Как развить эмпатию: 6 практических упражнений, которые научат ладить с окружающими

Очень важно, когда в окружении есть люди, которые искренне могут тебя поддержать, войти в твое положение, сопереживать. Такие свойства присущи, к сожалению, не всем. Это эмпаты, люди, имеющие способность чувствовать внутренний эмоциональный мир других.

По мнению З. Фрейда, люди, обладающие эмпатическими способностями, могут не только объективно оценить и понять чувства другого, но еще и пропустить эти переживания сквозь самого себя.

1711252.jpgЭта статья поможет узнать, как развить эмпатию.

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это не просто способность сопереживать и чувствовать чужую душу, а умение понять психическое и эмоциональное состояние человека, почувствовать его эмоции и при этом осознавать, что они принадлежат ему.

Эмпат – тот человек, которому подвластно собственное подсознание.

1711246.jpgЭмпатия — не прочтение внутреннего эмоционального мира другого человека по его мимике и жестам. Истинному эмпату все это не нужно.

Эмпатическое общение имеет несколько уровней. Проще говоря, это словно прожить иную жизнь, при этом нужно оставить свою и проникнуть в духовный мир другого человека. Войдя в такое состояние, эмпат не выключает свою чувствительность, тем самым следит за эмоциональной сменой настроений оппонента.

Если возможно, то как развить эмпатию?

Эмпатия – сопереживание осознанное, ему можно научиться, но крайне сложным это покажется для людей, которые никогда ранее не чувствовали. В одно мгновение невозможно измениться. На это потребуется много времени, для начала необходимо изменить свои убеждения.

По мнению психологов, это природный дар, поэтому, если есть задатки эмпатии, ее можно натренировать и усовершенствовать.

Развитие эмпатии

  1. Начинайте прослеживать жестикуляцию и мимику других людей. Это поможет научиться чувствовать их эмоциональное состояние. Следите за людьми, изучайте черты характера, наблюдайте со стороны. Это поможет не просто многое узнать, но и позволит научиться объективно оценивать свои поступки. Вы посмотрите, как ведет себя личность в разных ситуациях, в каких больше нервничает либо проявляет волнение.
  2. Разбудите в себе чуткость по отношению к окружающим, помогайте всем, кто нуждается в помощи, в силу своих возможностей.
  3. Практикуйте методику слушания. Это самый важный пункт. Нужно научиться слышать другого человека. Отдаться этому процессу всецело и глубоко, не перебивать, ни в коем случае не критиковать, не делать негативных выводов, не ставить каких-либо установок. Нужно просто оголить душу, оставить все за пределами своего «Я» и полностью погрузиться в оппонента.
  4. Беседуйте с посторонними людьми. Не ждите, пока вас попросят о помощи, если видите расстроенного человека, плачущего, подойдите, попробуйте утешить. Не стоит сразу лезть с расспросами, люди разные, есть закрытые. А некоторые с радостью откликнутся на ваше предложение помощи, порой постороннему человеку легче поведать о своих житейских проблемах.
  5. Читайте книги, художественные и научные, любую литературу, которая поможет вам в самосовершенствовании. Изучайте методики, практикуйте их. Делайте выводы из прочитанного. Это обязательно пригодится на практике. Все это поможет развить способность эмпатии.
  6. Проникнувшись чувствами другого человека, проверьте себя, правильно ли вы их определили.

Таким образом, можно разобраться, как развить эмпатию.

Хорошим тренингом станет участие в постановке артистических этюдов. Это прекрасная практика в запоминании лиц, в умении взглянуть на себя со стороны, перевоплощаться в других людей, птиц и даже животных.

Как развить эмпатию еще? В этом помогут также ролевые игры, танцы, просмотр трогательных фильмов, слушание хорошей музыки. Нужно стремиться к развитию собственной эмоциональной чувствительности, вместе с ней появится и эмпатия.

Как развить эмпатию у взрослого? Этого можно добиться на специальных тренингах. Лучше тренироваться в компании группы людей. Это могут быть родственники, семья, коллеги или друзья.

