Критическое и креативное мышление

Нестабильная, неопределённая, сложная, неоднозначная — описание реальности, в которой живёт каждый из нас. В этих условиях возрастает сложность проблем, с которыми мы встречаемся практически ежедневно. У таких проблем нет однозначного или очевидного решения. Они требуют понимания контекста, умения работать с информацией, создания и анализа множества вариантов. А ещё приходится делать это быстро, чтобы успевать за скоростью изменений.

Мы предлагаем опору в таких условиях: навыки критического и креативного мышления для решения проблем.

Критическое и креативное мышление — популярные сегодня понятия, в которые люди вкладывают очень разный смысл. Мы будем использовать на нашем курсе следующие определения.

Критическое мышление — это умение рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решений.

Креативное мышление — это способность генерировать большое количество нетривиальных идей.

Если проблема сложная, то просто придумать решение недостаточно. Нужно сначала провести анализ информации и сформулировать идею как рабочую гипотезу. Иначе есть риск заняться решением не той проблемы или вовсе не перейти к действиям. Так критическое мышление помогает нам повысить эффективность креативного решения.

Без способности корректно и убедительно обосновать ценность своей идеи реализовывать её будет очень сложно. Поэтому креативность и критическое мышление успешно дополняют друг друга.

Мышление и решение проблем

Всех нас заботят самые разные проблемы: как построить отношения с конфликтным коллегой, приоритизировать задачи на работе, рассказать друзьям о спорной идее или даже как сохранить сбережения в кризис.

Познакомьтесь с Мариной. Марина работала над новым проектом, который нужно было выполнить за шесть месяцев. Проект показался лёгким, поэтому Марина неспешно проводила исследования и подбирала команду. Спустя три месяца работы и мучительных согласований результатов Марине стало ясно, что заказчик неясно сформулировал запрос, команда не готова к таким задачам, бюджета недостаточно. Всё начало разваливаться. Марина сделала вывод, что она ни на что не способна.

Какие решения могли привести Марину к такому результату?

  • Не задала вопросы по техническому заданию
    Марина увидела знакомые слова в описании проекта и достроила полную картину результата, а неясные моменты проигнорировала.
  • Решила, что новый проект можно сделать так же, как и предыдущий, но не учла контекст
    Прошлый проект Марины был успешным. Поэтому она решила применить те же шаблоны и инструменты.
  • Недооценила нагрузку
    Выполнение похожего проекта у Марины заняло в два раза больше времени. Но она решила, что в этот раз сможет избежать рисков и быстрее справиться с задачами.
  • Переоценила подготовленность членов команды
    Марина привыкла работать с командой, поэтому закрывала глаза на отстутствие определённых компетенций коллег.
  • Вовремя не обратилась за помощью
    Марине было стыдно показаться некомпетентной. Ведь она осознала, что именно её выбор привёл к негативным последствиям.

Марину можно понять. Она столкнулась с большим количеством проблем, которые требовали сложных решений. Так как Марина работала в интенсивном ритме, её мышление экономило силы. Оно сокращало время на решение задач и подталкивало её к опоре на предыдущий опыт и интуицию. В результате Марина делала что-то простое вместо того, чтобы делать нужное. К моменту полного краха она была окончательно уставшей и подавленной. Марина решила, что дело в её персональных качествах. Ведь это проще, чем проанализировать причины неудачи проекта.

Если коротко, то Марина решала проблемы с опорой преимущественно на быструю систему мышления. Но обо всём по порядку.Исследователи относят критическое мышление и креативность к общей группе: навыки мышления, или когнитивные навыки (ways of thinking). То есть в основе этих умений лежит мыслительный процесс — формирование суждений и выбор. Как он устроен?Раньше считалось, что все люди по умолчанию мыслят рационально, — в каждой ситуации ведут себя согласно максимальной выгоде для себя. В ошибках люди винили эмоции. Но оказалось, что мыслительный процесс устроен сложнее.

