Моральный уровень — это то, чем может и должно заниматься общество, не выше…

Два аспекта в понимании нравственной личности

Может быть, одно из самых существенных противоречий человеческой жизни, порождающее вечную борьбу добра и зла, заключено в том, что Homo sapiens — человек разумный — не всегда человек моральный. Мораль — уникальное качество духовной культуры человека, присущее далеко не всем, а ее высшие проявления, доходящие до границ самопожертвования и героизма, как и талант, — удел и судьба избранных. И в этом заключена особая миссия морали в истории человеческого бытия. Аристотель, создавший одно из первых философских определений человека, говорил о нравственности как о существенной особенности человека, выделяющей его из животного мира. В «Политике» он пишет, что человек есть существо общественное в большей степени, чем муравьи и пчелы. Больше общественного в человеке потому, что он существо моральное. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Это суждение Аристотеля о человеке относится к тем, кто не только обладает разумом, но и приобрел особые качества, придающие человеку духовное величие. Самый скандальный философ древних Афин Диоген, по преданию, ходил днем с зажженным фонарем, и на вопрос удивленных горожан «Зачем в ясный день горит фонарь?» отвечал: «Ищу человека». В городе, среди множества людей философ искал подлинного человека.

Мораль не существует автономно, сама по себе, а всегда вплетена в ткань определенных человеческих отношений и конкретных поступков, создавая в них нравственную систему координат, в которых измеряются эти отношения и поступки. Она охватывает все стороны человеческого бытия (межличностные, экономические, политические, экологические, культурные, религиозные и т.д.), определяя в них их духовную, человеческую ценность. Рассмотрение такого глобального многоаспектного явления, как мораль, вызывает необходимость обозначить определенный круг проблем, которые попытались здесь осветить.

В понимании нравственной личности необходимо выделять два основных аспекта: метафизический(общефилософский) и духовнопрактический. Основанием для этого является специфика самой морали, включающей в себя идеи смысла жизни, свободы, социальные ценности, идеалы и многие другие вопросы, входящие в круг философской рефлексии. Вместе с тем мораль — это и духовно-практическая область человеческой жизни, она присутствует во всех ее проявлениях. Нет сферы практической жизни, реальных человеческих отношений, начиная от самых интимных, кончая мировыми общечеловеческими проблемами, в регулировании которых в той или иной степени не участвует мораль. А там, куда нравственность не проникает или откуда исчезает, там происходит омертвление социальной ткани, разрушение личности, распад основ человеческого бытия. Примеров тому много в современной российской действительности — экономике, политике, культуре, духовной жизни.

Метафизический (общефилософский) аспект в понимании этического содержания личности связан, прежде всего, с осмыслением природы самой морали, ее сущности, принципов как глубинного пласта духовной культуры человека. Без общего понимания морали нельзя создать обоснованный и последовательно осмысленный образ нравственной личности. Теоретически невозможно выяснить вопрос о том, какой смысл мы вкладываем в понятие «человек моральный». О человеке нравственном и человеке безнравственном, о добре и зле написано «море» книг — философских, художественных, светских и религиозных. И все же нравственность во многом остается тем «таинственным островом», где находится «клад» человеческой души, но координаты которого не имеют однозначного и точного измерения. Откуда появилось у человека его моральное качество, как оно развивается и функционирует в различные исторические времена, какие смыслы приобретает в определенных социальных ситуациях, в рамках конкретных духовных культур, в современном социуме, среди актуальных экономических, политических, духовных, информационных и глобальных проблем? Эти вопросы всегда были и остаются в эпицентре общественной мысли; в различной степени, в той или иной интерпретации, косвенно или непосредственно они отражаются в научных теориях, социальногуманитарных концепциях, религиозной вере, литературе, искусстве, национальном самосознании. О человеке создан целый ряд наук, изучающих его различные стороны и свойства, — физические, биологические, социальные, психологические, духовные и интеллектуальные. Но ни одна из них в отдельности не может до конца проникнуть в тайну человеческой экзистенции, внутренний мир личности, где пересекаются различные духовные параметры, ценности, чувства, переживания, осознанные и неосознанные, мотивированные и немотивированные, рациональные и иррациональные матрицы поведения. И эта недосказанная и непредсказуемая тайна человека заложена в его свободе. Поэтому всегда сохраняется потребность в особом, а именно в философском, осмыслении проблемы человека как особой онтологии, специфического предмета познания, обладающего свободой. В свое время К. Ясперс высказывал мысль о том, что «познание — дело науки, свобода — дело философии». Речь здесь, очевидно, идет о том, что проникновение в сущность свободы требует особого видения человека, выходящего за границы традиционной эмпирической и теоретической методологии.

