Креативность, её параметры и упражнения для развития

Аспекты психологии, вызывающие наибольший интерес, – это темы, определяющие конкретного человека и его отличия от других. Среди этих аспектов выделяются личность, интеллект и творческие способности.

1.jpg

Образ творческого человека

Творческие способности в психологии

Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.

Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.

В чем отличие от креативных способностей

В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово –  «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

Депрессия — что это такое в психологии

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Детские творческие способности

Виктимность — что это такое в психологии

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.
2-3.jpg

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.

Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Как развивать творческие способности у взрослых

Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.

Развитие творчества у взрослых

Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:

  1. Дать волю своему воображению. Фантазия не исчезает, человек просто перестает с ней работать. В качестве упражнения можно использовать семантические ассоциации, или создание цепочек слов, которые последовательно связаны одно с другим (например, машина-шоссе-дождь-мокрый и т. д.). Здесь есть место для юмора, иронии, языковых метафор;
  2. Открытость новому. Не следует бояться экспериментов, оригинальных идей, какими бы безумными они ни казались. Очень полезно развивать латеральное мышление, когда одновременно охватываются все аспекты предмета;
  3. Занятия монотонной деятельностью (глажка, уборка, вождение и др.), когда у мозга появляется время для генерации идей;
  4. Постоянная учеба. Творческий человек должен много читать, путешествовать, быть любопытным.

Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.

Видео

Творческие способности — способности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Креативность с точки зрения психологии

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческогомышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    • беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество разных решений выполненных заданий. Оценивается на тестах, состоящих из «малых творческих задач» — задач на соображение и разные головоломки; по существенному сходству процесса решения их объединяют, также, под общим названием «задачи на соображение».[1]
    • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность создавать новые, модифицировать и комбинировать идеи с стратегии, переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — описание представлений одних областей знаний, языком и способом других, перенесение знаний и представлений из одних областей в другие, мышление в одних сферах знаний, обычно вновь создаваемых, средствами других, готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативномумышлению, умение увидеть в простом сложное, упростить  сложное.
  • удовлетворенность — чувство понимания, что задача решена, итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.[2]

По Торренсу[3]

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Выход за пределы замкнутости, границы известного — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Способность создавать обобщённые, абстрактные название, базирующееся на понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации представлений, образной информации в словесную форму

Кроме того, существует такой критерий, как способность к лёгкому генерированию большого количества идей.[4]

Гипотезы происхождения креативности

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологомРичардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад[5].

См. также

Примечания

Литература

  • Азарова Н. М.Креативность как слово и как концепт. // Критика и семиотика, 21 (2014).
  • Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  • Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002.
  • Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей. — М.: «ИП РАН», 1997.
  • Дружинин В. Н. Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) — СПб.; Питер,2007.
  • Льюис, Гарет. Как развить креативность за 7 дней. — М.: Издательство «Э», 2018. — 128 с. — ISBN 978-5-04-091600-9.
  • Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. М. 1997.
  • Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.
  • Станислав Райх. Психодиагностика креативности (обзорная статья) Киев, 2011 — 6 с.
  • Одарённость: способности, мотивация и творчество : пособие для педагогов, психологов, руководителей в сфере образования / Н. Д. Алексеев, А. С. Исаенко, Т. И. Кузей – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2006. – 88 с.
  • Mednich S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew . 1969. № 2.
  • Torrance E. P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs. NY: Prentice-Hall, 1964.
  • Torrance E. P. The Torrance Test of creative thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
  • Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity — intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33.

Ссылки

  • Реут Д. В.Сладкое проклятие креативности  // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC’2001). Труды 1-й международной конференции. Москва, 11-12 октября 2001 г. т.3. М.: Институт проблем управления РАН, с. 91-123.
Эта страница в последний раз была отредактирована 5 января 2021 в 06:30. Психология личности Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Одна и та же задача имеет вариативное множество решений. Если найден неординарный выход из ситуации, человеку дается характеристика «креативный». Что означает это понятие и в чем его отличие от творчества рассмотрим подробно.

Что такое креативность

Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».

