Конструктивная и деструктивная модель поведения в конфликте

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

conflict_management_cropped.jpg

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи. Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности. Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности. Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека. Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

4050x2700_0xc0a839a4_9425111461466698585.jpeg

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Деструктивное мышление и поведение

Деструктивное поведение — это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности. деструктивный поведение аддиктивный антисоциальный

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

Виды деструктивного поведения:

  • · внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):
  • · аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
  • · антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  • · внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:

уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности

разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война), разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм),разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).

При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.

Не менее интересна точка зрения заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.

Деструктивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.

Я как-то писал статью о необходимости избавления от негативного мышления, и сегодняшняя заметка как бы её продолжение. На мой взгляд, явной деструктивности мышления подвержено подавляющее большинство нормальных людей, и мне это очень не нравится.

Данный список оформился у меня в ходе наблюдений за собой и окружающими меня людьми, в реальной жизни или интернетах. Описываемые здесь явления чаще всего проявляются в самый продуктивный период жизни — 25-40 лет.

Если вы обнаружите у себя какие-то из перечисленных признаков — задумайтесь. Явление имеет свойство усиливаться со временем, захватывая всё большие зоны внимания. В конце концов, человек превращается в брюзжащего нытика. Не советую.

Неожиданное прозрение

Начну с себя. Этот пункт в какой-то мере присущ мне, но я борюсь с ним по мере возможностей. Суть в том, что человек начинает агрессивно отвергать тот путь, по которому еще недавно шел сам.

Если кто давно читает этот сайт, то знает, что несколько лет назад я был велофетишистом, а теперь, прозрев, выступаю за практичный взгляд на велосипедное хобби. Пожалуй, иногда меня слишком заносит, и я даю слишком негативные оценки фетишистскому подходу.

Как и везде, здесь не может быть черного или белого, поэтому последнее время я стараюсь поменьше делать выпадов в сторону моей бывшей позиции, хотя и признаю её в целом не очень правильной.

Если вы начали резко отрицать то, чему еще недавно были преданы — это плохой признак. Так делают «завязавшие» алкоголики, по понятной причине. Не может быть так, чтобы тогда не было ничего хорошего и оттуда нельзя вычленить полезный опыт.

Внутреннее чувство обиды

Если вы по настоящему умеете обижаться, или еще хуже — делаете это часто, то рискуете испортить свой характер, продолжая идти по этому пути. Самое страшное, что вы можете прожить с чувством глубокой обиды на окружающий мир всю жизнь.

Недооценивают друзья и близкие, мало платят на работе, государство не делает того, что должно делать. Что характерно, чаще всего у вас есть все поводы для обид. Мир устроен несправедливо.

Не попадайтесь в эту ловушку — мир вам ничего не должен. Никто ничего не принесет, не оценит, не поднимет зарплату. Можете обижаться до конца жизни, а можете подумать, как это изменить. Иначе останетесь никому не нужным нытиком и брюзгой.

Я слышал фразу «Каждый заслуживает то, что имеет. И чего не имеет — тоже». Это — чистая правда. Обижайтесь на окружающий несправедливый мир, продолжайте плыть, как известная субстанция, и окажетесь там, где заслуживаете.

Или же признайте, что только вы отвечаете за свой путь, начните менять жизнь прямо сейчас — и тоже окажетесь там, где заслуживаете. Выбор за вами.

Бесполезная «критика»

Этот пункт я особенно не переношу в людях, потому что он деструктивен не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Объясните мне, откуда пошла традиция выдавать свое субъективное мнение за критику? Почему людям так важно донести до остальных свое отношение, причем в абсолютном большинстве случаев негативное?

Если вы замечаете себя за таким занятием, то попробуйте проанализировать, зачем вам это надо. Скорее всего, вы придете к тому, что таким образом заполняется пустота, образовавшаяся от того, что вы по-настоящему ничем не заняты. Я говорю не про работу, а про душу.

Как только человек начинает что-то творить, у него сразу отпадает желание критиковать. Я уж не знаю, почему так происходит, но, как правило, это действует. Я редко видел людей, которые умудряются делать что-то хорошее, успевая нагадить на окружающих. Они есть, но чаще всего они — гении, им простительно. 🙂

Критикуя кого-то или что-то, попробуйте понять, какие именно цели вы преследуете этим. Я практически уверен, что любой критик понимает бесполезность его «критики». Всё будет продолжаться: караван будет идти, а собаки лаять.

