Поведенческая психология: основы, цели, факты из истории

В этой статье мы рассмотрим, что такое поведенческая психология (или бихевиоризм), разберем ее отличительные черты и познакомимся с исследованиями самых известных ученых-бихевиористов.

Содержание

Процесс, посредством которого нейтральный стимул превращается в условный стимул, называется условной реакцией.  

Идея Уотсона, как и всей поведенческой психологии, заключается в том, что условные рефлексы являются основой поведения человека во всех жизненных ситуациях.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, Уотсон вместе с Р. Рейнер в 1920 году провели один из самых неэтичных экспериментов за всю историю психологии (подробности — тут). Исследователи пытались внушить 11-месячному ребенку по имени Альберт страх перед крысами.

Делали исследования: до эксперимента Альберт был довольно спокойным ребенком. В начале Уотсон и Рейнер дали ему белую крысу, с которой можно было поиграть. Альберт выглядел восхищенным и не проявлял никакого страха.

Убедившись, что маленький Альберт не боялся крыс, исследователи стали издавать громкие звуки каждый раз, когда давали крысу ребенку. Удивленный Альберт начинал плакать в такие моменты.

3-4.jpeg

Кроме того, страх перед белой крысой распространился на другие мохнатые и белые объекты, такие как белые кролики, борода Санты, хлопок и т.д.

При оперантном обусловливании поведение определяется не только предшествующими стимулами, но также и различными результатами, которыми оно сопровождается.

Основы оперантного обусловливания заложил бихевиорист Б. Ф. Скиннер, он также попытался применить их к сложным формам поведения.  

Первый вариант ответа состоит в том, человек или животное понимают, к чему может привести их поведение и действуют исходя из своих ценностей. То есть между результатом и поведением есть прямая связь.

Второй вариант — результат влияет на поведение, но косвенно. Чтобы узнать как, нужно лишь описать внешние условия, вызывающие поведение, и последствия, связанные с ним.

  • При обусловливании внешним стимулом поведение животных или людей не сопровождается конкретными последствиями для окружающей среды.
  • При оперантном обусловливании поведение людей или животных оказывает влияние на окружающую среду, и именно оно позволяет определить, будет ли поведение повторяться.

В условной реакции поведение связано с рефлексами: оно представляет собой реакцию на определенный стимул. В оперантном обусловливании реакции на стимулы рассматриваются не как рефлексы, а как сложное поведение.

По мнению Скиннера, целью любого обучения является создание новых форм поведения у ученика. Таким образом, обучение — это не что иное, как создание условий, в которых находятся учащиеся. Этот принцип называется “программируемым обучением”.

  • Непрерывное взаимодействие ученика и преподаваемой дисциплины;
  • Преподавание только той части дисциплины, которая наиболее близка текущим возможностям ученика;
  • Обучение должно соответствовать возможностям ученика и обязательно приводить к увеличению знаний;
  • Ученик должен активно интересоваться дисциплиной и видеть свои результаты в ее изучении;
  • Возможность ошибок в обучении должна быть минимизирована.

Модификация нежелательного поведения может также выполняться самим пациентом. Этот тип поведенческой терапии требует хорошего самоконтроля. Он включает в себя обучение пациента контролировать стимулы, связанные с проблемным поведением.

Но это неправда: хотя Уотсон (основатель бихевиоризма) возражал против изучения внутренних психологических явлений, Скиннер (безусловно, самый известный бихевиорист) утверждал, что их можно изучать и исследовать. Просто, по мнению Скиннера, за этими внутренними процессами слишком сложно наблюдать, поэтому он не брал их в расчет в своих исследованиях.

Исправление речи

Самостоятельность

Обучение детей

Принцип изменения поведения очень часто применяется при воспитании детей. Приучение к горшку — хороший пример.

Обучение музыке или спорту

Избавление от нежелательного поведения

Формирование нового поведения

Большинство примеров, упомянутых выше, относятся к изучению “сложного” поведения, то есть действий, которые не могут происходить спонтанно (играть на пианино, говорить и т.д.) Для такого типа поведения обучение осуществляется путем формирования новых навыков и привычек.

1-6.jpeg
  • Нет связи с хорошим поведением.

