Поведенческая теория личности — Психологические основы воспитания

—>

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера. Основоположниками социального направления являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова, В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца, Например, Уотсон не делал никаких различий между выработкой эмоциональных реакций у человека и слюноотделительного рефлекса у собаки, полагая, что все эмоциональные свойства личности (страх, тревога, радость, гнев и т. д.) являются результатом выработки классических условных рефлексов. Скиннер, утверждал, что личность – это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения, Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате какого-либо моторного акта. Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, за которыми следует наказание. Таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и, соответственно, новые свойства личности – доброту или честность, агрессивность или альтруизм (Годфруа Ж., 1992; Скиннер Б. Ф., 1978).

По мнению представителей второго направления, важную роль в развитии личности играют не столько внешние, сколько внутренние факторы, например ожидание, цель, значимость и т. д. Бандура назвал поведение человека, детерминированное внутренними факторами, саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать самоэффективность, т. е. совершать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хотя и возникли из прошлого опыта в результате научения через подражание (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Роттер является еще большим когнитивистом, чем Бандура. Для объяснения поведения человека он вводит специальное понятие «поведенческий потенциал», которое означает меру вероятности того, какое поведение будет совершать человек в данной ситуации. Потенциал поведения складывается из двух компонентов: субъективной значимости подкрепления данного поведения (насколько предстоящее подкрепление Ценно, значимо для человека) и доступности данного подкрепления (насколько предстоящее подкрепление в данной ситуации может быть реализовано).

Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовных, по их мнению, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, в других – нет.

Согласно поведенческой теории, человек практически полностью лишен свободы воли. Наше поведение детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность. Поведенческие признаки личности поддаются операциоиалиэации и объективному измерению.

640-1.png

В качестве элементов личности в бихевиористской теории личности выступают рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (т. е. свойств, характеристик, черт личности), присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если вы воспитывались в доброй, спокойной семье и вас поощряли за доброту и спокойствие, то вы будете иметь свойства доброго и спокойного человека. А если вы грустны и печальны или отличаетесь повышенной ранимостью, то это также не ваша вина; вы – продукт общества и воспитания. Важно подчеркнуть, что проблема подкрепления у бихевиористов не сводится только к пище. Представители этого направления утверждают, что для человека существует своя экологически валидная иерархия подкреплений. Для ребенка наиболее мощным, после пищевого, подкреплением является активностное подкрепление (посмотреть телевизор, видео), затем – манипулятивное (поиграть, порисовать), далее – посесссиальное (от англ. possess – владеть) подкрепление (посидеть на папином стуле, надеть мамину юбку) и, наконец – социальное подкрепление (похвалить, обнять, ободрить и т. д.)

Если и рамках рефлекторного направления поведенческой теории фактически отрицается существование определенных блоков личности, то представители социально-наученческого направления считают выделение таких блоков вполне возможным. В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок – самоэффективность,которая является своего рода когнитивным конструктом «могу – не могу». А. Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», – то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», – то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать, А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

По мнению Бандуры, существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки); например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) само инструкция; например «Я могу это сделать!»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книги т. д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!».

Дж. Роттер выделяет два основных внутренних блока личности – субъективную значимость (структура, оценивающая предстоящее подкрепление) и доступность (структура, связанная с ожиданием получения подкрепления на основе прошлого опыта). Эти блоки не функционируют самостоятельно, а образуют более общий блок, называемый поведенческим потенциалом, или блоком когнитивной мотивации (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997).

Целостные свойства личности проявляются в единства действия блоков субъективной значимости и доступности. Люди, которые не видят связи (или видят слабую связь) между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и их результатами (подкреплениями), по мнению Роттера, имеют внешний, или экстернальнй «локус контроля». «Экстерналы» – это люди, которые не управляют ситуацией и надеются в своей жизни на авось. Люди, которые видят четкую связь между своим поведением (своими усилиями, своими действиями) и результатами своего поведения, имеют внутренний, или интервальный «локус контроля». «Интерналы» – это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее, она им доступна.

Таким образом, в рамках данного подхода, личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности – это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» в рамках данной теории формулируется следующим образом: потому что в процессе воспитания этих людей поощряли за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и само агрессивное поведение для них является субъективно значимым и доступным.

