Основные виды мышления человека в психологии

Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели.

1580896589_1.jpg

Что такое мышление

Под мышлением в психологии понимают процесс моделирования реальности с помощью аксиоматических положений, лежащий в основе познавательной деятельности человека. Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», — утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

То, что мышление является содержанием и сущностью человеческой деятельности, можно понять по тому факту, что оно окружает нас буквально повсюду. Мышление лежит в основе всей человеческой науки, искусства, политики, религии. Так, многие человеческие постройки обладают не только утилитарным назначением, но и символическим: определённое значение имеют архитектура здания, его расположение, характер подсветки, даже материалы, из которых оно было построено.

Мышление имеет одну отличительную особенность по сравнению с другими формами познания. С его помощью можно получить такую информацию о предмете, которая не может быть воспринята непосредственно. Это достигается с помощью таких мыслительных процессов, как дедукция и аналогия.

Виды мышления в психологии

Выделяется несколько видов мышления в психологии.

Все они представляют собой как бы различные уровни представления действительности, разные уровни абстрагирования:

  • Наглядно-действенное мышление. Это первичный уровень осмысления действительности. В данном случае мыслительные процессы ещё не отделяются от действий. Человек как бы «мыслит руками». Такое мышление является преобладающим у детей до трёхлетнего возраста. Так, ребёнок сравнивает предметы, прикладывая их друг к другу; синтезирует и анализирует, строя из кубиков «домик» и ломая игрушки; обобщает и классифицирует, раскладывая кубики по цвету, форме и размеру. У взрослых такое мышление не исчезает, а лишь отходит на второй план; оно задействуется в тех случаях, когда точно предсказать события не представляется возможным: при освоении малознакомой техники, перестановке мебели и т. д.
  • Наглядно-образное мышление. Это более высокий уровень осмысления действительности. Здесь уже мыслительные процессы опережают действия, а не наоборот, как было в предыдущем случае. Чтобы представить предмет и охарактеризовать его свойства, человеку уже не нужно трогать его руками. Такое мышление преобладает у ребёнка от четырёх до семи лет. У взрослых же оно проявляется, когда они, к примеру, планируют ремонт квартиры: человек уже заранее может представить, как будет выглядеть комната, какого цвета будут обои и потолок и т. д.
  • Словесно-логическое мышление. Это полностью абстрактные мыслительные процессы, оперирующие понятиями, логическими конструкциями; такие конструкции иногда могут вообще не иметь наглядного образа – таковы, скажем, понятия вроде «честность», «стоимость» и др. С помощью такого мышления человек определяет общие закономерности разнообразных явлений природы, обобщает наглядный материал. Понятно, что такое мышление не может быть доступно маленькому ребёнку, поскольку в раннем возрасте у человека ещё не накопилось достаточного количества образного материала.
1580896608_3.jpg

Функции и процессы мышления

Любая разновидность мышления реализует определённый набор процессов, которые обеспечивают познание окружающего мира:

  • Сравнение – сопоставление предметов и явлений, выделение у них сходств и различий;
  • Анализ – разделение предмета или явления на составляющие;
  • Синтез – обратный анализу процесс, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений;
  • Абстракция – выделение одного отличительного свойства предмета при игнорировании всех остальных, менее значимых;
  • Обобщение – отбрасывание единичных признаков для сохранения и осмысления общих, установление существенных связей.

При этом маленькому ребёнку необходимо производить указанные действия буквально: разбирать, складывать предметы, раскладывать их по определённым признакам. Взрослому человеку достаточно мысленно представить все эти действия.

По своим функциям разновидности мышления в психологии разделяются на репродуктивное, продуктивное и творческое. Первый вид – повторение усвоенных правил по заданному алгоритму; таким образом, например, решаются типовые задачи в учебниках. Здесь мыслительные процессы направлены не на получение нового знания, а на закрепление имеющегося материала. Вторая разновидность – продуктивное мышление, при котором человек выходит за рамки имеющихся знаний и получает некие новые сведения; при этом новыми они являются только для данного индивида, но не для человечества. Если же полученная таким способом информация является новой и для человечества, то здесь задействована третья разновидность – творческое мышление. Мыслительные процессы в данном случае приобретают особую сложность и структуру.

