Механическая память — примитивная зубрёжка или база для успешного обучения?

На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.

Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.

Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.

Непроизвольная память ребенка

В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.

В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.

В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.

Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:

  • Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
  • Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
  • Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
  • Запоминается то, над чем человек активно работает.
  • Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.

Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.

Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.

Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти в нашей статье Упражнения для улучшения памяти. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.

Произвольная память дошкольника

Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.

Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:

  • Активность и успешное участие в играх.
  • Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
  • Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.

Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.

Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.

В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.

В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

  • Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
  • При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
  • Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
  • Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.

Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:

  • Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
  • Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
  • Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.

Развитие произвольной памяти

Произвольная память начинает формироваться в процессе взросления ребёнка, когда он постепенно обучается действиям, помогающим лучше запоминать информацию, удерживать её в памяти в течение длительного времени и воспроизводить как можно точнее. Завершается этот процесс примерно к 14 годам.

В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.

Как помочь ребенку развить произвольную память?

  1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
  2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
  3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
  4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
  5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
  6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.

Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.

Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Памятьneproizvolnaya-pamyat-osobennosti-i-razvitie.jpg

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Содержание

Человеческая память настолько многогранна, что о ней трудно рассказать в двух словах. Интеллект у людей отличается от других обитателей Земли тем, что он наделен очень мощными свойствами. В первую очередь они обеспечиваются памятью. Без нее мы не можем обучаться и логически мыслить. Есть произвольная и непроизвольная память. О последней необходимо рассказать отдельно.

Характеристика

Когда регулировка определенной программы отсутствует, тогда такой процесс называется непроизвольной памятью. Просто запоминание в человеческом мозге происходит непроизвольным образом, то есть индивид не прилагает усилий к запоминанию.

Именно поэтому человек не может вспомнить абсолютно все мелочи, которые встречаются у него на пути. Субъект запоминает и забывает определенную информацию выборочно.

neproizvolnaya-pamyat-osobennosti-i-razvitie-1.jpg

Произвольная и непроизвольная память выявляются по характеру участия воли личности к процессу запоминания. Они отличаются. Непроизвольная память – это процесс, который происходит «сам по себе», а именно индивид не устанавливает цель запомнить информацию и не принимает активное участие в данном этапе. Порой, чтобы включилась непроизвольная память, надо включить эмоции. Если речь идет о произвольной памяти, то здесь основанием разделения является сознательный процесс, который предполагает приложение усилий к запоминанию. В психологии принято считать, что память человека движется вперед благодаря совершенствованию средств запоминания. Натренированный интеллект – это овладение способами запоминания.

В результате многочисленных исследований был выявлен целый структурированный ряд развития памяти. Например, были определены такие направления, как возраст личности, ее зависимость от деятельности, ее степень владения способами запоминания, качество материала, который необходимо запомнить, мотивация и т. п. И если память развита, то непроизвольное запоминание нельзя считать более слабым, в отличие от произвольного. Первое в большинстве случаев даже превосходит второе.

Путем исследований также было установлено, что запоминается лучше тот материал, к которому индивид приложил максимум внимания и сознания.

Как это работает?

Непроизвольная память – это итог какого-либо действия и одновременное условие для принятия практических действий. Мы даже не подозреваем, какой процесс происходит в нашем сознании, когда о каком-либо событии говорим так: «запомнилось само по себе». И тем не менее этот процесс имеет строгую закономерность.

Исследования показали, что продуктивность непроизвольного запоминания зависит от содержания основной цели деятельности. Материал для усвоения может занимать различные места в деятельности, поэтому он также имеет различное значение. В результате он наделяется различной ориентировкой. Она требует активности тогда, когда нужно достичь результата. Значит, если идет активная умственная работа, то материал запоминается хорошо.

Однако материал может также и удаляться из памяти. Такой процесс провоцируется невозможностью актуализации информации. Он также связан с мотиваций, которая способствует ее удалению. Обычно из памяти удаляется неприемлемая информация. Например, если вам сделали больно, то ваша психика включит защиту, чтобы не травмироваться еще больше от причиненного ущерба. Так произойдет вытеснение негативных воспоминаний.

Но это не значит, что она будет полностью утеряна. Просто при такой потере действуют неосознанные процессы. Чтобы знания снова возникли в памяти, индивиду нужно понять непонятные мотивы. Именно они стимулируют удаление неприятных моментов.

