Кинестетические ощущения и восприятия

19 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем мы воспринимаем мир через ощущения (смотрим, слышим, чувствуем, осмысливаем), но каждый отдельно взятый человек имеет предпочтительный канал восприятия.

В психологии подразделяют людей по типу их восприятия на четыре основных группы: визуалы (превалирует зрение), аудиалы (важны звуки), кинестетики (ценят тактильные ощущения) и дигиталы (превалирует разум).

Причем основной способ восприятия влияет и на характер этого человека. Поэтому понимая кто перед вами, вы намного проще сможете наладить с ним контакт.

Сегодня я хочу подробно поговорить про кинестетиков, так как такие люди сильно выделяются из общей массы и являются «нетипичными».

Аудиал, визуал, дигитал и кинестетик

Каждый человек представляет собой индивидуальную личность, которая по-разному воспринимает внешний мир.

  1. Кто-то прислушивается к каждому слову, тембру голоса, лучше воспринимает информацию на слух. Это аудиал.
  2. Кто-то акцентирует внимание на цвете, форме, внешнем виде. Таких людей называют визуалами.
  3. Дигитал – это человек, который в основном воспринимает мир с помощью логического мышления, уделяя меньше внимания восприятию через анализаторы (глаза, уши, руки).
  4. Кинестетик — это человек, который воспринимает мир на ощупь, тактильно.

Кроме специфики главного канала, через который поступает информация, аудиал, визуал и кинестетик отличаются друг от друга, например, способом обучения, который нужно применять для эффективного результата, манерой поведения.

» alt=»»>

Кинестетик — это человек, который…

Аудиал, визуал, кинестетик – эти группы людей не являются точными и исключительными (очень похоже на типы темперамента, когда невозможно найти чистого сангвиника, холерика, флегматика или меланхолика). Каждый из нас воспринимает мир разными анализаторами. Просто один из каналов более чётко выражен и преобладает над другими.

» alt=»»>

Поэтому по некоторым характеристиками можно отнести человека к кинестетикам в большей степени, чем к другим группам. Чтобы это понять, нужно посмотреть на поведение этого человека:

  1. Если такие люди принимают участие в беседе, они пытаются максимально приблизиться к собеседнику, сократить дистанцию между друг другом. По возможности и уместности – прикоснуться к человеку. Это не означает, что человек не уважает личное пространство или спешит к интимной близости. Просто таким образом он будет лучше воспринимать информацию во время разговора.
  2. Во время беседы такие люди могут погрузиться в свои мысли, поэтому к ним имеет смысл аккуратно прикоснуться в такие моменты. К плечу, например, и вернуть их к реальности.
  3. Если что-то можно потрогать, кинестетик определённо это незамедлительно сделает. Потеребит шарфик, потрогает листья в парке, посмакует каждую ложку нового блюда.
  4. Такие люди предпочитают сразу начинать что-то делать, а не зависать в раздумьях при принятии важного решения. Они не понимают, почему вокруг люди такие медлительные и постоянно взвешивают все «за» и «против».
  5. В месте их жительства может царить полный беспорядок, но при этом вещи лежат так, чтобы удобно было их достать и взять в любой момент. Это для них создает комфорт и уют.
  6. Кинестетики могут носить одну и ту же любимую вещь на протяжении многих лет только потому, что она очень приятна их телу.
  7. Если такой человек чем-то расстроен, у него плохое настроение, и вы хотите его утешить, то лучше всего – это обнять. Именно так он прочувствует, что вы о нём заботитесь и переживаете.
  8. При интимной близости он (она) выключает свет, чтобы сосредоточиться на тактильных ощущениях. Любят прикасаться, целовать, гладить.
  9. Кинестетики хорошо чувствуют собственное тело. Поэтому своими профессиями они часто выбирают танцы, массаж, спорт.

Кинестетика в зависимости от пола

Начнем с женщин кинестетиков. Спа-салоны богаты на клиенток именно этого типа восприятия. Женщины очень любят массажи, принимать джакузи. Также им приносит удовольствие поход в парикмахерскую.

Там расчёсывают волосы, красят их, сушат, лёгким потиранием наносят краску или мусс. Поэтому такие девушки хорошо выглядят из-за своей любви к прикосновениям: ухоженные волосы и тело.