Наглядно-образное мышление подчиняется единому алгоритму. Сначала человек приводит одно суждение, потом добавляет к нему другое, и на их основе делает третье суждение – умозаключение. Оно и является целью мыслительных процессов.

Типы мышления

Психологи выделяют также различные типы мышления. Обычно каждый тип разделяет людей на две категории:

  • Логическое – этическое. Представители первого типа рассуждают с точки зрения закономерностей, правил, логических связей. Люди из второго типа мыслят на основе чувств, переживаний, настроения. Для первых общение — это обмен информацией, а для вторых – обмен энергией, эмоциями.
  • Сенсорное – интуитивное. Первый тип предполагает конкретное и практическое мышление, его представители хорошо подмечают детали; они рассуждают с точки зрения текущих событий, разбираются в наличной ситуации. Второй тип – это глобальное, философское мышление, при этом оно теоретическое и оторванное от наличной ситуации.
  • Решительное – рассудительное. Люди первого типа быстро принимают решения, могут действовать в напряжённой обстановке; они часто ошибаются, но быстро исправляют ситуацию и учатся на своих ошибках. Люди второго типа решения принимают долго, они привыкли действовать в спокойной и комфортной обстановке, избегают ненужных действий.
  • Шизотимическое – циклотимическое. Шизотимикам присущи тонкость чувств, эгоизм, властность, желание быть лучше других. В обычной жизни они проявляют некоторые признаки шизофрении. Циклотимики склонны к маниакально-депрессивному синдрому, они безответственны, беспечны, веселы и общительны.
  • «Чейнжер» — «раннер». Люди первого типа ориентированы на различные действия, каждый раз они занимаются чем-то новым. А вот «раннеры» предпочитают заниматься чем-то одним, пока не доведут дело до конца, они консервативны в быту, тщательно выбирают друзей, общение, увлечения, покупки. Такие люди плохо приспосабливаются к внезапным изменениям.
  • Интроверты – экстраверты. Такое разделение общеизвестно: мысли первых направлены преимущественно на свой внутренний мир, а мысли вторых – на мир внешний. Первые чувствительны, замкнуты и рассудительны, а вторые активны, общительны и открыты.
  • Интерналы – экстерналы. Люди первого типа считают, что всё, что с ними происходит, зависит только от их личных качеств. Во всех невзгодах они винят только себя, а удачам радуются как своим достижениям. Люди второго типа уверены, что всё вокруг происходит по вине внешних обстоятельств: действий других людей, случайности, «судьбы» и т. д.
  • Позитивизм – негативизм. Люди первого типа видят в ситуации прежде всего те качества, которые в ней есть. Они рассуждают утвердительными конструкциями: «Какая сейчас погода? — Хорошая, на улице тепло». Негативисты замечают в тех же ситуациях сначала качества, которые в них отсутствуют, и рассуждают отрицательными конструкциями: «Какая сейчас погода? – Неплохая, на улице не холодно».

В каждом из указанных типов мыслительная активность имеет свою специфику. От этого зависит, в частности, умение делать истинные и ложные умозаключения. Однако слишком выраженные представители какой-либо стороны склонны постоянно делать логические ошибки. Таковы, скажем, экстерналы и интерналы. Они часто не могут объективно оценить ситуацию и руководствуются простейшими изначальными установками: «Это произошло из-за меня» или «Это произошло из-за других», когда на самом деле ситуация произошла в силу стечения многих обстоятельств. И в ней есть как часть вины самого человека, так и часть вины окружающей обстановки.

Поскольку речь зашла о логических ошибках, стоит рассмотреть такую разновидность мышления, которая изначально является ошибочной. Это так называемое предикативное мышление, которое психологи противопоставляют логическому. Предикатив, или сказуемое, — это то, что говорится о предмете, его качество или действие, актуальное в момент высказывания. «Предикативизм» — такой тип рассудка, когда человек отождествляет разнородные предметы по причине одинакового предикатива.

