Интуиция в философии и психологии. Интуиция — это…

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»ФилософияИнтуиция в философии

Понятие интуиции в истории философии как непосредственного знания, не опирающегося на доводы логики. Разновидности интуиции, ее основные черты. Условия, механизм формирования и проявления интуиции. Соотношение интуитивного и дискурсивного в познании.

РубрикаФилософия
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.12.2010
Размер файла26,0В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

intuiciya-eto-prostymi-slovami-3.jpg

Интуиция подсказывает мне, что пора рассказать и про нее — интуицию — что это простыми словами.

Когда нам нужно ответить на важный вопрос или принять ответственное решение, многие из нас ищут ответы вокруг, вне себя. Мы обращаемся к интернету, спрашиваем совета от друзей или членов семьи, читаем книги или консультируемся у экспертов. И часто мы пренебрегаем самым ценным источником из всех — нашей собственной интуицией.

Что же такое интуиция и можно ли ее развить?

Содержание статьи:

Что такое интуиция?

Интуиция в самом широком смысле означает «непосредственное восприятие». Интуиция используется в некоторых теориях для обозначения восприятия, не смотря на отсутствие некоторых форм опосредования. Поэтому мы можем понимать «интуицию» как термин, используемый для определения границ между тем, что опосредовано (то, что узнано косвенным путем), и тем, что не опосредовано (узнано прямым путем).

Наше подсознание является источником скрытых ресурсов и всегда будет снабжать нас знаниями, необходимыми для того, чтобы двигаться вперед в правильном направлении и принимать верные решения. Это касается всех людей, а не только тех, кто считает себя экстрасенсом или человеком с хорошей интуицией.

intuiciya-eto-prostymi-slovami-2.jpg

Пара примеров:

  • Вы подумали о ком-то-и вдруг звонит телефон, и этот самый человек на линии;
  • Вы чувствовали, что кто-то наблюдает за вами и, когда вы оборачивались, видели, что кто-то смотрит на вас издалека.

Как развить интуицию?

7 советов как развить свою интуицию и использовать ее для принятия более мудрых, более вдохновленных душой решений для вашей жизни:

  • Распознайте, когда говорит ваша интуиция, услышьте ее.

Прежде всего, чтобы иметь возможность использовать свою интуицию, вы должны уметь распознавать ее, когда она говорит с вами. Интуиция обычно не громкая и не настойчивая – она легкая и по-разному общается с разными людьми.

Вы можете получать от нее визуальные сообщения — изображения, которые появляются в быстрых вспышках или видения, которые прокручиваются медленно, как кино.

Ваша интуиция может говорить с вами как внезапная догадка, мысль или слова. Возможно, вы даже сможете вступить в диалог со своей интуицией, чтобы получить больше информации и ясности.

Кроме того, ваша интуиция может говорить с вами в физических ощущениях, таких как мурашки по коже, дискомфорт в животе, чувство облегчения или кислый привкус во рту.

Вы можете получать интуитивные сообщения через свои эмоции, такие как чувство беспокойства или замешательства, когда ваша внутренняя мудрость уводит вас от чего-то; чувство эйфории и глубокого покоя, когда вас ведут по пути, который приведет вас к большей личной радости и изобилию.

Иногда сообщения интуиции — это просто глубокое чувство знания и уверенности. Если вы когда-либо чувствовали, что в глубине своего сердца или души знаете, что это — правда, скорее всего, это было сообщение от вашей интуиции.

  • Углубляйте свою интуицию с помощью медитации.

Чтобы получить доступ к своей интуиции, вам нужно углубить свою связь с ней, и медитация является отличным инструментом для этого. Регулярная медитация поможет вам очистить свой ум от отвлекающих факторов и научит вас лучше распознавать тонкие импульсы изнутри.

Я рекомендую вам каждый день выделять время для самостоятельной медитации или использовать те, которые можно найти в интернете. Неплохой способ медитации — практика Тета-хилинг. В ней также проводится интуитивное считывание человека.

Этому не обязательно уделять много времени – даже 10 минут в день дадут мощные результаты и значительно облегчат вам наблюдение за вашей интуицией, когда она говорит с вами через слова, образы, эмоции или физические ощущения.

Если вы еще не практикуете медитацию, вы можете научиться это делать здесь.

  • Посвятите время тому, чтобы каждый день прислушиваться к своей интуиции.

