Гуманистический подход.

Гуманистическая психология – это особое направление, которое зародилось в 1960х годах в США. Она противопоставлялась безличному подходу к человеку, авторитарно-административному стилю воздействия. В качестве философской основы был выбран экзистенциализм.

kartinka-1.-chelovek.jpg

В направлении высшими ценностями считаются человек и его самосовершенствование

Что это за подход

В XX веке господствовали идеи бихевиоризма. Они рассматривали индивида с точки зрения зависимости от внешних стимулов. Специалисты направления полагали, что поведение человека мало чем отличается от поведения животных.

Гуманистический подход в психологии противопоставляется естественно-научному. В нем нет четких формулировок, он основывается на философских рассуждениях. Труды ученых эпохи Просвещения, восточные и религиозные системы, экзистенциальные работы философов позволили подойти к рассмотрению психики человека с иной стороны.

У направления нет единого основателя. К данному течению примкнул Маслоу, Роджерс и другие специалисты. В основе нового направления лежат убеждения, что человек обладает определенной степенью свободы от внешнего мира.

Важно! Наличие смысла и системы ценностей отличает людей от животных.

В отличие от психоанализа, взгляды гуманистических психологов более оптимистичны. Специалисты считали, что человек обладает способностью к развитию, творческим началом, активностью.

Экзистенциализм определяет постулат, что жизнь – это единый процесс становления и существования человека. Переживания на тему места в мире являются психологической реальностью.

Гуманистическое направление в психологии позволило сформировать новое течение в психотерапии. Появились человеко-центрированный подход, логотерапия. Многие техники остаются актуальными по сей день.

kartinka-2.-urok.jpg

В педагогике гуманистический подход позволил изменить отношение к ученикам с авторитарного на партнерский

Новые взгляды позволили изменить психологию. Направление приобрело особую популярность в 80-х годах прошлого века. Оно востребовано в западных странах.

Принципы

Психоанализ З. Фрейда — кратко и понятно

Основатели гуманистической психологии разрабатывали собственные теории, которые имели некие общие точки. Именно эти соприкосновения позволили выделить несколько принципов:

  1. Человек всегда стремится к развитию. У него есть врожденная потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствованию.
  2. Целостность – личность сложная открытая система.
  3. Гуманность – каждый индивид от природы свободный и добрый.
  4. Целевого детерминизма – особенности личности нужно изучать с учетом ее будущих стремлений.
  5. Активность – другой человек является отдельным живым существом, которое вправе выбирать, как поступать. Ни один психотерапевт не может сделать это за него, только помочь.
  6. Не экспериментальное исследование личности – человек должен рассматриваться как единая система, нельзя изучать отдельную часть его психики.
  7. Репрезентативность – исследовать можно только здоровых и полноценных индивидов.

Основоположниками гуманистического направления в психологии являются разные люди: Маслоу, Роджерс, Райх, Перзл и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие новой школы. Например, Райх разработал представления о том, что невысказанные эмоции приводят к появлению мышечных зажимов.

Мотивационная теория Маслоу получила широкое распространение в маркетинге. Ее основные идеи нашли практическое применение.

Сильные стороны

Гештальтпсихология — что это в психологии кратко

Не все психологи поддерживали новые взгляды. Многие относились к ним скептично из-за недостаточной доказательной базы. Со временем удалось выделить ряд преимуществ новой школы.

Гуманистическое направление влияет на все сферы жизни

Основное преимущество – это признание за человеком возможности управлять своей психикой. Приверженцы этого направления также уверены, что на индивида влияет окружающая среда. Представители школы смогли побороть множество стереотипов о психотерапии.

Например, миф о том, что у психолога ограниченный набор методов воздействия. С помощью гуманистического подхода человек может снять нервозность, улучшить свою жизнь.

Сторонники

Важные идеи были разработаны рядом специалистов. Один из основателей, Карл Роджерс, считал, что у каждого человека есть самоактуализация, т.е. тенденция к росту и развитию. Ученый сравнивал людей с растениями. Цветок не задается вопросом, нужно ли ему расти – он растет.

