Интеракция и коммуникация в психологии — сущность и виды

Сущность интеракции

Общение между людьми – это всегда контакт, хоть и опосредованный. Даже читая книгу, мы вступаем в контакт с писателем, ее написавшим, обдумываем основные идеи, рассуждаем, спорим. Правда, долгое время этот контакт был односторонним, но эту проблему успешно решил интернет. Теперь мы можем подискутировать с заинтересовавшим нас писателем по вопросам, которые он поднимает в книге. Если, конечно, этот писатель – наш современник.

В реальном же мире взаимодействие, или интеракция составляет основу общения, успех которого невозможен без установления контакта с партнером.

Влияние интеракции на поведение человека

Интеракция настолько важна, что в середине XX века сформировалось даже целое направление в социальной психологии – интеракционистское. Представители этого направления считают, что все поведение человека так или иначе ориентировано на социум и является результатом взаимодействия людей. И с этим трудно спорить.

Ребенок в процессе своего развития приобретает человеческие формы поведения, только взаимодействуя со взрослыми представителями своего вида. От рождения он не умеет ни говорить, ни ходить на двух ногах, не говоря уже о более сложных видах деятельности.

Да и став взрослым, человек следует нормам и стереотипам поведения, сформированным у него в процессе интеракции. Подумайте, что из тех простых и привычных действий, которые вы совершаете по утрам, не является социотипическим поведением? Мы встаем с кровати (так принято спать в нашем обществе) по будильнику, кем-то изобретенному, чтобы идти взаимодействовать с другими людьми для достижения какой-то общей цели. Мы умываемся, чистим зубы, завтракаем, пьем чай или кофе, так как это принято в социуме, усвоено нами с детства и стало частью нашего поведения.

А где же тут индивидуальное, только нам присущее? Даже если человек захочет продемонстрировать свою оригинальность, то и в этом он будет отталкиваться от известных и усвоенных им норм поведения.

Часто кажется, что наша личность теряется в переплетении социальных контактов и отношений, а процессы интеракции ее стирают. Это, конечно, не так. Человек – единство индивидуального и социального, и нельзя личность оценивать только с точки зрения обыденных, малозначимых дел.

Роль интеракции в социуме

Сущность интеракции проявляется не только в зависимости индивида от социальных отношений и в социотипическом поведении. Взаимодействие людей лежит в основе формирования и развития общества и его структурных единиц – социальных групп. Любая группа рождается из потребности людей в совместной деятельности, в согласованных усилиях для достижения общей цели. Так было с тех времен, когда человек и человеком-то еще не стал.

Группа обеспечивает защиту, дает уверенность в завтрашнем дне и возможность решить те задачи, которые одиночкам решить не по силам. И любая группа, даже очень маленькая, из 2-3 человек существует до тех пор, пока есть интерактивные процессы, то есть потребность во взаимодействии, общие усилия для достижения цели, общие интересы, общее дело.

Задумайтесь над этим, и тогда станет ясно, почему распадаются браки, почему встретившись через 5-10 лет после окончания школы, бывшие одноклассники чувствуют себя чужими, почему со временем затухает казалось бы крепкая юношеская дружба.

Успех интеракции зависит от многих факторов, влияющих на взаимодействие людей, но главный из них – психологическая совместимость.

Психологическая совместимость как фактор взаимодействия

ExternalLink_shutterstock_688126264-730x504.jpg

Есть в нашей жизни такие явления, которые становятся заметными, только когда их нет. Парадокс? Ничего подобного, просто это настолько естественные вещи, что мы не обращаем на них внимания. К таким явлениям относятся дружба, взаимовыручка, мир, здоровье и многое другое, в том числе и психологическая совместимость.

