Какие безобидные привычки выдают в тебе бедного человека

Izobrazhenie-zavaaappisi-300x200.png

Можно долго спорить о том программирует ли человек свое сознание на бедность или внешние обстоятельства приводят к его нищенскому существованию.

Одно можно сказать точно: уровень дохода и образ мышления тесно связаны между собой.

Узнайте, как выявить психологию бедности, и избавиться от негативных установок, мешающих достойно зарабатывать. Эта информация позволит разорвать замкнутый круг, и выйти на совершенно новый уровень дохода.

Что подразумевается под психологией бедности

Психология бедности — это определенные стереотипы мышления, которые не позволяют человеку улучшить свое материальное положение.

Вы обращали внимание, что люди с одинаковым уровнем дохода могут производить абсолютно разное впечатление. Один плохо одет, жалуется, что денег постоянно не хватает, и привык на себе жестко экономить. А другой — напротив, выглядит успешным и часто себя балует.

У первого персонажа вряд ли что-то изменится через 5, а то и 10, лет. А вот у второго — все наоборот. В скором времени он может сколотить целое состояние, и быстро обзавестись многими материальными благами.

Об отличиях в психологии этих двух категорий людей и пойдет речь далее. Они заключаются не только в рациональном подходе к трате денег, но и в различиях в мышлении, которые и приводят к богатству или нищете.

kartinka-kontenta-88.png

Привычки бедного человека

Давайте разберемся, какие привычки человека негативно влияют на его финансовое благополучие и приводят к тому, что он не может вырваться из замкнутого круга тотальной бедности.

  1. Выбирать стабильность вместо перспективы. Девиз таких личностей: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Ярким подтверждением такому поведению становится выбор места работы. Личность с психологией бедности отдает предпочтение стабильной зарплате и социальному пакету, и вовсе не беспокоится о вопросах продвижения по карьерной лестнице, или перспективах повышения дохода.
  2. Привычка тратить время впустую. Если человек не понимает стоимость своего самого ценного ресурса, то никогда не разбогатеет. Он предпочитает смотреть сериалы, играть в компьютерные игры, сплетничать с друзьями, вместо того, чтобы потратить это время на повышение своей квалификации или разработку бизнес-плана. Что еще ворует ваше время, узнайте здесь.
  3. Боязнь перемен. Уверенность, что лучше уже не станет – это явный признак человека с нищенской психологией. Он панически боится потерять то, что имеет, и ради этого игнорирует действительно перспективные предложения.
  4. Уверенность в том, что все равно ничего не получится. Это своего рода пессимизм, который оправдывает лень и бездействие. Если быть уверенным, что ничего хорошего не выйдет, то так оно и будет.
  5. Лень и пассивность. Человеку с нищенским мышлением мало что интересно. Он не стремится забивать свою голову лишней информацией, и не спешит предпринимать какие-либо действия, пока его не вынудят на то внешние обстоятельства.
  6. Привычка экономить. Ради справедливости, стоит отметить, что не любят переплачивать и действительно богатые люди, но нерациональная экономность в ущерб своему времени, комфорту и чувству собственного достоинства – это удел нищего человека.

Ключевая привычка, которая отличает человека с психологией бедности — это «узко» направленное мышление. Еще его называют туннельным.

Он сосредотачивается на удовлетворении сиюминутных потребностей, вместо того, чтобы разработать глобальный план, который поможет больше никогда не нуждаться, и комплексно решит его проблемы.

Признаки человека с психологией бедности

Помимо привычек, бедняка выдают и ряд характерных признаков.

  • Жалобы. Он постоянно недоволен своей жизнью. Любит смаковать и пересказывать подробности криминальных новостей. При этом обладает просто редким талантом не замечать ничего хорошего, или искусно его обесценивать.
  • Негатив. Чаще всего он направлен на более успешных людей и деньги в целом. Такой человек убежден, что честным путем нельзя много заработать, деньги приносят несчастье, и так далее.
  • Перекладывание вины. Уверенность в том, что во всех бедах виновато руководство и экономическая ситуация в стране – это явный признак нищенского мышления.
  • Зависть. Человек любит обсуждать финансовое благополучие других людей, и в глубине души завидует тем, у кого дела обстоят лучше.
  • Потребительское отношение. Личность с психологией бедности уверена, что ей все вокруг должны. Кто-то придет и решит все его проблемы, а пока он сидит и ждет этого момента.
  • Экономность. О привычке экономить мы уже упоминали. Часто в попытке выгадать несколько рублей тратится не один час времени. Человек с психологией бедности не купит себе ничего лишнего, так как уже давно привык обходиться только самым необходимым.
  • Равнодушие. Преувеличивает значение денег в своей жизни и не ценит того, что получает бесплатно. Не в состоянии радоваться простым вещам.
  • Работа. Наш герой трудится на нелюбимой и низкооплачиваемой работе, которую искренне ненавидит, но боится перемен и ничего не предпринимает, чтобы это изменить.
  • Бездействие. Оно проявляется не только в работе, но и в бытовых вопросах.
  • Хлам. Психология бедности не позволяет ничего выбрасывать. В доме скапливаются горы хлама, на случай, что это может когда-нибудь пригодиться. Так человек чувствует себя более защищено, и создается некоторая иллюзия уверенности в будущем.