Дистанция между философией и нравственной сферой жизни человека, его мыслями, заботами и поступками только на первый взгляд кажется чрезмерно великой. На самом деле философия ближе всего к морали: их горизонты сходятся в одном жизненном пространстве — в смысле и идее человеческого бытия. Любая более или менее развитая философская система включает в себя этику — учение о нравственной жизни, мудрости. Она является заключительной и необходимой частью философии, переводящей ее абстрактные рассуждения в сферу смысла жизни и конкретных человеческих поступков. Как писал Р. Декарт,

Под последней (этикой. — В.Р.) я разумею высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и последнюю степень к высшей мудрости. Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов его ветвей, то и особая полезность философии зависит от тех частей, которые могут быть изучены только под конец.

Философия без этики безжизненна, лишена человеческого смысла и во многом теряет интерес и понятливость. Более того, критерий нравственности, примененный к философским идеям, во многом содержит проницательную оценку и глубокую характеристику их смысла. По этому поводу Ф. Ницше заметил, что познать философа и его учение можно, лишь выяснив, «что за мораль преследует он своей философией».

В то же время и сущность морали, ее происхождение и специфика требуют глубокого философского обоснования, без которого мораль нередко превращается в поверхностное морализаторство, моральную проповедь типа «что такое хорошо», «что такое плохо», а понятие «человек моральный» не может приобрести достаточной глубины и концептуальности. «Проповедовать мораль легко, — говорил А. Шопенгауэр, — обосновывать трудно». Именно эта область проникновения философии в тайны морального сознания и нравственной аутентичности человека нас интересует в первую очередь. Когда говорят, что каждый человек в определенной степени философ, то во многом имеют в виду человека морального, размышляющего о смысле жизни, ее событиях, своих поступках и переживаниях.

Второй аспект интерпретации нравственной личности — духовно-практический. В нем речь идет о более конкретных вещах — реальном существовании моральных феноменов в сознании и поведении человека. В чем особенность морального сознания, почему образованный человек, в том числе и в области этики, далеко не всегда является нравственной личностью? В чем суть нравственного выбора, какую роль играют в нем моральные нормы, знания, чувства, убеждения, сила воли? В чем смысл и содержание нравственного отношения человека к себе, другим, социуму? Эти и многие другие вопросы находятся в точке пересечения духовного начала личности и его конкретных поступков (линии поведения). С моралью связаны и любовь, и ненависть, и смысл жизни, и ее ценность, и честность, и предательство, и правда, и ложь, и все другое, что делает человека человеком или низводит его до недостойного для человека образа мыслей и поведения. В принципе все, чем живет человек, что у него есть и на что он надеется, — все измеряется в нравственных масштабах, где единицей отсчета являются «добро» и «зло». Мир человека — это мир морали. К известному изречению Протагора «человек есть мера вещей» можно добавить, а «мерой человечности в человеке является мораль».

Описание духовно-практического контекста морали в отличие от метафизически-философского требует особого языка и метода. В XX в. шел трудный противоречивый поиск адекватной методологии этического познания в неопозитивизме (метаэтике), философии жизни, экзистенциализме, герменевтике, постмодернизме и других концепциях. Многие философы видели в этике предел науки, не способной объять и описать вселенную души («Мое сердце всегда остается за пределами всех определений» — А. Камю). В частности, в работе «Принципы этики» Дж. Мур ставит вопрос о различии объекта познания в естествознании и этике. Ответ он пытается найти в несхожести моральных качеств и естественных качеств предметов, делая вывод о том, что моральные свойства не содержатся в естественно-научных объектах, поэтому эти свойства неопределимы и принципиально иррациональны. Очевидно, здесь сопоставляется несопоставимое: у моральных качеств совершенно другая область бытия, в которой их надо обнаруживать и исследовать.

Основным источником этического знания, формирующим не только его содержание, но и язык морали, является исторический нравственный опыт совместной жизни людей, выражающийся в моральных ценностях, идеалах, нормах, оценках, создающий образ духовной реальности («духовную очевидность» — И.А. Ильин), сложное сочетание в нем элементов прошлого и настоящего. Естественно-научное знание тоже апеллирует к опыту, эмпирии, но в морали это опыт другого рода — духовно осмысленного, пережитого бытия.

Данный опыт и формирует нравственную область человеческих отношений, и лежит в основании понимания сущности моральных явлений. Он имеет не только внешний аспект (независимая от исследователя сложившаяся нравственная реальность), но и внутренний смысл («нравственный закон внутри нас» — И. Кант) — этические знания и опыт духовной жизни субъекта, оценивающего и объясняющего драматургию нравственной жизни. Опыт как субъективный аспект интерпретации нравственной реальности имеет свою особенность в том, что это опыт — переживание этой реальности, которая воспринимается не только умом, но душой и сердцем. Русский философ И.А. Ильин писал, что

Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в отвлеченных построениях и спекуляциях… «Нравственное» должно быть реально пережито исследователем… Кто хочет написать «этику», тот должен иметь за собой живой опыт1.