Пример: «Мусульмане не едят свинину. Вася не ест свинину. Следовательно, Вася – мусульманин». Ошибка в рассуждении очевидна. Правильное рассуждение в данном случае было бы таким: «Мусульмане не едят свинину. Ахмет – мусульманин. Следовательно, Ахмет не ест свинину». Предикатив не является существенным признаком предмета, он актуален лишь на момент высказывания; поэтому один и тот же предикатив может прикладываться к множеству не связанных между собой предметов. Не едят свинину не только мусульмане, но и вегетарианцы (они вообще отказываются от мяса), бедняки (у них просто нет денег на свинину), стеклянные бутылки (это неодушевлённые предметы, они не могут питаться) и др.

Несмотря на свою изначальную ошибочность, предикативное мышление свойственно очень многим людям. Это именно тот иррациональный тип рассудка, на котором основаны политическая идеология и пропаганда, религия, реклама и маркетинг. Примеры «предикативизма» легко можно встретить в рекламных слоганах: «Все успешные люди пользуются шампунем этой марки!» — предполагается реакция потребителя: «Я пользуюсь шампунем этой марки, следовательно, я успешный человек». Такой потребитель будет и дальше пользоваться шампунем этой марки, чтобы сохранить статус «успешного человека». «Предикативными людьми», таким образом, очень легко управлять, они внушаемы, их можно легко обмануть.

Именно такой, предикативный тип рассудка стал причиной средневековой «охоты на ведьм», когда колдуны и ведьмы отыскивались по внешним признакам: рыжий цвет волос, особая одежда, голос и т. д. (всё это – признаки, несущественные для предмета со статусом «ведьма»). Он же порождал националистические, расистские теории, религиозную нетерпимость, столкновения разных молодёжных субкультур. В наше время предикативный рассудок заправляет так называемым потребительским обществом. Все хотят быть похожими на успешных людей, «крутых», богатых и знаменитых, при этом похожими чисто внешне. «Типичный потребитель» не понимает, что Павел Дуров успешен не потому, что он имеет много денег, а потому, что он талантливый программист, разработчик нескольких крупных проектов (и лишь поэтому имеет много денег). Предикативный рассудок порождает такое явление, как зависть, при этом человек сам не понимает, чему именно он завидует.

Видео по теме

Мышление – процесс, осуществляющий восприятие, обработку и структурирование информации в процессе жизнедеятельности человека. Оно способствует развитию навыков, рождает выводы, обеспечивает жизнедеятельность. Способность думать, или мыслить – отличительная черта, выделяющая человека среди животных.

Декарт

Характеристика основных видов мышления

Можно выделить два основных вида мышления:

  • теоретическое;
  • практическое.

Первое позволяет мыслить об отдаленных предметах и ситуациях, не находящихся в поле зрения, второе требует непосредственного участия органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха.

Тип  теоретического мышления человека можно разделить на:

  • понятийное – оно основано на уже имеющейся информации в виде устоявшихся понятий, на базе которых строятся новые выводы;
  • образное – когда в процессе рождения мысли сознание использует образы, воссоздавая их из памяти;
  • абстрактно-логическое – не использующее образы и формы, его применяют, когда нельзя положиться на наглядную форму.

Практическое мышление делится на:

  • Наглядно-действенное – осуществляется в процессе работы с предметами. Ярким примером такого мышления может стать процесс собирания пазла ребенком. Во время игры происходят тактильный контакт, мышление, рождение вывода.

Ребенок и пазл

  • Наглядно-образное – возможно при использовании образов, как дополнение к наглядной картинке. Примером такого мышления может стать дизайнерская работа, в которой человек видит имеющийся интерьер и, используя образы, размышляет на тему перестановки, ремонта или новой мебели.

Также мышление может быть аналитическим и интуитивным, в зависимости от степени развернутости во времени. Аналитическое мышление задействует логику и опыт и требует времени. Интуитивное основывается на ощущениях и отличается высокой скоростью протекания.

По степени новизны различают:

  • репродуктивное – рождающее выводы на базе имеющихся навыков, чаще всего по аналогии с каким-то примером;
  • продуктивное – создание решения на базе собственной изобретательности.

Продуктивное мышление

Свойства и функции мышления

Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

Все виды мышления выполняют четыре основные функции:

  1. понимание;
  2. решение задач;
  3. генерация собственных целей:
  4. рефлексия.

Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.

Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.

Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией. Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем.

Девушка учится водить

Примеры различных типов мышления

Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.