Таких женщин очень любят мужчины, поскольку они всегда ласковые в отношениях. Любят обнимать, целовать, массировать спину своему партнёру. Ведут себя очень романтично. Но при этом она не будет ходить на больших шпильках, если ей более удобна обувь на низкой подошве. Она не выбросит старый тёплый свитер, даже если в шкафу много новой одежды.

Мужчина кинестетик — это человек, для которого не важен внешний (визуальный) вид женщины. Когда он выбирает себе партнёршу, то она просто должна иметь форму тела, по контуру которого приятно проводить рукой. Кожа должна быть мягкой и бархатной, хорошо пахнуть.

Такой мужчина всегда ухаживает за своими волосами, аккуратно подрезает ногти, часто его можно застать в массажном кабинете. Но при этом так же, как девушки этой группы восприятия, он может ходить в комфортной, но не новой (неудобной) одежде. Он часто является молчаливым партнёром, который самое главное будет говорить прикосновениями.

Ребенок-кинестетик: как это проявляется в детстве

Кинестетика – это восприятие мира, которое закладывается ещё с самого детства. Каждый ребёнок начинает исследовать мир именно с прикосновений, сжиманий предметов, пробует на вкус игрушки. Поэтому человека, который истинно относится к этой группе, можно распознать еще во 2-3 классе.

Такой ребёнок сохраняет желание потрогать игрушку, любой другой предмет. Любит что-то показывать, а не рассказывать об этом. Играя с другими, дёргает девочек за волосы, обнимает друзей, целует их в щёку.

Кинестетик не может дождаться, когда на уроке естествознания покажут макет и сам пытается его изучить. Правда, в таком возрасте бывает сложно отличить: либо у ребенка действительно такой тип восприятия мира, либо это проявления синдрома дефицита внимания. Поскольку и те, и другие дети показывают себя очень активными и неусидчивыми.

Если такой ребенок сутулится, то вы вряд ли сможете убедить его, чтобы он выровнял осанку. Даже если приведёте ему много фактов, почему это вредит здоровью. Или покажете со стороны, как это некрасиво. Ребёнку всё равно. Главное, что ему так удобно сидеть.

Дети-кинестетики очень любят экспериментировать со своим телом. Поэтому пробуют писать то правой рукой, то левой. Обожают ходить на разные кружки. Например, на танцы, на фигурное катание, гимнастику, карате.

Для того, чтобы такому ребёнку помочь лучше воспринимать учёбу:

  1. предложите делать диаграммы или макеты по урокам – это сконцентрирует внимание и предоставит наглядное представление об информации;
  2. учите с ним стихи или теорию, когда он делает физические упражнения;
  3. не останавливайте его, если он бегает, но при этом в голове решает задачу – у ребёнка свой подход;
  4. отдавайте в школу со спортивным уклоном, поскольку физкультура – это занятие, на котором такие дети чувствуют себя как рыба в воде;
  5. если нет возможности, то обязательно запишите в какую-то секцию, в которой нужно много двигаться и чувствовать своё тело.

Как обращаться с кинестетиками?

Кинестетик – это человек, которому не нужен идеальный порядок. Поэтому не стоит его за это ругать, а просто воспринимайте таким, как есть.

Надкушенный пирог на столе возле скомканных бумажек – это нормально для него. Можете его спокойно попросить убрать или сделать это за него, а кинестетик потом искренне отблагодарит крепкими объятиями.

Если он работает, то может делать это стоя за компьютером. Или же может ходить между столами на работе, когда думает о чём-то. Руководителю не стоит пресекать такое поведение, поскольку это способствует его большей эффективности и работоспособности.

Ваш близкий человек одевается неряшливо, в старые вещи? Не переживайте, ему так удобно и это самое главное – чтобы он чувствовал себя хорошо. Можете спокойно попытаться вместе подобрать для него новую комфортную одежду, которая не будет сковывать движений, будет изготовлена из приятных на ощупь тканей, не будет образовывать складочки.

Ребёнок сутулится? Вы не сможете его заставить выровняться никакими объяснениями, угрозами или криками. Лучше отдать его в спортивную секцию, где позвоночник будет выравниваться сам и ребенку придется держать осанку. В дополнение, на занятиях он высвободит всю свою энергию и придёт домой спокойным и уравновешенным.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (4)

«>

Очень понравилась статья. Умница!