Жизнь спешна, и в погоне за вычеркиванием пунктов из наших ежедневных списков дел трудно остановиться и настроиться на наш высший разум. Однако самая ценная мудрость приходит тогда, когда вы наиболее открыты для ее восприятия.

Вот почему я призываю вас посвящать время каждый день – несколько раз в день, если это необходимо, – чтобы сознательно поставить свою интуицию в центр внимания.

Это особенно важно, когда вам нужно принять какое-либо важное решение. Обязательно потратьте некоторое время на то, чтобы посидеть со своей интуицией и заглянуть внутрь себя в поисках ответов, прежде чем выбрать свой путь.

  • Задавайте вопросы.

Получение мудрости от вашей интуиции не должно быть пассивным занятием. Уточните, какая информация вам нужна и какие ответы вы ищете. Чем точнее вы будете задавать вопросы своей врожденной мудрости, тем яснее будут ответы.

  • Записывайте свои ответы.

Интуитивные сообщения неуловимы и могут очень быстро исчезнуть из вашего сознания, если вы не предпримете никаких действий для их записи.

Нейробиологические исследования показывают, что интуитивные озарения, не зафиксированные в течение 37 секунд, скорее всего, никогда больше не вспомнятся.

Ведение дневника — это очень эффективный способ получить доступ к своей интуиции и уловить ее мудрость. Вы можете начать практиковать ведение дневника всего по пять – десять минут в день и будете поражены ясностью осознания всего, что происходит!

  • Начните действовать.

Вселенная вознаграждает тех, кто действует. И наша интуиция тоже.

Когда вы действуете на основе информации, полученной из вашего внутреннего источника мудрости, вы открываете канал между вашим подсознанием и сознанием еще шире и получаете больше интуитивных сообщений, которые вам все легче услышать.

  • Доверяйте себе.

Чем больше веры вы проявите в своей интуиции, тем значительнее будут результаты.

Хотите ли вы принимать лучшие решения, быстрее решать проблемы или создавать выигрышные планы для своей жизни, вы достигнете своих целей быстрее и эффективнее, когда настроитесь на свою интуицию и прислушаетесь к тому, что она вам говорит.

Доверять своей интуиции – значит доверять самому себе, и чем больше вы доверяете себе, тем больше у вас будет успеха.

Легче сказать, чем сделать? Я могу помочь.

Развитие сильной связи с интуицией может быть сложной задачей, особенно если вы всю жизнь сомневались в себе или не доверяли своим навыкам принятия решений, или если у вас в голове слишком много других “голосов”- неуверенности в себе, вины или осуждения, заглушающих интуицию.

Вы поймете, чего на самом деле хотите от жизни – и какие шаги вам нужно предпринять, чтобы это произошло.

Кроме того, вы встретите огромную группу поддержки высоко мотивированных людей, которые будут подбадривать вас на пути к вашим целям, заглушая эти негативные голоса навсегда.

История понятия

Первое использование слова интуиция было найдено в тексте в конце 15-го века. До 17-го века интуиция означала «мысленное созерцание»; «акт созерцания, исследования или проверки»; «взгляд или рассмотрение чего-либо». Все эти значения теперь являются устаревшими.

В 17 веке философы-схоласты стали использовать это слово в его современном значении, как в следующем контексте: «духовное восприятие или непосредственное знание, приписываемое ангельским и духовным существам, с которыми видение и знание тождественны.»

Более распространенными способами использования «интуиции» являются:

  • Интуиция как особое свойство гения.
  • Интуиция, как обозначение таинственного «шестого чувства».
  • Неоправданное убеждение или догадка.

Интуиция в философии

В современной философии мы находим три различных значения интуиции:

  • Непосредственное восприятие объекта умом без вмешательства каких-либо рассуждений.
  • Непосредственное восприятие одним только интеллектом.
  • Непосредственное восприятие чувствами.

В то время как все эти значения сходны в том, что интуиция есть «непосредственное восприятие», первое и третье значения предполагают отсутствие рассуждения, в то время как второе значение предполагает отсутствие чувств.

Другими словами, современная философия понимает интуицию как восприятие, которое не является полностью непосредственным, но опосредовано либо чувствами, либо интеллектом — априори, но не обоими вместе.

В философии «интуитивное знание», по-видимому, требует объяснения, потому что парадигма знания, начиная с Аристотеля, часто принималась за умозаключающее знание.