Фрейд утверждал, что путешественники, побывавшие в одном и том же круизе, будут рассказывать о проделанном пути совершенно по-разному. И все это произойдет потому, что ощущения и восприятия у каждого человека свои собственные, и мотивы к запоминанию также индивидуальны.

И все это связано с тем, что содержание нашей памяти сильно взаимодействует с восприятием. Например, произошедшие события могут быть нелицеприятными, с ними могут сочетаться ужасные моменты. И, тем не менее, забыться может не именно негативная сторона, а та, что ассоциируется с негативом.

Известный психолог З. Фрейд нашел этому конкретный пример. Он рассказывает в своих трудах о том, как пообещал купить шкатулку в подарок своей близкой знакомой. Магазин, в котором продавалась вещица, стоял рядом с домом, где обитал его враг. Так вот, Фрейд забыл место, где находится магазин. И это самый красочный пример того, как ассоциативная связь влияет на забывание неприятностей.

Человек, намеревающийся выполнить действие и осознающий, что он обязан воплотить задуманное действие, будет стремиться к этому, несмотря на прошествие некоторого времени. Однако этот же индивид может передумать что-нибудь делать. Произойдет такое в результате осознания будущих действий, и тогда возникнет вопрос: «А надо ли это делать?». После чего желание начнет исчезать из памяти. И произойдет это тогда, когда столкнутся чувства – долга и внутреннего отрицания предстоящей деятельности.

Функции

Если говорить о памяти в целом, то можно сказать, что это познавательный процесс, который включает запоминание, забывание и даже сновидения. Иногда мы наблюдаем факты непроизвольного запоминания тогда, когда движение, связанное с чем-либо, резко обрывается. Например, внезапно выключается свет или все данные на компьютере закрываются. Однако мы непроизвольно запоминаем информацию, которая была прочитана или написана перед самым выключением. Когда гаджет снова включается, то мы можем определить, на каком именно месте был прерван процесс.

Потребности любого индивида вызывают впоследствии определенные действия. Если желания остаются, то деятельность будет доведена до конца. Когда это происходит, то индивид больше не испытывает стремления к каким-либо действиям. Ситуация разряжается. Например, человек захотел выпить стакан воды. Это желание побуждает его пройти на кухню и выполнить задуманное. Внезапно раздается звонок, и человек ненадолго вынужден прервать свои действия. Поговорив по телефону, он пройдет на кухню, нальет в стакан воду и выпьет.

В этом процессе напрямую будет задействована непроизвольная память. Несмотря на внезапный звонок, тенденция к выполнению действия была сохранена. А значит, и действие, пока оно не будет выполнено, останется в памяти индивида. Итак, можно сказать, что потребностное напряжение воздействует на память человека. Содержание непроизвольной памяти и ее функции связаны с деятельностью и отражают ее в полной мере. Поэтому здесь исключены ошибочные действия. Благодаря вышеперечисленным функциям непроизвольного запоминания человек может не только начать какое-либо дело, но и закончить его. Итак, непроизвольное запоминание происходит безо всяких усилий, «на автомате».

Данный вид определяет сильные и необычные сигналы внешней и внутренней среды, которые вызывают у человека определенные чувства или интерес.

Способы развития

Непроизвольную память необходимо развивать всем без исключения. Это существенно поможет в жизни, поэтому выполняйте следующие рекомендации. Они служат примером развития памяти, а также помогают расширить интеллект.

  • Нужно выполнять заучивание наизусть. Это является самой главной техникой.
  • Производный вариант от заучивания наизусть – это пересказ.
  • Перенос опыта или экстраполяция. Здесь выводы распространяются с одной части на другую, а также выявляются закономерности в изучаемом предмете. Когда человек научится переносить опыт, он научится выстраивать аналитические цепочки.
  • Ассоциации вызывают чувства, и материал так лучше запоминается.

Еще необходимо применять следующие факторы, которые также позволят улучшить память.