«>

Никогда не понимала, почему некоторым людям так важен физический контакт, причем как с другими, так и с какими-то вещами и предметами. Оказывается, это такая особенность восприятия. Хотя, на мой взгляд, визуальное познание мира более информативно.

«>

Всегда скептически относился к подобному разделению людей на типы личности. Тут, скорее всего, дело вовсе не в том, как человек воспринимает мир, а в уровне темперамента его поведении. А это уже отсылка к культурным и национальным особенностям. В тех же латинских странах, явно преобладают кинестетики. Но это уже культурная уникальность их региона.

«>

Благодарю, за статью. Мы все в развитии себя и с развитием в нас происходят изменения, где тип работает только здесь и сейчас, выбор мозга на данный момент).

—>

Кинестетические, или, говоря иначе, двигательные, пропри-оцептивные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы). При движении изменяется степень напряжения мышц скелетной мускулатуры, степень натяжения связок и сухожилий. Это вызывает возбуж­дение специальных чувствительных клеток—проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов. Возбуждение рецепторов передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов с возбуждениями зри­тельного и тактильного анализаторов, а у лиц, имеющих сохран­ный слух, — и с возбуждениями слухового анализатора. Благо­даря этому ощущения от собственных движений человека соот­носятся с ощущениями от воздействий внешнего мира.

По сравнению со зрительными, слуховыми и другими ощуще­ниями, вызванными воздействиями окружающего мира, проприо-цептивные ощущения, по выражению И. М. Сеченова, до чрезвы

чайной степени неопределенны и слабы. В раннем возрасте дети еще не способны отдавать себе отчет в возникающих у них ощу­щениях, вызванных движениями собственного тела.

Кинестетические ощущения дифференцируются на основе устанавливающихся связей со зрением, тактильной чувствитель­ностью и слухом (если он сохранен). Кинестетическая чувстви­тельность в союзе с тактильной развивается при осязании пред­метов. Зрительное восприятие способствует дифференциации кинестетических ощущений тем, что в процессе деятельности ре­бенок постоянно фиксирует свои движущиеся руки, ноги, тело. Зрительные восприятия своих движений он соотносит с кинесте­тическими ощущениями, возникающими при этих движениях. У слышащих детей устанавливаются связи между ощущениями от движений и слуховыми ощущениями звуков, появляющихся при этих движениях, например при манипулировании со звуча­щими предметами, при бросании предметов или резком прикос­новении к ним.

В дошкольном возрасте кинестетические ощущения начинают приобретать самостоятельное значение как средство познания. Благодаря кинестетическим ощущениям без опоры на зрение дети начинают различать направление своих движений, особен­но рук, длину или размах движений, их скорость и длительность, а также степень усилия при совершенствовании движений. По­степенно дети приобретают способность, пользуясь кинестети­ческими ощущениями, распознавать некоторые свойства пред­метов.

Наиболее рано дети научаются определять вес предметов по степени мышечного усилия при их поднимании. Позднее фор­мируется умение узнавать величину, форму и упругость пред­метов. Это умение обнаруживается, когда ребенок распознает указанные свойства предметов, ощупывая предметы палкой или карандашом.

Возможности использования проприоцептивной чувствитель­ности как познавательного «средства еще более увеличиваются у детей в школьном возрасте. Постепенно совершенствуются умения распознавать сложные фигуры и формы предметов по­средством кинестетических восприятий (Т. В. Розанова, 1962). Все большее осознание детьми кинестетических ощущений увели­чивает их роль в выработке точных и дифференцированных дви­жений при овладении бытовыми, спортивными и трудовыми на­выками (исследования А. Ц. Пуни, 1955; П. А. Рудика, 1958, и др.).

При потере слуха возрастает значение кинестетической чув­ствительности, так как она в известных пределах может заме­нить слух. Однако сама по себе потеря слуха создает более слож­ные условия для развития кинестетической чувствительности, чем это имеет место у детей с сохранным слухом. Как указывалось, связь кинестетических ощущений со слуховыми способствует

выделению, осознанию и дифференцированию кинестетических ощущений. Слуховой контроль помогает выработке четких, плав­ных и размеренных движений. Например, когда человек ставит какой-либо предмет на стол и делает это недостаточно плавно и размеренно, раздается резкий стук. Напротив, еле слышный звук или его отсутствие свидетельствуют о правильности совершен­ного движения. Звуки, возникающие в результате движения, ха­рактеризуют само движение. Ориентируясь на них, человек кор­ригирует правильность своих движений, все более приспосабли­вая их к свойствам тех предметов, с которыми он действует. Вместе с тем выделяется и закрепляется комплекс двигательных ощущений, возникающих при данном движении,—ощущения определенного мышечного усилия, размаха и скорости движения. В дальнейшем правильное выполнение движения становится воз­можным при опоре на кинестетические ощущения.