В семидесятых годах психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски доказали, что существуют две принципиально разные системы мышления — Система 1 и Система 2.

Система 1

Быстрая система всегда начеку. Она собирает информацию из окружающей среды и оценивает необходимость реакции. Например, открыть нужную вкладку в браузере или заполнить неловкую паузу на встрече — это задачи, которые решает Система 1.

Главный критерий эффективности решения Системой 1 — скорость. Поэтому она часто подменяет сложные вопросы на простые и рефлекторно подсовывает готовые ответы, которые ощущаются как вполне логичные. Также Система 1 достраивает смыслы, если их не хватает, — как в ситуации с Мариной и неясным техническим заданием от заказчика.

Система 2

Система 2 отвечает за принятие решений. Её работа сопряжена с немалыми умственными усилиями, которые она старается экономить за счёт Системы 1. Работа медленной системы ощущается как сознательный мыслительный процесс. Например, анализ ресурсов для реализации проекта — это работа Системы 2. Как правило, она включается, когда возможностей Системы 1 недостаточно для решения задачи.

Доминирование быстрой системы приводит к систематическим мыслительным ошибкам. Такие ошибки влияют на результат принятых решений. Чем чаще включается Система 2, тем меньше вероятность таких ошибок и лучше результат решений.

Если у человека хорошо развиты обе системы, он может реагировать на ситуацию не «по умолчанию», а сознательно использовать критическое и креативное мышление.Как мышление задействовано в решении проблем?

Существуют разные сценарии решения проблем. Обобщённый алгоритм выглядит так:

  • найти и обозначить проблему;
  • придумать варианты решения;
  • выбрать наиболее оптимальный;
  • обосновать свою точку зрения;
  • спланировать дальнейшие действия.

Каждый из этих этапов предполагает использование компонентов критического и креативного мышления. Давайте подробнее рассмотрим, что из себя представляет каждый этап и какие есть подводные камни.

Определить проблему

Часто люди выбирают простые знакомые задачи, а сложных и непонятных избегают. Но решение неважных задач приводит к малозначимому результату. Возможно, история нашего героя покажется вам до боли знакомой.


Аркадий работает менеджером по продажам. Вчера он планировал лечь пораньше, но в амбициозные планы вторгся сериал. Поэтому Аркадий полночи смотрел телевизор в обнимку с чипсами.С кем не бывает!

Ожидаемо, что с утра Аркадий чувствует себя разбитым. Ещё этот ливень за окном, разрывающиеся рабочие чаты и предстоящее совещание… Единственное желание в этот проклятый понедельник — сказать, что заболел и не прийти. Как в школе. Одна надежда на кофе, за которым Аркадий отправляется на кухню. Вернее, ползёт. Сочувствую!

Но беда не приходит одна! Кофе предательски выбегает из турки и оказывается на одежде Аркадия. Он негодует: «Почему это происходит каждое утро?!» И сам же себе отвечает: «А вот не надо было в Инстаграме сидеть, пока варишь кофе. Тогда ничего бы не убежало». Теперь Аркадию придётся переодевать рубашку. Понедельник — день тяжёлый!

Аркадий выглядит совсем не жизнерадостно. Он устал и хочет уехать в отпуск. Куда отправиться?

  • На дачу в Тверскую область
    Вариант. Но что если Аркадий потянет спину, копаясь в огороде, и вернётся домой разбитым?
  • На пляж в Турцию
    Можно. Но велик риск, что Аркадий обгорит и поправится на пару кило за неделю.
  • В Милан за покупками
    Аркадий тот ещё шопоголик. Он потратит всё до последнего рубля на ненужные наряды и будет ругать себя за транжирство.

Ситуация с отпуском — пример жизненной проблемы, у которой есть несколько вариантов решения со своими плюсами и минусами.

Как выбрать лучший?