Что такое психологическая совместимость

Пока она существует в группе, никто о ней и не задумывается. В социальной психологии даже само это понятие впервые появилось в своей негативной форме – «психологическая несовместимость». Проявляется она в той ситуации, когда в силу индивидуальных особенностей люди просто не могут друг с другом позитивно взаимодействовать и любой контакт становится поводом для конфликтов. Наличие психологической несовместимости – беда для любого коллектива: нетерпимость и личная неприязнь, несочетаемость на уровне психологическом, а то и физиологическом, могут иметь катастрофические последствия. Любой руководитель, лидер, управленец должен знать основные параметры психологической совместимости и уметь их выявлять в процессе взаимодействия сотрудников.

Под психологической совместимостью понимают оптимальное сочетание индивидуальных особенностей, которые делают интеракцию людей эффективной. Часто можно слышать, что противоположности сходятся или, напротив, нормальные отношения возможны, только если у людей много общего. Оба эти утверждения неверны. Дело не в сходстве и различии, а в оптимальном сочетании, как у шестеренок в сложном механизме. И это оптимальное сочетание, во-первых, должно быть и на эмоциональном уровне, во-вторых, зависит от характера совместной деятельности. Вполне совместимые в сфере профессиональной деятельности люди могут быть несовместимы, например, в семейных отношениях.

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость (как и несовместимость) очень редко бывает абсолютной. Отлично взаимодействующие в процессе теоретической разработки проекта люди могут плохо сочетаться в условиях практической деятельности. Или, например, при выполнении какой-то сложной, требующей терпения задачи торопливый эксцентричный холерик и медлительный, но обстоятельный флегматик обречены на конфликты. Точнее, конфликтовать будет человек с чертами холерического темперамента, считающий напарника тупым и ленивым. А его флегматичный напарник будет терпеливо ждать, пока партнер перебесится или пока ему самому не надоест исправлять косяки торопыги. Задача же, скорее всего, так и останется невыполненной.

В другой ситуации, при правильном распределении ролей и функций, флегматик и холерик вполне могут составить продуктивный и эффективный тандем. Например, холерик будет выступать генератором идей, а флегматик их тщательно проверять.

В психологии выделяют несколько видов или уровней совместимости, которые зависят от разных факторов и проявляются по-разному:

  • Физиологический уровень связан с врожденными особенностями физиологии индивида: с возрастом, полом, физическими качествами и телесной конституцией, метаболизмом и скоростью протекания нервных процессов. Например, часто психологически несовместимыми оказываются люди, между которыми большая разница в возрасте. А в походных условиях совместимость может зависеть от уровня физической выносливости – одни члены группы уже устали и еле плетутся, а другие бодры и считают первых лентяями.
  • Психологический уровень: особенности темперамента, характера, способностей, уровня интеллекта и т. д. Если существенное различие в уровне интеллекта почти всегда гарантирует психологическую несовместимость, то сочетание черт темперамента и характера просчитать значительно сложнее. Они проявляются более разнообразно, и само сочетание зависит от характера взаимодействия, его цели и значимости. Чем более важен и значим для нас партнер, тем более терпеливо мы относимся к его психическим особенностям.
  • Социально-психологический уровень включает в себя сочетание (чаще всего сходство) интересов, ценностей, идеалов, верований и т. д.

Оптимальное сочетание партнеров по всем трем уровням – большая редкость, поэтому конфликты – это неотъемлемая сфера интеракции. Это тоже взаимодействие, имеющее свои законы и приносящее не только вред, но и пользу.

Виды или стратегии интеракции

ExternalLink_shutterstock_662011717-730x487.jpg

Стратегии интеракции – это особые типы поведения человека в процессе его взаимодействия с другими людьми. Несмотря на разнообразие человеческих отношений в современной социальной психологии выделяют всего 5 стратегий:

  1. Сотрудничество – такой тип взаимодействия, когда партнеры заинтересованы в совместной деятельности, так как цель ее может быть достигнута только согласованными усилиями. Эта стратегия наиболее эффективна, когда участники взаимодействия принимают друг друга и на социальном, и на личном уровне, то есть между ними есть психологическая совместимость и не только взаимная заинтересованность, но и взаимная симпатия.
  2. Соперничество – противоположная сотрудничеству стратегия, в которой тоже имеется общая цель, но она может быть достигнута только одним из участников взаимодействия. Другие же воспринимаются как препятствия, которые нужно устранить. Необязательно в буквальном смысле, но в любом случае полная или частичная нейтрализация соперников необходима. Поэтому следствием этой стратегии часто бывают конфликты. Ее примером может служить влюбленность двух человек в один и тот же объект или желание занять одну должность.
  3. Компромисс – своеобразная промежуточная и, пожалуй, самая сложная стратегия. В ней нет полного принятия партнера, но есть понимание необходимости мирного решения проблемы и взаимодействия для достижения цели. Компромисс – это стратегия взаимных уступок, когда ради основных интересов, базовых ценностей партнеры готовы пожертвовать чем-то менее значимым. Этот тип взаимодействия часто встречается в социуме, так как идеальное совпадение целей и интересов – это редкость. Умение использовать стратегию компромисса – важное условие успеха и собственного психического равновесия. Можно сказать, что и человеческая цивилизация выжила только благодаря тем, кто способен идти на компромисс.
  4. Приспособление. Люди, выбирающие подобный тип поведения, предпочитают жертвовать собственными интересами в угоду более сильному и уверенному в себе партнеру. Как правило, стратегию приспособления выбирают люди с заниженной самооценкой или сильно зависимые от своего партнера, опасающиеся разрыва отношений и неспособные к активному противостоянию.
  5. Избегание – это и не взаимодействие в собственном смысле слова, а стремление уклониться от контактов. Это пассивная позиция, когда человек отказывается от удовлетворения собственных интересов, лишь бы не связываться с неприятным партнером.

Первые три стратегии считаются сильными, а последние две – слабыми. Они нерезультативны, неэффективны и неспособны решить проблемы, которые только накапливаются и приводят в конечном счете либо к открытым конфликтам, либо к психологическим проблемам: фрустрациям и неврозам.

Наша жизнь – сложная и разнообразная штука, поэтому в разных ситуациях мы выбираем различные стратегии взаимодействия. На этот выбор влияет множество факторов: и наши индивидуальные особенности, и цели деятельности, и качества партнера, и наша заинтересованность в нем. Поэтому процессы интеракции так разнообразны и отражают нашу неповторимую уникальность, позволяют нам проявляться как личности.