Глухие дети лишены слухового контроля за качеством своих движений. У них даже в школьном возрасте выполнение обычных бытовых действий может включить в себя движения, сопровож­дающиеся звуками, неприятными для окружающих. Часто они производят излишний шум, когда переставляют или передвигают предметы, топают при ходьбе, стучат крышками парт, резко уда­ряют ложками по тарелке и т. д. Выработка размеренных, плав­ных движений сопряжена у них с трудностями.

Не меньшие сложности возникают у глухих детей при зада­че овладеть ритмическими движениями, составляющими основу многих двигательных навыков. Овладение ритмом движений у людей с нормальным слухом в значительной степени происходит с помощью слухового аппарата. Затем при постепенной отработке навыков слуховой анализ ритма движений заменяется кинесте­тическим.

Таким образом, при выработке плавных, размеренных и рит­мических движений у людей с нормальным слухом сначала боль­шую роль играет слуховой контроль, потом он постепенно заме­няется кинестетическим.

У глухих детей компенсация отсутствующего слухового конт­роля должна совершаться за счет увеличения роли зрительных, тактильно-вибрационных и кинестетических восприятий. Но что­бы этого достигнуть, необходимо специально заботиться о раз­витии у глухих детей кинестетического контроля за качеством своих движений.

Есть основания думать, что кинестетический контроль у глу­хих детей не всегда достаточно развивается, и это является одной из причин замедленности движений у глухих детей, доказанной рядом исследований (Ж. И. Шиф, 1957; А. П. Гозова, 1961; А. О. Костянян, 1963). Кроме этого, не овладев умением контро­лировать свои движения на основе кинестетических ощущений и восприятий, глухие дети очень затрудняются при отработке чет­ких, плавных и размеренных движений.

Для развития кинестетического контроля очень важно, что­бы дети научились произвольно в большей или меньшей степени напрягать свои мышцы и расслаблять их, чтобы приобрести уме­ния регулировать степень мышечного напряжения. Дети должны научиться осознавать возникающие при этом ощущения мышеч­ного усилия.

Формирование кинестетического контроля необходимо при овладении различными двигательными навыками (бытовыми, физической культуры, трудовыми). Только зрительное восприя­тие новых, например трудовых, движений учителя и своих соб­ственных движений не может обеспечить правильного их выпол­нения. Необходимо осознать, «прочувствовать» их еще и кине­стетически. Как показывают исследования (П. А. Рудик, 1958), часто наблюдаются случаи, когда движение учителя, восприни­маемое зрительно, ассоциируется с собственными привычными движениями, сходными с воспринимаемыми. В результате полу­чается так, что учащийся повторяет не то движение, которое бы­ло ему показано, а то, к которому он привык.

Поэтому часто оказывается необходимым вызвать у учащего­ся правильное движение, что достигается активным вмешатель­ством учителя. Например, учитель помогает учащемуся сделать требуемый наклон, берет руку ученика и отводит ее до опреде­ленного предела, чем придает движению требующийся размах. Затем очень важно, чтобы учащийся осознал, какое движение он выполнил, и запомнил бы те кинестетические ощущения, которые он испытывал при его выполнении. Образовавшееся кинестетиче­ское представление о движении будет обеспечивать в дальнейшем точность его воспроизведения.

В связи с тем что для развития кинестетических ощущений и восприятий большое значение имеет осмысливание совершае­мых движений, выраженное в словесной речи, нужно учить детей анализировать свои движения и обозначать их словесно.

Так, например, на уроках физкультуры дети должны при­учиться понимать и считывать с губ такие указания, как руки вперед, вверх, вниз, назад, присесть, бежать, быстро, медленно. расслабить мышцы рук, напрячь мышцы ног, и многие другие, подобные этим. На уроках следует сочетать наглядный показ со словесной речью, причем необходимо, чтобы знакомые движе­ния выполнялись без наглядного показа, только по словесным указаниям.

