Лекция 10. Индивидуально-типологические особенности личности

ГлавнаяКоллекция «Revolution»ПсихологияИндивидуально-типологические свойства личности

Личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности. Биологическое и социальное в структуре человека. Классификация способностей.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.12.2015
Размер файла23,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

—>

В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Специфика человеческой индивидности опосредована всей историей вида Homo sapiens, которая преломилась в наследственной программе. С момента своего рождения индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.

Индивидные свойства человека интересует психологию в той мере, в какой они проявляются в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирования специфически человеческих способностей.

Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым. Первичный уровень проявления индивидных свойств:

  1. Класс возрастно-половых свойств:
  • возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;
  • половой диморфизм — фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологически. Изучение полового диморфизма и его проявлений в различных сферах поведения личности представляет интерес для психологии половых различий. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека, однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности человека — одно из проявлений его социализации;
Индивидуально-типические свойства индивида: </li>
  • конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
  • нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.

Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функции (сенсорных, мнемических и т.д.) и структуру органических потребностей;

  1. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств — онтогенетическая эволюция, осуществляющаяся по определенной филогенетической программе, но постоянно изменяющаяся под влиянием социальной истории человечества. По мере Развертывания самих онтогенетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активам воздействием социальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида.

Темперамент— одна из основных индивидных характеристик. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности:

  • общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным и т.д.
  • особенности моторной сферы можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений и т.д.
  • эмоциональность: впечатлительность, чувствительность и импульсивность.

Родоначальниками учения о темпераментах были врачи Н.Гиппократ и К.Гален. Они создали, в сущности, гуморальную (от лат. humor — влага, сок) теорию темперамента. Само слово «темперамент» означает «надлежащее соотношение частей». Древнегреческий врач Гиппократ полагал, что у одних людей в теле преобладает желчь (chole), у других — больше всего крови (sanguinis), у третьих — особенно много слизи (phlegma) и, наконец, у четвертых — наибольшее количество черной желчи (melanos chole).

К.Гален выделил четыре типа темперамента, которые в наше время рассматриваются как основные:

640-1.png

  • холерик (бурный, порывистый, горячий и резкий);
  • сангвиник (живой, подвижный, эмоциональный и отзывчивый);
  • флегматик (спокойный, вяловатый, медлительный и устойчивый);
  • меланхолик (грустный, подавленный, робкий и нерешительный).

Попытка установить связь между строением тела индивида и его темпераментом была предпринята немецким психиатром Э.Кречмером. В своей работе «Строение тела и характер» он утверждал, что каждой конституции соответствует определенный психологический склад человека. На основе клинических наблюдений он пришел к установлению связи между типами телосложения и типами характера. Э.Кречмер выделял три основных типа телосложения и три соответствующих им типа темпераментов.

  1. Астенический тип конституции характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному темпераменту. Шизотимики — это аутичные люди, т.е. погруженные в себя, замкнутые, проявляющие склонность к чрезмерной абстракции и плохо приспосабливающиеся к окружению.
  2. Пикнический тип конституции (греч. pyknos — толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир и склонны к перепадам настроения от постоянно повышенного, веселого состояния духа у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального — у депрессивных.
  3. Атлетический тип конституции (греч. athlon — борьба, схватка) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды выражают эмоции сдержанной мимикой и жестами, внешне спокойны и невозмутимы, но временами бывают, подвержены неадекватным поводу вспышкам гнева и ярости. Они отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны и трудно приспосабливаются к перемене обстановки.

К конституциональным теориям относится также концепция американского психолога У.Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции:

  • эндоморфный (с преобладающим развитием внутренних органов, слабым мешковатым телосложением и избытком жировой ткани);
  • мезоморфный (с развитой мышечной тканью, сильным крепким телом);
  • эктоморфный (с хрупким тело-сложением, слабой мускулатурой, длинными руками и ногами);

которым соответствуют три типа темперамента:

  • висцеротония;
  • соматотония;
  • церебротония.