Давайте не торопиться. Смотрите, что произошло. Аркадий почувствовал усталость. Мозг предложил очевидное решение — поехать в отпуск! И вот он уже ищет билеты, оценивая разные варианты. Первые два этапа решения проблемы — прояснение проблемы и генерацию идей — Аркадий пропустил.

Важно помнить, что быстрое решение — часто решение «навскидку», которое может не учитывать всех факторов. Когда мы торопимся, мышление скорее вспоминает, какой выбор был сделан в предыдущей похожей ситуации. А не решает настоящую проблему. Что вызвало усталость? Какие ещё есть варианты решений, кроме отпуска? Эти вопросы не звучат.Как это исправить?

Для анализа проблемы можно использовать инструмент, который называется «48 критических вопросов». По-английски он называется Five Ws and How Questions. Он состоит из шести групп вопросов, которые начинаются с одного вопросительного слова: почему, когда, где, кто, как, какие.

КТО

  1. Выиграет от ситуации?
  2. Пострадает от ситуации?
  3. Примает решения, как поступить?
  4. Будет зависеть от принятого решения?
  5. Обсуждал ситуацию в вашем информационном окружении?
  6. Мог бы лучше всего проконсультировать вас по этому вопросу?
  7. Будет играть ключевую роль в этой ситуации?
  8. Заслуживает признания за решение проблемы?

КАКИЕ

  1. Плюсы и минусы ситуации?
  2. Другие точки зрения на ситуацию?
  3. Альтернативные решения?
  4. Контраргументы решения?
  5. Наилучшие и наихудшие сценарии решения?
  6. Наиболее и наименее важные стороны ситуации?
  7. Ваши возможности изменить ситуацию к лучшему?
  8. Потенциальные помехи на пути ваших действий?

ГДЕ

  1. Вы могли бы увидеть примеры подобной ситуации в реальном мире?
  2. Встречаются похожие ситуации?
  3. Наибольшая потребность в ситуации?
  4. В мире это могло бы стать проблемой?
  5. Вы могли бы получить больше информации о ситуации?
  6. Вы могли бы найти помощь в связи с ситуацией?
  7. Конечная точка, куда эта идея вас приведёт?
  8. Должны быть приложены усилия по улучшению?

КОГДА

  1. Решение приемлемо, а когда неприемлемо?
  2. Решение принесёт пользу нашему обществу?
  3. Решение может породить проблемы?
  4. Лучшее время, чтобы начать действовать?
  5. Вы поймёте, что достигли цели?
  6. Решение играло роль в нашей истории?
  7. Стоит ожилать изменение ситуации?
  8. Вам следует обратиться за помощью?

ПОЧЕМУ

  1. Ситуация является проблемой?
  2. Ситуация имеет прямое отношение к вам или другим людям?
  3. Это лучший и худший сценарий?
  4. Ситуация влияет на людей?
  5. Люди должны знать о ситуации?
  6. Дела столь долго обстояли именно так?
  7. Вы должны позволить ситуации произойсти?
  8. Нужно решить проблему именно сегодня?

КАК

  1. Ситация похода на ____________ ?
  2. Ситуация оказывается помехой?
  3. Вы узнаете правду о ситуации?
  4. Вам обезопасить себя, имея дело с ситуацией?
  5. Ситуация принесёт выгоду вам или другим?
  6. Это повредит вам или другим?
  7. Вы видите ситуацию в будущем?
  8. Вы можете изменить ситуацию в свою пользу?

Все вопросы в PDF: https://code.s3.yandex.net/Humanities/Thinking/Demo/Doc/criti%D1%81al_thinking_questions.pdf

Необязательно использовать все. Важно выбрать те вопросы, которые лучше всего подходят для ситуации. Главная задача — задействовать Систему 2, начав действовать по алгоритму.