Не зря уже давно была подмечена определенная связь между финансовой бедностью и духовной нищетой. Об этом мы уже рассказывали более подробно.

Как избавиться от нищенского мышления

Подводя итоги, хотелось бы дать практические советы тем, кто хочет разорвать замкнутый круг многолетней бедности. Сделать это можно не только с помощью решительных действий, но и изменения своего мышления.

  • Изменить отношение к деньгам. Перестать думать о них плохо, бояться их, и убеждать самого себя, что они не нужны.
  • Перестать жаловаться на нехватку денег и на жизнь в целом.
  • Не завидовать. Бывает достаточно сложно истребить в себе это разрушительное чувство, но работать над этим необходимо. Еще одним стимулом послужит то, что это чувство приводит к ряду психосоматических заболеваний.
  • Начать действовать. Поняв как избавиться от психологии бедности, приступайте к воплощению своих планов. Регулярно совершайте хоть какие-то шаги для выхода из ситуации с постоянной нехваткой денег.
  • Ценить свое время. Намереваясь очередной раз сэкономить немного денег, подумайте, а стоит ли эта сомнительная выгода потраченного вами времени.
  • Начать получать удовольствие, тратя деньги. Не трястись над каждой копейкой, а с легкостью расставаться с деньгами, чтобы получить удовольствие. Здесь конечно существует опасность пуститься во все тяжкие, и начать тратить даже больше, чем зарабатываешь. Но это уже совершенно другая история.
  • Принять тот факт, что каждый сам несет ответственность за свою жизнь. Это поможет перестать жаловаться и начать действовать.
  • Понять что вам никто ничего не должен. Как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Не ждите, что появится принц, и в один миг решит все ваши проблемы.
  • Начать брать инициативу в свои руки, и избавиться от страхов.
  • Строить долгосрочные планы и ставить себе высокие цели. Четко понимая, в каком направлении двигаться, и какие действия нужно для этого совершить, вы сможете уверенно идти к своей цели. И чем более амбициозными будут ваши планы, тем больших успехов вы добьетесь.
  • Периодически смотреть на свою жизнь со стороны. Это значит переключаться от «узкого» мышления и мыслить глобально.

Надеемся, что эта информация поможет вам перестроить психологию бедность на богатство. Работайте над собой и у вас непременно все получится.

—> Лайфхаки

Очевидные признаки бедности, которые вы пытаетесь скрыть, но еще больше раскрываете себя.

·13 июля 2020

Помните выражение «Ты можешь уехать из деревни, но деревня из тебя — никогда»? Так вот, примерно то же происходит и с бедностью. Многие известные и обеспеченные люди, вырвавшиеся из нищеты и сколотившие состояние, до сих пор невольно демонстрируют на публике типичные признаки бедняков. Посмотрим, что это за признаки и есть ли они у тебя тоже.

1. Патологическая скупость и неразумная расточительность

Казалось бы, эти два качества никак не совместимы в одном человеке. Но психологи уверяют, что воспитанный в бедности человек остается бедным в душе до конца своих дней и его финансовое поведение часто нестабильно. Он то начинает экономить каждую копейку, пытаясь покупать самые дешевые продукты и вещи, то принимается сорить деньгами, скупая ненужные вещи «для радости». Понятно, что оба этих пути не приводят его к приумножению капитала, поэтому и говорят, что подобное поведение присуще тем, кто беден в душе. 