Наказание заставляет наказанного понять, что его поведение неуместно. Но если не указано четких правил, как нужно себя вести, то наказание не ведет к формированию лучшего поведения.

  • Временный эффект.
  • Негативные эмоции человека, подвергаемого наказанию.
  • Задержка между действием и выговором.

Поведенческая психология — книги

Предлагаем вам список из 4-х книг, раскрывающих феномен поведения человека.

1. «Совладающее поведение. Современное состояние и перспективы» — коллектив авторов.

Книга адресована широкому кругу специалистов, интересующихся адаптивными возможностями человека, столкнувшвегося с трудными жизненными ситуациями.

2.«Как подобрать ключик к решению любой ситуации. 30 правил эффективного общения, решения конфликтов, управления поведением» — Лариса Большакова.

В этой книге – тридцать новых психологических приемов. Как избежать конфликтной ситуации и найти компромисс? Как подобрать ключик к любому человеку? Что сделать, чтобы преодолеть агрессию? И многое другое!

3. «Организационное поведение» — Людмила Згонник.

В книге рассмотрены сущность организационного поведения, различные аспекты управления поведением человека и групп в организации.

4. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе» — Чарльз Даххиг.

Наблюдения и открытия Дахигга во многом дополняют и развивают идеи лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана, автора бестселлера «Думай медленно… решай быстро».

Книга рекомендована для прочтения всем, кто работает над собой и хочет изменить свою жизнь!

Надеемся, статья была вам полезна. Оставляйте свои комментарии 😉

Напоследок, короткое и интересное видео о поведенческой психологии:

У многих сложился стереотип, что цель любого психолога — вскрыть изнанки души, докопаться до сути проблем, выяснить первопричины страданий, уходящих в детство, и работать с ними. На самом деле это далеко не так. Например, одно из направлений — бихевиоризм — изучает в первую очередь поведение. По их мнению, важнее всего рефлексы, приобретённые навыки, реакции на внешние стимулы и мотивация. Вот то, что определяет суть психической организации человека. На основе этой концепции была создана и успешно применяется на практике поведенческая психотерапия.

Что это такое

Поведенческая психотерапия — это одно из самых эффективных и популярных направлений в психологии и психотерапии. Рассматривает некоторые психические заболевания как следствие неправильно сформированных в течение жизни навыков.

Научной базой для неё послужил бихевиоризм, поэтому её альтернативные названия — поведенческо-бихевиоральная или просто бихевиоральная терапия. Считается одним из новейших методов, хотя на самом деле используется уже давно: её черты можно увидеть в сочетательно-рефлекторной терапии Бехтерева, практическом применении условных и безусловных рефлексов Павлова, систематической десенсибилизации М. К. Джонс — всё это активно внедрялось уже в 20-е гг. XX века. Даже сам термин родился в 1911 году (впервые его употребил в своих трудах Торндайк).

Цель поведенческой терапии — устранение неправильных стратегий поведения, привитие пациенту полезных навыков. Обычно лечение строится по отработанной схеме:

Анализ поведения → Выявление неправильно сформированного способа деятельности → Поэтапная коррекция посредством привития нового навыка → Отработка, тренировка → Проверка, насколько успешно он может применяться в реальной жизни

Все настолько привыкли к тому, что корень любого зла (будь то физическая или душевная болезнь) кроется в причинах и без их устранения выздоровление невозможно, что поведенческое направление в психотерапии на первых порах часто подвергалось критике и даже высмеивалось. Однако уже в скором времени его противники и недоброжелатели были повержены, так как при работе с фобиями, пищевыми расстройствами, аутизмом и алкогольной зависимостью этому методу нет равных. Пациенты полностью освобождаются от них. Такими результатами не могут похвастаться другие концепции.

По страницам истории. Несмотря на то, что поведенческая психотерапия оформилась в самостоятельное направление только в 50-е годы XX века, в СССР её методы использовались, начиная с 20-х гг. В советской научной литературе тех времён она упоминалась как «условно-рефлекторная психотерапия».

Основные принципы

Принципы, на основе которых работает поведенческая терапия, постоянно пополняются и совершенствуются.