Конституциональные типологии Э.Кречмера и У.Шелдона и предпринимаемые в них попытки связать тип телосложения с психологическими особенностями индивида критиковались за стремление напрямую связать тип телосложения, обусловленный генотипически, с характером и темпераментом человека, т.е. с психологическим складом личности.

Нельзя отрицать связи типов телосложения с определенными чертами характера и социальным поведением индивида. Однако не следует искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Сами по себе особенности телосложения не определяют развитие психических качеств человека. Они могут выступать как органические предпосылки, влияющие на становление психических особенностей, и реально проявляют свое влияние в системе межличностных отношений носителей телесных качеств.

И.П.Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения (сила — слабость, уравновешенность — неуравновешенность, подвижность — инертность) и большое число их возможных сочетаний в природе, он установил четыре наиболее ярко выраженных типа нервной системы, три из которых — сильные (безудержный, живой, спокойный) и один — слабый. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы рассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный, уравновешенный, инертный — темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный — темперамент холерика; слабый — темперамент меланхолика.

О силе нервной системы у человека говорят его высокая работоспособность, достаточная степень сдержанности в выражении чувств, умение ждать и выслушивать других, инициатива и настойчивость в достижении цели. О слабости нервной системы свидетельствуют противоположные свойства, т.е. повышенная утомляемость, недостаточная инициативность, внушаемость, плаксивость, боязливость.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствии наклонности к раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность — в неспособности к ожиданию и нарушениях сна.

Подвижность нервных процессов определяется быстротой привыкания к новой обстановке, мыслительной подвижностью, живостью моторики и речевой артикуляции, быстротой засыпания и пробуждения.

Отечественные психологи (Б.М.Теплов, В.Д. Небылицин, B.C.Мерлин и др.) отмечают, что первостепенное научное значение работ И.П.Павлова заключается в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психофизиологической организации индивидуума. Однако современные исследования показывают, что сама структура свойств нервной системы как нейрофизиологических измерений темперамента много сложнее, а число комбинаций этих свойств значительно больше, чем это предлагалось И.П.Павловым.

Современные представления о темпераменте позволяют определить его как формально-динамическую характеристику поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. В.М.Русалов выделяет семь критериев темперамента:

  1. зависимость от содержания деятельности и поведения, т.е. отражение их формального аспекта (независимость от смысла, мотива, цели и т.д.);
  2. характеристика мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;
  3. универсальность и проявление во всех сферах деятельности;
  4. раннее проявление в детстве;
  5. устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
  6. высокий уровень корреляции со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.д.);
  7. наследуемость.

Из понимания темперамента как формально-динамической характеристики психического следует, что нет «хороших» и «плохих» темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент, являя собой индивидные свойства личности, оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека. Темперамент является динамической стороной характера, его физиологической основой.

640-1.png

 —>

1.1. Способности

1.2. Темперамент

1.3. Характер

1.1. Способности

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятель­ности — талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского «genius» – дух).

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на сложные – способность к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и т.д., и элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, па­мяти, мышления, воображения, воли и т.д. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных, интеллектуальных способностей человек не может включиться ни в один из видов человеческой деятельности. В соответствии с видами деятельности различаются следующие специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

1.2. Темперамент

Темперамент (от латинского «temperamentum» – соотношение, смешение частей, соразмерность) – ком­плекс психодинамических особенностей индивида, прояв­ляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности. В основе лежат типы высшей нервной деятельности (ВНД) и свойства нервной системы (НС). Выделяют 3 сферы проявления темперамента – общая активность (взаимодействие человека с окружающей средой), моторная сфера (темп, ритм движений), эмоциональность (впечатлительность, импульсивность).

Выделяют следующие теории темперамента:

1. Гуморальная теория Гиппократа гласит, что в организме человека существуют 4 жидкости – кровь, желчь, черная желчь, слизь. В зависимости от того, какая из жидкостей в организме преобладает, то у человека выделяют следующие типы темперамента: сангвинический – преобладание крови, холерический — желчи, меланхолический — черной желчи, флегматический — слизи.