В психологии креативность это:

  • умение создания интересных идей;
  • предложение неожиданных решений проблем;
  • отклонение от привычных алгоритмов мышления.

Креативность близка по сути такому понятию как творчество, но не идентична ему. Творчество подразумевает процесс создания: предметов искусства, живописи, музыки, литературы. Креативность представляет собой особое свойство человека, которое позволяет заниматься творчеством. Таким образом, творческая личность всегда креативна, это обязательная ее характеристика.

А. Маслоу, создатель пирамиды потребностей считал, что на самом высшем уровне среди нужд и желаний человека является самоактуализация – выражение во вне индивидуальных черт индивида. У каждого из нас есть что-то отличное от других людей и только через творческое начало мы можем предъявить это миру.

Действовать креативно, значит поступать вопреки установленным шаблонам и рамкам. Авторы всех великих и не очень открытий и изобретений являются креативными людьми. Первым креативщиком была человекообразная обезьяна, которая использовала палку вместо руки для того, что сбить банан с куста.

Изначально креативность рассматривалась как составляющая часть интеллекта, причем, в прямо пропорциональной зависимости: чем выше творческий потенциал, тем выше интеллект. Однако, в дальнейших исследованиях эта теория не подтвердилась. Высокий интеллект, т.е. умение мыслить логически, стройно, масштабно иногда даже мешает креативности. Человек настолько уверен в своих базовых знаниях, так логично выстроил картину мироздания, что выход за рамки установленных шаблонов не представляется возможным.

Случается и так, что у человека в научной среде, обладающего обширными познаниями и опытом, рождаются креативные мысли, но воплотить в реалии он их не может в связи с низкой самооценкой, страхом и т.д.

Развитие креативных способностей базируется на двух вещах:

  1. Понимание индивидом существующей проблемы и недостаточности или противоречивости имеющихся у него ресурсов (знаний и навыков) для ее решения. Особая чувствительность по отношению к возникшей ситуации, наличие фрустрации.

  2. Желание решить вопрос, найти выход, подтвердить или опровергнуть существующие решения и гипотезы.

Таким образом, креативность — это явление, близкое по смыслу к творчеству и интеллекту, но являющееся обособленным понятием в психологии. Креативными считаются дети, которые еще не обладают установками и знаниями, мешающими творчески подходить к вопросу.

Особенности креативного человека

Креативность заложена в каждом человеке с самого рождения. Вспомните, как нестандартно пытаются поступать маленькие дети пока не услышат слово «нельзя» от родителей. Под влиянием социума у некоторых людей креативность с возрастом исчезает совсем или минимизируется.

Характерные признаки у креативных личностей:

  • Эмоциональная оценка окружающей среды. Человек чувствителен к происходящим вокруг процессам, пропускает их через эмоции, не является бездушным свидетелем. Вместе с тем, его реакция на события не только живая, но и адекватная.
  • Нестандартное мышление. Индивид отключен от существующих стереотипов и шаблонов: он знает об их существовании, но не принимает слепо на веру. Восприятие материального мира у такого человека свежее и непосредственное как у ребенка. Думать креативно, часто означает думать неправильно и нетипично.
  • Способность к оправданному риску. Креативный человек должен иметь смелость не только на собственное мнение, но и на то, чтобы высказать его вслух, сказать, что не солнце вертится вокруг земли, а наоборот. Высказывая революционную идею, индивид понимает, что она может не подтвердиться, либо не будет принята в обществе.
  • Многогранность. «Талантливый человек талантлив во всем». Нестандартное мышление, поиск новых форм создания вещей и явлений проявляется во всех сферах жизни человека. Выход за рамки привычного происходит и на работе, и дома, и в реализации потребностей. В любой сфере индивид думает креативно.
  • Независимость. Креативность предполагает уверенность в себе и независимость от мнения окружающих и господствующих в обществе суждений. Человеку, самооценка которого зависит от одобрения других людей, сложно выдвигать необычные идеи, поскольку он боится подвергнуться критике. Самоуверенной личности осуждение со стороны общественности вреда не принесет.
  • Любопытство, широта интересов. Если человек не интересуется природой происхождения вещей и явлений, он не способен на альтернативные решения, принимая на веру то, что принято в социуме. Творческие личности отличаются любопытством, их часто сравнивают с детьми, которые только начали познавать мир.
  • Умение сосредоточиться, упорство. Несмотря на игривость и живость ума, такие люди способны на концентрацию внимания и обладают упорством. Внедрение креативных идей требует усидчивости, умения доводить дело до конца. Человек является первопроходцем, готовых путей у него не имеется.
  • Высокая степень автономности. Перечисленные свойства креативной личности (независимость, высокая самооценка) обуславливают возможность ее автономности от других людей и обстоятельств. Это люди целостные внутри, хотя могут быть и экстравертами, и интровертами.
  • Здоровая психика. Высокий уровень эмоциональности у креативной личности прекрасно уживается со здоровой психикой. Это еще одно отличие от известных творческих людей, многие из которых страдали от проявлений нестабильной психики.