Паттерны — главная роль в заболевании

Это те самые навыки, шаблоны поведения, которые формируются на протяжении жизни человека. Именно они являются истоком и сутью психического расстройства, играют решающую роль в его развитии и даже вызывают реакции со стороны эндокринной и вегетативной систем.

Методы лечения — только проверенные

В поведенческой психотерапии используются лишь те методы лечения, которые были не раз проверены в лабораторных условиях и приносят только положительный результат. Никаких экспериментов на пациентах.

«Здесь и сейчас»

Как и в гештальт-терапии, в поведенческой не применяется гипноз с целью заглянуть в детство и найти там психотравму, которая становится причиной всех бед в настоящем. Работа направлена на то, что беспокоит человека в данный момент и как с этой проблемой справиться «здесь и сейчас».

Минимальное вторжение

Специалист не копается дотошно в душе, не просит извлечь наружу потаённые мысли и желания, не заглядывает в уголки прошлого. Максимальный комфорт пациента и соблюдение его личных границ — один из основных принципов данного направления.

Всё относительно

Алкоголик для общества — больной, которому требуется длительное и принудительное лечение. Для психотерапевта, работающего в русле поведенческого направления, это такой же человек, как и всё остальные, но у него сформировано неправильное отношение к алкоголю, которое можно откорректировать.

Обратная ситуация. Большинство членов социума живут до конца своих дней с фобиями и не находят нужными от них избавляться (если только они не принимают патологическую форму). Их никто не считает больными. А в поведенческой психотерапии это главные пациенты. Так что здесь подчёркивают относительность таких понятий, как «норма-отклонение» и «здоровье-болезнь».

Психотерапевт — доминант

Приходя на приём к психотерапевту, не нужно пытаться объяснить свои переживания и формулировать проблему. Техника «выговаривания» здесь практически не используется. Главный инструмент — диалог, причём ведущую роль в нём играет именно специалист. Он задаёт вопросы, согласно определённой схеме, а после постановки диагноза даёт задания и упражнения. Так что, если хочется поплакать в жилетку — это точно не сюда.

Использование помощи со стороны

Это нельзя назвать семейной психотерапией, так как не ведётся работа с общими проблемами. Иногда на занятия могут быть приглашены близкие пациенту люди, но лишь с той целью, чтобы помочь ему закрепить (или, наоборот, «открепить») какой-либо навык.

Показания

Поведенческая психотерапия берётся за лечение далеко не всех психических расстройств, а только тех, в основе которых лежит явное и стойкое нарушение приобретённых навыков, неправильно отработанных способов действия. Показания для обращения к такому специалисту:

  • панические атаки;
  • фобии;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • депрессия, дистимия, биполярное аффективное расстройство, циклотимия, маниакальный синдром;
  • пищевые расстройства: булимия, анорексия, психогенное переедание, аллотриофагия;
  • сексуальные психогенные проблемы на основе психопатий, эндогенных психозов и акцентуаций характера;
  • шизофрения;
  • асоциальное, девиантное поведение;
  • бессонница, ночные кошмары;
  • гиперактивность;
  • аутизм;
  • плохая успеваемость в школе, логопедические проблемы у детей.

Как показывает практика, терапия эффективна в лечении многих физиологических заболеваний: гипертонии, мигрени, бронхиальной астмы, проблем с желудком.

Противопоказания

Поведенческая психотерапия в ряде случаев противопоказана. Это касается тех пациентов, у которых наблюдается стойкое нарушение сознания, если они не могут понять, что от них требуется. Это влечёт за собой невозможность выполнять упражнения и задания, направленные на лечение.

Абсолютные противопоказания:

  • обострившиеся психозы;
  • затяжная депрессия в тяжёлой форме;
  • глубокая УО.

Относительные противопоказания:

  • личностные расстройства — курс лечения будет эффективным лишь в том случае, если психотерапевту удастся наладить доверительный контакт с пациентом;
  • лёгкая форма умственной отсталости — лечение возможно, но лишь при подборе несложных заданий и упражнений, с которыми сможет справиться больной.

Каждый конкретный случай обращения к психотерапевту рассматривается индивидуально.

