Contents
- 1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ
- 2 1. Сущность морали
- 3 2. Специфика морали
- 4 3. Структура морали
- 5 4. Функции морали
- 6 5. Мораль и нравственность: проблема единства и различия
- 7 Современная духовно-нравственная ситуация
- 8 Контрольные вопросы
- 9 Литература
- 10 Содержание:
- 11 ↑ Понятие «мораль»
- 12 ↑ Мораль и нравственность
- 13 ↑ Право и мораль
- 14 Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль — основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.
СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ
ЦЕЛИ:- дать представление о философской проблеме определения сущности морали;
- сформировать представление о сущностных и специфических свойствах х морали как вида социальной регуляции;
- выработать навыки анализа структуры морали;
- дать представление и выработать навыки анализа функций морали.
1. Сущность морали
Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов. В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов. Мы можем выделить пять сущностных признаков морали: 1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку. 2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения. 3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью. 4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей. 5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.- Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?
Виды регуляции/критерии сравнения политика право мораль 1. Цель регуляции 2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В. физически-насильственный. 2. Специфика морали
Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).Объектная специфика морали включает четыре признака: 1. Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее. 2. Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное –индивидуальное, должное – сущее, добро – зло. 3. Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т. д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий. 4. Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.- Субъектная специфика морали Признаки: 1. Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность – ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка. 2. Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… – это стремление сознания сообщить себе наличное бытие». Иными словами, воля – это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» – патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия – злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия – благая цель, добрые средства, свобода воли, т. е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего – самопринуждения.
- Три признака бескорыстия: 1. Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода – это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать – хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть – это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть – это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе. 2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель – есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т. к. культура благодарности – это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным. 3. Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».
3. Структура морали
Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.В структуре моральной практики выделяют следующие элементы: 1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности. 2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей. 3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. 4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.- Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений. Объекты моральной оценки: 1.Человек, его качества, помыслы, поступки. 2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов). 3. Явления природы через призму блага для человека и общества. 4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее. Субъект моральной оценки: Субъект моральной оценки – ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности. Критерии моральной оценки. 1. Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления; 2. Универсальный критерий – гуманизм. Виды моральной оценки поступков. Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.
— — ? ? ? - Система моральных требований Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: • должное – сущее, • социальное – индивидуальное, • добро – зло. Признаки моральных требований. 1. Единство содержательности и императивности. 2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного. 3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов. 4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.
- Структура морального требования: Гипотеза – предполагаемый адресат морального требования. Диспозиция – форма выражения требования. Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований Система моральных требований.
- Элементарные правила поведения. Этикет Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт – неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт – чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой – Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию. Моральные нормы деятельности. Классификация социальных норм: • нормы упорядочивающие. • нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий, например, регламенты, уставы. • иерархично–субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация – контроль взаимодействия.
- В чем заключается специфика моральных норм?Моральные нормы: • носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.Моральные принципы и моральные блага:
- носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
- Моральный идеал Моральный идеал – это высший эталон должного. Функции идеалов. 1. Программные: программа развития. 2. Воспитательные:
- персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
- полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
4. Функции морали
5. Мораль и нравственность: проблема единства и различия
Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?Мораль – слово латинское. Его вводит Цицерон как латинский аналог слову этика. Можно выделить несколько значений этого слова: 1. как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль – это вид социальной регуляции. 2. как некое наставление, поучение. 3. как поучительный вывод (мораль такова: …)Нравственность – слово русское. Соотношение: нрав – нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».- Каковы специфические признаки нравственности? 1. Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей. 2. Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония — это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль – антихаосная сила, нравственность – гармонизирующая сила. 3. Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность. 4. Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» – долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» — так М. Бахтин говорил о человеке.
Современная духовно-нравственная ситуация
В русском языке с понятием «духовное» нередко отождествляются понятия «нравственный мир», «нравственная жизнь». Исторически сформировались два типа духовно нравственной культуры (ДНК): религиозная и универсальная ДНК. Не все религии теистические, re ligiо – первый слог «re» обозначает возврат, «liga» – это связь, поэтому религия есть восстановление универсальных связей бытия. Так, например, буддизм, это не теистическая религия, потому что Будда был реальным человеком, а не идеальной сущностью, абсолютом.- Сравнительная характеристика религиозная и универсальная ДНК
- Истина
2. Добро 3. Красота 4. София (гармония истины, добра и красоты). 5. Вера 6. Надежда 7. Любовь Контрольные вопросы
Литература
- Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ — Дата доступа : 06.06.2013 г.
- Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 472 с.
- Дробницкий, О.Г. Моральная философия : Избранные труды / О.Г. Дробницкий ; Сост. Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 523 с.
- Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А.Б. Гофман. – М. : Канон, 1996. – 432 с.
- Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 413 с.
- Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2000. – 493 с.
- Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. – М. : Гардарики, 2001. – 669 с.
- http://vlad-praviza.blogspot.ru/2012/10/blog-post_5.htmlhttp://aksay-board.ru/upload/normal/yuridicheskaya_pomosch_vo_vseh_otraslyah_prava_9550.jpegОбраз мышления:http://www.liveinternet.ru/users/1313837/
Содержание:
↑ Понятие «мораль»
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Происхождение морали | |
Натуралистический подход | Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития |
Теологический подход | Мораль дарована человеку Богом |
Социологический подход | Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей |
Культурологический подход | Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей |
Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.
Категории морали:
- добро
- зло;
- справедливость;
- долг;
- честь;
- совесть;
- достоинство.
В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:
«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.
↑ Нормы морали
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
Наименование нормы | Её сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу | Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определённых актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение Родового строя |
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
↑ Функции морали
Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций- Регулятивная
- Воспитательная
- Ценностно-ориентационная
- Оценочная
- Коммуникативная
- Координационная
- Мотивационная
Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.
↑ Мораль и нравственность
Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
↑ Право и мораль
Мораль и право: общее и различияНормы морали | Нормы права |
Общее | |
| |
Различия | |
Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок |
Юридический словарь
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮ Что такое Общественная мораль? Общественная мораль — это система этических норм, правил поведения, сложившихся в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, общественном долге, совести, справедливости Источник: ст. 1 ЗУ О защите общественной морали Виды работ по землеустройству — это …Деятельность в сфере землеустройства — это …Документация по землеустройству — это …Мероприятия по землеустройству — это …Землеустройство — это …АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮГлавнаяБаза знаний «Allbest»Этика и эстетикаМораль как общественное явлениеДобро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль — основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.
Рубрика | Этика и эстетика |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.06.2015 |
Размер файла | 31,3В K |
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.
Используемые источники:- http://media.ls.urfu.ru/182/1063/2117
- https://socialtutors.ru/egeobsch/chelovekiobshestvoege/189-ponjatija-moral-i-nravstvennost-kategorii-morali-funkcii-morali.html
- https://kodeksy.com.ua/ka/dictionary/o/obwestvennaya_moral.htm
- https://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0b65635b3ad69b5c43a89421306d26_0.html