Самое простое и привычное объяснение нашего обладания интуицией состоит в том, что мы обладаем способностями, которые производят такое знание.

Принятие этого объяснения равносильно признанию того, что наличие в нашем сознании исходных точек познания необъяснимо и должно быть принято как основной факт. Аристотель, как и Декарт, был удовлетворен этим понятием.

Кант, напротив, резко различал опосредование понятий и опосредование чувств. Для Канта интуиция — это знание, приобретенное через чувства и не опосредованное понятиями.

Но для того, чтобы выразить это интуитивное знание, оно должно быть опосредовано понятиями, чтобы сформировать суждения. Чувственное восприятие было для Канта нашей способностью познавать факты, не имея возможности их выразить.

С другой стороны, для Витгенштейна это утверждение отражает лишь социальную условность. С точки зрения Витгенштейна, обладание интуитивным знанием является необходимой истиной, и не имеет значения, было ли данное событие реально или нет.

Таким образом, мы можем заключить, что для Витгенштейна наше интуитивное знание может быть опосредовано как чувствами, так и интеллектом, или, точнее, что наше «нерассуждающее знание» (знание без нашего непосредственного опыта) является вопросом нашей склонности делать определенные утверждения и является достаточным основанием для нашей веры в то, что они истинны; в то время как «интуитивное знание» (знание с нашим непосредственным опытом)-это вопрос того, что предрасположенность служит наилучшим возможным доказательством их истинности.

Для Витгенштейна выражение и получение знания являются центральными в лингвистической теории. Не следует путать приобретение знания и обретение способности выражать знание как одно и то же.

С точки зрения интуиции это означает, что мы должны четко различать интуицию, используемую в медиапродукции (художниками, кинематографистами, танцорами), и интуицию, используемую в медиаперцепции (зрителями, слушателями, читателями).

Кант рассматривает интуиции универсалий, такие как «время и пространство», и считает, что такие интуиции являются необходимыми условиями нашего интуитивного познания априорных истин (как отмечено во втором издании «Энциклопедии философии»).

Маклюэн утверждает, что художники — это люди, которые понимают текущее время и пространство и предлагают выход из него.

Витгенштейн также считает, что знание, не основанное на выводах, является достаточным основанием для наших убеждений.

Позиция Витгенштейна состоит в том, что склонность человека делать определенные заявления определяется его подготовкой, обстоятельствами и способностями, а также действующими конвенциями.

Хорошим примером такого объяснения в медиа-исследованиях является «склонность» Маклюэна делать пророческие заявления, которые определяются его подготовкой, обстоятельствами и способностями, а также действующими конвенциями.

Бергсон утверждал, что длительность — это вид знания, который не может быть охвачен понятиями, потому что понятия предназначены именно для того, чтобы заморозить и стабилизировать (и тем самым исказить) поток опыта, сущность длительности.

Бергсон продолжает: «Хотя я, конечно, не могу выразить (или передать, или выразить словами) тот опыт, который у меня был, и, следовательно, не могу дать вам оснований верить в то, что я испытал, я, тем не менее, имею право верить в это исключительно на основании этого опыта.

Бергсон указывает здесь на центральную борьбу в порождении опосредований нашего опыта: «мы не можем в удовлетворительной степени ни «выразить», ни заставить других «поверить» в наш опыт, но тем не менее мы можем поддерживать нашу веру в то, что у нас был опыт».

Художники, писатели, музыканты, видеохудожники и блогеры используют средства массовой информации для передачи своей интуиции. С этой точки зрения мы можем понять, что распространение средств массовой информации является частью борьбы (путем расширения и ампутации самих себя) за передачу интуиции.

Заключение

Надеюсь, вам было интересно подробнее узнать об интуиции — что это такое простыми словами. А вы пользуетесь своей интуицией или обычно не обращаете на нее внимания? Пишите в комментариях.

Будьте здоровы! До встречи на сеансах-консультациях!

поделиться ссылкой: (1 оценок, среднее: 5,00 из 5) —>

оцените статью

Развитие человеческого знания происходит в результате экспериментальной деятельности, умозаключений, формирования понятий. Однако для прогресса цивилизации одной лишь логики недостаточно. Большое значение в появлении новых знаний имеют догадки, внезапные, необъяснимые здравым смыслом озарения.