Методы

Имитационное (обсервационное, викарное) научение через наблюдение (по образцу)

Основа: теория социального научения А. Бандуры.

Суть: Пациенту прививается новый навык через процесс подражания другому человеку (психотерапевту, герою фильма или книги).

Пример: Диагноз — айхмофобия. Во время сеансов специалист постепенно приучает человека к мысли, что с ним не случится ничего страшного, если он будет применять в быту иголку, нож, вилку, бритву, гвозди, сам демонстрируя умелое пользование ими.

Основные приёмы: самомоделирование (прокручивание успешных моментов в поведении больного), промптинг (поощрение), фейдинг (уменьшение поощрений по мере закрепления нужной формы поведения).

Ролевой тренинг (ролевая игра)

Основа: имаготерапия, игротерапия.

Суть: Обыгрывание проблемной для пациента ситуации. Причём он может играть самого себя либо его роль может взять на себя психотерапевт, чтобы тот посмотрел, как его поведение выглядит со стороны.

Пример: Диагноз — алкогольная зависимость. Разыгрывается ситуация романтического ужина. Сначала психотерапевт демонстрирует неправильное (истинное) поведение своего клиента, как он напивается и портит свидание. Затем он же показывает успешный исход мероприятия — если воздержаться от алкоголя. В третьем акте участвует уже сам пациент.

Основные приёмы: групповой тренинг, конфронтация, систематическая десенсибилизация.

Биологическая обратная связь (БОС-процедура)

Основа: теории условных рефлексов Сеченова и Павлова, кортико-висцеральных связей Быкова, функциональных систем Анохина, устойчивых патологических состояний Бехтерева.

Суть: К пациенту подключается аппаратура, с помощью которой отслеживается его физическое состояние. Попутно проводится сеанс с выполнением упражнений и заданий. За каждое успешное решение следует «вознаграждение» в виде расслабляющих и приятных ощущений, которые создаются всё той же аппаратурой.

Пример: Диагноз — депрессия. Аппараты фиксируют повышенное давление, учащённое сердцебиение, тяжёлое дыхание, тремор рук и другие реакции со стороны вегетативной системы. Психотерапевт даёт пациенту задание на расслабление и умиротворение, освобождение от тяжёлых, навязчивых мыслей. Как только ему это удаётся, он слышит приятную музыку, видит красивый клип на мониторе компьютера, его угощают чем-то вкусным.

Основной приём: физиологическое зеркало.

Это основные методы лечения, используемые в поведенческой психотерапии. Могут применяться и другие техники:

  • аверсивная терапия (отучение от зависимостей);
  • систематическая десенсибилизация (уменьшение чувствительности к тому, что вызывает тревогу и фобии);
  • имплозивная терапия (реинтеграция подавленных эмоций через погружение в психотравмирующие воспоминания);
  • шейпинг (многошаговый процесс, отработка нового навыка посредством положительных и отрицательных подкреплений);
  • метод аутоинструкций / тренинг самоинструктирования (использование внутренней речи для регуляции поведения);
  • стресс-прививочная терапия / прививка против стресса / тренинг вакцинации от стресса (усвоение приёмов самоконтроля, помогающих справляться с психотравмирующими и стрессовыми ситуациями);
  • прикладной анализ поведения;
  • метод «остановки мысли».

Методы лечения выбираются в зависимости от диагноза.

Лечение

Несмотря на многообразие методов, лечение в поведенческой психотерапии проводится преимущественно по одной схеме:

Поведенческая психотерапия часто используется для детей, не успевающих в школе. Например, метод шейпинга для логопедической коррекции, когда основная задача дробится на мелкую цепочку из правильных поведенческих актов:

Повторить слог за преподавателем → Правильно его прочесть самостоятельно → Правильно прочесть целое слово → Правильно прочесть незнакомое слово → Правильно прочесть целую фразу

На каждом из этапов используется метод систематической десенсибилизации.

Невероятно эффективна поведенческая психотерапия для аутистов. Она разбивает все навыки, сложные для них, на отдельные блоки: речь, контактирование, игра, умение слушать и смотреть в глаза. Каждое из этих действий осваивается постепенно.