Реверсивная психология

Развитие происходит только при одном важном условии – работе я-концепции. Она формируется при взаимодействии с внешним миром. Иногда у человека расходятся представления о себе реальном и идеальном, конфликт этих частей приводит к включению психологической защиты.

Основа идей Роджерса – это ориентирование на проблемы индивида. Именно этот специалист предложил проводить сеансы в доверительной обстановке, указал на важность эмпатии. Ему пришлось изучать  защитные механизмы психики.

Маслоу тоже внес значительный вклад в развитие подхода. Его теория базируется на убеждении, что у каждого человека есть пирамида потребностей. В ее основе лежат базовые нужды: питание, утоление жажды, сон.

После реализации этих нужд начинается вторая ступень – безопасная. На ней человек удовлетворяет потребность  в здоровье, безопасности, стабильности. Далее индивид реализует нужду в признании, принадлежности, самовыражении.

Важно! Иерархия потребностей – это понятная система ценностей, которая позволяет человеку постепенно развиваться.

Франкл разработал теорию, которую назвал логотерапия. Ее предметом стала идея о том, что человек стремится найти смысл жизни. При отсутствии такой возможности индивид испытывает негативные чувства, фрустрацию.

Депрессия и апатия развиваются на фоне пропавшего смысла жизни

Райх изначально был приверженцем идей психоанализа, он был одним из учеников Фрейда. Со временем отказался от них и выработал свою теорию. В основе его учения лежало убеждение: проблемы, неврозы, подавленные эмоции приводят к мышечным зажимам. Исправить их можно с помощью специальных упражнений.

Определение проблемных мест тоже рассматривается Райхом. Для этого он разработал разные техники, которые учат человека прислушиваться к своим ощущениям.

Краткое перечисление идей основателей нового подхода позволяет лучше понять их новаторство. На сегодняшний день направление продолжает активно развиваться. Новые сторонники исходят из старых теорий, также они вырабатывают и новые взгляды.

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Практическое применение

Потенциальному клиенту бывает нелегко выбрать, к представителю какой школы ему стоит обратиться. Приверженец гуманистического подхода максимально подробно интересуется внутренним миром клиента.

Задача специалиста – работать с ощущениями конкретного человека. Для этого у психолога есть эмпатия, терпеливость, внимательность. Он работает с противоречиями я-идеального и я-реального, умеет тактично вести себя.

Основные положения гуманистического подхода нашли широкое применение в педагогике. С помощью техник учитель выстраивает отношения с учениками, помогает им развивать творческие способности.

Идеи Роджерса и Маслоу используются на психологических тренингах

Разноплановое применение гуманистических идей позволяет сделать направление очень популярным, особенно на западе. Его основные идеи используются и в других школах. Например, важность создания доверительной обстановки пошла от Роджерса.

Видео

В основе этого подхода лежит идея уникальной целостной личности, способной самостоятельно решать сложные жизненные проблемы. Заметим, что уважение к личности проявляется в признании ее права действовать самостоятельно, а также основано на вере в возможность самопределяющегося человека разобраться в сложностях планирования жизни и достижении им высоких целей.

При этом уникальность проявляется через непохожесть на других людей, а успех определяется тем, насколько данный человек неповторим, и, наоборот, если человек планирует свою жизнь по каким-то образцам и сценариям, то это рассматривается как отказ от творчества и своеобразная капитуляция перед сложными жизненными обстоятельствами. К сожалению, такая высокая требовательность к уникальности несколько оторвана от реальности, ведь многие люди довольствуются более скромными карьерными устремлениями и не всегда готовы быть подлинными творцами своей жизни (см. подробнее в гл. 1). Один из основателей гуманистического направления А. Маслоу отмечал, что на уровень самоактуализации (творческого отношения к жизни) могут претендовать не более 1% людей (Маслоу, 1982, с. 108-117).