ТолкованиеПереводИнтеракция</dt> (англ. interaction, лат. inter — между и actio деятельность) определяется как взаимодействие, взаимное влияние людей или групп друг на друга. В зап. социальной психологии, базирующейся на концепции американского психолога Дж. Мида, под И. понимается непосредственная межличностная коммуникация («обмен символами»). В кач. важнейшей особенности И. обозначается способность субъекта О. «принимать роль другого» и адекватно представлять себе, как его воспринимает партнер по О. И. взаимное влияние людей или групп друг на друга как своеобразный социальный диалог. Осн. положение теории символического интеракционизма Дж. Мида гласит: становление Я происходит в контексте ситуаций О., к-рые являются по существу системой взаимно ориентированных действий, развернутых во времени и межличностном пространстве. Само представление человека о самом себе формируется в соответствии с тем, как его воспринимают др. люди в процессе взаимодействия. Интеракционизм подчеркивает роль установления контроля действий и проявлений как механизма формирования личности. Осн. роль здесь играет ориентация на «значимого другого» его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера. Предметная область термина интеракция включает: социальную И., как процесс взаимного влияния людей друг на друга; символическую И. (symbolic interaction) как социально-психол. подход к изучению жизни человека или иной социальной группы; облегчающая И. как эффект, возникающий в результате суммации воздействия 2 последовательно предъявляемых в О. идентичных стимула. Выделяют также вербальную и невербальную И. Невербальная И. (англ. interactive — взаимодействие и лат. verbalis — устный) — рассматривается как взаимодействие, неречевой контакт. Выделяются механизмы невербальной И. разного уровня: согласование, пристройки, перенос моделей невербального поведения партнера. В. А. Лабунская определяет невербальную интеракцию как результат взаимодействия между структурами экспрессивного невербального поведения, кинесико-такесической, просодической, ольфакторной и пространственно-временными компонентами О. — проксемикой. В процессе невербальной И. формируются паттерны невербального взаимодействия, что позволяет различать виды взаимодействия. Паттерны невербальной И. отличаются по выраженности признаков: однозначность — многозначность; абстрактность — конкретность; произвольность — непроизвольность; осознанность — неосознанность; динамичность — устойчивость; целенаправленность — нецеленаправленность; определенность — неопределенность; дискретность — континуальность. Тезаурус паттернов невербального взаимодействия субъекта отражает социокультурную, статусно-ролевую принадлежности, индивидно-личностные особенности. Функции невербальных И.: адаптация, идентификация, стратификация, регуляция, презентация отношений к себе и партнеру. Культурная, этнич., социальная, возрастная, гендерная и профессиональная принадлежности определяют содержание и специфику половозрастного и статусно-ролевого невербального взаимодействия. Сформированные паттерны невербального поведения устойчивые образования в структуре общей активности человека и являются индикаторами половозрастных и статусно-ролевых отношений (В. А. Лабунская). Невербальные интеракции бывают деструктивными и конструктивными, монологическими и диалогическими, личностно-направленными и социально ориентированными. В основе этого выделения лежат характеристики интеракции как психол., так и формально динамические. При оценке смысловой нагрузки отдельных паттернов невербальной И. учитывается вся совокупность выраженности проксемических характеристик О.: дистанция и особенности движений, степень динамичности смены паттернов, синхронность жестов, мимических масок и поз, демонстрируемых партнерами, а также закрытость и открытость, напряжение — покой, стремление к завоеванию пространства или сворачивание активной зоны взаимодействия. Социально-психол. смысл невербальной И. проявляется в отношениях доминирование-подчинение, степень включенности и аффилиации представленных в ситуации О. партнеров. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000; Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2006; Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Лабунской. М., 1999. Т. Н. Щербакова </dd>

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

</dl>Синонимы:

Взаимодействие людей определяется как интерактивная сторона общения. Осуществляется оно не только посредством обмена информацией, но также поступками и действиями. От результатов подобного поведения зависит степень формирования личности.

Позитивное взаимодействие

Интеракция в психологии

Человек может общаться линейно, не вступая во взаимоотношения с другими людьми. Чаще приходится прибегать к двустороннему контакту, без которого невозможно выполнять большинство своих функций.

В психологии интерактивное общение обозначают как взаимодействие словами и поступками. Совместное влияние участников процесса помогает развиваться личностным качествам субъектов, объединенных общими задачами, целями в достижении конечного результата.

Дополнительная информация. Такое понятие, как интеракция, предполагает главный смысл общения в совместной организованной деятельности, при которой происходит обмен информацией, идеями, навыками, знаниями.

Семья, педагогический (ученический) и трудовой коллективы, сервисная сфера, досуг – везде человеку приходится проявлять обмен действиями и словами, так как люди зависимы друг от друга. Окажется общение дружественным или нет, зависит от позиций участников процесса, их настроений и создавшейся ситуации.

Вариант интерактивного общения

Чтобы интеракция осуществилась, необходима совокупность 3-х составляющих:

  • наличие субъектов общения, это могут быть как 2 собеседника, так и целый коллектив;
  • предмет действия, по поводу которого осуществляется взаимная связь;
  • механизм регулирования отношений.

Взаимодействие можно обозначить эффективным, если позиции общающихся совпадают и направлены к достижению одной цели. При этом участники акции должны адекватно оценивать ситуацию и стили поведения.

Проявление интерактивного аспекта общения

Перцептивная сторона общения в психологии

Нахождение человека в любой социальной группе требует взаимодействия, оно не может быть односторонним. Поэтому психологи рассматривают интеракцию как аспект, основанный на многообразии связей.