Как развивать эмпатию: упражнения

  1. Нужно угадать эмоцию. Каждому участнику игры раздаются листки, на которых описано определённое чувство. И по очереди один изображает его, все угадывают.
  2. «Отражение в зеркале». Один участник становится зеркалом, а другой в него смотрится и показывает разные жесты и мимику. Задача первого — все повторить, отразить. Это упражнение проводится парами. Через несколько минут люди меняются ролями.
  3. «Разговор по телефону». Один человек якобы говорит по телефону, не произнеся при этом ни слова, задача другого — угадать, с кем он беседует.

Это лишь малый перечень игр и упражнений для развития эмпатии. На самом деле их огромное число, и поэтому для себя можно выбрать подходящий вариант определенно.

Ну и вот, чувство эмпатии развито у взрослого.

Какой он, этот уникальный человек – эмпат?

Люди, достигшие путем самосовершенствования высокого уровня эмпатии, во-первых, очень добры, и это неподдельное качество. Во-вторых, сострадательны, искренни, чувствительны, внимательны, никогда не станут обвинять кого-либо в собственных неудачах. Милосердны.

Эти люди грамотно управляют своими эмоциями. Иначе они могут привести к страшным последствиям, связанным с ухудшением собственного здоровья.

Быть эмпатом – это истинный дар. Было бы больше таких людей в нашем мире, стране, социуме, скольких бы удалось избежать войн, бед и несчастий. Поэтому и взрослым, и детям нужно развивать способность эмпатии.

Стоит ли развивать эмпатию у ребенка?

Конечно, да. Это прекраснейший жизненный опыт в познании себя и окружающих. Ребенок постепенно развивает чувствительность.

Первые позывы эмпатии возникают еще с младенчества. Когда малыш начинает реагировать на плач и возгласы других детей. Двух- и трехлетние детки уже познают эмоции не только свои, но и окружающих. При этом ребенок не просто сопереживает, а уже может выражать сочувствие другому ребенку.

Развитие продолжается вплоть до десяти лет. Уже в этом возрасте они умеют сопереживать близким людям и могут встать на их место.

Если же просматривается агрессия у ребенка, которая проявляется в отношении других детей и даже игрушек, стоит бить тревогу. Необходимо с этим бороться, чтобы потом не пришлось решать еще большие проблемы.

Судить об эмпатии у детей можно, изучив, насколько она развита у родителей. Если они обладают вышеприведенными качествами, то и дети станут эмпатами, безусловно.

Конечно, ее развитие будет еще зависеть и от психологической обстановки, в которой воспитывается ребенок. В хорошей семье это проявление любви, тепла, доброты, ласки, нежности.

Ну и этого недостаточно, развитие эмпатии полностью лежит на родителях. Почему? Потому что сострадание и сочувствие — это не просто духовное развитие ребенка, а еще и изучение взаимоотношений между людьми. Дети начинают присматриваться к окружающим и уже пытаются проецировать их эмоции на себя, то есть искать в них схожие переживания со своими чувствами.

Итак, теперь понятно, почему надо развивать эмпатию у детей.

Развитие эмпатии у подростков

Семья – это фундамент. Ее стены – это любовь, уважение, взаимопонимание, ласка, сопереживание, вежливое общение с детьми. Ребенок не может самостоятельно развить в себе эмпатию. Он плохо понимает чувство боли. Поэтому у тех подростков есть задатки эмпатии, которые жили в нашем воображаемом доме.

Эмпатия у подростков возможна лишь в том случае, когда у них хорошие, искренние взаимоотношения с родителями. Если этот контакт нарушен, в первую очередь страдает психика ребенка, что, конечно же, негативно будет сказываться на его развитии.

Обладать эмпатией — значит уметь сопереживать и понимать эмоциональный душевный мир другого человека, будь то боль или радость. Поэтому жизненно важно дать подростку прочный, доверительный, дружеский фундамент.

Каким образом развить эмпатию у детей?

Лучший опыт передается посредством игр. К примеру:

  1. Можно прочесть насыщенную эмоциями сказку, а потом с детьми обсудить каждого героя, описать их черты характера, подвести некий итог.
  2. Если бы умели говорить рыбки, которые живут в аквариуме, и морские обитатели, что бы они могли поведать?
  3. Что думали козлята, когда в их дом пробрался волк, они испугались или ничего не поняли? И что ощутили, оказавшись у него в животе?

Через ролевые игры ребенок учится перевоплощаться, при этом развивает душевность и таким образом начинает разбираться в эмоциональном мире другого человека.

