Каковы основные пороки и добродетели

ТолкованиеКРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ</dt> (греч. kriterion — мерило для оценки), — Вопрос о К. н. составлял одну из важнейших проблем этики ма протяжении всей ее истории и решался по-разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой морали. Будучи не в состоянии научно понять социальный механизм происхождения моральных представлений, сторонники различных домарксистских этических направлений выдвигали в качестве К. н. то «человеческую природу», то волю бога, то самоочевидные принципы разума и т. д. Научно решить вопрос о К. н. смогла лишь марксистская этика. Действительным основанием (и соответственно критерием) нравственности является объективная историческая необходимость,  определенным образом преломляемая в потребностях и интересах людей, классов, социальных групп. Эти потребности и интересы, в свою очередь, отражаются в представлениях о справедливости, добре и зле, в содержании моральных требований. С развитием об-ва исторически изменялось и содержание моральных требований. Одни из них совершенно меняли свой смысл, др. оставались в силе, поскольку сохранялись нек-рые общие для всех эпох условия человеческого общежития (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Требования коммунистической нравственности, включающие как традиционные принципы, так и новые, выработанные об-вом в практике социалистической революции и строительства коммунизма, основываются в конечном итоге на научном понимании законов истории и познании необходимости перехода от капиталистического об-ва к коммунистическому. В рамках общей проблемы обоснования нравственной системы и ее принципов решается и более частный вопрос — о специфически моральном критерии оценки конкретных поступков и обоснования отдельных моральных требований. Поскольку общая тенденция социально-исторического развития об-ва уже нашла отражение в моральном сознании в виде моральных принципов, нравственного и общественного идеалов, норм и т. п., то частные оценки и решения о выборе поступка обосновываются обычно с их помощью. На каждую отдельную личность ложится гл. обр. задача осознанно относиться к общим моральным принципам (Сознательность) и уметь правильно применить эти общие положения к конкретным условиям (Самодеятельность и творчество).

Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.

</dl>

Смотреть что такое «КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ» в других словарях:

  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ — основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип,… …   Философская энциклопедия

  • Этика дифференциальная (разностная) — (differential ethics)    этика, которая исходит из разности субъектов, вступающих в нравственное отношение, их уникальности и незаменимости; дополняет классическую этику, основанную на золотом правиле общности, оборачиваемости нравственных… …   Проективный философский словарь

  • Утилитаризм — термин новый, введенный во всеобщее употребление Д. С. Миллем в соч. его Utilitarianism (1861). Милля следует считать и главным представителем направления, обозначаемого термином У. Предшественников Милль имел главным образом в английской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Утилитаризм — термин новый, введенный во всеобщее употребление Д. С.Миллем, в соч. его: Utilitarianism (1861). Милля следует считать иглавным представителем направления, обозначаемого термином У.Предшественников Милль имел главным образом в английской… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Смит Адам — (Smith) знаменитый экономист и философ (1723 1790). Родился в шотландском городке Киркальди. Отец его, мелкий таможенный чиновник, умер до рождения сына. Мать дала Смиту тщательное воспитание и имела на него огромное нравственное влияние. В 1737… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРИНЦИПЫ — (моральные) (лат. principium основание) одна из форм нравственного сознания, в к рой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершать, а понятие морального качества… …   Словарь по этике

  • ЧИСТЫЕ БРАТЬЯ — (араб. Ихван ас сафа) тайный религиозный союз, возникший в сер. 10 в. в г. Басра (Ирак). Политико филос. идеи союза легли в основу идеологии карматского гос ва в Аравии и фатимитского гос ва в Африке. Поскольку этот союз носил строго закрытый… …   Философская энциклопедия

  • АБЕЛЯР —         (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Падле, 21.4.1142, аббатство Сен Марсель, близ Шалон сюр Сон), франц. философ, теолог и поэт. Учился у Рос целина и Гильома из Шамио. В 1113 открыл собств. школу, привлекшую множество учеников. Трагич.… …   Философская энциклопедия

