Копинг-стратегия – что это в психологии поведения. Виды и особенности

Психологические термины Автор статьи: Иван Иванович ИвановИванов И. И. —> Содержание статьи:

Понятие «копинг-стратегии» в психологии существует лишь с недавнего времени: впервые его стали употреблять в шестидесятых годах ХХ века. Однако достаточно быстро понятие «копинг» вошло в широкое употребление.

1576750568_2.jpg

Что такое копинг-стратегии

Термином копинг-стратегии в психологии принято обозначать действия, которые совершает личность для того, чтобы справиться со стрессом и вообще с трудными жизненными ситуациями.

Интересно, что подобными практиками пользуются многие люди, которые о данном понятии даже не слышали. В русском языке в близком значении широко используется такое слово, как «переживание».

Также близким к названному понятием является «копинг-поведение». Часто его отождествляют со стратегией. Однако разница всё-таки существует.

Копинг-поведение – это потенциальная готовность индивида переживать сложные ситуации, и реализуется эта способность в конкретных копинг-стратегиях.

Зачем же современные психологи так много внимания уделяют копингу? Всё дело в том, что стрессы в наше время стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Собственно, уже в предшествующее время (в частности, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков) выдающиеся умы – писатели-фантасты, футурологи, психологи и другие – предсказывали, что наша эпоха будет переполнена стрессами, борьба с которыми станет одной и главных проблем человеческого общества. Их предсказания, к сожалению, сбылись. Именно поэтому чуть ли не каждому человеку сегодня требуется копинг.

Точно не установлено, кто впервые начал применять термин «копинг-стратегии». Это могла быть либо Л. Мэрфи, которая наблюдала, как дети преодолевают возрастные кризисы, либо А. Маслоу – тот самый, который придумал знаменитую пирамиду потребностей; Маслоу применял его в изучении поведения взрослых в экстремальных ситуациях. Одним из первых учёных, говоривших о копинг-стратегиях, был и Ричард Лазарус. В общем, разработка теории о копинге принадлежит в первую очередь американским психологам.

Психологами показано, что стресс является дискомфортом, при котором человек осознаёт, что его ресурсов не хватает для решения поставленной перед ним задачи. Характерно, что только сам индивид может определить, является ли какая-то ситуация для него стрессовой или нет. Определив наличие стресса, личность старается преодолеть его теми или иными способами.

Поначалу понятие «копинг-стратегии» использовали лишь для особых, экстремальных случаев, но затем значение термина расширилось, и его теперь применяют по отношению к любой трудной жизненной ситуации.

Относительно недавно при изучении копинга исследователи стали применять так называемый ресурсный подход. Он основан на том, что для решения трудной жизненной задачи личность имеет определённые ресурсы, которые могут иметь как внешний характер (например, эмоциональная и моральная поддержка окружающих), так и внутренний (способности и навыки самого индивида). Из всех имеющихся ресурсов некоторые могут быть ключевыми, относительно которых выстраивается вся система ресурсов личности. Недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.

Умелое распределение ресурсов позволяет некоторым людям уверенно держаться на ногах, даже если стрессовая ситуация достаточно сильна. Говорят даже о внутренней «торговле» ресурсами. В этом и состоит копинг (в чём его отличие от психологической защиты).

В списке наиболее важных внутренних ресурсов личности – такие позитивные качества, как способность к творчеству, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), позитивное мышление.

Классификация стратегий в психологии

Существует множество копинг-стратегий. Чтобы как-то ориентироваться в этом множестве, необходима классификация.

1576751165_3.jpg

Одну из самых известных классификаций копинга предложил Ричард Лазарус:

  • Проблемно-фокусированные стратегии – насчитывают 11 возможных действий;
  • Эмоционально-фокусированные стратегии – предполагают 62 копинговых действия.

Свои классификации предложили и другие психологи. По Моосу и Шефферу, например, выделяются три стратегии: сфокусированная на оценке (личность устанавливает для себя значение ситуации), на проблеме (личность принимает решения и совершает конкретные действия для преодоления стресса) и на эмоциях (поддержание эмоционального равновесия, управление чувствами). Аналогичный подход предложили Перлин и Шулер.