Пример одного из самых первых упражнений поведенческой психотерапии при аутизме «Язык — понимание»:

  1. Задание: поднять руку, когда этого попросят.
  2. Подсказка: специалист сам берёт ребёнка за руку и поднимает её, произнося задание.
  3. Стимул: поощрение в виде похвалы или сладости.
  4. Самостоятельное выполнение задания.

Дети-аутисты выполняют данное упражнение только с 5 и даже с 10 раза.

Направления

Поведенческая психотерапия развивается и имеет несколько ответвлений.

Диалектико-бихевиоральная психотерапия

В 1987 году американский психолог М. Линехан дала жизнь новому направлению, которое получило название диалектико-поведенческая психотерапия.

Цель — лечение пограничных расстройств личности.

Результаты:

  • уменьшается риск эмоциональной реакции на психотравмирующие ситуации;
  • снижается опасность суицида, агрессии, девиантного поведения.

Диалектическая психотерапия получила такое название потому, что пациент начинает осознавать, что даже самая безысходная ситуация имеет несколько путей благополучного разрешения. В ходе лечения он учится быть спокойным, взвешивать за и против, выбирать оптимальный вариант исхода.

Это эклектическое течение «третьей волны». Используемые методы: анализ проблемы, вовлечение в действие, эффективное общение, не-суждение, медитативные техники, само-успокаивание и др.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия

В 1955 году американский когнитивный терапевт А. Эллис разработал рационально-эмоционально-поведенческую терапию (сокращённо РЭПТ). В её основе — модель «A-B-C» (другие названия: модель развития эмоциональных расстройств, модель терапевтических изменений, ABC-теория личности). Её расшифровка:

  • «А» — активаторы: текущие события, мысли, чувства;
  • «В» — взгляды: убеждения, субъективные цели, физиологическая предрасположенность, установки, принципы;
  • «С» — следствие.

Чтобы изменить «С», коррекции подвергается либо «А» (поверхностный уровень), либо «В» (глубинные модификации). Этим в процессе лечения и занимается специалист рационально-эмоционально-поведенческой терапии.

Применяемые техники:

  • «азбука» РЭПТ;
  • дискутирование;
  • библиотерапия;
  • безусловное принятие;
  • самораскрытие;
  • временная проекция;
  • самовнушения;
  • ролевые тренинги;
  • когнитивная домашняя работа.

Согласно статистике, поведенческое направление в психотерапии достигает успешности лечения в 90% даже самых запущенных случаев. Широкий спектр рассматриваемых патологий (от трудностей в обучении школьников до тяжёлых психических расстройств) делает его перспективным и заслуживающим дополнительных вложений. И это касается прежде всего людских ресурсов, так как хороших специалистов, работающих в данном русле, на сегодняшний день совсем немного.

Читайте также: Гештальт-терапия

Вам также может быть интересно:ТолкованиеПереводподход поведенческий</dt>— к коррекции психологической — в его рамках отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у клиента оптимальных поведенческих навыков, ибо считается, что расстройства психические обусловлены неадаптивным поведением. В поведенческой коррекции применяются методы, условно относимые к трем основным группам.Методы контробусловливания — предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между раздражителем условным и реакцией или замену этой связи на другую. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного клиенту воздействия с ситуацией, обычно для него неприятной, или же наоборот. Однако во многих случаях психологи, практикующие техники контробусловливания, высказывают сомнения в этичности причинения страданий даже с благой целью. Другой вариант контробусловливания — парадоксальное для клиента сочетание с приятной либо неприятной ситуацией не конкретного воздействия, но состояния. Например, клиента обучают расслаблению, а затем предъявляют минимально тревожную ситуацию; когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стресеогенным ситуациям, давая их в порядке нарастания силы негативных воздействий.Методы оперантные — базируются на принципах, выделенных Б. Скиннером. В основе методов лежит система наград, даваемых клиенту за те действия, кои терапевт считает желательными, отчего вероятность такого поведения возрастает. Вариант подхода — формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград: он сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных.Методы социобихевиоризма — базируются на положении, что человек обучается через наблюдение — наряду с другими формами научения. Терапия основана на предъявлении модели оптимального поведения, коей клиент должен следовать.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>Другие книги по запросу «подход поведенческий» >> НаверхНаправления 29579 просмотров↓Организационная информацияКонтактная информацияФотоальбомы Видео 31Расписание 6Статьи по теме 93Новости Оценки и отзывы 41Смотрите такжеКомментарии 1/ image by Generationbass (flickr.com)» title=»Поведенческая психотерапия»>/ image by Leonid Mamchenkov (flickr.com)» title=»Поведенческая психотерапия и воспитание детей»>