Во внешних проявлениях такие личности обычно очень яркие, с хорошим чувством юмора, что называется, «на виду». Креативный человек притягивает к себе других людей, с ним интересно, он умеет абстрагироваться от неприятностей и помочь найти нестандартный выход из тупиковых ситуаций. Как правило, среди таких людей нет нытиков и жалобщиков, отличительной их чертой является оптимизм.

Параметры креативности

На сегодняшний день в психологии используются параметры креативности, предложенные Д. Гилфордом, американским ученым, который активно занимался проблемами темперамента, мышления, исследованием интеллекта.

Гилфорд выявил два типа человеческой мыслительной деятельности:

  • Конвергентное, при котором индивид при решении стоящей перед ним задачи находит один вариант решения из множества имеющихся. Альтернатив может быть несколько, но их число всегда ограничено.
  • Дивергентное, отличающееся тем, что оно идет по различным направлениям, а не выбирает из заданного множества. Такой тип мышления обуславливает неожиданность, не типичность принятого решения.

Личности с дивергентным мышлением и есть креативные люди, они не решают задачу известными и традиционными методами, а прибегают к их поиску в различных направлениях.

Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:

  1. Индивид способен найти и правильно сформулировать (поставить) проблему. Креативный человек видит возможность постановки задачи там, где другие люди не видят, ведь они уверены, в том, что все уже известно и решено.

  2. Возможность человека выдавать большое количество новых, свежих идей.

  3. Продуцированные идеи отличаются разноплановостью.

  4. Наличие оригинальности мышления. Человек апеллирует к отдаленным ассоциациям, имеет необычные ответы на вопросы, отходит от общепринятых стандартов.

  5. Способность личности добавлять детали к вещи или явлению, тем самым совершенствуя их, придавая новое качество, делая пригодным для нетрадиционного использования.

  6. Способности к анализу и синтезу, логическим построениям.

Другой известный психолог Е. Торенс, развивая теорию Гилфорда, представил процесс креативности в виде цепочки из пяти шагов:

  • Человек становится восприимчивым, чувствительным к появлению проблемы.
  • Он фиксируется на найденной задаче, начинает искать решение, выдвигает гипотезы.
  • Различные варианты решения, гипотезы проверяются, при необходимости – видоизменяются.
  • На заключительном этапе находится правильное в заданных условиях решение.

Торренс добавил к определению понятия креативности тот факт, что это явление возникает из-за чувства дисгармонии человека, вызванной неопределенностью (незавершенностью) его деятельности.

Как развить креативность

Мы уже обозначили, что креативность сопряжена, но идентична таким понятиям как интеллект и талант, а значит ее можно в себе культивировать, развивать. Ниже приведены рекомендации.

Как можно сделать это по-другому

Для развития креативности этот вопрос следует задавать себе в любой ситуации. К примеру, вы ходите на работу от пункта А до пункта В через точки С и D. Попробуйте проложить свой путь через координаты F и E. По дороге анализируйте изменения, которые видите и свои эмоции, которые проживаете. Что нового вы обнаружили в пути?

Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности

Например, при строительстве дома можно вспомнить кулинарные рецепты многослойных блюд и выкрасить каждый этаж своим цветом.

Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи

Результатом деятельности человека на рабочем месте является определенный товар, явление или услуга. Какие дополнения могут сделать его более конкурентным? В свое время портные изобрели карман, как деталь одежды, желая не только украсить платье, но и добавить ему функционал. Благодаря этому мы сегодня имеем возможность носить разные мелочи в брюках и пиджаках.

Изменение структуры или процесса деятельности

Проанализируйте технологию деятельности, ее последовательность и содержание каждого этапа. Если рабочий процесс осуществляется поэтапно – подумайте, возможна ли перемена мест, например, В.C.А.D вместо привычных А.В.C.D.

Не игнорировать случайные мысли и

Иногда человек тщательно обдумывает проблему, но не находит ее решения. В таких ситуациях случаются спонтанные вспышки нестандартных мыслей и идей. Не следует пренебрегать такими вещами. Если они случаются ночью, то следует их записывать. Иногда в таких приходящих из вне вещах содержатся ценные прикладные мысли.

Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагаться на интуицию

С развитием интернет-технологий информация преследует человека, сегодня на любой вопрос можно найти ответ у себя в телефоне. Если хотите развивать креативное мышление, следует ограничить себя в получении информации из вне.

Оглядывайтесь по сторонам

Для креативного человека важно умение мыслить абстрактно и ассоциативно. Прогуливаясь по улицам и паркам, приглядывайтесь и прислушивайтесь к окружающим звукам и явлениям. Возможно они наведут на мысли, которые можно применить к решению проблем или улучшению состояния рабочего процесса.

Упражнения на развитие креативности

Разработано большое количество упражнения для формирования креативного мышления. Мы расскажем о наиболее эффективных. Все они представлены в легкой игровой форме.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Выпишите на лист бумаги несколько слов, которые следует определить в произвольном порядке. Составляйте короткий рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные пути для применения слов. Если история получится мало похожей на реальную действительность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Возьмите любую вещь. Представьте, как можно ее использовать помимо прямого назначения. К примеру, чайная чашка. Она может стать поварешкой для супа, подставкой под карандаши, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести ее для рисования ровного круга и т.д. Так мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения произносите название предметов, которые видите «задом-наперед». Так, «дерево» превратиться в «оверед», а «бабочка» в «акчобаб». Далее также можно произносить не отдельные слова, а целые фразы. Подсознание закрепит возможность оценки предметов с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разных цветов. Сначала подумайте о какой-то проблеме или задаче. Представьте, что на вас белая шляпа – четко анализируйте проблему, включив логику и интеллект. Поменяйте головной убор на красный – можно дать волю эмоциям, которые связаны с рассматриваемым вопросом. В зеленой – продуцируйте новые идеи, в желтой – ищите только позитив, в черной – негатив. Таким образом, мы учимся исследовать вопрос с помощью различных методов.

Придумайте связь между словами

Определите два слова, которые не имеют прямой связи между собой. Например, кровать и лангуст. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общего. Учимся соединять вещи, которые на поверхностный взгляд, не соединимы. В данном примере можно предположить, что лангуст – это товарный знак мебельной фабрики, изготовившей кровать, а ее логотип размещен на боковой поверхности изделия для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода заключается в том, что в центре листа бумаги помещается ключевое слово. Все ассоциации, которые с ним связаны, размещаются в виде отходящих от центра веточек. Это могут быть как слова, так и любые графические изображения: таблицы, схемы. От вторичных понятий также проводятся ассоциативные связи. Картинка надолго остается в памяти.

Мозговой штурм

Широко распространенный метод развития коллективной креативности. Его суть заключается в том, чтобы развести генерирование идей и процесс их анализа. Одни участники высказывают любые, самые смелые идеи по решению проблемы. Другие люди проводят анализ предложений, критикуют, предлагают изменения.

Разделение с последующим объединением

Исследуемая вещь или явление раскладываются на составляющие единицы. Каждому их этих компонентов даются отдельные характеристики, затем из них складывается новый объект. К примеру, из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами можно сложить разноцветный треугольник.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы действуем с учетом своих знаний и опыта, судим «со своей колокольни». Можно временно стать одним из любимых героев сказок или кинофильмов- Красной Шапочкой, или Д. Бондом и подумать, в каком направлении стали бы мыслить эти персонажи. Таким образом можно избавиться от имеющихся стереотипов мышления.

