Изотерапия, как вид арт-терапии. консультация на тему

Арт-терапия — универсальный вид творчества, при помощи которого можно побороть стресс, внутренние страхи и фобии, а также развить креативность мышления и раскрыть собственный потенциал. Специально для малышей, школьников и их родителей, а также для учителей и воспитателей (берегите себя от стресса!) мы подготовили материал с практическими советами по арт-терапии.03 июня 2020 Состояние психического здоровья детей и подростков сегодня является важной задачей не только для родителей, но и для педагогического сообщества. Здоровый ребенок — это, прежде всего, творческий, жизнерадостный, открытый и познающий себя и окружающий мир человек. Расскажем про несколько видов и увлекательных техник арт-терапии, которые отлично подойдут как маленьким детям, так и подросткам. Классическая арт-терапия первоначально включала в себя такие виды визуального искусства, как живопись, лепку, фотографию, графику. Однако в современном мире появляются новые виды творчества и самовыражения. Сейчас популярны библиотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, видео- и аудиотерапия, маскотерапия, песочная терапия и многое другое. Мы остановимся на наиболее доступных и популярных видах творческой терапии.

Простые советы

  • Не забывайте, что арт-терапия — это творческий процесс. Главное — получение удовольствия, а не результат.
  • Позвольте вашему ребенку самому выбрать методику и материалы для арт-терапии. Как показывает практика, младшие дети чаще выбирают песок, а школьники — гуашь. 
  • Дети не должны испытывать затруднений во время творческого процесса. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Изотерапия

Самый популярный вид арт-терапии — это рисование. Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т.д. Существует несколько техник рисовательной терапии.

  • Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
  • Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.
  • Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.

12c750a4ceddb162f294693c1358e463.jpg

  • Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

  • Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами. 

cc374bec5e4bf96af304b47c28bb480c.jpg

Для более взрослых детей подойдут такие виды изотерапии, как рисование жидким акрилом или в технике алкогольных чернил.

  • Жидкий акрил или «Fluid Art» — это современный вид творчества, чья главная особенность заключается в том, что человеку не нужно иметь какие-либо навыки рисования, чтобы создать произведение искусства. В процессе задействованы такие чувства, как интуиция и креативность, а техника исполнения настолько проста, что новички учатся ей сразу. Рисование жидким акрилом можно порекомендовать тем, кто любит экспериментировать, любит абстрактные картины, мечтает научиться рисовать с нуля и нуждается в релаксации.
  • Алкогольные (спиртовые) чернила — это техника рисования специальными чернилами путем раздувания их феном по поверхности. Создание картин в этой технике похоже на создание причудливых узоров и форм в виде волнообразных геометрических фигур, а переливы краски создаются фактически сами собой. Все, что нужно художнику, — нанести краситель и проявить фантазию.
Цветной мир. Пособие для детей 5-6 лет. Купить

Песочная терапия

Кто из нас с вами не играл в детстве в песочнице? Детям полезно лепить фигурки из песка, ведь именно так можно развить мышление, фантазию и, что немаловажно, мелкую моторику пальцев. Кроме того в процессе работы с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Работу с песком можно использовать как одному, так и в группе, если песочницу разделить на несколько участков. Таким образом достигается атмосфера доверительности, целостности, налаживается взаимодействие в группе. Для занятий ребенку понадобится небольшая песочница, емкость с водой и множество различных формочек, чтобы малыш мог составив композицию на песке, описать и объяснить свое произведение искусства.

Танцевальная терапия

Эта методика позволяет раскрепостить ребенка не только физически, но и эмоционально. Здесь тело является инструментом, а движение — процессом, помогающим пережить, распознать и выразить свои чувства. В современной танцевальной терапии существуют самые разнообразные танцевальные стили. Их выбор зависит от физических и эмоциональных особенностей и предпочтений ребенка. Танец может стать сильным терапевтическим средством, которое сможет раскрыть, развить и скорректировать не только физические, но и эмоциональные качества личности.  Просто включайте любимую музыку и танцуйте вместе! Не предлагайте ребенку конкретных движений, пусть выбирает их сам. 

Музыкальная терапия

На сегодняшний день различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии ребенок прослушивает различные музыкальные произведения, соответствующие определенному психологическому и эмоциональному состоянию.

