Положительное отклонение — Positive deviance

Положительное отклонение (ПД) — это подход к поведенческим и социальным изменениям, основанный на наблюдении, что в любом сообществе есть люди, чье необычное, но успешное поведение или стратегии позволяют им находить лучшие решения проблемы, чем их сверстники, несмотря на то, что они сталкиваются с аналогичными проблемами и имеют никаких дополнительных ресурсов или знаний, чем у их коллег. Этих людей называют положительными девиантами.

Эта концепция впервые появилась в исследованиях питания в 1970-х годах. Исследователи отметили, что, несмотря на бедность в сообществе, в некоторых бедных семьях были хорошо обеспеченные дети. Некоторые предлагали использовать информацию, полученную от этих выбросов, для планирования программ питания.

Принципы

Позитивное отклонение — это подход, основанный на силе, который применяется к проблемам, требующим поведения и социальных изменений. В его основе лежат следующие принципы:

  • У сообществ уже есть решения. Они лучшие специалисты в решении своих проблем.
  • Сообщества самоорганизуются и обладают человеческими ресурсами и социальными активами для решения согласованной проблемы.
  • Коллективный разум . Разведка и ноу-хау не сосредоточены только в руководстве сообщества или у внешних экспертов, а распространяются по всему сообществу. Таким образом, цель процесса PD — привлечь коллективный разум, чтобы применить его к конкретной проблеме, требующей поведения или социальных изменений.
  • Устойчивое развитие как краеугольный камень подхода. Подход PD позволяет сообществу или организации искать и находить устойчивые решения данной проблемы, поскольку явно успешные необычные модели поведения уже практикуются в этом сообществе в рамках ограничений и проблем текущей ситуации.
  • Легче изменить поведение, практикуя его, чем зная об этом. «Легче действовать по-своему в новом образе мышления, чем думать по-своему в новом образе действий».

Оригинальное приложение

Подход PD был впервые введен в действие и применен в программировании на местах Джерри и Моник Стернин в рамках их работы с организацией « Спасите детей во Вьетнаме» в 1990-х годах (Тухус-Дуброу, Стернин, Стернин и Паскаль ).

В начале пилотного проекта 64% взвешенных детей в пилотных селах недоедали. В ходе расследования PD сельчане обнаружили в сообществе бедных сверстников, у которых благодаря своим необычным, но успешным стратегиям родились хорошо питающиеся дети. Эти семьи собирали продукты, которые обычно считались неподходящими для детей (зелень сладкого картофеля, креветки и крабы), мыли детям руки перед едой и активно кормили их три-четыре раза в день вместо обычного двухразового питания, предоставляемого детям.

Не зная об этом, PD включали в рацион продукты, уже найденные в их сообществе, которые обеспечивали важные питательные вещества: белок , железо и кальций . На основе этих идей была создана программа питания. Вместо того, чтобы просто говорить участникам, что делать по-другому, они разработали программу, чтобы помочь им действовать в соответствии с новым способом мышления. Чтобы присутствовать на сеансе кормления, родители должны были принести один из новых продуктов. Они привели своих детей и, делясь сытной пищей, научились готовить новые продукты.

По окончании двухлетнего пилотного проекта недоедание снизилось на 85%. Результаты были подтверждены и переданы младшим братьям и сестрам участников.

Этот подход к программированию отличался во многом. Основанный на собственных активах сообщества, подход позитивного отклонения действует в рамках конкретного культурного контекста данного сообщества (деревня, бизнес, школы, министерство, департамент, больница) и поэтому всегда уместен. Это дает членам сообщества «социальное доказательство» того, что необычное поведение может быть принято всеми, потому что оно уже практикуется некоторыми членами сообщества. Решения исходят от сообщества, поэтому избегайте «иммунного ответа», который может возникнуть, когда внешние эксперты входят в сообщество с передовой практикой, которая часто не способствует устойчивым изменениям. (Стернин)

С тех пор, как он был впервые применен во Вьетнаме , PD использовался для информирования программ питания в более чем 40 странах USAID , World Vision , Mercy Corps , Save the Children , CARE , Plan International , Министерством здравоохранения Индонезии, Корпусом мира , Food for the Hungry. , среди прочего.

