Мотивы личности

—>

Мотивы личности — это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Внутренние психические побуждения к деятельности, поведению обусловлены актуализацией тех или иных потребностей личности.Деятельностные мотивы могут быть самые разные:

§ органические — направлены на удовлетворение естественных потребностей организма и связаны с ростом, самосохранением и развитием организма;

§ функциональные — удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятия спортом;

§ материальные — побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов;

§ социальные — порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение;

§ духовные — лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

Органические и функциональные мотивы в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не просто влиять, но изменять друг друга.

Потребности человека проявляются в конкретных формах. Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого мотивы разделяются на эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п. и рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения.

Различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

§ генерализованные, содержание которых выражает предмет потребностей и соответственно направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена значимостью для человека предмета его потребностей;

§ инструментальные — мотивы выбора путей, средств, способов достижения или реализации цели, обусловленные не только потребностным состоянием личности, но и ее подготовленностью, наличием возможностей успешно действовать по реализации поставленных целей в данных условиях.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера. Различают также мотивы достижения цели, избежания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные (сотрудничество, партнерство, любовь).

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл. На практике важно учитывать, что люди, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, нередко руководствуются разными, порой противоположными мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям. В соответствии с этим и оценка поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

640-1.png



1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и: подвижность/уравновешенностьэкстраверсия/интроверсия экстрапунитивность/интропунитивность психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это: инстинкты механическая памятьценностные ориентации музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется: отрицаниемрегрессией вытеснением подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность: А.Н.ЛеонтьевС.Л.Рубинштейн К.К.Платонов А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это: воспитанность авторитетзадатки равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана: в гештальтпсихологии в гуманистической психологии в бихевиоризмев психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа: интровертированногоэкстравертированного интропунитивного шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности: интропунитивный интровертированныйэкстравертированный экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: рационализацией идентификациейсублимацией вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:«Оно» «Я» «Сверх-Я» «Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности: психогенетический социогенетическийбиогенетический двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:уровень притязаний локус контроля самооценка самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

14. Суть проекции заключается:в приписывании другим людям собственных чувств в ориентации поведения на доступную цель в отрицании реальных фактов в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал: К.РоджерсА.Маслоу Г.Олпорт З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:Г. Олпорт Г. Айзенк К. Роджерс К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо —это: мотивпотребность интерес склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению: гештальтистов фрейдистовбихевиористов когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует: индивидуальный стиль деятельности креативность мотивационная направленностьсредний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это: темперамент характер способностинаправленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию: психогенетическомусоциогенетическому биогенетическому двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):темперамент характер способности направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт—это: холерикмеланхолик сангвиник флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это: индивид личностьсубъект деятельности индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:индивида личности субъекта деятельности индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это: убеждениямировоззрение установка интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории: А.МаслоуД.Мак-Клелланда А.Акоффа Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется: влияниеммировоззрение личностным смыслом потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как: установкапритязание мировоззрение личностный смысл

—>

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

Православного предпринимателя, прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия.

Предприниматели служат, подражая Христу:

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк., 10,45).

С духовной точки зрения, предприниматель приходит в Дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей (сотрудников своей компании) для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу.

Предприниматель служит, чтобы следовать за Христом:

“ Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой(Ин. 12, 26).

Исполняя свое служение Богу, предприниматель следует за Иисусом Христом. Он верит, что по слову Господа через верное служение будет с Ним и в земной жизни, и в Царстве Небесном.

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

Православный предприниматель признает, что заинтересованность в прибыли и росте стоимости компании является неотъемлемой частью предпринимательского служения. Из прибыли расширяется дело, что обеспечивает развитие компании и достижение целей служения. Вместе с тем, стремление к получению прибыли не является самодостаточной мотивацией. Важно, чтобы духовные и экономические побуждения соединялись в единую духовно-экономическую мотивацию, в которой прибыль и служение не противостоят друг другу, а гармонично соединяются.

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

Православный предприниматель должен быть побужден стремлением достичь совершенства в своем деле.

Движение к совершенству начинается, прежде всего, с нравственного и духовного совершенствования. Достигается по мере исполнения заповедей и смирения. Для предпринимателя актуально соединить нравственную сторону вопроса с профессиональной деятельностью. То есть, опираясь на нравственное и духовное совершенствование, достигать совершенства профессионального. Это профессиональное совершенство может быть выражено в высокой личной компетентности предпринимателя и превосходных характеристиках его дела.