Сферы общения

Вид общенияОсобенности
Трудовая сфераНаиболее распространенный вариант, включающий в себя беседы между членами коллектива, обсуждение совместных планов реализации трудовой деятельности, общение в реальном режиме через интернет и по мобильной связи
ОбучениеПосещение школы и других учебных заведений – еще один вариант общения. Сюда же можно добавить дистанционное обучение, проводимое в реальном времени
Семейные отношенияСамый тесный контакт общения, основанный на распределении обязанностей для решения бытовых и личностных проблем (ведение хозяйства, рождение и воспитание детей, забота о стариках и т.п.)
ДосугСвободное время люди проводят не только в кругу семьи, но и с друзьями. Ходят в театры, рестораны и участвуют в праздничных мероприятиях

Отдых в кругу друзей

Действия каждого индивида ориентированы на объект общения и зависят от него. Поэтому рассматриваются 2 варианта деятельности:

  1. продуктивное;
  2. непродуктивное.

Во 2-м случае взаимодействие может быть прервано само собой либо по инициативе одного из участников общения.

Важно! Чтобы совместная деятельность стала продуктивной, между субъектами должна быть совместимость. При этом не важно, на каком уровне находится общение.

Чем теснее взаимодействие между людьми, тем более многоярусным оно получается. Это можно рассмотреть на примере супружеской четы. Здесь затрагиваются такие аспекты совместимости:

  • физиологическая, включающая половые и возрастные особенности членов семьи, метаболические процессы, происходящие в малой ячейке общества, темпоритмическую организацию жизни, нервную систему субъектов;
  • психофизиологическая означает темпераменты индивидов, потребности личностные и семьи в целом;
  • психологическая, проявляющаяся во взаимодействии мотивов поведения и характеров;
  • социально-психологический феномен – ориентация на определенные ценности, согласование интересов, распределение ролей.

Основное внимание уделяется психологической совместимости. Важно умение людей идти на контакт и терпимо относиться к индивидуальным особенностям и потребностям участников общения.

Что влияет на результат интерактивного общения

Средства общения человека в психологии

Есть небольшая когорта людей, способных развиваться в одиночестве. Присутствие посторонних мешает им заниматься продуктивной деятельностью. Но большинству субъектов для выполнения своих функций необходимо взаимодействие.

Чем совместимее в психологическом плане участники, тем результативнее и положительнее их общение. В такой социальной группе не бывает психологических напряжений. Если они и возникают, то быстро гасятся самими участниками взаимодействия. В коллективе отношения базируются на взаимодополняемости людей.

Слаженное взаимодействие

Психологическая совместимость зависит от личностных характеристик каждого объекта. Наиболее результативным оказывается общение, когда:

  • у человека высокая потребность во взаимодействии;
  • люди с сильной нервной системой открыты к общению с теми, у кого слабая ЦНС;
  • неуравновешенные эмоционально субъекты предпочитают взаимодействовать с себе подобными;
  • в общение вступают участники с разным уровнем практического интеллекта.

Обратите внимание! Если люди, объединенные в социальную группу, способны не только дополнять друг друга, но и без проблем взаимозаменять, можно сказать, что интеракция дает позитивный результат.

Факторы и основные стили поведения

Виды общения в психологии — что к ним относится, его функции

Взаимодействие будет эффективным, если субъекты не только правильно понимают ситуацию, но и адекватно в ней себя проявляют. У каждого человека своя манера поведения, она влияет на самоподачу.