Естественно, здесь имеется в виду не описание конкретных пережитых автором нравственных ситуаций, его страданий, любви, отчаяния и т.п. Речь идет об определенном жизненном опыте нравственного понимания людей и событий, которое в отличие от научных методов познания приобретается не в учебных классах, а в школе жизни. Кто не испытал любви и счастья, для того они не существуют; и нет внутренней точки отсчета для понимания этих нравственных качеств. Шекспир писал: «…чтобы оценить чье- нибудь качество, надо иметь некоторую долю этого качества и в себе самом». С психологией и жизненным опытом дворового хулигана вряд ли постижима идея морали.

Основываясь на метафизическом (общефилософском) и духовно практическом аспектах в понимании нравственного человека, можно выделить следующие вопросы, позволяющие создать более или менее развернутое представление о нашем предмете разговора и увидеть нравственную субстанцию личности в ее теоретической интерпретации и жизненной эмпирической реальности.

  • 1. Как осмысливается природа человека морального в современных философских концепциях?
  • 2. В чем сущность морали как особого духовного качества присущего человеку?
  • 3. Как реализуется нравственная сущность личности в ее духовно-практической деятельности, конкретных отношениях и поступках?

Представления о морали в разных странах

Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.

chto-znachit-byt-moralnym.jpg Что значит быть моральным человеком, например, в Таиланде? Достаточно не обсуждать вслух жизнь королевской семьи, особенно поступки короля. В России же любой человек может высказывать свое мнение о личности и жизни президента. Моральным с точки зрения ислама считают человека, который четко исполняет предписания шариата. Мерилом нравственности является мотивация его поступков: искренняя, эгоистичная или лицемерная. Иудеи и христиане издревле считали, что мораль послана Богом и представляет собой свод правил (10 заповедей). Вполне естественно, что на вопрос о том, что значит быть моральным, ответы представителей этих обществ будут давать разные, соответствующие конкретной культуре и морали. Но в них будет и нечто общее: все культуры признают, что моральный человек следует законам и установкам той этики, которая принята в определенном обществе, никогда не нарушает законов (юридических и нравственных), принятых в его среде. Это правильное, но узкое понимание морали. Но ведь в мире есть и общечеловеческие, не зависящие от особенностей той или иной культуры ценности. И с этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит совсем по-другому.

Оценка моральных установок

Несмотря на то, что моральные установки — неотъемлемая часть мыслительного процесса, вы должны хорошо понимать собственные установки, чтобы эффективно общаться с другими людьми. Вот несколько советов по корректировке установок.

– Помните, что каждый человек уникален. По поведению одного человека нельзя судить по поведению миллионов. Помните, что каждый сотрудник, с которым вы работаете, и каждый клиент, которого вы обслуживаете, не похож на других. Чем лучше вы понимаете других людей, тем эффективнее сможете с ними общаться.

Читайте также:  Гнев

– Всегда сначала выслушайте. Дослушивайте до конца все, что вам говорят. Задавайте вопросы, чтобы убедиться в правильности понимания сообщаемой информации. Если с этим вы не согласны, не спешите с критическими или недовольными замечаниями. Вместо этого попросите собеседника объяснить его идею или решение. Прежде чем критиковать, ознакомьтесь со всеми фактами.

Это интересно: Истинное значение моральных норм

– Бойтесь обобщений. Обобщение нередко (и справедливо!) воспринимается как необоснованное оскорбление. Даже если у вас имеется опыт общения с представителями некой социальной группы и этот опыт оказался негативным это еще ни о чем не говорит. Возможно, вам просто не повезло или вы плохо проявили себя в той ситуации. В любом случае, не стоит выдавать свое субъективное мнение за объективный закон. Вы можете упомянуть собственный опыт, не экстраполируя его на данную конкретную ситуацию, однако только в том случае, если это уместно.

– Сначала обсудите, потом действуйте. Реализация замыслов требует координации усилий, поэтому вы должны убедиться, что все участники знают, что происходит, какими должны быть их действия и каковы последствия этих действий. Даже при самой прекрасной цели и грандиозности замысла ваш проект обречен на неудачу, если вы заранее не посоветуетесь со всеми участниками, не привлечете их на свою сторону и не заручитесь их поддержкой.

Это интересно: Эффективная психологическая методика — метод «Двух стульев»

– Отдавайте предпочтение благоприятным суждениям. Когда вы сотрудничаете с другими людьми, лучше всего предполагать, что они желают вам только добра и не хотят сделать ничего дурного. Заговорам нет места в вашем общем деле. (Как хорошо и спокойно!) Именно такое позитивное предположение позволит вам по достоинству оценить мысли и поступки вашей команды.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Общечеловеческая мораль и нравственность

Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.