Значение кинестетического контроля очень велико при овла­дении произносительными навыками устной речи (см. главу «Устная речь»). Особую роль он выполняет при компенсации поврежденного вестибулярного анализатора у глухих, о чем го­ворилось в предшествующей главе.

640-1.png



Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падежед. ч.мн. ч.
муж. р.ср. р.жен. р.
Им.кинестети́ческийкинестети́ческоекинестети́ческаякинестети́ческие
Рд.кинестети́ческогокинестети́ческогокинестети́ческойкинестети́ческих
Дт.кинестети́ческомукинестети́ческомукинестети́ческойкинестети́ческим
Вн.   одуш.кинестети́ческогокинестети́ческоекинестети́ческуюкинестети́ческих
неод.кинестети́ческийкинестети́ческие
Тв.кинестети́ческимкинестети́ческимкинестети́ческой кинестети́ческоюкинестети́ческими
Пр.кинестети́ческомкинестети́ческомкинестети́ческойкинестети́ческих

кинестети́ческий

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -кинестет-; суффикс: -ическ; окончание: -ий[Тихонов, 1996].

ПроизношениеПравить

БиблиографияПравить

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Опубликовано 07.04.2020 — 12:45 —

Упражнениядля кинестетического

 и кинетического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
x-office-document.pngkinest.docx320.06 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнениядля кинестетического

 и кинетического развития

Тема: Насекомые

  1. Имитационные упражнения: «Кузнечики прыгают», «Жук  ползает», «Бабочка летает» и др. на тему «Насекомые».
<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2012/06/02/picture-89503.jpg»>Упражнения и задания для развития цветового восприятия

В материале содержатся задания и упражнения для развития зрительного восприятия,  произвольного внимания, мышления. Раскрашивание картинок поможет развить графические навыки.Упражнения можно испо…

picture-110581.jpgВлияние коррекционных упражнений на формирование пропорционального развития опорно-двигательного аппарата.

В наше время трудно найти человека с абсолютно здоровым позвоночником.     Тема занятия: «Влияние коррекционных упражнений на формирование    пропорц…

Коррекционно-развивающие упражнения и игры на развитие речевого дыхания, голоса, моторной сферы, слухового внимания и восприятия

Подборка коррекционно-развивающих упражнений и игр на развитие, речевого дыхания, голоса, мелкой и артикуляционной моторики, мимики, слухового внимания и восприятия, предназначенных для работы с…

Упражнения и игры на развитие эмоций

Игра «четыре стихии» Играющие сидя в кругу. Ведущий объясняет условия: «на слово «земля», все должны опустить руки вниз, на слово «вода» — вытянуть руки впере…

Физические упражнения для коррекции и развития мелкой моторики рук

Физические упражнения с мячами для коррекции и развития мелкой моторики рук….

Тренировочные упражнения по грамматике и развитию речи.

Тренировочные упражнения по грамматике и развитию речи.         Упражнения  можно использовать как для тренировки и закрепления материала, так и для повтор…

Речевые ситуации как средство развития неподготовленной речи.Классификация упражнений, направленных на её развитие.

«Неподготовленная речь — это естественная речевая деятельность, необходимость которой диктуется реальными коммуникативными потребностями людей»….

  • Мне нравится
 

Введение

В своей статье в сентябрьском номере журнала Anchor Point за 1998 год (с. 33-37) Майкл Холл (Michael Hall) и Дебра Ледерер (Debra Lederer) описали процедуру, которую они назвали “Кинестетический переключатель” (“The Kinesthetic Swish Pattern”).

Я убежден, что представленный ими прием принесет немалую пользу клиентам, потому что он включает в себя следующие элементы:

  1. “По крайней мере” четыре позиционных якоря (“от шести до десяти”, в том числе две различные диссоциированные метапозиции, которые используются неоднократно).
  2. Полное выявление конкретного проблемного состояния и стабилизация кинестетической реакции с помощью якорей-прикосновений.
  3. Выявление визуальных и аудиальных (тональных и дискретных) ключей доступа (но не кинестетических ключей!) для проблемного состояния.
  4. Переход (Overlapping) от локализованной кинестетической реакции к визуальным и аудиальным представлениям этой реакции.
  5. Признание, принятие и благодарность по отношению к части, ответственной за проблемную реакцию.
  6. Поиск позитивного намерения части, ответственной за проблемную реакцию.
  7. Поиск альтернативной цели (которая скорее всего является метацелью) в том случае, если выявленное позитивное намерение не воспринимается как “вполне позитивное”.
  8. Выявление и получение доступа к конкретной ресурсной реакции во всех репрезентативных системах.
  9. Использование субмодальностей для усиления ресурсного состояния.
  10. Усиление мотивации с помощью вопросов, содержащих позитивные предпосылки (presuppositions).
  11. Неоднократное физическое перемещение между проблемным и ресурсным состоянием.

