфликтов, которые вызваны различными структурными факторами.
Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. 26 января 2021Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.
Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Что это такое?
Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:
- ссора;
- разногласие;
- столкновение;
- поединок;
- противостояние;
- баталия.
Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.
Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.
Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:
- Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
- Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
- Возникает исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Сфера проявления конфликтных ситуаций
Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:
- организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
- экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
- социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
- политический (характеризуется применением соответствующих инструментов борьбы, предполагающей победу в сфере политики).
Типы конфликтов по степени выраженности
- Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
- Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.
Виды направленности конфликтов
- Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
- Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.
Потребности конфликтующих сторон
- Борьба интересов. Основой выступают личные интересы индивида или общие интересы группы людей.
- Когнитивное противостояние. Характеризуется столкновением противоположностей во мнениях, суждениях, высказываниях, знаниях.
Число конфликтующих сторон
- Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
- Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
- Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.
Причины конфликтов
В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:
- несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
- несвоевременное получение сведений, их неточность и несоответствие действительности;
- логические ошибки, недосказанность, непонимание, недоразумения в процессе общения;
- нестыковки между словами и действиями людей, неоправданность ожиданий. Пример: человек предполагал, что его товарищ придет на встречу вовремя, как и обещал, но этого не случилось;
- социальное неравенство людей;
- противоположность ценностей, интересов, понятий, стремлений и восприятия окружающей действительности.
6 способов разрешения конфликтов
Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.
- Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
- Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
- Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
- Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
- Сглаживание. Стороны (или одна из сторон) демонстрируют друг перед другом свое согласие с выдвинутыми претензиями (требованиями, просьбами). К инструментам метода сглаживания можно отнести клятвы, извинения, согласие на выполнение обязательств, обещания.
- Уклонение. Один из субъектов противостояния или обе стороны пытаются избежать непосредственного столкновения. Если оно все-таки произошло, тогда фигуранты (оба или один) будут бездействовать (не идти на переговоры, не соглашаться на обсуждения) в надежде полностью избежать конфликта или отсрочить его возникновение, к примеру, чтобы выиграть время для тщательного анализа обстоятельств.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (7)
Конфликт — это всегда столкновение интересов, люди редко когда могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, а другие не всегда способны принять объективную реальность, вот и возникают конфликты.
Хорошо, если это бытовой уровень, но ведь конфликты могут возникать и между государствами, тогда начинается война, а за примером и далеко ходить не надо, недавняя война между Арменией и Азербайджаном, хорошо, что они не ядерные державы.
«>Я вообще — человек неконфликтный. Не понимаю, почему многие люди вместо того, чтобы нормально всё обсудить начинают друг друга оскорблять или унижать. Может я отстал от жизни? Мне вот интересно, а много ли таких людей, как я?
«>Нас с детства учат бояться и избегать конфликтов. Это приводит к тому, что люди не могут за себя постоять, предпочитая смириться и подчиниться.
«>Есть такие люди, которые сами создают конфликты, потом получают по мордасам и бегут жаловаться — настоящие провокаторы.
«>У некоторых конфликт может и десятилетиями длиться, например Израиль и арабский мир, последний не признает Израиль как государство, по крайней мере, в сегодняшних границах.
«>Вот с кем точно не надо конфликтовать, так это с начальством, уж слишком в разных весовых категориях находятся руководители и их подчинённые.
«>По-моему, источник всех конфликтов кроется в человеческой гордыне, эгоизме и амбициях. И каждый считает правильным только своё мнение.
Психологи утверждают, что бояться споров и разногласий не стоит. В процессе возникающих конфликтов люди учатся уступать друг другу, идти на компромисс и толерантно относиться к недостаткам окружающих. Однако в некоторых случаях противоречия могут привести к опасным последствиям. Это происходит, в основном, при ссорах в рабочем коллективе или детском образовательном учреждении (школе, детском саду). Иногда участникам спора требуется помощь профессионального психолога.