Среди других классификаций – система, предложенная отечественными психологами и распределяющая копинг-стратегии в зависимости от действий, лежащих в их основе. Так, одни стратегии основаны на познании, другие – на конкретном поведении, а третьи – на эмоциональном переживании. Другие специалисты подробно разбирают и классифицируют какой-то один из типов стратегий. К примеру, эмоциональные копинг-стратегии бывают трёх видов: избегание, самообвинение и предпочтительное истолкование.

Некоторые специалисты классифицируют стратегии по их продуктивности. Так, есть система из трёх типов копинг-стратегий: обращение к другим за помощью и поддержкой, непродуктивная стратегия (избегание проблемы в связи с недостатком ресурсов для её решения) и продуктивная стратегия (активные действия, направленные на поиск ресурсов и решение проблемы).

Виды стратегий

Пришла пора подробней осветить различные виды реализации копинг-поведения.

Проблемно-ориентированный копинг. Это, как уже говорилось, действия, направленные на решение самой проблемы.

Существует ряд видов проблемно-ориентированного копинга:
  • Конфронтационный копинг – действия, направленные на разжигание противоборства, столкновения. Такие действия свойственны импульсивным людям, склонным к конфликтам.
  • Контролирование эмоций – такое поведение свойственно людям сдержанным, которые предпочитают не открывать свои чувства другим.
  • Поиск одобрения и поддержки у других – при этом индивид старается привлекать для решения своей проблемы ресурсы извне, использовать социум.
  • Избегание – копинг-стратегия, свойственная духовно слабым людям, хотя непродолжительное время её может использовать любой человек. Такой копинг предполагает уход от проблемы в иллюзии, алкоголизм, наркоманию. «Обычные», достаточно сильные духом люди прибегают к такому поведению при слишком сильной душевной травме, усталости от тяжёлых обстоятельств.
  • Следующий тип – эмоционально ориентированный копинг.
    • Уход в замещающую деятельность – копинг, похожий на сублимацию, хотя в данном случае выбор замещающей деятельности более широкий.
    • Творчество – важный вид копинг-поведения, при котором переживание выражается через рисование, вышивание и другие формы искусства. Сюда же относится и юмор, который позволяет в негативной ситуации найти какой-то позитив.
    • Фантазирование – также важный вид копинга, при котором личность задействует воображение; этот ресурс позволяет найти креативный выход порой из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
    • Выплеск эмоций – такой копинг, когда даже деструктивные переживания, но в социально-приемлемой форме, могут помочь найти выход из ситуации.
    • Сдерживание – копинг, при котором травмирующая ситуация вытесняется в бессознательное, посредством чего личность может существовать дальше; иногда при этом происходит переключение на другую деятельность.
    • Разрядка – поведение, когда деструктивные переживания переносятся на материальные предметы.
    • Отстранение – выключение всех эмоций.

Типы психологической защиты

Копинг и психологическая защита – это механизмы, которые позволяют личности приспосабливаться к меняющимся внешним ситуациям, которые выступают как раздражители.

Эти механизмы сходны между собой, но имеют определённые различия:

  • Копинг возникает в сознании человека, он может управлять поведением, менять тактику действий; а психологическая защита возникает в бессознательном и полноценно управлять ею невозможно.
  • Психологическая защита направлена лишь на снижение психоэмоционального напряжения, а копинг позволяет выстраивать эффективные отношения.
  • Копинг разворачивается постепенно в течение определённого времени; а психологическая защита происходит молниеносно, при этом наблюдается искажение реальности.
  • Копинг предполагает наличие определённых ресурсов, заложенных в нём, а психологическая защита свидетельствует об отсутствии ресурсов и гибкости сознания.