Пусть ребенок придумает сказку от имени лисы или жирафа, которые живут в зоопарке, а потом на воле.

Что чувствует листочек, когда его срывают с дерева или куста?

Можно проводить игры на ассоциации, к примеру, показывать детям разные предметы или фигурки. Конечно, они поймут, что они все отличаются, и можно провести параллель, что люди также разные, но их нужно понимать, чтобы всем было хорошо, уютно жить и существовать вместе.

Благодаря вышеприведенным примерам понятно, как развить эмпатию у ребенка.

Ее нужно развивать! Это сделает наш мир добрее и качественнее. Люди все чаще замыкаются в себе, думают только о своей личной жизни, чужие проблемы их не волнуют. Это страшно. Если каждый начнет задумываться над этой ситуацией и решать ее, всем станет легче жить и взаимодействовать друг с другом.

21 414

Что вы чувствуете, когда смотрите выпуск новостей про теракт или стихийное бедствие? Болит ли у вас душа за жертв? Можете ли представить себе, что ощущали эти люди и что чувствуют сейчас раненые или родственники погибших? Эмпатия — это способность сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека, смотреть на мир его глазами. Этот навык можно развить.

Практики how to
«Моя женщина не может проститься с прошлым»3 100Изменяют ли женщины так же, как мужчины?1 558 937«Изменила мужу и теперь не хочу его»872 704

«Эмпатия — это способность резонировать с чувствами другого. Встречая радостного человека, мы улыбаемся. Встречая страдающего, мы страдаем вместе с ним», — считает Матье Рикара, буддийский монах, которого называют счастливейшим человеком в мире.

Способность к ней обогащает отношения с другими. Когда мы понимаем их переживания, способны установить глубокую связь, заглянув в их мир. Собеседник, высказывая мнение, почувствует, что мы принимаем его таким, какой он есть.

Практикуя эмпатию, мы также учимся лучше понимать свои эмоции. Она требует от нас сначала почувствовать текущее состояние человека. Ему важно увидеть, что мы его понимаем и эмоционально, и умственно, прежде чем станем его успокаивать, ободрять или что-то советовать. Само присутствие и «настройка» на чувства могут его поддержать, но не стоит произносить фразы вроде «Все будет хорошо!». В конце концов, откуда мы знаем, будет ли?

У некоторых эта способность от природы развита больше, чем у других (к примеру, нарциссам ее недостает), но на способность к сопереживанию влияют и другие факторы. К примеру, мы больше склонны ощущать эмпатию к тем, кто кажется похожим на нас, и к тем, кто, как мы считаем, ведет себя этично.

Эксперименты показали, что даже краткий тренинг по развитию способности к сопереживанию способен дать результаты. Что мы можем сделать самостоятельно, чтобы развивать этот важный навык:

1. Спрашивая кого-нибудь, как у него дела, внимательно следите за его ответом — как вербальным, так и невербальным. Зачастую язык тела и тон голоса говорят больше, чем слова.

2. Если он отвечает: «Все нормально» или дает другой краткий ответ, задайте уточняющий вопрос: «Нет, серьезно, что у тебя происходит?»

3. Слушайте не только умом, но и сердцем, доверьтесь интуиции. Эмпатия — душевный труд.

4. Сосредоточьтесь на разговоре, не пытайтесь заниматься другими делами. Отложите телефон в сторону, смотрите в глаза, примите открытую позу (не скрещивайте руки).

5. Постарайтесь понять, что значат для собеседника его слова и переживания, и позвольте ему прийти к собственному выводу, не навязывая свое мнение.

6. Не переводите внимание на себя, например, рассказывая, как бы вы поступили в аналогичной ситуации.

7. Покажите собеседнику, что вы его слышите и сопереживаете ему. К примеру, вы можете пересказать то, что поняли из его слов: «Я все понимаю — ты очень хотел добиться успеха на этой работе, но тебя уволили, ты ужасно расстроен и не знаешь, как сможешь свести концы с концами». Его реакция позволит вам проверить, действительно ли вы правильно поняли его состояние.

8. Помните, что вы можете отнестись к мнению собеседника серьезно и уважительно, даже если вы с ним не согласны.