  • СУЖДЕНИЕ МОРАЛЬНОЕ — высказывание, выражающее к. л. положение нравственности в форме предписания или оценки; один из простейших элементов морального языка. С. м. специально изучается деонтической логикой и логикой оценок (разделы модальной логики), а в этике… …   Словарь по этике

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг (1804 72) нем. философ материалист. С 1837 г., после отстранения от преподавания в ун те за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни.… …   Словарь по этике

Книги

  • Какова цель эволюции, Вадим Нагаев. Книга посвящена решению фундаментальной проблемы философии – поиску универсального алгоритма развития. Такой алгоритм позволяет выявить направление глобальныхпроцессов на всех уровнях… Подробнее  Купить за 199 рубэлектронная книга
27-5992c4ad645b09cdd835ff3060de2a449d21ac86a33642d401c9f24b6e20cec6.pngЗимина Елена

В нашем городе в прошлом году произошел такой случай: молодой человек шел вдоль водохранилища и увидел, как в ледяной воде барахтается и тонет собака. Он тут же снял куртку и прыгнул за ней. Он смог подтащить ее к берегу, а в это время собрались прохожие, помогли выбраться и парню, и собаке. Незнакомые люди принесли из машины полотенце, напоили парня горячим чаем. О его поступке написали в газетах и в интернете.

Другой пример стихийной нравственности: на улице молодая женщина потеряла сознание. Люди стали помогать, кто как может: купили воду в киоске, подобрали вещи, выпавшие из сумки, перенесли в тень.

Пожаловаться —> Нравственный облик — это отличительные черты человека, его характер, миропонимание и поведение и их соответствие нравственным законам. Нравственный облик включает в себя полный перечень положительных нравственных качеств и присутствие отрицательных в данном человеке. Нравственный облик – это целостная характеристика личности, в единстве ее сознания и поведения, внутреннего и внешнего. Иногда в личности эта целостность проявляется через доминирующую черту характера, например, «моралист», «агнец Божий», «чистая душа» и т.д. Нравственный облик описывается в характеристиках на личность.

Нравственный облик — совокупная характеристика моральных свойств, черт и качеств личности. Нравственный облик, выступая как целое, не сводим к сумме отдельно взятых морально-нравственных параметров и измерений личности («недостатки человека всегда являются продолжением его достоинств»). Он представляет собой неразрывное единство сознания и поведения человека.

Нравственный облик человека может формироваться под влиянием господствующих умонастроений эпохи, под влиянием социальной микросреды.

Параметрами нравственного облика в значимой степени обусловливается социальная адаптация людей к кардинально изменившимся жизненным условиям.

В основе выделения нравственных типов личности лежит господствующая моральная ценность, мотивы поведения. Данная типология условна, отсутствуют оценочные критерии и не являются абсолютными.

-Потребительский тип. Самый маломоральный тип. Человек такого типа считает мораль средством получения пользы. Именно польза основной и единственный мотив поведения. Моральные поступки – одна из разновидностей полезных, они должны вести к успеху, счастью, цели, приобретению благ, а следовательно к счастью, которое является главной ценностью этого типа личности. Позиция индивида – стремится к счастью в одиночку, и только достигнув, начинает делиться рецептами с др. Этот тип деятелен.

-Конформистский тип. Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.

-Аристократический тип. Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистична, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.

-Героический тип. Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т.е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию.

-Религиозный тип. К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т.е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.

Идеал

Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми. Именно эти характеристики заставляют человека в частности и общество в целом совершенствовать свой моральный облик, а значит, развиваться. Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел. По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает. Для каждого философа, ученого, теолога существовал свой образ и свое понимание нравственного идеала.

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это. Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Практическая часть.

640-1.png

Используемые источники:
  • https://ethics.academic.ru/145/критерий_нравственности
  • https://vashurok.ru/questions/privedite-opirayas-na-znanie-kursa-lichniy-sotsialniy-opit-ili-sotsialnuyu-praktiku-dva-p
  • https://studopedia.ru/10_192391_kakovi-osnovnie-poroki-i-dobrodeteli.html

Скажите что-нибудь