Поскольку многие из перечисленных элементов способны вызвать глубокие изменения либо самостоятельно, либо в более слабых комбинациях, я уверен, что процесс в целом может дать хорошие результаты. На самом деле в тело этого процесса вплетено так много других методов изменения, что специалист в области НЛП должен будет сильно постараться, чтобы получить неудачный результат.

Однако, лишь сильное воображение способно найти какое-то сходство между этим процессом и “Переключателем” (кинестетическим или каким-нибудь другим), во всяком случае, специалистам в области НЛП не предлагается описание этого процесса в целом. Фактически этот процесс включает в себя лишь самый простой элемент “Переключателя” (переход от проблемного состояния к ресурсному). Смена одного состояния другим возникает во многих других приемах и методах, но в “Переключателе” такой переход осуществляется с помощью изменения аналоговых субмодальностей, а не простым перемещением в пространстве.

Я хотел бы описать основные элементы “Переключателя” точно так же, как мы описывали их много лет назад, чтобы отделить его от последующего описания.

Переключатель

  1. Ассоциированное представление стартового образа
  2. Диссоциированное представление об изменившемся самом себе
  3. Формирование субмодальной связи
  4. Другие элементы

1. Ассоциированное представление стартового образа

Первым элементом приема является ассоциированное представление стартового образа (звука, ощущения), который “запускает” проблемное поведение или реакцию. В визуальной системе это будет образ, в аудиальной системе — звук или голос, а в кинестетической системе это будет тактильное (или проприоцептивное) ощущение определенного внешнего события.

Я вынужден напомнить здесь об очень важном различии, которое следует иметь в виду при работе в кинестетической системе — различием между:

  1. Перцептуальной кинестетикой, которая фиксирует тепло, холод, давление, движение, положение и т.п. Все это ощущения, вызванные самим внешним воздействием.
  2. Мета-кинестетика, которая оценивает воспринимаемое. Это ощущения, возникающие по поводу внешнего воздействия.

Точно так же, как при виде какой-нибудь картины или при звуке какой-нибудь мелодии у меня могут возникать мета-кинестетические ощущения неудовольствия или удовольствия по поводу того, что я вижу или слышу, я могу испытывать некоторые ощущения в груди, чувствуя, как по мне ползет насекомое или моя любимая своим прикосновением хочет привлечь мое внимание, совершенно разные ощущения по поводу кинестетических ощущений.

Поскольку и перцептуальная кинестетика и мета-кинестетика возникают в одной и той же репрезентативной системе, то порой бывает трудно отделить одну от другой. Перцептуальная кинестетика воспринимается преимущественно кожей, особенно кожей рук, лица и других чувствительных участков кожного покрова. В противоположность этому, мета-кинестетика большей частью ощущается в туловище, чаще всего по срединной части тела. Но отдельные элементы такой эмоциональной реакции могут ощущаться и в других частях тела. Главное, что мы должны уметь делать, это отличать ощущения, вызванные самим внешним воздействием, от ощущений по поводу внешних воздействий.

Стартовый элемент в кинестетическом Переключателе всегда будет относиться к перцептуальной кинестетике: ассоциированное ощущение прикосновения руки к шее, ощущение невесомости, ощущение зуда в ногах и т.п. В некоторых случаях стартовый элемент может оказаться воображаемым или сконструированным внешним кинестетическим ощущением.

2. Диссоциированное представление об изменившемся самом себе

Это диссоциированное представление об уже изменившемся самом себе — таком, для которого стартовая ситуация больше уже не вызывает проблем. Это представление должно быть достаточно правдоподобным и убедительным, позитивно мотивирующим и чаще всего лишенным конкретного контекста (если, конечно, вы не хотите, чтобы новая реакция возникала только в определенной ситуации). Это вовсе не образ самого себя, демонстрирующий конкретное новое поведение или реакцию, а представление о самом себе, как о человеке, обладающем способностью справиться с самыми разнообразными ситуациями.