Не поддавайтесь на зов внутренней вредности, не пытайтесь исправить несовершенный мир. Хуже будет только вам, потому что, ступив на этот путь, с него сложно сойти. Мой совет — найдите дело по душе и занимайтесь им. И да, еще — игнорируйте «критику». 🙂

Медленное окукливание

Весьма нехороший симптом, который настигает практически каждого, рано или поздно. Произрастает проблема из постепенного вытеснения случайных факторов из жизненного цикла, начинает ощущаться «земля под ногами», вкусы укореняются, пристрастия перестают меняться.

Человек расценивает это как некое свидетельство зрелости и наличия жизненного опыта. Он гордится своими вкусами, а ведь вкусы — это просто привычки, подведенные под логическое или эмоциональное обоснование. К сожалению, он просто замыкается в своей раковине.

Начиная с определенного возраста мозг начинает сопротивляться всем внешним идеям: фактически, ему уже не нужна новая информация — имеющейся хватает для поддержания жизненного ритма. Этот возраст сильно зависит от характера, к тому же явление имеет волнообразный характер.

Однако, чем дальше, тем хуже. Заканчивается всё тем, что называют «состоявшийся человек». По факту — биоробот, действующая по шаблону единица общества. Оглянитесь — сколько их вокруг, попробуйте предложить что-то, выходящее за рамки их программы и увидите, как они «зависнут».

На мой взгляд, нужно в любом возрасте оставаться любопытным, жадным до новых эмоций и готовым всё начать сначала. Вы всё равно не избежите окукливания в какой-то степени, но этому можно и нужно противостоять.

Черно-белые суждения

Имея некоторые политические (или другие) взгляды, выносится негативный вердикт тому человеку, который придерживается иного мнения. Не слишком давний пример: один читатель прислал мне сообщение, что отписывается от моего сайта по причине того, что я не испытываю энтузиазма к либералам, и вообще, по его мнению я — путиноид. 🙂

Представьте себе всю абсурдность — мои личные взгляды (которые я почти нигде не высказываю) заставили его отписаться от сайта, на 85% посвященного велосипедам. Ну что тут скажешь…

Это весьма нехороший путь, ставящий в зависимость от того, чья пропаганда смогла на данном этапе жизни взять верх в вашем сознании. Люди имеют свойство заблуждаться. Люди имеют свойство диаметрально менять свою точку зрения с течением времени.

Пример — Анатолий Вассерман (коего я сильно уважаю и люблю слушать), в начале 90-х был ярым либералом, либертерианцем и антисоветчиком, на данный момент является сталинистом. Какой курьез. 🙂

Тоже самое с любыми другими взглядами. Для начала просто попытайтесь разделять человека и его убеждения. Не обязательно ненавидеть тех, кто является «хомячком Навального», голосует за Путина или верует в господа нашего Говинду.

Почти всегда убеждения, вкусы, взгляды — это лишь то, что наносит на наш мозг потоком информации. По сути, эти вещи ничем не связаны с нами, скорее всего они слетят с первым же серьезным дуновением ветра жизни. Разве можно делать далеко идущие выводы о людях лишь потому что в их мозг нанесло другой мусор?

Раздражение по пустякам

Симптом, также проявляющийся с возрастом. Начинает раздражать всё, что не совпадает с внутренним шаблоном. Новая музыка и фильмы, молодежь, политика и многое другое раздражает не потому что, оно реально хуже, а потому что мозг это отфильтровывает.

Вторая причина раздражения — избыточный поток информации. Вы наверно замечаете, что волны медиа-вирусов постоянно сменяют друг друга, не успело ваше инфополе очиститься от какого-нибудь gangnam style, как в него уже проникло что-то новое, не менее раздражающее.

Я уже несколько лет не читаю новостей и не слежу за событиями. Соответственно, моё внимание цепляет лишь хвосты трендов, сходящих на нет. Отсюда искреннее удивление, почему всех бесит тот же gangnam style, хорошая же песенка. 🙂

В общем, раньше трава была зеленее, это факт, доказанный британским учеными, но это не повод для постоянной раздражительности. 🙂

_____________________________

Скорее всего, можно найти еще немало пунктов, несущих разрушительное влияние для психики, но на мой взгляд, перечисленное — это то, от чего особенно нужно держаться подальше. Что вы скажете, друзья, какие еще схемы поведения уводят человека от осознания своего пути в жизни?

Друзья, на моем сайте есть еще и очень много полезной информации про велосипеды и путешествия. Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • 15 советов, как достичь цели
  • Зачем нам дауншифтинг
  • Майк Холл — за три месяца вокруг света на велосипеде

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке  — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.  