Интересуются

Julia Sidorchuk

(Киев)

Kamila Kh

(Индонезия)

Надежда Паночева1

(Кемерово)

Raushaniya Gafurova

(Уфа)

Svanhild (Роксана Нечет)

(Оренбург)

Clim

(Москва)

Алексей Джурук

(Иркутск)

Иван Архипов

(Новосибирск)

Иляна Генова

(Санкт-Петербург)

Светлана Субботина

(Новосибирск)

Василий Бизяев

(Екатеринбург)

Владислав Залевский

(Краснодар)

Светлана Шкипер (Светлана Шкипер (Кардашова))

(Красноярск)

Сирота Ольга — СОВа (Olga Sirota)

(Нижний Новгород)

Лусине Ерзнкацян

(Краснодар)
И ещё 16 человек…

Практикуют

Янина Мищенко

(Киев)

KATANA

(Новосибирск)

Марина Губина Губина

(Екатеринбург)

Елена Розенберг

(Екатеринбург)

Мария Фризен

(Новосибирск)

Г-Наталья

(Санкт-Петербург)

Елена Владимировна Ильиных

(Челябинск)

Дария Эшгольц

(Москва)

OlyPsy

(Санкт-Петербург)

Виктория Долгих

(Санкт-Петербург)

Анна Карпенко

(Новосибирск)

Акела Мереаннет

(Санкт-Петербург)

Ms Edvard

(Москва)

ANNA88

(Краснодар)

Distatix

(Москва)
И ещё 200 человек…rss14.pngRSSvk.pngМы в ВКонтакте</td></tr>
Синонимы
Бихевиоризм, Поведенченская терапия, Павлов Иван Петрович, Беррес Фредерик Скиннер, Оперантное поведение, Джон Бродес Уотсон, Объективная психология, Рефлексология, Поведенческий подход, Behavioural psychotherapy.
Структура направлений
Психотерапия  →  Поведенческая психотерапия →  Рациональная психотерапия, Когнитивная психология и психотерапия, Терапия творческим самовыражением, НЛП, Психодрама, Провокативная психотерапия, Гипноз, Имаготерапия.

Поведенческая психотерапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии, опирающийся на положения поведенческой психологии. Известно, что 70% психотерапевтов в США использует как основной вид терапии именно поведенческую. Термин «поведенческая психотерапия» используется с 1953 г.. Но методы психотерапии, основанные на принципах научения, которые можно рассматривать в качестве предшественников современной поведенческой психотерапии, появились во втором десятилетии XX в. Они вошли в литературу под названием методов условнорефлекторной терапии, в основе которой лежит теория И.П. Павлова. Затем теория инструментального или оперантного обусловливания (Е. Торндайк, Б. Скинер) подчеркнула значение стимулов, имевших позитивный или негативный характер (закон эффекта), в возникновении и закреплении поведения. В 60-е годы на развитие поведенческой психотерапии оказала влияние теория научения (прежде всего социального) через наблюдение (А. Бандура). Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения (в дальнейшем это привело к появлению концепции самоэффективности). Современная трактовка термина «поведение», на которое опирается поведенческая психология, включает не только внешне наблюдаемые характеристики, но и эмоционально-субъективные, мотивационно-аффективные, когнитивные и вербально-когнитивные проявления.

В отличие от психоанализа и гуманистического направления терапии поведенческие консультанты склонны фокусироваться не на внутренних конфликтах и мотивах, а на видимом внешнему наблюдателю поведении человека. Все психические и эмоциональные расстройства, по мнению сторонников поведенческой психотерапии, возникают из-за нарушений процессов адаптации человека к окружающей среде, которые, в свою очередь, возникают из-за неправильных стереотипов поведения.

