Методологические основы психологии: главные средства исследования

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Уровни методологии

Методология психологического исследования представлена несколькими уровнями:

  1. Уровень философской методологии. Этот уровень является базовым, создающим основу для всех последующих уровней, и представлен наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Это та основа, на которой базируется исследовательская деятельность. В роли методологической основы конкретных научных направлений выступают крупные философские учения.
  2. Уровень методологии общенаучных принципов исследования (общая методология научных исследований). Этот уровень представлен универсальными принципами, средствами и формами научного познания, соотносимыми не с какой-либо конкретной наукой, а применимыми к широкому кругу наук. Однако этот уровень методологии остается все же, в отличие от методологии философской, в рамках собственно научного познания, не расширяясь до общемировоззренческого уровня. На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности – общие проблемы построения эксперимента, наблюдения и моделирования.
  3. Уровень конкретно-научной методологии (специальная методология научных исследований). Этот уровень представлен совокупностью методологических принципов, применяемых именно в данной конкретной области знаний (например, в психологии). Специальная методология есть реализация философских и общенаучных принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания.
  4. Уровень методик и техник исследования (частная методология научных исследований). Этот уровень представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных для решения исследовательских задач определенного типа. Конкретные методики, применяемые в психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

ТолкованиеПереводНаучный метод</dt>Использование объективных, систематических и воспроизводимых способов исследования. Объективность заключается в том. что исследователь не позволяет усвоенным идеям или предрассудкам влиять на сбор данных. Систематичность заключается в том, что наблюдения или эксперименты выполняются упорядоченным образом. Измерение и регистрация эмпирических данных производится аккуратно и с учетом возможного влияния других факторов на полученные результаты. Воспроизводимость подразумевает, что все наблюдения можно повторить под руководством других исследователей, получив сходные результаты. Если результаты не воспроизводятся, то они ненадежны и, следовательно, не могут считаться достоверными. Процесс исследования не ограничен эмпирическими наблюдениями, но также требует логического мышления для объяснения результатов наблюдений. Развитие научных теорий, постоянная проверка и совершенствование этих теорий путем дальнейших наблюдений завершает цикл научного исследования.Аргументы за:• Благодаря опоре на объективные систематические методы наблюдения приобретаемые знания являются чемто большим, нежели пассивной регистрацией фактов.• Если научная теория больше не соответствует фактам, она может быть усовершенствована или отвергнута. Это означает, что научный метод познания допускает самокоррекцию.• Поскольку научные методы опираются на принцип детерминизма, с их помощью можно установить причины поведения. Детерминизм обеспечивает эмпиричность и воспроизводимость результатов.Аргументы против:Сосредоточиваясь на объективности и контроле в процессе наблюдения, психологи создают искусственные ситуации, которые дают лишь отдаленное представление о поведении людей в более естественной обстановке. Причинноследственные взгляды на поведение, необходимые в научных методах исследования, разделяются далеко не всеми психологами. Если поведение не подчиняется закономерностям. заложенным в научных методах, то предсказания становятся невозможными, а сами методы утрачивают свою эффективность.Объективное, систематическое</dd>

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

</dl>Другие книги по запросу «Научный метод» >>См. также: Методология наукиim324-640px-An_Experiment_on_a_Bird_in_an_Air_Pump_by_Joseph_Wright_of_Derby%2C_1768.jpgДжозеф Райт«Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768)

Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество[1].

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте[2]. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится модель изучаемого объекта.

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

История

Отдельные части научного метода применялись ещё философами древней Греции. Ими были разработаны правила логики и принципы ведения спора. При этом выводам, полученным в результате рассуждений, отдавалось предпочтение по сравнению с наблюдаемой практикой.

Эту парадигму изменили стоики, которые заложили начала научного метода: «очевидное» не является истиной автоматически, следует постоянно искать истину и сомневаться в «очевидном»[3]. При этом для познания недостаточно теоретических рассуждений, нечто считается истинным лишь посредством практического доказательства существования явления[4]. Именно стоики первыми обратили внимание на важность проблемы критерия истины и указали на неочевидность критерия истины как наблюдения: теоретические рассуждения должны подтверждаться практикой, истина заключается именно в соответствии мышления и действительности[5].