Жизнь без ссор и споров – это идеал, которого невозможно достичь
Что такое причина конфликта
Событие, повлекшее за собой разлад в микро,- или макро коллективе, – это причина конфликта. Данное определение часто используется практикующими психологами. Причины конфликтов бывают разными. Чаще всего разногласия возникают из-за:
- Неумения уступать друг другу;
- Разных взглядов на организационные вопросы на работе;
- Плохого знание особенностей личности партнера и, как следствие, неумение находить с ним общий язык;
- Желания одного из участников конфликта во что бы то ни стало навязать оппоненту свою точку зрения;
- Повышенного уровня агрессивности и тревожности.
Также ссоры в коллективе часто возникают из-за плохого воспитания и ограниченности интеллекта отдельных его членов. Мотивом к спору может послужить большая разница в возрасте двух оппонентов, так как пожилые люди многое воспринимают иначе, по сравнению с молодыми.
Противоречия у коллег и одноклассников часто возникают «на пустом месте»
Основные причины
Виды конфликтов в психологии и способы их разрешенияЧаще всего споры, перерастающие в агрессивное противостояние, происходят по причине личной неприязни оппонентов друг к другу. Чувство неприятия другого человека может быть вызвано:
- Его непохожестью на других и стремлением выделиться, противопоставить себя коллективу;
- Чрезмерной концентрацией на собственных чувствах и переживаниях и нежеланием войти в положение другого человека;
- Вечным противостоянием отцов и детей;
- Нежеланием прислушаться к полезным советам и рекомендациям окружающих;
- Недоверчивым и подозрительным отношением к другим людям.
Также существует особый тип легковозбудимых субъектов с неустойчивой психикой, у них спровоцировать ссору может любая мелочь.
Психологическая несовместимость характеров часто приводит к разногласиям
Межличностные конфликты
Причины межличностных конфликтов – разные точки зрения двух или более участников противоречия на одно и то же явление (политику, воспитание детей, бытовые проблемы). Также разногласия в семье могут быть вызваны неумением слушать и слышать другого человека, отсутствием эмпатии (способности сострадать и сопереживать другому человеку в трудной ситуации).
Профессиональные
Причины возникновения конфликтов на работе часто кроются в постоянном стрессе или в психологической несовместимости темпераментов начальника и подчиненного. Довольно часто ссоры возникают из-за разных взглядов на рабочие вопросы, организацию труда. Особый случай – несовпадение биологических ритмов начальника и подчиненного (например, «сова» секретарь и «жаворонок» шеф), в этом случае избежать противоречий очень сложно.
Между детьми в школе
О том, какие причины могут привести к конфликту между детьми в начальной или средней школе, написано много литературы. Чаще всего неприятные ситуации в детском коллективе возникают, когда один из учащихся противопоставляет себя коллективу. В этом случае другие дети подсознательно воспринимают его как «чужака», представляющего угрозу для сплоченной группы. Иногда предпосылки к появлению ссор возникают между микро коллективами: учащиеся в классе разделяются на несколько групп и враждуют друг с другом. В этом случае взаимная ненависть может быть вызвана таким фактором, как разница интересов (например, музыкальных вкусов или предпочтений в спорте).
Внимание! Наиболее опасная ситуация в школе или в детском саду – так называемый «буллинг», или травля одного ребенка в коллективе. Подрастающее поколение отличается особой жестокостью и изобретательностью в этом плане. В этом случае все одноклассники могут ополчиться против единственного ученика. Поводы для травли бывают разные: зависть к отличной учебе, внешняя непохожесть одного из учеников на остальных или какой-либо подростковый физический недостаток (например, избыточный вес). В этом случае для урегулирования конфликта в ситуацию должны вмешаться родители и члены педагогического сообщества.
Можно ли по предпосылкам предотвратить конфликт
Иногда для предотвращения неприятной ситуации достаточно просто пошутить, и конфликт будет исчерпан
Способы разрешения конфликтов — какие варианты существуют, пути предупрежденияЕсли говорить кратко, причины возникновения конфликтов зависят от психологического микроклимата в коллективе. Например, если в группе преобладают дружеские, спокойные отношения, внести раздор может появление нового человека. Для того чтобы не допустить перерастания обычной ссоры в серьезную вражду, специалисты в сфере конфликтологии рекомендуют:
- Никогда не опускаться до взаимных личностных оскорблений, не связанных с темой ссоры;
- Уважительно относиться к противоположной точке зрения, даже если принять ее невозможно;
- Тщательно обдумывать каждое произнесенное слово в ходе ссоры;
- Никогда не повышать голос во время разговора.