Стили взаимодействия

НаименованиеОсобенности
РитуальныйСостоит из приветствий, вежливых вопросов, праздничного общения (юбилеи, свадьбы, корпоративы и т.п.). Стиль задается общепринятой культурой и нацелен на взаимодействие в социуме
МанипулятивныйЗаключается в желании подчинять и контролировать других субъектов, относясь к ним как к средству достижения цели
ГуманистическийВ основе лежат доверительные, честные отношения, терпимость к окружающим, осознание себя как личности

В результативной взаимодеятельности важен не только стиль поведения, но и вклад каждого участника в общее дело. Здесь можно выделить 3 модели совместного общения:

  1. индивидуальная деятельность, когда субъект выполняет свою часть функций, независимо от того, как с этим справляются другие члены коллектива;
  2. последовательная, когда люди вовлечены в конвейер; общая задача решается поочередно каждым из участников;
  3. взаимодействующая, при которой цель достигается только одновременными совместными усилиями.

Соотношение индивидуальных вкладов определяет форму взаимодействия. В интерактивной стороне общения это проявляется 2-мя типами.

Основные виды интеракции

Способ взаимодействияОписание
Кооперация
КонкуренцияВыражается как противостояние участников. При противоборстве для субъекта имеют значение личные цели, которые обычно идут в разрез с задачами партнеров.

Наиболее яркий вариант проявления конкуренции – конфликт, расшатывающий совместную деятельность.

Конфликт интересов

Типы поведения во время конфликтов

Вариант поведенияСодержание
УклонениеСубъект не стремится отстаивать свои права, не высказывает собственную точку зрения, уходит от принятия ответственных решений. Это вызвано сложностью задачи либо отсутствием ее важности
СоперничествоАктивное отстаивание собственных интересов любыми доступными средствами. Жесткая позиция в отношении несогласных участников взаимодействия говорит о большой важности ситуации для субъекта
ПриспособлениеДействуя по обстоятельствам, индивид стремится наладить и сохранить благоприятные для себя отношения. Постоянное соглашение с точкой зрения собеседника тормозит личное развитие
СотрудничествоДля варианта характерны заинтересованность всех участников интеракции и открытый обмен мнениями. При этом индивид учитывает и собственные интересы
КомпромиссКраткое определение термина можно представить как взаимодействие, нацеленное на поиск решений, удовлетворяющих каждого участника

Современная наука конфликтология проводит анализ всех ситуаций и помогает участникам выбрать наиболее приемлемый стиль поведения, используя тесты и тренинги.

Умение пойти навстречу

Факторы, влияющие на процесс контакта

Чтобы взаимодействие получилось продуктивным, нужны определенные обстоятельства. Основные предпосылки включают в себя:

  • осознание человеческих потребностей (собственных и участников интеракции);
  • умение создавать мотивы, усиливать их, побуждая участников к активному действию в нужном направлении;
  • использование различных стимулов, помогающих усилить мотивацию.

Факторы, подкрепленные нравственными нормами, общечеловеческими правилами, помогут избежать конфликтов в процессе контакта и поднимут интерактивное общение на максимальный уровень.

Видео

Виды интеракции

В совместной социальной деятельности люди ориентированы друг на друга и эффективная интеракция предполагает высокую «значимость» другого как личности. Неэффективная – каждый субъект в процессе общения зациклен только на себе и не пытается понять, прочувствовать другого. Взаимовыгодное сотрудничество и партнерство при такой интеракции маловероятны. Типы интеракции можно разделить по виду воздействия: вербальная и невербальная.

Вербальная (речевая) интеракция включает в себя механизмы:

  1. Речевое воздействие (тембр, тон голоса, экспрессивность речи).
  2. Передача, обмен информацией, опытом.
  3. Реакция на полученную информацию (высказывание своего отношения, мнения).

Невербальная (неречевая) интеракция обусловлена знаковой системой общения – проксемикой:

  1. Поза, демонстрируемая партнером: закрытость-открытость, расслабленность-напряженность.
  2. Положение в пространстве – захват территории (раскладывают документы, предметы по всему столу) или использование минимума пространства.
  3. Подстройка и синхронность партнера по взаимодействию в жестах, мимике, позах тела.