371054.jpg Они необходимы для процветания каждого общества и для мирного сосуществования народов с разными религиями и культурами. С этой точки зрения ответ на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, прозвучит несколько по-другому. Предположим, кто-то следует законам (писаным и неписанным), не ругается на улицах, не убивает животных и людей, не нарушает общественный порядок потому, что это запрещено или не принято. Естественно, этого человека можно назвать моральным. Но если кто-то делает то же самое по собственным убеждениям, то он считается глубоко нравственным. Что значит быть моральным человеком? Следовать предписанным устоям и правилам, чтобы избежать осуждения или наказания. Что значит быть нравственным человеком? Понимать значение ценностей, близких всем людям, следовать морали не из страха, а из убеждения.

Структура морали

Высшая ценность — жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд: любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности — например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности — оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Это интересно: значение термина аморально, кто такой — аморальный человек?

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать — следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Читайте также:  Ассоцианистическая психология — конец XVIII — начало XIX вв.

Воспитание морали

Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.

И тогда мусульмане выступают против христиан, крестоносцы пытаются насадить с помощью меча свои убеждения, некоторые страны несут собственную «демократию» соседям, не интересуясь их убеждениями. В сегодняшнем неспокойном мире особенно важно с самого детства воспитывать в ребенке моральные и нравственные основы.

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная — формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная — диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная — дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие — осуждают?
  • Контролирующая — позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума.
  • Интегрирующая — объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Специальный предмет

Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.

Для чего необходимы ценности

Направленность ценностей морали определяется воспитанием человека с его раннего возраста. Ценности могут быть отрицательными и положительными.

У каждого народа сложились стандартные нравственные основы, которые формируют цивилизованный социум: в нем частные преимущества, полученные за счет других людей, ниже по значимости, чем благополучие всего общества.

Посредством нравственных основ происходит регулирование высказываний и действий до того, как они будут произнесены/совершены. Данные принципы рекомендуют учитывать права и интересы других членов общества.

Обратите внимание! Если расхождение в духовных ценностях двух людей слишком значительно, то их взаимодействие друг с другом способно перерасти в серьезный конфликт.

Обобщенные представления морали выражены в понятиях зла и добра, различающих нравственность и ее отсутствие. Традиционно добро означает пользу для общества, однако данное понятие является относительным – в те или иные эпохи вкладываемое в него значение изменялось.

Соблюдение принятых в обществе канонов и традиций, личных внутренних приоритетов позволяет человеку жить в социуме гармонично и уравновешенно. Если он придерживается оценок и правил, которые идут вразрез со стандартными в данном обществе, то его жизнь становится изолированной, обособленной. Когда человек совершает унизительные, злые поступки, общество выражает ему свое неодобрение и укоряет его.

Посредством соблюдения нравственных устоев человек ведет комфортную в социуме жизнь, осуществляет благородные и полезные поступки, его совесть ничем не обременена.

Это интересно! Как проявляется природная и социальная сущность в человеке

Подведем итоги

Так что значит быть моральным человеком? Это значит:

  • Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
  • Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
  • Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
  • В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
  • Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
  • Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.

Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.

Читайте также:  Чего мне не хватает: разбираемся с кругом потребностей — осознанный подход

Что значит быть моральным по-настоящему

Но это была мораль в узком смысле. Если же говорить об общечеловеческих ценностях, здесь ситуация окажется несколько иной, ведь моральному человеку далеко до нравственного. Многие считают слова «мораль» и «нравственность» синонимами, однако между ними есть одно существенное различие. Человек моральный просто формально следует тем нормам, которые приняты в конкретном обществе. Человек же нравственный не просто следует правилам, но согласен с ними внутренне. Он не будет убивать собаку или кошку не потому, что нельзя по закону, а потому, что понимает, что не имеет права отнимать жизнь у другого существа. Он не будет воровать не потому, что боится, что его схватят и накажут, а потому, что понимает, что, возможно, отнятая вещь может быть очень нужна тому, у кого он ее украдет и т.д. Таким образом, между моральным и нравственным человеком лежит целая пропасть, так как первый формально следует правилам, а второй — понимает их значение и, находясь выше конкретных моральных норм, живет по общечеловеческим, а не местечковым принципам. Кстати, предлагаю вам посмотреть на вопросы морали и вот с такой интересной точки зрения.

Используемые источники:
  • https://studref.com/484169/filosofiya/moralnyy
  • https://tandem-psy.ru/pro-lichnost/moralnyj-princip-eto.html