640-1.png



Поведенческая теория личности

В психологическом процессе изменения личности вызываются функциональной дезорганизацией мозговой деятельности. Будучи проявлением и следствием болезни мозга, сами они зависят от личности. Чем тяжелее болезненное состоящие и болезненный процесс, тем больше изменяется личность человека.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два направления в поведенческой теории личности — рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.

Скиннер переносит на человеческое поведение данные, полученные при изучении поведения животных. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса». Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Основоположниками социального направления являются американские исследователи А.Банудра и Дж. Роттер. [6]

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства — это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки.

В поведенческой модели выделяют три основных концептуальных блока личности. Основной блок — самоэффективность, которая является своего рода когнитивным конструктом «могу — не могу». А.Бандура определял эту структуру как веру, убеждение или ожидание получения будущего подкрепления. Этот блок детерминирует успешность совершения определенного поведения, или успешность усвоения новых социальных навыков. Если человек принимает решение: «Могу», — то он приступает к выполнению определенного действия, если же человек выносит вердикт: «Не могу», — то он отказывается от выполнения данного действия или от его усвоения. Например, если вы решили, что не сможете выучить китайский язык, то никакая сила не заставит вас это сделать. А если вы решили, что сможете это сделать, то рано или поздно вы его выучите.

Существует четыре основных условия, которые определяют формирование у человека уверенности в том, что он может и чего не может сделать:

1) прошлый опыт (знания, навыки), например, если раньше мог, то и сейчас, по-видимому, смогу;

2) самоинструкция; например «Я могу это сделать»;

3) повышенное эмоциональное настроение (алкоголь, музыка, любовь);

4) (самое главное условие) наблюдение, моделирование, подражание поведению других людей (наблюдение за реальной жизнью, просмотр кинофильмов, чтение книг и.т.д.); например, «Если другие могут, то и я смогу!»

В ней наметились два направления — рефлекторное и социальное.

Истоками рефлекторно-поведенческой теории личности является классический бихевиоризму отрицающий сознание как предмет научного исследования и сводящий психику к различным формам поведения как совокупности реакций организма на стимулы внешней среды.

Учение о бихевиоризме разработали американские психологи Э. Торндайк (1874—1949) и Дж. Уотсон.

Эдвард Ли Торндайк родился 3 августа 1874 г. в семье священника. Семья вела аскетичный образ жизни, сыновей (их было трое) воспитывали в строгости, прививая им привычку к труду и следованию нравственным заповедям. Как результат, все трос братьев поступили в университет и стали крупными учеными.

Целеустремленный и амбициозный, он в свое время писал невесте: «Я решил за 5 лет достигнуть вершин психологии, потом буду преподавать еще 10 лет, а затем уйду из науки».

В области зоопсихологии он проработал недолго. Он занимался этими вопросами лишь для того, чтобы написать докторскую диссертацию и создать себе имя. В 1899 г. Торндайк стал преподавателем психологии в Колумбийском университете. Вся его дальнейшая работа была посвящена проблемам обучения людей. Торндайк действительно, как и намеревался, достиг вершин: в 1912 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Им было написано свыше 500 научных работ, которые пользовались немалым спросом. На их издании он сумел составить себе огромное состояние. Торндайк ушел в отставку, но до самой смерти он продолжал научную деятельность.

Эдвард Торндайк — сын благочестивых родителей, озабоченных спасением души, который перевел «науку о душе» в плоскость изучения рефлексов; крупнейший специалист по научению, за всю жизнь гак и не научившийся водить автомобиль; создатель теории, которая сохранилась лишь в учебниках по истории психологии, но которая фактически предвосхитила содержание огромного пласта психологической науки XX в. Таков Торндайк — одна из самых ярких и противоречивых фигур в истории психологической мысли.

Э. Торндайк в опытно-экспериментальных исследованиях над животными в проблемных клетках установил, что решение поведенческих проблем достигается путем проб и ошибок. Этот вывод был распространен им на процесс научения у человека и отрицал причинно-следственную связь между психическими процессами и сознанием. Человек, по его мнению, также решает задачи в «проблемном ящике» своей жизни аналогично тому, как это делают животные, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха совершенно случайно. Путем научения человек может приобретать любой опыт (знания, умения, навыки), любые формы поведения, как и животные.