Новый импульс и направление движению мысли даёт интуиция. Это феномен, в основе которого – умение принимать правильные решения, минуя промежуточные ступени рассуждений.

Интуиция издревле выступала предметом обсуждения философов, психологов, изобретателей и просто любознательных граждан. Попробуем разобраться с тем, что такое интуиция, и какую роль она играет в науке и повседневной жизни.

Определение

Интуиция – это (в философии) способ познания истины путём её прямого усмотрения без доказательств. Интуитивные решения возникают в результате долгих раздумий над решением вопроса.

Психологи объясняют интуицию деятельностью подсознательного. Человек долго думает, размышляет над проблемой, отчаивается найти решение, но оно приходит словно само, причём неожиданно. Психология объясняет это продолжением мыслительной деятельности на подсознательном уровне и последующим перемещением результата интеллектуального труда в сферу сознания. Так что интуиция – это (в психологии) знание, возникающее без осознания путей и условий получения его.

К интуитивным не относятся умозаключения, посылки которых не сформулированы в явном виде. Также интуицией не являются поведенческие реакции, в основе которых – инстинкты и физиологические проявления.

Историческое развитие понятия

Проблемой интуиции интересовались ещё в Античности. Так, Платон утверждал, что интуиция – это созерцание идей. Человек обладает абсолютным знанием, но, попадая в материальный мир, забывает обо всём. Учение, открытие нового – это припоминание того, что было известно раньше. Сделать это помогает интуиция. Речь идёт не о пассивном восприятии, а о внезапно открывшейся истине после длительной подготовки ума.

Признавая феномен интуиции, Аристотель считал её недостаточной для получения достоверного научного знания. По мнению учёного, подлинные представления о предметах и явлениях окружающего мира формируются в результате чувственного опыта и дедукции.

В Средневековье попытки научно объяснить интуицию предпринимали Фома Аквинский и Уильям Оккам. Ф. Аквинский роль интуиции видел в организации мышления человека. У. Оккам выделил несложное и сложное познание. К первому он относил знания, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений, ко второму – формирование понятий. Интуиция проявляется на уровне несложного познания, когда очевидное принимается без доказательств.

Трактовка понятия «интуиция» изменилась в Новое время. Бурное развитие естественных наук обусловило необходимость пересмотра теории познания, разработки новых методов обоснования понятий и законов. Интуитивное познание стало рассматриваться как выход на более высокий уровень интеллектуальной деятельности. Эту точку зрения высказывали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Интуиция – это (в философии) путь к истине.

А. Бергсон, О. Лосский, С. Франк создали новое философское учение – интуитивизм. Сущность теории заключается в том, что человек открыт для познания окружающего мира. Объективно существующий познаваемый предмет отражается в сознании индивида. Первоначальные представления о предмете, формирующиеся при непосредственном восприятии, интуитивны. Это ещё не подлинное знание, но основа для рационализации, умозаключений.

С. Франк выделил созерцательную интуицию и интуитивное познание. В последнем случае имеется в виду целостное, системное восприятие мира в единстве знаний и отношений вещей. Интуиция – это продолжение мыслительной деятельности там, где логика бессильна.

В начале XX века понятие «интуиция» исключили из научного обихода. В то время считалось, что получить знания о мире можно лишь при помощи логики. Позже интуицию стали рассматривать как озарение, догадку, «прыжок в неизвестное» (С. Субмаев, С. Михоэлс и др.). Изучение интуиции актуализировалось по причине развития психологии творчества. Известный психолог Я. А. Пономарёв создал учение о побочном продукте – неожиданном, но оригинальном и важном результате творческой деятельности, полученном в результате напряжённой работы подсознания. Интуиция – это способность, позволяющая найти нестандартное решение проблемы.

Сегодня трактовки интуиции разнятся от «полусознательного предчувствия» до «высших форм творческого мышления». Сложность изучения феномена обуславливается проблематичностью описания и логического анализа того, что по своей природе нелогично.

Чувственное и рациональное познание

Человек познаёт мир благодаря органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и при помощи мышления. Чувственное познание даёт возможность получить представления о предметах при их непосредственном восприятии. Обобщения, переноса воспринимаемых признаков и свойств на другие однородные предметы не происходит. Так, для ребёнка 1-2 лет чашка – это только та чашка, из которой он пьёт. Малыш может назвать предмет, но слово ещё не выполняет обобщающей функции.