Целостность личности предполагает, что все события прошлого, настоящего и предстоящего (планируемого) будущего имеют свою ценность. Даже если в прежней жизни человек совершал ошибки, их можно переосмыслить, сделать правильные выводы (поучиться на этих ошибках) и спланировать свою дальнейшую жизнь и карьеру более разумно и достойно.

Практика личностно ориентированной психотерапии (по К. Роджерсу и его последователям) накопила богатейший опыт индивидуальной и групповой работы, что можно было бы дополнительно осмыслить и использовать в профконсультировании. И все же некоторые авторы, рассматривая и сравнивая различные зарубежные теории личности, например Б. В. Зей- гарник (Зейгарник, 1982), отмечают значительный отрыв практики от реальных проблем социума. Нередко на психотерапевтических группах создается комфортная атмосфера (атмосфера «аквариума»), и участники как бы отгораживаются от всех жизненных проблем. Но группа заканчивается, а проблемы остаются. В итоге многие вновь стремятся на группу, где их так «любят и понимают», убегая от своих проблем. Так нередко формируется зависимость личности от группы и ее ведущего.

Вопрос в том, как увязать несомненно ценные достижения данного подхода с практикой профконсультирования и больше приблизить методы и технологии личностно ориентированной психотерапии к проблематике профессионального самоопределения?

Концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера во многом интегрировала достижения других подходов, но основана она на гуманистических идеях самореализации личности в труде, возможности влиять на развитие «я-концепции» через развитое самосознание личности. Было введено понятие «профессиональная зрелость» и выделены этапы ее становления. Другим важным понятием Д. Сьюпера является «карьерная адаптивность», в основе которой рассмотрение труда как ценности, расширение представлений о мире труда, готовность личности рефлексировать свое развитие, управлять собственной карьерой (делать осознанные выборы, строить планы) и осознавать последствия карьерных решений (Михайлов, 1975; Психология труда, инженерная психология и эргономика, 2015, с. 221222).

Интуитивистские подходы. Модели нетрадиционной помощи. В основе таких подходов лежит идея понимания и прочувствования ситуации самоопределения данного клиента. При рассмотрении рационалистического подхода (см. выше) были выделены некоторые факторы самоопределения, не поддающиеся строгому учету и просчету. Важно также добавить, что подобных факторов может быть огромное множество, и все они находятся в постоянной динамике, что исключает возможность строгого, поочередного их рассмотрения.

В лучшем случае речь может идти о выделении наиболее важных для данной ситуации факторов и их более детальное рассмотрение. Но даже при выделении этих наиболее важных факторов трудно бывает обойтись без интуиции, основанной на опыте как консультанта, так и клиента. Кроме того, выделение наиболее важных факторов часто предполагает целостное видение ситуации самоопределения, без учета всего жизненного контекста данного человека. Такое целостное видение невозможно, если мы все внимание концентрируем на множестве отдельных факторов, ведь, как известно, из отдельных мазков и красок общая картина не складывается (искусствоведы даже говорят, что если не известна история написания той или иной картины или литературного произведения, то оно так и останется не понятым). То же самое и в профконсультировании: только в контексте общей жизненной ситуации и анализа истории жизни клиента можно понять что-то очень важное и уже на этой основе спрогнозировать и спроектировать более успешную жизнь человека.

Как уже отмечалось, в основе успешных интуитивных выборов лежит предварительная рациональная работа, попытка осмыслить все нюансы самоопределения, а также определенный жизненный опыт (на уровне хорошего обобщения этого опыта) и консультанта, и консультируемого клиента.

Условно можно выделить следующие варианты {модели) нетрадиционной помощи, основанной на интуиции.