Потому апостол Павел говорит:

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (Кол.3:23-25).

На пути к совершенству, которое, как и все на земле, не может быть совершенным абсолютно, нужно не впадать в крайности и не считать, что совершенство достигается только собственными усилиями человека, либо, наоборот, предоставляется Богом без каких либо наших усилий.

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский:

«Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно».

Совершенствуясь в своем служении, православный предприниматель стремится к соединению собственной воли с волей Божией и благословению Богом его дела. И именно под эти углом зрения рассматривает свои деловые перспективы.

640-1.png

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

Православный христианин призван любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам – и становится источником патриотизма. Патриотизм – это любовь к своей стране и вера в ее народ, желание сделать все возможное ради народа и Отечества.

В соответствии со своим выбором предприниматель может иметь патриотическую мотивацию служения – выбирать направления, которые не имеют преимуществ в виде быстрой прибыли или чрезвычайно сложны в реализации, но объективно важны для выживания народа и Отечества.

Одним из таких направлений являются высокотехнологичные, наукоемкие производства и другие направления интеллектоемкой деятельности. Сырьевой потенциал любой страны мира не может быть вечной основой ее благополучия. Природные ресурсы – дар Божий, который является достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и, по возможности, заменять восполнимыми ресурсами. Этот потенциал постепенно теряет свое значение и в будущем не сможет принести процветания.

Патриотически-настроенный предприниматель может сознательно идти на значительные трудности и риски ради служения своего народу и стране там, где это особенно сложно, трудно и необходимо делать.

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

Еще одним примером нравственной мотивации, выбираемой предпринимателем в соответствии со своей личной позицией, может стать социальная мотивация. В этом случае предприниматель идет в области, где прибыль невысока, но продукция и услуги имеют особо важное значение с точки зрения повседневной жизни населения, его насущных проблем.

Социальная мотивация может, например, привести предпринимателя в сферу сельского хозяйства, где положение сельских жителей может быть крайне тяжелым. В этой сфере даже скромный проект, который даст людям на селе работу, имеет высокую нравственную ценность.

Подобные социальные проекты могут реализовываться в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере медицинского обслуживания населения, общественного питания, издательском деле и тому подобное. Социально мотивированный предприниматель стремится находить такие проекты и успешно реализовывать их.

640-1.png

 —>

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность.

Степень трудности тех целей, к достижению которых стремится человек — это …

а) локус контроля;

б) самооценка;

в) уровень притязаний;

г) характер.

Согласно теории К.К.Платонова, основным блоком личности является …

а) темперамент;

б) направленность;

в) характер;

г) способности.

.Подструктура личности, которая включает привычки, знания, умения и навыки — это …

а) направленность;

б) опыт;

в) подструктура особенностей психических процессов;

г) биопсихические свойства.

.

Психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков — это …

а) задатки;

б) способности;

в) способности и задатки;

г) индивидуальный стиль деятельности;

д) потребности.

Различают следующие виды способностей: …

а) репродуктивный и творческий;

б) активный и пассивный;

в) адаптивный и творческий;

г) репродуктивный, активный и творческий.

Способности и задатки человека связаны между собой …

а) однозначно;

б) бессистемно;

в) способности многозначны, т.е. одна и та же способность связана со многими задатками;

г) задатки многозначны, т.е. на основе одного задатка могут формироваться многие способности.

Различают следующие виды способностей: …

а) общие и специальные;

б) общие, специальные и вспомогательные;

в) общие и вспомогательные;

г) общие и специальные, активные и пассивные.

Наиболее верный путь определения способностей — это …

а) использование специальных тестов;

б) проведение опросов и экзаменов;

в) выявление динамики успехов в процессе деятельности;

г) оценка характера познавательных процессов человека.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных определенному человеку — это …

а) одаренность;

б) талант;

в) гениальность;

г) индивидуальный стиль деятельности.

Относительно устойчивая система представ­лений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми — это …

а) уровень самооценки;

б) уровень притязаний;

в) образ «Я»;

г) уровень ожидаемой оценки.

Каким образом у человека появляется образ «Я»?

а) Дается от природы.

б) Формируется в младенческом возрасте.

в) Формируется в детстве к 2-3 годам. t

г) Формируется постепенно и в основном складывается в юно­шеском возрасте.

Высокая самооценка …

а) способствует развитию и успеху личности;

б) никак не сказывается на взаимоотношениях с окружающими;

в) может стать причиной замкнутости, утраты межличност­ных контактов

г) только иногда мешает процессу общения.

