Моральная дилемма

Моральная дилемма, это состояние, в котором никто из нас не хотел бы быть. Она определяется как ситуация, в которой один должен принять решение, результат которых в любом случае будет нежелательным. Это определение не является стандартным,  она определяется по-разному в области психологии, философии и др. Мораль не путать с этикой. Мораль используется в перспективе индивидуального характера, в то время как этика-это способ, которым группа или общество ограничивает себя. Дебаты на моральную дилемму идут уже долгое время сейчас, она оказалась в центре внимания.

Классические Примеры

Переполненный Корабль 13 марта 1841 корабль Уильяма Брауна, покинул » Ливерпуль » с 17 членов экипажа и 65 пассажиров, большинство из которых были ирландскими и шотландскими иммигрантами. 19 апреля, корабль столкнулся с айсбергом и начал быстро тонуть. Там было два катера, один большой и один маленький. Капитан, восемь моряков и пассажиры сели в небольшую шлюпку,  сорок человек, включая девять пассажиров заняли большую шлюпку. Не было достаточного места на большой шлюпке для пассажиров, поднялся ветер и пошел сильный дождь. Лидер и члены экипажа знали, что если они хотят выжить, они должны избавиться от лишнего веса на лодке и для того, некоторых пассажиров необходимо высадить. В этой печальной ситуации, Александр Холмс один из моряков, вместе с другими членами экипажа стали бросать людей в ледяные воды Атлантики. По прибытию в Филадельфию, Александр Холмс был осужден за непредумышленное убийство, но ввиду исключительной ситуации, в которой он должен был сделать этот выбор, он был приговорен к шести месяцам тюрьмы и 20 долларов штрафа. Там было много общественных симпатий и все согласились, что Холмс не имел никакой личной злобы к кому-либо из пассажиров, которые должны были быть сброшены, и он сделал это в интересах большинства, но многие люди критиковали моряков из за спасения своих собственных жизней, нежели пассажиров.

Смотрите также:  Рекомендации по улучшению памяти

Выбор Софи В 1976 году Роман, Выбор Софи William Styron также пример моральной дилеммы. В романе, польской женщине Софи Zawistowska нацисты сказали, чтобы она сделала выбор между жизнью сына и дочерью. В порыве, она решает, что они могут забрать  дочь, она подумала, что ее сын старше и сильнее, и выживет. К сожалению, она никогда не услышит от него  прощения, что она выбрала между  детьми, Софи кончает жизнь самоубийством.

Толстяк в Пещере Группа людей застряли в пещере, уровень воды в котором поднимается. Есть только один небольшой выход из пещеры, но, к сожалению, один из их друзей, толстый мужчина, застревает там. Хотя они и стараются вытолкнуть его, это не поможет. Если толстяк не уйдёт от устья пещеры, то все они погибнут. Один из участников, у кого есть динамитная шашка предлагает взорвать их друга, чтобы выбраться из пещеры. Это опять же моральная дилемма ситуации, когда кто-то должен быть принесен в жертву, чтобы другие могли жить.

(Пожалуйста, обратите внимание, что пример «Переполненный Корабль» — это правдивая история, в то время как другие примеры являются вымышленными)

Моральная Дилемма Вопросы

Смотрите также:  Эгоизм — хорошо или плохо?

Статьи по психологии: 

Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Анастасия Армашова, психолог-консультант Центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, к.психол.н., рассказывает о результатах своего диссертационного исследования “этической зоркости” — способности психолога узнать в профессиональной ситуации этическую дилемму и по-разному отнестись к ней.

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Зачастую такие ситуации возникают непосредственно при взаимодействии с клиентом. У психолога нет возможности подготовиться к первичной консультации. Как правило, он не знает, в каком поле будет работать: какие личностные особенности будут у клиента, с какой проблемой и в каком психологическом состоянии он придет. Также клиенты в связи с остротой ситуации не всегда раскрывают все подробности консультанту. Специалист понимает, что работает в дефиците информации о полной картине обстоятельств, затрагиваемых сторонах и т.д. Высокая неопределенность в ситуации консультирования и необходимость принятия решения «здесь и сейчас» делает этическую дилемму не просто случаем абсолютного авторства специалиста в своем выборе, но и предполагает высокое эмоциональное напряжение.

Психолог-консультант описывает свои переживания в начале работы с этически сложными случаями: «Как правило, при таких сложных ситуациях клиенты вначале поднимают вопрос конфиденциальности, мы обсуждаем принцип этического кодекса, я разъясняю подробно, как должен действовать специалист. Уже тогда возникает это ощущение неопределенности, ты понимаешь, что предстоит сложная консультация, сложная ситуация, в которой, скорее всего, тебе придется принимать сложное решение, но ты не знаешь, что это будет, не знаешь последствий».

На кафедре консультационной психологии ЯРГУ им.П.Г. Демидова мы провели исследование восприятия психологами-консультантами этических дилемм. Собрали кейсы из практики, которые психологи посчитали сложными этическими ситуациями и этическими дилеммами и потом показали участникам исследования два кейса:

Мы хотели описать особенности восприятия специалистом подобных ситуаций — способность распознать в ситуации этическое поле, дилемму. Эту способность мы обозначили как “этическую зоркость”. Нам удалось выявить три уровня ее развития: рационально-прагматичный, ситуативно-эмоциональный, личностно-ответственный.

На рационально-прагматичном уровне психолог не воспринимает ситуацию как этическую дилемму, оценивает её с одной позиции и не учитывает весь контекст ситуации. Консультанты относились к кейсу как к профессиональной задаче, интересной для решения, или как к ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения. Здесь выбора и ответственности за его последствия не предполагалось в принципе, поскольку консультанты относились к возможному решению как к вынужденному и как к обязательству.

Примеры реакций психологов-консультантов на кейсы:

На ситуативно-эмоциональном уровне этической зоркости на восприятие ситуации как этической дилеммы влияет контекст её обстоятельств. То есть консультант не во всех случаях распознает этический конфликт.

Психологи эмоционально переживали невозможность принять оптимальное решение, анализировали ситуацию с разных сторон, прогнозировали негативные последствия.

Примеры реакций психологов-консультантов:

На личностно-ответственном уровне этическая дилемма распознается специалистом вне зависимости от контекста обстоятельств ситуации. Отличительным этого уровня является не просто эмоциональное переживание неизбежности негативных последствий принимаемого решения, но и осознание личной ответственности психолога за него. Ситуация не воспринимается как сложная профессиональная задача, где выбор продиктован обстоятельствами. Консультант воспринимает её как личностный выбор, относится к принимаемому решению как к значимому для развития его личности («как мне жить с этим решением»).

Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации.

Примеры реакций психологов-консультантов:

Отношение к этической дилемме как личностному выбору, рефлексия своего эмоционального переживания в данной ситуации, своей ответственности за последствия требует ресурсного состояния от консультанта. Рационально-прагматичное восприятие может быть следствием не только этической необразованности, но и аспектом профессионального кризиса или выгорания. Иными словами, для психолога важно не только быть этически образованным и знать алгоритмы действий в этически противоречивых ситуациях, но и развивать и поддерживать этическую зоркость, то есть саму способность распознать данную ситуацию в своей профессиональной деятельности.

Ссылка на исследование: Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дис. … кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Армашова Анастасия Борисовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»], 2018

Используемые источники:
  • https://psichov.net/moralnaya-dilemma/
  • http://psyethics.ru/moral/

Скажите что-нибудь