Сейчас этот процесс в научной методологии называется построением моделей действительности[6].

Наглядным примером проблемы критерия истины является утверждение, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху. ЭлеатЗенон здесь по сути применяет научный метод: не веря в «очевидное», он рассуждает и находит противоречия в моделях как непрерывности, так и дискретности пространства и времени. КиникДиоген, согласно Сексту Эмпирику, пытался «опровергуть» Зенона, просто начав ходить перед ним в ответ на «движения нет»[7] (апория «Стрела») — но это именно непонимание сути апории. Зенон не отрицал факт возможности движения, а указывал на невозможность непротиворечиво его мыслить[4]. По этому поводу Гегель указал, что доводы невозможно опровергнуть демонстрацией, их надо опровергать контрдоводами[8]. Эта история наглядно показывает отличие научного мышления, научного метода, применённого Зеноном (построение модели и проверка её на соответствие действительности) и обыденного «здравого смысла» Диогена[4].

Вершиной развития логики высказываний стала софистика. Однако целью софистов была не столько истина, сколько победа в судебных процессах, где формализм превышал любой другой подход.

Сократ создал сократический метод ведения спора. В противовес софистам, которые пытались навязать и доказать свою точку зрения, Сократ пытался наводящими вопросами заставить оппонента самостоятельно прийти к новым выводам и изменить свои первоначальные взгляды. Сократ считал свой метод искусством извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов. Ему приписывают высказывание о том, что в споре рождается истина.

В XX веке была сформулирована гипотетико-дедуктивная модель научного метода[9], состоящая в последовательном применении следующих шагов:

modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 5 января 2021 в 19:10. ТолкованиеПереводметодология</dt>(от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. М. воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Прогресс М. был обусловлен успехами материального и духовного производства. М. существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. М. носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому М., функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной М. В современных условиях, для к-рых характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о так называемых общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование к-рых в психологии обогатило ее новыми подходами и решениями. Многообразие методов неизбежно порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать М. с точки зрения ее эвристичности, т. е. способности обеспечить появление новых идей в конкретных проблемных ситуациях. Область М. включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных.</dd>

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

</dl>методология</dt>1. Учение о научном методе познания, расширенно — о методах познания вообще.2. Совокупность методов, применяемых в некоей науке, области знания. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности.Это понятие используется с несколько разными оттенками по отношению к различным видам и уровням деятельности. В целом методология определяет принципы, коими должен руководствоваться в деятельности человек. Функция ее двояка: она позволяет описать и оценить деятельность с позиции внутренней организации, а также в ее рамках вырабатываются рекомендации и правила — те нормы, коими следует руководствоваться в своей деятельности. Применительно науки различаются методология философская, общенаучная и специально-научная. Методология конкретизируется применительно различных сфер практической и теоретической деятельности. Одна из таких сфер — психика, исследование коей предполагает разработку соответственных методов. Поэтому методология, функционируя как общая система объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В современных условиях, когда характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту обретает вопрос об общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование коих обогатило психологию новыми подходами и решениями. Многообразие методов порождает проблему выбора адекватных и самых перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с позиции ее эвристичности — способности обеспечить появление новых идей в конкретных ситуациях проблемных. В психологических исследованиях методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения. Во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями: иррационализм; противопоставление смысла личностного жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий его развития; гипертрофия роли сексуальности. Область методологии содержит обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и прочие, кои в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных.</dd>

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

</dl>Синонимы: Другие книги по запросу «методология» >>

Развитие каждой отрасли науки зависит от исходных положений, которые должны давать полное представление обо всех изучаемых ею феноменах и предметах. Методологические основы психологии — это такие положения или учения об идеях научных дисциплин и методах, с помощью которых проводится их изучение. А также есть еще интеллектуальные средства. Понять целесообразность их применения в каждом конкретном случае ученые-практики могут лишь полностью освоив их.

Наука — система, которая включает в себя определенные законы и полученные с использованием различных методов исследования, факты и знания. Научной методологии свойственен общий характер. Однако, ее применение в зависимости от теоретической или практической сферы может быть более конкретным.