Шаги

Подход с положительным отклонением может включать ряд шагов.

Приглашение к изменению

Запрос PD начинается с приглашения от сообщества, которое желает решить важную проблему, с которой они сталкиваются. Это важный первый шаг к тому, чтобы сообщество стало ответственным за процесс, который они будут вести.

Определение проблемы

Этот процесс происходит, когда сообщество само определяет проблему. Это часто приводит к определению проблемы, которое отличается от мнения стороннего «эксперта» о ситуации. Количественный базовый уровень устанавливается сообществом. Этот исходный уровень дает сообществу возможность поразмышлять над проблемой с учетом имеющихся данных, а также измерить прогресс в достижении своих целей. Это также начало процесса выявления заинтересованных сторон и лиц, принимающих решения по рассматриваемому вопросу. Дополнительные заинтересованные стороны и лица, принимающие решения, будут привлекаться на протяжении всего процесса по мере их выявления.

Определение присутствия отдельных лиц или групп ПД

Используя данные и наблюдения, сообщество устанавливает, что среди них есть положительные девианты.

Обнаружение необычных практик или поведения

Это запрос о положительном отклонении. Сообщество, выявив положительные отклоняющиеся от нормы, намеревается найти модели поведения, отношения или убеждения, которые позволяют PD добиться успеха. Основное внимание уделяется успешным стратегиям PD, а не превращению в героя человека, использующего эту стратегию. Это самопознание людей / групп, подобных им, которые нашли успешные решения, дает «социальное доказательство» того, что эту проблему можно преодолеть сейчас, без внешних ресурсов.

Дизайн программы

Теперь, когда сообщество определило успешные стратегии, они решают, какие стратегии они хотели бы принять, и разрабатывают мероприятия, которые помогут другим получить доступ и применить эти необычные и другие полезные свойства. Дизайн программы направлен не на распространение «передового опыта», а на оказание помощи членам сообщества «в переходе к новому образу мышления» посредством практических занятий.

Мониторинг и оценка

Проекты, проинформированные о ПД, отслеживаются по их программам и оцениваются в рамках процесса участия. Поскольку решение о мониторинге будет определяться и выполняться сообществом, создаваемые им инструменты будут соответствовать условиям. Это может позволить даже неграмотным членам сообщества участвовать с помощью графических форм мониторинга или других подходящих инструментов. Оценка позволяет сообществу увидеть прогресс, которого они достигают в достижении своих целей, и подкрепляет изменения, которые они вносят в поведение, отношения и убеждения.

Увеличение масштаба

Расширение проекта ПД может происходить с помощью многих механизмов: «волнового эффекта» других сообществ, наблюдающих за успехом и участвующих в собственном проекте ПД, через координацию НПО или консультантов по организационному развитию. Каким бы ни был масштаб проекта, процесс обнаружения сообществом PD в их среде остается жизненно важным для принятия нового поведения, отношения и знаний.

Приложения

Профилактика внутрибольничных инфекций

Подход PD был применен в больницах США, Бразилии, Канады, Мексики, Колумбии и Англии, чтобы остановить распространение внутрибольничных инфекций, таких как c-diff и метициллин-резистентный золотистый стафилококк (MRSA). В Центрах по контролю и профилактике заболеваний (CDC) оценили пилотные программы в США и нашли единица , используя подход снизили инфекции на 30-73%.

Кроме того, его использовали в медицинских учреждениях, увеличивая частоту мытья рук и улучшая уход за пациентами сразу после сердечного приступа.

Первичный уход (яркое пятно)

Пилотная инициатива первичной медико-санитарной помощи, получившая название «Яркое пятно» вместо положительного отклонения, впервые была проведена в сельской местности Нью-Гэмпшира и все еще продолжается. Амбулаторная клиника определила сложную группу пациентов с точки зрения клиники, изучила факторы риска этой группы, а затем определила меры, которые будут свидетельствовать о том, что пациент стал здоровым и сохранил здоровье. После того, как эти меры были определены с использованием данных и практических знаний пациентов, «яркие пятна» были определены как те, которые соответствуют как критериям высокого риска, так и достигнутому здоровью. Выявление положительных девиантных пациентов с помощью прогнозной аналитики также предлагается в качестве возможного инструмента в открытие. Как только эти пациенты были идентифицированы, медицинская группа провела качественное исследование, чтобы выявить их модели поведения. Затем результаты были показаны «светлым пятнам» и их семьям, которые затем разработали программу взаимного обучения с учетом полученных результатов. Затем собрания сообщества были организованы с использованием как методов фасилитации положительных отклонений, так и применения «Модели здравоохранения граждан», которая очень похожа на подходы к позитивным отклонениям.