2. Морфологические теории: теория Э. Кречмера: психические особенности человека связываются с его телосложением: он выделял циклотемический темперамент, который характерен для людей с широкой грудью, большим животом, большой головой; шизотемический темперамент характерен для астеников.

У.Шелдон делил типы темперамента по конституциональным особенностям на эндоморфные, мезоморфные и эктоморфные.

3. Физиологические теории.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. В его лабораториях на собаках изучались условные рефлексы, в результате было выявлено, что у разных животных они образуются по-разному. Например, у одних условные рефлексы образуются быстро и долго сохраняются, а у других образуются медленно и быстро угасают. Одни животные могут переносить большие нагрузки и при сильных раздражителях, другие при сильных раздражителях впадают в тормозное состояние. И.П. Павлов предположил, что все это зависит от особенностей ВНД животных. Таким образом, особенности высшей нервной деятельности(ВНД) собак были перенесены на человека. Кроме того, И.П. Павлов выявил три свойства нервных про­цессов – силу, уравновешенность и подвижность.

3.3. Характер

Характер – система выработанных и закрепленных отношений. В характере выделяют 4 системы отношений, которые являются базовыми для формирования черт характера: отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам. Кроме основных существует множество дополнительных (второстепенных) отношений, в которые вступает личность в процессе своей жизни (к учебе, к одежде, к спиртным напиткам и т.д.).

Обращаясь к вопросу описания характера, необходимо сказать, что типологии характера возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии, т.е. можно сказать, что существует клинический подход к изучению характера. Здесь модно назвать следующие имена: К. Юнг, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко.

Акцентуация характера понимается как крайний вариант нормы.

Свою типологию акцентуаций характера предложил А. Е. Личко, он выделяет следующие типы: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.

640-1.png

 Опубликовано 23.12.2012 — 19:17 —

Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организацииличности.

Мы остановимся на традиционном учении о четырех типах темперамента. 

Темперамент — это совокупность динамических проявлений психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngindividualno-_tipologicheskie_osobennosti_lichnosti.temperament.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-типологические особенности личности

Темперамент

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно объяснить только различиями внешней среды, издавна интересовал ученых. Так возникла «наука о темпераментах», в которой хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Не вдаваясь в историю развития учений о темпераменте, мы остановимся на традиционном (по крайней мере в отечественной дифференциальной психологии) учении о четырех типах темперамента, основанном на функциональной типологии высшей нервной деятельности, которая была разработана И.П.Павловым

Темпераментом называют индивидуально своеобразную,  обусловленную природой, совокупность динамических проявлений психики – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях, общении. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Ученик сангвиник – это живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей, для него не представляет сложностей работа в условиях отвлекающих факторов. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Может быстро сосредоточиться, быть дисциплинированным, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Сангвиник быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, без усилий переключается с одного вида деятельности на другой, но  не любит однообразной работы.

Сравнительно легко переживает неудачи. Сангвиники не склонны к уединению и предпочитают работать в коллективе, не любят уединенное чтение или учебу. Довольно легко устанавливает контакты с одноклассниками и учителями, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Если говорить о способностях и эффективности учебной деятельности у сангвиников, то следует отметить, что школьная успеваемость у них, как правило, выше, чем у представителей других типов темперамента.

Вместе с тем этот тип темперамента характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

Люди холерики — чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека с таким типом темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Экспериментально доказано, что холерики проявляют пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использования индивидуальных приемов.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

Положительные стороны холерического темперамента – энергия, активность, страстность, инициативность. Отрицательные же проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни и деятельности.