Также как и копинг, психологическая защита может быть представлена в различных видах:

  • Вытеснение: человек забывает ситуацию, которая причиняла ему дискомфорт. Однако такой механизм не всегда надёжен, поскольку воспоминания могут вернуться вновь. И для эффективного забывания мозг тратит огромное количество ресурсов.
  • Проекция: это механизм, при котором собственные мысли и желания неосознанно приписываются другим людям; это позволяет снять с себя ответственность за поступки, которые кажутся «неправильными». К примеру, сильная ревность может быть следствием желания самому изменить жене.
  • Интроекция: это неразборчивое присваивание чужих мыслей, норм, правил себе, независимо от собственных желаний. В детском возрасте интроекция является нормальным механизмом, поскольку на ней основано всё воспитание и обучение (известно ведь, что дети всю информацию о мире воспринимают некритично); но во взрослом состоянии она может привести к неспособности иметь собственное мнение, чувствовать и мыслить самостоятельно, человек превращается в какого-то биоробота.
  • Слияние: в таком поведении граница между собственной и другой личностью исчезает, остаётся одно всеобъемлющее «мы». Такой механизм положительно себя проявляет в отношениях очень маленького ребёнка и его матери, поскольку он позволяет ребёнку выжить в первые годы своего существования. Но у взрослых людей слияние порождает исчезновение способности чувствовать, отношения лишаются страсти.
  • Рационализация: этот механизм побуждает искать причины неприятных ситуаций не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах. К примеру, человек, не сумев устроиться на интересующую его работу, старается убедить себя и других, что он сам не особенно-то хотел на неё устроиться, поскольку работа якобы нудная и неинтересная. Рационализация нередко проявляется как обесценивание.
  • Отрицание: это механизм, проявляющийся как попытка отрицать очевидные факты. Отрицание – это полный отказ от неприятной информации. Такое поведение напоминает действия маленького ребёнка, который думает, что если он закроет глаза и не будет смотреть на пчелу, то она исчезнет и не ужалит его. Естественно, от таких действий проблема не исчезает, и рано или поздно наличие проблемы приходится признать (хотя нередко к тому времени она уже оказывает на человека своё окончательное воздействие).
  • Регрессия: при этом личность приспосабливается к тяжёлой ситуации через возвращение к привычным с детства формам поведения – таким как плач, капризы, эмоциональные просьбы и др. Человек на бессознательном уровне усваивает, что такое поведение гарантирует выход из сложной ситуации, поскольку в детстве это действительно работало: ведь за него почти всё решали родители. Однако во взрослом состоянии регрессия обычно является показателем инфантильности, душевной слабости, неспособности найти успешную стратегию для решения проблемы.
  • Сублимация: механизм, при котором в попытке забыть травмирующую ситуацию личность переключается на какую-то другую деятельность, приемлемую в социальном отношении; чаще всего это творчество и спорт. Сублимация является продуктивным защитным механизмом, поскольку с её помощью общество получило множество великих произведений искусства и спортивных достижений.
  • Реактивное образование: в этом случае сознание защищает человека от неприятных побуждений, вырабатывая противоположные побуждения, причём часто в гипертрофированном виде. К примеру, человек считает, что недопустимо даже легонько шлёпать детей за шалости, а тех родителей, кто так делает, нужно сразу отдавать под суд (или расстреливать).

Смотреть видео

Копинг-стратегией принято называть вариант осознанного и целенаправленного поведения человека в трудной жизненной ситуации. Дословно это можно перевести как «справляться, совладать, преодолевать». Копинг-стратегия предполагает ряд поведенческих и когнитивных действий человека в ответ на меняющиеся внешние или внутренние условия, требующие от личности больших затрат, нежели это возможно.

Историческая справка

Точная дата начала употребления терминов «копинг-поведение», «копинг-стратегия» не известна:

  • По одним данным, этот феномен начали рассматривать в рамках преодоления детьми возрастных кризисов, тогда автор – Д. Мэрфи.
  • По другим данным, авторство принадлежит А. Маслоу и термин стали употреблять в отношении экстремальных ситуаций.

Так или иначе, постепенно термин начали использовать в отношении любых трудных жизненных ситуаций, а еще чуть позже в рамках повседневной психологии (преодоление повседневного стресса, конфликтов, противоречивых ситуаций).

Таким образом, копинг-стратегия – это вариант сознательного реагирования личности на стресс. Противоположность такого поведения – бессознательные психологические механизмы защиты. В психологии копинг-поведение рассматривается в рамках ресурсного подхода.