2. «Сливание» больших сумм денег

Бедные по сути люди могут сколько угодно рассуждать о миллионах и крупных инвестициях, однако в глубине души они не готовы к серьезным денежным суммам. Деньги их попросту пугают. Не исключено, что где-то в подсознании у такого человека сидят мысли вроде «деньги — это опасно», «за деньги могут убить», «деньги делают человека жестоким»… Именно поэтому, как только в руках бедного человека оказывается большая сумма денег, он инстинктивно пытается избавиться от нее как можно скорее. Вроде как нет денег — нет проблем. Именно поэтому он может совершать неразумные траты, покупая вещи, которыми не будет пользоваться и которые вскоре потеряют свою ценность. 

3. Мир враждебен

Воспитанный в бедности человек уверен, что мир враждебен и за место под солнцем нужно бороться. Вот почему он вечно видит соперников, конкурентов и недоброжелателей вокруг. Ему мерещится, что все ему завидуют и пытаются подсидеть, ему кажется, что ругают и критикуют только его, ведь в глубине души он чувствует себя ущербным и беззащитным. Бедный в душе человек будет постоянно ожидать подвоха со стороны коллег, а каждую проблему воспринимать как катастрофу, тогда как другие будут рассматривать ее как вызов и полезный опыт.

4. Дурные манеры

Человек, ощущающий себя бедным, обычно любит критиковать и сплетничать. Очерняя других в собственных глазах, он чувствует превосходство, пусть даже лишь на словах. Такого человека легко спровоцировать на скандал, ведь он изначально настроен на соперничество. Нетрудно заметить и его безграмотную речь, недостаток эрудиции и пренебрежение к тем, кто ниже статусом, например к обслуживающему персоналу. Тогда как другие тратят много денег на получение образования и знаний, человек с менталитетом бедняка предпочитает вкладывать заработанное в предметы роскоши, чтобы, как говорят, пустить пыль в глаза. Но вот беда — дурные манеры не скрыть дорогой одеждой и не спрятать в роскошных особняках.

5. Любовь к фейкам

Многие знаменитости грешат страстью к покупкам подделок известных брендов. Ведь зачем тратить полмиллиона на сумочку Chanel, если можно купить ее точную копию всего за 30 тысяч? Тем более что зрители ни за что не заметят разницы — откуда им знать, как выглядят такие дорогие вещи? Именно такое поведение и выдает человека с сознанием бедняка даже в самых обеспеченных людях. Желание выглядеть «дороже», чем ты можешь себе позволить, стремление утереть нос конкурентам и вызвать чью-то зависть — все это как нельзя лучше характеризует того, кто чувствует себя бедным, несмотря на хорошие гонорары и наличие дорогих автомобилей. 

6. «Я достоен большего!»

Такая жизненная позиция часто отталкивает окружающих от человека с сознанием бедняка, ведь он постоянно требует большего и ничего не хочет давать взамен. Он уверен, что все ему должны, он не соглашается на работу с низкой оплатой, предпочитая вообще остаться без денег, нежели пахать за копейки. Он уверен, что его коллеги удачливее и богаче, хотя это не всегда так. Он верит, что миллионы и возможности когда-нибудь обязательно упадут ему в руки, а пока… его просто не оценили по достоинству.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.ЖурналВести научных достижений2018Область наукiНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POVERTY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECT

The article presents a theoretical socio-psychological analysis of the concepts of «poverty» and «wealth«. In the course of the analysis, the historical aspect of development was defined the concept of «poverty«, which at the present stage is represented by the dichotomy «poverty-wealth». And also an analysis of the causes and consequences of the peculiarities of thinking of the poor and the rich is presented.

Текст научной работы на тему «Бедность: социально-психологический аспект»

ПРОБЛЕМЫ

ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Виктория Сагитова

АНО ВПО Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Казань кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Victoria Sagitova

(candidate of psychological Sciences), associate Professor of Humanities ANO VPO Kazan cooperative Institute

(branch) Russian University of cooperation

БЕДНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ POVERTY: SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECT

Аннотация. В статье представлен теоретический социально-психологический анализ понятий «бедность» и «богаство». В ходе анализа был раскрыт исторический аспект развития понятие «бедность», который на современном этапе представлен дихотомией «бедность-богатство». А также представлен анализ причин и последствий особенностей мышления бедных и богатых.

Ключевые слова: бедность, богатство, установки, причины, последствия, успех.

Исторически понятие бедности прошло длинный путь своего освящения. С.С. Ярошенко в своей статье «Бедность как социальная проблема» [7] рассматривает этапы формирования понятия бедность в политическом, экономическом, конфессиональном и социальном планах.