Решать проблемы приходится постоянно. Но зачастую непонятно, как к ним подступиться. Поэтому люди берутся за понятные задачи. Например, спасаются от апатии путешествием, когда стоит сменить привычки или выделить время на хобби и семью. Задавать себе критические вопросы — один из инструментов выявления настоящей проблемы.

Придумать решения

Генерирование идей завязано на нашем опыте. Когда мы что-то придумываем, мы всегда сначала обращаемся к тем способам, которыми уже действовали, — так устроено мышление. Поэтому в реальности нам доступно ограниченное число сценариев.Чтобы выйти за пределы шаблонов, нужно практиковать разные техники креативности. И так развивать способность генерировать большое количество нетривиальных идей. Буквально создавать новые рельсы для Системы 1.

Различные инструменты креативности можно использовать для трёх целей:

  • Придумать как можно больше идей;
  • Доработать существующую идею;
  • Придумать нетривиальное решение.

Креативность напрямую связана с мышлением. Когда мы придумываем идеи, задействуется Система 1. Она подсовывает нам очевидные решения. Чтобы придумать идеи, которые не лежат на поверхности, нужно задействовать Систему 2. Мы будем тренировать медленную систему с помощью упражненийЯсно

Умение придумывать — не врождённое качество. Это навык, который развивается тренировкой. Можно увеличить количество идей, применив определённый принцип. Например, придумывать каждый следующий вариант по ассоциации с предыдущим. Когда закончатся очевидные варианты, именно понятный алгоритм поможет Системе 1 выстраивать неочевидные связи. Всё то, что бывает причиной ошибок при рациональном рассуждении, пригодится на этом этапе.

Оригинальность — не единственный критерий хорошей идеи. Хорошая идея должна быть не только оригинальной, но и применимой к реальности. Но генерация идей и их оценка — это два отдельных этапа. Так и работает метод мозгового штурма, когда участники обсуждения предлагают максимальное количество идей, включая самые абсурдные, а уже потом выбирают из них самые лучшие. При индивидуальной работе стоит подходить к процессу точно так же.

Выбрать решение

Выбрать оптимальное решение сложно. Особенно когда не хватает данных или вводные постоянно меняются. Оценить все имеющиеся варианты можно с помощью рассуждений: логика помогает проверить, корректны ли они.


В реальности процесс решения проблем редко проходит в одиночку. Для этого важно уметь корректно и убедительно обосновать свою точку зрения в обсуждении с другими людьми.

Правила убедительной аргументации

Аргументировать — обосновывать точку зрения, отвечать на вопрос «Почему другие люди должны считать эту точку зрения истинной?» Чтобы аргументация была убедительной, она должна:

  1. Иметь ясную структуру;
  2. Не содержать логических ошибок.

Ясная аргументация состоит из тезиса, аргумента и иллюстрации. Тезис кратко отражает основную мысль. Аргумент подтверждает тезис. Иллюстрация демонстрирует достоверность мысли.

imageПлохо: Можно освоить новую профессию без университета, потому что все знают, что университеты устарели.Хорошо: Можно освоить новую профессию без университета, потому что в интернете существует много онлайн-школ. Например, мой друг учился на курсах для дизайнеров и теперь работает в дизайн-студии.

image

Аргумент является релевантным по отношению к тезису, если он относится к делу.Аргумент считается приемлемым по отношению к тезису, если мы готовы принять его за истинный.

В аргументации много подводных камней. Что можно сделать без практики формулирования и оценки собственных аргументов?

  • Перепутать аргумент с тезисом или иллюстрацией и запутаться в рассуждении
  • Топтаться на месте вместо того, чтобы развивать рассуждение
  • Пропустить важные элементы структуры или использовать неподходящие аргументы — сделать логические ошибки
  • Сделать рассуждение слишком запутанным и непонятным для слушателя
  • Случайно обмануть собеседника — не обосновать аргументы и не проверить их истинность

Источник:
Бесплатная вступительная часть курса Яндекс.Практикум — Критическое мышление