Ресурсный подход

Это современное направление психологии. Суть подхода в том, что существует понятие и возможность распределения личных ресурсов, из-за чего некоторым людям удается сохранить равновесие в трудных ситуациях и адаптироваться к новым условиям. Существует комплекс главных ресурсов, который позволяет адекватно распределять и направлять все остальные.

Самым полезным внешним ресурсом признана поддержка окружения. Однако здесь существует тонкая грань между адекватной поддержкой, способствующей выработке стратегии, и чрезмерной опекой близких людей в совокупности с принятием роли жертвы самим человеком.

Структура и суть копинг-стратегии

Копинг-стратегия – это комплекс поведенческих, эмоциональных и когнитивных стратегий. Комбинируя их в разных соотношениях и связях, человек справляется со стрессом. Притом как в бытовых ежедневных ситуациях, так и в трудных, кризисных условиях.

Несмотря на частое отождествление понятий «копинг-стратегия» и «копинг-поведение», между ними существует некоторое отличие. А кроме того, выделяется третье понятие: «копинг-ресурсы».

Копинг-стратегия

Это реакции (мысли, чувства и действия) человека в конкретной ситуации. Притом они могут быть произвольными и непроизвольными, а также сочетать эти элементы. К непроизвольным реакциям относится все, что вызвано особенностями темперамента и приобретенными в ходе социализации и доведенными до автоматизма действиями (установками).

К сознательным стратегиям относится все, что связано с саморегуляцией и соответствует ряду условий:

  1. Возникшие трудности полностью осознаются личностью.
  2. Человек знает, как совладать именно с такой ситуацией, данным типом обстоятельств.
  3. Личность умеет применить эти знания вовремя и корректно на практике.

Копинг-поведение

Это готовность человека решать возникающие жизненные трудности. Она находит практическое воплощение через копинг-стратегии и основывается на копинг-ресурсах.

Копинг-ресурсы

Это особенности, характерные черты самой личности и сложившейся ситуации, способствующие адаптации человека. Среди внешних ресурсов главный – поддержка. К личностным благоприятным ресурсам относится:

  • позитивное мышление;
  • адекватная Я-концепция и самооценка;
  • низкий нейротизм;
  • внутренний локус контроля;
  • способность к эмпатии и выстраиванию социальных отношений;
  • способность к творчеству.

Очень важно также наличие внутреннего убеждения человека в собственных способностях к совладанию.

Виды копинг-стратегий

Копинг-стратегии бывают адаптивными, неадаптивными и частично адаптивными:

  • адаптивные стратегии – вариант активного решения проблемы (сотрудничество, альтруизм);
  • неадаптивные – полное избегание проблемы (уход от реальности, подавление, агрессия, покорность);
  • частично адаптивное – избегание проблемы под каким-то предлогом (маскировка избегания, эмоциональная разрядка, отвлечение).

Главная задача совладания с ситуацией – сохранить психическое и эмоциональное равновесие человека в критической ситуации или условиях неопределенности.

Стратегии могут быть направлены на преобразование внутреннего мира человека, то есть внутренних условий или на изменение внешних условий. Третий вариант – одновременное преобразование себя и ситуации. Соответственно, человек фокусируется или на проблеме, или на своих эмоциях, чувствах, отношениях, или на том и другом. Кроме того, копинг-стратегии бывают продуктивными и непродуктивными.

Стоит отметить, что оптимизм, жизнестойкость, позитивное мышление – это не стратегии, а черты личности. Стратегии – набор конкретных действий, алгоритмы и схемы. Однако такие личностные характеристики, как оптимизм, помогают вырабатывать конструктивные и эффективные стратегии.

Копинг-стратегии формируются из копинг-действий (чувства, мысли и поступки) и образуют копинговые стили поведения, или копинговые тактики (комплекс стратегий).

Единой классификации стратегий нет. Потому предлагаю рассмотреть наиболее популярные.

По направленности:

  1. Определение значения ситуации для личности.
  2. Концентрация внимания на преодолении стресса.
  3. Акцентирование внимания на своих эмоциях и сохранении равновесия.