Перечисленные техники можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярных тренировках уровень креативности значительно возрастает и человек сможет добиться серьезных успехов в своей деятельности.

Смотреть видео

Автор: Попко Евгения Алиевна

Психология творческих способностей.

1. Психология способностей

Экспериментальная психология способностей возникла в конце 19 века, основоположником которой является Френсис Гальтон [6], который выделил ряд проблем и методических подходов:

– развитие способностей и их детерминанты (соотношение наследственности и среды),

-взаимосвязь специальных и общих способностей,

-создание методов измерения способностей,

-способность и деятельность.

«Способность» — одно из наиболее общих психологических понятий, но, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно.

С. Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». Рассматривая структуру способностей, он выделяет два основных компонента:

1) «операциональный» — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;

2) «ядро» — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза [10]

Б.М. Теплов подразумевал под способностями определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения  [12]

Способность – определяется В.Д. Шадриковым  [13] как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности, что   позволяет решить проблему соотнесения задатков и способностей. Если способности — это свойства функциональной системы, то задатки — свойства компонентов этой системы. 

В.Г.Крысько дает следующее определение способностей: «Способности — психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности»[7, C. 172]

        А.Г. Маклаков в учебнике «Общая психология»[9] делает анализ   существующих в настоящее время трех типов подходов к исследованию способностей:

–  это совокупность всевозможных психических процессов и состояний;

– это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности; 

–  это то, что не сводится к  знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

 Человеческие способности принято разделять на общие и специальные, на теоретические и практические, учебные и творческие, которые сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая, друг друга. Учебные способности определяют успешность обучения, творческие способности – определяют успех творчества.

В.Н. Дружинин дает анализ трем основным подходам к проблеме творческих и интеллектуальных способностей  [6]:

1. Как таковых творческих способностей нет.

Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А.Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

  Д. Б. Богоявленской  вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [3].

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.

Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога»

Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой, величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень

творческих способностей и наоборот.

Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий. Большие трудности испытывают специалисты даже с определением творчества.

2. Сущность творчества

Не только в обыденном сознании, но и в научной литературе широко распространено определение творчества не по процессуальной стороне — механизму, а по результату — продукту (созданию нового). 

 При обращении к словарям, мы встретим следующее определение творчества: «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью и культурно – исторической уникальностью, оригинальностью… Творчество специфично для человека, т.к. предполагает творца — субъекта творческой деятельности» [НЭС].

  В своей книге «Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества» В.В. Лихолетов [8, C. 117 – 118]  дает обширный обзор   признаков  творчества.

Творчество, являясь высшим проявлением феномена «Человек», является менее всего изученным ввиду специфики его собственной природы: спонтанный характер творчества делает его неуловимым для естественно – научных методов.

3. Воображение как основа творческого процесса

Человеческий разум по своей природе обладает эвристическими, творческими функциями. В творчестве продуктивные и репродуктивные компоненты мышления тесно переплетаются и переходят друг в друга. Это обеспечивает эволюционную способность интеллектуальных систем, а также воспроизводимость, аналитичность и конструктивность. Любая сложная развивающаяся система обладает противоречивыми свойствами. Это в полной мере касается интеллектуальных систем, работающих в режиме творческого поиска [4]. Творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы при формировании обычных образов воображения.

Воображение, стоящее отдельно от остальных психических процессов, вместе с тем занимает  промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, оказывает влияние на органические процессы и движения. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека, способно изменять мир, преобразовывать действительность и творить что-то новое. Оно характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Они взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в познавательных актах. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач.  Участвуя вместе с мышлением в процессе творчества, воображение преобразует наглядное содержание проблемы, содействуя этим ее разрешению. Как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех   сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Кроме действий, направленных на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия, направленные на самого себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих действий, творец самого себя. Это есть подлинное творчество, начинающееся с рождения и продолжающееся всю жизнь. 