Целью поведенческой терапии является устранение неадекватного поведения (например, чрезмерной тревоги) и обучение новому, адаптивному поведению (навыкам социального взаимодействия, выхода из конфликтов и т.д.). Как преодолеть страх выступления перед аудиторией, улучшить поведение капризного и агрессивного ребёнка, отучить себя переедать, защитить себя в конфликтной ситуации и научиться взаимодействовать с противоположным полом — типичные задачи, решаемые в поведенческим консультировании. Акцент работы ставится не на самопонимании, а на упражнениях и отработке определённых навыков.

В поведенческой психотерапии подчёркивается взаимосвязь поведения и среды. Отклонения в нормальном функционировании, выбор неправильного поведения чаще всего подкрепляется каким-либо явлением из внешней среды. Например, ребёнок капризничает и просит мать дать ему конфету. В какой-то момент матери надоедает слушать его капризы, и она выполняет просьбу ребёнка. Что происходит в этом случае? Она сама подкрепляет нежелательное поведение ребёнка. И таких примеров в нашей жизни больше, чем кажется на первый взгляд. В поведенческой психотерапии сформулированы следующие правила подкрепления, которые могут быть полезны при воспитании ребёнка, построении взаимоотношений с близкими людьми и т.д.

  1. Система подкреплений не должна быть противоречивой. Не следует подкреплять нежелательное поведение, а потом наказывать из-за него.
  2. Подкрепления должны быть ориентированы на потребности субъекта. Люди, умеющие делать подарки и всегда знающие, что подарить своим близким, неизменно пользуются большим на них влиянием.
  3. Подкрепление должно быть своевременным и отмечать любой малейший прогресс. Например, родители, наказывая за плохую учёбу, отбирают у сына возможность пользоваться компьютером. Через некоторое время в его оценках появляются не одни двойки, а тройки и даже одна четвёрка. Родители решают, что пока не будет стойких четвёрок, никаких послаблений сыну не видать. Через некоторое время оценки мальчика становятся прежними. Неподкрепленное усилие тут же сходит на нет.
  4. Позитивные подкрепления должны преобладать над наказаниями. Основной причиной неэффективности наказаний является то, что оно не информирует, что надо делать. Оно не даёт человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является лучшим.

Методы поведенческой психотерапии проникли во многие области и применяются в обучении индивидуальным видам спорта, в дрессировке животных, компьютерных обучающих программах, тренинге взаимодействия родителей с детьми. Поведенческая психотерапия на протяжении долгих лет продолжает оставаться одним из самых популярных и бурно развивающихся методов психотерапии.

Регулярные занятия1

<tdd>Цели, страхи и желания. Обучающий курс3 часаКиев</td>Вебинар «Работа с пациентом с личностным расстройством с помощью техник когнитивно-поведенческой психотерапии&quot3 дня</td>Программа «Работа с пациентом с психосоматическим заболеванием с помощью техник когнитивно-поведенческой3 дня</td>Программа «Техники когнитивно-поведенческой терапии в семейном консультировании». Есть возможность участия3 дня</td>
Когнитивно-поведенческая психотерапия в работе с пациентом с личностным расстройством и психосоматическим4 месяца, 144 уч. часа
Когнитивно-поведенческая психотерапия в работе с пациентом с личностным расстройством. Дистанционное2 месяца, 72 уч. часа
Институт психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.КарвасарскогоИнститут психотерапии и медицинской психологии РПА им. Б.Д.Карвасарского (Санкт-Петербург)
Поведенческая психотерапия: подписаться на новости этого направления. Мероприятия в других регионах 8

Статьи по темесвернуть ↑

Фетишизм 

Анастасия Егорова

Фетишизм — это не всегда про секс и парафилию.

Я о фетишизме, как о парафилии, расскажу в этой статье, чуть ниже.

Фетишизм бывает разным.

Товарный фетишизм — стремление повысить свою значимость за счёт вещей на сегодня, он крайне отрицательно влияет на психику молодёжи. Фетишизм — это культ товара… Читать дальше

Записки расстановщика, полевого терапевта. Год мыши. Можно брать. Способность делать непонятное ясным 

Любовь Геннадьевна Туловская

Реакция на мышей и крыс бывают разными.