Эти простые проверенные методы менеджмента помогут мобилизовать эмоциональные ресурсы и благополучно разрешить конфликтную ситуацию без агрессии и взаимных обвинений.
Внимание! Иногда для предотвращения конфликтной ситуации достаточно лишь обратить все в шутку, проявив чувство юмора. Например, этот метод хорошо работает при условии доверительных отношений с начальством или коллегами по работе. Вовремя рассказанный анекдот поможет разрядить обстановку и успокоит яростных спорщиков.
Причины с точки зрения психологии
Что такое френдзона у девушек и мужчин — основные признакиНе все знают, почему люди ссорятся, и каковы психологические предпосылки к спорам. С точки зрения психологии, разногласия и споры, в основном, вызваны неумением человека поставить себя на место партнера, в его положение. Чтобы лучше понимать окружающих, главное – представлять, что именно они чувствуют в определенные моменты (примеры – радость, гнев, растерянность). Для этого необходимо проявлять живой интерес к людям и никогда не отказываться от общения.
У некоторых людей любовь к спорам – врожденное свойство характера
Основные корифеи психологии считают, что быть абсолютно неконфликтным человеком так же вредно, как и заядлым спорщиком. Противоречия между людьми – это естественно. Главное – научиться их регулировать и не дать ссоре перерасти в открытую агрессию. Для этого следует уважительно относиться к оппоненту, и, если он позволяет себе оскорбления и угрозы, не следовать его примеру, а выбрать другой вариант взаимодействия. Создание и развитие ссор на пустом месте могут стать серьезным препятствием на пути к успешной карьере или личной жизни.
Видео
</ul> Просмотров: 1 29720 ноября, 2019 — Комментариев нетУ человека есть уникальный дар — речь. Тем не менее мы часто не можем договориться о простых вещах, не говоря уж о серьезных и масштабных проблемах. Недопонимания, искаженное восприятие, неверные суждения вносят во взаимоотношения людей раздор. Конфликтов не избежать ни на работе, ни в магазине, ни в семье, ни в себе самом. Мы хотим быть услышанными и в то же время не слышим других, мы требуем понимания и отказываемся понимать. Что это: двойные стандарты или инфантилизм?
Попробуем разобраться, в чем же заключаются основные причины возникновения конфликтов, пользуясь знаниями, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Что такое конфликт и как он проявляется
Понятие «конфликт» довольно однозначно. С латинского этого слово переводится как «столкновение», мы же добавляем — интересов. Любое противостояние, сопровождающееся сменой ровного состояния человека негативными переживаниями, можно смело назвать конфликтом. Это могут быть мелкие размолвки, хамское поведение в общественном транспорте или очереди, давление со стороны руководителя, невыполнение поставленных задач подчиненным, скандалы в семье, недопонимания с детьми и т. д. У конфликта нет возраста, пола и степени образованности: если что-то складывается не так, как мы то запланировали, если кто-то идет наперекор нашей воле, если обстоятельства отдаляют нас от желаемого, а не приближают к нему, — это плодородная почва для конфликта.
Рассматривая данный термин с точки зрения процесса, можно сказать, что конфликт — это действие или бездействие, направленное на противостояние оппоненту и защиту своих интересов. То есть не обязательно человек должен использовать громкие бранные слова и агрессивно размахивать руками, но и злостное невыполнение возложенных на него обязанностей может квалифицироваться как протест и провокация конфликтной ситуации.
Три составляющих конфликта
Для возникновения конфликта необходима триада условий:
— противоречие как почва для прорастания зерна раздора;
— противодействие в общении, поведении или деятельности;
— переживание обоими оппонентами негативных состояний, которое станет триггером для дальнейшего развития проблемной ситуации.