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует  свою деятельность и управляет ею. Оно является существенным проявлением личности. По мнению В.В. Давыдова, «…основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения»[5,С.126]. 

4. Творчество и личность.

Многие из исследователей сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: не существует особых творческих способностей, а есть личность, обладающая определенной мотивацией и чертами, характерными для большинства творческих людей. А.И. Савенков дает свой список таких качеств: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, надситуативная активность, высокий уровень логического мышления, повышенный интерес к «дивергентным» задачам, оригинальность, гибкость, «продуктивность» мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, отличная память, способность к оценке, особенности склонностей и интересов, стремление к самоактуализации, перфекционизм, самостоятельность, социальная автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, юмор и т.д. [11] Главенствующую роль в развитии творческих способностей автор видит в исследовательской деятельности ребенка.

Создатели жизненной стратегии творческой личности – Генрих Саулович Альтшуллер и Игорь Михайлович Верткин [2], проанализировав свыше 1000 биографий творческих личностей, выделили шесть, хотя и неодинаково развитых у каждого из них,  основных качеств, характерных для всех без исключения творцов:

1. Способность смело выбрать Достойную Цель и сделать ее главным вектором своей жизни.

2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели.

3. Способность работать планомерно, регулярный контроль выполнения этих планов.

4. Высокая работоспособность.

5. Хорошая техника решения творческих задач, входящих в проблему.

6. Способность при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и разработки, умение «держать удар».

Д.Б.Богоявленская как нельзя лучше говорит о роли творчества в развитии личности: «способность к творчеству — это путь развития способностей и становления личности, ибо она непредзадана и строится постоянно. Шаг назад — и вы не способны творить. Самодостаточность и самочинность — вот обязательные условия для творца» [3,C. 302].

5. Развитие способностей

Способности, считал Б. М. Теплов [12], не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям  мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

В.Д. Шадриков [13]  выделяет   несколько стадий развитие способностей:

• развитие функциональной системы, реализующей конкретную функцию в совокупности ее компонентов и связей;

•   развитие операционных механизмов;

• развитие оперативности в системе функциональных и операционных механизмов;

• овладение субъектом способностями через рефлексию в конкретной деятельности.

Рубинштейн в своих работах также говорит о пути развития способности, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается.

Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные

задатки.[10]

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки. В действенном контакте ребенка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества задатки — и общие у всех людей, и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и все более совершенные способности. Вместе с тем каждая начинающаяся складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. 

Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. 

Развитие творческих способностей возможно только в творческой деятельности, в процессе овладения технологией творчества – ТРИЗ, о целях которой говорит сам автор Теории решения изобретательских задач:

«Первая цель: развить (в наиболее благоприятном для этого возрасте) вкус к творчеству. Открыть мир творчества, привить начальные навыки поведения в этом необычном мире, заразить творческим азартом, выработать элементы культуры творческого мышления» [1]

Список литературы:

1.Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как основа развития творческого мышления учащихся. //Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика.-2003.- № 1(12).- С. 3 – 12.

2.Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности.- Петрозаводск: Карелия. 1991. – 365 с.

3.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Изд. Цент «Академия», 2002. – 320 с.

4.Буш Г.Я., Марков В.А. Неопределенность и вероятность в структурах творческого мышления// Теория и практика обучения научно – техническому творчеству: Под ред. В.Я. Ляудис. – М., НПО «Поиск», 1992. – С. 143 – 150.

5.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.

6.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

7.Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.- 368 с.

8.Лихолетов В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества.- М.: МГИУ, 2001.- 230 с.

9.Маклаков А.Г. Общая психология.- С.-Пб.: Питер, 2002.- 592 с.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – С.-Пб.: Питер, 2003.-713 с.

11.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.: Академия, 2000. – 232 с.

12.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

13.Шадриков В.Д.  Способности человека. – М.; Воронеж. 1997. 

comments powered by HyperCommentsИспользуемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/tvorcheskie-sposobnosti-v-psixologii.html
  • https://wiki2.org/ru/творческие_способности
  • https://psylogik.ru/70-kreativnost.html
  • https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/psihologiya-tvorcheskih-sposobnostey/