9. Развивайте в себе любопытство к людям. Попробуйте представить прошлый опыт человека, подумайте, как он пришел к своим нынешним привычкам и образу жизни, чего он больше всего хочет. Иными словами, попробуйте встать на его место. Чтение художественной литературы с хорошо проработанными персонажами также поможет лучше научиться смотреть на мир с иной точки зрения.

10. Заводите разговоры с незнакомцами, к примеру, в очереди в магазине. Будьте любопытны, попробуйте узнать что-то новое. Постарайтесь вовремя заметить, если незнакомец не в настроении разговаривать, уважая его чувства, вы также проявляете эмпатию.

11. Расширяйте круг общения. Цель — научиться лучше понимать людей из разных социальных кругов. Избегайте поспешных суждений и стереотипов. В первую очередь ищите что-то общее с новыми знакомыми, а потом смотрите на различия.

12. Обращайте внимание на собственные эмоциональные реакции и язык тела во время разговора. Начинает колотиться сердце? Ощущаете душевный подъем или вам тяжело? Наблюдайте за реакциями с таким же сочувствием, какое проявляете к другим.

13. Тренируйтесь меньше погружаться в себя и больше обращать внимание на непосредственное окружение: людей, здания, машины, парки, звуки. Представьте себя детективом, собирающим информацию и сопереживающим.

14. Ищите возможности для волонтерской работы. Вокруг так много тех, кому помощь! Занимаясь волонтерством, сможете узнать много нового о тех категориях людей, о которых вы раньше могли не задумываться. Развивая эмпатию, вы поможете смягчать чужие страдания и исцелять душевные раны в мире, которому не хватает сочувствия и доброты.

Об авторе

Рейчел Финци, психотерапевт из Калифорнии с 15-летним стажем. Занимается психологическим исследованиями в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Ее .

Опубликовано 2017-08-01 08:42 пользователем

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую…», за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.

Например:

  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Пример:

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?
Рубрика: 
<label>Оцените публикацию </label>2802054_thumb.jpg

Эмпатия – это уникальная способность человека чувствовать настроения и эмоции окружающих. Это также и способность ставить себя на место другого, умение сочувствовать и сопереживать. Предрасположенность к эмпатии – это скорее личностное, а не психологическое свойство. Уже не первый год эта тема активно обсуждается, ей посвящены миллионы книг и научных трактатов. Изучению данного феномена уделяли внимание многие знаменитые психологи. Фрейд говорил, что эмпатия дает возможность не только субъективно ощущать и осознавать эмоции собеседника, но также и переживать их как свои собственные.

2802058.jpg

Особенности чувства

Перед тем как узнать о том, как развить эмпатию, полезно ознакомиться с особенностями этого феномена. Сразу же стоит отметить, что с эмпатическими способностями человек не рождается. Хоть такое и случается, но крайне редко. Обычно, эмпатией человек овладевает наряду с другими навыками и способностями, пропорционально полученному жизненному опыту. Чаще всего эмпатия проявляется как сочувствие, сопереживание, а также влечение к особи, с которой возникла данная психоэмоциональная связь.

2802063.jpg

Уровни

Эмпатия не является статичной чертой характера. Она подвержена влиянию внешних факторов. Человек может в совершенстве владеть эмпатией, но лишиться этой способности либо частично, либо полностью в стрессовой, агрессивной, непонятной обстановке. Всего этих уровней насчитывается пять:

  • Люди из этой группы вообще не осознают своих способностей к эмпатии. Они способны сопереживать, ощущать настроения окружающих, но им кажется, что в данный момент они переживают свои собственные эмоции.
  • Человек осознает свою способность к эмпатии, но пока знает, как ей пользоваться.
  • Люди этой группы четко и ясно осознают свои способности, и если собеседник кажется им подходящим, активно пользуется этими приемами.
  • Эти люди обладают достаточно развитым чувством эмпатии и с легкостью манипулируют окружающими.
  • В последнюю группу входят асы эмпатии, которых в мире не так много. Они полностью контролируют свои эмпатические способности, и пользуются ими в совершенстве.

Виды

Также сама по себе эмпатия тоже бывает нескольких видов:

  • Эмоциональная (использует моторные реакции собеседника).
  • Когнитивная (понимание собеседника, затрагивающее в больше степени интеллектуальные процессы).
  • Предикативная (дает возможность предугадать реакции и действия собеседника).