При активной музыкальной терапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Они могут петь в хоре, играть на музыкальных инструментах, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Особенно действенным методом является совместная музыкотерапия, которая не только раскрепощает ребенка, но и налаживает межличностные взаимодействия между родителем и ребенком.

Коллаж

Такая модель арт-терапии подойдет абсолютно каждому вне зависимости от возраста. А в особенности тем, кто не любит рисовать. Создание коллажа при помощи различных вырезок и иллюстраций помогает детям выразить свои желания и развивает креативность. У ребенка есть возможность разобраться в той теме, которая его волнует и кажется ему важной. Коллаж учит нас понимать себя и свои желания и наглядно их демонстрировать. 

Для создания коллажа понадобится большой лист бумаги и разные иллюстрации, вырезки из журналов, фотографии, этикетки, наклейки и все, что поможет образно выразить мысли. Можно определить тему заранее: твои желания, цели, чувства, настроение, мечты, наше лето, воспоминания о школе. 

Мы перечислили лишь некоторые виды и техники арт-терапии. Вы можете выбрать именно те, которые подходят вашему ребенку, исходя из его увлечений и интересов. Не забывайте, что использование арт-терапии может быть творческим поиском для ребенка, а также способом социальной адаптации. Помогите ребятам познать себя и окружающий мир при помощи искусства, фантазии и игры.

Все дети любят рисовать. Одним из первых творческих занятий, которым они увлекаются, является рисование. Оно привлекает детей своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует, является для них самым доступным и интересным увлечением. Вот почему популярной становится изотерапия для дошкольников – метод диагностики и коррекции детского поведения различными упражнениями.

Содержание

Что такое изотерапия?

Изотерапия – это вид арт-терапии, основанный на использовании изобразительного искусства (чаще всего рисования).

Задачи изотерапии

  • Изотерапия дaeт детям вoзмoжнocть снять эмоциональное напряжение и выпycтить вce oтpицaтeльныe эмoции нa бyмaгy или глинy. Этo пoзвoляeт избeжaть aгpeccии co cтopoны peбeнкa, кoтopaя мoжeт eщe бoльшe eгo тpaвмиpoвaть;
  • Наладить контакт психолога с ребёнком и пoвыcить eгo коммуникабельность;
  • Изотерапия способствует повышению самооценки ребёнка;
  • Изотерапия способствует развитию воображения.

Что необходимо для изотерапии?

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д. 

Преимущества изотерапии

  • В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
  • Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
  • Изотерапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
  • Изотерапия является средством свободного самовыражения.
  • Изотерапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Техники изотерапии

Марания

Эта техника представляет собой спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Монотипия

Это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

Штриховки, каракули

Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т.д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием.

Рисование на стекле

Перед тем как предложить ребёнку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской. В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так, как провоцирует активность.

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т.д.).

С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела

Это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.

Рисование предметами окружающего пространства

Использование для рисования нетипичных предметов: рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломками и т.д.

Упражнения по изотерапии

Упpaжнeниe «Изoбpaзим paдocть»

Цeль упражнения — yлyчшaть эмoциoнaльный фoн пpи пoмoщи цвeтa и кoнцeнтpaции нa cвoих чyвcтвaх.

Используемый материал: бyмaгa. аквapeльныe кpacки, киcти.

Описание упражнения: Для paбoты нyжнo cecть, paccлaбитьcя, закрыть глaзa и пpeдcтaвить caмыe paдocтныe мoмeнты cвoeй жизни, пpoчyвcтвoвaть вce oщyщeния. Пocлe этoгo cлeдyeт пpeдcтaвить cвoи чyвcтвa в видe цвeтoв и фигyp. Нe cтoит нaпpягaтьcя, здecь вaжны тoлькo эмoции и oщyщeния. Дocтaтoчнo пoбыть в тaкoм cocтoянии 10–15 минyт. Пocлe этoгo yвидeнныe oбpaзы мoжнo пepeнecти нa бyмaгy.

Упpaжнeниe «Pиcoвaниe мyзыки»

Цeль упражнения — вoccтaнoвлeниe cил, paccлaблeниe, ycпoкoeниe.