Статьи по теме
  • zadachi-sovremennoy-psikhologii-1-220x150.jpgЗадачи современной психологии в сфере развития и формирования человеческой личности
  • problemy-sovremennoy-psikhologii-1-220x150.jpgПроблемы современной психологии — наука погружается в кризис
  • metodologicheskie-princiry-psikhologii-1.jpgМетодологические принципы психологии: актуальные способы, позволяющие исследовать все
  • korporativnye-otnosheniya-1.jpgКорпоративные отношения в современном обществе

Методологические основы психологии: функции познания

Методологическое знание бывает двух типов — в виде дескриптивной методологии и нормативной. Дескриптивная методология характеризуется исследованиями с проведением ретроспективных анализов, ранее прошедших процессов.

Использование методологических анализов уже пройденных этапов в науке, дает толчок для дальнейшего прогресса научного познания:

  1. Ускорение познавательных процессов в науке за счет проведения анализа уже созданных научных теорий и концепций.
  2. Выделение в научных знаниях организационной составляющей. Их структурирование и разработка средств и базовых форм познания подходов и категорий, общенаучных понятий.
  3. Разработка главного направления в дальнейшем развитии науки и оценка возможных перспектив отдельных направлений.

Все эти функции методологического познания наибольшую важность представляют при разработке междисциплинарных исследований.

С помощью нормативной методологии решаются все возникающие организационные проблемы и конфликты. Путем предписаний, всеобъемлющих правил и норм обеспечивается актуальность постановки проблем. Причем рассматриваются не только их формы, но и содержание. А также предоставляются средства, с помощью которых можно решить эти задачи и, одновременно проводится качественная организация самих исследований.

Базовые понятия методологии

Предметом исследования принято считать современное базовое понятие методологических основ психологии и научного анализа. Исследуемый объект и средства для его изучения находятся в тесной связи.

Структурой научного предмета принято считать:

  • неоспоримые факты;
  • информационные средства, в том числе математическое описание или различные языки;
  • методические предписания, системы, с помощью которых можно зафиксировать способы и приемы осуществляемой научной работы;
  • схемы и модели в виде частных объектов исследования;
  • теоретическая система знаний;
  • проблемы, которые требуют решения;
  • задачи проводимого исследования.

Объектом исследования в методологии представлена наблюдаемая учеными область или участок, с определением всех устойчивых связей.

Средствами исследования в методологических основах психологии считаются основные научные понятия. Поэтому с их помощью исследуемый объект может расчленяться. Далее происходит формулирование вероятных проблем, определение методов и принципов самого исследования, а затем собирание эмпирических данных.

Фундаментальной категорией методологии науки называют познавательную ситуацию. В психологии ее определяют как субъект-субъектную. Когда исследователь и испытуемый в текущем исследовании находятся в определенной ситуации.

Основные методы исследования с использованием методологии науки, подразумевающую анализирование развития научной дисциплины, проведение методологических экспериментов и логического анализа уже известного научного знания.

В психологической науке исследование психики невозможно осуществить без разработки специальных методов. Методология психологии классифицируется как общая, специальная и частная.

Общая методология основывается на следующих постулатах:

  • у окружающего мира и психики длинный путь эволюции;
  • развитие и движение материи имеет непрерывный характер;
  • материя первична, а сознание вторично;
  • материальность всего реального мира неоспорима.

Главным предметом изучения психологии считается человеческая личность. В этой научной дисциплине выделяют такие уровни методологии как:

  • важные формы развития знаний и этапы научного познания;
  • философский уровень — отражает философскую позицию в целом по отношении к окружающему миру и месту;
  • специальная методология, которая определяется принципами психологической науки;
  • исследовательская практика со специфическими методиками и техниками.

Методологические основы в целом для психологической науки имеют основополагающее значение. У нее особое положение, она находится на стыке гуманитарных дисциплин и естественно-научных. В направлениях которых выделяют социальные или философские отрасли.

Теоретико-методологические основы психологии — видео

Используемые источники:
  • https://psy-diplom.ru/shpargalki/metodologiya-psihologicheskih-issledovaniy/
  • https://psychology.academic.ru/7714/научный_метод
  • https://wiki2.org/ru/научный_метод
  • https://psychology.academic.ru/1176/методология
  • https://mind-control.ru/deyatelnost/metodologicheskie-osnovy-psikhologii/