Творческое мышление

  • Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач. Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем. Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Развитие разных видов мышления

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Для полноценного самостоятельного развития можно, даже не разбираясь в том, каким бывает мышление, его совершенствовать. Для этого нужно отслеживать причинно-следственные связи во всем, пытаться расследовать каждую ситуацию, заслуживающую внимания.

Интересно. Проводить сравнение аналогичных ситуаций. К примеру, растения на одном подоконнике цветут, а на другом такие же – нет. Важно сравнить: одновременно ли происходит полив, какова освещенность помещения, бывают ли сквозняки, из чего сделан горшок, одинаков ли состав земли.

Как можно больше задавать самому себе вопросы, подобно детям младшего возраста. Многие вещи для взрослых являются очевидными, незаметными, не достойными внимания. Но когда в доме появляется ребенок, способный говорить, он задает родителям много вопросов, немалый процент которых зачастую ставит взрослых людей в тупик. Дети видят все иначе, их мозг не ограничен общепринятыми устоями, они способны мыслить широко и очень творчески. Всем взрослым важно научиться думать как дети, не ограничивать себя обычаями, привычками и опытом.

Вид творческого мышления, с одной стороны, самый простой – главное применить фантазию. С другой стороны, он один из самых сложных, ему трудно научиться. Если творчество – не самая сильная сторона личности, можно воспользоваться готовым списком заданий для развития. Примеры тренировки мышления:

  1. Представить, как выглядит самое обычное зеленое дерево, если его вывернуть наизнанку.
  2. Перечислить способы применения круглого камня, диаметром 15 см (назвать не менее 15 вариантов использования).
  3. Перечислить все, что в природе бывает белого цвета (или любого другого естественного оттенка). Как правило, первыми на ум приходят облака, снег и полярный медведь. Только на пятой минуте рассуждений испытуемый назовет яичный белок, соль и сахар, а морской пены и известняка можно дождаться лишь после двадцатой минуты упражнений.
  4. Перед сном уделять 30 минут на различные тесты. Со временем, благодаря тренировкам, результаты будут улучшаться. Не стоит игнорировать тесты на уровень интеллекта. Первая полученная характеристика не должна расстраивать, ее задача – стать мотивом для начала работы над собой.

Тест IQ

  1. Читать специфическую литературу, не привлекательную ранее, в списке должны быть произведения фантастики, которые помогут научить мечтать.
  2. Еще на уроках обществознания школьникам предлагают написать работу на тему «если бы я был…» и называют профессию. Взрослому тоже полезно использовать такой прием один-два раза в неделю, размышляя на тему того, каким бы специалистом он мог стать, проявление каких личных качеств можно было бы наблюдать при объявившихся обстоятельствах.

Человеческая сущность склонна к лени, поэтому больше развит мозг у того, кто подвержен ежедневным жизненным трудностям, в отличие от тех, чья жизнь течет размеренно, не требуя силы характера и хитрости. Яркий пример – сравнение деревенского жителя и горожанина. Первый знает, как устроена его собственная канализация, способен самостоятельно и в короткий срок определить причину неисправности, используя дедукцию, анализ, критический тип мышления. Горожанин, исходя из рефлекторного мышления, перекроет воду, заткнет отверстие слива и вызовет специалиста, не вдаваясь в подробности.

Таблица классификации мышления в психологии

Критерий классификацииВид мышленияОбласть применения
По функциональному различиюТворческийискусство, реклама, PR-деятельность
Критическиймедицина, военная служба, транспорт
По новизнеРепродуктивныйпедагогика, строительство
Продуктивныйдизайн, моделирование, инженерные разработки
По типу решаемых задачПрактическийматериально-технические области
Теоретическийфилософия, анализ, среднее образование
По степени развернутостиАналитическийвоенно-стратегическое направление, бухгалтерия, аудит
Интуитивныйв быту, при знакомстве с чем-то новым

Приведенными областями применения использование того или иного типа мышления не ограничивается, это лишь краткий список, к которому относится каждый тип. Зачастую сложно выделить из мыслительного процесса какой-то один вид. Очень часто они применяются в совокупности, дополняя друг друга, расширяя возможности.