На первом этапе своего развития понятие бедность рассматривалось как идеальная форма существования индивида и представлялось в формате борьбы за выживание [8]. Следующим этапом категория «бедняк» подразумевала под собой земледельцев, но достаточно непродолжительное время, поскольку, индустриализация привела к массовому включению населения в работу на предприятиях и появлению понятия «трудоспособный нищий» — индивид, не желающий работать, живущий на подаяние.

Протестантизм, внесший свою лепту в развитие представлений о доходности и тратах населения, представил «бедность» как несоответствие индивидуально, принятым требованиям наживы и накопления[1]. В эпоху расцвета в экономических взглядах социального дарвинизма[6, 9] бедным мыслился индивид, наделенный какими-либо

Abstract. The article presents a theoretical socio-psycholog-ical analysis of the concepts of «poverty» and «wealth». In the course of the analysis, the historical aspect of development was defined the concept of «poverty», which at the present stage is represented by the dichotomy «poverty-wealth». And also an analysis of the causes and consequences of the peculiarities of thinking of the poor and the rich is presented.

Key words: poverty, wealth, attitudes, causes, consequences, success.

Бедность — это не отсутствие денег или вещей, это установка сознания; Процветание — это не изобилие денег или вещей это тоже установка сознания

недостатками, мешающими ему достаточно зарабатывать. Фактически бедность ассоциировалась с нетрудоспособностью. В конце XIX начале XX веков появилось понятие «вынужденные безработные» в рамках которого, бедность рассматривалась как данность в природе человека и общества. С этого момента, материальная основа состояния бедности как отсутствие реальной работы, физических возможностей уступает место символической бедности — как несоответствие стандартам социального минимума. Сама бедность мыслится как — «отсутствие гражданских полномочий, неспособность контролировать жизненную ситуацию, но только по сравнению с привилегированными социальными группами»[7].

В Советском Союзе бедность как порок не рассматривалась и представлялась разницей в доходах. На современном этапе бедность мыслится в связке с богатством и является его оттеняющим условием. На уровне цифр, бедность выражается в снижении уровня доходности населения, составлении рейтингов стран по процентному соотношению людей, находящихся на

N 1. Май 2018 г.

грани бедности. Так по данным eurostat.ec.eurpa. ей «Инфографика «Вести» — 28 стран Европы находятся на грани бедности. В России по данным Росстата 14,6 % населения нашей страны живет на грани бедности.

Социальный аспект этого понятия перемежается с политическим на уровне законодательной базы утверждающей статус богатого гражданина страны, его возможностей — материальных и духовных, а также социальных программ, проводимых государством в поддержку бедного (малоимущего, социально не защищенного) гражданина.

В психологическом аспекте бедность мыслится как — установка личности, представленная в виде семейных устоев и ценностей, передаваемых от поколения к поколению»[2] в отношении к деньгам. Это выражается в запрете обсуждения денежных вопросов в семье, в гендерной и возрастной зависимости возможности получать хороший доход, а также в самооценке, чем она ниже, тем большее значение придается деньгам как возможности решить вопросы обретения власти, любви, дружбы,

_ 17

свободы, безопасности и т.д [3].

Сегодняшние исследования бедности не мыслятся иначе как через дихотомию «бедность-богатство». На основе анализа имеющихся работ в современной науке, в области психологии бедности, была составлена сводная таблица, позволяющая говорить о причинах и последствиях представленности категории «бедность-богатство» в общественном сознании на современном этапе (см. таблицу 1).

В таблице удалось выделить такие аспекты как когнитивный, отражающий установки, эмоциональный — раскрывающий переживания, связанные с указанной дихотомией, поведенческий и социально-организационный аспекты. Во втором столбце таблицы раскрыты последствия для субъекта наличия у него установок, отражающих либо состояния богатства, либо бедности. Они носят характер внешнего взаимодействия с социумом. Третий столбец стал отражением внутреннего состояния субъекта с той или иной установкой на «богатство-бедность». Эти состояния задают самоотношение и формируют самооценку.