При этом едва ли многие понимают, что этот элемент “Переключателя” непосредственно направлен на построение нового качества я-образа или я-концепции, и это придает методу особую силу.

Я-образ является рекурсивным элементом личности, поскольку личность, отраженная в я-концепции, одновременно является и субъектом по отношению к этому образу — как зеркало, отражающее зеркало. Кроме того, это система, ориентированная в будущее (feed-forward system) и формирующая цель, которая должна быть достигнута. При этом ни способ достижения этой цели не определен, ни то конкретное поведение или реакция, которые станут конкретным воплощением ожиданий, связанных с этим образом, все это полностью поручается подсознанию, и в этом одна из причин такой эффективности приема. Кроме того, изменение происходит удивительно быстро. Новая реакция часто возникает уже к концу первой репетиции, но наверняка к концу пятой. Я обучаю применению этого метода уже на протяжении 15 лет и я до сих пор совершенно не понимаю, как подсознание может работать так быстро.

В визуальной системе я-образ является диссоциированным образом самого себя, на котором в самой позе и во всем внешнем виде выражается способность легко справиться с самыми разными трудностями.

В аудиальной системе это мой собственный голос, который я слышу где-то там впереди и в его убедительных интонациях, темпе, тональности, общем звучании, выразительности, подборе слов и других качествах я легко угадываю те же способности.

В кинестетической системе диссоциированное представление собственного тела создается с помощью ощущений: я протягиваю руки вперед и, прикасаюсь к уже изменившемуся самому себе, стоящему передо мной. Мои пальцы ощущают тепло, позу, движения, напряжение в мышцах и другие элементы, которые создают представление о наличии способности легко справиться с того рода ситуациями, в которых возникала проблема.

3. Формирование субмодальной связи

Наконец, стартовый образ необходимо связать с образом уже изменившегося самого себя путем изменения двух аналоговых субмодальностей, которые:

  1. могут изменять свои значения непрерывно в рамках некоторого диапазона и
  2. способны усилить реакцию и на стартовый образ, и на образ уже изменившегося самого себя.

В визуальной системе увеличение размера и усиление яркости образа обычно усиливает реакцию для большинства людей, и поэтому “стандартный” вариант “Переключателя” использует именно эти субмодальности. Стартовый образ сначала делают большим и ярким, а я-образ маленьким и темным. Затем стартовый образ быстро сжимается и темнеет, и в то же самое время я-образ становится большим и ярким.

Такой переход создает особенно сильную связь между образами, потому что один из них переходит в другой в результате постепенного изменения субмодальностей. Если бы сначала исчез стартовый образ, а затем вдруг возник я-образ, такой дискретный переход сформировал бы гораздо более слабую связь между образами, чем аналоговый. Для некоторых людей другие аналоговые субмодальности, такие как цвет, прозрачность, расстояние и др., могут работать гораздо лучше, чем размер и яркость.

После перехода клиента просят очистить экран, а затем снова повторить переход. Чистый экран нужен для того, чтобы убедиться, что связь между образами устанавливается только для перехода в одном направлении. Без очищения экрана может возникнуть эффект “туда-сюда”.

В аудиальной системе расстояние до источника звука и громкость аналогичны размеру и яркости в визуальной и будут работать для большинства людей. Стартовый звук или голос сначала звучит поблизости и громко, а я-голос звучит издалека и очень тихо. Затем стартовый звук начинает быстро удаляться и затихать и одновременно с этим я-голос быстро приближается и становится громким. При этом можно использовать и другие субмодальности: стере/моно, местоположение источника, тональность, эхо и др. — если они действуют более эффективно в работе с конкретным человеком.

В кинестетической системе один из вариантов состоит в том, чтобы использовать размер области, захваченной ощущением, и интенсивность ощущения (снова по аналогии с визуальными размером и яркостью). Стартовое ощущение сначала распространено по всему телу и имеет высокую интенсивность, а я-ощущение является слабым и занимает лишь небольшую часть тела. Затем стартовое ощущение начинает быстро слабеть и сжиматься, и в то же самое время я-представление становится интенсивным и захватывает все тело. Непродолжительный период отсутствия всяких ощущений аналогичен стиранию образов в визуальном случае перед тем, как повторить переход. И на этот раз могут быть использованы и другие кинестетические тактильные ощущения: местоположение, температура, давление и т.п. — если только они усиливают реакцию как на стартовое представление, так и на преставление уже изменившегося самого себя.