Используемый материал: Cпoкoйнaя мeлoдия, лиcты бyмaги, аквapeль, киcтoчкa.

Описание упражнения: В нaчaлe зaнятия (пepвыe 10 минyт) нyжнo зaкpыть глaзa и пoгpyзитьcя в мyзыкy. Зaтeм мoжнo бpaть киcть и pиcoвaть. В пpoцecce paбoты pyкa дoлжнa cпoнтaннo cлeдoвaть зa мyзыкoй. Пpи выпoлнeнии yпpaжнeния нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa cвoих чyвcтвaх и кapтинaх, кoтopыe вoзникaют пepeд глaзaми. Peзyльтaт — яpкoe пoзитивнoe нacтpoeниe, пpилив cил, cнятиe нaпpяжeния.

Упpaжнeниe «Цвeтoк»

Цeль упражнения: рaзвитие вooбpaжeниe, снятие эмoциoнaльнoго нaпpяжeниe, рaзвитие мeлкoй мoтopики pyк (для дeтeй).

Используемый мaтepиaл: бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Описание упражнения: Пepeд нaчaлoм paбoты cлeдyeт зaкpыть глaзa, paccлaбитьcя и пpeдcтaвить пpeкpacный цвeтoк. Kaк oн выглядит? Cкoлькo y нeгo лeпecткoв? Kaкoгo oн цвeтa и фopмы? Kaк oн пaхнeт? Чтo eгo oкpyжaeт? Пocлe тoгo кaк вooбpaжeниe нapиcoвaлo кapтинy мoжнo oткpыть глaзa и изoбpaзить вce чтo пpишлo в гoлoвy. У кoгo-тo цвeтoк бyдeт paдocтным, y кoгo-тo – гpycтным. Жeлaтeльнo, чтoбы дети пoдeлиcь cвoими чyвcтвaми и oщyщeниями. Нo caмoe глaвнoe – зaкoнчить упражнение нa пoзитивнoй нoтe. Ecли иcтopия пoлyчилacь гpycтнoй, психолог пpeдлoжит измeнить ee тak, чтoбы нacтpoeниe yлyчшилocь.

Опубликовано 31.01.2017 — 22:52 —

Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень  популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.  Это мощное средство самовыражения, эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley_izoterapiya.docx71.94 КБ

Предварительный просмотр:

Изотерапия, как вид арт-терапии.

 Изотерапия– это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень  популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.  Это мощное средство самовыражения, эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё  предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Чем и кому будет полезна изотерапия?

   Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что  чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки.

С помощью изотерапии дети могут справиться с такими проблемами, как:

выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

Проблемы с поведением, проблемы в отношениях и/или семейные проблемы, хронический стресс и психосоматические заболевания. Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

  В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

 Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

 Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

 Некоторых техники изотерапии.

Марание: рисование ладошками, ножками, пальчиками, кулачками.

В буквальном понимании «марать» – значит, «пачкать, грязнить». Здесь нет категорий «правильно – неправильно». Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка, приводит детей к собственным маленьким открытиям. Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Далеко не все дети старшего возраста по собственной инициативе переходят на такое рисование. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для таких детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Штриховка, каракули

Это графика. Самое доступное упражнение, для которого необходимы только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Человек свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ, можно играть в дорисовки, когда каракули дорисовываются до образа. Рисование цветными карандашами, скрепленными резинкой или скотчем, или карандашом с трёхцветным стержнем. Есть фломастеры, которые меняют цвет предыдущего рисунка. Это завораживает детей, вызывает желание экспериментировать. Используется при коррекции истерических состояний.

Акватушь

Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. Первым слоем на лист бумаги крупными мазками наносится гуашевый рисунок. После его высыхания, вторым слоем весь лист покрывается черной тушью, высушивается. Затем рисунок опускается в воду. В воде тушь почти смывается, а гуашь – лишь частично. В результате, на черном фоне остаётся тонированный рисунок с размытыми контурами. Каждый этап работы удерживает внимание и интерес ребенка.

Выполняя работу, дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Кляксография

«Кляксография» — довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется  раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании.  В качестве терапии используется  при  повышенной возбудимости.