По успешности:

  1. Использование конструктивных активных стратегий.
  2. Использование деструктивных стратегий, затягивающих выход из трудной ситуации.

По стилю:

  1. Ориентация на проблему.
  2. Ориентация на избегание.
  3. Ориентация на эмоции.

По степени контроля:

  1. Планирование ситуации.
  2. Асоциальное поведение.
  3. Косвенные действия.
  4. Прямые активные действия по разрешению ситуации.

По специфике ситуации:

  1. Самоконтроль.
  2. Агрессивное изменение ситуации.
  3. Помощь извне.
  4. Уход от ситуации (реальности).
  5. Переоценка.
  6. Планомерное решение проблемы.

По открытости:

  1. Скрытое мысленное решение проблемы.
  2. Активное решение через действия.

Таким образом, можно выделить 8 поведенческих стратегий, 10 когнитивных и 8 эмоциональных.

Среди адаптивных реакций к поведенческим относятся все стратегии, где личность сама активно вступает в социальные отношения или предлагает пути решения ситуации. Когнитивные стратегии предполагают анализ проблемы, повышение самооценки, рост веры в собственную личностную ценность, развитие самообладания. Среди эмоциональных реакций значится протест и оптимизм.

К неадаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: пассивность, уединение, изоляция, избегание проблем даже в мыслях, отступление, отказ решать проблему (само рассосется);
  • среди когнитивных: неверие в собственные возможности и потенциал, смирение, растерянность, сознательная недооценка неприятностей;
  • среди эмоциональных: самообвинение или обвинение других людей, подавление эмоций, подавленность, чувство безнадежности и покорности.

К относительно адаптивным стратегиям относится:

  • среди поведенческих: компенсация, любое временное отвлечение от решения проблемы (уход в какое-то дело или увлечение, алкоголь, путешествие, исполнение желаний);
  • среди когнитивных: сравнение ситуации с проблемами других людей, поиск сил для преодоления трудностей в обращении к вере, наделение ситуации преодоления особым смыслом (это испытание, которое нужно достойно пройти);
  • среди эмоциональных: передача ответственности другим людям, снятие эмоционального напряжения.

Существуют тесты для определения преобладающей копинг-стратегии у личности. С их помощью можно предугадать, как человек будет вести себя в стрессовой ситуации, в момент конфликта. Это активно применяется на практике. Например, при диагностике приемных родителей это обязательный элемент.

Что интересно: зная психологический тип личности, можно без теста предположить преобладающие у него копинг-стратегии. Это обусловлено влиянием как врожденных особенностей человека, так и результата социального научения. В основе одной стратегии может лежать несколько защитных механизмов и комплекс приобретенных установок.

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни. Близкое понятие, широко используемое и глубоко разработанное в русской психологической школе, — переживание (преодоление неблагоприятных последствий стресса) (см. например, Ф. Е. Василюк[1]).

Определение

Транзакционная модель стресса Ричарда Лазаруса

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году; Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития[2]. Четыре года спустя, в 1966 годуРичард Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» (англ. Psychological Stress and Coping Process) обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями[3].

Как показано Лазарусом[4], стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком для эффективного реагирования на вызовы среды, при индивидуальном восприятии им недостаточности имеющихся и доступных ему ресурсов. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. По Лазарусу и Фолкман, индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами[5].

Co временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах. Таким образом, копинг — это поведенческие и когнитивные усилия, применяемые индивидами, чтобы справиться со взаимоотношениями человек-среда. При этом подчеркивается, что реакции индивида на стрессовую ситуацию могут быть как произвольными, так и непроизвольными. Непроизвольные реакции — это те, что основаны на индивидуальных различиях в темпераменте, а также те, что приобретены в результате повторения и больше не требуют сознательного контроля[6].

Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека с окружающим миром. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности. Чаще всего среди личностных детерминант называют:

Примечания

  1. Василюк Ф. Е.Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 200 с.
  2. 123Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С- Пб: Речь, 2000. — С. 70.
  3. 1234567891011Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges.. — Oxford University Press, 2002. — P. 272. — ISBN 9780198508144.
  4. Lazarus, R.S. Emotion and Adaptation. — New York: Oxford University Press, 1991.
  5. 12Berg C.A., Meegan S. P., & Deviney P.P. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — P. 231—237.
  6. 12Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — P. 231—237.
  7. Хазова С. А. Психология совладающего поведения: материалы Межд. научно-практ. конф./ отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 121—124
  8. 123Frydenberg E., & Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. — Fall 2000. — Т. 37, № 3. — P. 727—745.
  9. 12Lopez, D. F., & Little, T. D. Children’s action-control beliefs and emotional regulation in the social domain // Developmental Psychology. — 1996. — № 32. — P. 299—312.
  10. Skinner E., Edge K. Reflections on Coping and Development across the lifespan // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — № 22(2). — P. 231—237.
  11. 12Koplik E.K. et al. The Relationship of Mother-Child Coping Styles and Mother’s Presence of Children’s Response to Dental Stress // The Journal of Psychology. — 1992. — № 126(1). — P. 79—92.
  12. 12Vitaliano P.P. et al. Coping Profiles Associated With Psychiatric, Physical Health, Work and Family Problems (англ.) // Health Psychology. — 1990. — № 9(3). — P. 348—376.
  13. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С- Пб: Речь, 2000. — P. 71.
  14. FRYDENBERG, E. (ed.) (1999). Learning to Cope: Developing as a Person in Complex Societies. Oxford: Oxford University Press. vii + 360 pp. ISBN 0 19 850318 0 (Hbk).
  15. 1234Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
  16. Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.
  17. Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  18. Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  19. Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002
  20. Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  21. Williams P. G., Wiebe D. J., Smith T. W.Coping processes as mediators of the relationship between hardiness and health. (англ.) // Journal Of Behavioral Medicine. — 1992. — June (vol. 15, no. 3). — P. 237—255. — PMID 1625337.
  22. 123456789101112Losoya Sandra, Eisenberg Nancy, Fabes Richard A.Developmental Issues in the Study of Coping (англ.) // International Journal of Behavioral Development. — 1998. — June (vol. 22, no. 2). — P. 287—313. — ISSN0165-0254. — doi:10.1080/016502598384388.
  23. Moos Rudolf H., Schaefer Jeanne A.Life Transitions and Crises (англ.) // Coping with Life Crises. — 1986. — P. 3—28. — ISBN 9780306421440. — doi:10.1007/978-1-4684-7021-5_1.
  24. Pearlin Leonard I., Schooler Carmi.The Structure of Coping (англ.) // Journal of Health and Social Behavior. — 1978. — March (vol. 19, no. 1). — P. 2. — ISSN0022-1465. — doi:10.2307/2136319.
  25. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности. Психологический журнал, т. 18, № 5, 1997.
  26. Ayers T. S., Sandler I. N., West S. G., Roosa M. W.A dispositional and situational assessment of children’s coping: testing alternative models of coping. (англ.) // Journal Of Personality. — 1996. — December (vol. 64, no. 4). — P. 923—958. — PMID 8956518.
  27. 123Compas B. E., Malcarne V. L., Fondacaro K. M.Coping with stressful events in older children and young adolescents. (англ.) // Journal Of Consulting And Clinical Psychology. — 1988. — June (vol. 56, no. 3). — P. 405—411. — PMID 3397433.
  28. Compas B. E., Worsham N. L., Ey S., Howell D. C.When mom or dad has cancer: II. Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients. (англ.) // Health Psychology : Official Journal Of The Division Of Health Psychology, American Psychological Association. — 1996. — May (vol. 15, no. 3). — P. 167—175. — PMID 8698030.
  29. 12Parsons A., Frydenberg E., Poole C.Overachievement and coping strategies in adolescent males. (англ.) // The British Journal Of Educational Psychology. — 1996. — March (vol. 66 ( Pt 1)). — P. 109—114. — PMID 8901172.
  30. Ebata Aaron T., Moos Rudolf H.Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents (англ.) // Journal of Applied Developmental Psychology. — 1991. — January (vol. 12, no. 1). — P. 33—54. — ISSN0193-3973. — doi:10.1016/0193-3973(91)90029-4.
  31. Herman-Stabl Mindy A., Stemmler Mark, Petersen Anne C.Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health (англ.) // Journal of Youth and Adolescence. — 1995. — December (vol. 24, no. 6). — P. 649—665. — ISSN0047-2891. — doi:10.1007/BF01536949.
  32. Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates
  33. Causey David L., Dubow Eric E.Negotiating the Transition to Junior High School (англ.) // Prevention in Human Services. — 1994. — 4 January (vol. 10, no. 2). — P. 59—81. — ISSN0270-3114. — doi:10.1300/J293v10n02_05.
  34. 12Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  35. 12Wethington Elaine, Kessler Ronald C.Situations and Processes of Coping (англ.) // The Social Context of Coping. — 1991. — P. 13—29. — ISBN 9781489937421. — doi:10.1007/978-1-4899-3740-7_2.