  • 1. Предварительная работа в рамках рационалистического подхода с последующим постепенным переходом к интуитивным обобщениям.
  • 2. Быстрое интуитивное решение проблемы клиента, часто основанное либо на богатом опыте профконсультанта (например, уже имеющего опыт рассмотрения подобных случаев), либо на опыте самого клиента (например, при его повторных выборах, когда клиент решил просто подстраховаться, обратившись к консультанту).
  • 3. Помощь, основанная на доверии к существующим схемам решения карьерных проблем, которые приняты в данной общности (близко к традиционалистским подходам). Например, в планировании карьерных перспектив многие исходят из того, что наиболее верным выбором будет ориентация на профессии юридического и экономического профиля, поскольку именно такие профессии позволят больше зарабатывать (мнения, популярные в России в 1990-е — 2000-е гг.).
  • 4. Варианты помощи, основанные па использовании экзотических идей и технологий. Например, отношение к профконсультированию как к астрологической процедуре и т.п. Надо признать, что при не очень высокой психологической культуре значительной части населения и некоторых психологов такие варианты остаются по-прежнему популярными. В работе с подобными людьми мы рекомендуем не осуждать или переубеждать их агрессивно, а наоборот, стремиться больше искать хоть какие-то точки соприкосновения и конструктивного взаимодействия. Для этого, возможно, следует многим профконсультантам, работающим с клиентами, подверженными экзотике, познакомиться с соответствующими (астрологическими, мистическими и т.п.) источниками и хотя бы на начальных этапах намекнуть клиенту о знакомстве с основами астрологии и некоторых мистических учений, естественно, после того, как сам клиент начнет говорить о своих увлечениях. Скорее всего, клиент проникнется к профконсультанту уважением и уже не станет доказывать, как эффективны астрологические прогнозы, что позволит консультанту сэкономить время и быстро перейти к настоящей профконсультации.

Активизирующие подходы. Здесь в основе лежит уважительное отношение к самоопределяющейся личности и вера в то, что человек захочет и сможет самостоятельно и осознанно решать свои профориентационные проблемы. Это приближает данный подход к гуманистическим традициям (см. выше). Активизация предполагает создание таких ситуаций взаимодействия с клиентом, которые провоцируют его на размышления и переживания, связанные с профессиональными выборами и карьерным планированием. Часто главным препятствием для подобных размышлений и переживаний бывают уже сложившиеся стереотипные представления и запреты на некоторые темы. Тогда, с помощью специальных активизирующих методов, клиент втягивается в деятельность, в рамках которой он вынужден решать определенные задачи (игровые, учебные и др.), предполагающие и размышления, и эмоциональное отношение к рассматриваемым проблемам и к самому себе.

Сомнения относительно неэтичности такого втягивания клиента в определенную деятельность снимаются опорой на принцип добровольности, когда любой клиент (или группа) всегда имеет возможность отказаться от участия в активизирующей процедуре. Использование активных методов дает клиентам определенный опыт более смелого и творческого рассуждения и своей будущей жизни, но при этом оставляет каждому возможность делать такие выборы, которые соответствуют его собственным представлениям об успехе. Это допускает и такие ситуации, когда выборы клиента могут вызывать сомнения у профконсультанта, который может эти сомнения обозначить, но ни в коем случае не должен навязывать клиенту более «правильные» решения. Соответственно, это предполагает также формирование у клиента особой ответственности за свои решения, что делает такого клиента реальным (ответственным) субъектом самоопределения.

Проблема лишь в том, что за короткое время такую ответственность вряд ли удастся сформировать, это требует длительной системной и комплексной профориентационной работы, хотя иногда активизирующие эффекты могут быть и довольно быстрыми, например, если клиент ранее сам неоднократно размышлял над сложностями самоопределения или его ближайшее окружение (родители, приятели, учителя или другие психологи) уже пытались озадачить данного клиента (более подробно об активизирующем подходе см. в гл. 1, 6 и 8). Примеры некоторых методов активизации профессионального и личностного самоопределения представлены в других наших работах (Пряжников, 20126, 2014а; Пряжникова, Пряжников, 2010 и др.).