640-1.png



Мотивация духовного развития

Теперь пришло время обсудить очень важный вопрос — причины стремления к духовному совершенству. Если человек ищет освобождения, чтобы убежать от своих проблем, его поиск никогда не увенчается успехом. Райские цветы Сади не для того, кто отчаялся, утратил веру в свои силы или устал находиться в четырех стенах своей комнатки. Цветочный сад для того, кто любит цветы. Видение сада — это свершение, а не побег. Трансцендентная сфера не для того, кто стремится уйти из жизни, а для того, кто желает жить более изобильно.

Различие в этих мотивах описать очень трудно, но оно становится очевидным для того, кто осознал их. В первом случае человеком движет скрытый эгоизм, который прослеживается в таких настроениях, как жалость к себе, корыстность и тщеславие.

Учебник по искусству китайской поэзии описывает это различие очень просто. Стихи пытаются писать три типа людей. (В даосизме поэзия выступает символом гармонической и согласованной жизни.) Первый и самый низкий тип людей сочиняют стихи, чтобы продать их, поэтому их мотив — личная нажива. Они не могут быть подлинными поэтами.

Второй тип людей сочиняет стихотворения, чтобы произвести впечатление на других, продемонстрировать свой выдающийся талант, снискать славу пиита или добиться продвижения по службе. Такие люди также руководствуются личными амбициями и поэтому не являются настоящими поэтами.

Третий — и самый немногочисленный — тип повинуется лишь вселенскому зову красоты. Поэзия сама пишет себя через них. Они не мечтают ни о наживе, ни о славе, а вдохновляются лишь непреодолимым стремлением к поэтическому выражению. Только они — истинные поэты. У них нет личных мотивов, но вселенский мотив сполна проявляется через них. Их устами говорит само благоговение перед красотой.

По аналогии с этим, трансцендентной личности приятно просто быть. Как вращающийся волчок, она движется туда-сюда по миру, тяготеет к тем местам, где явлены красота и благородство, и радостно созерцает все, что красиво и благородно. Джами сказал:

Достаточно быть подле возлюбленного. Трансцендентная личность обрела себе возлюбленного в Пространстве.

Постижение этих тайн влечет за собой пробуждение весьма утонченного настроения — не грустного и напыщенного, а спокойного и умиротворенного. В видении реальности нет ничего мрачного и унылого. Просто оказывается, что в присутствии подлинной радости, равно как и присутствии глубокой печали, Я безмолвно. Лишь тот, кто очень недалек и живет поверхностной жизнью, бурно реагирует на происходящее.

Если ты правильно понял принципы медитации, вскоре ты встретишься со своей трансцендентной личностью, как с давним другом. Ты увидишь, что это очень простое, робкое, гуманное существо, наделенное чувством юмора и детской непосредственностью, но в то же время старое, как мир. Когда ты станешь на путь, который ведет в сферы постижения, эта трансцендентная личность увлечет тебя за собой и познакомит со всем миром. Ты сможешь все узнать, изучить, увидеть и пережить. Но главное — ты будешь участвовать во всех ее деяниях. Ты разделишь с ней ее переживания. По истечении некоторого времени ты осознаешь, что трансцендентная личность — это ты сам. Ты будешь совершать все, что и она. Сначала ты должен взрастить ее, и тогда она преобразит тебя в себя.

Трансцендентная личность имеет свой образ в христианском мистицизме. Это не что иное как Христос в тебе и твоя надежда не славу. Ее пробуждение в человеческой душе представляет собой Второе Пришествие, а ее взросление в твоем сознании есть подлинное крещение.

В одном из апокрифических евангелий есть притча о ребенке

Иисусе и птицах. Играя, маленький Иисус слепил из глины голубков и подбросил их в воздух. Когда он сделал это, они ожили и взмыли в небо. Трансцендентная личность есть древний волшебник Мерлин из многочисленных сказок и легенд. Он обладает магической способностью даровать жизнь. Он есть творец, господин и наставник ангелов. Именно это трансцендентное существо отпускает на волю мысле-духов, которые кружат вокруг него. Омар Хайям называет их смутными очертаниями, которые приходят и уходят.

Используемые источники:
  • https://studopedia.ru/8_130919_motivi-lichnosti.html
  • https://nn.dekane.ru/psiholog-s2/
  • https://studopedia.ru/12_176946_motivatsiya.html
  • https://studopedia.ru/11_143348_sistema-ustoychivih-motivov-lichnosti—eto-.html
  • https://self.wikireading.ru/3592

Скажите что-нибудь