Чтение

Ежедневный учебный процесс, самостоятельно используемый для своей мозговой деятельности, способен развить типологию мышления в полной мере. Тренировать разум самостоятельно под силу людям с крепкой силой воли, потому как этот процесс не из легких. Если этим заниматься с постоянной периодичностью, можно много добиться в жизни, а также сильно снизить риск развития склероза и слабоумия в преклонном возрасте.

Видео

Содержание:

Виды мышления

В генетической психологии  выделяются следующие виды мышления: 

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Наглядно — действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом»; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным. У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.

Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:

  • помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
  • воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
  • практически неотделимо от воображения.

Словесно-логическое мышление – это абстрактное мышление, для которого характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.).  С помощью данного вида мышления индивид устанавливает  общие закономерности развития процессов в природе и обществе, обобщает наглядный материал.

Мышление включает в себя следующие виды операций:

  • Сравнение – сопоставление вещей, явлений и их свойств, выделение сходств и различий;
  • Анализ — мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов; 
  • Синтез — процесс, обратный анализу, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения; 
  • Абстракция — выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления;
  • Обобщение (генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. 

Словесно-логическое мышление имеет свой алгоритм. Сначала человек рассматривает одно суждение, потом добавляет к нему другое и на их основе делает логическое умозаключение.Например:

  • 1-е суждение: все металлы проводят электричество. 
  • 2-е суждение: железо — это металл.
  • Умозаключение: железо проводит электричество.

Словестно — логическое мышление является высшей формой мышления, с его помощью человек может отражать сложные связи, отношения, формировать понятия, делать выводы и решать сложные абстрактные задачи.

Нужна помощь преподавателя?Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!  

Предикативное мышление

Мышление не всегда подчиняется  логическим законам. Так, З.Фрейд описал предикативное мышление — тип нелогического мыслительного процесса. Если у двух предложений одинаковые сказуемые или окончания, то люди бессознательно ассоциируют между собой их подлежащие.

На предикативное мышление работают рекламные объявления. Например,  создатель рекламы утверждает, что «успешные люди моют голову шампунем марки Pantene Pro-V , надеясь на то, что человек будете рассуждать нелогично, примерно следующим образом:

  • Успешные люди моют голову шампунем Pantene Pro-V.
  • Я мою голову шампунем марки Pantene Pro-V.
  • Значит я – успешный человек.

Человек, которые не может мыслить по законам логики, критически осмысливать информацию, подвергается одурачиванию  пропагандой или мошеннической рекламой.

Предикативное мышление представляет собой псевдологическое мышление, при котором разные субъекты неосознанно ассоциируются друг с другом на основании наличия у них одного общего предиката.

Критическое мышление можно развивать, для этого необходимо:

  1. Отличать суждения, основанные на логике, от суждений, базирующихся на эмоциях и чувствах.
  2. В любой полученной информации необходимо учиться видеть положительные и отрицательные стороны («плюсы» и «минусы»).
  3. Нужно замечать несоответствия в том, что вы видите и слышите.
  4. Не стоит спешить с выводами, если нет достаточной информации.

Важно отметить, что все виды мышления взаимосвязаны между собой, а отдельные виды могут переходить друг в друга. Например, сложно разделить наглядно-образное и словесно-логическое мышление, когда приходится работать со схемами и графиками. Обычно у человека задействованы все виды мышления, однако один вид может преобладать.

В зависимости от степени и характера новизны информации, осмысленной человеком, различают следующие виды мышления:

  • репродуктивное;
  • продуктивное;
  • творческое мышление.

Репродуктивное мышление отражается в воспроизведении памятью определенных логических правил, без установления новых ассоциаций, сопоставлений, анализа и т.д. Это может происходить сознательно, на интуитивном или подсознательном уровнях (например, решение типовых задач по заранее заданному алгоритму).

Всё ещё сложно?Наши эксперты помогут разобратьсяВсе услугиРешение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р.

Содержание

</span>1. Виды2. Типы3. Характеристики типов мышления4. Идеалистический тип5. Иррациональный тип 6. Рациональный тип мышления 7. Особенности аналитического мышления8. Синтезирующий тип мышления54727

В философских трактатах и специальных учебниках по психологии существует особая классификация мышления по типам, видам и формам, но как разобраться обывателю, заинтересовавшемуся этой тематикой?