Стратегии обмана и самообмана. Данные стратегии мы рассматриваем как нежелательные, хотя иногда нрофконсультантам приходится проводить и такую работу, например, если психолог-консультант работает в школе или в организации, где профориентационная работа (или профотбор) основаны на сомнительных идеях, в частности: ориентация на «показуху» и «хорошие отчеты», «охват» большинства школьников бестолковыми мероприятиями, «заманивание» школьников или выпускников школ через невыполнимые обещания (в условиях, когда во многих школах, колледжах и вузах недобор учащихся, от которых зависит финансирование), профотбор без учета реальных деловых качеств претендента (по указанию высшего руководства, через взятки или с использованием тестов с сомнительными и неадекватными нормами и т.п.).

Стратегия обмана часто ставит профконсультанта перед выбором: кого обманывать, доверившихся клиентов или руководство своей организации?

Если обманывать клиентов, то такой обман свидетельствует о личностных деструкциях и деградации самого консультанта (см. подробнее в гл. 5). Если обманывать руководство в своих «правильных» отчетах, т.е. риск быть наказанным или уволенным. На основании своего опыта участия в «вынужденном» обмане, когда нам еще в начале 1980-х гг. приходилось агитировать учащихся поступать на непривлекательные специальности СГПТУ и предприятия (тогда такие указания исходили сверху), мы можем сказать следующее. Руководство организации, где мы работали, прекрасно понимало нелепость такой работы и догадывалось, что реально мы такой агитацией не занимались, а просто правдиво рассказывали учащимся обо всех плюсах и минусах разных вариантов выбора. Но при этом нас не наказывали, и все потому, что в отчетах мы рапортовали так, как положено, а на деле (о чем, естественно, не говорили) работали так, как считали нужным. Таким образом, даже в условиях вынужденного обмана можно сохранять профессиональное самоуважение. Плохо, когда профконсультант быстро и некритично проникается любыми директивами сверху и начинает ревностно их исполнять, хотя мог бы осторожно компенсировать нелепость таких директив в своей реальной работе (см. подробнее в гл. 5).

Самообман в профкоисультироваиии предполагает личностное принятие и самооправдание профконсультантом сомнительных вариантов своей работы с клиентом. При этом консультант изначально может и понимать недопустимость такой работы, но боится что-либо изменить (или руководствуется корыстными интересами, считая, что, обманывая клиентов, можно получать большие гонорары). Но поскольку долго находиться в состоянии моральной неполноценности трудно, многие начинают оправдывать свои действия. Замечена даже закономерность в таких оправданиях: чем образованнее и умнее консультант, тем проще ему обмануть и успокоить самого себя (благодаря гибкому интеллекту, способному все «вывернуть наизнанку»). Условно можно привести следующие варианты самооправданий:

  • 1) клиент все равно примитивен, поэтому его не жалко;
  • 2) я действую так, как многие другие консультанты;
  • 3) раз клиент доволен даже моими сомнительными действиями и рекомендациями, то у меня нет оснований винить себя;
  • 4) если я буду работать честно, есть риск быть наказанным или уволенным (а также риск «эмоционального выгорания», излишних переживаний и т.п.).

Можно также привести некоторые обобщенные примеры вариантов самообмана в профконсультироваиии.

  • 1. Директивное консультирование, наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но про себя думает: «Все равно ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки». При этом клиент бывает очень доволен, что работает с таким «знающим» и «приятным» специалистом.
  • 2. Игра в «терапию». Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после которой подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней». Однако в целом подросток доволен, и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»).
  • 3. Деструктивно-рекомендательный вариант выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом самому (типично для начинающих профконсультантов).
  • 4. Адаптивно-манипулятивный вариант. Главная проблема здесь заключается в том, как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случаях, когда клиент или его мама уже сделали для себя какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (приход к специалисту — это скорее подтверждение своей правоты и, одновременно, перенесение ответственности на психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).
Используемые источники:
  • https://srazu.pro/teoriya/gumanisticheskaya-psixologiya.html
  • https://studme.org/109321/psihologiya/gumanisticheskiy_podhod