4. Другие элементы

Есть еще ряд важных деталей структуры приема “Переключатель”, таких как: выбор подходящего стартового образа, и что делать, когда увеличение определенного суббмодального параметра усиливает стартовый образ, а уменьшение того же самого субмодального параметра усиливает я-представление. Тем не менее здесь представлены основные элементы приема и проиллюстрирована их работа в каждой репрезентативной системе (ВАК).

Это приводит нас к интересному вопросу: “Можно осуществить “Переключатель” в репрезентативных системах, отвечающих за восприятие запаха и вкуса?” Со стартовыми представлениями там будет легко, но я так и не смог разобраться в том, как мой я-образ будет пахнуть и каким он будет на вкус, когда я буду обладать способностями, необходимыми для того, чтобы справиться с моими проблемами. Если у кого-нибудь из читателей это получится, мне было бы очень интересно узнать об этом.

Кинестетический переключатель является непосредственным применением принципов визуального переключателя к кинестетической системе. Как и в любом другом “Переключателе” здесь возможны варианты, связанные с применением различных субмодальностей. Ниже приведена подробная инструкция применения этого метода с использованием пары аналоговых субмодальностей: интенсивность и местоположение. Этот метод Роберт Макдональд использует в своей работе с середины 80-х годов.

Кинестетический переключатель

Подберите для изменения ситуацию, в которой:

  1. вы вспоминаете неприятные ощущения из своего прошлого или
  2. думаете о неприятных ощущениях, связанных с вашим будущим, или
  3. вспоминаете неприятную ситуацию и позволяете этому воспоминанию превратиться во вполне определенное ощущение в вашем теле.
  1. Определите стартовое ощущение: неприятное ощущение на поверхности или внутри вашего тела (ассоциированное). Это должно быть ощущение, а не эмоция.
  2. Отвлекитесь от этого состояния: “Вспомните свой телефонный номер, только с конца в начало”.
  3. Прямо перед собой вылепите скульптуру своего ощущения Желаемого состояния в будущем — ощущения внутреннего или поверхностного (диссоциированного). Это ощущение того будущего Я, который уже справился со своими проблемными ощущениями. Этот будущий Я отличается от вас: он не совершенство, но чувствует себя уверенно, твердо стоит на ногах и у него хорошее чувство юмора.
  4. А сейчас аккуратно вдавите этого уже изменившегося будущего себя в землю прямо перед собой, как будто вы сжимаете пружину.
  5. Отвлекитесь от этого состояния: “Вспомните свой телефонный номер, только с конца в начало”.
  6. А теперь, как только вы начнете почувствуете стартовое ощущение, позвольте этому ощущению быстро ослабеть и одновременно опуститься вниз перед вами и вжаться в землю (как будто вы их выжимаете из себя подобно пасте из тюбика).
  7. Одновременно почувствуйте, как будущий уже изменившийся Я (у которого уже есть ощущение желаемого состояния) подобно пружине выпрыгивает из земли прямо перед вами. И когда этот изменившийся Я появится перед вами, положите подушечки своих пальцев ему на плечи, потрогайте его лицо и ощутите, как он всем своим телом излучает внутреннюю уверенность, силу и юмор, идущие откуда-то изнутри.
  8. А теперь почувствуйте легкий дождик (отвлекающее состояние). Этот дождик постепенно смывает этого замечательного изменившегося Я, и ваши руки возвращаются на свое место.
  9. Не торопясь повторите шаги 6, 7 и 8 минимум три раза. А затем три раза быстро.
  10. Проверка. Попробуйте восстановить неприятные ощущения. Если вам не удастся это сделать, процесс завершен. Если же неприятные ощущения снова вернулись, задайте себе вопрос о позитивных намерениях этих неприятных ощущений, удовлетворите этим целям с помощью рефрейминга, и, когда все возражения будут сняты, повторите “Кинестетический переключатель”.
Используемые источники:
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kinestetik-ehto.html
  • https://studopedia.ru/16_110883_kinesteticheskie-oshchushcheniya-i-vospriyatiya.html
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/кинестетический
  • https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/04/07/uprazhneniya-dlya-kinesteticheskogo-i
  • https://codenlp.ru/stati/stiv-andreas-kinesteticheskij-perekl.html