Флегматик. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность  может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро  сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно надолго, основательно и прочно. М.Р. Щукин установил, что лицам с инертностью нервных процессов характерно более медленное усвоение информации, поэтому при обучении им чаще требуется повторение, постоянный инструктаж. Однако, проигрывая в быстроте, флегматик может работать точнее, выполнять задание более тщательно. М.К. Акимова и Т.В. Козлова пишут, что флегматики могут работать долго, не отвлекаясь на реплики учителя или на одноклассника, работающего у доски. Они успешно выполняют монотонные виды работ в течение длительного времени, склонны к самостоятельному выполнению заданий и легче выполняют самостоятельную, чем фронтальную работу. Флегматики полностью выслушивают объяснения учителя и только потом начинают выполнять задания.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Флегматика непросто вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика легко формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться  безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе.

Меланхолик. Е.И. Рогов сравнивает меланхоликов с высокочувствительной фотопленкой. Меланхолик отличается повышенной мнительностью, подозрительностью. Такие ученики редко проявляют инициативу, стараются быть в стороне, ничем не выделяться из окружения. В связи со слабостью нервной системы, меланхолики легко устают, быстро теряют интерес к любому делу, не доводят начатое до конца. При возникновении трудностей меланхолик сразу опускает руки. Для него характерна постоянная неуверенность в себе. Уже на 2 – 3 уроке такие ученики чувствуют усталость. Он становится вялым, не участвует в общей работе и не проявляет к ней интереса. Внимание меланхолика легко отвлекается, оно неустойчиво, имеет малый объем и слабое распределение.

Акимова и Козлова пишут, что ученикам-меланхоликам легко справляться с заданиями монотонного характера, действуя по шаблону, по схеме. Они любят работать самостоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. Они не отвлекаются, не перескакивают от одного действия к другому, не забегают вперед, а выполняют их в строгой последовательности. Меланхолики склонны планировать предстоящую деятельность, они успешнее в деятельности, которая требуют предварительной и тщательной подготовки. Склонны к систематизации знаний, при ответе предпочитают задействовать внешнюю опору, поэтому разнообразные виды наглядного изображения – графики, схемы, таблицы, диаграммы – облегчают им учебную деятельность. Тщательно контролируют выполнение учебных заданий и проверяют полученные результаты. Если им позволяют это делать, они допускают меньше ошибок.

Понимание сущности темперамента ребенка, умение грамотно определять его тип, как и знание психологических свойств личности (характера, способностей, мотивации и направленности личности и др.), важны педагогу, школьному психологу.  

От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность.

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии. №6. 2009, 77 с. Абрамова Г.С. Практическая психология.- М.: Академия, 2010 г., 384 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 2009 г., 367с.
  3. Богословский В.В. Учебное пособие: Общая психология– М.: Просвещение, 2010 г., 284с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путь к сохранению здоровья. Учет индивидуально — типологических особенностей учащихся в процессе обучения

Специальные приемы работы со слабыми и сильными учениками помогают добиваться лучших результатов при обучении детей.Для этого следует соблюдать определенные правила по отношению к учащимся.Существуют …

picture-349450-1385030008.jpgИнтегрированный урок обществознания по теме: «Психологический портрет личности: темперамент и характер» в 7 классе

Комбинированный урок  с консультативным выступлением психолога школы….

Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий

Рекомендации для родителей неуспевающих детей…

Учет индивидуальных типологических особенностей неуспевающих детей при подготовке домашних заданий

Рекомендации для родителей неуспевающих детей…

Изменения в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Кризис 7 лет. Учет индивидуально-типологических свойст личности при подготовке ребёнка к школе.

Консультация для родителей…

Индивидуально — типологические подходы на уроках математики.

Индивидуально — типологические подходы на уроках математики….

Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации

Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями …

  • Мне нравится
  Используемые источники:
  • https://revolution.allbest.ru/psychology/00628428_0.html
  • https://studopedia.ru/10_1194_individualno-tipologicheskie-svoystva-lichnosti.html
  • https://studopedia.ru/2_108590_lektsiya—individualno-tipologicheskie-osobennosti-lichnosti.html
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/12/23/individualno-tipologicheskie-osobennosti-lichnosti

Скажите что-нибудь