4.jpg

Подобная литература предоставляет подробные таблицы, схемы и рисунки, на которых объясняется, почему выделяют именно эти типы мышления или по каким критериям определяют основные виды мышления. Сегодня постараемся разобраться, что подразумевается при классификации типов и видов мышления в психологии.

Мышление – это высший процесс обработки информации мозгом человека. Оно базируется на основных критериях:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Виды

Исходя из того, что доминирует в процессе — образ, действие или слово, как они взаимодействуют друг с другом, в психологии выделяют следующие основные виды мышления:

  1. Абстрактное.
  2. Конкретно – действенное.
  3. Конкретно – образное.

5.jpg

Абстрактный или словесно-логический вид характеризуется быстрыми и последовательными логическими манипуляциями с понятиями. Когда человек пытается решить какую-то задачу с помощью абстрактного мышления, он, в сущности, опирается только на готовые знания и выводы, которые уже доказаны другими и не требуют логических размышлений. Такие люди прекрасно справляются с теорией, где нужно быстро и красиво оперировать понятиями, приводить доводы, опираясь на чужой опыт. Яркими представителями такого вида мышления являются философы, ученые-теоретики, литераторы.

Конкретно-действенное или наглядно-действенные мыслительные операции предполагают то, что человек совершает какие-то действия с предметами, а не только с понятиями о них. Этот вид максимально проявляется при повседневной деятельности людей, когда им приходится сталкиваться и решать конкретные задачи. Они бывают бытовой или производственной направленности. Конкретно-действенное мышление характеризуется пониманием человеком технических деталей, чертежей, проектов и возможностью самостоятельно решать подобного рода задачи, на основании уже имеющегося опыта окружающих и самого человека. Этот вид мышления, в сущности, объединяет умение людей не только мыслить, но и совершать практические действия. Отличительными чертами таких людей является:

  • особая наблюдательность;
  • внимание к мелочам.

3.jpg

Они могут не только абстрактно представить себе какой-то предмет, но и разложить его по полочкам, мысленно разобрать и собрать обратно, найти поломку, не нарушая всю конструкцию, и устранить ее.

Такой человек не только быстро мыслит, но и так же быстро действует, его действия уверенны и напористы, так как он уже все обдумал.

Наибольшее количество людей, обладающих этим видом мышления, являются представителями производственных профессий, потому что лучше всего у них получается что-то создавать, строить, приводить в действие.

Основные виды мышления также отображают и пути решения задач, которые возникают в течение всей жизни человека. Задачи разделяют на теоретические и практические.

Конкретно-образный или наглядно-образный вид в своей сущности полагается на преобразование отдельных образов, идей и размышлений в конкретные формы. Также характерным для этого вида мышления является привязка к настоящему времени. Именно из него такие люди черпают идеи и вдохновение, в то время как абстрактно мыслящий человек берет идеи из долгосрочной памяти. Мыслящие конкретными образами люди находят свои замыслы не только на основе полученных понятий и знаний, но также важную роль в их деятельности играют эмоции и чувства, которые они испытывают от всего происходящего.

Конечно же, у каждого человека превалирует один из видов мышления, однако это совсем не значит, что другие два отсутствуют. В своей повседневной жизни люди используют все виды мышления, некоторые чаще, другие реже. В зависимости от того, какой вид характерен для индивида, он чаще к нему прибегает. Однако при желании и постоянной практике можно развивать и тренировать любой из видов мышления. Но подобные исследования вряд ли принесут ощутимые плоды, и человек все равно подсознательно будет решать поставленные задачи с помощью превалирующего вида мышления.

Типы

Типы мышления отображают восприятие окружающего мира человеком, Ученые выделяют 5 отдельных типов. Большинство сходится во мнении, что все они склонны комбинироваться. Существуют следующие понятия о типе мышления:

  1. Идеалистический.
  2. Иррациональный.
  3. Рациональный.
  4. Аналитический.
  5. Синтезирующий.

2.jpg

Чаще всего сочетаются идеалистический и иррациональный, аналитический и синтезирующий типы, однако встречаются и более причудливые формы: рациональный с синтезирующим, к примеру.