Литература

на русском языке
  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладения с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100—111.
  • Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций (недоступная ссылка) // Журнал практической психологии и психоанализа, № 4 декабрь 2001.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Рогова Е. А. Особенности преодолевающего поведения подростков колледжа в стрессовых ситуациях
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.
  • Хазова С. А. «Неакадемические» способности: роль и ресурсные функции в совладающем поведении субъекта // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. С. 2. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.10.2018).
на других языках
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues, 47, 23-34.
  • Folkman, S.; Lazarus, R. S. Coping as a mediator of emotion (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1988. — Vol. 54, no. 3. — P. 466—475. — doi:10.1037/0022-3514.54.3.466. — PMID 3361419.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  Нормативный контрольMicrosoft: 73282008
Эта страница в последний раз была отредактирована 9 февраля 2021 в 15:10. Опубликовано 16.09.2020 — 12:57 —

В статье рассматриваются особенности поведения подростков в стреввовых ситуациях и их способы реагирования и совладания со стрессом.

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngstatya_koping_strategii.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности копинг-поведения в подростковой среде.

Подростковый возраст можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости, сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью, повышенной возбудимостью, конфликтностью, чувством тревоги, резкой сменой настроения, повышенной эмоциональностью.

Ведущей деятельностью этого возраста становится общение и проблемы, вызывающие стресс у подростков чаще всего связаны сним. Именно в подростковом возрасте происходит формирование копинг-стратегии, как важной составляющей личности.

Копинговые стратегии — это приемы и способы, которые использует человек, чтобы справиться со стрессом.Понятие бъединяет когнитивные(интеллектуальные), эмоциональные и поведенческие стратегии, которые  используются, чтобы совладать со стрессом.

Стресс — это дискомфорт, испытываемый человеком, при резких изменениях в окружающей среде.

Все поведенческие копинг-стратегии делятся на адаптивные, неадаптивные  и относительно адаптивные.

Адаптивные: проблемный анализ, установка собственной ценности, сохранение самообладания, протест, оптимизм,сотрудничество,обращение,альтруизм.

Неадаптивные варианты копинг-поведения

растерянность,игнорирование, подавление эмоций,покорность, самообвинение,агрессивность,  активное избегание, отступление.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения-

        относительность, придача смысла, эмоциональная разрядка, пассивная кооперация,  компенсация, отвлечение, конструктивная активность(путешествия).

        Эффективным будет применение всех трех видов стратегий.

         Особенности копинг-поведения подростков заключаются в повышенном эмоциональном уровне реагирования на стрессовые ситуации.

Эмоциональные копинг-стратегии проявляются в виде различных неадекватных оценок ситуации, приводящих к переживаниям раздражения, протеста, плача, злости или к подчеркнутому оптимизму.

Поведенческие стратегии проявляются в смене самой деятельности или изменении ее форм. Например, выход из поля травмирующей ситуации (уединение, покой) или смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки).

У подростка чаще еще не сформирован свой индивидуальный стиль совладания со стрессом, однако приоритетную тенденцию развития получают копинг-стратегии поиска социальной поддержки и стратегии избегания. Развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта.

Исследование особенностей копинг-поведения в подростковой среде проводилось в ноябре 2019г. на базе МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы. среди учащихся 8-х классов. В исследовании приняли участие 79 подростков.