Монотипия  

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении.  На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Тестопластика

Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть.

Очень похожа на тесто глина. Работая с глиной, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. Неусидчивым глина помогает научиться концентрироваться. Во время лепки глину можно рвать, кромсать, резать, ломать изделия, а потом все начинать сначала, создавая желаемый образ.

Рисунок на пене.

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами. Процесс напоминает эбру (рисование на воде), а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т.д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3D-рисунок

Многие дети обводят на бумаге контуры рук. Превратить такой контур в объемный рисунок совсем не сложно. Для этого понадобятся только разноцветные фломастеры и терпение. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

Интуитивное рисование

Почему же именно интуитивная живопись помогает обрести то комфортное, гармоничное состояние, о котором многие люди в суете дней уже успели позабыть? Дело в том, что интуитивное рисование не требует от человека никаких специальных художественных навыков, умений и знаний. Здесь нет канонов и четких правил. Единственное, что нужно понимать и к чему стремиться – это дать полную свободу и волю своим чувствам, эмоциям и интуиции. В процессе такого рисования детки смогут дать своей душе и сердцу место для творческого и нестандартного самовыражения, отправляясь в увлекательное путешествие в глубину своего внутреннего мира.

Это дает просто потрясающие возможности для новых удивительных открытий, озарений и осознаний. Помимо того, что ребенок отлично отдыхает и расслабляется в процессе интуитивного рисования, он также может найти способы решения своих каких-то проблем, которые ранее не получалось разрешить.

Объемная аппликация, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги)

Можно использовать всё, что под рукой, бросовый материал. Газеты, легко мнутся, склеиваются, окрашиваются. К газете надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь. Салфетки, фантики от конфет, вата, шерсть, пух, веточки, цветы и т.д. Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Как правило, дети выполняют работу индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ. В процессе коллективного выполнения задания обеспечиваются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, отстаивать собственное пространство. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом.

   Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность». Работая, детки не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.

<spg src=»https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957116-1507705745.jpg»>Консультация для воспитателей «Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии — изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной…

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия как вид арт-терапии».

Мастер-класс знакомит с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике….

Совместная игровая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями с элементами танцевальной терапии, сказкотерапии и изотерапии «ЦЫПЛЕНОК ПИ»

Данное занятие разработано для создание условий сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации, гармонизация внутрисемейных отношений, формирование доверительных отношений между родителем и ребен…

Мастер-класс для педагогов «Изотерапия — терапия изобразительным творчеством».

Мастер-класс направлен на ознакомление с опытом использования арт-терапевтических технологий на практике….

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ МЕТОДОВ  АРТ-ТЕРАПИИ (ИЗОТЕРАПИЯ, СКАЗКОТЕРАПИЯ) В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»….

Изотерапия- один из методов арт-терапии для снятия тревожности, агрессивности, напряжения.

Консультация для родителей на тему «Изотерапия- один из методов арт-терапии для снятия тревожности, агрессивности, напряжения.&quot…

  • Мне нравится
 
children-paint.jpg?1546635058897

Изотерапия в работе с  детьми дошкольного возраста как один из методов здоровьесберегающих технологий

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.

Взоры многих современных исследователей всё больше обращаются в сторону различных видов искусства, в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных, коррекционных и оздоровительных  средств.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. с помощью лечебно — оздоровительных технологий: фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Новые технологии в воспитательно-образовательном процессе направлены на максимальное устранение негативных факторов в психологическом, биологическом, социальном развитии ребёнка и создание благотворного микро- и макроклимата.

Сочетание соматического, психического, физического и нравственного здоровья в единстве образуют здоровье человека. Психологическое здоровье дошкольников в большей степени определяется его эмоциональным благополучием. Следовательно, эмоции, как положительные, так и отрицательные, влияют на общий психологический настрой ребенка и на его деятельность, а негативные — являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств [7]

     Арт-терапия как метод воздействия на эмоциональную сферу, позволяет решить комплекс задач и проблем по формированию эмоционального благополучия дошкольников.