Таблица 1

Сравнительный анализ дихотомии «бедность-богатство» в психологической литературе

№БедныеБогатые

п /пКатегорияПоследствияПричиныКатегорияПоследствияПричины

Когнитивный аспект

1.Установка на ограниченность, отсутствие ресурсовЗависть, жадность, злобаЖалость к себе, постоянные жалобы на жизнь, успех других, желание сэкономить, получить незначительную выгоду и т.д.Установка на изо-бильностьЧувство благодарности за имеющееся и за то, что будетЖелание облегчить окружающим жизнь (служение окружающим)

2.Желание получить «все и сразу» или «все или ничего»Отказ от действий на этапе планированияСтрах перемен и риска, нежелание много систематически работатьОсознание необходимости времени для развитияНаработка навыков, знаний; количественный результат переходит в качественныйПроактивн ая позиция[4]

3.Успех мыслится в денежных единицахОграничение действий из-за недостатка денежных средствСтрах потериУспех мыслится как реализация мечты, идей, запуск нового бизнесаНовые знакомства, интересная деятельность, познание новогоСамооценка, поддержка ближайшего окружения

4.Не ценят свое время, не знают его стоимостьДля достижения малой выгоды тратит много усилий, времени, средств«Хроническая жадность»Знает сколько стоит его времяЦенит эмоциональные контакты с близкимиСоизмерение «цена-качество», «приход-потеря»

5.Установка «все должны…»Напряженные отношения с окружениемЖалость к себе, постоянные жалобы на жизньБерут ответственность за себя и свое благосостояниеСтараются платить там, где это необходимо без поиска необоснованной выгодыВерят, что их привычки влияют на их финансовое положение

Эмоциональный аспект

6.Спешка и негативная мотивацияЗлоба, зависть, обвиненияСтрах потерять то, что естьПолучение удовольствия от работыОсознание справедливости мираИзобильное мышление

18

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Поведенческий аспект

7.Занимается нелюбимым делом, работает там, где не нравитсяОзлобленность на коллег, начальствоСтрах потерять стабильный доход, страх рискаЗанимается любимым деломМотивирован на развитие и саморазвитиеБезопасность и изобилие мира

8.Накопление вещей на всякий случайЗастой, ощущение «ложной достаточности», хламСтрах отсутствия в нужный момент средств приобрестиПользуется только необходимымСвободны в приобретении, отказе, передаче другому вещей, предметовОсознание что когда появится необходимость они смогут заработать

9.Нахождение в рамках границ доходовОтказ от более дорогих, нежели позволяет доход покупокСтрах потери стабильности, нежелание дополнительно трудитьсяРасширение «границ запроса»Осознание, что можно желать больше чем есть и более высокой стоимостиОсознание причины заработать на свое желание

10.Просьба о помощи как попрошайничествоИзбегание со стороны окружающих, ощущение что хотите что-то отобратьУстановка «все должны»Просьба о помощи как сотрудничествоВозможность взаимного сотрудничества, помощи, взаимообогащениеПроактивная позиция, адекватная самооценка

Социально-организационный аспект

11.Трудно расстаются с деньгамиПокупают все максимально дешевоЖелание сэкономитьЗанимаются благотворительно-стью, меценатством, спонсорствомПризнание того, что привычки влияют на финансовые успехиВерят в бесконечность возможностей

12.Ограниченность контактовв трудную минуту оказываются одниУстановка «все должны»С удовольствием общаются, заводят новые знакомстваУстановка «один в поле не воин»Жажда нового

13.Труд — это напряжение, отдых — благоТруд как рутина и обязаловкаЖелание отдыха, установка «богатые не работают»Труд как непрерывный процессТруд как творчествоЖелание саморазвития

Сравнительное сопоставление привело к умозаключению, что вышеуказанная дихотомия определяет категорию успеха и успешности в обществе. На основании исследования проведенного Сагитовой В.Р. в работе «Успех и психологические барьеры в образовательном процессе»[5] ответы студентов на тему «что значит для вас успех» и «что значит успех для общества» показали, что личностная составляющая в понимании успеха заключается в построении карьеры, наличии материальных благ, денежных средствах и ближайшем окружении. При этом только 33,3 % опрошенных, мечтают о процветающем бизне-

се, 40% хотят иметь много денег, 33,3 % дорогую машину и квартиру. Социальная составляющая категории успеха связана с обществом, политикой, ближайшим окружением и материальными благами.

Следовательно, просматривая наличные установки студентов на успех, можно отследить и их установки относительно дихотомии «бедность-богатство». Возможность в студенческом возрасте обратить внимание студентов на особенности их мышления и установок позволит произвести коррекцию установок и тем самым повысить самооценку и перевести их мышление в категорию «богатство».

Список литературы:

1.Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — С.81-85.

2.Величкин Е. психология богатства и бедности. // portalus.ru /modules/psychology/rus_readme. php.. ..№1464695240

3.Виноградный П. Что такое психология бедности // fb.ru/article/291733/добавлена 1 февраля 2018.