Характеристики типов мышления

Идеалистический тип

Идеалистический тип мышления характеризует своего обладателя, как человека высоко морального, с выраженными духовными ценностями. Такие люди склонны идеализировать мир вокруг себя, видеть в нем только прекрасное, и горько разочаровываются, когда их представления не соответствуют действительности.

Человек идеалистического типа заранее составляет свои понятия о людях, обстоятельствах предметах. Окружающим его людям очень сложно удержаться в глазах такого человека на должном уровне. Такие люди живут в собственном мире фантазий и иллюзий, в этом их беда. Ими часто манипулируют более практичные типы мышления. Идеалисты предпочитают одиночество, так как в этом случае им проще сохранять свои идеалы. Окружающие люди относятся к ним надменно, даже пренебрежительно, а идеалисты не всегда это замечают. При столкновении с реальным миром такой человек тяжело переживает его несовершенство.

Иррациональный тип

Этот тип мышления очень похож на идеалистический, но в отличии от него не любит одиночества. Предпочитает разводить бурную деятельность и добиваться своего, но часто его действия хаотичны, лишены логики и последовательности. В своей деятельности иррационалисты руководствуются собственными представлениями, которые зачастую идут в разрез с реальностью. Они обладают огромной способностью внушать людям свои мысли и желания, очень многие принимают их за чистую монету и безропотно следуют за ними.

В общении с таким человеком нельзя все принимать на веру и, тем более, ввязываться в их долгосрочные проекты. Следует разложить его планы на пошаговые действия и по возможности придержать азарт иррационалиста.

1.jpg

Рациональный тип мышления

Им обладает человек, способный трезво оценивать окружающий мир и строить свои планы на основе реальных понятий и событий. Такие люди адекватно воспринимают критику в свой адрес и готовы не только выслушать окружающих, но и найти здравое зерно в их словах. После этого они продолжат свою деятельность, однако подкрепят свои представления реальными фактами.

Рационалисты очень практичны. После того как они закончили один проект, без сожаления оставляют его и идут далее. Они реально оценивают свои возможности и возможности окружающих. Если вы хотите заручиться поддержкой рационалиста, вам понадобиться привести весомые доводы, четко объяснить перспективы и наметить возможные трудности, с которыми придется столкнуться. Рациональный тип мышления работает на результат.

Особенности аналитического мышления

Аналитический тип. Такого человека характеризует наблюдательность. В отличии от рационалиста, аналитик, после решения задачи, не забывает о ней, а извлекает максимум пользы. Его планы, как правило, долгосрочны и продуманы до мелочей. Он прекрасно умеет использовать уже имеющийся жизненный опыт и постоянно преумножает его. При общении с таким человеком нельзя подавать голые выводы, он должен самостоятельно проследить весь путь размышлений и составить свое представление о ситуации. Другие типы мышления значительно уступают аналитику в логике. Это его сильная сторона, но в этом же и его слабость. Все что кажется аналитику не обоснованным, не логичным, раздражает его, такой человек быстро теряет интерес к данной сфере деятельности.

Синтезирующий тип мышления

Человек с этим типом мышления пытается максимально объединить всю разрозненную информацию в единое целое, находя занимательным собирать и соединять информацию, а затем раскладывать ее на составляющие части в обратном порядке. Что у них хорошо получается:

  • прекрасно справляются с работой в кабинете;
  • собирают и структурируют информацию;
  • отлично умеют ее подать;
  • умело составляют наглядные таблицы и схемы.

Впечатления из окружающего мира воспринимаются синтезирующим типом с некой настороженностью. Жилище такого человека всегда украшает богатая библиотека. Из людей, обладающих этим типом мышления, получаются успешные ученые. Однако в повседневной жизни с ними очень сложно, они не любят однообразную работу, выполняют ее поверхностно. Для них следует разнообразить бытовые дела привнести в них что-то новое, и результаты не заставят себя ждать.

Читайте также
Рекомендуем
2_0x157_60d.jpgКак быстро развить фотографическую память?2_0x157_60d.jpgЧто не относится к формам мышления?1_0x157_60d.jpgЧто такое критическое мышление?

Записаться к врачу-неврологу

Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/218-myshlenie.html
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-myshleniya-v-psixologii.html
  • https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/myshlenie/
  • https://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/vidy-myshleniya.html

Скажите что-нибудь