Здравоохранение

Проект PD помог заключенным в тюрьме Нового Южного Уэльса бросить курить. Проекты в Буркино-Фасо , Гватемале , Кот-д’Ивуаре и Руанде направлены на репродуктивное здоровье подростков. Проекты PD по охране здоровья матери и новорожденного в Мьянме , Пакистане , Египте и Индии улучшили доступ женщин к дородовой помощи, подготовке к родам и дородовой помощи матерям и младенцам.

Проекты ПД по предотвращению распространения ВИЧ / СПИДа были реализованы в 2002 году водителями мотоциклетных такси во Вьетнаме и в 2004 году секс-работниками в Индонезии. В Нидерландах был реализован проект PD по повышению психологической устойчивости подростков, подверженных депрессии и тревоге.

Защита детей

Пятилетний проект ПД, начатый в 2003 году по предотвращению торговли девочками в Индонезии с организацией « Спасите детей» и местной индонезийской НПО, помог им найти жизнеспособные экономические возможности, чтобы остаться в своих общинах.

Проект PD по прекращению калечащих операций на

женских половых органах

/ обрезания в Египте начался в 1998 году с CEDPA (Центр развития и деятельности в области народонаселения), COST (Коптская организация услуг и обучения), Каритас в Минье, Агентства общественного развития (CDA), Monshaat Nasser in Мухафаза Бени-Суэф и Центр правовой помощи женщинам (CEWLA). Усилия уже показали сокращение практики.

В Уганде проект с Oak Foundation и Save the Children помог девочкам, которые были детьми-солдатами Армии сопротивления лордов в Судане, реинтегрироваться в свои общины.

В образовании

Проекты ДП в Нью-Джерси , Калифорнии , Аргентине , Эфиопии и Буркина-Фасо направлены на решение проблемы отсева из школ и удержания девочек в школе.

Частный сектор

Сторонники PD в науке управления утверждают, что в любой группе населения, даже в таких, казалось бы, приземленных группах, как обслуживающий персонал в среде быстрого питания , у положительных отклоняющихся есть отношения, когнитивные процессы и поведенческие модели, которые приводят к значительному повышению производительности по ключевым показателям, таким как скорость -обслуживания и рентабельности. Исследования утверждают, что широкое распространение позитивных девиантных подходов постоянно приводит к значительному повышению производительности.

Уильям Зайдман и Майкл Макколи значительно расширили PD на частный сектор. Их расширения включают методологии и технологии для:

  • Быстрое определение положительных отклонений
  • Эффективный сбор и систематизация положительных девиантных знаний
  • Мотивировать готовность других принять позитивные девиантные подходы
  • Поддержание изменений другими людьми путем интеграции их в их ранее существовавшие эмоциональные и когнитивные функции
  • Распространение положительного девиантного знания на большое количество людей одновременно

Позитивное отклонение было далее распространено на группы или организации Гэри Хэмелем . Хэмел надеется, что компании с положительным девиантным поведением будут примером для «управленческих инноваций».

Смотрите также

</ul>

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

пониженный фон настроения;

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

ригидность — склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют — генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

алекситимия — слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания;

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптации;

состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

ситуация, в которой впервые имело место ОП;

ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;

степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

последующие события (состояние, мысли, действия);

реакция окружающих;

что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

форма и степень выраженности ОП;

степень социальной дезадаптации;

отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

ингибиторы (препятствующие условия);

ресурсы личности;

Психология bookap

возможные пути преодоления (стратегия изменения);

формы и методы социально-психологической помощи.

Используемые источники:
  • https://ru.qaz.wiki/wiki/positive_deviance
  • https://bookap.info/book/zmanovskaya_deviantologiya_psihologiya_otklonyayushchegosya_povedeniya/gl27.shtm

Скажите что-нибудь