Рациональное познание осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений: «треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх отрезков, соединяемых тремя точками, не лежащими на одной прямой», «трение – источник теплоты», «все хищники едят мясо, тигр – хищник, следовательно, он ест мясо» и т. д.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой. Тот или иной вид познавательной деятельности становится главенствующим в зависимости от специфики решаемой задачи. Форма сопряжения чувственного и рационального – интуиция. Говорить об интуиции имеет смысл при переходе от чувственного к рациональному, и наоборот. В сознании человека появляются уникальные образы, а новые понятия формируются без предварительных умозаключений. Пример – открытие формулы бензола Ф. Кекуле (змея, кусающая хвост).

Можно ли утверждать, что интуиция – это чувственное познание? Да, если иметь в виду ощущения и восприятия, противопоставленные рассудку, но не лишённые его. Результаты исследований показывают, что даже элементарные формы чувственного отражения действительности опосредованы.

Виды интуиции

Интуиция бывает интеллектуальной, чувственной, эмоциональной, мистической (необъяснимые предчувствия) и профессиональной (техническая, врачебная, художественная и т. д.).

По характеру деятельности интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Например, доктор ставит правильный диагноз без предварительного обследования больного. Это стандартизированная интуиция, так как врач не изобретает ничего нового. Об эвристической интуиции уместно говорить, когда происходит взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, в результате чего образуются новые образы и понятия.

Интуиция и наука

Большинство научных открытий совершались «по наитию». Так, идея электромотора на переменном токе пришла в голову Николаю Тесла во время любования закатом. Мысль об относительности скорости происходящих в мире процессов посетила А. Эйнштейна после утреннего пробуждения. Д. А. Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Психологи и физиологи объясняют подобные феномены следующим образом.

У людей с развитой интуицией хорошо работает долговременная память. Элементы прошлого опыта увязываются в систему, которая существует как в сознании, так и на подсознательном уровне.

В механизм интуиции входит и эмоциональный компонент. Возникшая в процессе решения проблемы эмоция воздействует на зону головного мозга, отвечающую за долговременную память. Формирующиеся таким образом ассоциации способствуют появлению образов, в том числе оригинальных.

Мышление тесно связано с речью. Но бывает и невербализованное мышление. Скорость его протекания значительно выше, поэтому переработка информации с участием данного познавательного процесса протекает гораздо быстрее.

Принятие интуитивного решения невозможно без учёта этического, эстетического и ценностного факторов. Успешность научной деятельности зависит не только от интеллектуально-творческих способностей, но и от личности учёного.

Истина не вызывает сомнений у того, кому она открылась, но для принятия новой идеи общественностью требуются доказательства.

Условия проявления интуиции

Предчувствия возникают не просто так. Озаряет, как правило, тех, кто хорошо подкован в профессии, имеет глубокие научные знания или соответствующий жизненный опыт.

Следующее условие – наличие проблемы. Подсознательное начинает работать там, где наличных знаний недостаточно. Интуиция – это шаг к открытию. Субъект очень хочет решить вопрос, поэтому находится в состоянии раздумья. Напряжённая мыслительная деятельность продолжается до обнаружения подсказки.

Люди давно знали о том, что у собаки при виде мяса текут слюнки, но использовать этот факт в научных целях смог лишь И. П. Павлов. Яблоки и раньше падали на головы прохожих, но открыть закон всемирного тяготения получилось только у И. Ньютона. Успех работы интуиции зависит от того, насколько человеку удаётся увлечься проблемой, освободиться от стереотипов и не потерять надежду на успех.

Интуиция и повседневная жизнь

Подсознательное принятие решений характерно для большинства людей. Полагаясь на интуицию, мы выбираем, в какой вуз поступать, доверять ли новому знакомому, узнаём о состоянии человека по голосу из телефонной трубки. Интуиция – это чувство, не поддающееся рациональному объяснению.

Не следует путать интуицию с желанием. Желание связано с потребностью, а интуиция – с опытом. Так, велосипедист понимает, как надо повернуть колесо на определённом участке дороги, чтобы удержать равновесие. Это происходит благодаря предыдущему падению. Опытная мама определяет, что нужно младенцу, по интонациям его плача. Стремление же приобрести новую сумку или сапоги основано не на предчувствии, а на потребности быть красивой и не мёрзнуть зимой.