  • Развиваем уверенность в себе. Когда вы испытываете это чувство, у вас гармоничное психологическое состояние и физиологическое благополучие. Клетки головного мозга начинают работать с удвоенной силой.
  • Стремление к положительным эмоциям активирует пассивные клетки мозга.
  • Всепоглощающая заинтересованность дает возможность к быстрому запоминанию.
  • Исключению помех способствует концентрации внимания.
  • Учитесь преобразовывать материал. Когда материал для запоминания выглядит монотонным, то мозг начинает ставить препятствия к его восприятию. А если сделать его не занудным, а интересным, то дело пойдет иначе. Чтобы добиться цели, сочините небольшой рассказ. Так легко усвоить любую информацию.
  • Поставьте цель – обязательно усвоить информацию. Если вы будете многократно повторять одно и то же, вы все равно ничего не сможете запомнить, если не поставили цель.

В завершение необходимо привести пример наиболее подходящего приема непроизвольного запоминания. Знайте, что под воздействием сильных эмоций включается очень сильный процесс непроизвольного запоминания.

Поэтому используем данный фактор и подбираем такие источники знаний, которые могут нас шокировать. Так в голове отложится большая часть информации. Например, если вы хотите усвоить исторические данные, то найдите самые интересные моменты, которые будут во всех «красках» описывать события, произошедшие в прошлом.

Также для развития памяти можно использовать таблицы Шульте. Классическая таблица выглядит как квадрат, состоящий из 5 строк и 5 столбцов. В ячейках расположены в произвольном порядке числа от 1 до 25. Сначала нужно освоить матрицы 5х5, а затем переходить к более сложным заданиям. Для этого есть большая таблица 9х9.

Память… Что же это такое? И почему какие-то события всплывают в нашем сознании, стоит о них только подумать, а для некоторых нужно время? Что-то же вообще, казалось бы, стирается из памяти?

Люди в большинстве своем считают, что память работает как магнитофонная лента: событие на нее записывается, а при обращении к коре головного мозга воспроизводится. Это совершенно не так! По большому счету, память – это процесс. Задействовано в этом процессе множество инструментов. О наиболее важных из них мы с вами сейчас и поговорим.

1.1. Память произвольная и непроизвольная; кратковременная и долговременная

Память условно подразделяется на произвольную и непроизвольную. Произвольной называется память в том случае, если восприятие и запоминание какой-либо информации происходит под воздействием вашей воли. То есть вы заставляете себя запомнить. Непроизвольная же память отличается тем, что в ее русле вы запоминаете информацию автоматически, не прикладывая для этого никаких усилий. Непроизвольно отложившиеся в памяти события обычно значительно лучше воспроизводятся. Да и запоминается в основном то, что можно назвать «отвлекающими» или «раздражающими» моментами. Например, вы с легкостью вспомните, как долго простояли в пробке, отправившись на работу. Или в какой яме умудрились сломать каблук. А еще, сидя, например, на лекции, вы неожиданно можете запомнить строчки из новой песни. И они будут преследовать вас чуть не весь день…

Произвольная же память потребует от вас усилия. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания. Наверное, все мы сталкивались с экзаменационной горячкой: последняя ночь, стопка учебников до потолка, массивы информации, загружаемые в мозг… На следующий день откуда ни возьмись информация всплывает, и вы получаете заслуженную оценку. Что случилось с судорожно заученными текстами? Да ничего, они куда-то исчезли…

В зависимости от того, каким образом вы заучиваете информацию, вы и будете ее воспроизводить. О способах заучивания мы с вами поговорим чуть позднее.

Также память подразделяется на кратковременную и долговременную. Любая воспринятая нами информация остается в памяти на определенное время.

Кратковременная память позволяет хранить информацию сравнительно недолгое время. Бывает даже мгновенная память – когда информация удерживается всего полсекунды. Информация, воспринятая органами чувств, не обрабатывается сознательно – и исчезает. Наиболее яркий пример: случайный взгляд на часы. У каждого, наверное, бывало: только взглянешь на циферблат, отметишь для себя время, как подойдет кто-то и задаст вопрос: «Который час?» Но мы уже забыли: приходится вновь смотреть на часы…

Приняв мгновенную информацию, мозг выбирает: передать ее в кратковременную или бесследно уничтожить. Если полученной вами информацией «заинтересовались» высшие отделы головного мозга, она задержится в памяти секунд на двадцать.