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений. К деструктивным проявлениям поведения, направленным вовне, относятся:
  • уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности
  • разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война)
  • разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм)
  • разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).
К аутодеструкции относятся:
  • суицид – умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности
  • злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость)
  • патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэмблинг (патологическую страсть к азартным играм), и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности.
При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. «Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий». Не владея обобщенным способом действия, субъект не поставит соответствующей цели и мотивационно не санкционирует ее. Следовательно, центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера деструктивной личности, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Актуализация этих способов поведения предопределяется условиями среды и реальными возможностями их осуществления, которые в свою очередь ведут к уменьшению ответственности личности за свое поведение. В то же время, социализированное поведение обусловлено личностно, а не ситуативно. Только от личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает.Не менее интересна точка зрения заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.Деструктивное поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб им причинённый; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.По моему сейчас такое поведение встречается всё чаще и чаще…

Деструктивные мысли обладают достаточной силой, чтобы определять наши решения и диктовать поведение. Этот выбор отнюдь не является лучшим. Он не делает нашу жизнь счастливой.

Деструктивные убеждения становятся увеличительным стеклом, через которое мы смотрим на себя и окружающий мир. И все, что мы видим, приобретает негативный оттенок. Мы внушаем себя, что недостаточно хороши, не представляем никакой ценности и не заслуживаем того, чтобы быть счастливыми. Мы теряем решимость двигаться вперед и реализовать свой потенциал.

Негативные установки проявляются в разных формах: «Если я буду настаивать на своих правах, он уйдет от меня», «Если я выйду на работу, он расстроится», «Я недостоин любви, и поэтому никто не полюбит меня», «Если я буду спорить, она меня бросит», «Если я открыто выскажу то, что думаю, я испорчу отношения со всеми».

Если вы ищете работу, возникающие у вас деструктивные мысли могут звучать так: «Я никогда не найду работу, поэтому глупо даже претендовать на эту должность. Если мне предпочтут кого-то другого, я буду чувствовать себя униженным, а все решат, что я неудачник. Я не выношу это чувство, когда стараешься, но всегда проигрываешь. Если я не получу эту работу, значит, сама попытка была ошибкой».

А эти негативные убеждения осложняют отношения с окружающими: «Я недостаточно хороший (умный, богатый, красивый и т. п.)», «Я должен заслужить всеобщее одобрение, чтобы чувствовать себя уверенно», «Если люди по-настоящему узнают меня, я им разонравлюсь».

Происхождение деструктивных мыслей

Деструктивные убеждения формируются в раннем детстве – в период, когда мы полностью зависели от родителей. Тогда дети начинают верить, что это они ответственны за любые семейные проблемы или травмы, например, тяжелую болезнь, развод или смерть членов семьи, и переносят эти убеждения во взрослую жизнь.

Семья предоставляет нам готовые шаблоны, призванные облегчить «навигацию» по жизни. Например, благонамеренные родители могут внушать детям: «Мир — это опасное место, поэтому тебе следует держаться поближе к дому и избегать всего незнакомого» или «Ты недостаточно умен (красив, талантлив, удачлив и т. п.), чтобы справиться со всем этим».

Это в корне отличается от позитивного убеждения, что мир полон сложных вызовов, но все мы обладаем – или можем развить в себе – способность справляться с ними и сохранять устойчивость, преодолевая препятствия. Но если родители пугали вас, не давая расправить крылья, вы вырастете в убеждении, что у вас их нет.

Кроме убеждений, которым мы учимся в семье, мы впитываем и послания от общества. Например, коварная установка: «Нельзя ни от кого зависеть» является очень деструктивной. Поскольку наша культура ценит самостоятельность, быть нуждающимся в чем-то считается зазорным. Это убеждение транслируется в деструктивные мысли: «Твое естественное состояние не нормально. Чтобы стать приемлемым в обществе, ты должен перестать быть собой».

Деструктивные мысли очень убедительны. Мы привыкли воспринимать их как жесткие беспристрастные факты. Теперь наша задача – уменьшить их влияние, не позволив им и дальше управлять вашей жизнью.

Как выявить деструктивные мысли?

Первый шаг на пути к освобождению – определить свои негативные убеждения:

– Они часто включают слова «всегда» или «никогда»: «Я никогда не смогу выздороветь».

– Они состоят из обобщающих высказываний: «Я провалился на экзамене, следовательно, я неудачник».