Женская интуиция: миф или реальность?

Принято считать, что интуиция на обыденном уровне в большей мере проявляется у женщин. Они способны предугадывать события, судить о человеке по внешнему облику, понимать своих детей и близких. В Древнем мире и Средневековье считалось, что прекрасный пол обладает магической силой и может творить чудеса.

С развитием науки представления о женщинах менялись, проводились соответствующие исследования. Так, американский психолог У. Аргор обнаружил, что женская интуиция – это не миф. Способность к предчувствию формируется на основе опыта. Женщины имеют более широкий круг общения, участвуют в разрешении конфликтов, общественной деятельности. Успех во взаимодействии с людьми невозможен без достаточной гибкости и чувствительности.

Дамы лучше понимают мимику и жесты, язык тела. Это позволяет замечать несоответствие между высказываниями и невербальными реакциями собеседника, понимать истинные намерения человека.

Развитие интуиции

Во время работы над интуицией необходимо уделить внимание развитию наблюдательности и совершенствованию органов чувств. Внимательно рассматривайте предметы, обращайте внимание на то, что раньше оставалось незамеченным, анализируйте ощущения от вкусного кофе, прикосновения к древесной коре, нового бархатного платья и т. д. Попробуйте представить жёлтый звук или предприимчивый комод. Какие чувства возникают при подобных ассоциациях?

Хорошие результаты дают аутотренинг, отдых от повседневных забот, попытки предугадать события текущего дня, текст непрочитанного письма, определить, кто звонит по телефону до снятия трубки. Служители восточных культов для освобождения разума используют медитацию.

Интуиция – это способность постижения истины, однако чрезмерно доверять шестому чувству не стоит. Иногда оно подводит, и человек расплачивается за ошибки. Как в науке, так и в жизни интуитивные решения следует проверять логикой или опытом.

Похожие статьи

—>

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Б) Проблему «природа и общество» по-разному решают разные философские течения. Например, объективные идеалисты игнорируют связь общества с природой, рассматривая историю человечества не как развитие материального производства на земле, а как развитие мирового ума, абсолютной идеи. Субъективные идеалисты самую природу считают комплексом человеческих ощущений.

С количественной стороны общество определяется его численностью, а с качественного — характером отношений между людьми. Общество — это совокупность людей, объединенных стойкими связями.

640-1.png

Природа (географическая среда) и общество образовывают диалектическое единство. Она заключается в том, что социальная форма движения материи является высшей формой движения, которая ( как и другие) подчиняется действия законов диалектики.

3.

Религия (От лат. religio — благочестие, набожность, святыня) —

мировосприятие, одушевленное верой в Бога.  Это не только вера или

совокупность взглядов. Религия — это также чувство связанности, зависимости

и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и

достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы

— Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед

Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека вхудожественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людямпознавать его, служит могучим средством политического, нравственного ихудожественного воспитания.Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, впроцессе которой создаются художественные образы, отражающиедействительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структуройхудожественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни(живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональноесостояние художника (музыка, хореография, архитектура).Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидетьрезультаты его практического преобразования свойственно не только науке, нои обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ееоснове. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функциичеловека и создает условия для исчезновения субъективных  и антропоморфныхнаслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляютсянекоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которыехарактеризуют науку.

640-1.png



ИНТУИЦИЯ (лат. intuitio – созерцание, непосредственное восприятие, пристальное всматривание) – в широком (обыденном) понимании способность прямого, ничем не опосредованного постижения истины. В философии трактовка интуиции отличается смысловым и содержательным многообразием: от безотчетного озарения – до особой и даже высшей формы знания. Проблема интуиции в истории философии не имела самодостаточного значения и рассматривалась в контексте поиска средств и путей достоверного знания. Своими корнями проблема интуиции уходит в античную философию, осуществлявшую эти поиски в двух основных направлениях – сенсуалистическом и рационалистическом, соответственно которым впоследствии сформировались понятия «чувственной» и «интеллектуальной» интуиции. Платон говорит о духовном созерцании «эйдосов». Согласно Аристотелю, высшие понятия усматриваются непосредственно (Никомахова Этика, VI, 9 1142 а; VI 1143 b). Интуиция как духовное узрение сверхчувственного представлена в учении Плотина, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского.