Если у вас есть негативный опыт встреч с мышами, то есть шанс посмотреть на это с другой стороны.

У мышей много разных способностей.

Купила себе брошь Мышь. Сама. Приняла в подарок сувенир — Мышь.

Принимаю способности мышей:

  1. По зубам любая природная зона… Читать дальше

Быстро изменить поведение ребёнка 

Наталия Владимировна Ковалёва

Как часто вы слышите такие слова: «Не были мы такими и выросли нормальными! Что вы с ними возитесь?» — это говорят о детях.

Вот всё им: и игрушки, и одежду заморскую, и компьютер с 6 месяцев, и памперсы с рождения, и детские развивалки, и кучу родственников, и няни, и эксклюзивные воспитатели на передовых… Читать дальше

Записки расстановщика, полевого терапевта. «Мама, посмотри же на меня». Как просить повышения зарплаты. Жизнь как вызов 

Любовь Геннадьевна Туловская

Что может вывести человека из депрессии? Действие. Любое. А лучше активность вне дома. Желая что-то в жизни изменить, некоторые ждут так называемый «пинок», чаще неосознанно. Но, к сожалению, когда уже дело доходит до пинка, процесс уже запущен, и и потери неизбежны. Но выход всегда есть. Просто… Читать дальше

Ещё статьи по теме 89

Направление используют

Организаторы
 Талина Дашковская (Одесса),   Территория речи (Симферополь),   Центр интегративных психотехнологий «Подорожник» (Москва),   Наталья Антонова (Екатеринбург),  1-32364_1_1.jpg?cff7366ba1a1805812cd94b8637f27ae  Наталья Валентиновна Ногай (Москва),  1-22336_1_1.jpg?3089f87648f7d7ba4ab0d9c27d0e4e98  Наталья Геннадиевна Сизухина (Волгоград),  1-14151_1_1.jpg?9ecaa9bd93723768ca9aa7b882958532  Наталья Кузнецова (Иркутск),  1-31088_1_1.jpg?a2304b086d691deaa286a554aaf1555f  Наталья Лаврова (Екатеринбург),  1-33943_6_1.jpg?c1b6e8971da8a1b90ce04394aa005f51  Ирина Михайловна Петрова (Уфа),  1-41107_1_1.jpg?7302627a8f52554ce52a3fc0c105ae04  Михаил Орлов (Москва),  1-38710_1_1.jpg?7f29a2b63f00a09ada54eb801e9b80f3  Никита Викторович Денисенко (Краснодар),  1-44627_1_1.jpg?aefc4cb00622678f75ba016ae82d710b  Никита Самусев (Новосибирск),  1-234_1_1.jpg?0b2ccd4e56b7eca51b02288e1f8a6e96  Нина Айзман (Новосибирск).Ещё консультанты 177

Отзывы о мероприятиях по данному направлению свернуть ↑

Виктория Дегтярева (гость) написала 26 марта 2020 Курс «Ораторское мастерство. Искусство выступлений на публике», тренер: Анастасия Гончарова Настя спасибо тебе за такой классный курс как ораторское мастерство, я уверена, что все те навыки и приёмы которыми ты нас обучила пригодятся не только для публичных выступлений, но и в повседневной жизни. Благодаря этим курсам и тебе лично, мне стало легче общаться с людьми. В общем получила кучу знаний… 

Читать дальше 

</span>Ещё 36
Москва,  Краснодар,  Волгоград,  Санкт-Петербург,  Казань,  Магнитогорск,  Екатеринбург,  Алматы,  Красноярск,  Иркутск,  Владивосток.
Спасибо, за интерес к теме «что такое Поведенческая психотерапия»!Используемые источники:
  • https://mentalsky.ru/povedencheskaya-psihologiya/
  • https://ponervam.ru/povedencheskaya-terapiya.html
  • https://psychology.academic.ru/1681/подход_поведенческий
  • https://samopoznanie.ru/schools/povedencheskaya_psihoterapiya/
</td></tr></td></tr></td></td></tdd></tr>