Джон Уотсон родился 9 января 1878 г. в городке Гринвилл, штат Южная Каролина. Его мать была строгой и религиозной женщиной, отец, напротив, человеком несерьезным и неверующим. Когда мальчику было 13 лет, отец покинул семью. Через много лет, когда Джон стал известным и самостоятельным, отец объявился, чтобы напомнить о себе. Сын выставил его вон.

Джон Уотсон в детстве и ранней юности не отличался покладистым нравом и склонностью к наукам. Педагоги характеризовали его как нерадивого ученика. Тем не менее в возрасте 1 б лет он поступил в баптистский университет Фурмана в Гринвелле, намереваясь стать священником, как когда-то обещал матери. В 1900 г. он получил магистерскую степень. Но в том же году умерла его мать, фактически освободив сына от давнего обета, которым он уже тяготился.

Уотсон отправляется в Чикагский университет, имея за душой 50 долларов, и в годы учебы берется ради заработка за любую работу, побыв и официантом, и уборщиком.

В 1903 г. он получил докторскую степень и стал, таким образом, самым молодым доктором Чикагского университета.

В 1908— 1920 гг. Уотсон возглавлял лабораторию, а затем кафедру экспериментальной сравнительной психологии в Университете Джонса Гопкинса в Балтимолре. Там он пользовался большой популярностью среди студентов. Они посвятили ему выпускной альбом и объявили самым красивым профессором, что несомненно является уникальным в истории психологии знаком отличия.

Практическое значение идей Уотсона было оценено весьма высоко. В 1915 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. Интерес к его деятельности проявился и в России. В 1927 г. статья о созданном им научном направлении для первого издания «Большой советской энциклопедии» была заказана лично ему — пример в практике БСЭ исключительный.

В 1928 г. Уотсон опубликовал книгу «Психологический уход за ребенком». Она была с энтузиазмом воспринята родителями, хотя характер его рекомендаций надо признать довольно спорным. В частности, но мнению Уотсона, родителям нельзя демонстрировать детям своей привязанности и нежных чувств, дабы не сформировать у них болезненную зависимость. Надо сказать, что двое детей Уотсона от второго брака воспитывались именно ио этой модели. Один из них впоследствии покончил с собой, другой долгие годы был пациентом психоаналитиков.

Жизнь Уостона круто изменилась в 1935 г., когда умерла его жена. Будучи старше ее на 20 лет, он был психологически не готов к такому событию и оказался совершенно сломлен. Он стал затворником, уединившись в деревянном фермерском домике, продолжал писать, но содержание этих рукописей не было известно никому: незадолго до своей смерти в 1958 г. он сжег все свои записи.

Концепция Дж. Уотсона сводилась к двум четко сформулированным положениям:

  • — предмет психологии — поведение;
  • — само поведение — рефлекторные и мышечные реакции, детерминированные внешними стимулами.

Согласно его мнению, манипулируя внешними раздражителями, можно воспитать, вернее «изготовить», человека любого склада, не учитывая ни природных свойств, ни убеждений личности. «Дайте мне, — обещал Уотсон, — дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого тина — доктора, юриста, купца или же нищего и вора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников». Конечно, ожидать появления таких людей, в поведении которых можно наблюдать лишь исполнительские функции, по меньшей мере, наивно.

Роль лидера бихевиоризма в американской психологии в 1920-х гг. переходит к Б. Ф. Скиннеру (1904—1990). Одна из основных идей Скиннера заключается в том, что развитие личности — это и есть научение, но обусловленное внешними стимулами, которыми следует научиться управлять.

В своей автобиографии Б. Ф. Скиннер вспоминает, что он пришел в смятение при посещении урока арифметики в школе, где училась его дочь. Ситуация представилась ему совершенно абсурдной. Не ощущая своей вины, учитель разрушал почти все, что было известно о процессе научения. Под впечатлением этой картины психолог стал размышлять о факторах подкрепления, которые можно было использовать для улучшения преподавания школьных предметов, и спроектировал серию обучающих машин. Так в педагогике возникло направление, известное как программированное обучение. Разрабатывались учебные программированные материалы, обучающие машины, создавались классы программированного обучения и контроля.

Бум программированного обучения прошел по всем странам, в том числе по нашей стране, достигнув своего пика в 1950—1960-е гг.