Несмотря на многочисленные исследования и попытки систематизировать наблюдения разнообразных конфликтных ситуаций на разных уровнях (человек-человек, человек-группа, группа-группа), конфликтологами и психологами не выведено четкого алгоритма действий во время конфликта. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет не только вовремя исчерпать конфликт, но и предупредить его. Посмотрим на основные причины возникновения конфликтов с нового ракурса.
Основные причины конфликтов и их виды
В конфликтологии выделяют четыре группы причин конфликтов:
— объективные,
— организационно-управленческие,
— социально-психологические,
— личностные.
Остановимся на каждой из них подробнее.
Объективные причины конфликтов
Сюда относятся обстоятельства, которые формируют предконфликтную обстановку и не в полной мере зависят от участников конфликта. Примером может послужить ограниченное количество бюджетных мест в вузе, большой конкурс на должность, недостаточно широкий ассортимент товаров в магазине и т. д. Абитуриенты, соискатели и посетители магазина невольно становятся оппонентами. В стрессовой ситуации люди часто начинают выходить за рамки общепринятых норм поведения, и здоровая конкуренция превращается в бои без правил.
Имея знания тренинга «Системно-векторная психология», нам легко оценить ситуацию объективно, увидеть свои перспективы и избежать стресса. Эти знания позволяют прогнозировать дальнейшее поведение человека, основываясь на свойствах его психики, которые считываются за первые минуты знакомства и наблюдений. Таким образом мы перестаем быть втянутыми в конфликтную ситуацию и можем быстро и безошибочно сориентироваться в методах разрешения самого конфликта с минимальными потерями для его участников.
Организационно-управленческие причины конфликтов
Эта группа причин возникновения конфликтов относится к организации коллективов, их структуре и функционированию. При неверном выборе сотрудников, неправильной постановке задач и распределении ресурсов, несоответствии личностных качеств сотрудников поставленным задачам, а также неумелом управлении персоналом функциональность и продуктивность работы коллектива окажется под угрозой.
Когда человек находится на своем месте, он способен четко и грамотно справляться с обязанностями. Более того, это будет приносить ему моральное удовлетворение. Он будет ощущать себя полезным и счастливым, а отсюда следует, что такой сотрудник сможет затрачивать достаточное количество энергии для достижения поставленных целей. Умение определять человека по векторам (в терминологии тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана) позволит выбрать лучших кандидатов уже на этапе собеседования и тем самым сформировать коллектив, где усилия каждого его члена будут направлены на результат, а риск конфликтных ситуаций сведется к минимуму.
Социально-психологические
Эта группа включает в себя наиболее обширный диапазон причин возникновения конфликтов, к которым относятся и внутрисемейные, и межличностные, и конфликты внутри коллективов, не связанные напрямую с рабочим процессом. Все они объединены двумя факторами:
— необходимостью социального взаимодействия;
— наличием психологического давления.
Разберем несколько примеров.
Пример 1. Руководитель коллектива определил «любимчиков» и «жертв», в результате чего одним все сходит с рук, а вторые всегда пребывают в немилости? Если человек ощущает себя членом второй группы, он испытывает стресс при каждом выходе на смену.
Способ урегулирования. При помощи знаний, полученных на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, мы можем с точностью определить векторальный набор руководителя, понять, какие у него ценности и ориентиры и какую выбрать тактику поведения, чтобы не попасть «в немилость». К примеру, анальный вектор наделяет своего обладателя желанием к справедливости, как он ее понимает (поровну), высоким профессионализмом, стремлением к качеству и перфекционизму. С таким управленцем следует строго соблюдать субординацию и при выполнении требований держать курс на качество, а не количество. Если же лидер группы — обладатель кожного вектора, то здесь важен результат и экономия ресурсов, а разговор о том, что качество может пострадать, будет им восприниматься как нежелание работать.
Пример 2. Респондентная агрессия, направленная не на источник конфликта, а на близких и друзей. На работе руководитель не подбирает слов при общении с подчиненными. Ответить тем же нельзя — есть риск остаться без средств существования. Накопив ком негативных эмоций, мы возвращаемся домой взвинченные и накаленные до предела. А здесь жена не встречает на пороге с тарелкой борща, да еще и тапочки неизвестно куда подевались. Скандал.