Интеракция и коммуникация

Общение как интеракция содержит в себе воспитательную, регулирующую, оценивающую функции и позволяет людям организовывать свою совместную деятельность с достижением поставленных целей. Коммуникация тесно связана с интеракцией, является одной из ее составляющих наравне с перцепцией (восприятием) и опирается на те же механизмы (вербальные, невербальные) в процессе общения. Отличия коммуникации от интеракции:

  1. Коммуникатором может являться не только человек, но и средства СМИ, любая знаковая система (дорожные знаки) книги.
  2. Цель коммуникации – передача информации, без возможного получения обратной связи (чувства, мнения других могут не учитываться)

Интеракция и манипуляция

Интеракция в общении — это всегда взаимное влияние друг на друга. В результате межличностного взаимодействия человек меняется, обогащается смыслами. Часто, в процессе общения не обходится без манипуляций. В современном мире манипулятивные техники, как инструмент влияния распространены в бизнесе, потребительском рынке. Манипуляции, в отличие от интеракций предполагают:

  • скрытое управление человеком против его воли (суггестия, наведение транса);
  • постановка партнера, собеседника в зависимое положение (игра на чувствах страха, вины или желаниях)
  • использование в речи лести и заискивания.
Статьи по теме:
Речевой этикет и вежливость в деловом общенииРечевой этикет является системой правил поведения в разговорах. Принято выделять определенные манеры общения в официальных, деловых беседах. Своя специфика коммуникации есть даже в интернете. Быть интересным для окружающих можно, зная простые законы.О чем можно поговорить с парнем — лучшие темы для разговораПри встрече важно знать, о чем можно поговорить с парнем, особенно если есть желание продолжить общение. Тема его личных интересов и хобби – в приоритете, но и на отвлеченные предметы тоже не возбраняется подискутировать, обсудив домашних питомцев, кино и музыку.
Критика — что это такое и как правильно критиковать?Критика сопровождает человека с самого детства. Родители говорят ребенку, что хорошо, а что плохо. Конструктивная помогает развиваться, деструктивная — снижает самооценку. Важно уметь правильно озвучивать свои суждения и реагировать на мнение других. Активное слушание — правила и техника методаАктивное слушание (эмпатическое) – техника, включающая в себя несколько приемов и принципов, которые помогают слышать собеседника, вызывать его расположение и доверие. Методика используется в психологии, торговле и для решения семейных проблем.
25kommentarii_lishnie_0.jpgОбъявления для соседей: 25 фото, читая которые вы прослезитесь от смеха3nataliya_ogryzko_0.jpgЖелезные леди: 7 шокирующих преображений женщин после «качалки»5_veshchey_kotorye_dlya_russkih_zhenshchin_norma.jpg5 вещей, которые для русских женщин норма, а для восточных — дикость10_produktov_kotorye_ochen_pohozhi_na_chelovecheskie_organy_0.jpeg10 продуктов, которые очень похожи на человеческие органы
Слабонервным не смотреть: безумцы с тату на глазных яблоках!Слабонервным не смотреть: безумцы с тату на глазных яблоках!30 самых красивых котов и кошек, покоривших интернет30 самых красивых котов и кошек, покоривших интернет
Лолиты в хиджабах: японская субкультура покорила Ближний ВостокЛолиты в хиджабах: японская субкультура покорила Ближний ВостокВсе мы родом из детства, или как вернуть 10, 20 и даже 60 лет назад?Все мы родом из детства, или как вернуть 10, 20 и даже 60 лет назад?Художница 3 года переписывала Коран на шёлке золотыми чернилами!Художница 3 года переписывала Коран на шёлке золотыми чернилами!
Используемые источники:
  • https://psychologist.tips/4539-interaktsiya-v-psihologii-sut-i-vidy.html
  • https://communication_psychology.academic.ru/251/интеракция
  • https://srazu.pro/socializacia/interaktivnaya-storona-obshheniya.html
  • https://womanadvice.ru/interakciya-i-kommunikaciya-v-psihologii-sushchnost-i-vidy

Скажите что-нибудь