4.Кови С Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Стивен Р. Кови ; Пер с англ. — 12 изд., доп. — М. : Альпина Паблишер. 2017.- 396 с.

5.Сагитова В.Р. Успех и психологические барьеры в образовательном процессе // Успехи современной науки и образования. Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 11-12 — С. 11-16.

6.Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества. — СПб.: В. Врублевский, 1906.

7.Ярошенко С.С. Бедность как социальная проблема // Человек. Сообщество. Управление. — №1. — 2006.

8.Poverty// The Encyclopaedia Americana. Danbury, Conn.: Americana Crp., 1979.

9.Sumner W.G. The Challenge of Facts and Other Essays. N.Y. : AMS Press, 1971.

iНадоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.</span>Пользовательское соглашениеПолитика конфиденциальностиЕврейская пословица

В народном сознании глубоко укоренился миф о добродетельной бедности и порочном богатстве. При желании его вполне можно подтвердить убедительными примерами. Многие великие мыслители, изобретатели, творцы внесли неоценимый вклад в культурную сокровищницу человечества, нимало не заботясь о собственном материальном благополучии. Некоторые вообще не были оценены современниками, и их выдающиеся достижения при жизни практически небыли вознаграждены. Например, великий Моцарт был похоронен за казенный счет в безвестной братской могиле, потому что после его смерти на более достойное погребение не нашлось средств. Иные — например Диоген, Сократ, Франциск Асизский, Махатма Ганди — страстно обличали стяжательство, проповедовали предельную скромность в быту и всем своим образом жизни стремились утвердить идеалы непритязательности и воздержанности. Да и многие не столь выдающиеся люди — и в прежние времена, и в наши дни — по праву могут быть признаны людьми достойными и благородными, хотя и не обладают никакими богатствами.

И наоборот, среди владельцев крупных капиталов есть люди, отличающиеся жестокосердием, черствостью, низменными наклонностями. В народном творчестве богач всегда предстает в невыигрышном свете, проигрывая бедному, но умному и честному герою. В итоге он всегда оказывается наказан — по крайней мере лишен своего богатства. При этом небезынтересно, что герой-бессребреник оказывается вознагражден теми же средствами — осыпан золотом. Уже в одном этом явно проявляется противоречивость народных представлений: богатство порочно и низменно, стремиться к нему грешно, но его все-таки лучше иметь, чем не иметь.

Все подобные примеры — как реальные, так и вымышленные — заставляют нас впасть в заблуждение, противоречащее элементарной логике. Житейские уравнения «бедный — значит честный», «богатый — значит подлый» содержат в себе логическую ошибку, подменяя обычное сочетание признаков причинно-следственной связью. Чтобы в этом убедиться, нужно просто рассмотреть иные примеры, которых тоже предостаточно. (Ведь, как известно, с помощью примеров можно обосновать любые точки зрения, даже полярно противоположные.)

Множество людей, отличавшихся высокими интеллектуальными и нравственными достоинствами, яркими творческими способностями, были отнюдь не бедны. Великий Аристотель, живший в то же время, что и бессребреник Диоген, не считал для себя зазорным служить при императорском дворе и охотно пользовался предоставлявшимися благами.

Более того, с древнейших времен и до наших дней многие богатые люди выступают покровителями наук и искусств, материально поддерживают обездоленных и нуждающихся.

С другой стороны, бедность сама по себе вовсе не выступает гарантией добродетели. Статистические данные, не столь и различающиеся в разных частях света, однозначно свидетельствуют: большинство противоправных деяний совершается неимущими. Достаточно пройтись по любому современному мегаполису, чтобы убедиться: разгул пьянства, наркомании, хулиганства и преступности наблюдается в беднейших кварталах. Наверное, прав был Бенджамин Франклин, когда утверждал: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».

Конечно, и богатые не без греха. Но они если и совершают преступления, то это деяния преднамеренные, направленные друг против друга из корыстных по большей части побуждений. Бить кастетом случайного прохожего в темном переулке ради того, чтобы завладеть его тощим кошельком (а то и просто от нечего делать), богатый человек не станет. Если кто-то вдруг примется ковырять отмычкой в вашем замке или запустит руку в ваш карман, можете быть уверены, что это отнюдь не миллионер.

В самом деле, существуют мерзкие богатеи и благородные нищие. В то же время, можно быть замечательным человеком и владеть крупным банковским счетом, а можно и без гроша за душой оставаться ничтожеством и подонком.

Понятия благосостояния и добродетели никак не взаимосвязаны!