Термин «арт-терапия» (art — искусство, artterapy – терапия), буквально переводится как терапия искусством. Искусство представляется здесь как

способ творческого самовыражения, рождающегося из наиболее значимых и личностно важных жизненных тем, которые способствуют возникновению важной взаимосвязи между жизненным и творческим опытом ребенка [1]

   Одним из методов арт-терапии является изотерапия. Дошкольный возраст — важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и в рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.).

В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапиявыступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей.                          

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется педагогом дошкольного учреждения  для коррекции эмоциональных  проблем у дошкольников. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать  самое важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции [5]

Изотерапия  является  тренировкой движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является, важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления .

Эффективность применения метода изотерапии основывается на том, что он позволяет выражать чувства на символическом уровне. При этом:

 -скрытые переживания выражаются свободнее и легче;

 -неприятные или тяжелые волнения не воспринимаются, а преобразовываются в творчество;

 -появляется возможность отстраниться от внутренних тревог и страхов, что является первым шагом на пути к освобождению от них [6]

Предлагаемые методы изотерапии вырабатывают цельность мировосприятия, активизируют эмоциональную сферу, делая ее более глубокой, насыщенной. Дети живут эмоциями и их основное занятие — игра. Именно через игру вместе с творчеством проще всего решать различные проблемы в поведении дошкольников: страхи, капризы и неуверенность в себе, проявлять свои переживания.

«Рисовалки»

Побороть свой страх можно с помощью рисования. Нарисуйте с малышом «Зубастую Коргану» или «Чудо-Юдо рогатое», а потом порвите их вместе с бумагой на мелкие клочки. Вся агрессия и накопившееся напряжение крохи выплеснутся на бумагу. Рисовать страх можно в несколько приемов, лучше красками. Объясните ребенку смысл рисования, но не обещайте мгновенного результата, страх не исчезнет сразу. По окончании обязательно похвалите, а по истечении нескольких дней предложите обсудить рисунок.

«Лепилки».

 Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины или пластилина. Вылепите с малышом Вредину-Зловредину, а потом разломайте ее на мелкие кусочки, из которых сразу же сделайте цветы.

«Месилки»

 Замесите на пляже или в песочнице страшилку из песка. Сделайте ее пострашнее: рога, клыки, оскал, когти, копыта и пр. При помощи воды страшную рожицу превращайте в потешную. А перед этим можете рассказать будущему храбрецу о том, что таким точно способом однажды маленький мальчик уже победил свой страх.

  В своей работе с детьми мы применяем изотерапию. Дети приходят в детский сад с разным уровнем эмоционального состояния , и поэтому мы подобрали и систематизировали цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста по Н.О. Сучковой « Арттерапия с детьми из неблагополучных семей» [9]

«Мелки – наперегонки».Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния. Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно – быстро) делает мелками штрихи на листе.

«Разноцветные камушки».Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения. Инструкция:попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

 «Семья».Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх».Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения. Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога. Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро. Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

«Рисунок глиной».Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения. Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге». Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение. Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга).

   «Водный салют».Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения. Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

   Изотерапия для ребенка служит средством, которое помогает   разобраться в себе и в своих чувствах. Изотерапия для ребенка очень полезна, особенно если он не может сам просто рассказать о своих переживаниях.   Используя  изотерапию педагог дошкольного учреждения  может помочь малышу обрести гармонию с  окружающим миром и самим собой.

Список использованной литературы:

1. Арт-терапия / Под ред. А.И.Копытина.  -СПб.: Питер, 2001.

2. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб., 2000.

3. Измайлов Ч.А. Цветовая характеристика эмоций / Вестник МГУ, №4, 1995.

4. Колягина В. Г., Овчар О. Н. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М., 2005.

5. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.- СПб.: Питер, 2002.

6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — Спб., 2008.

7. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М. : Изд. центр  « Академия» 2001.

8. Мухина В.С Использование детских рисунков в целях диагностики. М.,1976.

9.  Н. О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей –СПб.,2008.

Используемые источники:
  • https://rosuchebnik.ru/material/art-terapiya-dlya-shkolnikov/
  • https://koroleva-marina.ru/art-terapiya-dlya-detey/izoterapiya.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/01/31/izoterapiya-kak-vid-art-terapii
  • https://gaev82-pdds40.edumsko.ru/articles/post/1479175

Скажите что-нибудь