Каждому человеку очень важно владеть эмпатией хотя бы до некоторой степени. А для людей, чья профессия связана с человеческим фактором, эмпатия просто незаменима.

2802104.jpg

Методы развития: активное слушание

Сейчас множество людей готово многим пожертвовать, чтобы заполучить такие способности. По словам психологов, это вполне выполнимая задача, и для этого существуют специальные игровые упражнения. Как развивать эмпатию при помощи данных техник? Ими необходимо пользоваться как можно чаще в реальной жизни. Одной из таких методик является активное слушание – задавание вопросов собеседнику так, чтобы помочь ему более полно раскрыть тему. Также оно предполагает выражение своих впечатлений по этому поводу. Как развить эмпатию, используя технику активного слушания? Главные принципы данной методики таковы:

  • Наличие пауз в разговоре. Когда собеседник закончил говорить, следует выдержать небольшую паузу. Она позволяет подумать над сказанным как слушателю, так и говорящему. Для желающих стать более эмпатичными такая пауза позволит лучше вникнуть в послание говорящего.
  • Пересказ. Произнесенное собеседником необходимо повторить вкратце и своими словами. Важно, чтобы пересказ был кратким. Это позволяет понять собеседнику, что он был понят правильным образом, что описанные им проблемы были услышан.
  • Уточнение. Иногда человек описывает не все детали описываемых им событий. Так как развить эмпатию означает примерить на себя роль собеседника полностью, то в некоторых случаях без уточняющих вопросов не обойтись.
  • Сообщение о том, что информация воспринята. Необходимо донести до собеседника тот факт, что его эмоциональное состояние услышано и понято. Например: «Я понимаю, как тебе грустно. Хочется, чтобы кто-нибудь пожалел и разделил твои переживания».
2802110.jpg

Упражнение «Убежище»

Так как развить эмпатию тем людям, которые слишком восприимчивы к отрицательным переживаниям окружающих будет очень сложно, данная техника может оказаться крайне полезной. Если человек не позаботился о собственном психологическом благополучии, то понять другого ему будет тяжело. Ведь сострадать окружающим в тот момент, когда самого переполняют противоречивые переживания, непросто. Техника поможет тем, кто желает научиться проявлять эмпатию даже в самых непростых ситуациях – например, когда поставлена цель научиться сострадать недоброжелательно настроенному визави.

Упражнение состоит в том, чтобы во время конфликта или непонимания мысленно перенестись в «место полного покоя и комфорта» (убежище). Это может быть личный остров, замок где-нибудь в параллельной вселенной. Главное, чтобы там ощущалась полная безопасность. Это упражнение помогает в значительной мере понизить эмоциональное напряжение.

Комплименты

Как развить эмпатию при помощи данного способа? Даже если кажется, что от природы у человека нет таланта делать другим комплименты, в действительности научиться этому искусству не так и сложно. Основной момент заключается в том, чтобы научиться находить позитивные качества в других людях. При этом комплимент необходимо делать от всего сердца – иными словами, говорить лишь о тех качествах или внешних признаках, которые действительно вызывают восхищение.

Во многих тренингах данным приемом пользуются довольно часто. И это не просто лесть. Умение находить и высказывать положительные качества в окружающих позволит значительно повысить уровень эмпатических способностей. Ведь развитие эмпатии предполагает умение видеть в людях хорошее. Когда же человек сознательно тренируется говорить окружающим приятные слова, тем самым он помогает не только им ощутить себя более ценными.

Он начинает видеть людей с их лучшей стороны, и таким образом становится гораздо легче «примерить» на себя их роль, вжиться в те чувства и эмоции, которые переполняют собеседника в момент общения.

Самоанализ

Умение анализировать собственное поведение, реакции и действия может помочь лучше понять окружающих. Для этого можно воспользоваться дневником или просто тщательно, не отвлекаясь, анализировать себя в спокойной обстановке. Обычно люди с сильно развитой эмпатией хорошо являются не только от природы хорошими психологами, разбирающимися в людях. Они и самих себя знают очень глубоко. Именно это позволяет им сопереживать окружающим, так как ничто человеческое не может оказаться для них чуждым.