Весьма сдержанное отношение к интуиции со стороны схоластов и философов средневековья вообще (Дунс Скот признавал за интуицией лишь способность констатации факта бытия объекта; Оккам говорил об интуиции как о «смутном» представлении) резко меняется в 17 в. в связи с укреплением позиций классического рационализма и широкой экспансией математики и ее методов в философию и науку. Важнейшим условием истинности знания и познания основных аксиом науки Декарт считал фактор непосредственной достоверности, характерный для интуиции как формы «ясного и внимательного ума», порожденной «одним лишь светом разума» (Избр. произвел. М., 1950, с. 86). Подчеркивая особую роль дедукции в познании, Декарт усматривал преимущество интуиции в ее «простоте» и надежности. Статус интеллектуальной (рациональной) интуиции как высшего вида знания отстаивали с теми или иными оговорками Спиноза, Локк, Лейбниц, Мальбранш и др. В отличие от Декарта, Лейбниц не считал ясность и простоту интуиции гарантией безусловной истинности знания, а Локк ограничивал компетенцию интеллектуальной интуиции констатацией связей и отношений между идеями. Различного рода коррекции интеллектуальная интуиция подверглась в дальнейшем со стороны Фихте, Шеллинга (интуиция как непосредственное тождество субъекта-объекта), Новалиса (интуиция как исток жизни). Ценность интуиции подчеркивалась Шефтсбери, Гете, Якоби, Гаманом. Кант называл интуицию схематическим, или символическим, способом представления, подчеркивая, что мышление дискурсивно, а не интуитивно.

Рационалистическая концепция интуитивного знания оказалась, как это ни парадоксально, наиболее теоретически и логически уязвимой и именно в этом качестве интуиция приобрела действительно проблемный характер. Непосредственность, безотчетность и субъективность, как специфические свойства (особенности) интуиции вступали в явное противоречие с установленными тем же рационализмом критериями достоверности научного и философского знаний как знаний понятийных и логически корректных. Созерцание (die Anschauung) – так Кант именовал обычно интуицию – лишь посредствующее звено между предметом мысли и самим мышлением, субъективное «представление о явлении», но не знание в строго научном понимании этого слова. Не отрицая важной роли непосредственного созерцания как возможной предпосылки знания и указывая одновременно на его субъективность и статичность, Гегель отверг мысль о возможности непосредственного знания. Непосредственность – лишь момент опосредствования как механизма формирования знания. Вслед за Кантом, полагавшим, что способностью «интеллектуального созерцания» может обладать лишь «первосущество», Гегель в конечном счете также отказывает интеллектуальной интуиции в праве именоваться формой философского знания.

Как «чистое созерцание» интуиция утрачивает чисто эпистемологический статус и приобретает, согласно Канту, Фихте и Шеллингу, статус эстетический. Гегель, критикуя абсолютизацию интуиции как непосредственного знания, отождествляет «чистое созерцание» и «чистое мышление» (Гегель. Соч., Т. І. М. – Л., 1929, с. 117).

Элементы скептицизма в отношении рациональной интерпретации интуиции обнаружились уже в учениях Гамана и Якоби. Однако в полной мере эта тенденция проявилась в философии А.Шопенгауэра. Не отрицая позитивной ценности интеллекта (понятийного мышления), Шопенгауэр не только выводит из сферы его действия принципиально недескурсивный, как он считает, рассудок, но и низводит интеллект до роли оформителя приобретенного не им знания. Знание – результат «незаинтересованного» созерцания, гарантирующего объективность и наглядность истины. Интуиция вновь обретает статус истинного знания, но уже не как «понимания ясного и внимательного ума», а как продукта воли и чувств (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, кн. I, § 15). Новый качественный шаг в осмыслении интуиции и ее сущностной интерпретации был сделан на рубеже 19 и 20 вв. В философии Дильтея интуиция трактуется как переживание личности, а в интуитивизме, возникшем в качестве ответной реакции на сциентизм и интеллектуализм, интуиция оказывается средоточием знания. Интуитивисты, стремясь преодолеть опасный культ «научного знания», который отличается, согласно А.Бергсону, Н.Бердяеву, узким прагматизмом и откровенной корыстью, выдвигают на первый план интуицию. Свободная от подобных пороков интуиция представляет собой надежное средство «вчувствования» (А. Бергсон) в истину, берет на себя функцию «пророческого вещания» (Н.О.Лосский). Бергсон вполне лояльно относится к интеллекту (понятийному мышлению), указывая, однако, на ограниченность его функциональных возможностей и сферы применения: интеллект выявляет и упорядочивает лишь связи и отношения между «мертвыми» вещами; жизнь же постигается интуицией. Согласно Бергсону, интуиция («симпатия») предстает в качестве условия спонтанного творческого порыва личности, реализующего себя прежде всего в искусстве. Человек, считает он, настолько художественно одарен, насколько он свободен от воздействий «разлагающей силы разума» и, напротив, утонченность (элитарность) и «чистота» его интуитивных прозрений, концентрирующихся в глубинах духа, становится стимулом эстетических восприятий и переживаний действительности.