В концепции Б. Ф. Скиннера нет места физиологическим процессам для объяснения поведенческих актов. Отвергал он и идею о внутренних факторах личности, влияющих на поведение индивида. Несмотря на эти недостатки, этот подход дал возможность корректировать и направлять процесс обучения и процесс формирования навыков поведения. Он оказал огромное влияние не только на психологию, но и на другие области знания, прежде всего на педагогику и психотерапию.

Основные принципы концепции научения оказали большое влияние на дальнейшее исследование проблем психологии личности. Появилось новое направление в поведенческой теории личности — социально-поведенческое. Основным кредо этого направления явилось положение о том, что поведение человека регулируется сложными взаимодействиями между внутренними факторами личности (установки, ожидания, цели, самопредставления, вера) и средой (окружением).

Яркими представителями этого направления явились североамериканские исследователи Альберт Бандура (р. 1925 г.) и Джулиан Роттер (р. 1916 г.).

А. Бандура обосновал положение о том, что поведение человека детерминировано внутренними факторами, ввел в психологию понятие саморегуляции, задачей которой, по его мнению, является обеспечение самоэффективности. Под последней он понимает возможность и необходимость осуществлять только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы, в каждый данный момент жизни. Регуляция поведения может осуществляться в процессе взаимодействия индивида с внешней средой и предвидения им результатов будущих действий.

В социально-поведенческой саморегуляции личности

А. Бандура выделяет три компонента:

  • — блок самоэффективности, выступающий в качестве конструкта «могу — не могу». Это своего рода убежденность в необходимости действовать определенным образом. Если человек принимает решение «могу», то все его действия и поведение будут направлены на достижение поставленной цели. Если же человек выносит себе вердикт «не могу», то ничто не заставит его действовать вопреки своему решению;
  • самооценка. В зависимости от личностных стандартов поведение рассматривается или как достойное одобрения и поощряемое, или как недостойное и, следовательно, наказуемое. Прошлое поведение часто становится стандартом, в соответствии с которым можно оценивать поведение настоящего. Люди склонны повысить нормы (рейтинг) своего поведения после успеха и понизить эти нормы после неоднократных неудач;
  • оценка деятельности. Люди чувствуют большое удовлетворение от достижений, которые они считают результатом своих способностей и усилий. И наоборот, они редко объясняют свои успехи внешними факторами (случай, везение, другие обстоятельства). Это относится к объяснениям своих неудач. Люди самокритичны, если виновниками своих неприятностей считают себя, если же причину неудач они видят в особых обстоятельствах, внешних условиях, то самокритики от них не дождаться.

В центре внимания теории социального научения Дж. Роттера лежит прогнозирование поведения человека в сложных ситуациях.

К примеру, студент может ожидать, что плохо выступит на семинаре и получит низкую оценку, а коллеги будут насмехаться над ним. Поэтому можно прогнозировать, что студент либо забросит учебу, либо предпримет действия, чтобы предотвратить ожидаемый результат (с рвением примется за подготовку к семинару, ликвидирует пробелы в знаниях).

Дж. Роттером впервые предложено понятие локуса контроля, разработана технология его распределения.

Локус контроля — это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности или внешним силам, или собственным способностям и умениям. Первый вид локуса контроля называется экстернальным, т.е. внешним. Второй назван интернальным, т.е. внутренним.

Склонность к первому проявляется наряду с такими чертами характера, как неуверенность в себе, в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность, конфликтность и агрессивность. Организаторские возможности у таких лиц минимальны, способность к общению с людьми невелика.

Люди, обладающие вторым, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленных целей, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Внутренний локус контроля социально одобряем.

Таким образом, теоретическая концепция Дж. Роттера расширяет границы традиционного бихевиоризма.

Как Дж. Роттер, так и А. Бандура отвергают мнение Б. Ф. Скиннера, что люди пассивно реагируют на внешние раздражители. Люди способны осознать, что их поведение в определенных ситуациях, вероятней всего, будет поощрено, активно добиваются своих целей и на протяжении жизни формируют стратегию своего поведения.

Используемые источники:
  • https://studopedia.ru/3_87128_povedencheskaya-teoriya-lichnosti.html
  • https://studbooks.net/1348301/psihologiya/povedencheskaya_teoriya_lichnosti
  • https://studme.org/175947/psihologiya/povedencheskaya_teoriya_lichnosti_biheviorizm

Скажите что-нибудь