– Они чрезвычайно пессимистичны: «Несмотря на все мои старания, у меня ничего не выйдет».

– Они полны безнадежности: «Я ничего не могу поделать с этим».

Деструктивные мысли заставляют нас ощущать собственную ничтожность, чувство стыда и замыкаться в себе.

Есть и другой способ выявления негативных убеждений. Спросите себя: «Как я себя чувствую, эмоционально и физически, когда у меня появляется эта мысль? Она придает мне энергии или отнимает ее?». Если, размышляя подобным образом, вы чувствуете себя обессиленным, никчемным и безнадежным, это патологическая самокритика, а не конструктивная саморефлексия.

Вы можете записывать мысли, которые у вас возникают автоматически, в специальный журнал. Подчеркните фразы, которые разрушают вашу уверенность в себе. Записывая деструктивные мысли, заменяйте слово «Я» на «Ты». Это позволит создать дистанцию по отношению к этим утверждениям и психологически отстраниться от них.

мысли_1542838810-1024x340.jpg
geralt / Pixabay

Трансформация деструктивных мыслей

Превращайте деструктивные мысли в конструктивные и позитивные утверждения. Задайте себе вопрос: «Сказал бы я это человеку, которого хочу поддержать? Если нет, почему я говорю это себе?», «Содержат ли эти мысли практическую пользу?», «Отражают ли эти убеждения правду или воплощают мои худшие страхи о себе самом и окружающем мире?».

Например, вы думаете: «Если я снова провалюсь, мне придется признать поражение. Все безнадежно. Я стараюсь преуспеть, но раз за разом проигрываю». Вместо этого скажите себе: «Если я провалюсь снова, мне будет больно. Но это позволит мне укрепить свою устойчивость и научиться лучше переносить трудности, выстоять и не упасть. Теперь я смогу разобраться, над чем мне необходимо работать дальше».

forbaner.pngЗапишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Skype:

Психологическое насилие, восстановление после абьюзеров и нарциссов, расставание с абьюзером,  изменение абьюзивного поведения, самооценка, программа “больше не жертва”, отношения, потеря смыслов, синдром милого (удобного) человека, возрастные кризисы, экзистенциальные проблемы, одиночество,  отношения “взрослые дети – родители, ” и еще…

Вместо того, чтобы видеть вещи в черно-белом цвете или оценивать ситуацию лишь как успех или провал, расширяйте перспективы. Например, вы размышляете над тем, браться или нет за сложный проект на работе. Спросите себя: «Что считать успехом? Это успех, если я покажу всем, что готов принять трудный вызов? Это успех, если в процессе выполнения задачи я узнаю много нового? Это успех, если проект провалится, но я получу шанс реализовать свои амбиции?».

Оцените, что произойдет, если вы предпочтете отклонить предложение: «Если я не возьмусь за проект, не начнет ли босс сомневаться в моей уверенности в себе? Как я буду себя чувствовать, если другой человек, ничем не лучше меня, справится с этим? Что я буду испытывать, если позволю страху влиять на мои решения? Преодолеть тревогу и неуверенность – вот подлинный успех для меня, и не имеет значения, каков будет результат!».

Деструктивные мысли утверждают, что вы несовершенны и недостойны любви. Они уверяют, что вы потерпите неудачу и не сможете справиться с ней, поэтому не стоит и пытаться. Но мы не обречены оставаться в ловушке негативных убеждений. Не позволяйте им встать на вашем пути.

psy-zoom-418x492-1.jpgПоследние материалы: (Смотреть все)
  • Семь конфликтов в отношениях — 22 марта, 2021
  • Как перестать завидовать. Шесть простых стратегий. — 22 марта, 2021
  • Как перестать жаловаться и начать радоваться жизни: десять советов для нытиков — 21 марта, 2021

Еще:

Как формируются наши токсичные ценности, или здравствуй, «Франкенштейн»!Семь вредных советов, которые лучше пропустить мимо ушейИдеи по борьбе с негативными мыслямиИзмени свои мысли – метод трех столбцов в когнитивно-поведенческой терапииИспользуемые источники:
  • https://onona.online/psihologiya/destruktivnost
  • https://studwood.ru/619896/sotsiologiya/destruktivnoe_myshlenie_i_povedenie
  • http://kotovski.net/priznaki-destruktivnogo-myishleniya/
  • https://gisher.org/destruktivnoe-mishlenie-i-povedenie-t20107.html
  • https://psy-zoom.ru/2018/11/23/destruct.html