Бердяев ставит своей целью не только дезавуировать гносеологический статус интуиции, но и дискредитировать всю традиционную гносеологию, представляющую собой, по его убеждению, орудие насилия рефлектирующего субъекта над объектом. Чем активнее разум воздействует на объект, чем длиннее и изощреннее цепь логических умозаключений, тем больше шансов окончательно потерять истину. Последняя «стяжается» исключительно интуитивным путем. Интуиция – это инструмент «непосредственного касания» и «первичного переживания» бытия. «Бытием», однако, Бердяев именует не доступный научному и обыденному знанию чувственно-материальный («болезненный» и «греховный») мир, но мир «невидимый», мир «иной». Таким образом, из формы (или даже предпосылки) знания интуиция трансформируется в компонент религиозной веры.

Иную интерпретацию интуиции предлагает Н.О.Лосский. Превознося мистическую интуицию, он не считает ее единственным средством постижения истины. С интуицией связана высшая способность духа, цель которой – приобщение человека к «сверхкосмическому металогическому принципу» – божественному «Ничто». Помимо мистической интуиции, он вычленяет чувственную и интеллектуальную интуицию, сферы приложения которых – природно-материальные объекты и идеальные связи и отношения между ними. Под интуицией Лосский понимает способность «непосредственного созерцания предметов в подлиннике», т.е. таковыми, каковы они сами по себе, без каких бы то ни было привнесенных «субъективных примесей» и оценок. В интуиции объект свидетельствует о себе и тем самым гарантирует истинность представляемого о себе знания. Интуиция трактуется Лосским весьма широко. Особыми разновидностями интуиции он считает и сам разум, и все формы рассудочного мышления, и даже опыт. Интуитивизм Лосского представляет собой лишь звено в развиваемой им теории имманентизма, призванной ликвидировать пропасть между объектом и субъектом, наукой и метафизикой.

С.Л.Франк рассматривает интуицию как первичную сверхрациональную ступень постижения «целостного бытия» в его металогической цельности. В современной философии науки интуиции отводится важное место в структуре и процедурах познания (А.Пуанкаре, Г.Вейль и др.). В феноменологии Гуссерля эйдетическая интуиция, достигаемая после эпохе, – основное средство познания.

Современные научные представления об интуиции не опровергают возможности мгновенного «схватывания» (термин Канта) истины, но определяют интуицию не как трансцендентное озарение, а исключительно как важный (но не необходимый) момент сложного и неосознаваемого по своему механизму взаимодействия чувств, разума и опыта. Непосредственность интуиции условна. Интуиция является не начальным этапом знания, а переходным звеном от одного его уровня к другому. Будучи субъективной по механизму формирования, интуиция трансформируется в знание лишь при условии включения в рационально осмысленную и понятийно эксплицированную систему.

В математике и логике понятие интуиции стало основой формирования особого направления – интуиционизма.

Литература:

1. Бергсон А. Философская интуиция. – В кн.: Новые идеи в философии, сб. 1. СПб., 1912;

2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963;

3. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и в науке. М., 1992;

4. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997;

5. Дsthetik und Naturerfahrung, hrsg. I.Zimmermann. Stuttg., 1996.

А.А.Новиков

Новая философская энциклопедияИспользуемые источники:
  • https://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00096615_0.html
  • https://duhitelo.ru/intuiciya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/
  • https://www.syl.ru/article/194388/new_intuitsiya-v-filosofii-i-psihologii-intuitsiya—eto
  • https://studopedia.ru/21_29882_intuitsiya-s-tochki-zreniya-filosofii.html
  • https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%d0%98%d0%9d%d0%a2%d0%a3%d0%98%d0%a6%d0%98%d0%af