Наверное, правы те, кто утверждает: «Бедность не порок». Однако никакое это и не достоинство. Скорее — недостаток, ибо большинство желало бы от него избавиться. Только не у всех это получается. Тогда включаются психологические механизмы самооправдания.

Психологи давно заметили: если человеку нечем похвастаться, он начинает с упоением рассказывать о своих проблемах и бедах, даже гордиться ими с каким-то извращенным сладострастием. Если не удается ничего в жизни достичь, человек начинает упиваться своими неудачами и провалами. Собственного достоинства это нисколько не принижает — ведь во всех упущениях и бедах виноваты коварные завистники, недоброжелатели, в конце концов — несправедливая судьба, которая возвеличивает недостойных, а его, такого благородного и одаренного, постоянно бьет наотмашь. Соответственно, те, кто его обогнал, — люди нехорошие, потому что при таких правилах игры честные не выигрывают.

О своем презрении к богатству и ненависти к богатым громче всех заявляют те, кто не имеет никакой надежды на собственное обогащение.

При этом в качестве аргументов нередко привлекаются суждения великих моралистов прошлого, осуждавших стремление к материальным благам. Однако в сокровищнице вековой мудрости можно найти самые противоречивые суждения. И одно из них удивительно созвучно современным психологическим наблюдениям. Вот что писал Франсуа де Ларошфуко:

Презрение философов к богатству было вызвано их сокровенным желанием отомстить несправедливой судьбе за то, что она не наградила их по достоинству жизненными благами; оно было тайным средством, спасающим от унижений бедности, и окольным путем к почету, обычно доставляемому богатством.

К тому же мудрейшие мыслители вовсе не были проповедниками нищеты. Вдумаемся в содержание некоторых афоризмов, призванных якобы воспеть бедность.

Кто спешит к богатству, тот не останется честным, говорил премудрый царь Соломон. Действительно, сделав обогащение смыслом своей жизни, целью своих устремлений, трудно удержаться от лукавства и остаться на стезе добродетели. Человек, поставивший перед собой цель, естественным образом стремится изыскать самый легкий путь ее достижения (на этом, по сути дела, и основан весь прогресс). А самые легкие способы достижения богатства — в то же время и самые гнусные. Однако, если человек ставит перед собой иные цели — конструктивные, созидательные, творческие, — и одним из результатов их достижения выступает умножение его достатка, то что же в этом плохого? Ни один моралист, в том числе и Соломон, не осуждает вознаграждения за достойные дела.

К проповедникам бедности почему-то относят и древнекитайского мудреца Конфуция. Что же он писал на самом деле?

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, не теряя чести, следует их принять.

Как видим, и в данном случае речь идет не о предпочтении бедности богатству, а о способах обогащения. Существуют и достойные способы, и это великий мудрец сомнению не подвергает. Вот коли такой способ недоступен, приходится смириться с бедностью как с неизбежным злом. Насчет того, что это благо, на самом деле не сказано ни слова.

В качестве решающего аргумента часто приводятся строки из Священного Писания. Вот что читаем мы в Евангелии от Марка:

Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Пожалуй, тут следует разобраться. Откуда взялся такой странный образ — верблюд, проходящий сквозь игольное ушко? Подводит перевод, страдающий излишней буквальностью. Название «Игольное ушко» носили одни из городских ворот в древнем Иерусалиме. Ворота действительно были очень узкие. Впрочем, верблюд сквозь них протиснуться все же мог. Но это становилось невозможным, если он сверх разумной меры был навьючен тюками с поклажей. Если воспринять этот образ в контексте исторических реалий, становится понятно: препятствием духовному росту становится не всякое благосостояние, а лишь явно избыточное.

Пожалуй, самое простое, откровенное и бесхитростное изречение на сей счет принадлежит древнегреческому мудрецу Солону:

Быть я богатым хочу, но нечестно богатством владеть не желаю…

И сегодня, по прошествии двух с половиной тысяч лет, любой из нас может повторить эти слова, не поступаясь собственным достоинством.

В конце концов, и простой здравый смысл подсказывает: если речь идет о деньгах, то лучше когда они есть, чем когда их нет. И не следует человека осуждать за желание их иметь.

Но почему для многих это желание осуществляется лишь в той мере, которой совершенно недостаточно для удовлетворения?