Способ урегулирования. Понимая природу руководителя, мы можем найти правильные слова, откликающиеся через систему его ценностей, и общаться на одном языке, в результате чего у него не возникнет желания как-то оскорбить или унизить коллегу, который с ним солидарен в вопросах управления и постановки задач. К тому же знание психических особенностей окружающих и своих собственных вызывает ощущение внутреннего комфорта. Перед нами теперь не неизвестный Василий Петрович, а вполне предсказуемый и понятный кожно-звуковой айтишник, живущий своими идеями и читающий бинарный код как книгу. А жене мы звоним по выезде с работы, ведь она — кожная, а значит, знает счет каждой минуте и успеет приготовить ужин к возвращению мужа.
Личностные причины возникновения конфликтов
Во время взаимодействия с окружающим миром мы реагируем на него согласно заданным конфигурациям психики — векторам, обусловливающим наше мировосприятие и мироощущение. Одни из нас ищут изменений, жаждут богатства и материального превосходства, другие не мыслят жизни без семьи, детей, уютного дома и уважения коллег, третьи целиком отдаются поискам любви и ярким впечатления, четвертые погружены в глубины своего «Я» и не замечают, как зиму сменяет лето, а день — ночь.
Через свои системы ценностей мы пытаемся отличать и других людей, видя в них «себя» и «не себя»: если «себя», то оправдываем, видим родственную душу, а если «не себя» — обвиняем. Эти процессы происходят бессознательно. И пока мы не раскрываем психику других людей (вектора), мы не способны понять, а кто же перед нами на самом деле, чем живет наш сосед по лестничной площадке, о чем молчит наш лучший друг, к каким высотам устремлен начальник, о чем мечтает жена.
Мы так же наощупь выбираем себе профессию, находим работу, место жительства. Редко кому удается идти по зову сердца и реализовать себя в мире, в социуме, в семье. Нереализованный человек больше несчастен, подавлен, взвинчен, чем счастлив. Наши состояния накладывают оттенки на восприятие мира, и мы уже видим в каждом человеке врага, на которого готовы сбросить напряжение, чтобы стало хоть чуточку легче.
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность улучшить уровень социальной адаптации, повысить психологическую устойчивость, видеть других людей такими, какие они есть, и не завышать ожидания. Мы учимся понимать самих себя, объективно видеть свои сильные и слабые стороны, свой потенциал. Нам больше не о чем спорить, не нужно ничего доказывать, не хочется ввязываться в пересуды. Мы просто знаем, кто мы такие, понимаем людей вокруг и осознаем, куда мы движемся.
«…Каждого, с кем общаюсь, анализирую по векторам. Это помогает мне строить взаимоотношения с людьми, избегать конфликты через понимание, кто передо мной и какие его основные ценности и потребности…»
Ольга Г., специалист по обучению и развитию персонала, Торецк
«…Я стала на порядок лучше понимать других, причины их поступков и перестала обижаться по каждому поводу… Обиды и «пережевывание» их — это то, что отравляло мне жизнь многие годы. Чудесным образом люди, с которыми у меня были серьезные конфликты, ко мне потянулись. Искренне потянулись. Я увидела в их глазах желание находиться в моем обществе, чего НИКОГДА не было раньше…»
Юлия Г., Макеевка
Бесплатный цикл онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает причины и условия возникновения конфликтов, а также дает универсальный и математически точный инструмент по их урегулированию.
Автор Юлия Лисицкая, филолог
Редактор Тамара Ткаченко
Корректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Метки: жизнь, общество, системно-векторная психологияПредыдущая статья Как наладить отношения с мужемСледующая статья Если любимый мужчина не любит: как вернуть любовь в отношенияИспользуемые источники:- https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/psihologija-upravlenija-personalom/prichiny-konfliktov/
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/konflikt-chto-ehto-takoe-vidy-tipy-prichiny-sposoby-razresheniya.html
- https://srazu.pro/teoriya/prichiny-konfliktov.html
- http://myvektor.ru/psixologiya-cheloveka/prichini-vozniknoveniya-konfliktov_-ot-proschetov-k-prorivam/