Кратковременная память способна ненадолго сохранить воспринятую вами информацию. Если вы не прокрутите в голове полученную информацию еще раз, она исчезнет, не оставив следов. Кратковременная память характеризуется следующими особенностями: она воспринимает наиболее значимые составляющие информации. Вы не ставите предварительную установку на запоминание информации, и «записи» может не произойти. Зато кратковременная память нацелена на воспроизведение.

Кратковременная память обладает определенным объемом. Психолог Ге́рман Эббинга́уз придерживался мнения, например, что в кратковременной памяти могут удержаться семь цифр, букв или названий предметов. Ученый Миллер также считал, что больше семи единиц любой информации в кратковременной памяти не удерживается. В большинстве же источников указан объем памяти от пяти до девяти единиц информации. Но как же так? Ведь запоминаем же мы номера сотовых телефонов или кредитных карт на несколько секунд? На самом деле, здесь нам помогает подсознание: бессознательно человеческий мозг начинает группировать поступившую информацию таким образом, чтобы она не превысила норму. Например, вам надо запомнить номер кредитной карты восемь два пять пять шесть семь восемь шесть два один ноль. Подсознание сгруппирует цифры, например, в пять числовых единиц: 82–55 – 678 – 62–10.

Объем кратковременной памяти индивидуален, сохраняется в течение всей нашей жизни и в зависимости от этого объема будет наша способность запоминать механически.

Итак, любая информация, пройдя «отсев» мгновенной памяти, оказывается в кратковременной. А уж потом, если информация сто́ящая, она переходит в долговременную. Каким образом? Обычно путем повторения.

Долговременная память хранит информацию в течение практически неограниченного времени. В долговременную память из кратковременной информация может перейти:

– посредством волевого усилия (так называемая «зубрежка»);

– посредством неоднократного повторения (здесь мы не видим волевого усилия, но материал, повторё́нный несколько раз, запоминается легче, да и забыть его сложнее);

– при проявлении искреннего интереса (если то или иное событие вас заинтересует, вы можете совершенно «случайно» его запомнить надолго).

Информацию, которая хранится в долговременной памяти, можно воспроизводить множество раз. Она уже не потеряется. А если периодически воспроизводить тот или иной пласт информации, то он не сможет уйти в глубину памяти.

Долговременная память подразделяется на два типа:

Первый – сознательный, когда вы извлекаете из недр памяти информацию по собственному желанию;

Второй – подсознательный: информация хранится в вашей памяти, но вы можете об этом даже не догадываться. Получить доступ к подобной информации можно посредством гипноза или определенных психотехник.

Психология bookap

Емкость долговременной памяти безгранична. На самом деле, вы и сейчас, например, при помощи гипнотизера, сможете воспроизвести стихи, когда-то заученные в детском саду. В нашей долговременной памяти хранится практически все. Только вот далеко не всегда мы можем извлечь ту или иную информацию.

Одна из особенностей хорошей памяти заключается в способности вспоминать, а вовсе не запоминать информацию.

ТолкованиеПереводНепроизвольная память</dt>

Непроизво́льная па́мять – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части. Существуют причины для того, чтобы запоминать одну информацию и не запоминать другую. Забывание определённой информации, запомненной в результате проявления непроизвольной памяти, также носит выборочный характер.

Причины непроизвольного запоминания

Непроизвольное запоминание и квазипотребность

Мы можем наблюдать закономерности непроизвольного запоминания, когда наша деятельность неожиданно для нас прерывается. Если человек поглощён решением какой-то задачи, то при прерывании его деятельности существует большая вероятность, что эта деятельность будет непроизвольно запомнена, причём лучше, чем та деятельность, которая была завершена. Любое действие должно быть вызвано определённой потребностью человека. Действие человека вызывается некоторым напряжением, и человек стремится это действие довести до конца. Такое напряжение соответствует актуализации некоторой потребности (квазипотребности). Когда человек завершает действие, напряжение разряжается, и человек перестаёт стремиться к выполнению действия. Однако, если действие не выполнено и напряжение не разряжено, то сохраняется тенденция к выполнению действия. А если тенденция сохраняется, значит, действие должно оставаться в памяти человека. Очевидно, тенденция в каком-то смысле и является одним из механизмов памяти. Именно она и препятствует забыванию действия. Таким образом, потребностное напряжение влияет на работу памяти. Этот феномен исследован Б. В. Зейгарник и Г. В. Биренбаум в рамках теоретического направления школы К. Левина.