Ничто так справедливо не распределено между людьми, как умственные способности: каждый доволен тем, что имеет. И ничто не распределено так несправедливо, как деньги: их почти никогда не бывает достаточно и всегда меньше, чем у кого-то другого. Но если все мы столь щедро наделены умом, почему его недостает, чтобы добыть достаточно денег? Почему так много бедных вокруг, и многие из нас готовы отнести себя к их числу?

Как может заметить проницательный читатель, оба приведенных суждения — и об уме, и о деньгах — описывают не столько реальное положение дел, сколько наше о нем представление А это представление лишь косвенно связано с тем, чем мы обладаем. Бедность — категория не столько экономическая, сколько психологическая И в этом смысле с нею очень нелегко бороться.

В газете «Аргументы и факты» автор статьи «Сколько денег надо для счастья?» (кстати, эту тему мы еще обсудим) пишет:

У меня есть одна знакомая, которой очень не хватает денег. Покручивая на пальце колечко от «Пъяже», она устало теребит белокурый локон и произносит сакраментальное: «Боже мой, как же я устала от этой нищеты! Когда же я из нее выберусь?»

Бедна ли эта особа? По крайней мере, сама она считает именно так. И она, пожалуй, права. Более того, выбраться из этого состояния ей едва ли удастся. Ибо клеймо бедности, которое она поспешила на себя поставить, въедается намертво и изживается с большим трудом.

Денег сегодня не хватает многим, но феномен бедности состоит не в этом недостатке и даже не в его ощущении. Это своего рода психологический комплекс, внутренняя установка на невозможность выбиться из нищеты. Формируется она, как правило, в юные годы — прежде всего под влиянием родителей — «бедных, но честных», и формулируется в виде знакомых всем формул: «Хорошие люди не богатеют», «Порядочный человек трудится усердно, с полной самоотдачей, невзирая на то, сколько за это платят» и как следствие: «Такие, как мы, не бывают богаты», «Быть бедными написано нам на роду». Психологи называют это негативным программированием. Глубоко в подсознание внедряется установка на то, что достаток и порядочность исключают друг друга. Я не могу обладать и тем и другим одновременно. Я должен выбирать. А с точки зрения морали выбор однозначный. Впрочем, это не мешает человеку страдать из-за недоступности отрицаемых им благ.

Все самоучители обогащения если и содержат какое-то позитивное зерно, так только в том смысле, что настраивают человека на отказ от негативного программирования и, по сути дела, на перепрограммирование своего сознания в пользу конструктивного решения материальных проблем. Но они при этом фактически перепрограммируют его на противоположную крайность, заменяя порочную директиву «Мне никогда не стать богатым» на столь же уродливую формулу «Я стану богатым любой ценой».

Наверное, от внимательного взора читателя не скрылся тот факт, что моя книга тоже настроена на перепрограммирование сознания. Только она призывает отказаться не от одной крайности, а от обеих. Если вас угнетает бедность, заставьте себя перестать быть бедным. Только не настраивайте себя на то, чтобы непременно стать богатым — скорее всего, ничего хорошего из этого не получится, сколько бы денег вам ни удалось приобрести.

В заключение темы — одна поучительная история.

Древнегреческий мудрец Эниктет посвятил свою жизнь занятиям философией, под которой тогда понимали весь комплекс знаний о мире. Больших доходов эти занятия не приносили, денег у Эпиктета всегда было немного. Сограждане потешались: Что же ты проповедуешь любовь к мудрости, а мудростью своей не снискал себе даже такой безделицы, как деньги? Раздосадованный философ решил опровергнуть обидное суждение. Он проанализировал свои астрономические и естественнонаучные наблюдения и заключил, что в наступающем году следует ждать большого урожая оливок. Тогда на все имеющиеся средства он за невысокую плату заранее арендовал на сезон все окрестные маслобойни. Когда действительно случился богатый урожай, Эпиктет оказался монополистом и смог почти в одночасье обеспечить себя на всю оставшуюся на жизнь. А тем, кто прежде над ним потешался, он говорил:

Человеку мудрому стать богатым нетрудно. НО НЕИНТЕРЕСНО!

Используемые источники:
  • https://kreativlife.ru/priznaki-i-privychki-vydayushhie-psihologiyu-bednosti/
  • https://www.wday.ru/stil-zhizny/kop/kakie-bezobidnye-privychki-vydayut-v-tebe-bednogo-cheloveka/
  • https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-sotsialno-psihologicheskiy-aspekt
  • https://bookap.info/psymoney/stepanov_chelovek_pri_dengah_psihologiya_dostatka/gl7.shtm

Скажите что-нибудь