Исследование проводилось в форме тестирования (Тест Хайма борьбы со стрессом).

Анализируя полученные данные, можно выделить следующие закономерности и особенности использования копинг-стратегий у подростков.

Во-первых, подростки используют как адаптивные(такие, которые позволяют найти наилучший выход из сложной ситуации), так и неадаптивные варианты поведения.

К первым относятся:

— среди когнитивных копинг-стратегий -проблемный анализ -формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них«я стараюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось» ;

— среди эмоциональных копинг-стратегий –оптимизм –«я всегда уверен, что есть выход из трудной ситуации»;

— среди поведенческих – сотрудничество «я использую сотрудничество со значимыми мне людьми для преодоления трудностей».

К относительно адаптивным копинг-стратегиям, которые используют подростки, относятся следующие:

— среди когнитивных- относительность-«я говорю себе: по сравнению с проблемами других людей мои -это просто пустяк»; придача смысла- «я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствуюсь сам»; установка собственной ценности «в данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться и с ними, и с более сложными»;

— среди поведенческих- отвлечение-«я погружаюсь в любимое дело, стараясь забыть о трудностях».

Среди неадаптивных вариантов копинг-стратегий,  подростки чаще всего выбирают такие, как:

— подавление эмоций «я подавляю эмоции в себе», эмоциональная разрядка «я впадаю в отчаяние, плачу и рыдаю»;

— отступление «я изолируюсь, стараюсь остаться наедине с собой», активное избегание «стараюсь не думать, всячески избегаю сосредоточиваться на своих проблемах».

Рекомендации по результатам проведенного исследования

Таким образом, особенностью  копинг-стратегий в подростковой среде относится повышенный эмоциональный уровень реагирования в стрессовой ситуации.

 Использование адаптивных копинг- стратегий подростками способствует формированию успешной социально-психологической адаптации, как в школьной среде, так и вне школы. Следует отметить, что именно подростковый возраст отличается недостаточной сформированностью адаптивных копинг-стратегий по причине возрастных особенностей и, связанных с ним особенностей подросткового поведения(вспыльчивость, импульсивность, слабый контроль эмоций и поведения, резкие колебания самооценки). Вследствие чего необходимо знакомить подростков с эффективными и адаптивными копинг-стратегиями с целью формирования копинг-поведения через совершенствование поведенческих навыков, в том числе развитие навыков саморегуляции:

1. Способы управления дыханием.

2. Способы управления мышечными зажимами (релаксация).

3. Способы, связанные с воздействием слова (самопрограммирование)

4. Способы самоодобрения (самопоощрения)

5. Способы снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка).

Данные способы развивают навыки саморегуляции и управление эмоциями.

Формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием способствует развитию адаптивных копинг-стратегий у подростков и, соответственно, успешной социализации в обществе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил…

picture-63980.jpg«Агрессия в подростковой среде»

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога….

picture-60870-1520743988.jpg«Влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде современного общества»

Научно-исследовательская работа по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности. В работе рассматривается     — Рекомендации и система мер по предупреждению и профил…

picture-101785-1438786709.jpgПрофилактика суицида в подростковой среде

  Среди проблем, связанных с сохранением здоровья нации, пристальное внимание правительства и общественности в последние годы привлекает вопрос о суициде в среде молодёжи. За послед…

Родительское собрание для 6-11 классов: «Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида»

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн…

picture-882537-1485197807.jpg«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. …

picture-180854-1380048685.jpgВыступление на МО Особенности общения и проблем в подростковой среде.

Эта тема стала актуальна в моей воспитательной работе, когда мои воспитанники достигли 13-14 лет. Появились проблемы, связанные с их активным использованием интернета, что и освещено в материале, подо…

  • Мне нравится
  Используемые источники:
  • https://psylogik.ru/200-koping-strategii.html
  • https://psychologist.tips/1699-koping-strategiya-chto-eto-v-psihologii-povedeniya-vidy-i-osobennosti.html
  • https://wiki2.org/ru/копинг
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/09/16/osobennosti-koping-povedeniya-v-podrostkovoy-srede