Непроизвольное запоминание и деятельность

Непроизвольное запоминание не определяется лишь только стимулами, воздействующими на органы чувств. Непроизвольное запоминание не есть простое запечатление действительности. Непроизвольное запоминание связано с мотивацией, с деятельностью. Содержание памяти отражает деятельность, которую человек выполнял. Это подтверждается экспериментальными исследованиями П. И. Зинченко и А. А. Смирнова. П. И. Зинченко проводил следующие эксперименты . Испытуемым предлагались 15 карточек с изображением предмета. 12 карточек можно было объединить в 4 группы. 3 карточки были различного содержания. Помимо этого, на каждой из карточек было написано какое-то число. Все числа различались. Было проведено два опыта. В первом опыте испытуемые выполняли определённую деятельность по классификации предметов, изображённых на картинках. После выполнения деятельности их просили назвать предметы и числа. Во втором опыте испытуемые наоборот, выполняли деятельность по расстановке в правильном порядке с числами. При назывании предметов и чисел было видно, что непроизвольно запоминались лучше те объекты, на которые была направлена деятельность. Ещё одно исследование было проведено А. А. Смирновым. Он просил испытуемых рассказать о том, как они добирались на работу. Испытуемые должны были рассказать это как можно более точно с указанием мельчайших подробностей. Оказалось, что испытуемые указывали в основном ту информацию, которая относилась к деятельности, связанной с прибытием вовремя на рабочее место. Испытуемые указывали в своих отчётах чаще всего свои действия по достижению цели и то, что мешало им её достичь. В этом эксперименте было показано, что «важнейшим условием, определившим собой запоминание…, явилось основное русло деятельности испытуемых, … и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности».[1]

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение. Как пишет З. Фрейд , содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники – разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией. Ещё одни случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти – забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания»[2]. По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений. Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор»[3]. Содержание памяти тесно связано с мотивацией. Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания. Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин . Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью. Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Примечания

  1. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 485.
  2. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 134.
  3. Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000, с. 141.

Литература

  • Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
  • Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000.
Категория:
  • Память
</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>

Смотреть что такое «Непроизвольная память» в других словарях:

  • НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ — вид памяти, характеризующийся тем, что человек запоминает и воспроизводит, не ставя перед собой специальной цели что либо запомнить или припомнить. Противоположным понятию Н. п. является произвольная память. О ней говорят в тех случаях, когда… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПАМЯТЬ — психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Память — У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите …   Википедия

  • Память (значения) — Содержание 1 В психологии 2 В компьютерной технике …   Википедия

  • Память имплицитная — (англ. implicit – невыраженный, подразумеваемый) – непроизвольная память, память на информацию, которую или изменения которой индивид не осознаёт или во время приёма которой он не пытается её запоминать либо она остаётся для него незамеченной.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией …   Большая психологическая энциклопедия

  • Память — Способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. осуществляет связь времен – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Память —     психофизиологический процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения опыта. Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.… …   Педагогический терминологический словарь

  • память непроизвольная — П., при которой не фиксируется внимание на процессе запоминания. П. образная (син. П. иконическая) П. на определенные образы (зрительные, слуховые, тактильные и др.) …   Большой медицинский словарь

  • Психопатологические репереживания — Психопатологические репереживания, или непроизвольные рецидивирующие воспоминания  психологический феномен, при котором у человека возникают внезапные, обычно сильные, повторные переживания прошлого опыта или его элементов. Репереживания… …   Википедия

Книги

  • Развитие памяти. Секретные методики спецслужб, Маркус Ли. Память – уникальная способность человека хранить великое множество всевозможной информации. Мы, точнее, наш мозг, запоминаем все, начиная с рождения. Только далеконе все из этой информации… Подробнее  Купить за 249 рубаудиокнига
Используемые источники:
  • https://b-trainika.com/blog/neproizvolnaya-pamyat-proizvolnaya/
  • https://vplate.ru/pamyat/neproizvolnaya/
  • https://bookap.info/book/li_razvitie_pamyati_sekretnye_metodiki_spetssluzhb/gl2.shtm
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1320784

Скажите что-нибудь