Методика «Обезьяна и зеркало»

Психологами было разработано немало техник, которые будут интересны каждому интересующемуся тем, как развивать эмпатию. Упражнения эти нередко требуют наличия партнера – человека, вместе с которым они будут выполняться.

2802088.jpg

Методика под названием «Обезьяна и зеркало» делается следующим образом:

  • Распределяются роли. Один из участников тандема должен быть «Зеркалом», а другой – «Обезьяной».
  • Когда «Обезьяна» оказывается перед зеркалом, она начинает вести себя достаточно вольно: демонстрировать различные эмоции и переживания, гримасничать, двигаться.
  • «Зеркало» должно воспроизвести ее мимику и движения как можно точнее.
  • По прошествии нескольких минут можно поменяться ролями.
  • Затем проводится итог. Для этого необходимо разобрать, какие трудности могли возникнуть в процессе выполнения техники, насколько точно получалось распознать переживания партнера и воспроизвести их.

Методика «Схожести и различия»

Как развить эмпатию у взрослого при помощи данной техники? Как и в предыдущем упражнении, здесь потребуется помощь партнера. Методика состоит из двух этапов. На первом из них оба партнера говорят по очереди друг другу предложение, начинающееся с фразы: «Ты похож на меня, у тебя…». Сначала говорит один человек, затем второй и так далее. При этом каждый стремится подстроиться под манеру партнера – произносить слова тем же тембром голоса, интонацией.

На втором этапе выполнения, который начинается приблизительно через 7 минут после начала первого, партнеры говорят друг другу фразу: «Я очень отличаюсь от тебя, я…».

После завершения работы над техникой партнеры могут обсудить, какие чувства возникали у них на протяжении выполнения задания; какие эмоции сопровождали первый этап, какие – второй.

2802108.jpg

Сыграть роль другого человека

Эмпатию вполне можно развить и в том случае, когда человек представляет себя на месте другого. Его можно проводить как в группе, так и в одиночестве. Для этого нужно составить список всех своих знакомых и родственников, а затем по очереди примерять на себя роль каждого, отвечая на вопросы.

  1. Как ваше имя?
  2. Сколько вам лет?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Когда в последний раз вы были в отпуске?
  5. Что вам больше всего нравится?
  6. Что вызывает грусть?
  7. Что приводит в состояние восторга?
  8. В каких обстоятельствах у вас возникает ощущение ностальгии?
  9. Какие у вас есть страхи?
  10. На что и на кого вы обычно возлагаете свои надежды?

Как развить эмпатию у ребенка?

Родители могут научить своих чад эмпатии собственным примером. Это возможно, когда мать или отец проявляется участие и чуткость по отношению к ребенку, к его эмоциональному состоянию. К примеру, если мать говорит расстроенному ребенку: «Что ты распустил сопли, ничего же страшного не произошло», — тем самым она дает ему понять, что чувства человека не важны. Вырастая, такой ребенок очень мало задумывается о том, что ощущают окружающие. Он сам становится черствым.

Если же родитель говорит своему раздосадованному чаду: «Я понимаю, ты очень расстроен из-за потери своей любимой игрушки» — это позволяет раз за разом развивать и усиливать эмпатию. Также подобное сопереживание формирует у малыша уверенность в себе, высокую самооценку. Если же родительское сострадание отсутствует, то ребенок со временем учится подавлять в себе негативные эмоции. Это приводит к невротическим расстройствам или же психосоматическим болезням.

2802066.jpg

С возрастом шансы на развитие эмпатии у человека становятся все меньше, так как собственный опыт может мешать адекватно оценить незнакомое поведение. Еще раз следует упомянуть, что способности к эмпатии, какой бы сильной она ни была, можно лишиться мгновенно, почувствовав сильный страх. Страх полностью разрушает эмпатию, на корню блокирует возможность сострадать. Поэтому, если человек хочет сохранить и развить свои эмпатические способности, ему стоит держаться подальше от споров, выяснений отношений, драк и ссор.

Используемые источники:
  • https://fb.ru/article/306223/kak-razvit-empatiyu-uprajneniya-i-vidyi-empatii
  • http://www.psychologies.ru/articles/14-sposobov-razvit-empatiyu/
  • https://hr-portal.ru/article/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-empatii
  • https://psychbook.ru/418617a-kak-razvit-empatiyu-sovetyi-spetsialistov

Скажите что-нибудь